25.10.2019

Особенности колонизации Центрального Предкавказья в XVIII – начале XIX вв. Памятники героям Кавказской войны


Продолжаю печатать занятия по звукопроизношению. Сегодня это будет “Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях”

Недостаточно поставить ребенку только звуков. Очень часто дети вроде правильно произносят тот или иной звук, но в обыденной речи путают его с другим, близко стоящим.

Данное занятие как раз направлено на то, чтобы показать отличия произношения звуков и потренироваться в правильном произношении. Занятие прислала учитель – логопед КОУ ОО Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c. Муромцево Омской области Кухмистрова Галина Михайловна . Занятие для детей 5 класса коррекционной школы.Но если ваш ребенок уже умеет читать, то можете смело его использовать в домашних занятиях. К конспекту прилагается слайдовая презентация.

http://youtu.be/uRelu8PFGKI

Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

Тема: Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях.

Цель : Вырабатывать четкую дифференциацию звуков Ч-Ц, опираясь на зрительные, слуховые, оральные ощущения.

Задачи:

  1. Добиваться правильного произношения звуков [Ц] и [Ч] в словах, предложениях;
  2. Формировать умение соотносить данные звуки с буквами Ч и Ц;
  3. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический анализ, речеслуховую память;
  4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью; аккуратность при написании слов;
  5. Корригировать слуховое внимание путем выполнения заданий.
  6. Воспитывать положительную учебную мотивацию.

Оборудование : предметные картинки со звуками [Ц] – [Ч], мультимедийная презентация.

Речевой материал: Квочка – курица, жонглировать.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика.

– Здравствуйте, ребята и наши гости. В начале нашего логопедического занятия проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! И еще раз – вдох и выдох. Молодцы. С хорошим настроением приступаем к нашему занятию

– Какие картинки вы видите на экране? (Слайд 3)

– Поднимите руки, те у кого – картинка цепь , поднимите руки у кого – картинка часы .

– Какой звук вы слышите в начале слова цепь ? Какой звук слышите в начале слова часы?

II . Основная часть.

1.Целевая установка.

– Сегодня на занятии мы будем различать звуки [Ц] – [Ч] в словах, предложениях. Повторим артикуляцию этих звуков. Будем добиваться правильного произношения этих звуков в словах, предложениях. И, в дальнейшем будем стараться правильно произносить эти звуки в словах. (Слайд 4)

2. Артикуляция звуков [Ц] – [Ч]

ü Сравнение звуков ] и [Ч ] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’]; (Слайд 5)

По таблице рассказать различие в артикуляции звуков. (Слайд 6)

– Назвать буквами эти звуки: [Ц] – буква цэ , [Ч] – буква че . Звуки – согласные.

3. Отгадать загадки. (Слайд 7)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают

Медом угощают. (Цветы)

Вырос молодец на грядке

Зеленый, длинный, сладкий. (Огурец)

На дереве, в лукошке

Подрастают крошки. (Птенцы)

Желтые комочки

Ходят возле квочки.

Как вы понимаете слово – квочка?

(Цыплята)

Мы, когда идем, стоим

А стоять умеем лежа.

Даже, если убежим.

Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Кто за печкой поет

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

Если я захочу,

В нем водичку вскипячу. (Чайник)

Круглый, гладкий, без углов

Целый день скакать готов. (Мяч)

3. Работа с зашифрованными скороговорками.

– В конвертах разрезанные карточки, нужно последовательно сложить скороговорку.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

Рано утром пели птицы для царя и для царицы

Цыпленок и курица пьют воду на улице.

У царя и у царицы жили во дворце жар-птицы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

У девочки было колечко, упало в речку колечко.

Есть у овечки колечки, колечки не падают в речку.

4. Веселые задания

– Каким словом жонглирует клоун?

– Как объясните значение слова жонглирует?

(Подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов).

– Какой шарик принадлежит цыпленку, а какой цапле?

(Слайд 9)

  • Зачеркни буквы, встречающиеся два раза. Из оставшихся составь слово. И тогда узнаешь, что пьет заяц.
  • Реши примеры.

(Слайд 10)

5. Работа со стихотворением. (Слайд 11)

Листьям – время опадать,

Пти-ам – время улетать.

Солн-у – стынуть,

Ту-ам – литься,

Нам с тобой – идти у-иться.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

(Об осени)

– Списать, вставляя пропущенные буквы Ц или Ч в стихотворения, подчеркнуть Ц одной чертой, а Ч- двумя чертами.

- Проверь себя.

(Слайд 12)

6. Динамическая пауза. (Слайд 13)

Листочки (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Дует, дует ветер, дует, задувает.

Покачивание поднятыми вверх руками из стороны в стороны .

Желтые листочки с дерева срывает.

Дети кружатся на месте.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

На носочках бегут по кругу.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети, повернувшись вокруг себя, приседают

7. Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц.

Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч одной чертой, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц, подчеркивают двумя чертами.

Бочка, печка, цапля, царевна, дочка, чайка, цветок, улица.

(Слайд 14)

8. Проверь себя.

(Слайд 15)

9. Зрительная гимнастика

(Слайды 16,17,18,19, 20,21)

9. Договаривание слов: (Слайд 22)

Дифференциация ч – ц

1. Повторение чистоговорок .

Ча-ча-ча – на столе горит свеча.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.

ч .

Ца-ца-ца – варит мама три яйца.

Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.

Какой звук встречается чаще всего? Запишите букву ц .

2. Конструирование букв из элементов

Из элементов: этих букв сконструировать на магнитной доске буквы: У, Ч, Ц, ч, ц.

Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.

Нахождение сходства и различия букв ч и ц .

Опорные картинки:

3. Уточнение артикуляции звуков

Инструкция. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Дайте ему характеристику (глухой, взрывной, сложный). Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля.

[ч"] - [т"ш"]. Дать обозначение буквы «ч» с помощью кисти руки.

Инструкция. Произнесите звук [ц]. Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный - [ц] = [тс]). Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.

Инструкция. Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции. (Глухие, взрывные, сложные).

Инструкция. Сравните эти звуки и найдите их различия.

Местообразование, направление струи воздуха: Ч - , Ц - ; [ч] - струя теплая, [ц] - струя холодная,

[ч] - произносится мягко, а [ц] - всегда твердо. При произнесении [ч] кончик языка всегда в верхнем положении, губы -окошком, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы - в улыбке.

Дифференциация ч – ц в слогах

1. Чтение слогов по слоговой таблице

Инструкция. Прочитайте по слоговой таблице сначала все слоги с буквой «ч», а затем - с «ц».

Прочитайте слоги парами: ча-ца, ача-аца, ицы-ичи и т. д.

Придумайте слова со слогами: ча, чо, цо, чи, цы, че, це.

Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц»: чац, чоц, цоч и т.д.

Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?

2. Работа по слоговой таблице.

Инструкция. Громко и четко читайте слоги:

по строкам: чач, цоч, чоц,... по столбикам: чеч, чоч, чич,...

только с твердым «дежурным» звуком, только с мягким, только те, которые я укажу. (Хором, индивидуально, тихо, громко).

3. Послушайте слоги, запишите букву ч или ц

Ча, ца, чи, чу, цо, цы, оц, оч, ич, ец, це, цу, уц, уч, ёч, ёц.

Дифференциация ч – ц в словах

1. Выделение букв из слов

Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.

Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.

2. Работа с предметными картинками

Инструкция. Под каждой картинкой на карточке записать с помощью фломастера буквы «ч» и «ц» и цифрой указать их местонахождение. Пример: «девочка» - ч-5.

Самопроверка. Учащиеся сверяют записи с образцом.

Инструкция. Логопед раздает учащимся по одной картинке.

Догадайтесь, у кого та картинка, в названии которой:

а) «дежурный звук» - мягкий и находится на 2-м месте (очки,

б) при произнесении этого звука кончик языка находится в нижнем положении и на 6-м месте в слове (огурец);

в) мягкий «дежурный звук» находится в ударном слоге (чдйка, кадёли,дайник);

г) твердый «дежурный звук» находится в безударном слоге (яйца, кольца).

Набор картинок, в названии которых ч или ц находится в различных позициях: мяч, грач, чайник, кирпич, печка, почтальон, качели, улица, яйцо, кольцо, лицо, птицы; овцы, палец, скворец.

3. Вставить пропущенные буквы

Инструкция. С помощью фломастера заполни пропуски буквами «ч» или «ц»:

води...а - води...ка,

ли...о -ли...ико,

зая... - зай...ик,

зубе... -зуб...ик,\

огуре... - огур...ик.

Какие буквы вставили в первый столбик? Во второй?

Как при этом изменился лексический смысл слова?

Какие суффиксы изменили смысловую окраску слова?

Учащиеся, получив карточки-перфокарты с недописанными словами, дают инструкцию самостоятельно.

Встре..., ули..., да..., зада..., умни..., столи..., лиси..., калан..., грани..., све…, больни..., кори....

4. Составление слов из слогов

Инструкция. Перед каждым учащимся лежит конверт, в котором находятся слоги и слова, содержащие буквы «ч» и «ц».

Выньте из конвертов содержимое. Подумайте, что надо делать?

Правильно, необходимо составить слова, записать их в тетради, а потом вертикальными чертами поделить на слоги.

а) чаб| - ре - ц е) ца| - ре| - ви - ч

б) ча с| - ти| - ца ж) ц - ве| - то| - че -к

в) ч - те| - цы з) че| - ре| - пи| - ца

г) че| - пе - ц и) ци - р| - ка - ч

д) це| - по -ч| - ка

Подчеркните, твердую «дежурную» букву «ц» одной чертой, а мягкую «ч» двумя.

5. Профессии

Инструкция. Какой одинаковый звук присутствует в словах «отличник», «летчик», «ученик», «учитель»?

Измените слова так, чтобы появился звук [ц] (отличница, летчица, ученица, учительница).

Чем же отличаются эти слова по смыслу? Какая часть слова изменилась?

Запишите любую пару слов и разберите их по составу например, (летчик - летчица).

6. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный ь :

Овца - овечья, птица - птичья, заяц - заячья…

7. Работа по карточке

Дифференциация ч – ц в предложениях и текстах

1. Составление словосочетаний

Инструкция. Прочитайте слова и ответьте на вопросы.

Кто? Что? Какой? Какая? (Чей? Чья?)

Овца Овечий, овечья

заяц заячий, заячья

курица …

леденец …

Со словами из второго столбика составь словосочетания. Запиши их в тетрадь. Подчеркни букву ч двумя чертами, а ц – одной.

Например: овечья шерсть, заячий след.

2. Составление предложений

Инструкция. Составьте предложения со словосочетаниями «лучистое солнце», «проточная водица», «узорчатое полотенце». Запишите предложения на доске, втетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка.

Инструкция. Прочитайте скороговорку: «На кочке квочка, под кочкой цветочек», запомните и запишите по памяти.

3. Графический диктант

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нём слов. Начертите графическую схему предложения – столько чёрточек, сколько слов в предложении. Первую чёрточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть ли в этом слове буква ч иди ц ? Надпишите над соответствующей чёрточкой букву.

Целый день кричат грачи.

Скворец поймал червяка.

Летом очень печёт солнце.

У ручья цвела черёмуха.

Ученики ходили в цирк.

На чехле коричневые пуговицы.

Волчица с волчатами погнались за зайцем.

Сестрица Алёнушка печалится о братце Иванушке.

Чужой чёрный цыплёнок спрятался под крыльцо.

Возле качелей мальчики посадили деревца.

4. Слуховые диктанты

В зоопарке

Ученики и ученицы часто ходят в зоопарк. Там много зверей. Они видели льва, львицу, зайца, зайчиху, волчицу с волчатами. Там много птиц. Целый щебечут чижи и скворцы. В зоопарке живут цапли, грачи и ласточки.

Зиме конец. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнёзд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы – наши друзья. Берегите птиц! Они уничтожают червяков и гусениц.

Двадцать один день сидела курица на яйцах. Наконец из яиц стали появляться цыплята. Их было двенадцать. Четыре цыплёнка чёрненьких, а восемь цыплят пёстрых. Курица повела цыплят на улицу. Там она их учила искать червяков.

5. Работа по карточкам

Плакат к занятию

ВИДЫ РАБОТ

1) Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц - тс).

2) Показ предметной картинки (чайка). Выделение перво­го звука ч. Уточнение его артикуляции (глухой, взрывной, сложный ч - т"ш").

3) Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции:

а) сходство: глухие, взрывные, сложные;

б) различие: место образования.

При звуке ц кончик языка в нижнем положении (у нижних зубов).

При звуке ч кончик в верхнем положении, у верхних аль­веол.

При звуке ц губы улыбаются.

При звуке ч губы вытянуты в трубочку.

При звуке ц выдыхаемая воздушная струя холодная.

При звуке ч выдыхаемая воздушная струя теплая.

Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков: ц-ч. (Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию.)

4) Связь звука с буквой:

А) сходство верхнего элемента ч с крылом чайки (буква ч. Запомнить:

верхний эле­мент - верхнее положение языка);

Б) сходство нижней петельки буквы ц со звеном це­пи (буква ц.

Запомнить: нижнее положение языка - нижний элемент буквы).

5) Чтение слогов.

ца - ча цы - чи чач цоц цоч

цо - чо це - че чац цач чоч

цу - чу цац чоц

6) Выборочно записать слоги под диктовку.

7) Дифференциация ц - ч в словах (устно). Поднять соот­ветствующую букву.

Цедить, чужой, полотенце, песочный, скачки, прицел, при­чёска, цыган, чашка, пришелец, акация, часовой, целый, почи­стил, цапля, цвёл, чтение, пальчик, прицеп, молодчина, овцы, лучистый, черёмуха, молодец, качели.

8) Вставить слог ча или чу (после повторения правила о правописании этих слогов).

Шка, -сы, мол-, хо-, вор-, полу-, калан-, нато-, -лан, встре-, саран-, добы-, сту-, ту-, -шечка, -жой.

9) Выписать в две колонки слова с сочетаниямича и ца .

Образец: ча ца

дача улица

Удача, озорница, часто, зарница, цапля, часики, пепельни­ца, печаль, овца, печать, кричать, причал, столица, весельчак, стучал, частокол.

10) Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц-ч .

Образец: крыльцо-крылечко, заяц-зайчик.

11) Вставить пропущенные буквы в родственных словах.

Образец: столица-столичный.

спи-а - спи-ка

творе- - твор-еский

певе- - пев-еский



стреле- - стрель-атый

полководе- - полковод-еский

солн-е - солне-ный

столи-а - столи-ный

коне- - коне-ный

огуре- - огуре-ный

ов-ы - ове-ий

сите-, сит-ик, сит-евый

рубе-, руб-ик, заруб-евались

мельни-а, мельни-ный, измель-ить

12) Вставить пропущенные буквы ц и ч:

а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а.

б) гор-и-а, -аревна, -ареви-, вол-и-а, -асти-а, у-ительни-а, -епо-ка, -е-еви-а, -ернильни-а, -вето-ки, -вето-ни-а, -ерепи-а, -ервя-ок, отли-ни-а, у-ени-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, клю-и-а, -уло-ки, -елове-ек.

13) Выложить схему предложения, вставить буквы ц, ч.

Далеко разносится запах цветов черёмухи. Там царь Кащей над златом чахнет. Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Мы расчищали снег у крыльца.

Девочку разбудили лучи солнца. Волчица почуяла человека.

14) Предложения для анализа и записи.

Ткачи ткут ситец. На даче чудесные цветы. После четверга будет пятница. Птицы хлопочут целый день. На обочине до­роги зацвели одуванчики. Ручей мельче речки. Кукушка кла­дёт яйца в чужие гнезда. Отец чистит лопатой снег у крыльца. Нас разбудили лучи солнца. Целый день летучие мыши спят, а ночью летят за добычей. Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточки. Синицы отыскивают личинки насекомых. Запестрели тысячи цветов. Дети кормили птенца червяками и бабочками. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов.

15) Диктанты.

1) Олечка и Зоя - сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Це­лый вечер девочки вышивали цветы.



2) Почему перелётные птицы прилетают весной в различ­ное время: грач прилетает в марте, а ласточка-только в на­чале мая? Потому что грач будет сыт тем, что найдет на про­талине, а ласточка охотится за своей добычей в воздухе. При­лети ласточка в марте, когда нет ни мошек, ни комаров, она бы погибла с голоду.

3) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не за­цветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.

Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник - это апрель. Если на берёзе се­рёжки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

4) Зачем человек держит овец? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.

  1. Вырабатывать умение у учащихся различать звуки [ц] и [ч] в слогах, словах, предложениях, опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую моторику кисти руки, зрительные ассоциации;
  2. Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа, слогового анализа и синтеза; развивать высшие психические процессы, способствовать оптимизации познавательных процессов учащихся-логопатов, расширять и активизировать словарный запас на материале темы « Птицы весной»;
  3. Формировать навыки общения в процессе учебной работы;
  4. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к её объектам; Способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование элементов психогимнастики, релаксации, упражнений для развития мелкой и общей моторик.

Оборудование:

    Плакат с изображением букв-символов ч и ц, индивидуальные зеркала,

    предметные картинки по теме: «Птицы» (скворец, грач, синица, ласточка, цапля, чайка, курица, страус, павлин); модели звуковых схем слов, плакат-карта Звукограда, картина «Ранняя весна», слоговое лото.

Ход заняти

I Оргмомент. Психогимнастика.

Звучит музыка.

Логопед:

Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий…
Не это ли весна?

  • По каким приметам мы узнаём весну?
  • Что происходит весной с птицами?

Ученики:

Прилетают птицы с юга. У птиц появляются птенцы.

Логопед: Дети, отгадайте загадку:

«Явился в жёлтой шубке,
прощайте, две скорлупки»

Логопед: Кто это?

Ученики: (Цыплёнок)

Логопед: Изобразите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул голову, потом правое крыло, затем левое крыло.

Логопед: Как надо вести себя, чтобы не напугать его?

Ученики и логопед:

Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц! (приложив палец к губам)

Логопед:

В путь пора нам собираться,
С весенним ветром пообщаться.

Изобразите, как качаются на весеннем ветерке деревья

Ученики и Логопед:

Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч! (руки кверху, медленные движения влево, вправо)

Логопед:

Какие весенние звуки мы произносили?

Ученики: [ц], [ч] .

Логопед: Сегодня будем учиться различать звуки [ч] - [ц] и буквы Ц,Ч.

Наш путь лежит в «Весенний Звукоград».

II Основная часть занятия

1. Работа с зеркалами.

Логопед: А теперь звук [Ч] пусть расскажет о себе.

Давайте его послушаем.

(Дети несколько раз произносят звук)

Что это за звук?

Ученики: согласный, глухой, всегда мягкий; преграда: язык, нёбо

Логопед: А, что вы можете сказать о звуке [Ц] ?

Ученики: согласный, глухой, всегда твёрдый; преграда: язык, зубы

Логопед: Давайте сравним звуки [Ц] и [Ч] ?

Ученики: У них разная преграда.

(На доске появляется карта Звукограда с замками: Синим, Зелёным и Красным).

Логопед: В каком замке «Звукограда» живёт [Ц], а [Ч]?

Ученики: [Ц] живёт в Синем замке, этот согласный всегда твёрдый.

А [Ч] живёт в Зелёном замке, этот согласный всегда мягкий.

2. Соотнесение звуков с буквами.

(Логопед во время беседы обращает внимание детей на демонстрационный плакат с буквами – символами: буквой Ц – цаплей, буквой Ч - чайкой).

Звуку [Ц] на письме соответствует буква Ц. Особый элемент буквы, находящийся справа снизу, напоминает ногу цапли.

Звуку [Ч] на письме соответствует буква Ч.

Элемент буквы слева сверху похож на крыло чайки.

Логопед:А теперь откройте тетради. Запишите число, а на следующей строке тему занятия:[ ц ] –[ч ].

3. Работа по слоговой таблице.

(на доске слоговая таблица)

а) Вызванный ученик читает слоги, учащиеся на местах называют звуки, которые слышат.

ца - ча

ач - ац

цу - чу

уч - уц

цо - чо

цы - чи

чач - цац

ич – иц

4. Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке
Жу- жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Сел на деревце скворец,
Вот и песенке конец…

5. Работа со словами.

«На весенней лужайке».

Логопед: На весенней лужайке собрались птицы. Назовите их.

Ученики: скворец, грач, цапля, ласточка, синица, чайка, курица, страус, павлин.

Логопед: В названиях каких птиц есть звуки [ ч ],[ ц ]? Называя птиц, укажите наличие и место звуков [ ч ],[ ц ].

Ученики: скворец - [ц] в конце слова, грач - [ч] в конце слова, цапля - [ц] в начале слова, синица - [ц] в середине слова, чайка - [ч] в начале слова, курица - [ц] в середине слова.

Логопед: Какие птицы на поляне лишние?

Ученики: павлин, страус

Логопед: Почему?

Ученики: Потому что в них нет дежурных звуков [ч] и [ц].

Логопед: Весной у птиц появляются птенцы. Как называются «птичьи дома», где птицы откладывают яйца, а затем выводят птенцов?

Ученики: гнезда, скворечники.

Логопед: Помогите птицам найти их гнезда. Подумайте и подпишите гнезда «птичьими именами»(скворец…и т. д.).

Совместная работа:

Ученики, сидящие за одной партой, получают «гнездо»- под каждым гнездом звуковая схема слов – названий птиц со звуками [ч] и [ц]).

Задание повторяется дважды.

Логопед: Молодцы! Вы помогли птицам.

А теперь запишите слова в тетрадь. Подчеркните в словах букву Ч зеленым карандашом, а букву Ц – синим.

Логопед: Постройте слоговую схему для слов: чайка, цапля .

6. Пальчиковая гимнастика.

«Перелётные птицы»

Логопед: А теперь пусть ваши пальчики отдохнут, выполним пальчиковую гимнастику:

Тили – тели, тили – тели,
С юга птицы прилетели!

(Дети скрещивают большие пальцы, машут ладошками).

Прилетел к нам скворец,
Ласточка, грач, чибис и соловей.
Торопились: кто скорей?

(Поочередно сгибаются пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.)

Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».)

7. Работа с предложениями.

Логопед: Ласточка с юга прилетела, принесла нам письмо от птиц.

Вставьте в слова буквы, которые стёрлись. Прочтите предложения из письма ласточки.

Логопед: ученики первого ряда вставят пропущенные буквы в предложения на доске и прочтут их.

Ученики второго ряда будут работать на месте и сверяться с доской.

(ученики II ряда получают листки с предложениями, буквы вписывают в слова синим и зелёным цветом соответственно: ц, ч )

Весной гра. и вьют гнёзда. Там они выводят птен . ов.

Не разоряйте пти . ьи гнёзда.

Логопед: Как нужно относиться к птицам, о чём просит нас ласточка.

Ученики: Их нужно беречь. Не надо разорять гнёзда…

Логопед: С такой просьбой обратилась к нам ласточка. А мы с вами с каким предложением обратимся ко всем детям?

Ученики: Надо беречь птиц!

Логопед: Давайте запишем эту просьбу в тетради: Берегите птиц!

(В это время на доске появляется плакат: Берегите птиц!)

III Итог занятия

Логическая игра «Зёрнышки»

Логопед: Птицы проголодались.

Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить?

Ученики:

Лягушек, мошек, червяков, гусениц, пшеницу, семечки…

Логопед:

Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зёрнышки; на них написаны слоги:

Логопед:

Сложите из зёрнышек слова, в которых два слога.

Логопед: Молодцы!

А что вам понравилось сегодня на уроке больше всего?

Ученики: …(предполагаемые ответы учеников)

Логопед: А что бы вы хотели ещё узнать о птицах?

Ученики:

Логопед: Впереди у вас весна и лето, вы многое можете узнать о птицах и их жизни.

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции