13.10.2019

Техника речи, упражнения. Речевое дыхание. Курсы по технике речи


Свист ветра: ССССССС...

Шум леса: ШШШШШШШ...

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче
ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу - при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки - в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть - вслух, семь, восемь - мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом - не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться - как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 - 3 - 3
Второй день 3 - 4 - 3
Трет
и й день 3 - 5 - 3
Четвертый день 3 - 5 - 4
Пят
ы й день 3 - 5 - 5
Шестой день 4 - 5 - 5
Сед
ь мой день 5 - 5 - 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра
жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:


5 - 5 - 6
5 - 5 - 7
5 - 5 - 8
5 - 5 - 9
5 - 5 - 10
6 - 5 - 10
7 - 5 - 10
8 - 5 - 10
9 - 5 -
10
10 - 5 - 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение "гекзаметр"

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. "Илиаду", либо "Оди сс ею". Например:

" Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф
и на сказала,
Где божест
ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более
вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св
ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме
ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он.
В не бытность хозяина двор тот
Огородил
дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп
р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб
о р тот высокий из камня " .


Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:


Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива


Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки - эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г
ор ы, туда, как Афина сказала,


Потом три ст ро чки:


Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые
гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве
нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на э"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить - красиво и свободно!

Заговори, чтобы я тебя увидел! (Сократ)

И действительно, речь – это наша визитная карточка. Стоит заговорить, как собеседник сразу делает вывод о характере, настроении, месте рождения, социальном происхождении, образовании и культуре… Именно качественные характеристики речи, то есть то, как мы говорим, в первую очередь воспринимаются как наш образ. Поэтому так важно тусклый, слабый, зажатый голос сделать красивым, насыщенным и выразительным, убрать гнусавость или хриплость, вялую артикуляцию, дикционные недостатки, говорные отклонения. Для этого пройдите курс дикции в «Республике X» и Вы сможете свободно раскрыть свою индивидуальность и добиваться поставленных целей в речевой коммуникации.

Продолжительность

Продолжительность практического курса ораторского мастерства – 10 занятий/20 часов/2 занятия в неделю по 2 часа (7 занятий/21 час/2 занятия в неделю по 3 часа).

Что входит в программу курса

6 из 10-ти занятий курса – тренинги по технике речи:
гимнастика на преодоление голосовых напряжений и зажимов,
укрепление дыхательной мускулатуры,
постановка голоса,
расширение голосового диапазона,
исправление дикции,
избавление от говора,
артикуляция,
интонирование речи,
дыхательная гимнастика Стрельниковой,
дыхательные тренинги Терзопулоса,
практика выступлений со скороговорками, стихотворными и прозаическими текстами, чтение с листа сложных текстов;
речевые дуэли.

4 занятия посвящены развитию памяти и лексики оратора, невербальным техникам и умению увлечь аудиторию своим выступлением.

В группе занимается не более 15 человек.

Стоимость участия в тренингах указана и в разделе

Как проходят тренинги

Курсы правильной речи и дикции – это интенсивные тренинги. Слушатели занимаются дыхательно-голосовой гимнастикой, лежа на ковриках, сидя, стоя; отрабатывают чистое произношение на артикуляционно-дикционных тренингах, читая стихи, скороговорки, сложные тексты; выполняют домашние задания и выступают публично; анализируют результаты по видеозаписям и получают персональные рекомендации. Занятия проходят интенсивно, в комфортной и веселой обстановке.

Настоящий курс поможет:

1. Развитию природного голоса и речи.
2. Мобилизовать голос перед выступлением.
3. Снимать страх перед выходом к аудитории.
4. Умению внятно и выразительно говорить.
5. Артикулировать речь,чтобы быть всегда услышанным и понятым.

[ Подробная программа курса ]

Наша команда

  • Виктор Владимирович Мархасев - автор методики по развитию сценической речи (стажировался в США), более 4 тыс. учеников, более чем 25 летний тренерский опыт работы с бизнесменами и политиками. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, актер, режиссер. Ученики Виктора Владимировича Мархасева – Владимир Машков, Ирина Апексимова, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и другие.
  • Ирина Анатольевна Автушенко – один из самых эффективных тренеров по технике речи, кандидат искусствоведения, автор учебных пособий «Сценическая речь и эмоциональный слух», «Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи», «Рабочая тетрадь по орфоэпии». Проводит регулярные стажи по сценической речи для актеров театров России и за рубежом; занятия по работе над текстом, техникой речи с политиками, бизнесменами и теле-радио ведущими.
  • Кирилл Иванченко – выпускник Театрального института им. Б. Щукина, актер, стажировался по сценической речи у Виктора Мархасева.

Записывайтесь к нам прямо сейчас!

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!

Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Варианты упражнений для постановки дыхания

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть , можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Упражнение «Язык без костей»

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции