27.11.2019

История психиатрии кратко. История психиатрии. Основные направления психиатрии. Известные всему миру психиатры


Психиатрия - древняя наука, еще 4000 лет до нашей эры жрецы египетских храмов лечили больных от тоски, а в индусских книгах - Ведах (XV-XIV вв. до н.э.) - сообщалось, что жрецы в Индии лечили душевнобольных, связывая происхождение болезней с одержимостью: жрецы изгоняли из них бесов.

В древний греко-римский период в произведениях и мифах уже упоминаются термины «мания», «меланхолия», «паранойя». Ксенофонту принадлежит фраза: «В здоровом теле - здоровый дух». Наслаждения, радость, смех, огорчения, печаль, недовольство, страхи, состояние бреда, безумия и тревог Гиппократ и Пифагор ставили в зависимость от меняющихся состояний мозга. В соответствии с гуморальной теорией Гиппократа, психические болезни объясняли «дискразией» - нарушением смешения жидкостей в организме. В работе «О священной болезни» Гиппократ уже различал идиопатическую и симптоматические формы эпилепсии (термин «эпилепсия» введен позднее Авиценной), описал различные формы ауры, влияние возраста, температуры, менструаций, времени года на течение «священной болезни».

С возникновением христианства дуализм стал его основой в форме противопоставления временной жизни на земле и блаженной жизни души в царстве небесном. В Евангелии говорится о душевнобольных как о бесноватых и одержимых. Иисус Христос, как видно из Евангелия, «изгонял» злых духов из больных.

Во второй половине средних веков Западная Европа вступила в один из мрачных периодов своей истории. Началом этого периода следует считать буллу - послание папы Иннокентия VIII (1484), которое предписывало разыскивать и предавать суду людей, отдавших себя во власть демона, к ним причислялись и психически больные. Несомненным доказательством виновности считалось «чистосердечное признание обвиняемых». Многочисленные признания создавали атмосферу коллективной внушаемости и широкого распространения демономаний. Среди женщин, особенно в женских монастырях, наблюдались массовые истерические эпидемии. Нет точных данных о том, сколько людей, в том числе психически больных, погибли на «священных» кострах инквизиции, - наверное, не меньше, чем в кровопролитных войнах того времени. Известно, что в одном только округе Кома ежегодно сжигались до 1000 «колдунов и колдуний», и среди них огромное число психически больных.

Лютеранство поддерживало католицизм: «По моему мнению, - говорил Лютер, - все умалишенные повреждены в рассудке чертом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен черт». Ф.Пинель

Однако остановить развитие науки невозможно и постепенно происходит решительный сдвиг в общественном сознании и отношении к психически больным.

Славу реорганизатора психиатрической помощи в период французской революции приобрел Ф.Пинель. Поступив в 1792 г. врачом в парижский приют для умалишенных Бисетр, он выхлопотал у революционного конвента разрешение снять цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения.

В Киеве еще в X в. существовала организация призрения «нищих, странных и убогих людей». Среди монахов Печерского монастыря упоминается Григорий-чудотворец, который исцелял бесноватых и имел дар внушать то, что он хочет. Среди монастырских строений имелась уже «крепкая темница» для содержания беспокойных психически больных.

Судный закон князя Владимира (X в.) содержит ряд статей о психически больных. В главе «О завещании» говорится, что завещатель должен быть в здравом уме и твердой памяти. Закон запрещал «свидетель¬ствовать на суде» несовершеннолетним, глухим, немым, «бесноватым и блудникам».

В 1551 г. на Стоглавом соборе, созванном царем Иваном IV, признана необходимость заботы о нищих, больных, в том числе тех, что «одержимы бесами и лишены разума», и решено помещать их в монастыри.

Указом Петра I от 5 сентября 1722 г. о «сумасбродных и под видом изумления бывающих...» повелевалось «...отныне в монастыри не посылать», а строить для них специальные дома. В 1756 г. в госпитале, построенном Петром I в Лефортове, императрицей Елизаветой были определены специальные «особливые покои» для психически больных. Петр III издал указ о строительстве долгаузов -специальных учреждений для размещения психически больных. Строительством долгаузов в дальнейшем занималась специальная комиссия при Академии наук.

Наряду с развитием и совершенствованием психиатрической помощи больным продолжали развиваться и научные исследования в области психиатрии, накапливались представления об особенностях течения и причинах психических заболеваний.

В 1822 г. А.Бейлю удалось установить связь между психическими расстройствами и параличом. Он раскрыл варианты течения, особенности бреда, предвестники прогрессивного паралича. В 1906 г. А.Вас-серман предложил серологическую реакцию, которая оказалась положительной в крови и ликворе почти у 100% больных прогрессивным параличом. В.А.Гиляровский (1908) на основании данных патоморфологического исследования утверждал сифилитическое происхождение прогрессивного паралича. В 1912 г. Х.Ногучи сообщил об обнаружении бледной спирохеты в ткани мозга больных прогрессивным параличом.

Один из основоположников французской научной психиатрии Ж. Эскироль (1772-1840), в точности повторивший путь своего учителя Ф.Пинеля, явился основателем клинико-нозологического направления в психиатрии. Им было создано учение о мономаниях, показаны различия между иллюзиями и галлюцинациями, введены понятия ремиссии и интермиссии. Эскиролю принадлежит разделение слабоумия и малоумия: слабоумный - разорившийся богач, тогда как малоумный (идиот) - нищий от рождения.

В 1852 г. Ж.Фальре выделил «циркулярное помешательство» - болезнь, которая характеризуется чередованием маниакальных и меланолических состояний со светлыми промежутками; предложил первую систематику поэтапного развития бреда.

Формированию основных исследовательских направлений в немецкой психиатрии предшествовал почти 30-летний спор «психиков» и «соматиков». Общий принцип соматиков состоял в утверждении того, что психические болезни являются болезнями всего организма. «Соматики» победили, что явилось стимулом для развития немецкой клинической психиатрии.

Развитие психиатрии определяется потребностями общества в организации помощи душевнобольным, социальными условиями, связанными как с преобладающими представлениями об этиологии душевных расстройств, так и с материальными возможностями государства и его общественных институтов.

В Средние века, когда в рамках феодальных государств стали развиваться города, из-за скученности проживания людей возникла необходимость изоляции психических больных. Однако из-за преобладания в это время взгляда на душевные болезни как на одержимость дьяволом больных содержали в монастырях. А в некоторых странах психических больных даже подвергали уничтожению на кострах инквизиции.

Позже, в XV-XVII веках, в бывших тюрьмах стали организовывать убежища для психических больных, где их содержали в неприспособленных для существования людей помещениях, избивали, не кормили и приковывали цепями.

В конце XVIII - начале XIX века буржуазная революция во Франции провозгласила защиту прав человека. В соответствии с гуманистическими идеалами того времени Ф. Пинель (1745-1826) в Париже начал превращать полутюремные убежища для сумасшедших в медицинские учреждения для душевнобольных. Одно из важных его нововведений на пути превращения последних из отвергаемых обществом монстров в ранг больных - ликвидация цепей. Все же в обиходе больниц оставались смирительные рубашки и другие меры стеснения больных. Продолжил борьбу с ограничениями свободы больных британский психиатр Д. Конол-ли (1794-1866). В Англии он ввел режим нестеснения психических больных, который оказал большое влияние на создание более гуманного отношения к пациентам психиатрических больниц во всем мире. В других странах также были сделаны первые шаги по организации психиатрических больниц. В США первая психиатрическая больница была открыта в штате Вирджиния (1773).

В России никогда не обращались с душевнобольными так жестоко, как в странах Западной Европы. Обвинения в «бесовской порче» и казни психических больных были единичными. Больных чаще воспринимали как «Богом наказанными» и потому не относились к ним как к враждебной силе. Уже в IX-XI веках организовывалось призрение душевнобольных в монастырях Киева и позже в Москве. В царствование Петра Великого было запрещено направлять «сумасбродных» в монастыри и предлагалось помещать в специальные больницы. Однако первые психиатрические больницы были открыты в 1876 г. в Новгороде, Риге и Москве, в 1879 г. организовано отделение в Санкт-Петербурге. Гуманистические преобразования особенно активно проводил главный врач психиатрической больницы в Москве (с 1828 г.) В. Ф. Саблер. При нем были уничтожены цепи, организованы досуг и трудовая терапия больных, заведены истории болезни, рецептурные книги, появились врачи примерно с теми же обязанностями, что и в настоящее время. В Санкт-Петербурге такие же изменения в судьбе больных произвел И. М. Балинский (1827-1902), первый русский профессор психиатрии (с 1857 г.). Отсталое психиатрическое учреждение он превратил в передовую клинику. С его участием создавались проекты новых психиатрических больниц. Реформы в российских психиатрических учреждениях связаны с именем С. С. Корсакова (1854-1900), одного из основателей российской научной психиатрии и нозологического направления. В его московской психиатрической клинике были ликвидированы все меры стеснения, упразднены изоляторы, были сняты решетки с окон отделений, введены постельное содержание острых больных и занятия на открытом воздухе для больных с затяжными болезнями.

После 1917 г. осуществлялись попытки превращения медицины, задачей которой было только лечение, в здравоохранение, целью которого стало бы еще и предупреждение болезней. В русле этих преобразований в 1919-1923 гг. было начато создание вне-больничной психиатрии. Опережая зарубежные страны, отечественные психиатры (Бехтерев В. М., 1857-1927, Ганнушкин П. Б., 1875-1933, Розенштейн Л. М., 1884-1935 и др.) создали научное обоснование психопрофилактики, организовали психоневрологические институты и диспансеры, предназначив их для оказания медицинской, консультативной и социальной помощи больным, страдающим психозами, неврозами и прочими пограничными психическими заболеваниями. Их функциями стали:

3) активное выявление и учет больных, наблюдение за ними и амбулаторное лечение;

4) восстановление здоровья психических больных и своевременное направление в больницу в случае необходимости;

проведение психиатрической экспертизы больных;

оказание консультативной помощи другим специалистам;

правовая, социальная и патронажная помощь больным, находящимся под наблюдением диспансера;

реабилитация психических больных, вовлечение в трудовую деятельность и трудоустройство больных с остаточной трудоспособностью.

Дальнейшее развитие психиатрической помощи пошло по пути уменьшения крупных больниц, организации дневных и ночных стационаров, создания профильных лечебных учреждений (детских, подростковых, геронтологических), изменения структуры и назначения старых лечебных учреждений с целью максимального приближения служб к населению и специализации предлагаемых услуг. Эти изменения позволяют проводить реабилитацию больных, используя многоступенчатое их обслуживание. Повышает эффективность лечения и реабилитации больных привлечение для этого все большего круга профессионалов: врачей-непсихиатров, медицинских и специальных психологов, логопедов, социальных работников, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре.

История развития психиатрии показывает, что по мере накопления знаний о клинике и течении различных видов патологии, уточнения причин возникновения основных психопатологических симптомокомплексов, определения их клинических границ менялось представление о сущности заболеваний, становились другими подходы к их систематике, что трансформировало и номенклатуру психозов.

В психиатрии на протяжении е развития можно выделить три подхода к решению задач лечения психических заболеваний 1. Магический подход основывается на том, что лечение болезней возможно путем привлечения сверхъестественных сил, Характерен для раннего, древнего периода развития психиатрии, Так же он характерен для средневековья, когда проводились гонения на ведьм.

Сущность этого подхода заключается в том, что влияние на человека происходило путем внушения. В этом аспекте он имеет много общего с психологическим. 2. Органический подход предполагает идею, согласно которой все нормальный и патологические процессы психики человека могут быть объяснены законами материального мира, т. е. в рамках естествознания, химии и физики. Этот подход характерен для поздних исследований, начиная с эпохи возрождения. 3. Психологический подход предполагает, что причина нарушений психической деятельности лежит в поле психологических процессов и следовательно лечение их возможно психологическими методами. В настоящее время лечение душевнобольных заключается в сочетании двух последних методов. Первый подход является ненаучным.

Вклад древних. История психологии началась с того, что один человек попытался облегчить страдания другого путем влияния на него. В те времена, когда психические и физические недуги не разграничивались, роль психиатра мог взять на себя любой, кто стремился облегчить боль другого.

Поэтому история психиатрии восходит к первым профессиональным целителям. Вавилонские жрецы-врачи лечили внутренние болезни, особенно с психическими проявлениями, которые приписывались демоническому происхождению, прибегая к магически-религиозным взглядам. Лекарства употреблялись, но более эффективное лечение связывалось с верой в заклинание. Заклинание было достаточно сильным психологическим орудием. Народы Месопотамии открыли некоторые медицинские методы, стали изучать историю жизни пациента. Они также достигли больших успехов в развитии гиены, соц.медицины, мед. этики. Египтяне достигли довольно больших успехов.

Они лечили людей искусственным сном - видом психотерапии. Задолго до греков научились создавать в храмах, где лечили больных, атмосферу, которая являлась полезной для здоровья человека участие в экскурсии по Нилу, в концерте занятие танцами, рисованием. Египтяне также выявили тип эмоционального расстройства, позже названный истерия.

Клиническое (феноменологическое, дискриптивное) направление психиатрии имеет свои истоки в глубокой древности. В частности, описание помешательства можно встретить в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, эпосах «Махабхарата», «Младшая Эдда» и «Калевала». Их можно найти также в священных текстах Библии, Корана и Талмуда. Метафизический опыт человека связан с религиозными практиками, случайным и направленным использованием психоактивных веществ, а также опытом переживания утрат, греха, боли, умирания. Он позволил почти 4000 лет назад установить границы души и тела, определить степень конечности существования и динамику душевных состояний. Теории структуры души различаются в иудаистской, буддистской, христианской, мусульманской и других религиозных традициях. Однако все они подчеркивают неотделимость психических явлений от окружающего мира, а также разделяют индивидуальный и коллективный духовный опыт.

Подробное описание психических расстройств, особенно эпилепсии и истерии, принадлежит Гиппократу (460-370 до н.э.), который придал некоторым мифологическим образам свойства, характерные для психических расстройств, - например, он описал манию, меланхолию. Им же выделено четыре основных темперамента, связанных с преобладанием одной из четырех жидкостей - крови, флегмы, черной или желтой желчи. Гиппократом показана зависимость психических расстройств от соотношения «жидкостей», в частности, меланхолию он связывал с черной желчью, он также утверждал, что истерия связана с блужданием матки. Это воззрение сохранялось вплоть до XIX века. Им описана типология эпилепсии и предложено диетическое лечение этого заболевания. Платон (427-347 до н.э.) выделял два типа безумия - одно, связанное с воздействием богов, другое - связанное с нарушением рациональной души. В платонической и неоплатонической традициях была введена классификация негативных и позитивных душ человека. Аристотель (384-322 до н.э.) описал основные эмоции, включающие страх, тревогу, и выделил понятие сверхсильной эмоции - аффекта. Гален из Пергама, живший в римский период, считал, что депрессия обусловлена избытком черной желчи. Св. Августин (354-430 н.э.) в своих посланиях из Северной Африки впервые ввел метод внутреннего психологического наблюдения переживаний (интроспекция). Описание переживания, по Св. Августину, позволяет понять его окружающим, разделить, сопереживать.

Его описания по праву можно считать первыми психологическими трактатами. Авиценна (980-1037 н.э.) в «Каноне врачебной науки» описывает две причины психических расстройств: глупость и любовь. Он также впервые описал состояние одержимости, связанное с превращением человека в животных и птиц и подражанием их поведению. А также описал особое поведение врача при беседе с психически больным пациентом.


В средневековой Европе состояния одержимости были описаны в многочисленных трактатах схоластов. Классификация расстройств носила демонологический характер в зависимости от стилистики поведения психически больного. Тем не менее период средневековья позволил подойти к классификации духовных феноменов. Парацельс (1493-1547) отрицал связь психозов с наследственностью, считая, что существует связь между минералом, звездой, болезнью и характером, он предложил лечение психических расстройств химическими препаратами. В эпоху Возрождения появились описания типологии эмоций при психических расстройствах, в частности, Леонардо да Винчи и Микеланджело принадлежат серии рисунков, иллюстрирующих изменение мимики и поведения при психических и физических страданиях. Уже Т. Bright (1551-1615) считал, что депрессия может быть вызвана психологическими факторами и страдание прямо связано с расстройством психики.

Первая классификация психических расстройств принадлежит F. Platter (1536-1614), который описал 23 психоза в 4 классах, связанных с внешними и внутренними причинами, в частности - воображением и памятью, а также сознанием. Он был первым исследователем, который отделил медицину от философии и отнес ее к естественным наукам. W. Harvey (1578-1637) считал, что психические эмоциональные расстройства связаны с работой сердца. Эта «кардиоцентрическая» теория эмоций в целом осталась центральной также для христианской теологии. P. Zacchia (1584-1659) предложил классификацию психических расстройств, включающую 3 класса, 15 видов и 14 разновидностей заболеваний, он также является основоположником судебной психиатрии. В. de Sauvages (1706 - 1767) все психические расстройства, всего 27 видов, описал в 3 разделах, в основу классификации им был положен симптоматический принцип, аналогичный соматической медицине.

Интерес к классификациям в психиатрии и медицине шел параллельно со стремлением к дескриптивному подходу естественной истории, вершиной которого была классификация Карла Линнея. Родоначальником американской психиатрии является В. Rush (1745- 1813), один из авторов «Декларации Независимости», который в 1812 году опубликовал первый учебник психиатрии. Т. Sutton в 1813 году описал алкогольный делирий, A R. Gooch в 1829 году - послеродовые психозы. В 1882 году A. Beuel выделил прогрессивный паралич, который был первым самостоятельным психическим заболеванием, имеющим определенную этиологию и патогенез, то есть соответствующим принципу нозологии в медицине. R. Krafft-Ebing (1840-1902) описал гомосексуализм и аномалии сексуального поведения. С.С. Корсаков в 1890 году выделил психоз при хроническом алкоголизме, сопровождавшийся полиневритом с расстройствами памяти.

В конце XIX - начале XX века Е. Kraepelin в классификации психических расстройств выделяет олигофрению, раннее слабоумие, которое в 1911 году Е. Bleuler названо шизофренией. Он также впервые описывает маниакально-депрессивный психоз и парафрению. В начале XX века Е. Kraepelin заинтересовался этническими оттенками психозов, характерные для представителей различных народов. В дальнейшем его работы становятся предпосылкой этнической психиатрии.

В 1893 году была введена первая Международная статистическая классификация причин смерти МКБ (ICD) 1, последовательно в 1910, 1920, 1929 годах были введены МКБ 2-4, в 1938 - МКБ 5, в 1948, 1955 - МКБ 6-7. К началу XX века до 70-х годов можно было выделить три основные школы клинической феноменологии, хотя существовали оттенки различных школ психопатологии. Немецкая школа характеризовалась акцентом на нозологические единицы, которые включали синдромы и симптомы. Этой же точки зрения придерживались русские, а затем и советские психиатры. Французская школа, опиралась преимущественно на уровень симптомов и синдромов. Американская школа основное внимание уделяла реакциям, в том числе реакциям адаптации.

В 1952 году в США была введена оригинальная национальная классификация Diagnostic System Manual Mental Disorders (DSM I), которая отличалась от европейских классификаций тем, что наряду с осью клинических признаков выделялась ось социального функционирования и реакции на стресс. В 1968 году введена DSM II, в 1987 - DSM IIIR, в 1993 - DSM IV, в 2000 - DSM IVR.

В 1965, 1975 годах соответственно в Европе были введены МКБ (ICD) 8 и 9, а в 1989 - МКБ 10, ввод в практику которой государствами - членами ВОЗ произошел в 1994 году. В Украине переход на МКБ 10 произошел с 1999 года. Тем не менее наряду со стремлением к созданию единых между Европой и США клинических воззрений и намерениями объединить ICD и DSM, существуют противоположные попытки противопоставить единой системе классификации национальные школы.

Биологическое направление психиатрии основано на исследованиях связи между физиологией и биохимией мозга, генетикой с основными психическими расстройствами. G. Moreu de Tour в 1845 году описал на себе экспериментальный психоз с применением гашиша. G.T. Fechner в 1860 году обнаружил связь между интенсивностью стимула и сенсорной реакцией, которая легла в основу изучения восприятия в норме и патологии. В. Morel в конце XIX века причиной помешательства считал наследственную дегенерацию, которая усиливается от поколения к поколению от степени аномалии личности к психозу и слабоумию. Ch. Lombroso в это же время описал связь между гениальностью и помешательством, предполагая, что это звенья одной цепи. Ch. Darwin утверждал, что поведение, в частности выражения эмоций у психически больных и особенно лиц с умственной отсталостью (микроцефалов), являются одним из доказательств происхождения человека. Дегеротипы пациентов ему предоставил H. Maudsley. Этой же точки зрения придерживался нейроморфолог К. Vogt. W.R. White (1870-1937) показал, что при описании психоза необходимо интегрировать неврологические, психиатрические и психоаналитические концепции. Е. Kretschmer в 1924 году в работе «Строение тела и характер» устанавливает связь астенической конституции и шизофрении, а также пикнической конституции и маниакально-депрессивного психоза. В 1917 году J.W. Wager-Jauregg получил Нобелевскую премию за применение моляротерапии прогрессивного паралича. Это первая и единственная за всю историю науки премия, полученная за работы в области терапии психических заболеваний. В начале XX века И.П. Павлов в серии работ экскурса физиологии в психиатрию выявил связь между условными рефлексами и формированием патологического мышления. Им разработана оригинальная психофизиологическая классификация типов личности и первая физиологическая теория психодинамики. В результате развития его идей G. В. Watson создал бихевиоральное направление, а в дальнейшем бихевиоральную терапию психических расстройств. F. Kallman (1938) создал первую системную генетическую теорию развития шизофрении на основании изучения сходства болезни у близнецов и близких родственников. G. Delay и P. Deniker в 1952 году в результате развития идей искусственной гибернации синтезировали первый нейролептик хлорпромазин, с которого началась психофармакологическая эра в психиатрии. В 1981 году R. Sperry получил Нобелевскую премию за серию работ 60-80-х годов XX века, которые, в том числе, показали значение межполушарных взаимодействий в развитии психических расстройств. G. Bowlby (1907-1990) открывает зависимость психических расстройств у детей от факторов сепарации и депривации материнской любви. В дальнейшем его работы легли в основу описания нормы и феноменологии любви. Е. Kandel в 80-х годах создает синтетическую теорию связи между психиатрией и нейробиологией, изучая простые модели воздействия процесса обучения на изменение нейрональной архитектоники. N. Tinbergen , один из основоположников этологии, в своей Нобелевской речи в 1973 году приводит первые данные о связи биологии поведения (этологии) с системой доминантности и территориальности. В качестве одной из моделей он берет детский аутизм. В 1977 году N.Mc. Guire вводит теоретическую модель этологической психиатрии.

История психоаналитического направления связана с именем S. Freud (1856-1939), который ввел психоаналитический метод лечения психических расстройств, а также обосновал значение структуры сознания и детской сексуальности для диагностики и терапии неврозов. P. Janet создает концепцию психастении, а также психологической диссоциации, которую применил для объяснения обсессивно-компульсивного и диссоциативного расстройств. A. Adler (1870- 1937) в своих теориях («жизненного стиля», «комплекса неполноценности» и «мужского протеста») описывает индивидуально-психологические причины развития психических расстройств. C. Horney психоаналитически обосновывает развитие неврозов как результат социального окружения. М. Klein и A. Freud в 30-х годах создают систему психоанализа детского возраста. Е. Erikson описывает жизненные циклы как кризисы идентичности и вводит их в практику психоанализа и психотерапии. Н. Sullivan (1892-1949) создает интерперсональную теорию, согласно которой реализация бессознательных структур возникает в результате межперсональной коммуникации. С.G. Jung (1975-1961) основывает школу глубинной психологии, при описании психологических типов (интроверт, экстраверт) он интерпретирует аномалии личности и неврозы. Психоз им объясняется как результат нарушения индивидуации и искажение осознания архетипа. J. Lacan (1901-1981) вводит в психоанализ изучение структуры языка и метафор, указывая на то, что язык является моделью сознания и его искажения могут быть интерпретированы аналитическим методом.

Социальная психиатрия описывает системы отношения общества к психически больным, реабилитацию и эпидемиологию психических расстройств. Отношение к психическим расстройствам зависит от типа культуры. В архаической культуре аномальное поведение вызывало страх, священный трепет, отторжение или дискриминацию. В ряде культур лица с аномальным поведением становились шаманами, и сами производили ритуальные воздействия на других больных. Первым социальным обрядом воздействия на соматические и психические расстройства является trance-dance бушменов Калахари, в котором воздействие на аномальное поведение осуществлялось ритмическим пением и танцами. В Индии и юго-восточной Азии, а также в странах Африки всегда была высокая толерантность к аномальному поведению, в то время как в Европе в период средневековья принимались жесткие дисциплинирующие меры по отношению к психически больным. В частности, группы больных помещались на «корабли дураков», которые сплавлялись по рекам Европы. Пациенты подвергались пыткам инквизиции и сжигались на кострах, а первые психиатрические клиники напоминали тюрьмы, в которых больные содержались в кандалах. P. Pinel (1745-1826) первым указал на необходимость распространения принципов гуманизма на содержание и лечение психически больных. G. Conolly (1794-1866) ввел в психиатрию «принцип нестеснения» (nonrestrain).

В нацистской Германии в значительной мере под влиянием неверно интерпретированных генетических исследований психически больные подвергались систематическому уничтожению. А с середины XX века психиатрия стала применяться в политических целях для контроля инакомыслия. Реакцией на использование психиатрии как аппарата насилия государства над личностью стали работы Н.G. Marcuse и F. Szasz, которые создали антипсихиатрическое направление. Антипсихиатры считали, что психиатрический диагноз является формой дискриминации свободы личности. Они призывали к открытию дверей психиатрических больниц для активизации революционного процесса. Под влиянием антипсихиатрии в большинстве стран мира были введены демократические законы о психиатрии.

Психиатрическая школа СССР того времени ближе всего стояла к немецкой школе психопатологии и была представлена двумя основными группами исследователей: московская группа занималась большими психозами, как эндогенными, так и экзогенными. Ленинградская школа - пограничными психическими расстройствами. Основоположником московской школы можно считать М.О. Гуревича, к которой относились также В.П. Осипов и В.А. Гиляровский, а ленинградской - В.М. Бехтерев. В результате «Павловской сессии» 1952 года произошло разрушение указанных школ по политическим мотивам в связи с обвинением в «космополитизме». В результате в последующем новая московская школа оказалась тесно связана с политической системой, а в дальнейшем - с дискриминацией инакомыслящих.

Тем не менее отечественная психиатрия имеет свое оригинальное содержание и историю, в целом наполненную гуманистическим содержанием. Первое руководство по психиатрии и использование термина «психиатрия», предложенного немецким врачом Johann Reil (1803), в России опубликовал П.А. Бухановский в 1834 году. Оно называлось «Душевные болезни, изложенные сообразно началам настоящего учения психиатрии в общем, частном и практическом изложении». Вероятно именно П.А. Бухановский (1801-1844) был также родоначальником нозологического направления. Кроме того, он первым в России начал преподавание психиатрии в Харьковском университете с 1834 по 1844 годы на кафедре хирургии и душевных болезней. В дальнейшем руководства по психиатрии в России были опубликованы П.П. Малиновским (1843). Позже, в 1867 году И.М. Балинским создана отдельная кафедра психиатрии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, а в 1887 году А.Я. Кожевниковым - клиника психиатрии при МГУ. В 1887 году С.С. Корсаков описал алкогольный психоз с полиневритом (корсаковский психоз), который стал одной из первых нозологических единиц в психиатрии. В 20- 30-х годах XX века П.Б. Ганнушкин систематизирует динамику психопатий, а В.М. Бехтерев вводит понятие психофизики массовых психических явлений. Эти данные предвосхитил в своей диссертации «Физические факторы исторического процесса» (1917) А.Л. Чижевский при описании психических эпидемий на протяжении 2000 лет. Значительным явлением был выпуск в 1923 году учебника В.П. Осипова и нейрогенетические исследования 30-40-х годов С.Н. Давиденкова. Клинические и аналитические исследования расстройств мышления Е.А. Шевалева в 20-30-х годах превосходили лучшие образцы мировой науки того времени. Работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, а в дальнейшем В.В. Зейгарник и Е.Ю. Артемьевой позволили создать оригинальную отечественную патопсихологию, которая значительно повлияла на диагностический процесс в психиатрии. В период второй мировой войны исследования М.О. Гуревича и А.С. Шмарьяна уточнили связь органических поражений и психопатологических расстройств и создали «мозговую» психиатрию, основанную на функциональной и органической морфологии. В клинике Корсакова и психиатрической клинике Казанского университета в конце 40-х - начале 50-х годов были проведены одни из первых психохирургических операций при шизофрении, в которых принимал участие А.Н. Корнетов. Основоположниками отечественной детской психиатрии считаются Г.Е. Сухарева и В.В. Ковалев, сексопатологии - А.М. Свядощ и Г.С. Васильченко, а психотерапии - Б.Д. Карвасарский.

В статье рассмотрим историю психиатрии, ее основные направления, задачи.

Клиническая дисциплина, которая занимается исследованием этиологии, распространенности, диагностикой, патогенезом, лечением, экспертизой, прогнозом, профилактикой и реабилитацией поведенческих и психических нарушений - это психиатрия.

Предмет и задачи

Предметом изучения ее является психическое здоровье людей.

Задачи психиатрии следующие:

  • диагностика расстройств психики;
  • исследование течения, этиопатогенеза, клиники и исхода заболеваний психики;
  • анализ эпидемиологии расстройств психики;
  • изучение воздействия препаратов на патоморфоз нарушений психики;
  • разработка способов терапии психических отклонений;
  • разработка методов реабилитации пациентов с заболеваниями психики;
  • разработка профилактических способов развития психических заболеваний у людей;
  • организации помощи населению в психиатрической сфере.

Ниже будет кратко описана история развития психиатрии как науки.

История науки

По Ю. Каннабиху в развитии психиатрии выделяются следующие этапы:

  • Период донаучный - с древнейшего времени до возникновения античной медицины. Бессистемно копятся наблюдения, фиксирующиеся в мифологии в образной форме. Люди наделяли душой окружающие явления и предметы, что называется анимизмом. Сон и смерть идентифицировались первобытным человеком. Он считал, что душа во сне выходит из тела, видит различные события, принимает в них участие, бродит, и все это отражается в снах. Если душа человека отлучалась и уже не возвращалась, то человек погибал.
  • Древняя греко-римская медицина (7 в. до н. э. - 3 в. н. э.). Душевные заболевания рассматриваются как явления естественные, которые требуют соответствующих действий. Религиозно-магическое понимание патологий заменено метафизическим и в некоторой степени научно-реалистическим. Соматоцентризм становится преобладающим. На его основании Гиппократ считал истерию результатом патологий матки, меланхолию (депрессию) - желчного застоя.
  • Средние века - спад человеческой мысли, схоластика и мистика. Практическая медицина возвращается к мистико-религиозному и анимистическому подходам. В то время побеждали демонические представления о психических заболеваниях.

  • Эпоха возрождения - научная мысль переживает расцвет, а вместе с ней и история психиатрии получает свое развитие.
  • Вторая половина IX в. - 1890 год. В это время интенсивно развивается клиническое направление психиатрии. Производится систематизация всех клинических наблюдений, происходит развитие симптоматологической психиатрии, описываются симптоматокомплексы.
  • Конец XIX столетия (последние десять лет) - нозологическая стадия развития науки. В настоящая время история психиатрии остановила свое движение на этом этапе.

Границы ряда нозологических психиатрических форм постоянно пересматриваются по мере накопления знаний, до настоящего времени, при этом большую часть болезней классифицируют не по этиологической характеристике.

Ниже рассмотрим основные направления психиатрии.

Нозологическое направление

Его основоположником является Крепеллин, который считал, что любое отдельное заболевание - нозологическая единица - обязано подходить под следующие критерии: одинаковые симптомы, одна причина, исход, течение, анатомические изменения. Его последователи, Корсаков и Кандинский, стремились сделать описательную классификацию психозов, а Бейлем был выделен прогрессивный паралич. Описательный метод является ведущим.

Синдромологическое и эклектическое направления

В синдромологическом направлении психические болезни классифицируются на основе психопатологических синдромов (депрессия, делирий).

Эклектическое (атеоретическое, прагматическое) направление особое распространение получило в конце XX века. Его теоретическая основа строится таким образом, чтобы отразить суждения представителей всевозможных направлений и многочисленных школ психиатрии. Расстройство выделяется по нозологическому принципу, если его причина известна, например, алкоголизм, наркомания, старческое слабоумие. Если же причина неясна, а характерные органические трансформации в центральной нервной системе не установлены, то обращаются к синдромологическому или психоаналитическому направлению.

Психоаналитическое направление

Психоаналитическое направление связывается с именем З. Фрейда, выдвинувшего концепцию для изучения человеческого поведения, которая основана на том положении, что психологические неосознаваемые конфликты (в основном сексуального плана) осуществляют контроль поведения. Ученый считал, что развитие личности совпадает с детским психосексуальным развитием. Он предложил психоаналитический способ терапии невротических нарушений. Последователи - А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Юнг, Адлер и т. д.

Антипсихиатрическое направление

Его основателем является Р. Лайнг. Данное движение отвечает за ликвидацию психиатрических институтов как способа социального принуждения людей, мыслящих иначе. Главными тезисами выступают следующие: само общество безумно, подавляет стремление выйти за рамки обыденных способов восприятия и мышления. Трактовка Лайнгом психопатологии проводилась в контексте изменения бытия человека. Он считал, что шизофрения является особой стратегией, индивид прибегает к ней для адаптации к неблагоприятной ситуации в жизни. Другие представители направления: Ф. Базальо, Д. Купер.

Закон о психиатрической помощи

Действующий в настоящее время закон о психиатрии нацелен на создание гарантий защиты интересов и прав лиц, которые страдают душевными расстройствами. Такая категория граждан является самой уязвимой и нуждается в особом внимании к их потребностям со стороны государства.

2.07.1992 Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3185-1 вступил в силу. Этот законопроект утверждает список экономических и организационных норм, контролирующих оказание психиатрической помощи людям, душевное состояние которых нуждается во врачебном вмешательстве.

В законе содержится шесть разделов и пятьдесят статей. В них описаны:

  • общие положения, рассказывающие о правах пациентов, об экспертизе для суда о душевном состоянии, правилах оказания помощи и т. п.;
  • государственная поддержка и оказание психиатрической помощи;
  • врачи и медучреждения, которые занимаются лечением пациентов, их круг обязанностей и права;
  • виды оказываемой помощи в психиатрии и процедура их проведения;
  • оспаривание разных действий медперсонала и медучреждений, которые производят такую поддержку;
  • контроль со стороны прокуратуры и государства за этой процедурой.

Известные всему миру психиатры

  • Зигмунд Фрейд - смог впервые объяснить поведение человека в понятиях психологии. Выводы ученого создали первую масштабную теорию личности в науке, которая была основана не на умозрительных заключениях, а на наблюдении.
  • Карл Юнг - его аналитическая психология приобрела больше последователей среди религиозных деятелей и философов, чем среди психиатров-медиков. Телеологический подход оперирует к тому, что человек не должен быть связан собственным прошлым.
  • Эрих Фромм - философ, социолог, психоаналитик, социальный психолог, один из основателей фрейдомарксизма и неофрейдизма. Его гуманистический психоанализ является лечением, нацеленным на раскрытие человеческой индивидуальности.
  • Абрахам Маслоу - известный американский психолог, который основал гуманистическую психологию. Он был одним из первых, кто начал исследовать положительные стороны поведения человека.
  • В. М. Бехтерев - известный психиатр, психолог, невролог, основатель научной школы. Создал фундаментальные труды по патологии, физиологии и анатомии нервной системы, работы по поведению ребенка в раннем возрасте, половому воспитанию и социальной психологии. Изучал личность, основываясь на комплексном анализе мозга психологическими, анатомическими и физиологическими методами. Также он основал рефлексологию.
  • И. П. Павлов - является одним из самых авторитетных российских ученых, психолог, физиолог, создатель представлений о процессах пищеварительной регуляции и науки о высшей нервной деятельности; основатель самой крупной физиологической школы в России, лауреат Нобелевской премии в сфере физиологии и медицины 1904 года.
  • И. М. Сеченов - русский физиолог, который создал первую физиологическую школу в России, основоположник новой психологии и учения о психическом регулировании поведения.

Книги

Ниже будут перечислены некоторые популярные книги по психиатрии и психологии.

  • И. Ялом «Экзистенциальная психотерапия». Книга посвящается особым экзистенциальным данностям, их месту в психотерапии и человеческой жизни.
  • К. Наранхо «Характер и невроз». Описываются девять типов личности, а также раскрываются самые тонкие аспекты внутренней динамики.
  • С. Гроф «За пределами мозга». Автор дает описание расширенной психической картографии, которая включает в себя не только биографический уровень З. Фрейда, но и околородовой (перинатальный) и трансперсональный уровни.

Какие еще книги по психиатрии известны?

  • Н. Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика». Помимо детальной характеристики, в книгу входят конкретные рекомендации для проведения работы с клиентами, в том числе для сложных случаев.
  • К. Г. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления». Автобиография, но при этом она необычная. Сфокусирована на событиях внутренней жизни и стадиях познания своего бессознательного.

Мы рассмотрели историю психиатрии, ее основные направления, знаменитых ученых и полезную литературу по теме.

Психиатрия- наука о душевных заболеваниях, изуч. этиологию, патогенез, профилактику, клинику, диагностику, лечение и экспертизу психич. расстройств.

Задачи: изучение причины, механизма развития заболевания, клинические проявления, организация помощи, проведение экспертиз. выявление и регистрация психически больных;диагностика и определение прогноза психических расстройств;при необходимости активное динамическое наблюдение за больными или консультативная помощь при самостоятельном обращении в психиатрические учреждения;

Предмет - измененная психика

Объект - больной человек

Цели: изучение причин возникновения, проявления, лечения и профилактики психических расстройств

Развитие психиатрии определяется также потребностями об­щества в организации помощи душевнобольным, социальными условиями, связанными как с преобладающими представлениями об этиологии душевных расстройств, так и с материальными воз­можностями государства и его общественных институтов.

Этапы развития психиатрии.

Донаучный период , длившийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. В этот период полностью отсутствовала какая- либо помощь психически больным. Заболевание истолковывается и рассматривается в духе примитивного мировоззре­ния. На этом периоде происходит крайне важное накопление фактов и наблюдений, запечатленное в мифологии и народной поэзии.

Второй период - древняя греко-римская ме­дицина . Этим периодом считается VII или VI век до нашей эры.В эту эпоху впервые появляются попытки оказать медицинскую помощь душевнобольным. Заболевание рассматривается, как явление требующее принятия каких-то естественных мер.

Третий период - происходит регресс человеческой мысли. Наступают Средние века с их мистикой и схоластикой. В Средние века психические заболевания связывались с дьяволом и добровольным общением больного с ним. В некоторых религиях и сейчас считают психозы связывают с вступлением больного в сговор со злым духом.Но- это эпоха, крайне важная в истории психиатрии в одном определен­ном отношении: в 14-15 веках предпринимаются первые попытки изгнания заболевания. На людей одевали маски, не давая возможности кричать, одевали смирительные рубашки, приковывали к стенам.

Четвертый период -18 век , делает шаг вперед в призрении душевно больных: повсюду в Европе и Америке развивается госпи­тализация больных, наполовину лечебного, наполовину полицейского характера. В конце XVIII - начале XIX века буржуазная революция во Франции провозгласила защиту прав человека. В соответствии с гуманистическими идеалами того времени Ф. Пинель (1745-1826) в Париже начал превращать полутюремные убежища для сумасшедших в медицинские учреждения для душевнобольных. В этот период больные предъявляют молчаливое требование медицинской помощи и защиту всех своих интересов, как члена общества. Одно из нововведений Пинеля- ликвидация железных цепей. Эта эпоха, еще допускает (в интересах больного) физическое насилие, но уже в смягченном виде смирительной рубахи и кожаного ремня. В это время закладываются основы истинно научной теоретической психиатрии.

Пятый период- эпоха Конолли (1794-1866) который решительно выска­зался за полную отмену физического насилия и сам воплощает эти принципы (по материальным возможностям того времени)в своей жизни и деятель­ности. Для распространения идей, которые он высказывал ранее, потребовалось несколько десятков лет. Его идеи отразились на качестве, усовершенствовании и численном росте учреждений для душевнобольных. Это время господства так называемой симптоматологической психиатрии. Ставятся и частично разрешаются неко­торые основные проблемы науки о душевных болезнях, составляются многочисленные классификации психических расстройств, развиваются экспериментальная психология и невропатология и научное преподавание психиатрии постепенно поднимается на значительную высоту.

Шестой период- последнее десятилетие XIX века,эпоха Крепелина , происходит колоссальное расшире­ние и совершенствование психиатрической помощи, организацией колоний, патронажей и огромных усовер­шенствованных больниц, в которых работаю квалифицированные врачи психиатры. Психиатрическая помощь предоставляется в качестве постельного режима уничто­жаются все изоляторы, полностью отсутствует физическое насилие.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции