24.09.2019

Как узнать свой тип памяти тест. Онлайн тест определяющий уровень и состояние памяти человека


Хорошей памятью может похвастаться не каждый человек. Для того чтобы обладать быстрым свойством запоминания, нужно тренировать свой разум и чистить его от ненужных мыслей. Благодаря тестам стало возможно определить уровень своей запоминаемости и понять, какой тип памяти больше развит у конкретного человека.

Тест на проверку запоминаемости

  1. Сколько номеров мобильных телефонов Вы можете сохранить в голове на долго?

Ни одного, не могу запомнить даже свой номер телефона – 1;

Совсем мало, только те, которыми пользуюсь постоянно – 2;

Точно не знаю, но очень много – 3.

  1. Бывает ли такое, что Вы забыли, о чём хотели только что поговорить с человеком?

Иногда, в случае если меня перебьют – 1;

Бывает, если эта тема была маловажной – 2;

Никогда, такое поведение собеседника меня бы разозлило – 3.

  1. Помните ли Вы какой-либо костюм из детсадовского возраста?

Только с использованием детских фотографий – 1;

Не особо, помню другие вещи с этого возраста – 2;

Помню много вещей – 3.

  1. Бывало ли такое, что Вы забывали о важной встрече?

Частенько такое случается – 1;

Иногда забываю, если не поставлю пометку – 2;

Чётко помню все предстоящие встречи – 3.

  1. Часто ли Вы уходите из магазина, забыв купить что-то нужное?

Конечно, весь список продуктов и не упомнить – 1;

Для подстраховки прохожу все отделы магазина – 2;

Нет, точно помню, зачем пришёл – 3.

  1. Помните ли Вы в подробностях, чем занимались 5 дней назад?

Мелкие детали – 1;

Да, если день был знаменательным – 2;

Помню весь день – 3.

  1. Сохранились ли в Вашей памяти слова детских или популярных старых песен?

Не помню, потому что они плохо запоминались – 1;

В основном только припев – 2;

Хорошо помню и исполняю – 3.

  1. Помните ли Вы имя старого товарища, с которым не общались достаточно продолжительное время?

Нет, я быстро забываю имена – 1;

Да, если мы были в хороших отношениях – 2;

Если мы общались, то помню – 3.

  1. Помните ли Вы дорогу, по которой уже прокладывали путь?

Однозначно нет, у меня плохая зрительная память – 1;

Не полностью, но в процессе прохождения её снова могу вспомнить – 2;

В большей вероятности да, я хорошо запоминаю новую местность – 3.

  1. Вы часто забываете поздравить своих близких с днём рождения?

Да, они уже давно поняли, что я не вспомню эту дату – 1;

Нет, я пользуюсь ежедневником для таких целей – 2;

Не забываю, Даже помню возраст именинников – 3.

Если Вы набрали 16 баллов и менее

У Вас ярко выражено отсутствие памяти, в том числе и внимание. В основном такие способности усложняют жизнь человека. Возможно, в таком случае Вам могла бы помочь записная книжка и самоорганизация. Ведь спуская всё на самотёк, Ваша память становится ещё хуже. Но лучше начать заниматься развитием собственного мозга.

Сделать это гораздо проще, чем Вам кажется. Вам в этом помогут шарады, ребусы, кроссворды, головоломки, изучение стихов наизусть, изучение иностранных языков.

Если количество баллов составляет от 17 до 23

Ваша память является достаточно посредственной. Есть вероятность, что всему виной большие объёмы информации, которые приходится обрабатывать ежедневно. Из-за того что голова сильно забита, найти нужные материалы не всегда удаётся. Для облегчения жизни Вам нужно разгрузить голову простыми способами. На работе используйте компьютер, стикеры, записные книжки, дома блокнот, телефон, будильник.

Если 24 балла и более

Внимательность и память является Вашим преимуществом перед другими людьми. Есть вероятность того, что это качество имеет природный характер. Но сильно загружать свой мозг тоже не имеет смысла. В работах психологов говорится, что слишком умные люди с отличной памятью живут в постоянном напряжённом состоянии. Их гложет постоянные мысли о предстоящих делах и встречах. Зачастую они лишают себя даже самых мельчайших радостей.

Чтобы проверить или сделать оценку своей памяти много усилий прикладывать не нужно. А вот чтобы позаботиться о ней придётся попотеть. После прохождения теста логично будет проделать ряд упражнения для улучшения собственных качеств. Для этого существует масса тренировок, которые можно проделывать самостоятельно в домашних условиях.

Лучше запомнить то, что следует запомнить, чем забыть то, что следует забыть. Тадеуш Котарбиньский.


Определение типа памяти

Чтобы определить какой вид преобладает у человека, проводится следующий эксперимент. Разработаны словарные ряды для проверки каждого вида. Слова записываются на отдельных карточках ровно через 10 секунд после их прочтения испытателем. Весь опыт занимает не более часа времени.

Для запоминания на слух: автомобиль, груша, рука, лето, светильник, роща, гроза, цветок, кастрюля, птица.

Для зрительного восприятия: ракета, апельсин, маркер, осень, лампа, поляна, дождь, вишня, сковорода, курица.

Для моторно-слухового восприятия: корабль, абрикос, циркуль, весна, лампа, ручей, молния, орех, миска, утка.

Для комбинированного восприятия: паровоз, слива, книга, зима, абажур, река, дождь, гриб, стакан, гусь.

Для исследования испытуемому прочитывается ряд слов, которые он должен будет сохранить в своём восприятии и через определённый промежуток времени записать на лист бумаги.

Прочитывают 1 ряд слов. Между словами интервал времени составляет 3 секунды. Записываются слова через 10 секунд после прочтения каждого ряда. Затем даётся 5-8 минут на перерыв и отдых.

Слова второго ряда даются испытуемому для зрительного изучения. В течение 1 минуты он должен будет их запомнить. Затем человек записывает на лист бумаги те слова, которые сумел запомнить. Затем перерыв на 5-8 минут.

После прочтения 3 ряда слов испытуемый должен повторить их шёпотом или образно записать пальцем в воздухе. Затем он по памяти записывает эти же слова на лист бумаги. Потом отдых 5-8 минут.

Слова 4 ряда испытатель показывает испытуемому и читает вслух. Он должен повторить все слова шёпотом и образно записывает в воздухе. После этого он записывает то, что запомнил на лист бумаги. Отдых 5-8 минут.

Для того, чтобы обработать результаты, и сделать выводы берётся формула для расчёта. Коэффициент типа памяти (С) равен количеству правильно записанных слов (а) поделённых на 10. Чем ближе число к единице, тем лучше развит этот вид у человека.


Как самостоятельно развить нужную память

Для того чтобы самостоятельно развить все типы памяти, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Сделать процесс запоминания более простым. При запоминании нужно хорошо обдумать предстоящее действие, придумать ассоциации.
  2. Пытаться вспоминать важные дела без помощи записей. Бывает, забываешь имя нужного человека или номер телефона, который знал раньше. Не стоит сразу лезть в ежедневник. Нужно сначала попытаться вспомнить информацию самостоятельно.
  3. Создание похожих образов. Для запоминания важного материала, надо создать образ для ассоциации. Мозгу будет легче вспомнить данную информацию.
  4. Старайтесь проговаривать полученную информацию. Для лучшего запоминания нужного материала необходимо его проговорить вслух несколько раз. Также поможет пересказ данных другому человеку.
  5. Занятия математикой. Если стало скучно и нечем заняться, то возьмите в привычку решать примеры или задачки в свободное время. Данный процесс поможет развить память и улучшит работу мозга в общем.

Итого

Каждому человеку нужно заниматься саморазвитием, чтобы успевать в ногу со временем и увеличивать собственную самооценку. Только при развитии и изучении нового жизнь становится проще и интереснее. Лень — это главная проблема всех возможных великих умов. Поэтому возьмите в привычку каждый день изучать что-то новое. Умные люди с хорошей памятью быстрее всего добиваются успехов в жизни.

Оценка результатов.

10 баллов

8 баллов

4 балла

2 балла

0 баллов

Выводы по уровням развития.

10 баллов

8 баллов

4 балла

2 балла

0 баллов

Диагностическая цель: ь

Материал.

Инструкция (детский вариант)

Первое объяснение:

Второе объяснение:

а) и

Протокол эксперимента

Таблица 9

Количество повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

мед

Огонь

Спустя

Час

3.Методика «Память на числа»

Диагностическая цель:

Процедура тестирования.

Инструкция:

Стимулъный материал

Обработка и анализ результатов.

3 .Методика «Память на образы»

Диагностическая цель.

Процедура тестирования. Сущность методики закл ю

Инструкция:

Обработка и анализ результатов.

Обработка результатов.

7 класс:

2. Шевелев Юрий – 1 ед.

3. Калмыков Максим – 1 ед.

4. Ратников Владимир – 4 ед.

5. Ворожун Екатерина -1 ед.

7. Орлова Татьяна – 4 ед.

8. Постовалова Ольга – 2 ед.

9. Ковалев Сергей - 5 ед.

6 класс:

10. Хомич Миша – 8 ед.

11. Соколов Рома – 3 ед.

13. Быстрова Оля – 3 ед.

14. Оболенский Миша – 3 ед.

5 класс:

17. Мазурин Саша – 1 ед.

18. Остапенкова Оля – 6 ед.

7 класс:

2. Шевелев Юрий – 0 баллов

7. Орлова Татьяна – 4 балла

6 класс:

10. Хомич Миша – 10 баллов

11. Соколов Рома – 2 балла

13. Быстрова Оля – 2 балла

5 класс:

17. Мазурин Саша – 0 баллов

«Заучивание 10 слов»

1.Мазурин Саша -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 2 слова.

2. Комисарова Олеся- 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

4. Астапенкова Оля -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

5. Егорова Анна -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 9 слов.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 8 слов.

7. Хомич Миша – 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 10 слов.

8. Соколов Рома-6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

9. Быстрова Оля - 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

12. Шевелев Юра - 7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3слова.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 8 слов.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

17. Ковалев Сергей -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 4 слова

18. Орлова Татьяна -7класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 6 слов.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

7 класс:

2. Шевелев Юрий – 3 числа

3. Калмыков Максим – 2 числа

7. Орлова Татьяна – 3числа

9. Ковалев Сергей -3 числа

6 класс:

10. Хомич Миша – 5 чисел

11. Соколов Рома – 3 числа

13. Быстрова Оля – 3 числа

5 класс:

17. Мазурин Саша – 1 число

7 класс:

2. Шевелев Юрий – 3 рисунка

6 класс:

10. Хомич Миша – 6 рисунков

5 класс:

Вывод

По методике «Заучивание 10 чисел»

количество слов

количество слов при

повторении

Предварительный просмотр:

Диагностика памяти подростков

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого - становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает опосредованно, опираясь на усвоенные знаковые системы, прежде всего - речь.

Актуальность комплексной психодиагностической работы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, изучаются особенности всех уровней интегральной индивидуальности: индивидного, личностного, социально-психологического. Во-вторых, изучение совокупности разноуровневых особенностей позволяют составить системный психологический портрет личности и получить достоверный психологический диагноз. В-третьих, проведение многоуровневой диагностики индивидуально-психологических свойств личности снижает вероятность проявления феномена социальной нежелательности, искажающего результаты исследования. [ психодиагностика коллекция…2005г ]

С помощью экспериментального исследования можно получить лишь частичную характеристику личности. Диагностика же помогает получить более четкие данные о личностных особенностях, например, памяти.

Я провела диагностику по исследования памяти учащихся 5-7 классов. Мной подобраны несколько методик, позволяющих определить уровень разных видов памяти. Я разработала программу по развитию памяти, она поможет детям в развитии памяти, что позволит им лучше усваивать школьный материал в потоке большой информации и повысить свой уровень знаний.

1.Методика «оценка оперативной зрительной память»

Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых учащимся во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел?» После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.

Оценка результатов.

10 баллов - получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов - оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла - получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла - ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов - объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

10 баллов - хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов - среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла - не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла - низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов - очень низкий объём кратковременной памяти.

2. Методика «Заучивание 10 слов»

Диагностическая цель: Одна из наиболее часто применяющихся методик, предложена А. Р. Лурия. Испол ь зуется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал. Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность пр о изнесения и неизменность инструкции.

Инструкция (детский вариант)

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Ко г да испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их-и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), - все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под слов а ми, которые воспроизвел испытуемый.

Инструкция (взрослый вариант):

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте вн и мательно. Когда я кончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке»;

б) «Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже называли, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае, если испытуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Протокол эксперимента

Таблица 9

Количество повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

мед

Огонь

Спустя

Час

Обработка и анализ результатов. По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

Рис. 6. Динамика заучивания по методике «Заучивание 10 слов»

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово - огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеван и ями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее Количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя, после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

3.Методика «Память на числа»

Диагностическая цель: Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили».

Стимулъный материал

Обработка и анализ результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

3 .Методика «Память на образы»

Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.

Процедура тестирования. Сущность методики закл ю чается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке. Приложение №1

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

Обработка результатов.

1.1. Обработка данных по методике « Оперативная память»

7 класс:

1. Егорова Александра - 6 ед.

2. Шевелев Юрий – 1 ед.

3. Калмыков Максим – 1 ед.

4. Ратников Владимир – 4 ед.

5. Ворожун Екатерина -1 ед.

7. Орлова Татьяна – 4 ед.

8. Постовалова Ольга – 2 ед.

9. Ковалев Сергей - 5 ед.

6 класс:

10. Хомич Миша – 8 ед.

11. Соколов Рома – 3 ед.

12. Шайхутдинова Катя – 6 ед.

13. Быстрова Оля – 3 ед.

14. Оболенский Миша – 3 ед.

5 класс:

15. Шайхутдинова Анжела – 5 ед.

16. Сейдометов Сервер – 1 ед.

17. Мазурин Саша – 1 ед.

18. Остапенкова Оля – 6 ед.

19. Комисарова Олеся – 2 ед.

7 класс:

1. Егорова Александра - 8 баллов

2. Шевелев Юрий – 0 баллов

3. Калмыков Максим – 0 баллов

4. Ратников Владимир – 4 балла

5. Ворожун Екатерина – 0 баллов

7. Орлова Татьяна – 4 балла

8. Постовалова Ольга – 2 балла

9. Ковалев Сергей - 8 баллов

6 класс:

10. Хомич Миша – 10 баллов

11. Соколов Рома – 2 балла

12. Шайхутдинова Катя – 8 баллов

13. Быстрова Оля – 2 балла

14. Оболенский Миша – 2 балла

5 класс:

15. Шайхутдинова Анжела – 4 балла

16. Сейдометов Сервер – 0 баллов

17. Мазурин Саша – 0 баллов

18. Остапенкова Оля – 8 баллов

19. Комисарова Олеся – 2 балла

2. Обработка данных по методике « «Заучивание 10 слов»

1.Мазурин Саша -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 2 слова.

2. Комисарова Олеся- 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

3. Сейдометов Сервер – 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

4. Астапенкова Оля -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

5. Егорова Анна -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 9 слов.

6. Шайхутдинова Анжела – 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 8 слов.

7. Хомич Миша – 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 10 слов.

8. Соколов Рома-6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

9. Быстрова Оля - 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

10.Шайхутдинова Катя -6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

11. Оболенский Миша – 6класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

12. Шевелев Юра - 7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

13. Калмыков Максим – 7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3слова.

14. Ратников Владимир-7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 8 слов.

15. Ворожун Екатерина -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

17. Ковалев Сергей -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 4 слова

18. Орлова Татьяна -7класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 6 слов.

19.Постовалова Оля -7 класс.

Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

Обработка данных по методике «Память на числа»

7 класс:

1. Егорова Александра - 4числа

2. Шевелев Юрий – 3 числа

3. Калмыков Максим – 2 числа

4. Ратников Владимир – 4 числа

5. Ворожун Екатерина -2 числа

7. Орлова Татьяна – 3числа

8. Постовалова Ольга – 3 числа

9. Ковалев Сергей -3 числа

6 класс:

10. Хомич Миша – 5 чисел

11. Соколов Рома – 3 числа

12. Шайхутдинова Катя – 4 числа

13. Быстрова Оля – 3 числа

14. Оболенский Миша – 3 числа

5 класс:

15. Шайхутдинова Анжела – 5 чисел

16. Сейдометов Сервер – 2 числа

17. Мазурин Саша – 1 число

18. Остапенкова Оля – 4чисела

19. Комисарова Олеся – 2 числа

Данные методики представлены в виде диаграммы:

Обработка данных по методике «Память на образы»

7 класс:

1. Егорова Александра – 5 рисунов

2. Шевелев Юрий – 3 рисунка

3. Калмыков Максим – 2 рисунка

4. Ратников Владимир – 5 рисунков

5. Ворожун Екатерина -2 рисунка

7. Орлова Татьяна – 4 рисунка

8. Постовалова Ольга – 3 рисунка

9. Ковалев Сергей -4 рисунка

6 класс:

10. Хомич Миша – 6 рисунков

11. Соколов Рома – 4 рисунка

12. Шайхутдинова Катя – 5 рисунков

13. Быстрова Оля – 4 рисунка

14. Оболенский Миша – 3 рисунка

5 класс:

15. Шайхутдинова Анжела – 6 рисунков

16. Сейдометов Сервер – 2 рисунка

17. Мазурин Саша – 2 рисунка

18. Остапенкова Оля – 6 рисунков

19. Комисарова Олеся – 3 рисунка

Вывод : Обработка данных показывает, что память школьников принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями, о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал, опираясь на зрительные образы, у других преобладает слуховое восприятие и акустические образы, им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть.

Конкретнее же, что касается исследования в данной группе по оперативной зрительной памяти , то можно сказать, что у Хомич М.- хорошая развитая по объему кратковременная память, Остапенковой О., Шайхутдиновой А., Егоровой А., Ковалева С.- среднеразвитая по объёму кратковременная память. У остальных ребят память – низкий и очень уровень кратковременной памяти.

По методике «Заучивание 10 чисел» показания следующие: хорошей памятью обладают – Хомич М., Ратников В, Остапенкова О., Шайхутдинова А., Егорова А., Орлова Т.; менее развитая память – у Шевелева Ю., Мартемьяновой Е., Ковалева С., Оболенского М., Комисаровой А., Быстровой О., Ковалева С.; плохая память – у Мазурина А., Ворожун Е., Постоваловой О., Соколова Р., Сейдометова С.

По методике «Память на числа» о кратковременной зрительной памяти следующие результаты: хорошо развита кратковременная зрительная память у Хомич М. и Шайхутдиновой А.. у Егоровой А., Шайхутдиновой К., Остапенковой О., Ратникова В.- память развита чуть хуже, а у других детей память развита недостаточно.

По образной памяти следующие показатели:

Хороша развита образная память у Хомич М., Шайхутдиновой А., Остапенковой О., Егоровой А., Мартемьяновой К., Ратникова В., Шайхутдиновой К.. У других учащихся образная память развита недостаточно хорошо.

Данные диагностики показывают, что у детей, у которых память развита хорошо и результаты по учебе выше, чем у тех учащихся, у которых память развита хуже или совсем не развита.

Для того, чтобы было легче учиться детям, необходимо всем учащимся работать над своей памятью. Для этого я предлагаю всем учащимся пройти курс по развитию памяти.

количество слов

количество слов при

повторении


1. Бывают ли у вас затруднения с тем, чтобы вспомнить название той или иной улицы?

а) Нет.
б) Да.

2. Выйдя из дома, часто ли обнаруживаете, что не взяли с собой что-то необходимое?

а) Нет.
б) Да.

3. Вам тяжело запомнить человека в лицо?

а) Нет.
б) Да.

4. Ложась спать, можете ли вы с лёгкостью перечислить события уходящего дня?

а) Да.
б) Нет.

5. Бывает, что вы пропускаете любимую телепередачу из-за того, что попросту забываете о ней?

а) Нет.
б) Да.

6. Порой, услышав звук, долго перебираете в голове, что он напоминает?

а) Нет.
б) Да.

7. Иногда оставляете в общественном (или личном) транспорте вещи?

а) Нет.
б) Да.

8. Легко вспоминаете PIN-коды и вообще пароли, которыми часто пользуетесь?

а) Да.
б) Нет.

9. Часто ли вам приходится искать разные предметы дома либо на рабочем месте?

а) Нет.
б) Да.

10. Придя в магазин, иногда забываете купить что-то из запланированного?

а) Нет.
б) Да.

11. Иной раз можете пропустить важную памятную дату?

а) Нет.
б) Да.

12. Можете уверенно перечислить, что ели вчера в обед?

а) Да.
б) Нет.

13. Бывает ли вам тяжело пересказать содержание прочитанного текста, не упустив при этом важных деталей?

а) Нет.
б) Да.

14. Бывает ли, что у вас вылетает из головы назначенная встреча или даже свидание?

а) Нет.
б) Да.

15. Без труда перескажете недавно услышанный анекдот?

а) Да.
б) Нет.

Суммируйте баллы и ознакомьтесь с выводами.

За каждый ответ «а» начислите себе 2 балла, за ответ «б» - 0 баллов.

0-12 баллов. Вероятно, ваша память не в лучшем состоянии. Для её восстановления и развития очень полезно учить наизусть стихи и занимательные цитаты. Попробуйте преобразовывать информацию в образы. Так, идя по улице, обращайте внимание на номера машин и пытайтесь составлять предложения из букв, находящихся на них. Например, КСМ - «Красота спасёт мир». Упражнение нехитрое, но эффективное. Благоприятно повлияют на способность к запоминанию витамины, не пренебрегайте ими. А от алкоголя и особенно курения стоит воздержаться.

14-22 балла. В целом результат удовлетворительный. Чтобы память вас не подводила, её необходимо заставлять работать! Реже пользуйтесь записной книжкой, набирая телефонные номера, - это один из превосходных методов тренировки памяти. В запоминаемом материале уточняйте все подробности, даже самые мелкие и незначительные. Если нужно заучить что-то сложное, делайте это по частям через короткие промежутки времени. Текст не ленитесь читать вслух, так он усвоится гораздо лучше. Попробуйте следующее: всё трудное для запоминания постарайтесь увязать с какой-нибудь известной вам информацией или понятием - многим помогают яркие ассоциации.

24-30 баллов. Память у вас хорошая. Только не стремитесь держать в уме всё подряд. В наш век агрессивной рекламы и негативных новостей это чревато переутомлением и возникновением повышенной тревожности.

    У Вас очень низкий уровень памяти . Обычно Вам составляет трудность вспомнить, чем Вы занимались вчера и где были, не то, что даты каких-то событий. Хотя с одной стороны плохая память Вам выгодна, ведь Вы через короткий промежуток времени забываете о своих ошибках, отчего не мучаетесь чувством вины и стыда. Да и при проживании боли от разрыва отношений или прочих неприятностей Вы способны быстро восстановиться. Но что касается работы – на Вас сложно положиться, ведь к какой-то встрече можете не подготовиться или забыть, куда положили нужный документ. Да и близкие люди могут порой обижаться на Вас из-за того, что упускаете из виду важные даты и события. Но ничего страшного в этом показателе нет, память вполне можно натренировать, главное ежедневно уделять занятиям время и выкладываться на полную. Посмотрите статью .

    Это средний показатель , который означает, что с памятью у Вас всё хорошо, но Вы могли бы быть результативнее, если бы увеличили показатель. Обычно Вы хорошо запоминаете значимые события, вплоть до даты, но что касается всего остального – то вполне можете упустить из виду, что, к примеру, записались в парикмахерскую на первую половину дня или начальник попросил зайти через час. А замечали за собой, что идёте в другую комнату, и вдруг обнаруживаете, что совсем не помните, для чего туда отправились? Скорее всего, не вся информация удерживается в Вашей голове из-за обычной рассеянности. Вы не придаёте особого значения словам, просьбам и событиям, отчего мгновенно забываете о них. Или, наоборот, из-за чрезмерной концентрации на своих внутренних переживаниях и мыслях. В любом случае, воспользуйтесь рекомендациями из статьи ».

    Я Вас поздравляю, память Ваша просто феноменальна . Обычно Вы помните всё до малейших подробностей, и вполне можете рассказать, сколько стоил билет на автобус 15 лет назад, или почём продавали любимое мороженое в детстве. Вам не составит труда назвать все свои предыдущие номера телефонов, да и о том, в каком году какая модель появилась – тоже. Могут быть сложности в отношениях, ведь не всем друзьям и близким людям комфортно от того, что все их оплошности Вы помните идеально, и даже можете при случае указать на них. Да и самому порой непросто от того, что ситуации и обиды сложно отпускать. Зато в работе Вы идеальный сотрудник, большой объём информации абсолютно Вас не пугает, Вы с ним разберётесь, и будете активно пользоваться в дальнейшей деятельности. Хочу предложить изучить один способ, который только усилит Ваши успехи, посмотрите статью

Для проведения этого теста вам понадобится три листа бумаги. Пронумеруйте их.

1. Прочитайте вслух слова:

Отложите книгу, запишите то, что запомнили, на листе № 1.

2. Прочитайте слова про себя и представьте эти предметы: Чайник

Отложите книгу, запишите то, что запомнили, на листе № 2.

3. Прочитайте слова и «запишите» каждое слово в воздухе: Волк

Прогулка

Отложите книгу, запишите то, что запомнили, на листе № 3. Затем сравните все три листа. Если больше совпадений на листе № 1, у вас преобладает аудиальная память. Если на листе № 2 – зрительная, если на листе № 3 – кинестетическая.

Приемы запоминания текста. Память оратора

Человеческая память неоднородна. Она бывает кратковременная – когда человек лучше помнит то, что случилось недавно; долговременная – когда недавние события размываются, а то, что случилось давно, видится, словно это было сегодня. А есть длинная и короткая память. Длинная память позволяет нам запоминать большие объемы информации. Короткая память – это способность сохранять информацию в течение короткого времени. Эта кратковременная память важна, например, чтобы оратор во время речи, пробежав глазами ближайшие ключевые слова, сумел их запомнить и затем при «контакте глаз» со слушателями развить в формулировки. Каждому нужно установить, какой вид упражнений подходит ему лучше всего. Как же подчинить себе память? Опыт показывает, что укрепление памяти достигается прежде всего комплексным воздействием трех составляющих:

Концентрации (повышения способности к восприятию);

Создания ассоциаций (мостиков памяти);

Повторения.

СОВЕТЫ ОРАТОРУ

Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (так как соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.

При повторении делайте перерывы (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать материал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти. Экспериментальная психология (по Эббингхаузу и др.) показала, что часть заучиваемого материала забывается очень быстро, но затем забывание идет медленнее. Вывод: повторение начинайте раньше. И подумайте еще об одном: «Многие люди имеют плохую память только оттого, что загружают свою память информацией в неподходящее время, когда утомлены». (Мюллер-Фрайенфельс)

Мнемотехника. Метод ассоциаций

Если у вас преобладает визуальная память, то для запоминания текста вы можете воспользоваться приемами мнемотехники.

Мнемотехника построена на работе с образами. Часто это вызывает трудности, поскольку большинство людей привыкли руководствоваться логикой и работа с образами поначалу может оказаться затруднительна.

Для тренировки образных способностей можно использовать упражнение под названием «Цепь образов». Оно описано в книге Гарри Лорейна «Развитие памяти и способности концентрироваться» и рекомендуется для укрепления творческих способностей. Гарри Лорейн в книге «Суперпамять» описывает его под названием метод корреляций для развития воображения. Также это упражнение известно как «Катена» – игра для развития креативного мышления. Вполне возможно, вы его встречали и под другими названиями – правила его просты, а играть можно в одиночку и в компании.

Правила игры Берутся любые два слова. Требуется связать их цепочкой слов-ассоциаций. Для связи следует использовать слова, между которыми есть что-то общее или наоборот противоположное.

Часы и Облако

Возможное решение: Часы – Время – День – Солнце – Небо – Облако

Ясно, что существуют и другие способы, позволяющие связать эти два образа. Каждый может придумать что-то свое – и это также будет правильно. Главное – это установить связь между соседними словами.

И еще один пример: Петух – Демон

Петух – Двор – Церковь – Бог – Демон

При переходе от Бога к Демону использовался переход на основе противоположностей. Такое тоже возможно.

В некоторых случаях ассоциации оказываются настолько очевидны, что создавать цепь образов смысла нет. Например, для пары Кран – Труба вполне естественным будет представить кран поднимающий трубу. В этом случае имеет смысл придумать дополнительные ассоциации: Кран – Трос – Крюк – Труба.

ИГРА В АССОЦИАЦИИ Перед выполнением этого упражнения рекомендуется прочитать описание ассоциативного метода.

Упражнение выполняется в три этапа.

1. Для запоминания вам предлагается несколько пар слов, записанных в два столбца. Для каждой пары нужно создать ассоциацию. Рассмотрим это упражнение на примере трех пар слов.

Первое слово Второе слово

Корабль Спираль

Цирк Звезда

Аквариум Впечатление

1. Корабль – Спираль – представьте корабль, поднимающийся по спирали в небо.

2. Цирк – Звезда – представление в цирке, в котором арена не круглая, а в виде пятиугольной звезды. В центре стоит дрессировщик, а в каждом углу звезды сидит лев.

3. Аквариум – Впечатление – проблема в данном случае заключается в достаточно абстрактном слове «впечатление». Если аквариум и цирк представить себе можно без труда, то такое трудное слово как впечатление осилить будет гораздо сложнее. В таких случаях вместо абстрактного слова, для участия в ассоциации подбирают похожий по смыслу образ, который можно выразить более конкретно. В данном случае можно представить такую картину: хозяин аквариума, находясь под огромным впечатлением от красоты рыб, живущих в этом аквариуме, вытащил его на улицу, останавливал проходящих мимо, чтобы все видели этот аквариум и восхищались им.

4. На втором этапе вы просматривая слова левого столбца, на основе созданных ассоциаций вспоминаете слова правого столбца. Прочитав слово корабль, вы видите как он поднимается в небо и вспомните слово спираль. Пятиугольная арена цирка подскажет звезду, а восторженный чудак с аквариумом – напомнит о впечатлении.

5. Проверка того, что вам удалось запомнить. Хотя использование ассоциативного метода, позволит сразу увеличить количество запоминаемых слов, оно редко бывает стопроцентным. Причин тут несколько – отсутствие опыта работы с образами, незнание собственных особенностей. Регулярные тренировки разовьют ваши способности и улучшат качество запоминания.

Если вы считаете, что это слишком просто, и для того, чтобы вспомнить второе слово, совсем необязательно строить какие-то ассоциации, попробуйте выполнить упражнение (как его выполнить на данном сайте – описано ниже), хотя бы для 10 слов сначала просто понадеявшись на свою память, а затем с использованием своей фантазии и ассоциаций.

«Связь ассоциаций» Это упражнение на запоминание последовательности не связанных между собой слов. Его выполнение основывается на методе ассоциаций. Суть упражнения заключается в следующем:

1. Свяжите с помощью ассоциации первые два слова.

2. Свяжите с помощью ассоциации второе и третье слово.

3. и т. д. до конца списка.

В результате выполнения описанных операций получится, что каждое слово в цепи связано ассоциациями с предыдущим и последующим словами, являясь звеном в цепи ассоциаций.

Слова для запоминания: Алтарь

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА «СПИСОК СЛОВ»

Пусть необходимо запомнить следующую последовательность:

Нож – Лесть – Лиса – Игла – Приют – Учитель – Чемодан – Фраза – Чешуя – Мох

Для данной словесной цепи можно составить следующую цепь ассоциаций.

Заполучив Нож с помощью Лести Лиса, выманила и Иголку в доме, где нашла приют. Приют ей предоставил Учитель, который всюду расхаживал с Чемоданом. Была произнесена Фраза о том, что в чемодане находится Чешуя, которую нужно будет смешать с Мхом.

Таким образом, получим более-менее связный рассказ составленный из этих слов. И что самое главное, рассказ, в отличие от списка слов, на основе которых он создан, запомнится сам собой. А вместе с ним и сам список слов.

Метод Цицерона

Рассмотрим возможность использования метода Цицерона или как его еще называют «метода дорог» для запоминания последовательности слов. Если вы заранее подготовили «дорогу» или «матрицу образов», то можете начинать упражнение.

Как запоминать?

Запоминание списка слов с помощью метода дорог заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы. Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить. Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.

Как вспомнить?

Воспроизведение запомненной информации очень похоже на то, как это делалось в упражнении «Пары слов»: вам известно одно из слов, нужно мысленно воспроизвести образ соответствующий паре слов, чтобы вспомнить второе слово. Затем перейти к следующему слову.

«Метод дорог» Запомните следующие слова с помощью метода дорог:

Продолжение.

Здоровый.

Свинина.

Положение.

Просьба.

Тройки слов Зачем это нужно?

Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, которую удобнее запоминать не как последовательность слов, а в виде блоков образов, каждый из которых содержит по три-четыре ключевых слова. Из этих блоков создается единый образ, который и ассоциируется с отдельным образом этой матрицы. Подробнее об этом в следующем упражнении, а пока о том как запоминать тройки слов.

ЗАПОМИНАНИЕ ТРОЕК

Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова. В реальной жизни такое редко случается. Вероятно, что обычно вам придется иметь дело со списком от двух до пяти слов. Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице. Как создавать ассоциацию описано в предыдущем упражнении. Сейчас же приведем пример создания образов из трех различных объектов.

Первое слово Второе слово Третье слово

абажур кулак бабочка

кино кроссворд писарь

гипс ворона воля

Абажур – Кулак – Бабочка – на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.

Кино – Кроссворд – Писарь – на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть, что это именно писарь) разгадывает кроссворд.

«Тройки слов»

Запомните следующие тройки слов:

Капелла – шарф – свет

Ночь – союз – ведро

Общество – седина – поезд

Река – лабиринт – сани

Остров – дрова – взгляд

Собака – хижина – малыш

Запоминание текстов

Метод мест можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например тексты, речи и т. д. Ниже описан процесс запоминания.

Запоминание текста осуществляется в три шага.

1. Разбейте текст на отдельные смысловые участки.

2. На каждом участке выберите несколько ключевых слов.

3. Из выбранных ключевых слов создайте общий образ и поместите его на соответствующее место в матрице.

Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке: 1. Вызовите в памяти первую ячейку вашей матрицы и воспроизведите в памяти сохраненный в ней образ.

2. На основе образа вспомните ключевые слова, которые кодирует этот образ.

3. По ключевым словам восстановите участок текста, закодированный данным образом.

Таким способом можно запоминать содержание достаточно длинных участков текста. Следует учитывать, что в тексте запоминается содержание, смысл, а не каждое слово дословно.

«Память оратора» Попробуйте запомнить эти отрывки, основываясь на приемах, описанных выше:

Густой, раскидистый липовый куст нависал с косогора над ключом. Вода в ключе была холодная и прозрачная, темная от тени. Юноши и девушки, смеясь, наполняли кувшины водою. Роняя сверкавшие под солнцем капли, ставили кувшины себе на голову и вереницею поднимались по тропинке вверх. (В. Вересаев)

…теперь Москва представляла другое, более отрадное зрелище. Конечно, следы исполинского пожара еще не были изглажены: огромные обгорелые каменные дома, кое-как прикрытые старым железом, окна, заделанные деревянными досками с нарисованными на них рамами и стеклами, с красными и закоптелыми полосами и пятнами по стенам, печальными знаками пламени, за три года вылетавшего из всех отверстий здания, пустыри с обгорелыми фундаментами и печами, заросшие густою травою, искрещенные прямыми тропинками, проложенными и протоптанными расчетливыми пешеходами, самая новизна, свежесть множества деревянных, прекрасной новейшей архитектуры домов, только что отстроенных или строящихся, – все красноречиво говорило о недавнем посещении Европы… (С. Т. Аксаков)

В здешней стране, где воздух сух, где дожди редки, где земля иссушена, деревья не нуждаются ни в ветре, ни в солнце. Недостаток влаги вызывает у деревьев недостаток соков. Отсюда эти узкие листья, которые стремятся найти способ защитить себя от солнца и чрезмерных испарений. Вот причина, почему эти листья подставляют солнечным лучам не лицевую сторону, а ребро. Нет ничего умнее листа. (Жюль Верн) Метод действенного анализа как прием запоминания текста Механическое запоминание текста приводит к тому, что он, по выражению Станиславского, «садится на мускул языка», то есть штампуется, становится мертвым.

Исходя из того, что слово неразрывно связано с мыслями, задачами и действиями образа, Станиславский считал, что актер может прийти к живому слову только в результате большой подготовительной работы, которая и подведет его к тому, что авторские слова сделаются ему необходимыми для выражения ставших своими мыслей действующего лица.

В начальном периоде работы, по мысли Станиславского, авторские слова нужны актеру не для заучивания, а как основной материал, от которого должно оттолкнуться воображение артиста, для познания всего богатства заложенных в авторский текст мыслей.

«В огромном большинстве случаев в театре, – пишет Станиславский, – только прилично или же недостаточно хорошо докладывают текст пьесы зрителям. Но и это делается грубо, условно».

Как сделать так, чтобы авторский текст стал для актера своим, органическим текстом? Как сделать так, чтобы именно данное слово могло служить актеру орудием действия, чтобы оно наилучшим образом выражало его чувства и мысли, совпадающие с чувствами и мыслями образа?

Сделать авторский текст своим можно только путем постепенного сживания с образом, путем доведения себя до состояния «я есмь». Только глубокое и, как говорил Станиславский, «честное» изучение всех обстоятельств жизни роли приводит актера к названной большой цели – освоению авторского текста. Эта цель остается главной во всем репетиционном процессе театра, в работе актера над ролью.

Наиболее доступной для познавательного анализа плоскостью являются факты, события, то есть фабула пьесы. Поэтому Константин Сергеевич предлагал начинать систематический анализ пьесы с определения событий, или, как он иногда говорил, действенных фактов, их последовательности и взаимодействия.

Он настаивал на том, чтобы актеры учились разбирать пьесу по крупным событиям: тогда они поймут, как автор строит сюжет.

Станиславский говорил нам также о том, что научиться определять крупные события в драматургическом произведении нелегко, что нужно выработать в себе ту широту взгляда, которая, научит отделять существенное от менее существенного.

– Вам никогда не удастся наметить сквозное действие, если вы не умеете охватить все происходящее в пьесе по очень крупным вехам, по большим событиям, – говорил Константин Сергеевич.

С первых шагов знакомства с пьесой, с ролью важно представить себе логику и последовательность событий, перспективу развития действия и контрдействия.

Попробуем разобрать линию действия сложнейшей роли Ромео по крупнейшим событиям.

Первый действенный факт – влюбленность Ромео в Розалину. Второй – любовь Ромео к Джульетте.

Отметьте для себя со строгой последовательностью все действия, вытекающие из названных двух фактов.

Влюбленность Ромео в Розалину толкает его на то, чтобы пойти на бал к злейшим врагам его рода, Капулетти, так как там он имеет возможность увидеть ее. На балу– встреча с Джульеттой. Внезапно вспыхнувшая всепоглощающая любовь к ней.

Новое событие для Ромео: Джульетта – дочь врага и т. д. и т. д.

Этот процесс «разведки умом», как его называл Станиславский, помогает актеру с первых шагов работы над ролью осознать действенную структуру пьесы.

В записных книжках 1927–1928 гг. Станиславский писал: «Пьеса, как путь от Москвы до С.-Петербурга, делится на самые большие станции – Клин, Тверь, Любань. Это курьерский поезд. Но есть еще и почтовый, который останавливается на мелких станциях – Кунцево…

Чтобы исследовать местность от Москвы до Клина, от Клина до Твери, полезно остановиться на этих малых станциях и рассмотреть места. Одно из них изобилует лесами, другое – болотами, третье – полянами, четвертое– холмами и т. д. Но можно поехать и товаро-пассажирским поездом и останавливаться на всех полустанках и разгонах и других стоянках. Останавливаясь на них, еще лучше изучить местность от Москвы до Клина и от Клина до Твери и т. д.

Но можно нанять экстренный поезд – Москва – С. Петербург, без остановок. Тут получится большая инерция – сквозное действие, большая скорость. Экстренный поезд для богачей – гениев (Сальвини). Скорый или курьерский – для талантов (мы).

Что же касается почтового или товаро-пассажирского, то они хороши для исследования (анализ, распашка)».

«Цепочка событий» Прочитайте отрывок и разберите его по событиям.

И. А. Крылов МОДНАЯ ЛАВКА

Комедия в трех действиях

Явление одиннадцатое

Маша и Сумбурова, потом Сумбуров.

Сумбурова. Ну, моя голубушка, опять я помирилась с вами. Признаться, давишняя история…

Маша. Поверьте, сударыня, что я совсем в ней не виновата. Вы знаете, сколько у нас хлопот: то разверни, другое положи. Мне и в голову не пришло посмотреть за этим повесою. Полно, мы ему начисто сказали, чтоб он в лавку к нам более жаловать не изволил. И подлинно! Бог знает, что про нас подумают, – а у нас, право, сударыня, настоящее монастырское благочиние.

Сумбурова. Однако, душа моя, поговорим о деле. Запри-ка теперь лавку, чтоб кто из знакомых меня не увидел и до мужа бы не дошло.

Маша. Я заперла дверь, не бойтесь ничего.

Сумбурова. Нечего, я уже и карету с человеком сажен за двадцать отсель оставила, хоть правда, что на дворе и темно, да все-таки, оборони бог греха, мой-то старик узнает, – так с ним и не разделаешься. Ну, что ж, душа моя, вы присылали, что у вас есть такие товарцы.

Маша. Прекрасные, сударыня, и вы можете получить их за бесценок, мы боимся, чтоб их здесь в городе не подметили, а так как вы едете вдаль, то там на здоровье износите. Вот, не угодно ли для вашей падчерицы?

Сумбурова. Нет, нет, моя милая! и подлинно, вить моего старика не во всем сердить надобно. Мы и там ей уборов нашьем. Выбери-тко ты мне побольше да получше. Уж то-то наши щеголихи, глядя на меня, будут беситься от зависти, а я-то перед ними и на балах, и на гуляньях пава павой, пусть их терзаются.

(Стучат.) Кто-то стучит! Посмотри, жизнь моя, да, коли можно, не пускай.

Маша (подходя к двери). Боже мой, это ваш муж!

Сумбурова. Мой муж? Ах! пропала я! Что мне делать?

Маша. Что за шум, что за стук! Они, кажется, хотят двери выломить.

Сумбурова. Жизнь моя! ангел мой! Нет ли куда спрятаться? Ради бога, пока он будет здесь, я пойду в эту комнату.

Маша. Ах! какое несчастье! дверь захлопнута оттоль, – тут никого нет, надобно будет за ключом бежать.

Сумбурова. Как, кругом! сюда? Сохрани боже! Сокровище мое, пропала я, если ты не сжалишься: это будет такой страм!.. сам лукавый меня сюда занес!

Маша (отпирая шкап) . Ах! вот есть способ. Спрячьтесь пока тут. Я ключ положу в карман, – и вы можете переждать эту грозу.

Сумбурова. Хорошо, хорошо, моя милая. Только выпроводь поскорее его отсель. Экой грех! экой грех! (Садится в шкап. )

Видения и воображение Самая большая ошибка заключается в том, что чаще всего с задачей запоминания текста пытаются справиться механически. В этом случае слова теряют сущность, смысл остается не в сознании, не в сердце того, кто их произносит, а лишь в мускулах речевого аппарата. Это не только убивает содержание роли, но и грозит спонтанным забыванием текста. Если актер, у которого слова роли «отскакивали от зубов», вдруг забывает дальнейший текст, это – самый верный признак того, что слова были запомнены автоматически. Многие актеры страшно боятся забыть текст, а потому стараются побыстрее «проболтать» свои слова, чтобы не сбиться.

«Как бессмысленно, когда актер на сцене, не дослушав того, что ему говорят, или того, что спрашивают, или не дав договорить другому самой важной мысли, уже торопится оборвать говорящего с ним партнера. Бывает и так, что самое важное слово реплики комкается и не доходит до слушателя, отчего вся мысль теряет смысл и тогда не на что отвечать. Хочется переспросить партнера, но это бесцельно, так как он сам не понимает того, о чем спрашивает. Все эти неправды создают условности, штамп, которые убивают веру в произносимое и самое переживание».

Еще хуже, считает Станиславский, «когда актеры сознательно дают словам роли неправильное назначение. Всем известно, что многие из нас пользуются текстом для того, чтоб показать слушателям качество своего звукового материала, дикцию, манеру декламировать и технику речевого аппарата. Такие актеры имеют мало отношения к искусству. Не больше тех приказчиков музыкальных магазинов, которые бойко разыгрывают на всевозможных инструментах замысловатые рулады и пассажи не для того, чтоб передавать произведение композиторов и свое понимание их, а лишь для того, чтоб демонстрировать качество продаваемого товара.

И актеры выводят голосом замысловатые звуковые каденции и фигуры. Они выпевают отдельные буквы, слоги, протягивают их, завывают на них не для того, чтоб действовать и передавать свои переживания, а чтоб показывать голос, чтоб приятно щекотать барабанную перепонку слушателей».

Как же запомнить текст, но при этом не потерять его содержание, все время чувствовать нерв роли? На помощь актеру приходит воображение. Ученица Станиславского М. О. Кнебель писала, что «вся работа театра держится на … особенности актера видеть за словом живые явления действительности, вызывать в себе представление о вещах, о которых идет речь, и в свою очередь воздействовать своими видениями на зрителя».

С этим и связана целая область системы, обозначенная Станиславским понятием «видение». Если актер видит сам то, о чем ему нужно рассказать или в чем убедить партнера на сцене, ему удается захватить внимание зрителя своими видениями, убеждениями, верованиями, своими чувствами. От того, что вложено в слово, что встает за словом в представлении артиста, от того, как сказано слово, зависит полностью и восприятие зала, весь тот круг образов и ассоциаций, которые могут возникнуть у зрителя, когда он слушает авторский текст.

Любой текст, в котором происходят события и действуют люди, необходимо сначала просмотреть как киноленту на воображаемом экране. Эта кинолента каждый раз должна обогащаться все новыми и новыми подробностями. Не надо беспокоиться о том, что вы не можете вникнуть в переживания короля Лира или Ромео. Главное – не терять из виду кинопленку видений, и тогда речь сама собой станет живой, яркой и убедительной.

«Представьте себе» Прочитайте следующие фразы и попытайтесь себе представить все эти предметы и ситуации:

Красивая шляпка.

Лежать дрожа.

Деревья в лесу.

Именины принцессы.

Грибной дождь.

Поезд из Москвы.

Опишите каждый из объектов. Придумайте короткий сюжет, объединяющий все эти объекты.

«Что делать?» Внимательно прочитайте описание ситуации, и попытайтесь как можно ярче ее представить. Представьте себе, что вы попали в подобную переделку. Что вы могли бы добавить к описанию автора?

Мгновенно, словно фейерверк, пламя охватило всю западную сторону омбу. Сучья, гнезда из сухой травы и пористая кора были прекрасной пищей для огня. Поднявшийся в это время ветер еще больше раздул его. Надо было спасаться. Гленарван и его спутники стали поспешно перебираться на восточную часть омбу, еще не охваченную огнем. Взволнованные, растерянные, они молча, то протискиваясь, то подтягиваясь на руках, карабкались по ветвям, гнувшимся под их тяжестью. Пылающие ветви корчились, трещали, извиваясь в огне, словно заживо сжигаемые змеи. Горящие головни падали в воду и, бросая пламенные отблески, уносились по течению. Пламя то поднималось до самого неба, то, прибитое вниз разъяренным ураганом, охватывало все дерево, словно туника. Гленарван, Роберт, майор, Паганель, матросы были охвачены ужасом, их душил густой дым, обжигал нестерпимый жар. Огонь уже добирался до них; ничто не могло ни потушить, ни даже приостановить его. Несчастные считали себя обреченными сгореть заживо, подобно тем индусам, которых сжигают в утробе их божества – истукана. Наконец положение стало невыносимым. Из двух смертей приходилось выбирать менее жестокую.

– В воду! – крикнул Гленарван.

Вильсон, которого уже касалось пламя, первый бросился в воду, но вдруг оттуда раздался его отчаянный крик:

– Помогите! Помогите!

Остин стремительно кинулся к нему и помог ему вскарабкаться обратно на ствол.

– Что такое?

– Кайманы! Кайманы! – крикнул Вильсон.

И в самом деле, вокруг омбу собрались пресмыкающиеся. Их спины блестели, отражая огонь. По сплющенным хвостам, головам, напоминающим наконечник копья, глазам навыкате, широчайшим, заходящим за уши пастям Паганель сразу признал в них свирепых американских аллигаторов, называемых в испанских колониях кайманами. Их было штук десять. Они страшными хвостами били по воде и грызли омбу длинными зубами.

Несчастные поняли, что гибель их неизбежна. Их ждал ужасный конец: или сгореть заживо, или стать жертвой кайманов. (Жюль Верн)

Подтекст в речи Подтекст, по словам Станиславского, есть не явная, но внутренне ощущаемая «жизнь человеческого духа роли, которая непрерывно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их. В подтексте заключены многочисленные, разнообразные внутренние линии роли и пьесы, сплетенные из магических и других «если б», из разных вымыслов воображения, из предлагаемых обстоятельств, из внутренних действий, из объектов внимания, из маленьких и больших правд и веры в них, из приспособлений и прочих элементов. Это то, что заставляет нас произносить слова роли».

Все эти линии замысловато сплетены между собою, точно отдельные нити жгута. В таком виде они тянутся сквозь всю пьесу по направлению к конечной сверхзадаче.

Лишь только всю линию подтекста пронижет чувство, точно подводное течение, создается сквозное действие пьесы и роли. Оно выполняется не только физическим движением, но и речью: можно действовать не только телом, но и звуком, словами.

То, что в области действия называют сквозным действием, то в области речи называется подтекстом.

«Слово, не насыщенное изнутри и взятое отдельно, само по себе, является простым звуком, кличкой, – говорил Станиславский. – Текст роли, состоящий из таких кличек, – ряд пустых звуков. Вот, например, слово “люблю”. Оно только смешит иностранца непривычностью звуковых сочетаний. Для него оно пусто, так как не слито с красивыми внутренними представлениями, возвышающими душу. Но лишь только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Тогда те же звуки «люблю» становятся способными зажечь страсть в человеке и изменить его жизнь. Слово «вперед», оживленное изнутри патриотическим чувством, способно послать целые полки на верную смерть. Самые простые слова, передающие сложные мысли, изменяют все наше мировоззрение. Недаром же слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли».

Слово может возбуждать и все наши пять чувств. В самом деле, стоит напомнить название музыкальных произведений, имя художника, название блюд, любимых духов, и прочее и прочее, и вы вспомните слуховые и зрительные образы, запахи, вкусовые или осязательные ощущения того, о чем говорит слово.

«Чувства и ощущения» Какие чувства и ощущения вызывают у вас эти словосочетания:

Горячий хлеб.

Свежескошенная трава.

Осенние листья.

Компостная куча.

Забродившее варенье.

Далекая музыка.

Яростный ритм.

Пуховая подушка.

Шелковая сорочка.

Укол иглы На подмостках слово должно возбуждать в артисте, в его партнерах, а через них и в зрителе всевозможные чувствования, хотения, мысли, внутренние стремления, внутренние образы воображения, зрительные, слуховые и другие ощущения пяти чувств.

Все это говорит о том, что слово, текст роли ценны не сами по себе и для себя, а тем внутренним содержанием или подтекстом, который в них вложен. Мы не должны также забывать о том, что напечатанная пьеса не является еще законченным произведением, пока она не будет исполнена на сцене артистами и оживлена их живыми человеческими чувствами, совершенно так же и писанная музыкальная партитура еще не симфония, пока ее не исполнит оркестр музыкантов в концерте.

«Лишь только люди – исполнители симфонии или пьесы – оживят изнутри своим переживанием подтекст передаваемого произведения, – утверждал Станиславский, – в нем, так точно, как и в самом артисте, вскроются душевные тайники, внутренняя сущность, ради которых создавалось творчество. Смысл творчества в подтексте. Без него слову нечего делать на сцене. В момент творчества слова – от поэта, подтекст – от артиста. Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтоб смотреть актера, а сидел бы дома и читал пьесу.

Только на подмостках театра можно узнать сценическое произведение во всей его полноте и сущности. Только на самом спектакле можно почувствовать подлинную ожившую душу пьесы в ее подтексте, созданном и передаваемом артистом каждый раз и при каждом повторении спектакля.

Артист должен создавать музыку своего чувства на текст пьесы и научиться петь эту музыку чувства словами роли. Когда мы услышим мелодию живой души, только тогда мы в полной мере оценим по достоинству и красоту текста и то, что он в себе скрывает».

Природа устроила так, что мы, при словесном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.

Слушать на актерском языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы. Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. «Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу, – советовал Станиславский. – Пропускайте же почаще киноленту вашего внутреннего зрения и как художник рисуйте и как поэт описывайте, что и как вы увидите внутренним зрением во время каждого сегодняшнего спектакля. При таком просмотре вы все время будете знать и понимать то, о чем вам нужно будет говорить на сцене. Пусть возникающие в вас видения и рассказ о них повторяются каждый раз с известными вариациями. Это только хорошо, так как экспромт и неожиданность – лучшие возбудители творчества. Не забывайте только постоянно внутренно просматривать киноленту ваших видений, прежде чем говорить о них словами, и внедряйте то, что увидите, в того, с кем общаетесь на сцене.

Эту привычку надо набить себе долгой систематической работой. В те дни, когда ваше внимание окажется недостаточно сосредоточенным, а заготовленная раньше линия подтекста будет легко обрываться, скорее хватайтесь за объекты внутреннего зрения, точно за спасательный круг.

А вот и еще преимущества показанного приема. Как известно, текст роли скоро забалтывается от частого повторения. Что же касается зрительных образов, то они, напротив, сильнее укрепляются и расширяются от многократного их повторения.

Воображение не дремлет и каждый раз дорисовывает все новые детали видения, дополняющие и еще более оживляющие киноленту внутреннего зрения. Таким образом, повторения служат видениям и всему иллюстрированному подтексту не в ущерб, а на пользу».

«Что было до? Что будет после?» Прочитайте отрывок. Как вы думаете, какие события предшествовали этому диалогу? А какие события последуют за ним? Придумайте свой сюжет, в который мог бы вписаться этот диалог.

Ольга Николаевна. В «Московском листке» пишут, что опять шесть самоубийств, Аннушка. И все женщины, и все уксусной эссенцией… Как они могут? Вы очень боитесь смерти, Аннушка?

Аннушка (из-за перегородки ). Кто же ее не боится, барышня?

Ольга Николаевна. Я боюсь смерти. Иногда так трудно жить, такие несчастья, такая тоска, что вот, кажется, взяла бы и выпила. А нет, страшно. И, должно быть, очень больно – ведь она жгучая, эта эссенция.

Аннушка. У нас горничная, которая допрежь меня жила, эссенцией отравилась: мучилась долго, два дня. (Леонид Андреев. Дни нашей жизни)

«Ассоциации абсурда» Прочитайте отрывок и запишите киноленту ваших видений. Постарайтесь отдаться ассоциациям, не ищите строгую логику, помните, что театр абсурда, к которому принадлежат пьесы Бекетта, построен не на логике, а на ассоциациях.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции