25.10.2019

Православные вузы. Православный свято-тихоновский гуманитарный университет. Дополнительные специальности. Дипломы


Паремия (греч. παροιμία - притча) - элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви - отрывки из книг Священного Писания, которые читаются за богослужебными чинопоследованиями Вечерни, Всенощного бдения и молебнов. Паремии содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается. Богослужебная книга, в которой собраны паремии носит название «Паримейник» или «Паримийник».

18 января, в Крещенский сочельник, Литургия Василия Великого начинается с Великой Вечерни, где читаются 13 паремий - текстов Ветхого Завета. Паремия в переводе с греческого - «притча», то есть история с особым смыслом. О чем эти 13 историй и как они связаны с праздником Крещения?

В православной церкви принято читать во время особо значимых праздничных богослужений отрывки не только из Евангелий и апостольских посланий, но и из Ветхого Завета – ведь это такая же часть Священного Писания, как и Новый Завет. Отрывки эти носят название «паремий», от греческого слова, означающего «притча» (именно из книги Притчей были взяты многие такие отрывки). Так всем верным напоминают о Священной Истории Ветхого Завета (особенно актуально это было в те века, когда книги были редкостью, а грамотными были далеко не все прихожане) и связывают ее события с новозаветными.

Что же читается на крещенской службе? Разумеется, основная тема праздника – освящение воды, и почти в каждом из отрывков мы увидим нечто, связанное с водой. На первый взгляд даже может показаться, что составители паремий просто механически собрали первые попавшиеся им на глаза отрывки «про воду» и склеили их друг с другом, ведь никакого сюжетного или тематического единства между ними не видно, кроме того, что всюду упоминается вода.

Но если разобраться, вода – важнейший библейский символ. Во-первых, без нее просто невозможна жизнь, что особенно ясно было жителям ближневосточных стран, где ее постоянно не хватало (достаточно сказать, что дождь в тех краях выпадает только с поздней осени и до ранней весны, а летом его не бывает вообще никогда). Но воду мы используем не только для питья: без нее невозможно очистить загрязненную одежду или собственное тело. На этих простых явлениях нашей жизни основано множество метафор даже в повседневной нашей речи: мы «утоляем жажду», когда получаем что-то очень для нас необходимое, мы «отмываем дочиста» то, что выглядело грязным, и даже состояние особенной легкости и чистоты называем «как после бани».

Но вода может быть и опасностью – вспомним историю о Ноевом потопе или сообщения о катастрофах, таких, как цунами или наводнения. Эта стихия неподвластна человеку, он не может в ней существовать (хотя не может и без нее), и с самых древнейших времен люди стремились ввести воду в берега, поставить себе на службу, сооружая дамбы, резервуары и оросительные каналы.

Поэтому вода, как в книге Бытия, нередко предстает символом первобытного хаоса. В самом начале творения мира, еще до появления суши, «Дух Божий носился над водою» – Господь преображал стихийный хаос, придавал ему смысл. А потом воды разделились, явилась суша – пригодное для человека место обитания. Так начиналась жизнь.

Книга повествует не о создании мира, но о сотворении избранного народа из толпы рабов, оставивших Египет. Они идут к своей новой родине по пустыням Синая, им не хватает самого главного, что нужно в пустыне – воды. И Господь совершает через Моисея чудо, делая горькую воду пригодной для питья. Народ остается в живых, его путь продолжается.

А книга повествует о том, как этот самый народ входит в обетованную землю. На его пути – водная преграда, река Иордан, которую нужно как-то перейти. Можно построить плоты или даже соорудить мост, но израильтяне переправляются самым необычным способом: священники вносят в речные воды Ковчег Завета, символический трон, на котором невидимо восседает Господь – и вода расступается перед своим Творцом, как в самом начале творения, чтобы дать место человеку.

К тому же Иордану возвращают нас два чтения из . Пророк Елисей, ставший своего рода наследником пророка Илии, ударяет его плащом по водам Иордана – и воды расступаются. В пророках река словно бы узнает служителей Того самого Господа, Который сотворил ее и который однажды перешел ее вместе со всем народом, и спешит повиноваться Ему.

В другом отрывке к Иордану приходит и вовсе язычник, сирийский полководец, заболевший проказой. Пророк предлагает ему омыться в водах Иордана, чтобы исцелиться, и сначала полководец резко отказался: разве нет своих рек в Сирии, еще и получше Иордана? Но приближенные все же уговорили его попробовать, и так он действительно очистился от проказы. Неужели сама иорданская вода обладает некими целебными свойствами? Или все дело в вере Богу и Его пророку, в исполнении их повеления? Но и река Иордан здесь упомянута не случайно, именно на ней были явлены другие чудеса, и еще одно чудо – продолжение той же истории.

Интересно, что на некоторых древних мозаиках, изображавших Крещение Господне, присутствовала и фигура… реки Иордана – полноправного участника действия! Конечно, такие изображения слишком походили на языческие картины с речными богами, так что они не прижились, но когда-то они существовали, и своя логика в них тоже была.

А вот идущее далее пророчество Исайи не привязано ни к Иордану, ни к какой бы то ни было воде вообще. Оно говорит об очищении от грехов, без которого невозможно предстать пред Господом, и о том, что только Сам Господь может это очищение дать. Но и человек не пассивен, он должен прекратить свои злодеяния и «научиться делать добро». Как это верно сказано! Не просто пожелать делать добро, не просто сделать его один или пусть даже сто раз, а именно что научиться добру, приобрести этот опыт, сделать его частью своего повседневного образа жизни. А учиться всегда непросто…

И снова мы возвращаемся к книге Бытия. Иаков вспоминает пред Господом, как некогда переходил реку Иордан вполне естественным путем, вброд или вплавь (мы точно не знаем). И вот после долгих и трудных странствий он возвращается домой с многочисленным семейством и немалым богатством, но и здесь его подстерегают опасности… Причем здесь все это? Ради слов «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний», которые он обращает к Богу? А может быть, его странствия – это и есть пример того, как хитрец Иаков учился выбирать и творить добро, пусть даже в чужой земле? Это ведь и про земное путешествие каждого из нас… С чем возвращаемся мы к своему Иордану, ко времени собственного крещения? Какое приобрели добро в своем странствии, какой опыт, за что благодарим Бога?

За вновь следует Исход. Египетская царевна вынимает младенца из корзины, плывущей по совсем иной реке, Нилу… Это будущий Моисей. Она тоже учится творить добро: подбирает сироту, который ни за что бы не выжил без ее заботы. И со временем окажется, что это великий пророк, который наведет страшные бедствия на ее собственную страну, Египет… Вероятно, к тому времени ее уже не будет в живых – но неужели мы скажем, что зря она не пустила тогда корзинку по воле волн? Творение добра может превосходить границы народов, стран и религий. Сотворив нечто доброе, ты никогда не будешь знать точно, что потом из этого выйдет – но это не повод его не творить.

Отрывки из и рассказывают о знамениях, связанных с водой. Гедеон опасался выступить на бой с врагами, и тогда Господь послал ему росу на шкуру и на землю в точности так, как он просил. Так и при пророке Илии народ колебался, верить ли Господу или Ваалу, и в правоте пророка убедил огонь, павший с неба и спаливший его жертву, хотя ее обильно полили водой. Сходная история дается и о пророке Елисее из Четвертой книги царств, только там чудо помогло не трудному выбору, а просто выживанию людей в тяжелых условиях: пророк сделал воду, текущую из источника, пригодной для питья и для орошения посевов. Но во всех трех этих историях о чудесах мы видим один и тот же рассказ о творческой активности Бога и Его верных по преображению стихий этого мира: вода изменяет свои обычные свойства, чтобы могла свершиться воля Божья. В какой-то мере обычай кропить освященной водой свои жилища и пить ее натощак отражает ту же самую веру в изменение материального мира по нашей вере и молитве.

Наконец, последняя паремия снова берется из пророчества Исайи . На сей раз ничего с водой не происходит, но Господь обещает привести верных Ему «к источникам вод», даровать им спокойную и беспечальную жизнь. Вода здесь – не материальное начало, но символ благословения и жизни. Нам свойственно относить такие обещания к «жизни будущего века», хотя мы не знаем наверняка, что имел в виду сам Исайя. Вскоре после этих слов прозвучит евангельское повествование об Иоанновом Крещении, а значит – о приближении того самого времени, в которое начнет сбываться пророчество. Господь начнет приводить верных к Источнику воды живой, и продолжается это движение и по сей день.

Вода как материальный мир, живущий по собственным законам, но послушный воле Творца, вода как источник жизни и благословения, вода как рубеж, через который надо перейти, чтобы достичь цели – вся эта символика обильно представлена в празднике Богоявления, звучит она и в его паремиях.

Андрей Десницкий

Министерство образования Тульской области ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Министерство образования Тульской области Тульская епархия Русской Православной Церкви Белевская епархия Русской Православной Церкви Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», проводят ВСЕРОССИЙСКУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ, ПОСВЯЩЕННУЮ 400-ЛЕТИЮ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ «ДОМ РОМАНОВЫХ В ИСТОРИИ РОССИИ И ТУЛЬСКОГО КРАЯ» Место проведения: РФ, г. Тула, - Тульская область, Куликово поле, с. Монастырщина. Сроки проведения 15 – 17 марта 2013 г. Цель и задачи конференции: 400-летие Династии Романовых является памятным юбилеем, дающим возможность научно-педагогическому, музейному, библиотечному сообществам, религиозным и светским исследователям, студенчеству и школьникам представить результаты своих изысканий в сфере истории России, истории отечественного государства и права, истории образования, истории экономической мысли, истории государственно-церковных отношений, краеведения, музееведения и архивоведения. Обращение к актуальным проблемам исторического прошлого нашей Родины будет способствовать возрождению исторической памяти о длительном периоде в истории России, заложившем основы современной государственности, характеризовавшемся динамичным развитием российских регионов, отмеченном крупными вооруженными конфликтами, укрепившими древние традиции русского воинства и поднявшими на новую высоту авторитет русской воинской доблести. Чествуя Династию Романовых, мы отдаем должное историческому выбору русского народа в 1613 г., когда разрешение династического кризиса ознаменовало окончание Смутного времени. Чествуя Романовых, мы отдаем должное их вкладу в развитие России и нашей малой родины - Тульского края, монаршей волей ставшего и центром российского оружейного производства, и крупным епархиальным центром Русской Православной Церкви, и образцом созидательной работы на благо народа русской земской интеллигенции. Объективный анализ деяний представителей 300-летней династии, непредвзятое исследование последних лет ее существования и почти векового бытия нашего Отечества без Романовых будет способствовать укреплению патриотических основ российского общества, развитию интереса молодежи к научному поиску, вовлечению школьников, студентов, педагогов, ученых в исследовательскую работу регионоведческой направленности. Для участия в конференции приглашаются: ученые - краеведы, представители научнопедагогического сообщества, учителя, священнослужители, работники учреждений культуры, представители общественных организаций, работники властных структур, курирующие вопросы образования и культуры. Пленарное заседание конференции состоится 15 марта 2013 г. 16 – 17 марта работа конференции будет проводиться по следующим основным направлениям (секциям): 1. Династия Романовых и Тульский край. 2. Династия Романовых и традиции русского воинства. 3. Династия Романовых и государственно-церковные отношения в России. 4. Династия Романовых и проблемы государственно-правового развития России. 5. Династия Романовых и великорусское крестьянство. 6. Династия Романовых и русское образованное общество: взаимодействие и противостояние. 7. Династия Романовых и проблемы народного образования в России. 8. Романовские чтения (секция для школьников). Рабочий язык конференции: русский. Проезд участников конференции от г. Тулы до мест проведения секций, проживание, питание, культурная программа, подготовка к печати и выпуск материалов семинара оплачиваются принимающей стороной. По итогам конференции планируется выпуск сборника статей его участников. Требования к оформлению материалов: объём до 15 машинописных страниц, через 2 интервала файлами в формате doc, rtf. Помимо текста возможно публикация чёрно-белых иллюстраций формата А4 с разрешением не менее 300 dpi, в формате jpg, tiff, pdf, bmp. К тексту должен быть приложен список сокращений и иллюстраций. В тексте обязательно использовать общепринятые сокращения. Примечания и ссылки на источники оформляются концевыми сносками. Оргкомитет конференции оставляет за собой право выбора материалов для публикации. Присланные к публикации материалы не рецензируются и обратно не высылаются. Материалы предоставляются во время регистрации участников и проведения заседаний семинара либо высылаются до 10 марта 2013 г. по эл. почте. Образец оформления статьи НАЗВАНИЕ СТАТЬИ Иванов И.И. Государственный музей-заповедник «Куликово поле» (г. Тула) Текст статьи1……. 1. 2. Примечания Петров А.Е. Сергий Радонежский //Великие духовные пастыри России. М.,1999. С.185. ….. Заявку на участие в конференции просим выслать до 05.03. 2013 г. по эл. почте. ЗАЯВКА на участие во ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 400-ЛЕТИЮ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ «ДОМ РОМАНОВЫХ В ИСТОРИИ РОССИИ И ТУЛЬСКОГО КРАЯ» Фамилия: _________________ Имя:__________________ Отчество: __________________ Должность:_______________________________________ Ученая степень, ученое звание ______________________ Место работы: _______________________________________________________________ Адрес: _______________________________________________________________________ Тел.:_____________________________________________ Факс: _______________________________ Е-mail: __________________________________ Тема доклада (секционный//пленарный)__________________________________________________________________ Секция_____________________________________________________________________________ Участие в конференции: очное / заочное (нужное подчеркнуть) Контактные телефоны: +79036597020 Профессор Вронский Олег Генрихович +74872385491 Протоиерей Геннадий Антонов E-mail: [email protected] [email protected] Оргкомитет

Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»).

Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий.

К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души.

И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его.

Итак, что же такое паремия?

Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

Вот какое, дорогие братья и сестры, величие момента! Вход посреди вечерни, прообразующей собой Ветхий Завет преимущественно, говорит нам о ветхозаветных Пророчествах о Господе нашем Иисусе Христе, о пришествии в мир нашего Спасителя.

И далее после прокимна (с греч. «лежащий или предлагаемый впереди») – специального краткого стиха чаще всего Псалтири, сжато и емко, говорящего о сути праздника или памяти дня, возглашается священником «Премудрость», что обозначает: сейчас будет звучать Слово Божие, далее чтец (диакон) называет книгу Священного Писания, из которой читается зачало (целостный отрывок священного текста), и священник возглашает «Вонмем», т. е. «предельное сосредоточенное на чтении внимание». И читается паремия. Причем в идеале диакон или чтец, облаченный в стихарь, при открытых Царских вратах подходит к священнику, стоящему возле горнего места, с книгой, где находятся паремии (есть даже специальная богослужебная книга «Паремийник»), берет благословение и, торжественно склонив голову перед книгой, держа ее выше головы, выходит на середину храма и читает также медленно, внятно, возвышенно, с благоговением. Все это говорит о важности момента. Ведь что такое паремия?

В переводе с греческого слово обозначает «притча». Это отрывок из Священного Писания, чаще всего Ветхого Завета, но может быть и из Нового, в котором повествуется о данном двунадесятом празднике или о великом празднике, посвященном Пресвятой Богородице или почитаемому святому, в день памяти которого совершается богослужение. Обычно паремий три, но бывает и больше. Так, например, на утрени Великой субботы паремий 15. Если служатся Царские (Великие) часы в навечерие Рождества Христова, Святого Богоявления (Крещения Господня), Страстной пятницы, то тогда читается перед Апостолом и Святым Евангелием одна паремия.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем же внимательны, чтобы повседневная суета не отобрала у нас слова Божия, звучащего для нас, исцеляющего и спасающего нас.

парємїѧ ; греч. παροιμία - притча) - элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви - отрывки из книг Священного Писания , которые читаются за богослужебными чинопоследованиями Вечерни , Всенощного бдения и молебнов . Пареми́и содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.

Богослужебная книга, в которой собраны паремии носит название «Паримейник » или «Паримийник».

Толкователем пареми́й был епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) (1823-1905).

Богослужебная практика

Основным первоисточником пареми́й является Ветхий Завет . Однако в дни памяти апостолов например, на Всенощную под праздник св. апп. Петра и Павла читаются отрывки из 1-го Послания Петра, то есть из Нового Завета .

Чаще всего пареми́и читают за праздничной вечерней , после вечернего входа. Однако, в седмичные дни Великого Поста пареми́и читаются также и за 6-м часом . Помимо этого, паремии читаются в Великий четверг за 1-м часом , на утрене Великой Субботы и на всех часах навечерий , то есть дней накануне Рождества Христова и Богоявления .

Обычно на праздничной вечерне бывает три пареми́и, но из этого правила есть ряд исключений:

  • На вечерне в день Навечерия Рождества Христова полагается восемь паремий, Навечерия Богоявления - тринадцать. Перед вечерней в эти дни совершаются Великие часы , на каждом из которых (первом, третьем, шестом и девятом) полагается по одной пареми́и.
  • На вечерне Благовещения читается пять пареми́й.
  • В будние дни шести недель Великого поста на вечерне читаются две пареми́и (из Книги Бытия и Притчей Соломоновых), на шестом часе - одна (из Книги пророка Исайи). В Великие понедельник , вторник , среду на вечерне также две паремии (из Книг Исход и Иова), на шестом часе - одна (из Книги пророка Иезекииля).
  • В Великий четверг состав пареми́й и их распределение изменяются: на первом часе читается отрывок из Исайи, а на вечерне, соединённой с литургией Василия Великого , полагается три пареми́и (из Книг Исход, Иова и Исайи).
  • В Великую пятницу многочисленные пареми́и полагаются на Великих часах и вечерне (см. Великая пятница).
  • Наибольшее количество пареми́й предлагается в Великую субботу: одна - на утрене и пятнадцать - на вечерне, соединённой с литургией Василия Великого (см. Великая суббота).

Примеры паремий

Рождество Пресвятой Богородицы . Особенности всенощного бдения . На великой вечерне после входа читаются:

Напишите отзыв о статье "Паремия (литургика)"

Примечания

Литература

  • Виссарион (Нечаев) . Толкование на Божественную Литургию по чину Св. Иоанна Златоустого и Св. Василия Великого. - М.: 1884, Издание 4-е, СПб., 1895.
  • Виссарион (Нечаев) . Толкование на паремии. - Т. I. Паремии из книг Моисеевых, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова. Изд. 2-е, СПб.: - 1894.
  • Виссарион (Нечаев) . Толкование на паремии. Т. II. Паремии из книг Притчей, Премудрости Соломоновы, пророков Исаии, Иеремии, Иезокииля, Даниила, Иоиля, Иона, Михея, Софронии, Захарии и Малахии. Изд. 2-е. СПб., 1894.
  • Виссарион (Нечаев) . Толкование на паремии из Новозаветных книг. М., 1895; СПб., 1896,

Ссылки

Отрывок, характеризующий Паремия (литургика)

– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Паремия

Родовое обозначение пословиц , поговорок : народный речевой жанр малой формы, характеризующийся устойчивостью, клишированностью. *Сказанное словцо - серебряное, не сказанное - золотое. Добрая жена дом сбережет, а худая - рукавом растрясет. Конец - делу венец. Ныне много грамотных, да мало сытых. Идти в науку - терпеть муку. Наука не пиво, в рот не вольешь. Не нужен ученый, а нужен смышленый (примеры В.И. Даля).


Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "паремия" в других словарях:

    ПАРЕМИЯ - (греч., пословица). Церковные чтения из какой либо книги Ветхого Завета, заключающие в себе пророчества, преобразование совершаемого праздника или просто нравственные уроки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    паремия - места из священного писания, читаемые на вечерии при входе (Даль) См … Словарь синонимов

    ПАРЕМИЯ - ПАРЕМИЯ, паремии, жен. (греч. paroimia притча) (лит. и церк.). Чтение, отрывок из Ветхого завета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПАРЕМИЯ - жен., церк. нравоучительное слово; | места из Св. писания, читаемые на вечерии по входе. Паремийник, книга, содержащая праздничные паремии. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    паремия - и паремья … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    паремия - паремия, паремии, паремии, паремий, паремии, паремиям, паремию, паремии, паремиёй, паремиёю, паремиями, паремии, паремиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Паремия - Паремия: Паремия (филология) устойчивая фразеологическая единица, представляющее собой целостное предложение дидактического содержания. Паремия (литургика) в богослужебной практике православной церкви чтения из книг Священного Писания … Википедия

    ПАРЕМИЯ - и; ж. [греч. paroimia изречение, притча]. Церк. Отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчества или поучения и читаемый в православной церкви во время богослужения. * * * ПАРЕМИЯ ПАРЕМИЯ (греч. paroimia поговорка, притча), чтения из Священного… … Энциклопедический словарь

    паремия - избранные места для чтения из Ветхого завета, народн. паремья, др. русск., ст. слав. паремиѩ – тоже (Еuсh. Sin., Хожд. игум. Дан. 133, Позняков, 1558 г. и др.). Из греч. παροιμία притча, пословица; см. Фасмер Гр. сл. эт. 144. Такой сборник… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Паремия - (от греческого παροιμία притча, proverbium, parabola) чтения из Св. Писания, Ветхого или Нового Завета, произносимые в прав. церкви на вечернем богослужении (главным образом, накануне праздников) по содержанию своему имеющие отношение к смыслу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Паремия - ж. Читаемый в православной церкви во время богослужения отрывок из книги Ветхого Завета, содержащий пророчество или поучение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Не волнуйтесь, я буду молиться о вас. Преподобный Паисий Святогорец. Житие, чудеса, акафист , Преподобный Паисий Святогорец , Брошюра, которую вы видите, имеет цель познакомить вас со светлой личностью преподобного Паисия Святогорца (1924-1994), в миру (Арсения Эзнепидиса). Это известный во всем православном миреКатегория: Жития Святых и священнослужителей Издатель: Паремия , Купить за 100 руб
  • О смерти и будущей жизни , Старец Паисий Святогорец , В данной Брошюре представлены ответы Преподобного Старца Паисия на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение… Категория:

© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции