04.04.2020

Волк и собака толстой басня главная мысль. Лев толстой басни волк и собака. Анализ басни «Собака и Волк»


Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
— Скажи, собака, откуда вы корм берете?
Собака сказала:
— Люди нам дают.
— Верно, вы трудную людям службу служите?
Собака сказала:
— Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.
— Так только за это вас так кормят? — сказал волк. — Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.
— что ж, иди, — сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта. Он сказал:
— А это у тебя, собака, отчего?
— Да так, — сказала собака.
— Да что так?
— Да так, от цепи. Днем ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стерло немного шерсть на шее.
— Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.
———————————————————
Лев Толстой.Сказки,рассказы,басни,
повести. Читаем бесплатно онлайн

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) — известный русский писатель, публицист, философ, номинант нобелевской премии по литературе.

Человеческие взаимоотношения очень разнообразны, и чтобы объяснить их ребенку родителям приходится затрачивать немало сил. Пытаясь наглядно продемонстрировать детям правильное поведение в обществе, взрослые придумали специальные поучительные рассказы – басни. В короткий текст вкладывалась история, которая показывала мальчикам и девочкам как следует реагировать на различные жизненные ситуации.

Многие писатели уделяли особое внимание этому литературному жанру, не стал исключением и Лев Толстой. Всемирно известный русский классик оставил своим читателям ряд занимательных басен, способных активизировать мышление неискушенного человека. Изучив его произведения, ребенок поймет важность внутренней порядочности, доброты, искренности и честности. При этом он осознает, что любой неблаговидный поступок сурово наказывается судьбой, и в итоге торжествует справедливость.

Читать и слушать басни Толстого онлайн

Героями басен Льва Толстого почти всегда являются животные. Многие повадки зверей и птиц воплощают реальные пороки людей. Лисья хитрость, воронья глупость, волчье коварство и другие черты характера, присущие человеку, ярко демонстрируют юным читателям, как непросто строить отношения в обществе. Начав читать произведения известного русского классика, дети приобретут опыт, который благотворно повлияет на процесс их воспитания.

Басня Толстого «Собака и Волк» – урок всем тем, кто любит откладывать свои дела на последний, а порой и «лучший» момент. Она – иллюстрация того, какими печальными могут быть последствия бездействия.

Басня «Собака и Волк»

Собака заснула за двором. Голодный волк набежал и хотел съесть ее. Собака и говорит:

«Волк! подожди меня есть, - теперь я костлява, худа. А вот, дай срок, хозяева будут свадьбу играть, тогда мне еды будет вволю, я разжирею, - лучше тогда меня съесть».

Волк поверил и ушел. Вот приходит он в другой раз и видит - собака лежит на крыше. Волк и говорит:

«Что ж, была свадьба?»

А собака и говорит:

«Вот что, волк: коли другой раз застанешь меня сонную перед двором, не дожидайся больше свадьбы».

Мораль басни Толстого «Собака и Волк»

Мораль басни «Собака и Волк» – не откладывай на неопределенный срок (на завтра либо просто до лучших времен) те дела, завершить которые можно прямо сейчас – стоит провести красной нитью по жизни каждого, начиная с самых ранних лет. Не жди лучших времен! Скорее всего, то самое, что ни на есть лучшее, время проходит мимо с каждым твоим отложенным поступком или действием. Бери от жизни все, не надеясь, что завтра – именно тот день, который откроет завесу серости и подведет тебя к идеальному будущему. Запомни: идеальное будущее и есть настоящее!

Анализ басни «Собака и Волк»

Перед нами раскрывается мудрая и смышленая Собака, которая сыграв на завышенных амбициях Волка, с легкостью «обводит его вокруг пальца», и корыстолюбивый максималист Волк, отказавшийся ради неопределенного лучшего, ожидающего впереди, от вполне реального настоящего.

В повседневной жизни мы очень часто слышим фразы об отложенном настоящем и порой не задумываемся, какие последствия нас ожидают: перенесенная работа на завтрашний день зачастую оборачивается еще большей загруженностью и нервозностью из-за накопившегося материала; не сделанное домашнее задание, отнесенное на утро следующего дня, чаще всего так и не достается из закромов памяти при ответе на уроке. И это лишь малая часть наших «завтрашних дел». Живите сегодня, быть может, завтрашнее время вам понадобится для спонтанного осуществления мечты, к которой вы шли всю свою жизнь!

О басне

Рассказ басня Льва Толстого «Волк и собака»

Читая сказки в книге Льва Толстого, не устаёшь удивляться наблюдательности и дальновидности писателя. Ведь только такие произведения, основанные на сопоставлении животных и человека, помогут выработать правильное поведение у детей, которым только предстоит войти во взрослую жизнь.

Пересказ

Шёл однажды голодный исхудавший волк мимо деревни. Навстречу попалась ему упитанная собака. Хищник не удержался и спросил, откуда собаки корм берут. Собака не стала делать из этого какую-то тайну и правдиво сказала, что её кормят люди. Сообразил волк, что у собак трудная работа, и за это её так высоко ценят люди. Но собака возразила, что ничего трудного нет в том, чтобы стеречь по ночам двор. Удивился хищник и сам захотел к человеку на такую службу наняться, чтобы всегда сытым быть. Собаке нечего было возразить, она и посоветовала волку пойти и за еду начать у человека работать. Обрадовался волк, отправился вместе с собакой двор охранять. Приближаясь к воротам, волк заметил, что на собачьей шее вся шерсть стёрлась, поинтересовался хищник о причине такого несчастья, но собака уклонилась от ответа. Потом рассказала, что так часто бывает от цепи, на которой она вынуждена весь день сидеть. Передумал волк на службу наниматься. Воля для него оказалась дороже вкусной еды.

В чём мораль

Суть этой толстовской сказки очевидна даже ребёнку, который поймёт, что волк не захотел променять свою свободу на сытую довольную жизнь. Для него служба охранником, которую предпочла собака, очень похожа на рабство, хотя и сытое. И все опасности волка не устрашают, ему главное быть хозяином своей жизни, а бегать по цепи и заискивать перед хозяином – это не для его волчьей натуры. И для лесного жителя, привыкшего к свободе, не стоит искать защиты у тех, кто сильнее, чем он сам. За это иногда приходится платить очень дорого. Каждый сам выбирает свой путь. Для собаки свобода не столь дорога, в её жизни стало главным быть полезной человеку, а он за эту верность и преданность, за готовность помочь платит едой. Она заплатила свободой и независимостью. Волк свободен, но ему эта свободная жизнь стоит сытости и удовольствий. Эта его плата, его выбор такого жизненного пути. И в тексте сказки об этом сказано простым и понятным языком. Для родителей не составит труда добиться понимания всего содержания от ребёнка. Труднее узнать, какая дорога в жизни близка для сына или дочери. Кто готов из малышей уже сейчас идти своей дорогой, не слушать чьи-то указания, а самому двигаться навстречу к своей цели. Ведь независимость ценилась во все времена: «Хорошо свободному человеку и под кустом жить».

Читайте текст рассказа русского писателя Льва Николаевича Толстого «Волк и собака » онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:

— Скажи, собака, откуда вы корм берете?

Собака сказала:

— Люди нам дают.

— Верно, вы трудную людям службу служите?

Собака сказала:

— Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.

— Так только за это вас так кормят? — сказал волк. — Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.

— что ж, иди, — сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.

Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта. Он сказал:

— А это у тебя, собака, отчего?

— Да так, — сказала собака.

— Да что так?

— Да так, от цепи. Днем ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стерло немного шерсть на шее.

— Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

Басня Толстого «Собака и Волк» – урок всем тем, кто любит откладывать свои дела на последний, а порой и «лучший» момент. Она – иллюстрация того, какими печальными могут быть последствия бездействия.

Басня «Собака и Волк»

Собака заснула за двором. Голодный волк набежал и хотел съесть ее. Собака и говорит:

«Волк! подожди меня есть, - теперь я костлява, худа. А вот, дай срок, хозяева будут свадьбу играть, тогда мне еды будет вволю, я разжирею, - лучше тогда меня съесть».

Волк поверил и ушел. Вот приходит он в другой раз и видит - собака лежит на крыше. Волк и говорит:

«Что ж, была свадьба?»

А собака и говорит:

«Вот что, волк: коли другой раз застанешь меня сонную перед двором, не дожидайся больше свадьбы».

Мораль басни Толстого «Собака и Волк»

Мораль басни «Собака и Волк» – не откладывай на неопределенный срок (на завтра либо просто до лучших времен) те дела, завершить которые можно прямо сейчас – стоит провести красной нитью по жизни каждого, начиная с самых ранних лет. Не жди лучших времен! Скорее всего, то самое, что ни на есть лучшее, время проходит мимо с каждым твоим отложенным поступком или действием. Бери от жизни все, не надеясь, что завтра – именно тот день, который откроет завесу серости и подведет тебя к идеальному будущему. Запомни: идеальное будущее и есть настоящее!

Анализ басни «Собака и Волк»

Перед нами раскрывается мудрая и смышленая Собака, которая сыграв на завышенных амбициях Волка, с легкостью «обводит его вокруг пальца», и корыстолюбивый максималист Волк, отказавшийся ради неопределенного лучшего, ожидающего впереди, от вполне реального настоящего.

В повседневной жизни мы очень часто слышим фразы об отложенном настоящем и порой не задумываемся, какие последствия нас ожидают: перенесенная работа на завтрашний день зачастую оборачивается еще большей загруженностью и нервозностью из-за накопившегося материала; не сделанное домашнее задание, отнесенное на утро следующего дня, чаще всего так и не достается из закромов памяти при ответе на уроке. И это лишь малая часть наших «завтрашних дел». Живите сегодня, быть может, завтрашнее время вам понадобится для спонтанного осуществления мечты, к которой вы шли всю свою жизнь!

Крылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о «совете» при царе. И в «Водолазах», и в «Рыбьих плясках», и в «Пестрых овцах», и в «Волках и Овцах» на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим «учреждением», наглядно изображая его антинародную сущность и антинародный характер. В совете витийствует лицемерка Лиса, там ее мнение верх берет и силу.

А заседают.в совете Волки - давнишние кумовья Лисы.

Логику формирования этого института Крылов раскрыл в одной из последних своих басен. Басня «Волки и Овцы», видимо, самая значительная для уяснения принципов формирования государственных учреждений «на предмет» благоденствия народа. Здесь поэт и показал себя великим политиком, знатоком теории государства и права. Но послушаем самого Крылова. В данном случае он в комментариях не нуждается.

Овечкам от Волков совсем житья не стало,

И до того, что наконец

Правительство зверей благие меры взяло

Вступиться в спасенье Овец, -

И учрежден Совет на сей конец.

Совет по «спасенью» Овец от Волков. Каков же его состав? Крылов не делает тайны из принципов конструирования подобных учреждений: в нем были в основном Волки.

Но Крылов исполнен понимания необходимости подобного конструирования, его государственной важности и глубокой мудрости устроителя сего института. Некоторые Волки ведь близ стад ходили

Смирнехонько - когда бывали сыты.

Так почему ж Волкам в Совете и не быть? - будто возмущается поэт скептицизмом «нытиков и маловеров». Он говорит на полном серьезе. Ни тени улыбки на его лице или - боже избави! - пошлого хихиканья в его устах: все было бы испорчено. Нет, Крылов «полон веры» не только в неизбежность и необходимость сих основ государственной политики, но и, что особенно важно, он твердо «верит» в высшую справедливость сих начал, если угодно, в их божественное происхождение:

Хоть надобно Овец оборонить,

Но и Волков не вовсе ж притеснить.

Это воистину справедливо. «Перст божий» видим мы здесь и волю «провидения». Видим мы здесь и великое искусство поэта перевоплощаться. Он излагает самые основы крепостнической юрисдикции будто от своего имени, будто сам все это установил. Он лицемерит не лицемеря. Что обнаруживает в поэте великий художнический такт.

Лицемерие, коль скоро об этом идет речь, раскрывается через основное противоречие. Гласные действия противоречат тайным страстям - в этом суть обличения. Лицемерие не должно выставляться напоказ, иначе оно не будет лицемерием, этой плотной одеждой неправды и несправедливости. Лицемерие не должно быть быстро узнаваемым, не должно быть самим собой, чтобы быть настоящим лицемерием. Иначе оно не сыграет роль, которую призвано сыграть. Чтобы быть надежным покровом неправды, оно должно выступить в форме высшей справедливости - быть вне всяких сомнений и подозрений. И обличаться, как лицемерие, не мелкими ужимками и ухмылками, а через основное противоречие формы и содержания.

Это было особенно обязательно для Крылова, потому что он обличал не мелкого плута, не оправдывающегося воришку, пойманного с поличным, а разоблачал государственное лицемерие, то есть лицемерие, ставшее всеобщим и обязательным, ежедневно и ежечасно проявляющимся как форма государственного управления. Среди тех, кто поддерживал это лицемерие в его абсолютности, были и совсем не лицемеры по духу, по складу ума и характера, люди, искренне верящие, будто они выступают от имени закона, что в их глазах равнялось истине и справедливости. Себя они считали слугами Предопределения. Отсюда и понятен у Крылова тон истинности и правдивости, неукоснительности и неизбежности, верности и неподкупности, святости и неизменности. И все эти освященные веками категории божественной справедливости в единый миг обернулись гнусной ложью и подлым лицемерием. Поэт произнес одну фразу

Волки все-таки Овец

В леса таскают, -

и все стало на свое место, все стадо ясным: «справедливые» законы противоречат цели, которой они должны служить. Совет во «спасенье» Овец от Волков, состоящий из Волков, принял закон, «споспешествующий» (употребляя слово той поры) истреблению Овец Волками!

Такова государственная мудрость и справедливость. Крылов обличил сразу, оптом всю систему государственного лицемерия и разбоя, а не стал ловить порознь мелких воришек и внештатных лицемеров. Этому способствовала концепция поэта - концепция широкого реалистического изображения действительности.

В одной деревне жил-был мужик, у него была собака; смолоду сторожила она весь дом, а как пришла тяжелая старость - и брехать перестала. Надоела она хозяину; вот он собрался, взял веревку, зацепил собаку за шею и повел ее в лес; привел к осине и хотел было удавить, да как увидел, что у старого пса текут по морде горькие слезы, ему и жалко стало: смиловался, привязал собаку к осине, а сам отправился домой.

Остался бедный пес в лесу и начал плакать и проклинать свою долю. Вдруг идет из-за кустов большущий волк, увидал его и говорит: «Здравствуй, пестрый кобель! Долгонько поджидал тебя в гости. Бывало, ты прогонял меня от своего дому, а теперь сам ко мне попался: что захочу, то над тобой и сделаю. Уж я тебе за все отплачу!» - «А что хочешь ты, серый волчок, надо мною сделать?» - «Да немного: съем тебя со всей шкурой и с костями».- «Ах ты, глупый серый волк! С жиру сам не знаешь, что делаешь; таки после вкусной говядины станешь ты жрать старое и худое песье мясо? Зачем тебе понапрасну ломать надо мною свои старые зубы? Мое мясо теперь словно гнилая колода. А вот я лучше тебя научу: поди-ка да принеси мне пудика три хорошей кобылятинки, поправь меня немножко да тогда и делай со мной что угодно».

Волк послушал кобеля, пошел и притащил ему половину кобылы: «Вот тебе и говядинка! Смотри поправляйся». Сказал и ушел. Собака стала прибирать мясцо и все поела. Через два дня приходит серый дурак и говорит кобелю: «Ну, брат, поправился али нет?» - «Маленько поправился; коли б еще принес ты мне какую-нибудь овцу, мое мясо сделалось бы не в пример слаще!» Волк и на то согласился, побежал в чистое поле, лег в лощине и стал караулить, когда погонит пастух свое стадо. Вот пастух и гонит стадо; волк повысмотрел из-за куста овцу, которая пожирнее да побольше, вскочил и бросился на нее: ухватил за шиворот и потащил к собаке. «Вот тебе овца, поправляйся!»

Стала собака поправляться, съела овцу и почуяла в себе силу. Пришел волк и спрашивает: «Ну что, брат, каков теперь?» - «Еще немножко худ. Вот когда б ты принес мне какого-нибудь кабана, так я бы разжирел, как свинья!» Волк добыл и кабана, принес и говорит: «Это моя последняя служба! Через два дня приду к тебе в гости».- «Ну ладно,- думает собака, - я с тобою поправлюсь».

Через два дня идет волк к откормленному псу, а пес завидел и стал на него брехать. «Ах ты, мерзкий кобель, - сказал серый волк, - смеешь ты меня бранить?» - и тут же бросился на собаку и хотел ее разорвать. Но собака собралась уже с силами, стала с волком в дыбки и начала его так потчевать, что с серого только космы летят. Волк вырвался да бежать скорее; отбежал далече, захотел остановиться, да как услышал собачий лай - опять припустил. Прибежал в лес, лег под кустом и начал зализывать свои раны, что дались ему от собаки. «Ишь как обманул мерзкий кобель! - говорит волк сам с собою.- Постой же, теперь кого ни попаду, уж тот из моих зубов не вырвется!»

Зализал волк раны и пошел за добычей. Смотрит, на горе стоит большой козел; он к нему и говорит: «Козел, а козел! Я пришел тебя съесть».- «Ах ты, серый волк! Для чего станешь ты понапрасну ломать об меня свои старые зубы? А ты лучше стань под горою и разинь свою широкую пасть; я разбегусь да таки прямо к тебе в рот, ты меня и проглотишь!» Волк стал под горою и разинул свою широкую пасть, а козел себе на уме, полетел с горы как стрела, ударил волка в лоб, да так крепко, что он с ног свалился. А козел и был таков!

Часа через три очнулся волк, голову так и ломит ему от боли. Стал он думать: проглотил ли он козла или нет? Думал-думал, гадал-гадал. «Коли бы я съел козла, у меня брюхо-то было бы полнехонько; кажись, он, бездельник, меня обманул! Ну, уж теперь я буду знать, что делать!»

Сказал волк и пустился к деревне, увидал свинью с поросятами и бросился было схватить поросенка, а свинья не дает. «Ах ты, свиная харя! - говорит ей волк.- Как смеешь грубить? Да я и тебя разорву, и твоих поросят за один раз проглочу». А свинья отвечала: «Ну, до сей поры не ругала я тебя, а теперь скажу, что ты большой дурачина!» - «Как так?» - «А вот как! Сам ты, серый, посуди: как тебе есть моих поросят? Ведь они недавно родились. Надо их обмыть. Будь ты моим кумом, а я твоей кумой, станем их, малых детушек, крестить». Волк согласился.

Пришли они к большой мельнице. Свинья говорит волку: «Ты, любезный кум, становись по ту сторону заставки, где воды нету, а я пойду, стану поросят в чистую воду окунать да тебе по одному подавать». Волк обрадовался, думает: вот когда попадет в зубы добыча-то! Пошел серый дурак под мост, а свинья тотчас схватила заставку зубами, подняла и пустила воду. Вода как хлынет, и потащила за собой волка, и почала его вертеть.

А свинья с поросятами отправилась домой; пришла, наелась и с детками на мягкую постель спать повалилась.

Узнал серый волк лукавство свиньи, насилу кое-как выбрался на берег и пошел с голодным брюхом рыскать по лесу. Долго издыхал он с голоду, не вытерпел, пустился опять к деревне и увидел: лежит около гумна какая-то падаль. «Хорошо,- думает,- вот придет ночь, наемся хоть этой падали». Нашло на волка неурожайное время, рад и падалью поживиться! Все лучше, чем с голоду зубами пощелкивать да по-волчьи песенки распевать.

Пришла ночь; волк пустился к гумну и стал уписывать падаль. Но охотник уже давно его поджидал и приготовил для приятеля пару хороших орехов; ударил он из ружья, и серый волк покатился с разбитой головою.

Так и скончал свою жизнь серый волк!

Главные герои сказки Толстого «Волк и собака» - дикий волк и дворовая собака. Исхудавший от голода волк неподалеку от деревни встретил упитанную собаку. Волк поинтересовался у собаки, где та берет пищу? Собака ответила, что пищу ей дают люди.

Тогда волк решил, что служба у собаки очень трудная, раз ее так хорошо кормят. На это собака ответила, что служба у нее не очень трудная, требуется только по ночам двор сторожить.

Волк, узнав, что за такую легкую службу люди так хорошо кормят собаку, решил тоже пойти на службу к человеку. Но когда он пришел на двор, то обратил внимание, что шерсть на шее у собаки потерта. Когда он спросил собаку, от чего эта потертость, собака объяснила, что днем она сидит на цепи, и потертость у нее на шее от ошейника.

Волк, услышав про необходимость носить ошейник, отказался идти на службу к человеку. Он сказал, что лучше быть голодным, но жить на свободе.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Толстого «Волк и собака» заключается в том, что свобода дороже сытости. Волк не захотел разменивать свою свободу на сытое существование с ошейником на шее.

Сказка показывает: кто-то больше ценит свободу и не ограничивает ее ради куска хлеба, а кто-то о свободе не думает, ему ближе иметь гарантированный кусок хлеба.

В сказке мне понравился волк, который настолько дорожит свободой, что готов ради нее жить голодным.

Какие пословицы подходят к сказке «Волк и собака»?

Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.
Хорошо свободному и под кустом жить.
Без хлеба куска везде тоска.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции