25.10.2019

Церковное звание на м. Звания в русской православной церкви. Что должен знать православный христианин


Судебник Ивана 4 Грозного – нормативно-правовой документ, объединяющий в себе принципы уголовного, гражданского и земельного права.

Судебник Ивана 4 был принят в 1550 году на основе предыдущего документа (судебник Ивана 3 1497 года) и стал первым в истории Руси нормативно-правовым документом, который был официально признан единственным источником права.

Предпосылки создания Судебника Ивана 4

В15-16 веке Русь заканчивала процесс объединения и формирования единого централизованного государства. Власть полностью перешла в Москву в руки великого князя, который теперь управлял всеми другими землями. Также были приняты существенные изменения в вопросах землевладения (наступала эпоха феодализма). Все это привело к тому, что старые законы больше не могли регулировать новую социально-экономическую систему, поэтому нужно было создать более новый, более совершенный источник права, на который можно было бы опираться в решении любых вопросов.

Цель создания судебника – закрыть пробелы предыдущего свода законов и дополнить его новыми правовыми актами.

Источники Судебника 1550

В качестве основы для нового документа был взят старый Судебник, который содержал в себе свод всех существовавших на момент создания законов. К старому материалу были добавлены новые царские указы, изданные за это время, нормативно-правовые акты Земских Соборов и Боярской Думы, сведения о судебной практике и даже записи о судебных ошибках. Все это вместе позволило создать наиболее полный правовой документ, учитывающий опыт всего русского судопроизводства.

Сборник насчитывал порядка 100 статей. В отличие от своего предшественника, этот документ был достаточно хорошо систематизирован и каталогизирован в соответствии с нормами права. Именно Судебник 1550 года можно считать первым нормативно-правовым документом, использовавшим и закрепившим принцип систематизации правовых актов. Это было новшество, которое позволяло сделать работу с Судебником более простой, быстрой и точной.

Уголовное и Гражданское право

Новый судебник не только содержал созданную ранее систему преступлений и наказаний, но также вводил наказания для судей в случае вынесения неправильного приговора или превышения своих должностных полномочий. Теперь судья, который несправедливо вынес приговор или вовсе отказался от делопроизводства мог быть привлечен к уголовной ответственности. Кроме того, устанавливался новый порядок выбора старост и целовальников в наместничьих судах. Закон, наконец, начинает иметь обратную силу и учитывать интересы нескольких сторон.

Основные положения судебника 1550 года повторяла положения прошлого документа. Отличие нового судебника также в том, что система наказаний здесь основывается на сословном принципе, что давало возможность привлекать к ответственности холопов. Тяжесть наказания теперь полностью зависела от социального статуса потерпевшего.

Виды наказаний также стали более разнообразными – помимо смертной казни, была введена торговая казнь (преступника истязали кнутом). Также расширился спектр членовредительских наказаний, вплоть до клеймения. Были официально закреплены штрафы и денежные взыскания, а вот возможность получить грамоту, освобождающую от налогов, исчезла.

Изменилась и классификация преступлений, были добавлены новые виды: мошенничество, подлог и многое другое.

Судебник 1550 года также подтверждал обязательственное право, права феодалов и положение о закрепощении крестьян и Юрьевом Дне.

Судебный процесс

Судебный процесс при Иване Грозном имел несколько форм – розыскной и состязательный. Розыскной процесс был расширен, появилась возможность проводить официальные обыски, в том числе повальные – местные жители опрашивались поголовно с целью найти свидетелей преступления.

Суд делился на вышестоящий и нижестоящий. К первым относились сам Государь и Боярская Дума, а также Боярский Суд. Ко вторым – все остальные, за исключением Церковного Суда, который был сам по себе.

Значение Судебника 1550 года

Судебник не только является историческим памятником, но также служит одной из основ современного права, описывая основные принципы управления единым государством и создавая новую систему каталогизации правовых актов.

Основные даты и события: 1547 г. - венчание Ивана IV на царство; 1550 г. - издание Судебника Ивана IV, ограничение местничества, организация стрелецкого войска; 1556 г. - отмена системы кормлений.

План ответа : 1) начало царствования Ивана IV; 2) венчание Ивана на царство; 3) Избранная рада; 4) Судебник 1550 г.; 5) Стоглавый собор; 6) формирование приказной системы; I 7) реформа местного управления; 8) военная реформа; 9) ограничение местничества; 10) значение реформ.

В начале XVI в. перед Россией стояла задача укрепления единого государства. Для этого требовалось покончить с пережитками децентрализации, завершить формирование единого общегосударственного аппарата, а также расширить территорию страны (исходя, в первую очередь, из растущих потребностей поместной системы).

Василий III лишь обозначил пути решения этих задач. После его смерти власть перешла к трехлетнему сыну государя Ивану и его матери Елене Глинской . Ослабление центральной власти привело к обострению борьбы между боярскими родами Вельских, Шуйских и Глинских. Елена Глинская сумела продолжить политику Василия III по усилению централизации. Она провела реформу местного управления (губную реформу), в 1535 г. ввела единую денежную систему. Однако эти действия вызвали недовольство боярской оппозиции, и великая княгиня была отравлена.

Первым важным решением Ивана IV стало принятие в 1547 г. царского титула . Это должно было подчеркнуть божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором Священной Римской империи, византийскими правителями прошлого.

В то же время при Иване IV началось формирование институтов - сословно-представительной монархии. К этому времени оформились основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. В борьбе с боярской оппозицией молодой царь мог рассчитывать лишь на дворянство, которое несло административную, военную, дипломатическую службу и получало за это земли и деньги из казны.

В 1549 г. Иван IV созвал первый в истории России Земский собор - совещательный орган из представителей родовой аристократии, дворян, духовенства, купцов, посадских людей, черносошных крестьян. Было объявлено о подготовке реформ . В их разработке царь опирался на круг близких ему людей, получивший название Избранной рады . В ее состав входили князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др.

Принятый в 1550 г. новый общерусский свод законов - Судебник - еще более укрепил царскую власть. Были сохранены прежние сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому (привязанные к Юрьеву дню), увеличена плата за «пожилое». Закреплялось особое положение дворянства как опоры царской власти. Вместо традиционного ополчения создавалось регулярное стрелецкое войско, которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами, торговлей. Был определен статус особых органов государственной власти - приказов, ведавших конкретными управленческими функциями (Посольский приказ отвечал за контакты с иностранными державами, Разбойный - за порядок и безопасность, Челобитный - принимал жалобы, поступавшие на имя царя, и проверял их и т. п.). Вскоре было ограничено местничество (занятие в зависимости от родовитости и служебного статуса предков, а не от личных способностей). Содержание наместников и их аппарата за счет местного населения (кормление) в 1556 г. было заменено общегосударственным налогом на жалованье чиновникам. Была реформирована церковь.

На состоявшемся в 1551 г. церковном Стоглавом соборе (постановления которого были сведены в сто глав) утвердили общероссийский пантеон святых , церковное землевладение было передано под контроль царя, усилены меры по укреплению нравственности в среде священнослужителей.

Реформы Избранной рады привели к тому, что в короткий срок в стране заметно вырос авторитет высшей власти. Новая система управления была более эффективной и действенной. Все решения, принятые в 1550-е гг., были направлены на укрепление центральной власти, в основе которой лежала личная власть царя. Реформы создавали необходимые условия для решения назревших внешнеполитических задач.

В сложившейся системе государственной власти центральную роль играл царь, принятие любого принципиально важного решения зависело исключительно от него. Слабость экономической системы страны, многолетняя Ливонская война, обострение борьбы с боярской оппозицией создавали объективную потребность в укреплении царской власти. В 1553 г. Иван IV внезапно тяжело заболел, его ближайшее окружение стало обсуждать вопрос о наследнике. Однако царь поправился и, не доверяя вчерашним помощникам, стал меньше прислушиваться к их советам. Нарастали, и в 1560 г. Избранная рада была распущена. С реформами было покончено. Иван IV перешел к насильственным методам осуществления своей политики.

В декабре 1564 г. царь внезапно выехал из Москвы в Александрову слободу, забрав с собой семью, казну, двор. В январе 1565 г. он обратился с посланиями к оставшейся в Москве Боярской думе и к горожанам, в которых обвинял бояр в измене и называл условия своего возвращения в столицу. Все условия были приняты .

По возвращении Иван IV объявил об учреждении особого государственного удела - опричнины, в состав которой вошли наиболее экономически развитые территории. Все владельцы вотчинных земель, не вошедшие в состав царской опричнины, выселялись из этого удела в другую часть страны, оставшуюся под управлением Боярской думы - земщину. В опричном уделе царь сформировал собственные органы власти - думу, приказы, двор. Было организовано и особое (опричное) войско, превратившееся в инструмент политического террора и репрессий, проводившихся под руководством ближайшего помощника царя - Малюты Скуратова-Бельского.

Вопрос о сущности опричнины является дискуссионным в отечественной исторической литературе. В последние годы пересмотрена господствовавшая прежде точка зрения о том, что опричнина была необходима для укрепления центральной власти в борьбе с боярской оппозицией. В рамках централизации осуществлялись и реформы Избранной рады, причем именно они привели к положительным результатам, имевшим долговременное значение. Опричный же террор в равной мере карал как представителей боярского сословия, так и дворян, и другие категории населения. Поэтому опричнина не может быть оценена исключительно как антибоярская акция.

В результате опричнины в стране был установлен деспотический режим личной власти Ивана IV, которого именно в эти годы прозвали Грозным. Однако террор оказался гораздо менее эффективен, чем реформы 1550-х годов. В итоге в 1572 г. царь отменил опричнину, но при этом деспотический режим сохранился.

Результатом опричнины стал экономический и политический кризис 1570-80-х гг., разорение крестьянских хозяйств, являвшихся основой экономики страны, серия военных поражений. В целом опричнина во многом обусловила кризис власти и Смуту начала XVII века.

Внешняя политика Ивана Грозного и ее итоги

Основные даты и события: 1552 г. - взятие Казани; 1556 г. - взятие Астрахани; 1558-1583 гг. - Ливонская война; 1581 г. - поход Ермака в Сибирь.

План ответа : 1) цели и задачи внешней политики России во второй половине XVI в.; 2) походы на Казань и Астрахань; 3) Ливонская война; 4) начало покорения Сибири; 5) итоги внешней политики России во второй половине XVI века.

К середине XVI в. перед Россией стоял целый ряд внешнеполитических задач. Молодое государство было заинтересовано в выходе к морю для развития торговых и политических отношений с Европой. Интересы расширения поместного землевладения требовали новых территорий и зависимых крестьян. Кроме того, сохранялась угроза набегов со стороны крымских и казанских ханов.

Для решения задач внешней политики к этому времени сложилась довольно благоприятная ситуация. Казанское, Астраханское и Сибирское ханства были ослаблены. Ливонский орден, владевший в то время значительными прибалтийскими территориями, также не мог противостоять России. Наконец, реформы 1550-х гг. привели к формированию сильной регу-лярной армии и необходимых экономических условий.

В 1552 г. русская армия во главе с царем отправилась на завоевание Казанского ханства. Сопротивление защитников Казани было сломлено после подкопа и взрыва крепостной стены. В 1552-1557 гг. последовало присоединение башкирских земель, а в 1556 г. - Астраханского ханства. В 1581 г. при поддержке купцов Строгановых началась военная экспедиция дружины атамана Ермака с целью присоединения Сибирского ханства. В 1582 г. Западная Сибирь вошла в состав России.

Ливонская война длилась двадцать пять лет (1558-1583). На первом этапе русские войска не только разгромили вооруженные силы, рыцарей, но и добились распада самого Ливонского ордена . Однако именно это обстоятельство обусловило вступление в войну Швеции и образовавшегося в 1569 г. единого польско-литовского государства - Речи Посполитой. В результате ситуация изменилась, Россия была вынуждена вести борьбу со значительно более сильным противником. Введение режима опричнины ослабило позиции страны, так как крестьянские хозяйства, составлявшие основу аграрного строя, оказались разорены. К тому же поход Ивана Грозного на Новгород (1570) обескровил северо-западные районы и сделал их уязвимыми для неприятеля. Все это привело к тому, что, сокрушив Ливонский орден, Россия была вынуждена вернуть все занятые в ходе войны земли. Более того, она потеряла имевшиеся со времен Ивана III Нарву, Ям, Копорье, Иван-город .

В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) ичёрное духовенство (монашество)

Чины белого духовенства:

Алтарник - именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинствосвященства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости - чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Чтец
(псаломщик ; ранее, до конца XIX - дьячок , лат. lector ) - в христианстве - низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.

Иподиакон (греч. ; в просторечии (устар.) поддьякон от греч. ??? - «под», «внизу» +греч. -служитель ) - церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана - орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Диакон (лит. форма; разг. дья?кон ; др.-греч. - служитель ) - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.

Протодиакон
или протодьякон - титул белого духовенства , главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знаки отличия протодиакона - протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ ».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Иерей - термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык - священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.

Протоиерей (греч. - «первосвященник», из «первый» + «священник») - титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.

Протопресвитер - высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.

Чёрное духовенство:

Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. — - священный и - служитель; древнерусское «чёрный диакон») - монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.

Иеромонах - в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.

Игумен (греч. - «ведущий», женск. игуменья ) - настоятель православного монастыря.

Архимандрит (от греч. - главный, старший + греч. - загон, овчарня, ограда в значении монастырь ) - один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Епископ (греч. - «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей .

Митрополит - первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриарх (от греч.- «отец» и - «господство, начало, власть») - титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.

Что такое церковная иерархия? Это упорядоченная система, определяющая место каждого церковного служителя, его обязанности. Система иерархии в церкви очень сложная, а зародилась она в 1504 году после события, которое получило название «Великого церковного Раскола». После него получили возможность развиваться автономно, самостоятельно.

Прежде всего, церковная иерархия выделяет белое и черное монашество. Представители черного духовенства призваны вести максимально аскетический образ жизни. Они не могут вступать в браки, жить в миру. Такие чины обречены вести либо скитальческий, либо изолированный образ жизни.

Белое духовенство может вести более привилегированную жизнь.

Иерархия РПЦ подразумевает, что (в соответствии с Кодексом чести) главой является патриарх Константинопольский, носящий официальный, символический титул

Однако формально русская церковь ему не подчиняется. Церковная иерархия главой считает Патриарха Московского и Всея Руси. Он занимает высшую ступень, но власть и управление осуществляет в единстве со Священным Синодом. В него входят 9 человек, которые выбираются на разной основе. По традиции митрополиты Крутицкий, Минский, Киевский, Петербургский являются его постоянными членами. Пятерых же оставшихся членов Синода приглашают, причем их епископат не должен превышать полугода. Постоянным членом Синода является Председатель внутрицерковного ведомства.

Следующей по значимости ступенью церковная иерархия называет высших чинов, которые управляют епархиями (территориально-административными церковными округами). Они носят объединяющее название архиереев. К ним относятся:

  • митрополиты;
  • епископы;
  • архимандриты.

Архиереям подчиняются священники, которые считаются главными на местах, в городских или иных приходах. От рода деятельности, обязанностей, которые возложены на них, священники разделяются на иереев и протоиереев. Человек, на которого возложено непосредственное руководство приходом, носит титул Настоятеля.

Уже ему подчиняется младшее духовенство: диаконы и попы, чьими обязанностями является помощь Настоятелю, другим, более высоким духовным чинам.

Говоря о духовных званиях, не следует забывать, что иерархии церквей (не путать с церковной иерархией!) допускают несколько разные толкования духовных титулов и, соответственно, дают им другие названия. Иерархия церквей подразумевает деление на Церкви Восточных и Западных обрядов, их более мелкие разновидности (например, Пост-Православные, Римскую католическую, Англиканскую и т.п.)

Все вышеперечисленные титулы относятся к белому духовенству. Черная церковная иерархия отличается более жесткими требованиями к людям, принявшим сан. Высшей ступенью черного монашества является Великая Схима. Она подразумевает полное отчуждение от мира. В русских монастырях великие схимники живут отдельно от всех, не занимаются никакими послушаниями, но день и ночь проводят в непрестанных молитвах. Иногда принявшие Великую Схиму становятся отшельниками и ограничивают свою жизнь множеством необязательных обетов.

Предшествует Великой Схиме Малая. Она также подразумевает исполнение ряда обязательных и необязательных обетов, важнейшие из которых: девство и нестяжание. Задача их - подготовить монаха к принятию Великой Схимы, полностью очистить его от грехов.

Принять малую схиму могут монахи-рясофоры. Это низшая ступень черного монашества, на которую вступают сразу после пострига.

Перед каждой иерархической ступенью монахи проходят особые обряды, им меняют имя и назначают При смене титула ужесточаются обеты, меняется одеяние.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции