20.10.2019

Невроз: cимптомы и лечение. Патогенетическая концепция неврозов Список использованной литературы


Невроз (от греч. neuron - волокно, нерв) или невротическое расстройство - нервное заболевание, которое является функциональным, но часто имеет физически болезненные последствия. Оно является выражением неспособности человека справиться с требованиями повседневной жизни, его "бегством в болезнь".

Невроз -- состояние постоянного внутреннего конфликта между собственными потребностями и невозможностью их удовлетворения. Это неспособность творчески приспособиться к среде, чтобы обеспечить себе исполнение желаний, хорошее настроение и самочувствие, ощущение собственной успешности и реализованности. Это постоянная тревога и беспокойство, неверие в свои силы, возможности, таланты. Это отказ, данный самому себе в важности и значимости собственного внутреннего мира.

Многообразие теорий неврозов, говорит нам о тщательном и все стороннем изучении этих психогенных расстройств. Различные авторы предлагают нам свои виденья данной проблемы.

Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов З. Фрейда.

З. Фрейд сосредоточил свое внимание на проявлениях невротических расстройств, считая, что их возникновение не является случайным и каждый симптом имеет для пациента особый смысл. При этом смысл симптома «всегда и везде» неизвестен больному, скрыт от него, являясь производным бессознательных процессов, так как «из сознательных процессов симптомы не образуются». «Невротические симптомы, - писал он, - по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются. Они представляют собой заместитель того, что не осуществилось... и было вытеснено из сознания». Их основой является чрезмерная фиксация на определенном отрезке прошлого из жизни конкретного человека, невозможность освободиться от него, стремление «спрятаться» от проблем. Именно аффективная фиксация на определенной фазе прошлого определяется наиболее существенной характеристикой невроза. Механизмом же является вынужденный отказ человека от удовлетворения его сексуальных желаний, связь либидо с их инфантильными сексуальными переживаниями, что может быть изображено в виде этиологического уравнения неврозов (рисунок 1.1):

Рисунок 1.1 Этиологическое уравнение неврозов

По мнению З. Фрейда, при нормальной сексуальной жизни не может быть актуального невроза. При этом невротизирующий механизм начинает формироваться в раннем детстве (обычно в первые три года жизни), когда у ребенка появляется ряд сексуальных влечений, которые он расценивает как запретные, недозволенные. В процессе воспитания ребенок узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются, не допускаются им до сознания, вытесняясь так называемой цензурой в бессознательную сферу. Таким образом, формируются комплексы, углубляющиеся по мере взросления и формирующие готовность к невротическим симптомам. Последние могут возникать тогда, когда «энергия вытесненного сексуального влечения» не переводится (не сублимируется) в иные допустимые «цензурой» виды деятельности.

Ноогенная теория неврозов В. Франкла.

Основой неврозогенеза в соответствии с представлениями В. Франкла является не психогения, а экзистенциальная фрустрация (вакуум), когда человек в силу разнообразных причин утрачивает «смысл жизни», когда блокируется его стремление к отысканию конкретного смысла в личном существовании (воля к смыслу). Автор назвал данную разновидность неврозов - ноогенной (от греческого «ноос», означающего разум, дух, смысл). Ноогенные неврозы возникают не из конфликтов между влечениями и сознанием, а из конфликтов между различными ценностями (моральные конфликты), из духовных проблем и, в первую очередь, из-за утраты осмысленности существования.

Ноогенная теория неврозов расходится с психоаналитической в том, что не ограничивается и не замыкается на инстинктивной деятельности человека и его бессознательных процессах, а анализирует духовные реальности. Она фокусируется на потенциальном смысле существования, на осознании человеком, к чему он действительно стремится «в глубине души», на актуализации ценностей. Для определения ноогенного неврозогенеза В. Франкл нередко использовал высказывание Ницше о том, что «тот, у кого есть для чего жить, может выдержать почти любое как».

Теория «невротических наклонностей» К. Хорни.

Сущностью невроза, по мнению К. Хорни, является невротическая структура характера, а его центральными звеньями - невротические наклонности, каждая из которых составляет своеобразное ядро этой структуры внутри личности, и каждая из этих подструктур тесно взаимодействует с другими подобными подструктурами. При этом невротические наклонности порождают не только специфичную тревожность, но и «специфические формы поведения, специфический образ «Я» и специфическое представление о других людях, специфическую гордость, специфическую форму уязвимости и специфические внутренние запреты».

Разделяя неврозы на «простые ситуативные» и «неврозы характера», К. Хорни писала о том, что «патогенный конфликт, подобно вулкану, спрятан глубоко внутри человека и неведом ему». Вследствие чего понимание невроза невозможно без прослеживания его глубинных корней - невротических наклонностей. Автором выделяется десять патогенных невротических наклонностей, которые она отличает от сходных «нормальных» наклонностей, не приводящих к невротическому конфликту и невротическим симптомам. Их отличительной сущностью К. Хорни считает иллюзорность, карикатурность, лишенность свободы, спонтанности, смысла и утилитарную нацеленность на безопасность и решение всех проблем. К невротическим наклонностям, по мнению К. Хорни, относятся (таблица 1.1) :

невротическое расстройство стрессоустойчивость воображение

Таблица 1.1

Десять невротических потребностей

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию.

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все.

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим.

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.

5. В эксплуатировании других

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся.

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.

Основой неврозогенеза, по мнению К. Хорни, чаще всего становится конфликт нескольких невротических наклонностей, когда следование одним наклонностям будет постоянно препятствовать осуществлению противоположных, В такой ситуации человек «заходит в тупик» и, даже несмотря на самостоятельные поиски путей компромисса, невротическая структура характера не позволит ему разрешить невротический конфликт наклонностей. Это обусловлено тем, что, как правило, по мнению К. Хорни, невротик даже не подозревает, что именно эти невротические наклонности являются движущими силами в его жизни. Становление же их самих является продуктом еще более ранних расстройств, конфликтов, которые имели место в человеческих взаимоотношениях.

Экспериментальные неврозы. И. П. Павлов.

Значительную роль в изучении патофизиологических механизмов и сущности неврозов сыграли исследования И. П. Павлова и его учеников. Особенно много ценных фактов при изучении биологических механизмов было получено при создании экспериментальных моделей неврозов.

При этом были установлены следующие наиболее важные положения: неврозы скорее и легче возникают у животных со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Под влиянием тех или иных ослабляющих организм воздействий неврозы могут возникнуть и у животных с уравновешенным типом нервной системы. Основные нарушения при экспериментальных неврозах выражаются в ослаблении нервных процессов, дезорганизации их и появлении гипнотических фазовых состояний. Кроме того, было показано, что в эксперименте можно создать особые патологические пункты в коре головного мозга, которые отличаются инертностью, застойностью тормозного или раздражительного процесса. Выраженные функциональные нарушения нервной деятельности у животных с экспериментальными неврозами нередко влекут за собой появление ряда соматовегетативных отклонений (нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций пищеварения, дыхания, выделения и др.). Естественно, что данные, полученные в эксперименте на животных, не могут быть безоговорочно перенесены при анализе неврозов у человека. Учитывая наличие лишь у человека второй сигнальной системы и ее роль в возникновении неврозов, И. П. Павлов к чисто человеческим неврозам относил истерию и психастению. Известно также, что И. П. Павлов на основании соотношении сигнальных систем разделял всех людей на три основных типа высшей нервной деятельности: художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы над второй, мыслительный с преобладанием второй сигнальной системы над первой и средний тип - с уравновешенностью первой и второй сигнальных систем. Практически у любого человека с тем или иным типом нервной системы, оказавшегося в чрезмерно трудной ситуации, может наступить срыв высшей нервной деятельности, возникнуть невроз.

Таким образом, неврозы зависят от исходного типа нервной системы. Так, люди «художественного типа», очень эмоционально воспринимающие действительность, более склонны к истерии; «мыслительного типа» - к неврозу навязчивых состояний, а среднее между ними - к неврастении.

Под неврозом И. П. Павлов понимал длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре полушарий большого мозга действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей. В павловской концепции неврозов существенны, во-первых, психогенное возникновение срыва высшей нервной деятельности, что намечает границы между неврозами и обратимыми расстройствами непсихогенной природы, во-вторых, связь клинических форм неврозов с типами высшей нервной деятельности, что позволяет рассматривать классификацию неврозов не только с клинической, но и с патофизиологической точки зрения.

Клиническая патогенетическая теория неврозов человека В. Н. Мясищева.

В. Н. Мясищев разработал клиническую патогенетическую теорию неврозов человека, которая объясняет их возникновение и течение. Понимание невроза основывается на синтезе конкретно-исторических условий развития человека, обусловленных ими особенностей его личности, взаимоотношений ее с людьми и реакций на трудные обстоятельства в актуальной ситуации. Этот подход опирается на данные психологии, физиологии и патофизиологии высшей нервной деятельности человека. Не просто конфликт с людьми и жизненные трудности, а вместе с тем и неумение правильно разрешить эти трудности были положены в основу понимания невроза и его патогенеза.

Для невроза как психогенной болезни личности исходным и определяющим является нарушение отношений, из которого вытекают нарушение переработки и расстройство психических функций в зависимости от того, как личность перерабатывает или переживает действительность. Поскольку патогенность внешних обстоятельств жизни проявляется лишь в сочетании с соответствующим значимым отношением к ним, то имеет значение не столько объективная трудность проблемы, сколько субъективное отношение к ней. Определяющую роль в патогенезе невроза играет психологический, то есть внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения.

Теория антиципаций В. Д. Менделевича.

В последние десятилетия, благодаря работам отечественных психологов стала активно разрабатываться проблема вероятностного прогнозирования и антиципации. Под антиципацией понимается способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции, поведение и переживания. Вероятностное прогнозирование - это способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информации о соответствующем имеющемся опыте и на основании этого сопоставления строить предположение о предстоящих событиях, приписывая им степень достоверности. Отличие антиципации от вероятностного прогнозирования достаточно условно и заключается в том, что вероятностное прогнозирование можно обозначить как математическое разнесение вероятностей, а антиципация включает в себя еще и деятельностный аспект - разработку человеком стратегии собственного поведения в разновероятностной среде.

Значимая информация может стать патогенной для личности и вызвать невроз. Не менее важным параметром неврозогенеза следует признать спрогнозированность значимой ситуации и создание человеком "отходных путей" в случае трагического или нежелательного стечения обстоятельств. Именно анализу параметра спрогнозированности жизненных событий, приводящих человека к неврозу, был посвящен целый ряд исследований. Как показали клинические исследования, события, вызвавшие невроз оказались неожиданными для 62,7% больных неврозами, 12,0% пациентов предполагали, что "подобное могло произойти", но "не придавали значения своим размышлениям о будущем", а 25,3%, ретроспективно оценивая неожиданность ситуации, указали на тот факт, что "всегда думали, что самое тяжелое (к чему относилось и психотравмирующее событие) "обязательно произойдет" с ними. То есть можно говорить о том, что для подавляющего большинства больных, которые после психотравмы заболели неврозом, событие, вызвавшее заболеванием оказалось неспрогнозированным.

Как показывают клинические наблюдения и патопсихологические эксперименты у больных неврозами преобладает моновариантный тип вероятностного прогнозирования. Он заключается в том, что пациент прогнозирует лишь один субъективно высоковероятный вариант исхода событий, исключая любые иные. Кроме моновариантного варианта вероятностного прогнозирования типичным для больных неврозами оказался поливариантный тип вероятностного прогнозирования, когда прогноз больного растворяется в большом числе предлагаемых вариантов развития событий. В отличие от больных неврозами, "неврозоустойчивая личность" склонна выдвигать два-три высоковероятных варианта развития события, подготавливая программу поведения как в случаях желанного, так и нежеланного исхода.

Буквально же, теорию антиципаций можно охарактеризовать как неспособность человека предвидеть для себя неблагоприятный исход событий.

Теория и техника психоанализа базируется, в основном, на клинических данных, полученных при изучении неврозов. Хотя в последние годы наметилась тенденция расширять рамки психоаналитических исследований, включая нормальную психологию, психозы, социологические и исторические проблемы, наши знания в этих областях не прогрессировали так далеко, как наше понимание неврозов (A. Freud, 1954; Stone, 1954). Клинические данные по неврозам все еще снабжают нас наиболее достоверным материалом для формулирования психоаналитической теории. Для того, чтобы понять теорию психоаналитической техники, читателю необходимо иметь определенные знания по психоаналитической теории невроза. "Лекции по введению" (1916-17) Фрейда и работы Нунберга (1932), Феничела (1945), Уайдлера (1960) – великолепные источники для этого. Здесь же я только намечу основные моменты, которые я считаю наиболее важными теоретическими посылками для понимания техники.

Психоанализ утверждает, что психоневрозы базируются на невротическом конфликте. Конфликт ведет к обструкции/разрядке инстинктивных побуждений, что кончается состоянием "будь я проклят". Эго становится все менее способным справляться с усиливающимися напряжениями и в конце концов оказывается подавлено. Непроизвольные разрядки в клинике проявляются как симптомы психоневроза. Термин "невротический конфликт" используется в единственном числе, хотя всегда имеется более чем один важный конфликт. Привычка и условность заставляют нас говорить о единственном конфликте (Colby, 1951).

Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, отвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию.

Временами клинический материал показывает конфликт между двумя инстинктивными потребностями, например, гетеросексуальная активность может быть использована для предотвращения гомосексуальных желаний. Анализ покажет, что может быть использовано в таком случае как гетеросексуальная активность для целей защиты, чтобы избежать болезненных ощущений вины и стыда. Гетеросексуальность, в данном примере, выполняет требования Эго и находится в оппозиции запретному инстинктивному побуждению, гомосексуальности. Следовательно, формулировка, что невротический конфликт есть невротический конфликт между Эго и Ид, по-прежнему, в силе.

Внешний мир также играет важную роль в формировании невроза, но и здесь конфликт должен быть определен как внутренний конфликт между Эго и Ид, результатом чего является невротический конфликт. Внешний мир может вызвать инстинктивные искушения и ситуации, от которых, видимо, следует уклониться, т.к. они несут с собой опасность какого-то наказания. В результате мы будем иметь дело с невротическим конфликтом, если инстинктивные искушения или опасность будут заблокированы от сознания. Конфликт с внешней реальностью становится, таким образом, конфликтом между Ид и Эго.

Супер-эго играет более сложную роль в невротическом конфликте. Он может войти в конфликт на стороне Эго или Ид, или на стороне и того, и другого. Супер-эго - это та инстанция, которая делает инстинктивное побуждение запретным для Эго. Именно Супер-эго заставляет Эго чувствовать себя виноватым даже за символическую и искаженную разрядку; поэтому сознательно она ощущается весьма болезненно. Супер-эго также может войти в невротический конфликт, став регрессивно-реинстинктуализированным, из-за чего возникает тенденция укорять себя. Пациент, подавленный виной, может быть затем загнан в ситуации, вновь и вновь заканчивающиеся болью. Все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома (cM.Fenichel, 1941,Chapt. II; 1945, Chapt. VII, VIII; Waelder, 1960 и дополнительный список литературы).

Ид все время стремится к разрядке, оно будет пытаться получить некоторое частичное удовлетворение путем использования производных и регрессивных выходов. Эго, для того, чтобы потакать требованиям Суперэго, должно искажать даже эти инстинктивные дериваты так, чтобы они появлялись в замаскированной форме, едва узнаваемой как инстинктивная. Тем не менее, Супер-эго заставляет Эго чувствовать себя виноватым, и искаженная инстинктивная активность вызывает боль различными способами. Это ощущается как наказание, но никак не удовлетворение.

Ключевой фактор в понимании патогенного выхода невротического конфликта - это необходимость для Эго постоянно тратить энергию в попытках не допустить опасные тенденции к сознанию и моторике. В конечном счете это приводит к относительной недостаточности Эго, и производные первоначального невротического конфликта переполняют истощенное Эго и прорываются в сознание и поведение. С этой точки зрения психоневроз может быть понят как травматический невроз (Fenichel, 1945). Относительно безобидный стимул может возбудить какое-нибудь побуждение Ид, которое может быть связано с инстинктивным резервуаром "будь я проклят". Истощенное Эго не в состоянии выполнять свои охранные функции, оно переполняется до такой степени, что вынуждено дать некоторую разрядку инстинктивным побуждениям, причем такая разрядка будет замаскирована и искажена в своем проявлении. Эти замаскированные, искаженные непроизвольные разрядки проявляются в клинике как симптомы психоневроза. Позвольте мне проиллюстрировать это относительно простым клиническим примером.

Несколько лет назад молодая женщина, миссис А., пришла для лечения в сопровождении своего мужа. Она пожаловалась, что не состоянии выходить из дома в одиночку и чувствует себя в безопасности только с мужем.

Кроме того, она пожаловалась на страх обморока, страх головокружения, боязнь недержания. Эти симптомы появились совершенно внезапно почти полгода назад, когда она была в косметическом кабинете.

Анализ, продолжавшийся несколько лет, показал, что фактическим толчком для внезапного появления фобий у пациентки было то, что ее причесывал мужчина косметолог. В конце концов мы смогли обнаружить факт, что в тот момент она вспомнила, как ее причесывал отец, когда она была маленькой. В тот день она пошла в парикмахерскую в приятном предвкушении свидания с отцом, который собирался нанести первый визит молодоженам после их свадьбы. Он собирался остановиться в их доме, и она была переполнена восторгом, это она сознавала. Бессознательно же она чувствовала себя виноватой за любовь к отцу и преобладающую неосознанную враждебность по отношению к мужу.

Очевидно, такое безобидное событие, как причесывание волос, возбудило старые сильные инцестуозные стремления, враждебность, вину и тревогу. Короче говоря, миссис А. должна была быть в сопровождении мужа, чтобы быть уверенной, что он не убит ее пожеланиями смерти. Кроме того, его присутствие предохраняет ее от рвущейся наружу сексуальности.

Страхи обморока, головокружения, недержания были символическими представителями потери морального равновесия, потери самоконтроля, т.е. страхом запятнать свой хороший характер, унизиться, потерять свое высокое положение. Симптомы молодой женщины связаны с приятными телесными ощущениями так же ясно, как и с инфантильными фантазиями наказания. Я полагаю, что можно сформулировать события следующим образом: причесывание волос возбудило репрессированные импульсы Ид, которые привели ее к конфликту с Эго и Супер-эго. Несмотря на отсутствие очевидных невротических симптомов, предшествовавших неожиданному появлению фобий, имелись признаки того, что ее Эго уже относительно истощено, а ее Ид испытывает необходимость в адекватной разрядке. У миссис А. годами были бессонницы, ночные кошмары, нарушения сексуальной жизни.

В результате фантазии, вызванные причесыванием волос, увеличили напряжение Ид до такой степени, что оно прорвало инфантильные защиты Эго, и появились непроизвольные разрядки, что привело к формированию острого симптома.

Следует сразу отметить два дополнительных момента, хотя дальнейшее рассмотрение будет отложено. Эго пытается справиться с запретными или опасными побуждениями Ид, прибегая к различным защитным механизмам, имеющимся в его распоряжении. Защиты могут быть успешными, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных напряжений. Они становятся патогенными, если большое число либидозных или агрессивных побуждений исключены из контакта с остальной частью личности (A.Freud, 1965). В конечном счете, то, что репрессировано, приобретает форму симптомов

Невроз взрослого человека построен вокруг ядра из его детства. Случай миссис А. показывает, что ее сексуальные чувства были зафиксированы на детском образе ее отца, и сексуальность сейчас так же запретна, как и в детстве. Хотя миссис А. преодолела свой детский невроз в достаточной мере для того, чтобы эффективно действовать во многих областях жизни, она остается невротически регрессировавшей во всем, что касается генитальной сексуальности. Фобии ее детства и тревоги по поводу тела вернулись в ее взрослом неврозе. (Единственный невроз, не имеющий базы в детстве – это истинный травматический невроз, который чрезвычайно редок. Он часто смыкается с психоневрозом.) (Fenichel, 1945).

Психоанализ возник в рамках медицины и является детищем медика. Впрочем, то обстоятельство, что психоанализ изначально был представлен в виде клинической теории, а необъятный багаж психоаналитических наблюдений, знаний и алгоритмов толкования предназначался для осмысления причинной обусловленности и сущности «душевных заболеваний», продиктовано и другими теоретическими и практическими мотивами.

Нельзя забывать о том, что Фрейд, отказавшись от подхода к наблюдению, практиковавшегося в рамках соматической медицины, совершил революционный переворот. По мнению Фрейда, определенные симптомы, черты характера и манера поведения, совокупность которых принято именовать «неврозами», не являются «заболеваниями», обусловленными соматическими патологическими процессами, а представляют собой результат особой психологической переработки интраисихических конфликтов.

Психодинамика, лежащая в основе невротической симптоматики, а также соответствующие защитные механизмы в известной степени характерны и для «нормального» человека в обычных условиях. Между «нормальным» и «патологическим» состояниями невозможно провести четкую демаркационную линию, поскольку представление об их полярности — не более чем условность. Благодаря психоаналитическим открытиям поверхностное педантичное описание внешних проявлений болезни сменилось анализом куда более значимой психической динамики.

В конце XIX века, когда истерия еще считалась неврологическим заболеванием, создавались монументальные монографии, бесчисленные главы которых были посвящены описанию отдельных форм заболевания (сообразно с поражением той или иной части тела, мизинца, органов дыхания или зрения, вызванных этой «неврологической аффектацией»). Между тем Фрейду уже в 1895 году удалось в куда более компактной статье охарактеризовать сущность «расстройства», лежащего в основе всех этих разновидностей болезни.

Однако ни совершенствование и успешное применение психоаналитической теории на практике в сфере медицины и во многих других областях человеческой деятельности, ни решительная переориентация теории с учетом психодинамического характера психических и психосоматических заболеваний не смогли создать условия для упразднения нозологического понятия болезни, и объясняется это не только желанием сохранить верность традиции.
Сенсационные открытия в области психогенеза так называемых неврозов и пополнение багажа медицинских и иных знаний за счет новых сведений, добытых психоаналитическим способом, не послужили доказательством того, что систематическая типология является излишней. Несмотря на значительные трудности, попытки создания систематической психоаналитической клинической теории предпринимаются с прежней энергией. В ходе полемики по поводу «специфичности» отдельных конфликтов или структуры характера (то есть их принадлежности к определенной симптоматологии, определенному психосоматическому синдрому), которая разгорелась впоследствии в рамках психоаналитической психосоматики, выяснилось, что даже при классификации исключительно психических заболеваний (психоневрозов, психозов, равно как и промежуточных расстройств) решить эту проблему достаточно трудно.

З а щ и т а о т с и м п т о м о в

Для эго невротический симптом - это новый болезненный опыт.
Реакция эго на этот опыт зависит от его силы и развития.
Совсем слабое эго пассивно и не противостоит неожиданному болезненному опыту, производящему травмирующий аффект.
Затем эго научается защищаться от болезненных переживаний простым их отрицанием или с помощью других механизмов защиты.
Защита осуществляется по паттерну первичного суждения: все болезненное следует "выплевывать".
В период пассивно-рецептивного приспособления эго реагирует на боль только криком о помощи.

Зрелое эго, наоборот, руководствуется принципом реальности и признает болезненный опыт.
Это позволяет избегать болезненных переживаний или реагировать на них адекватно, воспринимая неизбежную боль как относительно безвредную или даже полезную.

При образовании невротических симптомов эго находится почти в том же положении, как и при первом эмоциональном приступе.
Симптомы и эмоциональные приступы схожи, поскольку и те, и другие болезненны и чужды эго, но возникают внутри собственной личности.
Сначала эго разрушается эмоциональными приступами, потом пытается от них защититься, наконец, научается преодолевать архаические типы реагирования, активно овладевая аффектами и используя их в собственных целях.

Невротики представляют собой индивидов, склонных возвращаться к архаическим паттернам реагирования.
Поэтому зрелые попытки активно овладеть невротическими симптомами встречаются намного реже, чем в случаях отношения к аффектам.
Такие попытки предполагают: способность обучаться и модифицировать поведение на рациональной основе, умение классифицировать текущие события в соответствии с прошлым опытом.
Невротикам недостает именно этих навыков, они склонны к ригидному реагированию по инфантильным образцам.
Патологические формы реагирования на симптомы: обескураженность, формирование защиты, требование внешней помощи - имеют место намного чаще, чем рациональная адаптация.

Все невротики склонны к регрессии.
Когда индивид чувствует себя несчастным, а собственную активность недостаточной, возобновляется прежнее желание помощи извне.
Они реагируют на появление симптомов увеличением своих нарциссических потребностей и, следовательно, усилением конфликтов вокруг этих потребностей.

Конечно овладение симптомами никогда не бывает всецело успешным.
Овладеть - значит справиться с навязавшимся возбуждением посредством разрядки, связывания и разработки.
Пока отвергнутое влечение действует на бессознательном уровне, овладение не завершено.
Ведь, по определению, бессознательное активность отвергнутого влечения и составляет невроз.

О п а т о л о г и ч е с к и х ч е р т а х х а р а к т е р а

В классических неврозах интегрированная личность неожиданно теряла равновесие из-за неадекватных действий и побуждений.
При лечении современных неврозов приходится иметь дело не с личностью, целостной до некоего инцидента, а скорее с личностью, надломленной, уродливой или, во всяком случае, настолько вовлеченной в болезнь, что трудно провести границу между ней и собственно симптомом.

Формула невроза как состояния, в котором нечто отвергнутое прорывается в чуждой эго форме, больше не верна, поскольку эта форма часто не является чуждой.
Выработка защиты иногда более очевидна, чем ее неудача.

Некоторые невротические свойства характера на первый взгляд представляются приспособлением к неврозу, попыткой извлечь пользу из невротического состояния.
Черты характера этого рода являются вторичной разработкой невротических симптомов, встречающихся главным образом при тревожной истерии в детском возрасте.
Невротический характер, сформировавшийся подобным путем, служит защитой от последующих симптомов, но может быть и основой, на которой возникают новые невротические симптомы.

Первоначально невроз представляет собой нарушение приспособления, нечто происходящее независимо от эго и помимо его воли.
...предпринимаются вторичные попытки приспособления, направленные на ликвидацию изначального нарушения и предотвращения последующих расстройств.
Эти попытки ограничивают свободу и гибкость эго.
...конструкции подобного рода встречаются как укорененные в характере паттерны избегания "опасных ситуаций", а также контрфобические установки на преодоление страхов.
У компульсивных невротиков - это реактивные образования, предназначенные для подавления первоначальных влечений.

Такие паттерны представляют собой ригидные, раз и навсегда установившиеся образования.
Острое противоборство с влечениями избегается благодаря ограничению гибкости эго, которое "затвердевает" в целях защиты от нежелательной внешней и внутренней стимуляции.
В крайних случаях ригидность тотальна.
В менее экстремальных случаях сохраняется относительная эластичность: ригидное поведение проявляется при беспокойстве, а в условиях покоя и наслаждения наступает частичная релаксация.

Но всех этих пациентов в большей или меньшей степени ограничивают их защитные меры.
Они попусту расходуют энергию на постоянные контркатексисы и из-за ограничений становятся неспособны к полноценной дифференциации, поэтому реагируют на внешние стимулы только определенными паттернами, жертвуя живостью и эластичностью.

Вместо живого конфликта между влечениями и защитой у них обнаруживаются застывшие остатки прежних конфликтов.

Ч т о т а к о е х а р а к т е р?

Концепция характера имеет явно больший масштаб, чем "модусы защиты, укорененные в характере",
Эго не только защищает организм от внешних и внутренних стимулов, блокируя его реакции, но также фильтрует и организует стимулы и побуждения, позволяя одним влечениям прямое выражение, а другим - проявляться в несколько измененной форме.

Многие свойства характера нельзя отнести к защитам.
Но ни одно из свойств характера не свободно от влияния инстинктивных конфликтов.
Не существует приспособления вне запросов индивида к внешнему миру.
"Эго-установки" и влечения не только соразмерны, но... среда превращает влечения в эго-установки.

Характер как привычный способ гармонизации внутренних потребностей и внешнего мира составляет функцию постоянной, организованной и интегрированной части личности, которой является эго.
На самом деле эго определяется как часть организма, регулирующая коммуникацию между влечениями и внешним миром.

Термин "характер" выделяет привычную форму реагирования, ее относительное постоянство.
...относительное постоянство реагирования зависит от ряда факторов: отчасти от унаследованной конституции эго, отчасти от природы влечений, против которых направлена защита, в большинстве же случаев к особой установке индивид принуждается внешним миром.

Если эго не полностью развито или отступило к ранним стадиям развития, привычный способ реагирования, названный характером, тоже будет архаичным.

Эго играет роль "посредника" между организмом и окружающей средой и соответственно различается в разной среде, представляя в значительной степени смешение ранних идентификаций.
Таким образом, природа эго варьирует в зависимости от свойств идентификационных моделей.

К л а с с и ф и к а ц и я ч е р т х а р а к т е р а

Свойства характера представляют собой компромиссы между влечениями и силами эго, которые пытаются направить, организовать или заблокировать эти влечения.
Некоторые свойства настолько явно позволяют удовлетворение влечения, что их предназначение понятно и без психоанализа.
Но большинство свойств предназначено для овладения влечениями, даже для их отрицания и подавления, т.е. служат защите от угрозы влечений.

Согласно динамическому критерию, черты характера подразделяются на подавляющие изначальные влечения и служащие их разрядке.
Фрейд отверждал: "Черты характера или подменяют исходные побуждения, являясь их сублимацией, или служат реактивными образованиями против них",
Таким образом, в психоаналитической характерологии принято проводить различие между чертами характера, в которых (возможно, после изменения цели и объекта) изначальная энергия влечений свободно разряжается, и чертами характера защитного типа, в которых изначальные инстинктивные установки, противоположные манифестирующим установкам, держатся под контролем контркатектическими средствами.

С у б л и м а т и в н ы е ч е р т ы х а р а к т е р а

Эго может успешно замещать первоначальное влечение не просто более приемлемым влечением, а таким, которое совместимо с эго, поддается управлению и сдерживанию по отношению к цели.
Эго тогда выстраивает для поток влечений канал, а не плотину.

Трансформация реактивных черт в истинные черты "сублимативного типа" - главная задача психоанализа характера.

Отсутствие условий, способствующих развитию реактивных черт, - главная предпосылка сублимации.
Обстоятельства, которые препятствуют примитивным прегенитальным желаниям, не должны быть насильственными и слишком неожиданными, но достаточными, чтобы изменить влечение, не вызывая чрезмерно сильный отпор.
Необходимы окружающие условия, которые благоприятствуют "замещающей" сублимации, обеспечивая модели и предлагая пути выхода из конфликтов.

Р е а к т и в н ы е ч е р т ы х а р а к т е р а

Реактивные черты характера можно подразделить на:
- установки избегания (фобические установки);
- оппозиции (реактивные образования).

Все они выдаются одним или несколькими путями: обычной усталостью или общей заторможенностью, обусловленными экономическим обеднением, ригидностью, прорывами побуждений в действиях и сновидениях.
Таким образом, все реактивные черты ограничивают гибкость индивида, так как он утрачивает способность и к полному удовлетворению, и к сублимации.

Привычные защитные установки опять же можно подразделить: у одних они проявляются только в определенных ситуациях, у других относительно постоянны, будто соблазн влечений перманентен.
В защитных целях такие индивиды постоянно грубы или вежливы, испытывают аффективную опустошенность или всегда готовы порицать других.
Их установки неспецифичны и распространяются на каждого.

В психоанализе крайне необходимо, чтобы личность вначале преодолела ригидность этих отношений, поскольку они патогенным образом связывают энергию.

Если психоанализ успешно мобилизует старые конфликты, инфантильные влечения проявляются не сразу.
Сначала у пациента возникает тревога, и только анализ этой тревоги выносит на поверхность влечения.
Между исходным влечением и конечной установкой расположен "слой" тревоги.
На самом деле многие патологические паттерны поведения сформировались в качестве защиты от тревоги, в младенчестве тревожная истерия зачастую преодолевается реактивным поведением.

В психоанализе реактивных черт характера, как и в психоанализе компульсивных симптомов, нередко возникают разные вегетативные и гормональные соматические расстройства.
Дальнейший анализ выявляет, что эти симптомы являются эквивалентами тревоги, интерполированными между исходным влечением и конечной установкой.

Характер, имеющий преимущественно реактивную природу, непродуктивен.
Поведенческие паттерны таких индивидов выражают преграждающий контркатексис, но в эти паттерны часто примешиваются и особенности отвергнутых влечений, которые снова прорываются.
Характер составляют не только реактивные образования против исходных влечений, но также реактивные образования против реактивных образований.

Крайний пример реактивных характеров представляют собой аскеты, всю жизнь они проводят в борьбе с влечениями.
Ригидность реактивных черт ярко проявляется у так называемых трудяг, кому необходимо постоянно трудиться, чтобы избавиться от чувства нестерпимого внутреннего напряжения.
Несмотря на всю ригидность реактивных черт, прорыв исходных влечений продолжает представлять опасность (...убежденный вегетарианец, многие годы находившийся на переднем крае вегетарианского движения, при изменении обстоятельств сменил свою профессию и стал мясником).

Реактивное поведение обнаруживается не только в установках, направленных против влечений, но также в конфликтах вокруг самоуважения.
Многие высокомерные люди на самом деле борются с осознанием собственной неполноценности.
Другие, кто презирает себя за незначительность, тщательно скрывают глубоко укоренное высокомерие.

Можно выделить два основных типа реактивного характера: "фригидный и "гиперэмоциональный".
При фригидном характере возникает "фобия чувств" и избегания чувств вообще, взамен развивается холодный интеллект.
При гиперэмицональном характере против пугающих эмоций в качестве реактивного образования возникают контрэмоции, которые производят фальшивое и театральное впечатление.

Райх сравнил черты реактивного характера с доспехами, надетыми на эго в целях защиты как от влечений, так и от внешних опасностей.
Панцирный характер формируется, когда во внешней среде длительное время имеются препятствия удовлетворению влечений, и "черпает свои силы и право на существование из текущих конфликтов".
Чтобы допустить коммуникацию, панцирь следует представить перфорированным.
В реактивном характере перфораций очень мало, а материал вокруг них не эластичен.

З а щ и т а и в л е ч е н и я в п а т о л о г и ч е с к и х ч е р т а х х а р а к т е р а

Было бы неправильно утверждать, что все патологические черты характера строятся по модели реактивных образований.
Некоторые патологические отношения производят скорее впечатление попытки удовлетворить влечения, чем подавить их.
Индивид, склонный, например, возражать, может не только противоречить в проективной форме собственным побуждениям, но и удовлетворять свою воинственность.
Садистские побуждения не только составляют основу добродушия и справедливости, но и выражают жестокость и несправедливость.

Некоторые эго-установки, которые представляются инстинктивными, на самом деле выполняют защитную функцию.
Понятия "влечение" и "защита" относительны.
...упоминались неврозы, в которых основной конфликт, казалось, происходит между влечениями с противоположными целями.
Но было показано, что конфликт влечений, составляющий основу этих неврозов, непременно также структурный конфликт, одно из противостоящих влечений поддерживается защитой эго или усиливается в целях защиты эго.

Дело вовсе не обстоит так, что определенная защитная установка противостоит определенному влечению.
Всегда имеются вариации активной борьбы и взаимопроникновения.
В дополнение к трехслойному расположению: влечение, защита, новый прорыв влечения, существует еще и другое трехслойное расположение: влечение, защита, защита от защиты.

Черты характера представляют собой преципитаты конфликтов вокруг влечений.
Все неврозы, исключая неврозы младенческого возраста, коренятся в характере, т.е. в особом виде приспособления, которое эго осуществляет к влечениям и внешнему миру.
Такое приспособление ведет происхождение от конфликтов вокруг влечений в младенческом возрасте, особенно от тревожной истерии.

Целью учебного курса является углубленное изучение основополагающих классических и современных работ и подходов по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе и в рамках различных психоаналитических школ и направлений.

Раскрытие сути наиболее важных понятий, гипотез и концепций, открытых Фрейдом и разработанных современными психоаналитиками по данной тематике ведется в контексте концептуального осмысления постулированного Фрейдом принципа о «неразрывной связи» теории и практики с развитием психоаналитического мышления у студентов.

Курс «Психоаналитическая теория неврозов» позволяет подробно и последовательно показать развитие психоаналитических идей Фрейда и его последователей от психоанализа отдельных клинических случаев до формирования и трансформации психоаналитической теории неврозов и теории терапии неврозов.

Курс предназначен для студентов 2-го курса Факультета клинического психоанализа как теоретическая и практическая подготовка к квалификации

В задачи учебного курса входит:

  • системное и обстоятельное изучение предлагаемого материала по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе, в контексте развития теории и практики психоанализа
  • формирование у студентов положительной мотивации к исследовательской активности в рамках самостоятельного чтения текстов (сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать причины)
  • пробуждение интереса к началам практической работы. Тренировка применения теоретических знаний, полученных в курсе, на практике проведения тренировочного клинического интервью с другим человеком.
  • пробуждение интереса к исследованию и познанию скрытых сторон собственной личности
  • пробуждение интереса к применению психоаналитического метода исследования в междисциплинарных областях (литература и искусство, философия, социология, медицина, этика и др.)
  • развитие навыков распознавания развитийных аспектов и ограничений психоаналитической науки

Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят студентам:

  • основные психоаналитические концепции, гипотезы, понятия в рамках курса «Психоаналитическая теория неврозов» с точки зрения теоретического, технического и содержательно- терапевтического подходов
  • применять полученные знания с целью диагностики и дифференицальной диагностики различных невротических, психотических и пограничных уровней организации личности.
  • сопоставлять и ориентироваться в корпусе различных теорий, направлений и школ психоаналитической теории неврозов.
  • навыками распознавания в представленных текстах и на индивидуальном пробном клиническом материале: тревог и фрустраций, симптомов, конфликтов, фантазматической активности, влечений и защит
  • навыками установления связей текущей психопатологии с этиологическими аспектами.
  • навыками определения места симптома на психическом уровне, на уровне поведения и соматическом уровне.
  • практическими навыками изучения психоаналитической литературы
  • навыками распознавания транферно-контртрансферного взаимодействия

Отличительной особенностью данного курса является понимание фундаментальной роли выделения класса неврозов в формирование психоаналитического метода исследования и терапии и формирования на этой основе психоаналитической мысли.

Системное и аналитическое чтение оригинальных авторских текстов по психоаналитической теории неврозов, практическое использование клинического материала, включая использование неизданной в России психоаналитической литературы, обеспечивает наиболее полное овладение материалом курса. Программа курса сформирована в контексте международной практики преподавания и обучения.

Авторская концепция основывается на многолетнем клиническом опыте, опыте обучения в рамках Международной Психоаналитической Ассоциации, а также опыте преподавания. Сформированная методика предполагает подробное и регулярное изучение в рамках курса работ Фрейда и современных психоаналитиков, принадлежащих к различным направлениям и психоаналитическим школам. Концепция основана на систематической проработке литературного и клинического материала и сочетает принципы исследования и обобщения как теоретического, так и практического опыта.

Тема 1. Исторические предпосылки создания психоаналитической теории неврозов

Загадка истерии с древних времен. Понимание истерии как феномена на пересечении медицины, социальной проблематики и культуры

  • Выделение Фрейдом истерии в сферу медицины
  • Текущий профессиональный контекст, являющийся отправной точкой для этого открытия
  • Влияние Ж.М. Шарко, П. Жане, И. Бернгейма, Э. Крепелина на понимание природы и сущности истерии.

Совместная работа с Й. Брейером

  • Фрейд как ученый, способный переработать и использовать труды, материалы, данные предшественников и создать собственное новаторское знание
  • Истерия как первый невроз, изучаемый Фрейдом, и ключ к его дальнейшим исследованиям и развитию психоаналитического понимания неврозов

Тема 2. Психиатрическое понимание неврозов

Психиатрическое понимание неврозов:

  • Феноменология. Симптомы и синдромы
  • Основные формы неврозов
  • Этиология и патогенез
  • Диагностика и дифференциальная диагностика
  • Лечение и профилактика

Медицинское понимание неврозов во времена Фрейда и в современной психиатрии.

Выделение понятия истерии из психиатрической нозографии своего времени

Тема 3. Этапы формирования психоаналитической концепции неврозов

Совместная работа с Й.Брейером и ее результат: «Исследование истерии», 1895

  • Фундаментальный принцип: истерия как прототип всех психоневрозов. «Симптомы имеют смысл»
  • Первая гипотеза происхождения и лечения истерии
  • Принципиальное значение психического травматизма в этиологии истерии
  • Гипотеза о раздвоении содержания сознания
  • Первое утверждение о специфически сексуальном характере травмы
  • Сексуальность как фактор, мотивирующий вытеснение
  • Переход от катартического метода лечения Й.Брейера к методу свободных ассоциаций З.Фрейда
  • «Исследование истерии», 1895, «Новые замечания о психоневрозах защиты», 1896, «Этиология истерии» 1896

Второй этап формирования психоаналитической концепции неврозов. 1897-1909

  • Фантазматическая жизнь в связи с психической бисексуальностью
  • Симптомы, фантазии и сновидения как символическое воплощение бессознательного желания. Инфантильная сексуальность
  • Симптом превращения как конденсация воплощенных фантазмов
  • Особенности истерических идентификаций
  • Основополагающая роль психического конфликта
  • Психоневрозы как негатив перверзии
  • Психоневрозы защиты
  • - «Сексуальность в этиологии неврозов»,1898, «Толкование сновидений»,1900, «Фрагмент анализа одного случая истерии (Дора)»,1905, «Три очерка по теории сексуальности»,1905, «Истерические фантазмы и их отношение к бисексуальности», 1909

Третий этап формирования психоаналитической концепции неврозов. Истерия на службе метапсихологии. 1909 – 1918

  • Различия и сходство между различными неврозами
  • Условия вхождения в невроз
  • Симптомообразование
  • Различие психических механизмов при истерии, истерии страха и неврозе навязчивых состояний
  • Обоснование сходства всех психоневрозов защиты. Их отличие от нарциссических неврозов
  • Роль подавления и превращение либидо в тревогу при истерии страха
  • - Анализ фобии одного пятилетнего мальчика (Маленький Ганс),1909 «Из истории одного инфантильного невроза» (Человек-Волк),1918, «Заметки о случае обсессивного невроза» (Человек-Крыса),1909, «Метапсихология»,1915, «Влечения и их судьбы»,1915, «Траур и меланхолия»,1917, «Введение в психоанализ»,1916, «Лекции по введению в психоанализ», 1916-17

Четвертый этап формирования психоаналитической концепции неврозов.

  • Переоценка неврозов. Вторая структурная теория
  • Проблемы женской сексуальности. Вопросы доэдиповой фазы развития.
  • - «Я и «Оно»,1923, «По ту сторону принципа удовольствия»,1920, «Неврозы и психозы», 1924, «Подавление, симптомы, тревога»,1926, Женская сексуальность,1933, «Новые лекции по введению в психоанализ»,1933

Тема 4. Проблемы метапсихологии

Топологический (структурный) подход

  • Первая топика. Дифференциация психического аппарата на Бессознательное-Предсознательное-Сознательное
  • Вторая структурная теория «Оно-Я- Сверх-Я». «Сверх-я» как наследник Эдипова комплекса.
  • Понятие идеала я

Экономический подход

  • Проблемы загрузки, противозагрузки
  • Соотношение принципов удовольствия и реальности и первичного и вторичного процессов

Динамический подход

  • Понятие конфликта
  • Теория влечений. Первая и вторая
  • Проблемы защит
  • Первая и вторая теория страха/тревоги
  • Теория аффекта
  • Проблемы агрессивности, садизма, мазохизма

Тема 5. Генетический подход

  • Генетический подход с точки зрения теории влечений-структуры и с точки зрения объектных отношений
  • Психосексуальное развитие и развитие объектных отношений.
  • Источники, цели и объект влечения

Понятие оральности. К.Абрахам. Влияние М. Кляйн и ее школы (У.Бийон)

  • Оральность и инкорпорация
  • Первичные идентификации
  • Специфические оральные страхи и фантазии
  • Оральный конфликт – первый конфликт амбивалентности
  • Шизопараноидные и депрессивные позиции
  • Ранний Эдипов комплекс

Понятие анальности. Влияние К.Абрахама, Д.Винникота

  • Источники, цели, объект влечения
  • Второй конфликт амбивалентности
  • Типичные страхи и защиты анальной фазы
  • Формирование оппозиционных пар – активность/пассивность
  • Встреча нарциссического и объектного либидо
  • Нарциссическое усиление чувства всемогущества

Понятие фалличности. Вклад Ш.Ференци, О.Фенихеля.

  • Проблема дифференциации полов
  • Психосексуальное развитие и объектные отношения в фаллической стадии
  • Объединение порциальных влечений под приматом генитальности
  • Основные страхи и фантазии фаллической стадии у мальчиков и девочек. Детская мастурбация.
  • Детские сексуальные теории
  • Первичная сцена. Идентификации.
  • Сексуальный или нарциссический смысл в процессе развития символизации
  • Две функции развития идеала я и себя 1) как замена утраченного нарциссического всемогущества и 2) продукт идентификации с родительскими фигурами
  • Латентность. Период подавления и амнезии
  • Пубертат. Кризис идентификации у девочек и мальчиков.
  • Объектное отношение и объектный выбор

Тема 6. Теория клиники детского возраста

  • - «Трансактная спираль» в семье
  • - Объектные отношения
  • - Идентичность и идентификации
  • - Фантазии и фантазм
  • - Детские страхи и защиты
  • Фиксация, регресс и травматизация
  • Метапсихология детского возраста (топологическая, динамическая, экономическая точки зрения)
  • Нарциссизм и образ тела
  • Агрессия и действие
  • Ментализация
  • Невротические типы психической организации
  • Детская истерия и истерия страха
  • Обсессивная психическая организация
  • Психотерапия у детей

Тема 7. Невротические структуры

  • Понятие невроза. Классификации. Невротический уровень развития личности
  • Индивидуальный невроз по первой и второй топикам З. Фрейда
  • Бессознательное невроза
  • Символические и инцестуальные образования
  • Современная концепция невроза -- семейный невроз
  • Типичные символические инцестуальные связи
  • Взаимная зависимость и всемогущий контроль
  • Имплицитные запреты. Компрометация языка
  • Значение символической роли отца
  • Типологическое эдиповское ядро
  • эдиповские идентификации
  • эдиповская кастрация
  • эдиповский выбор объекта
  • Псевдоневротические формы психопатологии: невроз страха, невротическая депрессия, фобические неврозы, невроз характера
  • Клиника
  • Проявления
  • личность и невроз характера (гиперактивность, жесткость, тотальная стерилизация)
  • типы декомпенсации
  • Связь с угрозой потери объекта
  • Аутентичные неврозы: конверсионная истерия, истерия страха, невроз навязчивых состояний, психоневрозы защиты

Тема 8. Конверсионная истерия

  • Экономическая структура
  • Основные конфликты
  • Концепции либидо, страха
  • Истерические отношения
  • Истерия и вытеснение
  • Истерия и дифференциация полов
  • Истерия и женственность
  • Желание неудовлетворенного желания
  • Мазохизм истерика
  • Истерические идентификации, психическое заражение
  • Бисексуальность и гомосексуальность
  • Истерия и трансфер

Тема 9. Истерия страха

  • Клиника истерии страха
  • Случай Маленького Ганса
  • Контрфобический объект
  • Экономическая структура
  • Фобическое смещение
  • Новая теория невротического страха: продукт «я» и сигнальная функция страха
  • Угроза кастрации

Тема 10. Обсессивный невроз

Клиника обсессивного невроза:

  • симптом изоляции аффекта
  • дистанцирование от любой аффективной близости
  • навязчивый всемогущий контроль
  • обсессивный характер
  • обсессивные ритуалы

Понятие амбивалентности

Мышление как экран

Регрессия на анальный уровень

Садомазохистический контекст. Идентификация с агрессором

Экономическая структура

Обсессивное смещение

Страх кастрации, страх потери контроля

Эдипов конфликт, выраженный прегенитальным языком

Сексуальное и нарциссическое. Нарциссическая депрессия.

Дифференциальный диагноз с пограничными состояниями

Случай Человека-Крысы

Тема 11. Невротическая депрессия – как знак нарциссической слабости эго

Основной способ невротической декомпенсации -- результат обесценивания нарциссического образа себя.

Проявления: руминация, маскированные формы, неврозы судьбы, неудачи, заброшенности, расстройства функциональной природы.

Связь с неврозами. Различия в механизмах и проявлениях невротической депрессии при истерическом и обсессивном неврозе

Возможность и способность психической проработки депрессивной боли как знак невротической природы депрессии (в отличие от меланхолической депрессии).

Парадокс невротической депрессии. Возможность негативного и позитивного прогнозов.

Тема 12. Нарциссическое измерение эдиповой конфигурации

  • Миф об Эдипе как метафора в метапсихологической концепции. Семейно-нарциссический невроз.
  • Влияние обмана и семейных секретов на трагическую судьбу Эдипа
  • Превращение невысказанного в негативное послание. И предопреденность/неизбежность отреагирования в реальности как результат.
  • Лай как метафора нарциссического отца
  • Запрет на знание

Тема 13. Эдипальная ситуация и депрессивная позиция. М.Кляйн и ее школа

  • Ранние стадии Эдипова конфликта по М.Кляйн.
  • Фантазм первосцены как принципиальный компонент Эдипова комплекса
  • Ненависть к познанию, торможение эпистимофилического импульса из-за угрозы безопасности субъекта
  • Тема утраты как фундаментальная для развития депрессивной позиции и принятия/неприятия реальности эдиповой пары
  • Интеграция депрессивной позиции и развитие способности символизации

Тема 14. Экономический подход к истерии исходя из понятия травматизма

Гипотеза о двух травматических ядрах при истерии

  • Связанные энергии и симптомы
  • Свободные энергии, повторяющиеся действия

Различия между принципом удовольствия и принципом навязчивого повторения

  • Принцип удовольствия как символическое удовлетворение в симптомах
  • Принцип навязчивого повторения как воспроизведение травматического сценария

Взаимосвязь между сексуальным травматизмом и травмой потери объекта

Структурирующая роль фантазматического сценария

Тенденция воссоздания в трансфере инфантильных болезненных событий, независимо от принципа удовольствия

Болезненное переживание «недостаточности», «отсутствия» в бессознательном принимает форму благодаря фантазиям соблазнения.

Тема 15. Невроз переноса

  • - Современная концепция триады: инфантильный невроз – невроз взрослого – невроз переноса
  • Понятия переноса и контрпереноса
  • Особенность невротического типа развития: сохранение фантазматического внутреннего объекта и способность к перенесению, создание символического объекта.
  • Невроз переноса у истерических и обсессивных пациентов
  • Нарциссическое искажение невроза переноса
  • Интерпретация как введение символического «третьего»
  • Первичное интервью. Клиническая беседа
  • Диагноз и дифференциальный диагноз. Отличие невротических структур от пограничных и психотических.
  • Функция психотерапевта при работе с невротическими пациентами: создание условий для развития невроза переноса: поддержание и разрешение
  • Необходимость проработки траура по разделению с объектом для разрешения Эдипова конфликта и невроза переноса

© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции