20.09.2019

Герои произведения последний срок. Анализ произведения последний срок распутина


Творчество Распутина - отображение ценностей современного человека. Валентин Распутин является одним из самых известных и талантливых писателей современной русской литературы.

Тема современного восприятия нравственности является фундаментальной для большинства его произведений. Чаще всего упоминается его повесть «Последний срок», которую автор называет самой главной в собственном творчестве.

Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека.

Глазами Распутина мы видим утрату многих ценных человеческих качеств, писатель показывает, как постепенно доброта, милосердие и совесть уходят из сердец людей, и как это влияет на жизнь общества в целом, и в частности на жизнь и судьбу каждого человека.

Смысл повести «Последний срок»

Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.

Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.

Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.

Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах - и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.

Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.

Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.

Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило.

Анализ замысла «Последний срок» - смысл названия

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли...

Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская средняя общеобразовательная школа

МКОУ НОВОТРЁМИНСКАЯ СОШ

СОРОКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Учитель русского языка и литературы

П. Новотрёмино

Тайшетский район, Иркутская область

Описание методической разработки

    Урок: аналитическая беседа с комментированным чтением

    В данном материале представлен личностный подход к анализу повести В.Г.Распутина «Последний срок». Произведение рассматривается как эстетическая и нравственная ценность, которая не замыкается только в рамках времени его создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя. В то же время работа является результатом поиска конкретных путей обновления урока, методических приемов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом своих возможностей, подготовки и интересов современных школьников.

Альтернативный подход в изучении повести В.Распутина «Последний срок» позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения, понять замысел автора, его концепцию времени и человека, «высветить» главную проблему через один интересный эпизод, подвести старшеклассников к желанию самостоятельно поработать над поставленными вопросами, читать и перечитывать текст, формировать читательскую самостоятельность.

    Учебный предмет – литература.

    Одиннадцатиклассники владеют не только навыками устной и письменной речи, у них сформировано представление о литературе как виде искусства. Понимая его внутренние законы, они применяют полученные знания в процессе творческого чтения. Владеют следующими навыками и умениями:

Воспринимают и анализируют художественный текст в его жанрово – родовой специфике;

Выделяют смысловые части текста;

Выделяют и формулируют тему, идею, проблематику произведения, творчески характеризуют героев;

Умеют выделять особенности сюжета и композиции, находить изобразительно – выразительные средства, выражать своё отношение к прочитанному.

5. Форма учебной работы - классно – урочная

6. Возможно использование демонстрации слайдов программы PowerPoint . Слайды с иллюстрациями на тему «Природа Байкала», фотоэпизоды из жизни писателя В.Распутина.

«Звенья одной цепи»

в повести В.Г.Распутина «Последний срок»

XI класс

Цель урока: познакомиться с биографией В.Г.Распутина; раскрыть и обсудить ряд проблем, поставленных автором.

Оборудование: портрет В.Г.Распутина.

Методические приемы: краткий обзор творчества В.Г.Распутина, аналитическая беседа, комментированное чтение.

Современной молодежи трудно понять, чем жили их сверстники, родители каких то 20 – 30 лет назад. В.Г.Распутин писал: «Там, в родном, и надо искать читателя. Оттуда он и придет. Не заманивать его, не заискивать. Не повышать голоса, а выдохнуть из души чистейшее слово, и так выдохнуть, чтобы высеклись сладкие слезы, и запело сердце. Мы умеем это делать. И мы обязаны это сделать.»

1960 – 1980 –е годы оказались временем, когда в литературе активно заявило о себе новое литературное направление – деревенская проза. Сама по себе деревенская тематика и проблематика разрабатывалась в русской литературе XX века и раньше (в творчестве М.А.Шолохова, И.А.Бунина, Л.Леонова). Но с появлением на литературном небосклоне рассказов, повестей, романов Ф.Абрамова, В.Белова, Е.Носова, В.Распутина, В.Шукшина это явление обрело иные качественные характеристики. Деревенская проза существенно отличалась по направлению поисков и стилистике. С одной стороны, здесь как бы ожили через десятилетия традиционные крестьянские воззрения на нравственность, духовность, которые отвергались официальными идейно – философскими установками советской эпохи, а с другой – отразились трагические, но не бесплодные испытания XX в. В это же время деревенская проза обогатила современную литературу своими художественными открытиями, создав целую галерею запоминающихся характеров.

Вспомним «Последний поклон» В.Астафьева, где перед нами предстает образ мудрой бабушки, которая является хранительницей высокой нравственности. Вспомним также рассказ В.Шукшина «Чудик», главный герой которого очень впечатлителен, раним, но остро, чувствует дисгармонию и красоту мира. В повести В.Белова «Привычное дело» мы знакомимся с замечательным деревенским тружеником. Писатель не идеализирует героя. Но мы понимаем, что Иван Африканыч оказался куда благороднее иных городских с высшим образованием.

В одном строю с этими талантливыми писателями стоит В.Г.Распутин. Всех их объединяет одно: в своем творчестве они с философской и психологической глубиной, лирической проникновенностью раскрывают перед читателями духовный облик человека, живущего в деревне.

Сегодня мы знакомимся с замечательной повестью В.Г.Распутина «Последний срок». Валентин Григорьевич говорил: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо».

Краткие биографические сведения предваряют работу над текстом. Ученик рассказывает биографию писателя.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в Сибири, в поселке Усть – Уда, расположенном на берегу Ангары. Рос в деревне Аталанка, которую затем перенесли в другое место, на берег Братского моря, так что трагедию затопления Матёры писатель прочувствовал на себе.

О годах своего военного детства Распутин скажет очень важное: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе.» Такая общность людей стала для писателя эталоном человеческих взаимоотношений. К чтению будущий писатель пристрастился рано. Был маленьким деревенским грамотеем. Ему часто приходилось читать или писать безграмотным старикам.

В.Г.Распутин учился в Иркутском университете на историко – филологическом факультете. Много читал как произведения зарубежных писателей, так и русских, но предпочтение отдавал Ф.М.Достоевскому и И.А.Бунину. После окончания университета занимался журналистикой, работал спецкором на различных крупнейших стройках Абакан – Тайшет, Братской и Красноярской ГЭС. В середине 1960 –х годов выходят в свет книги очерков «Костровые новых городов» (1966) и «Край возле самого неба» (1966). В следующем году вышла книга рассказов «Человек с этого света», в которой заявлена важная распутинская тема – тема памяти, непрерывности человеческих отношений. Затем идет ряд значимых произведений: рассказ «Василий и Василиса», «Уроки французского», «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар» и многие другие.

В начале 80 –х годов писатель создал цикл рассказов: «Век живи – век люби», «Что передать вороне?» и другие, в которых отошел от деревенской тематики, но остался верен нравственной проблематике.

В.Распутин активно занимается актуальными проблемами современности: экологическими, нравственными, литературно – организационными. Живет в Иркутске.

Беседа с комментированным чтением.

Мы уже знакомы с творчеством В.Г.Распутина , с его повестью «Прощание с Матёрой». Сегодня вашему вниманию предложена повесть «Последний срок».

Каковы ваши первые впечатления о произведении?

Поражает равнодушие детей к матери. Возникает много вопросов. Почему дети отказались от Анны, почему они не понимают друг друга? Откуда в людях так много черствости, ненависти, холодности? А где милосердие, доброта, элементарная порядочность? И почему любимая Таньчора не приезжает проститься с матерью?

Сюжет повести прост. Старуха Анна умирает. Михаил (сын Анны) посылает брату и сестрам телеграммы. Приезжают почти все, нет только самой любимой – Таньчоры (младшенькой). Но происходит чудо: обрадованная приездом детей, мать неожиданно оживает.

Тема жизни и смерти, вечная тема в мировой литературе, волнует В.Распутина.

Что оставит человек после себя? Выполнила ли Анна свое главное предназначение?

Да. Она остро ощущает себя связующим звеном в цепи поколений. («...Для того и приходит в мир человек, чтобы мир не оскудел…») Смерть высвечивает характеры всех героев. Казалось бы, какое может быть философское мироощущение у старухи Анны? Простая русская женщина, много потрудившаяся на своем веку, родившая много детей (осталось только пятеро), к своим восьмидесяти годам «выработалась», но смерти не боится. Умирали все ее родные, теперь ее очередь. «Нет, ей не страшно умереть, всему свое место.» «Изжилась до самого донышка…»

А когда – то у Анны была другая жизнь. Была и она молода.

Как прожила Анна свою жизнь?

Чтение отрывка из 10 главы со слов «…Но она не жаловалась на свою жизнь…» до слов «…И до того ей хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее кружится голова и сладко, взволнованно поет в груди.»

Иногда кажется, что жизнь Анны однообразна. Так ли это?

Какое уж однообразие: тяжелая, порой непосильная колхозная работа, пятеро детей. Кажется, что красота земная проходит мимо. Нет не проходит. Она хорошо помнит «послушные ягодные кусты на берегу реки», «ветки березы на опушке леса», она умеет слушать, как «дышит в ночи изба, освещенная колдовским, рясным светом звезд», чувствует «кружение неба над избой.»

Какие нравственные категории можно выделить в характере Анны?

Незлобивость и любовь ко всему, что окружает. Долг, совесть, открытость души. Так живет простая сельская труженица, которой столько досталось в этой жизни. Но не растеряла она доброты и щедрости души. Проследим, как Анна разговаривала с хромоногой лошадью. (Чтение отрывка со слов «Конь повернул к ней острую, как клюв, морду и потянулся к ее рукам губами…» до слов «…Ох ты, Игреня ты, Игреня.») Эта сцена раскрывает мудрость народного характера. Конь для крестьянина – неотъемлемая часть жизни. С раннего детства дети были приучены ухаживать за животными, хорошо знали их повадки, любили их. Для Анны важно не то, что коня могут признать «дизентиром», для нее главное – чтобы конь жил. И измученный непосильным трудом, «конь тронулся» и «заковылял дальше». Удивительно, конь и человек поняли друг друга. Добрая, сострадательная, любящая душа Анны словно влила жизнь в коня, поделилась теплотой, любовью.

Обращает на себя внимание и дружба двух старух – Анны и Миронихи. Что их связывает? Долгие годы общения, дружба. Когда – то Мирониха была боевая, крикливая, «только в последние годы стала посмирней». На работу она «была жадной». Еще и сейчас ее руки «наизготове». Природа подарила ей крепкое здоровье. Хотя она жалуется на боли в ногах, но все еще бегает за своей часто теряющейся коровой. Мирониха понимает, что Анна скоро умрет, но продолжает говорить бодро, с юмором: «Да и что это за баба без коровы?» Анна и сама долго «хваталась за подойник, пока ей не запретили». Было время, когда в каждом крестьянском подворье жила скотина. Все бережно относились в животным, так как мясо, молоко, шерсть и другие продукты были необходимы большой семье.

Старухи понимают, что скоро они расстанутся навсегда. Анна просит Мирониху помочь детям «сподобить» ее, так как понимает, что дети этого сделать не могут – не умеют, а уйти «туда» хочется «по правилам», соблюдаемым на Руси испокон веков. Нельзя без слез читать строчки прощания старух. Когда Анна для прощания подала руку, то «Мирониха вдруг дернулась, неловко клюнула головой и прижала старухину руку к своей щеке.» Обе они испытали «чувства полной, ясной и светлой законченности и убранности этой давней и верной дружбы.»

В повести часто появляется солнце. Это своего рода связь героини с космосом. Читаем: «Она подняла глаза и увидала, что, как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху бьют суматошные от радости, еще не нашедшие землю солнечные лучи.» Эти лучи греют душу старухе, дают успокоение. Анна словно растворяется в мире. Ей кажется, что она уже жила когда – то, прожила теперешнюю жизнь, а теперь уйдет, растворится там, где звонят колокола, где много света.

Старуха, умирая, очень верила, что самое важное, что не дано знать при жизни, она теперь узнает, «скажут ей вековую тайну – что с ней было и что будет.» В последние годы Анна много думала о солнце, земле, траве, деревьях, птицах, о всех тех явлениях, которые происходят вокруг. Думала, что, живя рядом с людьми, она приносит им радость. Ее мучил вопрос: что останется после нее? Старуха понимает, что и «…необязательно быть здесь, чтобы слышать их повторяющийся, зовущий голос – повторяющийся для того, чтобы не потерять красоту и веру, и зовущий одинаково к жизни и смерти.»

Была ли счастлива Анна?

Семейная жизнь старухи сложилась нелегко, но она никогда никому не жаловалась. Муж умер несколько лет назад. Умереть ему довелось дома, хотя мог погибнуть на фронте. Анна видела в этом какой – то тайный знак «и сразу примирилась со стариком». Читала молитву: «Господи, прости нам прегрешения наши…» Она не случайно произносит слово «наши» вместо «его». С ним, мужем своим, делила она все тяготы и беды семейной жизни. А как же иначе, ведь он был отцом всех ее ребят – мертвых и живых.

Анна несет свой крест достойно. В ее жизни было много несчастья, но она знает, что жить надо при любых обстоятельствах, а думать о смерти грешно. «Справлять свою жизнь для нее было то радостью, то мучением – мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она принимала их в себя для себя же, для своего продолжения, для того, чтобы озариться их потайным огнем.»

Сама Анна прожила свою жизнь достойно: много трудилась, любила родителей, почитала мужа. Но вот с детьми что – то не получилось, не сладилось. Не слушали дети мудрого сердца матери, шли своей дорогой, искали свое счастье. И последние мысли Анны связаны с детьми.

Как сложились судьбы детей?

Старуха не идеализирует их, но в каждом видит доброе, каждого прощает. В том, что они порой грубоваты, невнимательны, ссорятся, обижаются по мелочам друг на друга, Анна винит только себя («не доглядела», «не уберегла»).

Антиподами старухе Анне выступают ее дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил. Какими же мы их видим на страницах повести? Отмечаем, что каждый из них живет только своими мелкими интересами, они словно плывут по течению жизни.

Варвара, старшая дочь Анны, несколько глуповата, порой простодушна, ленива. Она приехала сразу же, как получила телеграмму, но, увидев, что мать и не собирается умирать, торопится уехать. Дома у нее остались дети, муж. Удивительно, но она своих детей не приводит проститься с бабушкой. Вероятно, ей это и в голову не приходит. А жаль. Какой нравственный урок могли бы получить дети! Но нет – опять упустили… Дети – звено в цепи поколений. И каким будет это звено (крепким или слабым), зависит от родителей.

На примере судьбы Варвары мы видим, как рвутся кровные связи.

Родители живут своими интересами, а дети своими. Варвару волнует лишь одно – заполучить платье, которое шила Люся для похорон матери. Она и к Анне относится равнодушно (знает, что «положено» приехать на похороны – так принято, и не более). Но именно ее старуха учит причитать, она чувствует, что из всех детей только Варвара могла бы с этим справиться. («Я ишо мамочку свою тем провожала, и ты меня проводи, не постыдись.») Какой важный момент в жизни этих женщин! Именно сейчас они так близки и понятны друг другу. И кажется, что светлая душа матери переливается в душу дочери. Сейчас они едины. Перед ними раскрывается Вечность. Мы словно слышим голос старухи: «…дальнюю сторонушку…», «…к матушке божьей церквы…», «…Ко своему роду – племеню.»)

Но вот образ Люси неоднозначен. Почему? Из сюжета мы узнаем, что Люся даже поработала какое – то время в колхозе, но, как и многие, «убежала» из деревни в город, где чисто, хорошо платят, люди какие – то другие». Да и прижилась. Ей «уже больше сорока», «моложавая» и «одета не как попало». Но теперь она гордая, высокомерно разговаривающая с родными. Чувствуется, что с ней что – то в городе произошло. А может, оторвавшись от родной земли, не привязалась к новой, городской жизни? Что – то с ней происходит. Совсем иной мы видим ее на прогулке по родным местам. Все ее волнует, ее острый глаз подмечает, что в деревне «не сеют, не пашут». Вспоминает она, как когда – то косила, возила траву. Было весело, потому что в те далекие (послевоенные) времена в деревнях жило много народу, было кому косить, пахать. Воспоминает «воскресники: то, что было не под силу одной семье, делали миром, брали с собой ребятишек, находя им сподручную работу.» А работа – то была «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров.»

В.Распутин отмечает радость коллективного труда, когда «С обновленной землей менялись, казалось, и чувства…», когда «древние инстинкты с непонятной настойчивостью заставляли присматриваться, принюхиваться, отыскивая что – то и под ногами и в воздухе, что – то забытое, утерянное, но не исчезнувшее совсем.»

В какой – то миг Люся испытала чувство вины, словно она могла что – то изменить в этой, уже чужой, жизни. Но, к сожалению, это был только миг. Вернувшись с прогулки, она опять, словно улитка, ушла в свой мир, где ей уже было привычнее. Она опять постарается все забыть. Люся теперь практичный человек (не забыла перед отъездом купить ткань для платья – и это на похороны матери спешила.) Мать своим чутким сердцем ощущает холодность своей дочери, но она радуется, что дочь «выбрала» время и приехала проститься.

Тревожиться мать и за сына Илью. Странный он какой – то, с детства «заполошный»: никогда не узнаешь, «что выкинет он через минуту.» Жизнь его потрепала. К матери приезжал редко. Говорят, что от жены «терпит немало.»

Получив телеграмму, Илья приезжает проститься с матерью.

И вот стоит он перед нею. Трудно узнать в теперешнем сыне того, которого «держала в памяти.» Чувствует сердце матери, что и внутренне он изменился. Ей кажется, что ее Илью «заглотила рыбина…», «…теперь они живут в одном теле.» А когда – то и он был жадным до работы. В разговоре с Михаилом Илья вспоминает время, когда работал грузчиком («Вроде как чувствовали работу, считали ее за живую, а не так, что лишь бы оттрубить.»

Теперь же мы чаще видим его пьяным, так как пьет он вместе с братом Михаилом – то за встречу, то за радость, что мать «решила не умирать.»

Что можно сказать о Михаиле?

Михаил – натура более милосердная, он ближе всех матери по миропониманию. Он после армии остался жить в деревне, завел семью, у него есть сын, дочь Нинка, вертлявая, непослушная, но уже «у себя на уме.» Михаил много пьет, словно «глушит» боль, совесть за что – то.

Распутин вскрывает еще одну проблему – пьянство. Нравственное падение человека ярко показано в сцене пьянства мужиков в бане. И эта огромная беда захватила многих – и мужчин, и женщин. Обращаем внимание, что возле пьяных мужиков крутится дочь Михаила – Нинка. Она считает, сколько ей дадут пустых бутылок. Очень настораживает фраза: «Теперь судьба крепко связала ее с ними…» И это ли не предостережение, что очень часто дети идут по стопам своих родителей! Распутин словно бьет в набат, тревожась за будущее народа, ведь Нинка – звено в общей цепи поколений.

Пьянство отлучает человека от созидательного труда. В повести дается социальное объяснение инертности мужчин: слишком долго жизнь требовала от человека подчинения вместо творчества, крестьян оторвали от земли, лишили чувства хозяина. («Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали.»)

Почему именно Михаилу отводится роль связующего звена между прошлым и настоящим?

В чертах характера Михаила есть много хорошего – это ответственность за мать, семью, дом. Именно он будет хоронить Анну, именно он будет поддерживать дом. И хотя часто бывает груб, невнимателен, любит выпить, только Михаил еще способен удержать на своих плечах это нелегкое бремя. Он хозяин своей земли. Есть у него сын, который пока еще служит. Может, он явится тем звеном, которое и разорвать будет трудно, какие бы «преобразования» не сваливались на голову крестьянина. Земля наша давно ждет своего Хозяина, который сохранит ее, «обиходит», защитит от любого врага.

Таньчора самая младшенькая и самая любимая. Увидев у изголовья своих детей, Анна тревожится – нет Таньчоры. И так на протяжении почти всего сюжета. Старуха «ждала не переставая.» Но «ждать» времени не оставалось, хотя сердце Анны временами «чуяло Таньчору.» Мать давно не видела дочери, «а сколько давно, она не знала.» Письма ее перечитывала не раз, особенно ей нравились слова «мама моя!» Читая эти строки, Анна замирала от счастья и какого – то страха.

Таньчора была ласковее других ее детей, всегда держалась возле матери. Читая строки, в которых описывается ожидание дочери, волнуешься вместе с героиней. Иногда кажется, что луч солнца, проникающий в комнату Анны и ожидание Таньчоры, – одно и то же. Таньчора для Анны – тот лучик солнца, от которого тепло, светло, легко. А может, Таньчора – это сама Анна в молодости – легкая, веселая, любящая свою мать, любящая жизнь. И вдруг весть о том, что Таньчора, любимая, ненаглядная Таньчора, не приедет! «…В ту же ночь, не откладывая, старуха решила умереть. Делать больше на этом свете ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему.»

Но старуха продолжает думать о Таньчоре. Кажется ей, что «дождись она Таньчору, и смерть была бы чище и светлей – на это старуха и рассчитывала.»

В повести сталкиваются вечное и мимолетное, высшее и суетное. Мы ощущаем, что в большом единстве находятся прошлое и настоящее. Неотвратимая смерть становится реальностью. Дети, не дождавшись смерти матери, уезжают. Старуха просит их подождать хотя бы еще один день. Но дети неумолимы. Они упускают свой «последний срок», чтобы одуматься.

Люся: «Я бы с удовольствием пожила здесь хоть неделю, но тогда меня могут попросить с работы. Мы ведь не в отпуске.» Илья обещает приехать раньше лета. Какими циничными кажутся его слова, обращенные к матери: «Приезжай, мать. В цирк сходим.» Засобиралась и Варвара, объясняя: «…боюсь, как бы там ребяты без меня избу не спалили.» Дети разъехались, а старуха плакала. Остался Михаил, который, жалея мать, просит у нее прощения: «Не сердись на меня сильно. Дурак я.» Но слышала ли это старуха…

Анна уходит тихо. Всей своей нелегкой жизнью она заслужила тихую смерть. Это ей награда за терпение, смирение, за любовь ко всему живому.

Когда – то у В.Распутина спросили:

Чем дороги вам ваши старухи? Что станет с нами, когда их не станет?

Ответ писателя был таков:

Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи? Моя Анна говорит о себе и Миронихе: «Мы с тобой, однако, две последние старинные старухи, не ведающие старину, обычаев, не знающие народных песен, сказок, уткнувшись в телевизор… Говорится это не в осуждение им, а с болью за засыхание поэзии и узорчатости национальной жизни.

Домашнее задание: подготовка к сочинению.

Повесть «Последний срок»

Повесть «Последний срок», которую сам Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы и пороки общества.

В повести речь идёт о жизни и смерти. Природой предусмотрено так, что решающий факт жизни - рождение человека - навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит своего рождения, не знает и не помнит своего раннего младенчества, смерть же факт сознательный.

Едва ли не каждый взрослый человек, тем более человек преклонного возраста, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную близость при каких - то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас... Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц, как это сделал Распутин в «Последнем сроке».

«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она заканчивается.

Главное действующее лицо повести - старуха Анна. Ей было уже восемьдесят лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. Анна не боится умереть, более того - она готова к этому последнему шагу, ибо уже устала, чувствует, что «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки» («Восемьдесят годов, как видно, одному человеку все-таки много, если она поизносилась до того, что теперь только взять да выбросить...»). И немудрено, что устала, - вся жизнь бегом, на ногах, в труде, в заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз...

И вот пришло время, когда сил не осталось вовсе, разве что попрощаться с детьми. Анна не представляла себе, как это она может уйти навсегда, не увидев их, не сказав им прощальных слов, не услышав напоследок их родных голосов.

Дети Анны - типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы она ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом.

«За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у нее осталось только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним в семью, как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась война. Но пятеро сохранились: три дочери и два сына. Одна дочь жила в районе, другая в городе, а третья и совсем далеко - в Киеве. Старший сын с севера, где он оставался после армии, тоже перебрался в город, а у младшего, у Михаила, который один из всех не уехал из деревни, старуха и доживала свой век...»

Вот он-то, Михаил, и оповестил всех телеграммами о том, что мать плоха и чтоб приезжали: мало ли что может случиться.

И они приехали - хоронить: Варвара, Илья и Люся настроились именно на это, временно одев мысли в подобающие случаю одежды и закрыв зеркала души темной тканью предстоящего расставания. Каждый из них, конечно, по-своему любил мать, но все они одинаково отвыкли от нее, давно отделились, и то, что связывало их с нею и между собою, превратилось уже в нечто условное, принимаемое разумом, но не задевающее душу. Они обязаны были приехать на похороны, и исполнили эту обязанность.

Но Анна, находясь «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти», ждала их живой; потому и жила еще, что ждала. Она сама себе назначила срок, и организм ее, следуя последней воле и зная, что подождать - это единственное усилие, которое теперь от него требуется, неведомо, откуда черпал энергию, необходимую лишь для дыхания да для прерывистой работы мысли. Все главное, для чего он был создан и существовал, «если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей», было давно исполнено. Дети, за исключением далеко живущей Татьяны, прибыли, собрались, ждут.

Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама еще жива. Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным уже оплакать, «отголосить ее», что она самозабвенно делает сначала у постели, потом за столом, «где удобнее». Дочка Люся в это время шьет скроенное еще в городе траурное платье. Швейная машина стрекочет в такт Варвариным всхлипам.

И Анна, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей. «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать».

А что же они - дети? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего - всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Собравшись вокруг старухи утром следующего после прибытия дня, дети, видя воспрянувшую мать, не знают, как им реагировать на ее странное возрождение.

Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с «манной каши», которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство.

Анна ждала детей, чувствуя настоятельную внутреннюю потребность благословить их на дальнейший путь по жизни; дети торопились к ней, стремясь как можно тщательней исполнить внешний долг. Невидимый и, быть может, даже неосознаваемый во всей его полноте, этот конфликт миропонимании в повести находит свое выражение, прежде всего, в системе образов. Не дано выросшим детям понять трагизм явленного им надлома и грядущего разрыва - так что ж поделать, коль не дано? Распутин выясняет, почему так случилось, почему они - такие?

«Михаил и Илья, притащив водку, теперь не знали, чем им заняться: все остальное по сравнению с этим казалось им пустяками, они маялись, словно через себя пропуская каждую минуту». Забившись в амбар, они напиваются почти без закуски, если не считать тех продуктов, что таскает для них маленькая дочь Михаила Нинка. Это вызывает законный женский гаев, но первые стопки водки дарят мужикам ощущение неподдельного праздника. В конце концов, мать жива. Не обращая внимания на девочку, собирающую пустые и недопитые бутылки, они уже не понимают, какую мысль на этот раз они хотят заглушить, может быть, это страх. «Страх от сознания, что мать вот-вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идет от смерти… Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет».

Напившись основательно и чувствуя себя на следующий день так, «будто их через мясорубку пропустили», Михаил и Илья основательно опохмеляются и на следующий день. «А как не пить? -- говорит Михаил. -- Лень, второй, пускай даже неделю -- оно еще можно. А если совсем до самой смерти не выпить? Подумай только, ничего впереди нету. Сплошь одно и то же. Сколько веревок нас держит и на работе, и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен -- пропади оно все пропадом. А выпил, как на волю попал, все сделал, что надо. А что не сделал, не надо было делать, и правильно сделал, что не делал». Это не значит, что Михаил и Илья не умеют работать и никогда не знали другой радости, кроме как от пьянства. В деревне, где они когда-то все вместе жили, случалась общая работа -- «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой с обязательным подшучиванием друг с другом. Такая работа случается один раз в сезон заготовки дров -- весной, чтобы за лето успели высохнуть, приятные для глаза желтые сосновые поленья с тонкой шелковистой шкуркой ложатся в аккуратные поленницы». Эти воскресники устраиваются для себя, одна семья помогает другой, что и сейчас возможно. Но колхоз в селе разваливается, люди уезжают в город, некому кормить и выращивать скот.

Вспоминая о прежней жизни, горожанка Люся с большой теплотой и радостью воображает любимого коня Игреньку, на котором «хлопни комара, он и повалится», что в конце концов и случилось: конь сдох. Игрень много таскал, да не сдюжил. Бродя вокруг деревни по полям и пашне, Люся понимает, что не сама выбирает, куда ей идти, что ее направляет какая-то посторонняя, живущая в этих местах и исповедующая ее сила. …Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для нее, без чего нельзя…

Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, съев специально сваренной для нее детской манной каши, еще больше взбадривается и выходит на крыльцо. Ее навешает долгожданная приятельница Мирониха. «Оти-моти! Ты, старуня, никак, живая? -- говорит Мирониха. -- Тебя пошто смерть-то не берет?.. Я к ей на поминки иду, думаю, она как добрая укостыляла, а она все тутака».

Горюет Анна, что среди собравшихся у ее постели детей нет Татьяны, Танчоры, как она ее называет. Танчора не была похожа ни на кого из сестер. Она стояла как бы между ними со своим особым характером, мягким и радостным, людским. Старуха ждет приезда дочери, но та, к сожалению, не приехала, и тогда «в старухе вдруг что-то оборвалось, что-то с коротким стоном лопнуло». Из всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью, и он взял на свою душу грех. «Не приедет Ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб не приезжала», - пересиливая себя, ставит он точку. И этот акт его жестокого милосердия стоит сотен ненужных слов.

Так и не дождавшись дочери, старуха решает умереть. Анна взмолилась: «Господи, отпусти меня, я пойду. Пошли к мине смерть мою, я готовая». Делать на этом свете больше ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему. Пока ребята здесь, пускай похоронят, проводят, как заведено у людей, чтобы другой раз не возвращаться им к этой заботе. Тогда, глядишь, приедет и Танчора…

Старуха много раз думала о смерти и знала ее как себя. Свою смерть, «матушку-смертыньку», она представляла такой же древней, изможденной старухой. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала ее рассудительный шепот и понимающе вздыхала. Они договорились, что старуха отойдет ночью, сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой. Так все оно и выходит.

Собственный уход в «дальнюю сторонушку» распутинская героиня провидит с удивительной поэтической отчетливостью, во всех его стадиях и деталях. Уходя, Анна вспоминает своих детей в те моменты, когда те выразили в себе все лучшее: молодой Илья очень серьезно, с верой принимает материнское благословение перед уходом на фронт; Варвара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится в раннем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в ней есть, «отыскивая то, что никто еще в ней не знает», Люся отчаянно, всем существом рвется с уходящего парохода навстречу матери, покидаемому дому; Михаил, ошеломленный рождением своего первенца, вдруг пронзается пониманием неразрываемой цепи поколений, в которой он накинул «новое кольцо».

И себя Анна вспомнила в самый дивный момент своей жизни: «Она не старуха - нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя реке... И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее oт этого кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди».

Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются вновь, обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её жизнь, жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой типичной для её поколения, для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой.

Во внутренних монологах Анны, в её непрерывных раздумьях, когда каждое суждение, каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего, предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения - особенно тогда, когда трое из детей покидают мать в самый канун её смерти... Да, всепрощение и надежда, выстраданные собственной жизнью, которая подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд, которым создано всё вокруг неё...

Задав с самого начала произведению философский настрой, сообщенный уже одним присутствием смерти рядом с человеком, Валентин Распутин, не снижая этого уровня, когда речь заходит уже и не об Анне, но, может быть, именно из философской насыщенности черпая тонкий психологизм, создает портреты детей старухи, с каждой новой страницей доводя их до филигранности. Складывается впечатление, что этой скрупулезной работой, этим воссозданием мельчайших подробностей их лиц и характеров, он оттягивает и саму по себе смерть старухи: не может же она умереть, пока читатель не увидит воочию, до последней морщинки, тех, кого она родила, кем гордилась, кто, наконец, остается вместо нее на Земле и будет продолжать ее во времени. Так и сосуществуют они в повести, мысли Анны и поступки ее детей, то - изредка - сближаясь, почти до соприкосновенья, то - чаще - расходясь до невидимых далей. Трагизм не в том, что они ее не понимают, а в том, что им и в голову не приходит, что действительно-таки не понимают.

Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний срок», а ради живых, эта долгая смерть нужна была, чтобы показать сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии смерти - это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.

В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей: не нашли времени и для матери - самого родного человека.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К 75-летию Валентина Распутина Анализ повести «Последний срок» Подготовила: учитель 1 квалификационной категории МБОУ «Гимназия №3» Сидорова Валентина Александровна

«… В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Распутин » (И.А. Панкеев)

Повесть написана в 1970 году Повесть «Последний срок» Валентин Распутин называет «главной из своих книг». Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть, след человека на Земле, материнская любовь.

ппп «Деревенские старухи полны внутренней красоты и обаяния, они многое знают, говорят выразительным языком…» « Я не верю в человека, оторванного от своей земли, от своих могил – ему тогда все безразлично …» В. Распутин

Сюжет Повесть начинается с фразы: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят»… И заканчивается коротким предложением: «Ночью старуха умерла». Бесхитростная ситуация! Сюжет повести прост, в ней очень мало событий, но произведение отличает философская насыщенность и тонкий психологизм.

Дети старухи Анны

Герои повести Старший сын Илья: «его лицо казалось нарисованным, будто свое Илья продал или проиграл в карты чужому человеку». Средняя дочь Люся стала «…городская вся с ног до головы, она и родилась-то от старухи по ошибке» (6гл. – центр повести) Михаил сердечнее и глубже остальных: «Вроде как загораживала нас, а теперь как на голом месте»… Таньчора – самый противоречивый образ: чуткая на ласку в воспоминаниях матери, но выглядит жестокой в своем отсутствии.

Теория пьющих: «Вы думаете мы мед пьем?» «Я так считаю: пьем потому, что такая необходимость – пить… Выпил, как на волю попал, освобождение наступило…» Такая свобода губительна для народа. В человека вползает моральная деградация.

Две подруги В диалогах с Миронихой господствует игровой тон старых деревенских подруг, яркий, чуть лукавый народный язык. - Оти-моти! Ты, старуня, никак живая? Тебя пошто смерть-то не берет? Я к ей на поминки иду, думаю, она, как добрая, уж укостыляла, а она все тутака … - Ты разве девка не знаешь, что я тебя дожидаюсь… Мне одной-то тоскливо будет лежать, я тебя и дожидаюсь.

Внучка Нинка « Подняв руку, она стала гладить девчонку по плечу, согреваясь от этого приятного прикосновения к родному детскому телу душевным теплом – будто гладили ее…»

Значение названия Последний срок отпустила себе бабка Анна, дожидаясь Таньчоры: «Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться». Последний срок отпущен ей самой для понимания себя, подведения жизненных итогов. Последний срок определен и для ее детей, чтобы они опомнились, задумались о равнодушном отношении к человеку, давшему им жизнь, о том, какую боль причиняют матери своей черствостью и эгоизмом.

Выводы Если рушится семья, рушатся элементарные фундаментальные нравственные устои личности, и внутренний мир человека превращается в руины. Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо», - так и осталась неуслышанной ее уезжающими (или сбегающими?!) детьми. И это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Это был для них самый последний из последних сроков.

« Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать…» (В.П. Астафьев).


В повести – катастрофа ухода из жизни, вернее, ее ожидание, смягчена: старуха Анна действительно многое пережила, вырастила детей, она умирает в родном доме, она видит круг близких ей людей (кроме загадочно не явившейся любимой дочери Таньчоры). Да и сама смерть ее случилась как бы за кулисами: дети не дождались ее и разъехались до смерти матери.
Повесть в целом порой вовсе не выглядит трагичной.
Сыновья Анны Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали “простоя”, затянувшегося ожидания и крепко выпили. Дочери – эгоистка Люся и простодушная Варвара – едва не поссорились из-за своей доли у постели матери: Варваре кажется, что Люся совсем не заботилась о матери, а все заботы возложила на нее и брата Михаила. Это чисто бытовые неполадки, раздоры среди своих.
Кстати, мотив ссоры даже у гроба сближает повесть
В. Распутина с рассказом А. Платонова “Третий сын” (1938). У Платонова собрались на похороны матери шестеро сыновей (“громадные мужчины – в возрасте от двадцати до сорока лет”) и после встречи, воспоминаний о детстве начали веселую возню,

передразнивая друг друга, их охватила радость свидания. Платонов – тоже христианская душа, даже более строгая, аскетичная – сурово “окрикнул” расшалившихся детей: один из них, “третий сын”, вернулся во тьму комнаты, где стоял гроб, и упал безмолвно (“голова его ударилась, как чужая, о доски пола”), а другие среди ночи оделись, разбрелись по двору и заплакали, “точно мать стояла над каждым”…

У Распутина такого нажима на души нет, его печаль светла и снисходительна к слабостям детей. Старуха Анна не умеет осуждать детей, нависать над их душами, она, может быть, даже не видит их грехов. Ее заветы предельно просты, и к встрече с обителью вечной жизни она готовится, как хозяйка к празднику: она простилась с подругой, такой же старой, Миронихой, научила дочь Варвару, как следует ей оплакать мать по обычаю, “обвыть”. Единственная загадка для нее: почему не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна (Таньчора). Что случилось? Почему душевный зов словно не дошел до нее?

Еще трагичнее, двойственнее состояние души сына Михаила (в его доме мать и жила и умирает). С одной стороны, он смутно догадывается о глубине чувств, прозрений матери, о ее великой роли и в его жизни: “Скажем, от нашей матери давно уже никакого проку, а считалось, первая ее очередь, потом наша. Вроде загораживала нас, можно было не бояться… Вроде как на голое место вышел и тебя видать…” С другой стороны, ему уже и страшно за нынешнее поколение, за своих детей: кого он защитит, загородит, если он и работу уже не чувствует (не работа пошла, а “лишь бы день оттрубить”), и безнадежно сдается в плен водке. Как и целые семьи других, “унесенных водкой”, живущих не в жизни, а в деградации псевдожизни: “Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай, переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали… Организм отдыха потребовал. Это не я пью, это он пьет…”
Валентин Распутин объективно запечатлел ситуацию, весьма драматичную для русского человека конца XX в.: он утратил опору в незыблемой, как казалось до этого, официозной идеологии, предписанной морали, на него надвинулись новые, непонятные ему силы – власть денег, тупого волюнтаризма всяких перестроек, ломок, “затоплений”, “пожаров”, осветивших облик “нелюдей”… Как устоять, где взять силы, веру, сберечь себя? Или вымаливать помощи у Бога, или вносить “добавку” – в виде водки – в организм, как Михаил, т. е. медленно убивать себя?


Другие работы по этой теме:

  1. В. Распутин – повесть “Последний срок”. Проблему раз­рыва связей между поколениями ставит В. Распутин в повес­ти “Последний срок”. Семья – это таинство, особый мир, все...
  2. Можно ли в молодости тратить столь ценное время на пустые мечты и откладывать на последний срок важные дела – вот проблема, над которой размышляет М....
  3. “Последний поклон” - этапное произведение в творчестве В. П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести...
  4. Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века...

© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции