23.09.2019

Е. Хеллингер: Настольная психологическая игра "Лепешка". Социально-психологическая игра «Лепешка» («Эмоции»)


Многие психологи знают о Гюнтера Хорне и его социальных играх. Среди них есть серия «Психологическая игра для всей семьи». Карточки с корректными формулировками дают возможность завязать проблемный разговор в игровой атмосфере, проговорить сложные моменты на холодную голову.

Есть наборы для разных целевых групп: «Псикреты» для подростков, для работы с приемными семьями и «Обычные семьи — необычные дети» для работы с родителями и окружением особенных детей.

О них мы и поговорили с создателями — российскими соавторами игр Гюнтера Хорна — психологами Елизаветой Хеллингер-Трофимовой и Светланой Сенатской.

Елизавета Хеллингер-Трофимова (аналитический психолог и детский психотерапевт, правообладатель «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России, разработчик и соавтор игр).

— При создании этого комплекта мы более опирались на проблемы родителей, окружения и сиблингов (сестер и братьев), нежели чем самих особенных деток. Эти дети в плане игр ничем не отличаются от любых других и им для досуга подойдет любая игра, разве что в отдельных случаях вариант может быть попроще. Центр, в котором высказывания для карточек отбирались и тестировались инклюзивный, там есть дети с нарушениями аутистического спектра, слабовидящие, слабослышащие, с ДЦП. Основные авторы — Светлана Сенатская и Элина Федотова и в настоящий момент они продолжают работу по отбору высказываний для колоды по принципу «О, это то, что нам надо».

Вытаскиваю пару карточек наугад: «Я плохо высыпаюсь» и «Я не могу встретиться со своими друзьями». В принципе, это об одном и том же. У мам часто не хватает времени на себя. Основной проблемой, с которой сталкивается окружение особенного ребенка, является ориентация жизни всей семьи на потребности данного ребенка, то, что все члены семьи «вращаются» вокруг него. Вплоть до переезда ради того, чтобы быть ближе к определенным занятиям. Или то, как родители переживают или принимают сам факт, что ребенок — особенный. Есть вариант, когда проблема полностью отрицается. На нее закрывают глаза, считают, что с ребенком все ок, нужно только немного «приналечь» на занятия или, наоборот, можно запустить — все само образуется. Есть другая крайность, когда родители слишком в проблеме, и даже посещая все возможные курсы и кружки не верят в возможность какого-то сдвига, пребывают в депрессии. Бывает и так, что кто-то депрессивен, а кто-то наоборот, предпочитает не замечать. Очень много вытесненных чувств, например, о несправедливости и «почему я». Тут важно проговорить, что хорошего принес в жизнь мамы этот ребенок. Например, научил терпению, толерантности. Многие сами отвечают на этот вопрос. Много грустных историй, например, когда папа уходит из семьи, много замечательных историй, например, когда сиблинги, растущие вместе, не представляют себе чего-то другого, кроме заботы о брате или сестре и в дальнейшем выбирают себе по жизни помогающие профессии. Все карточки в наборе на основе реальности.

Игра «Лепешка»

— А какое отношение к ребенку является адекватным в такой ситуации?

— Понимать, что с конкретным диагнозом не прыгнешь выше головы, но и не паниковать и делать все возможное.

— С кем лучше играть в такой набор?

— С тем, кто наилучшим образом может разделить твои чувства. Например, с семьей с таким же ребенком. Вот карточка «Мой ребенок — мое наказание» и карточка «Мой ребенок — моя гордость». Мама может испытывать попеременно и то и другое чувство. Когда у ребенка что-то получается, она, как и все мамы, гордится им, неважно, что это — победа на чемпионате или просто освоение очередной темы по математике. Окружению особенных детей очень важно найти друзей в сообществе, где они смогут себя выразить.

— Давайте разберем примеры карточек.

— «Я склонен участвовать в ссорах, скандалах, если это касается моего ребенка» — такая корректная формулировка «я порву за своего ребенка». Это позиция агрессивной жертвы, из которой важно доказывать окружающим свою правоту. А может быть и не свою, а близкого человека.

— Чем это полезно для семьи? Проговорить это?

— Помогает выразить сложные чувства и гармонизировать общение между детьми и родителями. Карточки как своего рода мостик. Мы говорим, что они развивают социальные компетенции, а что такое социальная компетенция как не умение общаться. Данные описания помогают проанализировать свои стереотипы в общении. Каким образом ты добиваешься внимания.

— А может ли «поиграть» один человек?

— Если человек один и, например, только что столкнулся с проблемой, карточки помогут для самоанализа, помогут разобраться в своих чувствах. И помогут осознать, что тебе нужна помощь специалистов и единомышленников.

— И все-таки, как играть в карточки?

— Тут нет единого стандарта. Многое зависит от ведущего-специалиста, пробовался даже вариант в стиле ток-шоу, когда надо было защищать выпавшие наугад позиции — половина группы защищает одну сторону, вторая — на противоположной. Эта игра помогает посмотреть на проблему под другим углом. Пример: «Я придерживаюсь мнения, что общество должно приспосабливаться к нам и нашим детям, а не мы к нему». Действительно, многие считают, что общество много им должно. Но за чувствами агрессии стоит боль, это важно понимать. Так же как и за апатией, когда люди вообще предпочитают не выходить из дома: «Общество все равно ничего не может нам предложить». Оба полюса критичны и непродуктивны.

— А насколько такие дискуссии по болевым вопросам безопасны? Тема-то ранящая.

— Все зависит от ведущего, насколько он готов выдержать и принять разные темы и разные чувства — и боль, и разочарование, и фрустрацию, и крушение надежд. Насколько он способен понять человека, которому нужна поддержка. Услышать, что какая-то тема «у всех болит» очень важно.

— Хорошо ли играть в такой набор в инклюзивных учреждениях?

— Для инклюзии я бы предпочла игры, направленные на сплочение, подчеркивающие важность того, что несмотря на все различия, мы вместе.

Светлана Сенатская, методист Городского психолого-педагогического центра ДОгМ, педагог-психолог, руководитель проекта «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ», город Москва

Можно ли с помощью одной игры научить детей договариваться, отстаивать свои интересы, предъявлять требования? Да, с помощью психологической игры «Лепешка», которая также поможет ребенку и его родителям прожить негативные эмоции в игровой форме. Расскажем, каковы правила игры, как ее организовать и проводить.

Настольную игру «Лепешка» разработал немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн. Это психологическая игра, которая помогает развить социальный интеллект - умение предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом.

Правила игры

Для игры приготовьте: игровое поле, кубик, пластилин разного цвета. Количество цветов соответствует количеству игроков. Игровое поле состоит из двух зон: «хлев» и «небо людей». Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина фигурку животного - это игровая фишка. Игроки являются владельцами всех полей того же цвета, что и их фигурки.

Старт игры на поле «хлев». Начинает игру самый младший из участников. Он кидает кубик и переставляет свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Как правило, попадает на поле другого цвета.

Игрок, на чье поле попало чужое животное, должен обвинить его за какой-то проступок, например: «ты вел себя слишком шумно», «разрушил в моем доме…», «съел мои ромашки». После этого владелец животного должен соответствующим образом извиниться за него или предложить исправить содеянное. Если владельца поля устроят извинения или возмещение ущерба - он может отказаться от наказания. Тогда кубик бросает следующий игрок. Если владелец поля не удовлетворен, он может наказать попавшую к нему фигуру - щелкнуть по ней, изменить как угодно ее форму или одним ударом смять «в лепешку».

Если участнику выпадает количество ходов, которое позволяет достичь собственного поля, он может восстановить фигуру, изменить ее («развить»).

Цель игры - стать человеком и попасть на «небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Он должен выбрать кого-то из игроков и убедить его аргументированно перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, только если фигурка целая и неповрежденная и находится на поле своего цвета. Если фигурка животного попадает на свое поле поврежденной, владелец должен сам исправить ее - долепить до целого животного и повторить свою просьбу, когда ход в следующий раз перейдет к нему.

Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад, на ближайшее поле своего цвета, и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом кидать не надо.

«Игровое поле»

Владелец фигурки человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно» - не бить, не давить, не разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Но он может, не разрушая другую фигуру, так согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени. Если владелец фигурки человека все-таки раздавил фигурку животного или человека в лепешку, он возвращается в «хлев» и начинает игру сначала, снова в форме животного.

Как сделать игровое поле

Материалы: для поля (на выбор) - доска с пластиковым покрытием, белое оргстекло любой толщины, лист ватмана размером 54 × 54 сантиметра; квадратные и прямоугольные кусочки самоклеящейся пленки разных цветов.

Цвета выбирайте те, что будут использовать игроки для своих фишек. Количество выбранных цветов зависит от количества участников. Если участников больше, вы можете расширить поле - просто добавить другие цвета.

Выложите кусочками пленки дорожку от старта (поле «хлев») до финиша (поле «небо людей») - зигзагом, змейкой, по кругу.

В чем польза игры для детей

Игра «Лепешка» предназначена для игры в группе сверстников от 5 лет.

Если используете в коррекционной работе с детьми игру «Лепешка», вы решаете несколько задач.

Дети смогут отреагировать подавленные чувства и эмоции. Когда ребенок выражает злость, гнев, разочарование, ненависть, родители и педагоги предпочитают наказывать и запрещать, вместо того чтобы принять негативные эмоции ребенка. В результате «запретные» эмоции и чувства никуда не исчезают - он загоняет их внутрь, и позже они проявляются соматическими расстройствами и психологическими комплексами. В пространстве «Лепешки» позволено выражать любые чувства, а игровой процесс поможет ребенку научиться выражать эти чувства приемлемым способом.

Гиперактивные, медлительные, агрессивные, застенчивые и тревожные дети изменят поведение. Гиперактивные дети научатся ждать и следить за игрой. Медлительных игра растормаживает. Агрессивным детям игра поможет направить агрессию в положительное русло, например в творчество. Застенчивым - проявить себя. Тревожных научит защищать свои границы, принимать решения и отстаивать свое мнение.

Дети научаться принимать правила и нормы игры. Ребенок чувствует себя свободным и защищенным в пределах правил игры, не оказывает сопротивления к их установлению. При этом он самостоятельно принимает решения по поводу игровых взаимоотношений и несет за это ответственность.

Чтобы достичь положительного результата, проводите игру 3–5 раз. Идеальное количество участников - 7 человек.

В группу можно включить два-три ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Как играть в «Лепешку» с детьми с ОВЗ

Прежде чем включить детей с ОВЗ в группу, проведите игру индивидуально. Некоторым из них противопоказана игра по классическим правилам. Используйте в этом случае ее модификацию - игру «Сюда нельзя» Н. Емельяновой. В данном варианте из фигурок не делают лепешек. Обязательно предварительно поиграйте в «бродилку» с кубиком - некоторые дети не знают, что такое бросить кубик и бросают его в прямом смысле.

Выясните с детьми до игры, чем человек отличается от животного, что значит быть человеком

Объясните значения полей игрового поля «хлев» и «небо людей».

Пример из практики. Играет группа младших школьников. Среди них мальчик Миша, у которого непростые взаимоотношения со сверстниками: он часто проявляет по отношению к ним вербальную и невербальную агрессию.

Миша обратился к участникам игры с просьбой сделать из него человека еще в начале игры. Ему отказали и в первый, и во второй раз. По правилам игры в третий раз он мог сам сделать из себя человека. Но Миша очень хотел, чтобы это сделал кто-то из игроков. Несмотря на то что в процессе все фигурки были лепешками от рук Миши, в конце игры один из участников согласился выполнить его просьбу. При обсуждении игры Миша сказал, что самым ярким событием не только в игре, но и в жизни он считает то, что из него все-таки сделали человека.

Обсудите с детьми до игры, что значит играть по правилам

Строго следите за их соблюдением во время игры.

Перед тем как участник уйдет на второй круг, еще раз объясните ему все возможные последствия. При необходимости правила меняйте.

Пример из практики. Когда динозавр ушел на следующий круг, а все герои стали людьми, Ваня понял, что не сможет больше делать лепешки из фигурок игроков, т. к. все они уже оказались на «небе людей».

Участники игры активно проявляли свое чувство превосходства над Ваней. В результате мальчик одним движением сделал огромную лепешку из всех фигурок людей.

«На старте»

Будьте терпеливы

В начале игры дети могут долго выбирать животное, которое будут лепить, несколько раз менять его образ до начала игры и в процессе. При необходимости увеличивайте или ограничивайте количество времени для лепки, например, сказав: «У вас есть необходимое количество времени, чтобы закончить фигурку».

Пример из практики. В игру играет группа первоклассников, среди которых мальчик Саша с особенностями эмоционально-волевой сферы. Я объясняю правила игры, пока дети лепят фигурки. Саша, который быстрее всех сделал фигурку улитки, говорит задумчиво: «Улитку каждый обидеть сможет…» - и переделывает ее в ежика, потом в тигра, а затем в “инопланетное животное”, похожее на стул с огромными глазами.

«Вот тебе!»

Как играть в «Лепешку» с семьей

«В первый раз в “Лепешку” я играла со своей семьей. Пятилетний сын играл с упоением, ревниво защищал свой дом и отличился тем, что превратил папину фигурку во множество пластилиновых зернышек. Так он выразил свое напряжение из-за долгого отсутствия отца и адаптации к новым условиям с его появлением. Дочь-подросток в конце игры заявила: “Никогда в жизни не сяду играть в эту игру!”. Подростковый максимализм не выдержал позиций “взрослого” в свободном пространстве игры ».

Игра с семьей - самая сложная и ответственная из всех вариантов ее проведения. В процессе участники, как в зеркале, видят свои семейные роли, способы манипуляций друг другом, ошибки в воспитании ребенка и в супружеских отношениях. Смелость принять такую реальность есть не у всех родителей.

Задачи игры с семьей:

  • дать игрокам возможность примерить новые роли, разыграть новые модели отношений, чтобы потом перенести их в жизнь;
  • скорректировать негативные проявления в поведении ребенка;
  • дать рекомендации по конструктивному детско-родительскому взаимодействию в свободных и безопасных условиях.

Когда проводите игру с семьей, придерживайтесь рекомендаций:

  1. Проинформируйте семью о цели и задачах игры. Объясните правила, предупредите о возможных неудобных ситуациях, которые могут возникнуть.

Все члены семьи должны дать согласие на проведение игры.

  1. Введите взрослых в игровую ситуацию. Предложите им вспомнить приятные моменты из детства, например попросите рассказать о своей любимой игрушке. Можно предложить участникам договориться о едином возрасте. Это позволит взрослым выйти из директивной позиции родителя, добавит легкости и спонтанности в игру и упростит решение коррекционных задач.

«На финише»

  1. Предложите игрокам придумать имена своим фигуркам. Следите, чтобы в процессе игры они обращались друг к другу по игровым именам. Таким образом, даже в случае если младший раздавит «в лепешку» старшего, не будет нарушена семейная иерархия, и участники все равно смогут отреагировать на напряжение.
  2. Поддерживайте ребенка, помогайте ему выразить себя естественным способом. Предлагайте различные модели поведения, формы общения, конкретные высказывания, подбадривайте и выражайте сожаление в соответствии с ситуацией на поле. Принимайте проявления любых чувств и помогайте справляться с самыми сильными из них, например с агрессией.

Есть семьи, которым особенно трудно осознать результаты игрового процесса, применить их к своей жизни. Тогда используйте игру несколько раз. На разных этапах у нее могут быть разные функции: диагностическая, коррекционная, терапевтическая - в этом случае если есть специально подготовленный ведущий.

Пример из практики. На консультации у педагога-психолога - семья с мальчиком 9 лет. Мама обеспокоена взаимоотношениями отца и сына: «Ругаются и кричат. Из-за сына муж решил жить отдельно». В ходе встреч совместно выяснили: родители эмоционально не поддерживают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, оценивают его нежелательное поведение непоследовательно, используют в качестве наказания ремень (чаще - отец).

На очередной встрече психолог предложил поиграть в «Лепешку». Ребенок сделал фигурку котенка, папа - черепаху, мама - петуха. Формы и характеры фигурок раскрывают желания участников, их намерения и даже отношения к партнерам по игре: котенок старается быть нежным и милым, предполагает, что его приласкают или поиграют с ним. Но грозный петух победоносно идет к финишу, по пути отчитывая котенка и черепаху.

Черепаха всегда «в домике», но как только котенок попадает на ее территорию - сразу предъявляет требования и угрожает наказанием, если они не будут выполнены. Черепаха не давит фигуру котенка, а ставит в унизительную позу - что гораздо обиднее. В какой-то момент игры котенок превращается в змею и делает из черепахи лепешку.

Что в игре было самым ярким для тебя? - спросила я у мальчика.

Сделать из папы лепешку!

«Папа, мама, я - семья»

Родители отметили: в игре все было так, как происходит в их реальной жизни, им есть над чем задуматься. В конце игры папа сделал трогательную композицию из фигурок людей. Со слов мамы, после игры отец и сын стали договариваться, отношения заметно улучшились.

Когда ребенок играет вместе с родителями и психологом, он соотносит свои нормы поведения с родительскими и общепринятыми нормами. Если родители завышают нормы, они отличаются от общепринятых, ребенок может увидеть относительность этих норм и отказаться от них. Развитие социальной компетенции помогает семьям достичь единства взглядов и ценностей, не концентрироваться на удовлетворении личных потребностей, обратить внимание на потребности других членов семьи.

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru

    “Карты хорошие, но к сожалению мне достался набор из бракованной партии - рубашки нескольких карт другого цвета. Все зеленоватые, а несколько малиновых. В закрытую этот набор использовать уже нельзя. Я была бы рада, если бы мне заменили эти несколько карт на стандартный цвет.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

    все отзывы

Лепёшка

Разработал: детский и подростковый психотерапевт Гюнтер Хорн, Германия

В игре "Лепешка" игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в "лепешку". В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается. Особая версия игры ("Анархия") может использоваться с целью катарсиса. Другая разновидность игры ("Мошенничество"), учит как привлекать людей на свою сторону (завоевывающее поведение).

Цель игры - первым придти к конечному пункту - на "Небо людей". Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Игра проводится по следующим правилам:

1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле "хлев".

2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.

3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.

4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: "ты украл у меня мой бутерброд!").

5. После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное.

6. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в "лепешку".

7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя". Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего "дома". Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.

8. Цель игры - стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет "расколдовать животное", превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.

9. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако "человек" может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.

10. Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно - забывшись или намеренно - раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в "хлев" и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.

11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.

12. Последнее поле в игре - зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на "небо животных". Владелец поврежденной фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число "I". Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".

13. Дополнительное правило для опытных игроков: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку, не дожидаясь обвинения или извинения.


Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см.

Семь различных самоклеющихся цветных пленок (например D-Efix). Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. А кроме того для любого количества игроков:

голубого, коричневого и серебряного цветов для изготовления цветных полей согласно приведенной далее схеме.

Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета).

Один кубик.

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается "дорожка". В принципе игру можно изготовить и для большего количества игроков. Для этого игровое поле должно быть соответственно расширено; для новых игроков в дополнение к пяти существующим цветам нужно ввести другие цвета клеящейся пленки и пластилина.

ЛЕПЕШКА

В игре "Лепешка" игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в "лепешку". В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры - первым придти к конечному пункту - на "Небо людей". Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Игра проводится по следующим правилам:

1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле "хлев".

2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.

3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.

4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: "ты украл у меня мой бутерброд!").

5. После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное.

6. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в "лепешку".

7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя". Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего "дома". Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.

8. Цель игры - стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет "расколдовать животное", превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.

9. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако "человек" может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.

10. Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно - забывшись или намеренно - раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в "хлев" и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.

11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.

12. Последнее поле в игре - зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на "небо животных". Владелец поврежденной фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число "I". Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".

13. Дополнительное правило для опытных игроков: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку, не дожидаясь обвинения или извинения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические игры

Психологические игры

Терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать – необходимые условия в жизни. Учителю важно уделить особое внимание развитию этих качеств у ребят. Помочь в этом могут игры, улучшающие навыки об...

Большая психологическая игра "Лабиринт"

Данная игра является началом работы по программе "Давайте жить дружно!" Результатом игры будет появление у обучающихся 2-ых классов возможности узнать друг друга в ситуации опасности, возможности увид...


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции