12.10.2019

Уровни управления в организации. Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления


Уровни управления.

Менеджер - ϶ᴛᴏ человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделœенный полномочиями принимать решения по определœенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условия.

Термин ʼʼменеджерʼʼ может употребляться применительно:

К администратору любого уровня управления

К руководителю предприятия в целом или его подразделœению

К организатору конкретного вида работы

К руководителю по отношению к подчинœенному

К менеджеру предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нём должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста͵ обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях рыночной экономики наибольший взгляд должен быть направлен на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Сейчас на первое место выдвигаются в основном организаторские качества.

1. Адаптационная мобильность: склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; стремление учить других; желание качественных изменений в организации; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание и предприимчивость.

2. Контактность: общительность; интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений; способность располагать к себе людей и видеть себя со стороны, выслушивать; способность понимать и убеждать людей; уметь взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

3. Стрессоустойчивость: интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.

4. Доминантность: властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерство в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение; завышенный уровень притязаний, смелость, волевой характер.

В управлении менеджер должен быть наиболее важным, чем ученый. Менеджер должен быть менее образованным, чем ученый, но зато он должен обладать таинствами управления как искусством в силу своих личных качеств, таланта͵ опыта͵ навыков и здравых суждений. Качества менеджера, умноженные на научные знания, дают возможность добиться эффективных результатов в управленческой практике.

Уровень управления - ϶ᴛᴏ вертикальное разделœение труда.

В любой организации вся управленческая работа строго разделœена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителœей во главе отдельных подразделœений, а по вертикали – вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителœей до такого уровня, пока не будет взаимодействия с рабочими. Количество уровней управления должна быть различным. Множество уровней ещё не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объёмами управленческой работы.

Независимо от количества уровней управления, всœех руководителœей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации.

3 уровень: руководители низового звена.

2 уровень: руководители среднего звена.

1 уровень: руководители высшего звена.

По Парсансу: низовой уровень – технический уровень; средний уровень – управленческий уровень; высший уровень – институциональный уровень.

Руководители низового звена - ϶ᴛᴏ управленческий уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Данные руководители обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов. К ним относятся мастер смены, старший мастер, начальник бригады.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителœей низового звена. Перед этими руководителями лежит большая ответственность по переводу стратегических целœей и задач высшего руководства на уровень производственного процесса, они отрабатывают и анализируют информацию о поэтапном достижении миссии предприятия. Примеры: начальник смены, главный инженер, начальник цеха, отдела, директор филиала и так далее.

Руководители высшего звена принимают ответственное решение на предприятии, утверждают миссию и стратегии предприятия, являются обликом любой организационной структуры. От их управленческих навыков зависит эффективная связь внешней среды с предприятием. Примеры: директор предприятия, генеральный директор, президент, вице-президент, ректор, проректор.
Размещено на реф.рф
В течение рабочего времени 70% уходит на запланированные заседания, 12% на работу с бумагами и документами, 6% на телœефонные разговоры, 3% на поездки осмотра встречи, 9% на незапланированные встречи.

Уровни управления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Уровни управления." 2017, 2018.

  • - Уровни управления.

  • - Уровни управления в организации

    Уровень управления – часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями. Фактическое количество уровней на предприятиях колеблется от 1 – 2 в малых фирмах до 8 – 9 в крупных объединениях и... .


  • - Уровни управления

    Как уже говорилось в разделе «Внутренние переменные организации», в менеджменте различают два вида разделения труда: по горизонтали и по вертикали. Однако, мы возвращаемся к рассмотрению принципов разделения труда из-за того, что оно связано с таким важным понятием как... .


  • - Уровни управления организацией.

    Туризм - это не только важная отрасль экономики, но и сложная организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители туристских предприятий выделяют в... .

    Уровни управления - это проявление разделения труда в орга­низациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при кото­рой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предпи­санные ему... .


  • - Уровни управления и системы контроля

    Стратегический выбор на функциональном, СЗХ и корпоративном уровнях естественным образом определяет структуру управления и системы контроля. Первый - функциональный уровень. На этом уровне системы управления характеризуются вертикальной дифференциацией.... .


  • - Уровни управления

    Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в... .


  • Управление (Peter F. Drucker) - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

    УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

    УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

    Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.

    В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

    Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

    Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:

    • руководители низового звена,
    • руководители среднего звена,
    • руководители высшего звена.

    Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Например: в некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

    Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:

    • технический уровень – соответствует уровню низового звена,
    • уровень – соответствует уровню среднего звена,
    • институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

    Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

    РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА

    Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий.

    РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

    Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.

    Характер работы руководителя среднего звена значительно варьируется от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Во многих организациях руководители среднего звена являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.

    Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они ловят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

    РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

    Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.

    Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

    Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою . Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 - 80 часов для него не редкость.

    · 3.1. Уровни процесса управления

    Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня управления: операционный, функциональный и стратегический, которые определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой - более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.

    На рисунке отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.

    Операционный уровень управления (нижний)

    Операционный уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.

    Пример

    Некоторые учетные задачи: учет количества проданной продукции; учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций; учет произведенной продукции; бухгалтерский учет и т.д.

    Пользователи ИАСУ этого уровня - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации. На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции.

    Пример

    Главный инженер организации (менеджер-специалист) передал часть своих функций менеджерам среднего уровня, например главному энергетику, главному механику, главному электрику, оставив, за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне.

    Функциональный (тактический) уровень управления

    Функциональный уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. ИАСУ этого уровня предназначена для менеджеров среднего звена и специалистов (начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача - тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности.

    На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.

    Пример

    На основании анализа статистических данных по спросу на продукцию, о ценах конкурентов и пр. прогнозируется прибыль и разрабатывается план выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал). Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время.

    Cтратегический уровень управления

    Cтратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. На этом уровне управления ИАСУ обслуживает менеджеров высшего звена руководства организации, основной задачей которых является стратегическое планирование деятельности предприятия на рынке и координация внутрифирменной тактики управления. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно.

    Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время (месяцы или годы). Ответственность за принятие управленческих решений на этом уровне чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

    Пример

    На основании анализа финансового состояния фирмы принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о привлечении дополнительных работников или об их сокращении.

    Функции ИАСУ - информационных автоматизированных систем управления

    Функции ИАСУ определяются на основе целей управления, заданных ресурсов для их достижения и ожидаемого эффекта от автоматизации. В функции ИАСУ включаются: планирование и (или) прогнозирование; учет, контроль, анализ; координацию и/или регулирование. Необходимый набор элементов выбирают в зависимости от вида конкретной ИАСУ.

    Рассматривая процесс управления предприятием как технологию, можно представить его совокупностью циклов, выполняемых работниками аппарата управления, на основе разделения труда. В соответствии с элементами управляемого объекта (труд, средства труда, технология производства, предметы труда, экономические связи и отношения) можно определить и содержание процесса управления как:

    · управление процессом труда (основного и вспомогательного персонала предприятия);

    · управление движением и запасами предметов труда (материальными потоками - ресурсами);

    · управление орудиями и средствами труда (зданиями, сооружениями, оборудованием);

    · управление процессами производства (основного и вспомогательного);

    · управление экономическими связями и отношениями как выраженной стоимостной формой производственного процесса.

    Персонал организации

    Это сотрудники разной степени квалификации и уровней управления – от секретарей, выполняющих типовые операции обработки, до специалистов и менеджеров, принимающих стратегические решения.

    Квалификация персонала по уровням управления

    1) Стратегический – менеджеры высшего звена (стратегическое планирование, координация внутрифирменной тактики).

    2) Функциональный (тактический) – менеджеры среднего звена и специалисты (тактическое управление, решение основных функций в сфере деятельности).

    3) Операционный (оперативный) – исполнители, менеджеры низшего звена (оперативное реагирование на изменение ситуации).

    Прочие элементы организации

    Стандартные процедуры в организации – точно определенные правила выполнения заданий в различных ситуациях.

    Субкультура любой организации – совокупность представлений, принципов, типов поведения.

    Тест 1.

    А) Первичный; Г) Средний;

    Б) Высший; Д) Низший .

    В) Вторичный;

    Тест 2.

    Тест 3.

    А) внутриличностный;

    Б) межличностный;

    В) структурный;

    Г) между личностью и группой;

    Д) межгрупповой.

    Тест 4.

    Какие из перечисленных ниже принципов управления, Вы считаете отвечающими современному представлению о роли и возможностях человека в организации?

    Тест 5.

    Выберите критерии, по которым осуществляется разделение труда в управлении:

    А) Технология управления; Г) Профессиональная подготовка управляющих;

    Б) Функции управления; Д) Иерархия управления;

    В) Техника управления; Е) Стиль управления.

    Тест 6.

    Какой из видов разделения труда в управлении является на Ваш взгляд, основой для выделения других?

    А) Профессионально – В) Технологическое;

    квалификационное; Г) Иерархическое (вертикальное).

    Б) Функциональное;

    Тест 7.

    Целью, какой школы управления было создание универсальных принципов управления?

    А) Школы научного управления; В) Школы человеческих отношений;

    Б) Классической школы управления; Г) Школы науки управления.

    Тест 8.

    Определите, к какому уровню управления относятся нижеследующие категории управленческих работников:

    А) Мастера: В) Начальники отделов и служб предприятия:

    1. Высший; 1. Высший;

    2. Средний; 2. Средний;

    3. Низший. 3. Низший.

    Б) Заместитель начальника цеха: Г) Заместители и помощники директора:

    1. Высший; 1. Высший ;

    2. Средний; 2. Средний;

    3. Низший. 3. Низший.

    Тест 9.

    Определите, к какому уровню управления относятся:

    заместитель директора по экономическим вопросам (ЗЭ), заместитель начальника цеха по техническим вопросам (ЗНЦТ), мастер (М), начальник финансового отдела предприятия (НФО), заместитель директора по коммерческим вопросам (ЗКом), помощник директора по кадрам (ПК), начальник отдела маркетинга (НОМ), бригадир бригады сварщиков (Б). Выберите правильный вариант.



    Тест 10.

    Руководители, какого уровня управления характеризуются нижеприведенными высказываниями? Поставьте рядом с высказыванием соответствующую букву.

    А)(2,5,7) – руководитель высшего уровня; В) (1) – руководитель низшего уровня.

    Б) (3,4,6) – руководитель среднего уровня;

    1. Олег Иванов возглавляет бригаду сварщиков на предприятии.

    2. В.В. Павлов контролирует все направления деятельности ОАО « Московская кондитерская фабрика « Красный Октябрь».

    3. Надежда Васильева была назначена начальником планово – экономического отдела завода.

    4. Мой знакомый после окончания института был назначен заместителем директора предприятия по экономике и финансам.

    5. Виктор Сидоров контролирует работу 7 мастеров.

    6. Михаил Савченко подписал приказ о введении нового штатного расписания в компании с 1 января 2012 года.

    Тест 11.

    Выделите этапы контроля:

    А) Предварительный;

    Б) Установление стандартов и критериев;

    В) Сопоставление (сравнение) с ними реальных результатов;

    Г) Текущий;

    Д) Финансовый;

    Ж) Принятие необходимых корректирующих действий.

    Тест 12.

    Определите, какой критерий лежит в основе выделения трех категорий управленческих работников: руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

    А) Стиль работы; Г) Функции управления;

    Б) Уровень управления; Д) Организационная структура

    В) Технология процесса управления;

    Тест 13.

    Для каких подходов и школ менеджмента характерны приведенные ниже утверждении? Выберите правильный ответ.



    Тест 14.

    Выберите правильные ответы:

    Линейный руководитель – это тот, кто:

    А) Контролирует деятельность всей организации;

    Б) Руководит деятельностью подчиненных ему производственных подразделений и работников;

    В) Отвечает за определенную сферу деятельности в организации;

    Г) Руководит подразделением или организацией в целом, оказывая прямое воздействие на подчиненных, решая все возникающие проблемы управления.

    Тест 15.

    Выберите правильный ответ:

    Функциональный руководитель – это тот, кто:

    А) Имеет право отдавать приказы в рамках всей организации;

    Б) Управляет отдельной сферой деятельности в организации;

    В) Осуществляет управление производством;

    Г) Имеет отдельный кабинет и секретаря.

    Тест 16.

    Определите, о каких руководителях, линейных (ЛР) или функциональных (ФР) идет речь в следующих высказываниях. Укажите свой вариант ответа в нужных местах в каждом высказывании.

    А) (ФР) Наши студенты после окончания университета по специальности «Маркетинг» работают в организациях в отделах маркетинга, а наиболее умные, способные и энергичные из них могут даже стать руководителями этих отделов (_______);

    Б) (ФР) Коммерческий директор (_______) торговой фирмы «Русский сувенир» собирается пройти переподготовку в Межотраслевом институте повышения квалификации при МГТУ им. Н.Э. Баумана, по специальности «Менеджмент»;

    В)(ФР) Мой брат занимает должность управляющего делами в крупной фирме (______);

    Г)(ЛР,ЛР,ФР) «Отец» науки управления – Фредерик Тейлор работал станочником, старшим рабочим, мастером (______), старшим мастером (______) на заводе Мидвейлской стальной компании в Филадельфии. В 1889 году Ф. Тейлор стал главным инженером завода (______).

    Тест 17.

    Тест 18.

    Тест 19.

    Тест 20.

    Тест 21.

    Руководитель, принимая решения и организуя их выполнение, выступает как:

    А) Предприниматель; В) Распределитель ресурсов;

    Б) Представитель; Г) Устранитель нарушений.

    Тест 22.

    Тест 23.

    К информационным ролям менеджера относятся:

    А) Связующее звено; В) Распространитель информации ;

    Б) Приемник информации; Г) Ведущий переговоры.

    Тест 24.

    Тест 25.

    Тест 26.

    Г) Руководителей всех трех уровней управления.

    Тест 27.

    К межличностным ролям относят таких, как:

    А) Руководитель; В) Лидер;

    Б) Предприниматель; Г) Представитель.

    Тест 28.

    Тест 29.

    Наибольшая?

    А) Высшего; Б) Среднего; В) Низшего.

    Тест 30.

    Тест 31.

    Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

    1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.

    2. В команде один за всех и все за одного.

    3. Все члены команды – единомышленники.

    4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.

    5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг к другу

    6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы – критики – организаторы.

    7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.

    8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.

    10. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.

    Тест 32.

    В, 2-в, 3-н. 4-в, 5-н, 6-в, 7-н, 8-н, 9-н, 10-н

    1. Контроль и инструктирование подчиненных имеет наибольшее значение в структуре затрат рабочего времени руководителей низового звена.

    2. Когда цель поставлена, руководителям легче исполнять свои обязанности.

    3. Главная задача руководителей и управленческих работников всех 3-х уровней управления - это определение миссии и общих целей функционирования и развития организации.

    4. Умение работать с людьми важно для руководителей всех уровней управления.

    5. Знание техники и технологии современного производства, умение хорошо разбираться в технических вопросах – это основное требование к руководителям высшего уровня в различных организациях.

    6. Руководители всех трех уровней управления выполняют функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля в организации.

    7. В подавляющем большинстве российских фирм работает сильная управленческая команда на высшем уровне управления.

    8. Постоянное непосредственное общение с исполнителями производственных заданий – это характерная черта деятельности руководителей высшего уровня управления.

    9. Планирование вовсе необязательно в работе современных руководителей. Важно уметь действовать по ситуации.

    10. Возможность различных ролей руководителя не меняются в зависимости от уровня управления.

    Тест 33.

    Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

    Н, 2-в, 3-н, 4-в, 5-н, 6-н, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в

    1. Хороший, квалифицированный, опытный руководитель должен уметь успевать сам решать все возникающие в процессе управления проблемы, не привлекая к этому других управленческих работников.

    2. Определение стратегических направлений развития организации – одна из главных задач руководителей высшего уровня управления.

    3. Определение основ кадровой политики в организации занимает центральное место в работе руководителей всех трех уровней управления.

    4. Работа руководителя состоит из комбинации нескольких ролей.

    5. Работа руководителей высшего уровня связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем.

    6. Знание основ психологии управления важно только для руководителей низового уровня управления, поскольку они находятся в постоянном общении с производственными исполнителями.

    7. Руководители высшего уровня управления обязательны больше наблюдать за внешней деловой средой, чем руководители низового уровня управления.

    8. Умение делегировать полномочия – одно из основных качеств эффективного руководителя.

    9. Руководитель высшего уровня несет ответственность за деятельность всех подразделений в организации.

    10. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы.

    Тест 34.

    Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

    Н, 2-в, 3-в

    1. Информирование – одна из общих функций управления, выполняемая руководителем.

    2. В современных условиях руководители должны уметь использовать групповые формы работы, создавать инновационную обстановку, творческую атмосферу, привлекать к решению сотрудников организации.

    3. Для хорошего высшего руководства требуется сочетание таких типов людей, как человек мысли, человек действия, человек, разбирающийся в людях понимающий их, и человек публики. Однако эти типы способностей практически никогда не совмещаются в одном человеке.

    Тест 35.

    Тест 36.

    Тест 37.

    Что такое социометрия?

    А) это способы осуществления воздействия на персонал на основе использования экономических законов;

    Б) это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на властных отношениях и дисциплине;

    В) это метод научного изучения взаимоотношений в коллективе и места каждого в структуре этих отношений;

    Г) это метод, стимулирующий персонал на полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда.

    Тест 38.

    Расставьте перечисленные ниже потребности по порядку от низших к высшим, согласно иерархии А. Маслоу:

    А, В, Д, Г, Б,

    А) Физиологические потребности;

    Б) Потребность в самовыражении (самореализации);

    В) Потребность в безопасности и защищенности;

    Г) Потребность в уважении;

    Д) Социальные потребности.

    Тест 39.

    Тест 40.

    Согласно Д.Мак-Клелланду, три важнейших для деловых ситуаций стимула – это стремление добиться успеха, власти и признания. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам связано, со стремлением к:

    А) Власти;

    Б) Успеху;

    В) Признанию.

    Тест 41.

    Тест 42.

    Тест 43.

    Тест 44.

    Первая стадия в создании продукта – это:

    А) Управленческий анализ;

    Б) Конструирование;

    В) Предварительная оценка и выбор идей;

    Г) Поиск идей.

    Тест 45.

    Предприятие решает организовать фирменный сервис во всех крупных городах области, для чего необходимо:

    А) Связь с покупателем;

    Б) Четкая система снабжения;

    В) Поиск новых методов сервиса;

    Г) Все вышеперечисленное.

    Тест 46.

    Новым товаром на рынке считается товар:

    А) Имеющий новую упаковку и фасовку;

    Б) Товар, с принципиально новыми техническими характеристиками;

    В) Товар, известный на других рынках, но появившийся впервые на анализируемом;

    Г) Все перечисленное.

    Тест 47.

    Что является товаром?

    Б) Виды деятельности;

    В) Телевизоры;

    Г) Все вышеперечисленное.

    Тест 48.

    Самая острая конкурентная борьба возникает на следующем этапе ЖЦТ:

    А Внедрение;

    Б) Зрелость;

    В) Рост;

    Тест 49.

    Предприятие начинает получать прибыль обычно на следующем этапе ЖЦТ:

    А) Внедрение;

    Б) Зрелость;

    В) Рост;

    Тест 50.

    Г) Все перечисленное.

    Тест 51.

    Тест 52

    В какой организационной структуре реализуется принцип единоначалия?

    А) Линейной;

    Б) Функциональной;

    В) Проектной;

    Г) Матричной.

    Тест 53.

    Какая из ниже перечисленных подфункций не относится к функцию планирование?

    А) Прогнозирование;

    Б) Координация;

    В) Моделирование;

    Г) Программирование.

    Тест 54.

    Тест 55.

    Теория мотивации, согласно которой людям присущи власть, успех и причастность:

    А) Теория Д. МакКлелланда;

    Б) Теория справедливости;

    В) Теория А. Маслоу.

    Тест 56.

    Какая подфункция, функций планирования включает: Разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбора методов управления?

    А) Прогнозирование;

    Б) Моделирование;

    В) Программирование.

    Тест 57.

    Тест 58.

    Какие факторы, связанные с выполняемой работой, составляют основу ситуационного подхода для определения оптимального масштаба управляемости?

    А) Техника коммуникации;

    Б) Схожесть работ;

    В) Территориальная удаленность работ;

    Г) Степень четкости в постановке целей;

    Д) Сложность работ.

    Тест 59.

    Управления?

    А) Производство;

    Б) Маркетинг;

    В) Финансы;

    Г) Работа с кадрами;

    Д) Эккаунтинг;

    Ж) Внешняя среда .

    Тест 60.

    Метод SWOT позволяет выявить:

    А) Сильные и слабые стороны организации (предприятия);

    Б) Угроз и возможностей;

    В) Конфликтных ситуаций.

    Тест 61.

    Правильно расставьте этапы процесса коммуникации: А, В, Г,Б

    А) Отправитель;

    Б) Получатель;

    В) Кодирование;

    Г) Раскодирование.

    Тест 62.

    Тест 63.

    К теории мотивации?

    Б) Психологические ;

    В) Процессуальные.

    Тест 64.

    В процессе управления осуществляются информационно – технические операции, связанные со сбором, обработкой и передачей информации; аналитические операции, связанные с анализом информации, разработкой вариантов решений; операции, связанные с постановкой цели, выбором оптимального варианта решения, его принятием;организационно – административные операции, связанные с организацией выполнения решения, представительскими функциями и т. д.

    Укажите, в работе каких управленческих работников преобладают указанные операции? Выберите правильный вариант ответа.

    Операции Кто выполняет операции
    Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Вариант Д
    Информационно – технические операции Технические исполнители Специалис- ты Технические исполнители Технические исполнители Руководители
    Аналитические операции Технические исполнители Технические исполнители Специалис-ты Специалис-ты Технические исполнители
    Операции целеполагания, операции по выбору варианта решения Специалисты Специалисты Руководители Специалисты Руководители
    Организационно – административ- ные операции Руководители Руководители Руководители Руководители Специалисты

    Тест 65.

    Определите наиболее рациональную структуру затрат рабочего времени руководителей (Р), специалистов (С) и технических исполнителей (ТИ). Выберите правильный вариант.

    Категории управлен-ческих работников Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г
    операции операции операции операции
    И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А
    Р 10 40 50 - -
    С 40 60 - -
    ТИ - - 90 10 -

    И – Т – информационно – технические операции;

    А – К – аналитико-конструктивные операции, связанные с анализом информации, целепологанием, выбором оптимального решения;

    О – А – организационно – административные операции.

    Тест 1.

    Какие уровни управления можно выделить в организации?

    А) Первичный; Г) Средний;

    Б) Высший; Д) Низший .

    В) Вторичный;

    Тест 2.

    Основные функции менеджмента, это:

    А) Планирование, организация, мотивация, прогнозирование;

    Б) Планирование, организация, мотивация, контроль;

    В) Планирование, организация, мотивация, координация.

    Тест 3.

    Какой из ниже перечисленных конфликтов не относится к типу (уровню) конфликтов в организации (предприятий)?

    А) внутриличностный;

    Б) межличностный;

    В) структурный;

    Г) между личностью и группой;

    Д) межгрупповой.

    Процесс и функции управления

    Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
    Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
    Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
    планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

    Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

    Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

    Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

    Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

    Руководитель и его роли

    Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
    Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

    1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

      Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

      Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

    Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

    Уровни управления

    Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

    Руководителей делят на три категории:

      Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

      Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

      Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.


    Современный управляющий

    Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

    В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
    Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
    В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
    "В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

    Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:

    1. Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.
    2. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.
    3. Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
    4. Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".
    5. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
    6. Ориентация на будущее.

    © 2024
    alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции