02.11.2019

Проект рассказ про слово честный. Проект по русскому языку «Рассказ о слове» Проект. этап. Планирование и организация деятельности


В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта "Рассказ о слове"

Самая простая форма проекта про слово солнце - письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове собака"

Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку "Рассказ о слове". С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бушевецкая

начальная школа»

Проект «Рассказ о слове»

(русский язык 3 класс)

Подготовили ученики 3 класса

Руководитель - учитель начальных классов

Федорова Лариса Зиновьевна

Цели проекта:

узнать лексическое значение слова;

подобрать к нему синонимы и антонимы;

найти родственные слова, фразеологизмы;

из дополнительной литературы выбрать пословицы, загадки, приметы., связанные с зимой.

Очередной проект по русскому языку в 3 классе называется «Проект о слове». Для того, чтобы описать любое выбранное слово ученикам был предложен план. По этому плану они должны были последовательно описать слово.

План:

Лексическое значение слова.

Синонимы и антонимы к этому слову.

Найти родственные слова.

Подобрать фразеологизмы, если они имеются.

Найти пословицы про слово.

Подобрать загадки.

Приметы, связанные с этим словом.

Написать отрывки стихотворений, где встречается выбранное слово.

Придумать предложение с выбранным словом.

Для образца в классе мы выбрали слово «ЗИМА».

Лексическое значение слова «зима».

Самое холодное время года, наступающее вслед за осенью и сменяющееся весной. Суровая зима. Снежная зима.

Старославянское - зима.

Литовское - ziema.

Греческое - chion (снег).

В древнерусском языке слово употреблялось с XI в. Оно перешло из старославянского языка. Прилагательное зимний известно с X-XII вв. Первоначальное значение слова - «время дождей», «время снега».

2.Синоним - зимушка.
Антоним- лето.

3. Родственные слова, образованные от корня «зим».

Зима- зимовщик, зимний, зимовать, зимушка, зимующие.

4. Фразеологизмы

1). Сколько лет, сколько зим (не видались; разг. фам., говорится при свидании) - очень давно [каламбур, основанный на двояком значении слова лет - годов и времен года].

Сколько лет, сколько зим, старина, не видались!

2). Где раки зимуют - выражение угрозы.

5. Пословицы.

Зимой волка бойся, а летом муху.

Зима лето пугает, а все равно тает.

Зима лето строит.

Зима лодыря морозит.

Зиме и лету перемены нету.

Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит.

6. Загадки.

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит слёзы льёт. (Зима)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

7. Приметы о зиме.

Если кошка в доме встает на задние лапы и начинает скрести стены, то следует ждать вьюгу.

Если самые сильные морозы за всю зиму приходятся на праздник Крещения, то год будет урожайным.

Падают большие снежинки - к оттепели.

Деревья в лесу трещат — перед сильной стужей

Дрова горят с треском - к морозу.

Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.

Если дым из трубы идет столбом - похолодает.

В какой день зимы пройдет буран, в соответствующий день лета будет дождь.

8. Стихи про зиму.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Федор Тютчев

******

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И.Черницкая

*******

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

А.С.Пушкин

9. Предложения со словом «зима».

В этом году зима обещает быть снежной и морозной.

Зима недаром злится, прошла её пора.

Для описания слова ученики выбрали такие слова, как «ВЕТЕР», «СОБАКА», «КОШКА», «ВОДА».

Гусельникова Каролина.

Выбрала слово «ВЕТЕР».

Ветер - поток воздуха. Который быстро движется параллельно земной поверхности. На земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении.

Ветерок. Ветреный. Обветренный.

Синонимы - шторм, смерч, ураган, буря, вихрь.Антонимы - безветрие, штиль.

Пословица - ветер подует, следы заметёт.

Поговорка - не бросай слова на ветер.

Загадка - гуляет в поле, а не конь. Летает в поле, да не птица.

Примета - гром зимой - к сильным ветрам.

Фразеологизмы- ветер в голове, как ветром сдуло. Каким ветром занесло.

Ветер с севера летит

Осень желтая в пути.

Ветер тучи в небе носит,

Первый снег на землю бросит.

Золотистым листопадом

Он уляжется за садом. (Гурина И.)

Сегодня утром был сильный ветер.

Дмитриев Руслан выбрал слово «СОБАКА»

Собака - домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, Собака, собачий, собаковод. к которым относятся также волк, лисица и др.

Собака, собачий.. собачка, собаковод, собачиться.

Синонимы - дворняжка, пёс, щенок, моська.

Пословицы и поговорки.

Грешно собаку звать человеческим именем.

Собаку целуют только в морду - иначе у неё заведутся блохи.

Молния не поражает домов, где живёт черная собака.

В избе пирогом, а на дворе калачом.

Не дразни собаку - не укусит.

Не все собаки кусаются, которые лают.

Если сидишь на слоне, нечего бояться собаки.

Фразеологизм - как собака на сене (сам не пользуется и другим не дает).

Стих - рычит бульдог на таксика:

«не дам вам ничего!»

Бежит бульдог за таксиком

А таксик от него.

Я медленно шел по улице. А собака бежала впереди меня.

Кривенков Дмитрий. Слово «КОШКА».

Кошка -1). домашнее животное, ловящее мышей и крыс. Самка кота.

2).Это хищное млекопитающее семейства кошачьих.

3). Ременная плеть с несколькими хвостами.

4). Небольшой якорь spec .

5). Род железных шипов, надеваемых на обувь для лазания на столбы, по отвесным склонам.

2. Кошачий, кошатница, кошечка, кошкин.

3. Синоним- киска, кисонька, кисуля, кот, царапка, мурка.

Антоним - Крыса, мышь. Собака.

4. Приметы. Кошка моется - гостей зазывает.

5. Загадка.

Подходит к нам мурлыкая

Пьёт молоко из плошки

Она бывает дикая.

Зовём её мы …….

6. Пословицы и поговорки.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Доброе слово и кошке приятно.

Ночью все кошки серы.

7.Фразеологизмы.

Как кошка с собакой. (постоянно сорясь, враждуя).

Кошки на душе скребут (Кому-то тоскливо, беспокойно)

Искать черную кошку в темной комнате (О бесполезности действий).

8.Стихотворение.

Жить независимо кошки стараются,

Только на лапы всегда приземляются,

В кошках есть грация, разум и стать,

С кошек пример нам надо брать.

Лихоткин Дмитрий рассказал про слово «ВОДА».

Вода - жидкое вещество.

Вода, водичка, водный.

Синоним - мокрота.

Загадки. К низу летит капельками, а к верху - невидимкою. В жаркий день самой желанной бывает.

Пословицы и поговорки. Апрель с водой. Май с травой. Без воды и мельница не крутит.

Фразеологизмы. Как в рот воды набрал (молчит, ничего не говорит).

Вода - природный дар

Вода в морях и океанах,

Озерах, реках и прудах.

И без неё не обойтись нам

Ни в селах, и ни в городах.

Цените воду, берегите:

Природный дар нам дан такой.

МКОУ Терновская СОШ № 1

Исследовательская работа

Выполнили - ученики 3-а класса Руководитель-учитель начальных классов: Дулина Л.В.

2017 год

Методический паспорт исследовательской работы.

Исследовательская работа: «Рассказ о слове»

Предмет : русский язык

Класс: 3-а

Цель исследования :

    Развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.

    Создание красочных страничек исследуемого слова.

Задачи исследования :

    формировать умения подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное;

    представлять свой проект.

Планируемые результаты :

    находить пути решения поднимаемой проблемы;

    пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;

    находить полезную информацию в словарях;

    совершенствовать умения находить однокоренные слова;

    собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

    сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

    оформлять страницу журнала;

    презентовать проект;

    оценивать результаты работы;

    пользоваться результатами собственной деятельности.

Тип проекта : поисково-творческий.

Тип проекта по предметной области: русский язык.

Тип проекта по форме: коллективный.

Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный.

Ресурс: заинтересовать родителей совместной деятельностью в триаде «Учитель-ученик-родители».

Результат проекта (продукт): сборник рассказов о слове; презентация.

План работы над исследованием.

1этап. Подготовительный.

    Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

    Обсуждение названия проекта.

    Планирование.

    Сбор материала.

    Оформление работы.

3 этап. Практический.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.

4 этап. Презентационный.

Представление и защита работ. Коллективное составление сборника слов.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный).

Анализ результатов исследовательской работы каждого члена группы, самооценка.

План работы над словом:

    Лексическое значение слова.

    Однокоренные слова.

    Синонимы.

    Антонимы.

    Фразеологизм.

    Сочетаемость слова.

    Пословица.

  • Предложение с этим словом.

Введение.

Мы ученики 3«А» класса, хотим познакомить Вас с нашей исследовательской работой по русскому языку по теме «Рассказ о слове».

Эта тема выбрана нами не случайно. Мы с первого класса работаем над различными исследовательскими проектами: учебными и внеурочными. И в каждом проекте большую часть занимают слова, а слово - очень интересная штука. В 1 классе мы узнали , что в русском языке есть слова, написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить.

Во 2 классе мы познакомились с лексическим значением слова, его этимологией, подбирали родственные слова, однокоренные, учились подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогатило наш кругозор, речь, словарный запас.

В 3 классе работа над словом усложнилась. Мы начали понимать природу фразеологизмов, исследуя слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появилось желание исследовать разные слова русского языка.

Выбранную нами тему мы решили изучить самостоятельно. Вместе обсудили план, распределили направления нашей работы. А затем по плану (см. приложение) каждый исследовал своё слово и составил красочную страницу.

Теперь разрешите представить вам наши творческие работы, которые можно использовать на уроках, в группе продленного дня, в работе с дошкольниками.

Слово – «горох»

ГОРОХ

гарох горох

      Лексическое значение слова:

    Травянистое растение (семейство бобовых) с круглыми семенами в стручках.

    Овощ, выросший на огороде.

      Однокоренные слова: горох, горошек, гороховый, горошинка.

      Синонимы: горох, боб.

      Антонимы: (горох) круглый – квадратный, зеленый – красный, твердый – мягкий.

      Фразеологизм: Как об стену горох. Полное безразличие к чему либо, какой либо ситуации, вопросу.

      Сочетаемость слова: зеленый, мягкий, круглый, зрелый, вкусный, твердый.

      Пословица: Не смейся, горох не лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь.

      Загадка:

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

      Предложения с этим словом:

Мы посадим горох в огороде.

Вкусный вырастет горох.

Слово – «дружба».

Дружба - записываем [дружба] Произносим [ дружба]

1. Лексическое значение слова:

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружба, дружить, дружелюбный, дружок, дружественный.

3. Синоним: товарищество, приятельство.

Антоним: вражда

Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы.

5. Пословицы:

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

За дружбу дружбой платят.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Дружба от не дружбы близко живет.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Загадки:

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская... (дружба)

6. Предложения со словом:

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).

Ты дружбу не купишь за деньги,

Ее не найдешь просто так.

Ведь дружба, как золото, ценна,

А также не всем по зубам (В.Можная)

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил (С.Михалков)

Слово – «язык».

Произносим й а з ы к

Записываем язык

    Лексическое значение слова:

1.Орган в полости рта у позвоночных животных и человека.

2. Орган человека, который участвует в образовании звуков речи.

3. Система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения.

2. Однокоренные слова: язычок, язычище, языковой, подъязычные (таблетки), языкознание, языковед, язычник.

3. Синонимы: речь, диалект (к третьему лексическому значению).

Антонимы не существуют.

Фразеологизмы: Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей . Если же болтун любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык . Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык , почаще держал его за зубами , а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить .
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен .
Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил . Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется ?
Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка , то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул

4. Многозначность слова ЯЗЫК основывается на сходстве по форме. Например, язык у человека, язык у колокола, язык у ботинка, язык у пламени костра.

5 . Сочетаемость слова: человеческий язык, слизистая языка, русский язык.

6. Пословицы. Острый язык - дарование, а длинный - наказание. Мал язык , да всем телом владеет.От приветливых слов язык не отсохнет. Язык мягок: что хочет, то и лопочет.Язык до Киева доведет. Языком болтай, а рукам воли не давай! Языком не торопись, а делом не ленись. Язык мой - враг мой.

7. Загадки.

1)Если б не было его, 3) Всегда во рту,
Не сказал бы ничего. Да не проглотишь.

2)Всегда он в работе, 4) Что острее ножа?
Когда говорим,
А отдыхает, 5) Изгородь из костей, а сторож без костей.
Когда мы молчим.

8. Предложения с этим словом.

1. Маша дразнилась и показывала всем язык.

2.Язык колокола бился, дрожал, созывал тревожным набатом людей на площадь.

3.Завернувшийся внутрь язык мешал мне шнуровать кроссовки.

4. Пламя костра разгоралось, его языки всё жарче согревали озябшие руки.

5. Мы дети Солнца, дети Бога-Слова.
Язык великий нам в наследство дан.
Настанет время - и прославят снова
Потомки имя гордое славян.

6. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(А.И.Куприн.)


Работая над проектом мы:

    Расширили свой кругозор, узнали много нового, интересного о различных словах.

    Со своими работами мы выступили на уроках русского языка и литературы.

    Научились работать с различными словарями, отбирать нужную информацию.

    Сформировали умение подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное.

    Научились представлять свой проект.

    Работа над исследованием нас сплотила, нам интересно выступать перед друзьями в классе, узнавать новое, слушать друг друга.

    Мы хотим продолжить работу над проектами по предметам и по внеурочной деятельности

В работе над проектом нам помогали:

наш классный руководитель,

Ткаченко Дарина, Татаринцева Яна, Махмадиев Кирилл

Тема данного проекта определена предметом "Русский язык"(УМК "Школа России"), 3 класс. Основной целью является формирование важного УУД - умение работать с информационным текстом (в данном случае словарными статьями разных словарей). Цели и задачи учащихся: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

П онаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку. Проект был представлен нашкольной научно-практической конференции (2-ое место). Слайдовая презентация помогает слушателям более полно представить результаты учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская СОШ

Исследовательская работа по теме:

«Рассказ о слове»

Учебный проект. Русский язык

Работу выполнили учащиеся 3 класса:

Ткаченко Дарина,

Татаринцева Яна,

Махмадиев Кирилл

Руководитель: Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов

с. Парфёново

2014 г.

Страницы

  1. Введение ____________________________________ 3
  2. Основная часть:

Рассказ о слове «Дождь» ________________________ 4

Рассказ о слове «Жара» _________________________ 4 - 5

Рассказ о слове «Дружба» _______________________ 5

  1. Заключение __________________________________ 6
  2. Список используемой литературы _________________ 7
  3. Приложения:

Загадки о слове _______________________________

Стихи о слове _________________________________

Игры со словом _______________________________ 8 - 10

Введение

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова… И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.

Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.

Мы предположили , что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Основная часть

Слово «дождь»

Произносим до/шть/, пишем дождь.

  1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

  1. Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

  1. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.
  2. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.
  3. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».
  4. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.
  5. Предложения со словом:

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Пословица:

Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

Загадка. Приложение №2.

Стихотворение:

С.Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

Слово «жара»

Произносим слово жара, пишем - жара.

  1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.
  2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.
  3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.
  4. Антонимы: жара – мороз, холод.
  5. Фразеологизмы: « Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого труда).
  6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).
  7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.

Из стихотворения Роберта Рождественского:

Я такой жары ещё не помню…

Жарко паутине. Жарко полю.

Загадка. Приложение №2.

Пословица:

Против жары и камень треснет. (Трудно переносить сильную жару).

Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Слово «дружба»

Произносим дружба , пишем дружба .

  1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
  2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.
  3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.
  4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.
  5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).
  6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).
  7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.

Пословица:

Где нет дружбы, там нет успеха. (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Загадка:

Рождается в беде, а закаляется в труде. (Дружба).

Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. (Приложение №1).

Игры со словами. Приложение №3.

Заключение

Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

Литература:

  1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.
  2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс. «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.
  3. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,
  4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.
  5. Интернет – ресурсы.

Приложения

Приложение №1.

«Стихи о слове»

С.Я. Маршак

Гроза днём

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Стеклянный дождь стучит.

О. Молоканова

Солнышко с неба

Жаркими лучами

Обнимает полдень

Июльского дня.

Бабочка красавица

Под листочек прячется.

Опаляет крылышки

Знойная пора.

Пожалело солнышко

Спряталось за тучку.

Дождь пролил прохладой

В летнюю жару.

Распускаются цветы,

Песнь запели соловьи

Спасибо солнце за тепло,

А тучке - за дожди.

Юрий Энтин

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Приложение № 2

«Загадки о слове»

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Шёл долговяз – в сыру землю увяз. (Дождь).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - …. (дождь).

С утра мы бегали по полю…

Набегались, конечно, вволю.

К тому же наш футбольный мяч

Вдруг стал, как колобок, горяч.

Уже двенадцать, в тень пора.

На солнце страшная …. (жара).

Я на пляже разогретом

Жду ребят горячим летом.

И, спасаясь от меня,

В речке плещет малышня.

А зверюшки в эти дни

Укрываются в тени. (Жара, зной)

Приложение №3.

“Игры со словами»

В слова можно играть. Например, есть такая игра, как «Волшебные цепочки».

Барабан – банка – катер – термос – мостик – тик-так – такса – сажа – жаба.

Анаграммы – придумать новые слова, переставляя буквы.

«Наоборот».

Маленький – большой, чёрный – белый, горячий – холодный.

«Найди слово в слове».

Юность – нос, сон, тон.

«Занимательные модели».

У – сук, суп, бук.

Приложение №4.

«Пословицы о слове»

Видна птица по перьям, а человек по речам.

Много сказано, а послушать нечего.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

вс Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно! А. Шибаев

« Рассказ о слове» Русский язык

Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.

«Дождь» Произносим до/ шт,/ , пишем дождь. Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. Дождь - дождичек, дождик, дождливый, задождило, дождевик. Синонимы: дождь – осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек. Антоним: дождь - засуха. «Льёт как из ведра» - так говорят про очень сильный дождь, ливень. Грибной, проливной, тёплый, летний, сильный (дождь).

Предложение: Дождь зарядку делал в шесть, Разбудил на крыше жесть, Энергично бил по жести, Совершая бег на месте. Пословица: «Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят».

Произносим /жара/, пишем жара. Жара – жаркая погода, жар. Жара - жар, жарища, жаркий, жарковато, жарить, сжариться. Синонимы: жара – солнцепёк, зной. Антонимы: жара – мороз, холод. «Загребать жар чужими руками» - пользоваться результатами чужого труда. Первая, летняя, поздняя (жара). «Жара»

Всё лето стоит жара. В бане жарко. «Я такой жары ещё не помню… Жарко паутине. Жарко полю». Р. Рождественский Пословица: «Против жары и камень треснет».

Произносим /дружба/, пишем дружба. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Дружба – дружить, дружелюбие, подруга, друг, дружище, дружок, дружный. Синонимы: дружба – доверие, близкие отношения, привязанность. Антонимы: дружба – ссора, вражда. «Дружба дружбой, а денежки врозь- как бы ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный. Крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба). «Дружба»

Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба. Пословица: «Где нет дружбы, там нет успеха». Предложение:

«Волшебные цепочки» Барабан – банка, катер, термос, мостик, тик-так, такса, сажа, жаба. «Анаграмма» - придумать новые слова, переставляя буквы. Атлас – салат, адрес – среда, автор – товар. «Наоборот» Маленький – большой, чёрный – белый, горячий – холодный. «Найди слово в слове» Юность – нос, сон, тон. «Занимательные модели» - У – сук, суп, бук. .. Игры со словами

Проект по русскому языку «Рассказ о слове» Проект выполнил ученик 3 класса МКОУ ООШ д. Безводное Кугергин Даниил

Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. С. Я. Маршак. Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово «вода» .

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Буря в стакане воды- большие волнения по ничтожному поводу. Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе. Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать. Воду в решете носить – попусту тратить время. Как две капли воды – очень похожи, неотличимы. .

Однокоренные слова – Вода- водный, водолаз, водопад, водяной. .

Загадки Меня пьют, Меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!

Лексическое значение слова ВОДА Вода – морское, речное, озёрное пространство. Вода — прозрачная, бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Вода – потоки, струи, волны, водная масса. Вода — напиток (для утоления жажды или лечебный).

Сочетаемость слова Мутная, лазурная, горячая, студёная, тёплая, холодная, бурная, живая, целебная, святая, болотная, целительная, минеральная, грунтовая, дождевая, кипячёная, речная, родниковая, (вода).

Синонимы и антонимы – Синонимы: жидкость, напиток, влага. -Антонимы: суша, земля, огонь. .

Пословицы Под лежачий камень вода не течёт. На обиженных воду возят. Ручей поит реку, река поит море. . Переливать из пустого в порожнее. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. .

Предложение с этим словом Мы на 70% состоим из воды. Вода – это одна из четырёх стихий на Земле. Вода- источник жизни. Чистая вода – залог здоровья. В пустыне дожди идут очень редко, поэтому воды очень мало.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции