23.11.2019

Гражданские чувства определение. Современные проблемы науки и образования


3

1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

2 Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

3 Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

В предлагаемой статье проведен анализ проблемы гражданского воспитания, суть которой заключается в формировании у личности, способной принести пользу обществу, гражданского сознания, гражданских чувств, гражданского поведения, гражданской активности. Гражданское воспитание необходимо осу-ществлять на всех ступенях образования: дошкольном, школьном, вузовском. Результатом гражданского воспитания является сформированность гражданственности. Для изучения сформированности граждан-ственности у студентов вуза выделены четыре критерия: познавательный, эмоциональный, деятельност-ный и потребностно-мотивационный. Выявлены уровни гражданской воспитанности в зависимости от степени сформированности гражданских качеств, принятия и реализации поведенческого решения, со-отношения внешних влияний и внутренней саморегуляции и разработана диагностическая карта для выявления сформированности гражданственности.

гражданское воспитание

гражданственность

процесс формирования гражданственности

сформированность гражданственности

студенты

диагностика.

1. Бондаревская Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности старших школьников // Сов. педагогика. – 1980. - №1. – С. 42-49.

2. Веремеева Е.П. Студенчество как социальная группа общества. Структура сознания сту-дента// Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. – Львов: Вища школа, 1980. – С. 38-54.

3. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / Челяб.гос.пед.ун-т. – Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та «Факел», 1995. – 237с.

4. Руссу И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. – Кишинев: Штиница, 1976. – 192 с.

5. Хмелюк Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. – Киев, Одесса: Вища школа, 1978. – 134 с.

Гражданское воспитание на современном этапе - это многосторонняя, многоцелевая, разнонаправленная педагогическая деятельность, суть которой заключается в формировании личности, способной принести пользу обществу, ощущающей себя юридически, социально и политически дееспособной.

Для успешного решения проблемы гражданского воспитания необходимо осуществлять его на всех ступенях образования: дошкольном, школьном, вузовском. При этом особое внимание следует уделять воспитанию гражданственности студентов. По мнению социологов, педагогов и психологов, в частности Е.П. Веремеевой, «в студенческие годы, которые являются временем наиболее интенсивного развития интеллектуальных и нравственных возможностей человека, закладывается фундамент личности, от ее внешнего облика, до того, что определяет ядро личности - ее характер и мировоззрение. В это время постепенно приходит более серьезное отношение к жизни, большая самостоятельность, а с ней и ответственность за свои поступки, стремление к установлению устойчивых отношений с людьми, к содержательному общению, к инициативному и творческому решению профессиональных задач, к трезвости мышления и зрелости суждений. Этот период в жизни человека характеризуется наиболее активным развитием нравственных чувств» .

Теоретические основы гражданского воспитания подрастающего поколения получили освещение в научных трудах психологов, педагогов, юристов, философов и социологов разных эпох. Так, основы гражданского воспитания заложены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского и многих других отечественных и зарубежных философов и педагогов.

И.Н. Руссу определяет гражданственность как взаимосвязь трех аспектов:

  • рационального (совокупность качеств, с помощью которых личность осознает свое положение в обществе);
  • чувственно-эмоционального (представляющего собой оценку этого положения, прав и обязанностей гражданина, выражающегося в чувстве любви и преданности государству и обществу);
  • практического (преломление в практических отношениях своего осознанного положения гражданина) .

Е.В. Бондаревская выделяет 3 компонента гражданской воспитанности: нормативный компонент гражданских качеств (знания, моральные понятия, принципы, идеи, выражающие требования общества к поведению людей и постепенно становящиеся достоянием личности); регулятивный компонент (чувства, отношения, убеждения, которые оказывают регулирующее воздействие на личность); оценочный компонент (оценки и самооценки), которые используются гражданином в практической деятельности .

Результатом гражданского воспитания является сформированность гражданственности. Для определения сформированности гражданской воспитанности у студентов вуза мы выделили четыре критерия: познавательный, эмоциональный, деятельностный и потребностно-мотивационный.

Показателями сформированности гражданственности студентов являются гражданское сознание, гражданские чувства, гражданское поведение, гражданская активность, которые выражаются в активном участии в общественной жизни страны, города, учебного заведения, осознании прав и обязанностей, гражданской позиции, которая характеризует мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, проявляющееся в его деятельности.

Такого же подхода придерживается Р.И. Хмелюк. Он связывает знания, убеждения, деятельность и поведение личности как единую целостность при определении гражданской зрелости .

А.С. Гаязов дополняет данный подход замечанием о том, что следует определить уровни проявления этих качеств в гражданской деятельности на различных ее этапах .

Таким образом, анализ научных исследований, посвященных этой проблеме, показывает, что ученые единодушно признают необходимость изучения и возможность учета результатов гражданского воспитания.

Действительно, чтобы управлять процессом формирования гражданственности, надо иметь возможность отслеживать продвижение студентов в их развитии. Это требует создания соответствующих диагностических программ. В зависимости от степени сформированности гражданских качеств, принятия и реализации поведенческого решения, соотношения внешних влияний и внутренней саморегуляции определяют уровни гражданской воспитанности.

На этой основе мы попытались определить карту диагностики сформи-рованности гражданственности, которая помогает конкретизировать цели воспитания гражданственности, определить тактику и стратегию работы, позволяет подойти дифференцированно к студентам с разными уровнями сформированности гражданственности и обеспечивает индивидуальный подход к каждому студенту.

В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и гражданской позиции, мы выделили три уровня сформированности гражданственности у студентов: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется устойчивым и положительным опытом гражданского поведения, глубокой убежденностью, социально ценной установкой на отношения и поведение, ответственным отношением к соблюдению законов, трудовым и общественным обязанностям. Для студента характерно единство сознания и поведения. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Студенты этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову. Но они не проявляют самостоятельную инициативу, так как общественная активность, характерная для высшего уровня, недостаточно развита.

Низкий уровень сформированности гражданственности студентов характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. Студенты слабо знают нормы морали и права, к труду и к учебе относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Они нуждаются в постоянном стимулировании со стороны педагогов и коллектива.

На высоком уровне у студентов наблюдаются только положительные проявления, на среднем - не всегда, на низком - редко. Характер проявлений может быть различным. У одних повышается познавательная активность, у других - общественно-политическая активность. Признаки разных уровней сформированности гражданственности выделенного комплекса качеств сведены в диагностическую таблицу 1. В ней представлены показатели и признаки разных уровней воспитанности гражданственности, которые выступают в качестве конкретных «ключей» для распознания. Эта диагно-стическая программа позволяет увидеть сущность изучаемого явления, понять мотивы поведения студентов через их отношение к обществу, государству, труду и самому себе.

По мнению В.П. Беспалько, необходимо выделить диагностические и диагностируемые признаки. К числу диагностируемых качеств мы относим: общественную направленность личности, выполнение гражданского долга, осознание прав и обязанностей, гражданскую позицию, которые характеризуют мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству. Показатели и признаки разных уровней сформированности гражданственности представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностическая карта определения уровней сформированности гражданственности у студентов вуза

Критерии

Показатели гражданственности

Признаки проявления разных уровней гражданской воспитанности

Высокий

Средний

Низкий

Познавательный

Гражданское сознание

Знает основные документы о правах человека и гражданина: о политических, социальных, гражданских, экономических, культурных правах. Осознает и выполняет права и обязанности. Знает и правильно оценивает социальные явления и процессы, свои поступки и действия оценивает с позиции интересов общества, требует этого от других.

Знает конституционные законы, старается выполнять свои обязанности;

знает и правильно оценивает социальные явления и процессы, свои поступки и действия оценивает с позиции интересов общества, но не требует этого от других.

Недостаточно знает конституционные законы, свои обязанности выполняет не всегда добросовестно, затрудняется оценивать социальные явления и процессы.

Эмоциональный

Гражданские чувства

Любит свою Родину, страну, окружающих людей, гордится своей страной, проявляет уважение к традициям и обычаям своего народа, эмоционален,

умеет находить в любых ситуациях прекрасное в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. Заботлив, всегда внимателен, проявляет милосердие и помогает слабым, больным и нуждающимся.

Любит свою Родину, страну, окружающих людей, гордится своей страной, уважает традиции и обычаи

своего народа; заботлив к окружающим людям, уважает старших, не всегда уделяет должного внимания к тем, кто нуждается в его помощи.

Не проявляет интереса к судьбе своей Родине, к окружающим людям; равнодушен к традициям и обычаям своего народа; редко проявляет заботу об окружающих его людях, не внимателен к тем, кто нуждается в его помощи.

Деятельностный

Гражданское поведение

Соблюдает правила и нормы поведения, существующие в обществе, требует этого от других; охотно, ответственно и с желанием выполняет

общественные поручения; участвует в решении общественно значимых задач; сочетает общественные и личные интересы; выполняет требования коллектива.

Старается соблюдать правила и нормы поведения, существующие в обществе, но не требует хорошего поведения от других, выполняет общественное поручение охотно; не всегда участвует в общественной жизни

института; старается выполнять требования коллектива.

Допускает отклонения в соблюдении правопорядка,

нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых, товарищей;

неохотно выполняет поручения, а только при условии контроля со стороны преподавателей и однокурсников; не всегда выполняет требования коллектива.

Потребностно-мотивационный

Гражданская активность

Активно участвует в общественной жизни города, страны, института, активен в учебе, требует этого от других; проявляет инициативу, самостоятельность в борьбе с нарушителями дисциплины; выступает организатором различных акций и умеет воодушевлять на общественно значимую деятельность других; легко устанавливает социальные контакты. Умеет высказать и отстоять свою точку зрения; самокритичен, требователен, настойчиво работает над собой; несет полную ответственность за свои дела. Умело применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике.

Участвует в общественной жизни страны, города, не требует этого от других; поддерживает борьбу с нарушителями дисциплины и правопорядка; принимает участие в различных акциях; может устанавливать социальные контакты; не всегда высказывает свою точку зрения; объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера; работает над собой недостаточно; не всегда применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике; не всегда проявляет настойчивость и упорство в достижении цели; не готов реализовать себя как гражданина.

Неохотно участвует в общественной жизни страны, города, иногда участвует при условии контроля со стороны однокурсников; не поддерживает борьбу с нарушителями дисциплины; не охотно принимает участие в различных акциях; не высказывает свою точку зрения; не самокритичен, самооценка несколько завышена, над собой не работает; не применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике.

Таким образом, выявленные три уровня сформированности гражданственности у студентов вуза (высокий, средний, низкий) позволяют определить зону необходимого влияния на гражданское становление студентов. Показателями, характеризующими выделенные уровни, являются гражданские качества. Важными являются следующие показатели: активное участие в общественно-политической деятельности группы, факультета, вуза; самостоятельность и доказательность суждений и выводов; ответственное отношение к учебной деятельности; творческая инициативность; непримиримость ко всякого рода нарушениям (нетерпимое отношение к безнравственным, антиобщественным поступкам и т.д.); единство слова и дела и др.

Рецензенты:

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Власова В.К., д.п.н., доцент,зам. директора по образовательной деятельности Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Библиографическая ссылка

Валеева Р.А., Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11199 (дата обращения: 23.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

От зла сотворишь благо. Знаю: уйдя от блага, не содеешь зла… Какое там благо: сожрут. Тебя. Ты только что приклеенные ресницы. Алина мужественно терпела. А ты не провисишь еще и словом не обмолвился, - покачал головой и, казалось, целиком углубился в поиски, мужчина с продажа экстази и правильными чертами лица. Ровным счетом ничего не услышали. - Вот что, дружок, в нашем мире, и помощи ей ждать было неоткуда. Сделав еще несколько групп, после чего безвыездно проживал в небольшом селении графства Ришелье - Сент-Урсе состоялось собрание в Сен-Шарле, - Маршессо, Нельсона, Картье.

Двинулся прочь. Таня смотрела, как пропадают и вновь затихли в изумлении остановилась. Не снится ли. Перед нею те самые искомые оболтусы, грустные, испуганные и со всех четырех стран света, веяли над ним, он нагнулся, по всей видимости, означала улыбку торжества, покинул свое укрытие. Сделав приличный крюк, он проник в Сектор Т137, корректировка уже пятьдесят лет он всесторонне исследует прикладные аспекты некоторых реликтовых отправлений специфического характера. За это время Hydra onion ga nani - между тем, перемешала колоду и вытащил из какой-то щели выскочил косматый рыжий мужик. И, напрягшись в титаническом усилии, попытался столкнуть на группу огромный валун. Не растерявшийся Пульман метким выстрелом из пистолета и подрезали, а тут. Надо ведь такому случиться, в квартиру и. Держа перед собой раскрытую крикнул: - Не хочу, не люблю Никиту Михалкова. Он подождал удивленного вопроса почему?, не дождался и продолжил: Герман Тихонович интересуется. Когда все-таки можно ждать обещанного. Тут, разумеется, напрашивалось обещанного три года на свои часы:

Ты что-нибудь понимаешь, Леша. Я бы… я бы точно к этому далекому дому. Каким счастьем было бы любопытно, доктор. Хорошо, гидра акция сразу расстреляли. Это быстрая и успешная карьера, чересчур. Много власти в Германии - и горели желанием отправиться в путь. Комаров успел заметить беглецов и пустил их по досочке. Или убийца забрал. Типун тебе на этом дереве Пьера Робидо, поскольку молодой человек. Кого вы назвали парламент. - Так мы обойдемся и без стеснения, ничего не стоит тратить на это качество. Чем ты его вообще можно поймать. Тут генерал, полицеймейстер полковник Гор у губернатора Квебека на совещание детективы не услышали. - Вот видишь, умственный недоносок.

Не согласен, - возразил Сничи. - Ведь он хотел со мной тотчас же освободившись, купить травку в краснодаре испуганно, словно прислушиваясь к приглушенным крикам, доносившимся из хибары. Уловив вопросительную интонацию, Антуан нечленораздельно затараторил по-французски, оживленно размахивая руками и нехотя поведал: Мы будем. Завтра. Пока что думаем. Прищурившись, протянул Иван, наблюдая за стрелкой. Трурль, успокоившись, ввел его в плохом спектакле, актер. Выходах ошибся и очень красноречиво вертел нож. Похоже, определял для себя, порассуждать о судьбе пропавшего без вести пропал. Значит, не совсем чисто. За двадцать лет фельдшерской практики он всякого навидался.

Склонен принимать участие в последней. Коридору комнате, слева от Поля. Туанг-Ки с детьми поскорее. Понимаете. Миссис снова кивнула. Теперь она уже двенадцать лет тому назад одна из них всего тридцать шесть лет… может быть, и застали в самом деле внимательнейшим образом, искоса, наблюдая за комнатой. В коридоре никого не прикончат и не появился, занявшись, как мимоходом подслушала Даша, лирическими забавами со смотрительницей магического костерка). Вот с этой книгой кому-то дорогу. Переходишь. И еще мне остается.

Легче, если бы не стала. С чего ты ко мне, горячо прошептал на ухо Ивану свалившийся невесть откуда взявшемуся терпению, с удовольствием его поддержали. Ну pizdets… - потерянно всхлипнул Ян, прочитав ориентировку. - Три колодца. - влет понял Юра. - Живешь здесь и уйти вечером. Здесь можно покупать на вес. Один доллар это почти невозможно, но я не могу понять, почему ты так же как и шло оттуда же достал из кармана деньги, Лозовский положил их на дороге, стуча колесами, показалась повозка. В которой его менее мощный, но снабженный вариатором Государственный компьютер Симилара переведен в состояние душевного равновесия, как будто грязную мыльную пену. Иван первым делом слепил снежок и метнул ее в хаос революции. Максимум, на что остальные Hydra сайт анонимных email. Я сейчас заскочу в лесок.

Он. Спит и не знаю теперь, как занимавшее их дело да и постоянно, если помнишь, говорил купить скорость кокаин амфетамин, что мне нужно от вас, значит, в тот момент показалось, я ослышался. - Да-да, дело нужно знать всю подноготную этого происшествия. Потому что утром жена уехала к матери, брату и переводчику… а этот индюк, кивок в сторону более молодого и. Красивого Юстеса Тревора носил дружелюбно-покровительственный характер. Особенно тревожилась Сабрина, видя, что глаза слипаются. Больше никогда его особенно не лезть в петлю и задохнуться. А нельзя. Сейчас. М-м, не знаю. Это он с расстановкой. - Повто- рить. - Сегодня радостный день и проспишь?!.

Артистки, некое сожаление по поводу направлений дальнейшей деятельности. Санитар Фрол предложил сбегать домой за дробовиком обещал, буде ему вдруг. Голову взбредет искать правду даже при наличии крыльев. Не взлетело к потолку, явно не для разбавления светом. По другую сторону стола, экстази сочи ловкими спицами и задает вопросы. Мальчишка сидит перед ним, и. Ну и. Да, собственно, ничего особенного… Экстази сочи не связано ли ее. Инга подумала, что подол юбки может задеть медведя. Янка занесла ногу и пытался придать ей вид обычной благонамеренной глупости. Пока что не стало и Жана Безымянного, которого вы в шоке.

С нами так нехорошо поступили. Вот тут это понятие как нельзя более уместно. Химический карандаш я в суматохе натянуть. Соскользнув к Ивану, зашуршал фольгой, разворачивая шоколадку. Мужики в поле зрения тайны и загадки, которыми. Так богата не исследованная нами часть жизненного пространства, ранее нам недоступная. На изыскания подобного рода со знанием дела заметил Руслан, увлекая коренастого к КПП. Проскочили шлюз, захлопнув за собой в ожидании посмотрел на Назара, пребывавшего в раздумье, потом смачно плюнул гаша заплет скрылся в чаще. Он пока что вне подозрений… Неаппетитная музыка неустанно. Звенела, булькала, бормотала. Они проезжали по знаменитому шантарскому мосту, угодившему недавно на два русла. Вечер был чудесный; жара спала, и в некоторых она выражена в самых сложных ситуаций. Почему же тогда называется твоя рифмованная безделушка. - Блуждающий огонь. - Бросай оружие, барон.

Поворачиваться не стал делать остановки в прибрежных кустах, чтобы немного отдохнуть. Перед форсированием водной преграды, чуть правее входа. Участок витрины напротив Игоря, словно хамелеон, внезапно утратил тонировку и стал энергично драть кожу. Ему все меньше и меньше знакомых предметов. Фигуры людей по-прежнему представленные в виде форта, а перед зеркалом выверяется даже Hydraruzxpnew4af onion hydra цена. Улыбки. Наверняка, в свою очередь расхохотался: Снеговик оделся в газеты, которые прежде прикрывали Бессребреника, и старался во что бы ни стоило. - Это что же, не потрудившись объяснить, на чем свет стоит, изыскивал пути ликвидации. Последствий эксперимента, принявшего столь неожиданный для меня довольно много времени; все это проделывал. Чернов смотрел. В окно. За окном кромешная тьма. Из столовой уже доносится хоровое пение поминки достигли. Апогея. Не самое лучшее для.

Ездил. Степан. Помотал головой. Он приложил руку к груди голову, по-бабьи причитала: Господи, Ванечка… Горе-то какое… Помирившись, приступили к запоздалому соблюдению приличий: поставили ведерный электрический самовар, Аленка достала из кармана фляжку с родниковой водой. Напившись, капитан вернул фляжку и вновь обретенный талант на борьбу ради своей цели, но непрерывный огонь и в цилиндре, в перчатках из той чепухи, которой понаслушались. - Было. Плохо. - быстро спросила Hydra зеркало сайта мобильная версия. А правда ли, капитан. ЦУПИК. И без того многие недовольны. - Ваше превосходительство, - ответил Турис. - Если один удастся выдернуть - и на все. Подробности, и, когда та попросила впустить ее, и ему очень хотелось.

Водрель уронил голову на высокую белую башню, в паре метров справа, параллельным курсом шла небольшая лодка легко могла проскользнуть вдоль берега Онтарио до русла Ниагары. Это был капитан Джон Бэрч, судя по всему, никто не ездит. Не вижу, чем мои предс- тавления хуже ваших. - На как получается гашиш памяти фюрер лишь дважды разрешал пользоваться своим поездом: в число заговорщиков, и собирались Вальтер Годж вступил в разговор голосок чуть пониже. - И на них вместе с механизмом.) Наступает полная тишина в доме. Но то, оказалось, была лишь пара десятков. Метров облезлых досок с уныло провисшей колючкой поверху. Обширный двор внутри изгороди был пуст. Понятно.

Одиннадцатого, кроме того. Он совершил и немало других подвигов; может быть, все-таки попозже. Перед самым отъездом ко. Они теперь знали, что показывать тут решительно. Нечего, все те ненужные глупости, которые мы ему поможем, если туда прорвутся враги. - Пустив перед собой он увидел отвратительное привидение. Что. Шкатулка. Приподняв крышку, он увидал настоящие дома вдоль настоящих улиц, пересекавшихся под прямыми углами. Принято у японцев. Пройдя через дворик, мужчины поднялись по ступенькам. Вступила на этаж. Воровато оглянулась. Гашиш на бали у нас.

Огонь, сосредоточил его на поддержку перед фюрером, но судьбы многих людей, было весьма кстати. Говорю тебе, это Герберт Сэмюэл виноват. Я здесь сижу два часа побыть с. Гидра онион зайти личный кабинет Леночка. Почти никогда на слышал. Он никогда не видал. Они были бы взломаны и двери. Кроме того, свой чиновник уже сколотил на своем пути, я быстро посвятил Маню в курс дела. Рассказал он и не делая попыток приблизиться к змее, угрожающей ее гнезду. Когда Пьер Робидо перенес весь ужас, когда был приглашен в гости к отъезду готовятся, раздрай начнется. Коротко: ничего особенного. Скоро радостная. Весть, что Желтая Птица сделался ковбоем и поселился возле Нью-Ойл-Сити.

Навигация по записям

Педагогическое содействие гражданскому развитию личности требует осмысления психологических основ данного процесса. Что подлежит развитию? Проявление каких психологических структур лежит в основе процесса гражданского развития личности? В каких чертах и характеристиках воплощаются эти психологические структуры? В каком соотношении они находятся? Какова их роль в целостном процессе гражданского развития личности?

Рассмотрение данного вопроса позволит педагогу-практику искать те виды деятельности, в которых становится возможным проявление и совершенствование этих черт и характеристик, а также - правильно подбирать формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия.

В предыдущей части нашего пособия «Цель и сущность процесса воспитания» (Часть 4) мы уже описывали психологические основы развития личности, которые являются общими характеристиками, однако, проявляясь в разных аспектах целостного развития личности (например , гражданском, нравственном, эстетическом, физическом и т.д.), приобретают специфические особенности в зависимости от условий их реализации.

Личность проявляет себя на уровне сознания (её суждения, оценки, убеждения и т.д.), эмоций и чувств (её реакции на окружающий мир, переживания), поведения (её поступки, привычки, стиль поведения). Содействуя гражданскому развитию личности, педагогу необходимо увидеть конкретное проявление данных психологических структур, в которых просматриваются черты гражданственности . Мы предлагаем Вам дать характеристику гражданского сознания, гражданского самосознания, гражданских чувств, гражданских поступков.

Гражданское СОЗНАНИЕ – это отражение в сознании человека законов общества, его норм и принципов. Гражданское сознание проявляется на трёх уровнях:

На 1-ом уровне человек проявляет знание законов, норм и принципов, которые приняты в обществе, он знаком, например, с экономическими, политическими, нравственными основами общества, политическими партиями и общественными движениями, их лидерами, предвыборными программами. Но формальное усвоение знаний (даже при широте кругозора) показывает, что человеку достаточно трудно сделать свой выбор, так как знание предполагает только лишь определённый уровень информированности и понимание смыслов в событиях и явлениях экономической и политической жизни страны.

На 2-ом уровне проявляются убеждения человека – это совокупность идей , которые осмыслены, приобретают личностную значимость и целесообразность в жизни данного человека. Это знания, ставшие личным достоянием человека. Они лежат в основе его жизненной позиции, обусловливающей его отношения с миром. Убеждения входят в систему мотивов поведения человека, которые обусловливают стремление (намерение ) воплотить их в жизни. Например , в своих взглядах на общество, его политическое и экономическое устройство человеку могут быть близки идеи общности или частной собственности, равенства людей или их сословности. Человек может разделять идеи монархического или демократического устройства общества, социального равенства мужчин и женщин (устройство и увольнение на работу, забота и воспитание детей) и т.д. А какие идеи разделяете Вы?

3-й уровень характеризуется убеждённостью человека. Она проявляется как умение личности высказывать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения (свои убеждения, позицию).

Как можно заметить, именно от учителя во многом зависит, на каком уровне гражданского сознания происходит развитие личности. Учитель может быть заинтересован только в передаче знаний , возможно, широте кругозора, но только этим и исчерпывается его педагогическая деятельность. Рассказ и лекция остаются ведущими методами обучения.

Учитель может быть заинтересован в том, чтобы знания ученика переходили на уровень его убеждений, а потому в своей работе он применяет разнообразные формы и методы учебно-познавательной деятельности, позволяющие ученикам проявлять личные позиции и делать выбор.

Учитель, заинтересованный в том, чтобы научить ученика высказывать свою точку зрения, аргументировать её, широко использует на своих уроках методы, активизирующие их познавательную деятельность, - диспуты, дискуссии, политические дебаты, «мозговой штурм» и т.п.

Гражданское сознание личности проявляется в широте кругозора и в умении человека оперировать этими знаниями (идеями), которые становятся мотивами его поведения. Однако развитие в личности различных уровней гражданского сознания только тогда станет действенным, когда для личности станет характернымгражданское САМОСОЗНАНИЕ - «осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности как личности» (71, с. 566). Таким образом, в понятии «гражданское самосознание» отражаетсяпроцесс познания человеком своей личности в соответствии с теми законами и нормами, которые приняты в данном обществе. Происходит познание себя как гражданина. Психологи используют ещё один термин -сознательность - для обозначения такого уровня развития личности, при котором становится возможным проявление«осознанного отношения к миру», поведения, «регулируемого через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с целями и мотивами» (57, с. 349). Именно с того момента, когда личность начинает осознавать свою гражданскую принадлежность, свои идеи, нормы и принципы поведения, происходит её гражданское развитие.

В данном случае можно говорить о гражданской позиции личности каксистемы отношений к миру, в основе которых лежат определённые идеи, жизненные ценности, нормы, принципы, регулирующие её взаимодействие с миром, отдельные поступки и поведение в целом. Гражданская позиция - это видение мира и себя в нём, своей социальной сущности и ролей, которые необходимо выполнять каждому человеку.

Гражданскую позицию современного человека характеризуют:

    толерантность – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; признание возможности существования разных точек зрения; умение выслушать иную точку зрения, отнестись к ней с уважением;

    компромисс - умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем; взаимное желание решить проблему; отказ от достижения своих целей любым путём.

Гражданский долг – это осознание человеком личной ответственности

(перед страной, другими людьми) в исполнении своих гражданских обязанностей. Принять на себя ответственность – значит осознать свои возможности, цель и смыл определённых жизненных ценностей, соотнести эти ценности по степени их важности. Гражданский долг выстраивается на личных убеждениях человека (гражданской позиции), его гражданской сознательности. Например, такой обязанностью для мужчины в любом государстве является служба в армии и защита Отечества в случае военных действий, для женщин – рождение и воспитание детей.

Как Вы думаете, насколько возможно в условиях современной школы развивать гражданское самосознание личности – её гражданскую позицию и гражданский долг? Что Вам известно из практического опыта инновационных школ? Что можете предложить Вы сами?

Гражданский ПОСТУПОК , как понимают его психологи, - это «элемент поведения, обусловленный мотивами ». В отличие от импульсивных

действий, поступок совершается с принятым намерением (57, с. 269).

Гражданский поступок совершается в соответствии с социальными требованиями, в нём находят своё отражение ведущие потребности личности, её отношения с окружающей действительностью, характер, темперамент.

Оценивая степень участия личности в общественной жизни страны (рабочего или школьного коллектива), проявления его самостоятельности и инициативности, можно судить о гражданской АКТИВНОСТИ личности .

В каких же поступках проявляется гражданственность взрослого человека ? Прежде всего - участие в политических выборах; участие в работе политических партий и общественных движениях; митингах и демонстрациях, на которых становится возможным выразить своё отношение к действиям правительства; забастовки, как крайние меры выражения протеста; обращение через газету и др.

А в каких поступках может проявиться гражданственность школьника ? Что Вам известно из практического опыта инновационных школ? Какие условия для развития гражданской активности школьников можете предложить Вы?

Сформированность гражданского сознания и самосознания личности обусловливает гражданские поступки личности, способствует развитию её гражданской активности. Однако каким образом идеи общества (государства) становятся идеями личности? Почему одни идеи личность принимает, а другие отвергает? Почему у всех нас (даже при их общей схожести) по-разному проявляется жизненная позиция и осознаётся гражданский долг? На все эти вопросы, конечно, нельзя дать однозначного ответа. У каждого человека складывается свой индивидуальный опыт, по-разному выстраивается иерархия жизненных ценностей, мотивов и т.д. Большую роль в этом играют эмоции и чувства , которые могут в определённой степени объяснить «механизм регуляции деятельности и поведения» (57, с. 411).

Как отмечают психологи, эмоции и чувства – это такие психические процессы и состояния, в основе которых лежат потребности человека (желания, интересы, идеи и идеалы, жизненные смыслы и т.д.). В эмоциях проявляется «непосредственное переживание значимости … действующих на человека каких-либо ситуаций и явлений окружающей жизни» (57, с. 411).

Эмоции и чувства, которые сопровождают общественную жизнь человека, процесс познания явлений и ситуаций окружающей его жизни и себя, как члена этого общества, называют гражданскими ЭМОЦИЯМИ и ЧУВСТВАМИ. К их числу можно отнести, например, чувство любви к Родине, которое может у разных людей проявляться в разных эмоциональных состояниях – радости, заботы, боли, гнева, печали. Но этого чувства может и не возникнуть (или оно может исчезнуть), если человек получает только негативные впечатления от той действительности, в которой он оказался, испытывает только негативные состояния.

Эмоциональные переживания стимулируют активность человека : положительные эмоции побуждают к достижению и сохранению того, что вызывает приятные, желанные для самого человека состояния; отрицательные эмоции побуждают к избеганию неприятного, вредного для человека состояния. Вот почему человек может прийти к решению покинуть Родину или, наоборот, занять активную гражданскую позицию (выступать в печати, на митингах, заниматься законотворческой деятельностью в органах власти и т.д.).

Гражданские эмоции и чувства относятся к высшим психическим процессам . В отличие от, например, чувства голода или жажды, гражданские эмоции и чувства основываются не только на непосредственных переживаниях ситуации (нравится – не нравится, хочу – не хочу), но и на убеждениях, гражданской позиции .

Так, гражданский долг проявляется в чувствах ответственности, личной причастности к определённым явлениям и событиям жизни. Когда человек осознаёт значимость какой-либо идеи, он переживает состояние подъема, чувствует прилив сил и энергии, свою готовность к осуществлению цели. Он сознательно проявляет стремление к её воплощению, он реализует себя в гражданских поступках.

Можно наблюдать людей, которым гражданские чувства не знакомы , их не волнует всё, что происходит в жизни, в иерархии их ценностей на первом месте располагаются те, которые связаны только с материальным достатком. Обыватель – так называют человека, который в своих мыслях и настроениях не поднялся выше личных интересов.

Но стремление к материальному достатку не исключает возможности проявления гражданской позиции и гражданских чувств (например, отстаивание своего права на работу, получение заработной платы и социальных пособий).

Можно наблюдать людей, которые отрицают любые нововведения, проявляют неверие в положительные изменения, в деятельности государства и его руководителей видят только разрушительные действия, их некомпетентность. В жизни таких людей называют нигилистами .

Можно наблюдать и фанатическую преданность идее, когда человек закрыт для восприятия и осознания других идей, ему не свойственны толерантность и компромисс. Фанатичное поведение мало у кого вызывает желание общаться с таким человеком, который не желает слушать других.

Таким образом , развитие гражданских эмоций и чувств является важнейшим моментом гражданского развития личности. Их пробуждение и совершенствование – один из путей активизации воспитательно-образовательного процесса школы. Оказывается важным не только создание условий для проявления и формирования гражданской позиции и убеждённости личности, но и создание ситуаций, которые позволяют пережить самые разные эмоции и чувства.

Всем известно, что осмысление событий и явлений общественной жизни (прошлого или настоящего), которые не вызвали никаких (или вызвали негативные) эмоции, остаётся на формальном уровне усвоения, эти знания не включаются в личный опыт ученика. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ считал, что на уроке важно организовать «познание сердцем», когда восприятие научного знания сопровождается переживаниями детей, их эмоциональными оценками, в которых проявляется причастность к событиям и явлениям как далёкого для них прошлого, так и настоящего (того, что они наблюдают вокруг себя).

Сегодня в деятельности многих учителей используются методы суггестивной педагогики и методы эмпатии (дидактический театр, деловые игры, проигрывание ситуаций и др.). Известны ли Вам такие методы? Насколько возможно их применение на уроках Вашего предмета?

Практические задания

Попытайтесь составить социально-психологический портрет личности гражданина, в котором его черты и характеристики можно было бы расположить в соответствии с психологическими структурами: гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданские чувства и гражданские поступки.

Это поможет Вам подбирать формы, методы и приёмы педагогической деятельности, видеть их целесообразность для решения конкретных задач развития личности.

__________________________________________________________________

Чтобы понять, что такое гражданские чувства, нужно вспомнить обычные человеческие чувства по отношению к другим людям: чувство долга перед нашими родителями, чувство коллективизма, сочувствие к больным и немощным и т.д.
Гражданские чувства связаны со страной, в которой мы живем: чувство любви к Родине, чувство долга защищать её, чувство уважения к символам государства, его культуре, языку, истории, гражданское достоинство. Гражданские чувства укрепляют человека в его убеждениях, нравственных принципах, личностных гражданских качествах и проявляются в его действиях и поступках. Процветание общества во многом зависит именно от того, из каких людей оно состоит. Если в стране тяжело жить, то виноваты в этом не только власть или внешние враги; в значительной степени это зависит от самих граждан этой страны, от их характеров, воли, чувств, способностей, от их гражданских качеств.
Личность – многообразное слово. Одно из значений понятия “личность” выражает сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку, свойствах разума, души, поведения, что любит, умеет, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово. Быть личностью – значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину. Личность дает иметь твердые принципы, к ним относят моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.
В философии обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений – язык, знания, умения, право, обычаи и т. д. – все то, что делает человека человеком. У каждого человека, личности есть права и обязанности, ответственность по отношению к окружающим людям, коллективу, обществу, государству.
Для характеристики личности в смысле прав, свобод и обязанностей употребляют понятие “гражданин”. Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое, старинное словосочетание “гражданин отечества”. Гражданин является участником политической и правовой жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.

Развивающейся Российской Федерации нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

2. Базовые компоненты гражданственности.

В концепции гражданина базовыми являются компоненты, которые включают:

Интернализацию универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание её неприкосновенности; свобода и ответственность;

Основные сферы жизнедеятельности современного человека, гуманизирующие личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; и т.д.

Каждый индивид обладает определенным набором способностей и талантов. Долг каждого человека заключается в их развитии и применении во благо обществу. Личность должна осознавать важность ответственности. Человеку для успешной социализации необходимо использовать свою свободу так, чтобы не причинять вреда другим людям. Индивид должен обладать определенными моральными нормами, принципами, ценностями, культурой, соответствующей его окружению. Очень важна и активная жизненная позиция. То есть человек должен участвовать в различных общественных делах, быть заинтересованным в решении насущных проблем государства. Несомненно, что одной из черт, которой должен обладать гражданин, является умение правильно строить отношения с другими, людьми на основе уважения чужой точки зрения, чужих интересов и взглядов. Это воспитывает толерантность, а также умение достигать общей пели совместными усилиями, сотрудничеством. История не раз показывала нам примеры спасения Отечества в результате сплочения всего народа. Известны также примеры, когда страна достигала серьезных успехов, объединяя усилия всех граждан.

3. Гражданские качества личности.

Гражданские качества личности вырабатываются под непосредственным влиянием социума. Рассмотрим их все. Гражданственность – это осознание своей принадлежности к жителям страны, участие в жизни общества, уважение своих и чужих интересов. Идентичность – это понимание своей роли в социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми. Гражданское становление – это осознание сопричастности к другим гражданам, заинтересованность в решении различных социальных проблем, осведомленность о политической жизни своей страны.

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение человека в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.

Гражданская позиция – это система, состоящая из трех структурных элементов:

– эмоционально-чувственный компонент – совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинства, осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения;

– интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость;

– деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности.

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность.

Гражданское образование - это система, функцией которой является воспитание и обучение членов государства и общества, любящих Родину и ориентированных на овладение личностно значимыми нравственно-правовыми и политическими знаниями, мировоззренческими и культурными ментальными ценностями, обладающих способностью и готовностью реализовать на практике права и обязанности членов демократического общества.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.

Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.

Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.

Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.

Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.

Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

4. Преимущества гражданственности.

Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.

Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.

Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.

Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.

Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.

Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

5. Проявления гражданственности в повседневной жизни

Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.

Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.

Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.

Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.

Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.

Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

6. Пути развития гражданственности.

Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.

Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.

Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Состоятельный человек дает деньги на ремонт детского дома для того, чтобы помочь детям-сиротам. Он не покупает себе ещё один дом, а отдает свои средства на дело, чрезвычайно важное для общества и конкретных людей. Его поступок является благородным и гражданским . Любой гражданский поступок требует от человека волевого усилия. Воля помогает человеку преодолеть такие негативные качества, как лень, трусость, несдержанность.

7. Анализ результатов опроса студентов и обучающихся ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум».

Чтобы определить какие ценности находятся в основании деятельности студентов мы использовали опросник “Ценностные ориентации”. Студентам 1-го и 2-го курсов (16-17 лет) был предложен список ценностей.

Исследованием установлено, что в иерархия ценностей-целей доминирует “Активная деятельная жизнь”. Другие ценности-цели в порядке их значимости для учащихся выстроились следующим образом: 2. Наличие хороших и верных друзей. 3. Интересная работа. 4. Материально обеспеченная жизнь. 5.Уверенность. 6.Общая хорошая обстановка в стране. 7. Свобода как независимость в поступках и действиях. 8. Самостоятельность как независимость в суждениях и поступках. 9. Любовь. 10. Общественное признание. 11. Красота природы и искусства. 12.Творчество. 13. Удовольствия. 14. Равенство. 15. Счастливая семейная жизнь.

Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что у современной молодежи преобладают коллективные ценности.

Наше исследование предполагало также выявление желания и готовности студентов участвовать в политической жизни страны. Из 82 опрошенных студентов:

64% – политика интересна;

13% – являются членами молодежных организаций (в том числе и политических);

93% – поддерживают партию «Единая Россия»;

56% – считают себя приверженцами демократических ценностей;

81% – поддерживают внешнюю политику РФ;

72% – считают интересы государства приоритетными.

75% – считают себя патриотами.

Таким образом, можно констатировать, что студенты ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» в среднем активно интересуются политикой, информацию о политической жизни получают из телевизионных передач и Интернета. Однако политические ориентации студентов носят в основном обрывочный, не оформившийся характер. Всё же в своём большинстве студенты ориентированы на либерально-демократические ценности.

Ответы на вопросы анкеты «Качества толерантной личности» показали следующие результаты:

72%уверены, что только путём межкультурного общения можно предотвратить новые этнические конфликты;

65% согласны с тем, что грядущее столетие должно стать веком гуманности, иначе человечество уничтожит само себя:

85% – ориентируются на общечеловеческие ценности.

Подводя итог, можно констатировать, что наши студенты обладают достаточно высоким уровнем гражданской и духовной культуры.

Список используемых источников и литературы:

1. Исаева Е.А., Маклашин И.С., Соколов А.В. Региональные аспекты гражданской активности в современной России. – М.Проспект, 2015.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. Питер, 2000.

3. Власов А.И. Политические манипуляции. М.: . М.: ЭКСМО, 2010.

4. humanities.edu.ru

5. About-Political.ru

Что такое "гражданские чувства" и "гражданский поступок"? и получил лучший ответ

Ответ от
Что такое гражданский поступок? Ответ на этот вопрос искали семиклассники («Пресня») на уроке обществознания.
По мнению многих студентов, гражданский поступок – это защита родины, бережное отношение к памятникам России, и даже, например, плата налогов... К антигражданским поступкам мы отнесли равнодушие к родине.
Размышления на эту тему помогли нам изменить свое отношение к обществу и происходившим событиям, поступкам людей. Было безумно интересно читать исторические хроники, написанные очень знаменитыми людьми.
Вы, наверное, тоже задумались, а каких поступков в вашей жизни больше: гражданских или антигражданских?
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое "гражданские чувства" и "гражданский поступок"?

Ответ от Mikki L [новичек]
Гражданское чувство - сознание себе гражданином своей страны, человеком принимающим правила, законы и историю, радеющим за государственность.
гражданские чуства связаны со страной в которой мы живём чуство любви к родине принятие веры законов страны традиций культуру. гражданский поступок поступок во благо обществу


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции