02.11.2019

Техника быстрого чтения ритм. Объем и ритм чтения. Расширение угла зрения


1 209

Друзья! Я обращаюсь в первую очередь к тем из вас, кто еще не попробовал сделать Ритмометод 7РО практикой жизни, а может быть и совсем не знает о Ритмометоде ничего.

Мне очень хочется рассказать, что — это действительно очень практичный метод, который можно использовать в каждый момент жизни, в любых ситуациях, везде и во всём, улучшая жизнь, делая её прекраснее, удобнее, разумнее.

Те, кто занимается Ритмометодом 7РО давно, уже привыкли к тому, что, имея в запасе дополнительное Время, можно создавать себе желаемые события, связи, подстраивая окружающее под себя. Причём окружающая жизнь очень признательна имеющим время. Зато, когда время кончается, мы это ощущаем очень остро, сталкиваясь с дискомфортом, проблемами и ущербами.

Для меня, одной из таких фишек является один Ритм, невероятный и прекрасный.
Повторяю, свой опыт я адресую тем, кто мало знаком с Ритмометодом 7РО.

Любой ритм является дарителем дополнительного времени жизни! Вы просто читаете ритм и получаете время, которым можете распорядиться по своему усмотрению. И, конечно, ритм дарит время на тему, описанную в нём. Прекрасные слова ритма, выстроенные определённым способом, организуют жизнь без проблем. Есть даже такое определение ритма – «Ритм – организатор жизни».

В начале моего освоения Ритмометода 7Р0 мы читали этот ритм в начале каждого занятия. И он быстро запомнился.

Это — великий труженик, неутомимый помощник, несущий гуманитарную помощь всем людям, это ритм с говорящим названием «Дезинфекция».

Благодарю, вас, драгоценная «Дезинфекция»!

Что же он дезинфицирует и чистит? Энергополе и информополе любого прочитавшего его, а также счастливчика, оказавшегося рядом с прочитавшим. Очищает от ядерных выплесков (раздражений, агрессии, травмирующих сердце) и конфликтных выбросов (обвинений, запугиваний, сковывающих мозг), в целом, помогает сохранять наше сердце и мозг в чистом активном состоянии.

Практически беру помощь у этого ритма очень часто – и для других: близких, клиентов, и для себя.

А сейчас — практика с ритмом.

Картинка первая

Тёплый солнечный летний день. Чудесная погода. Природа радует своими живыми яркими красками. Я стою на автобусной остановке в прекрасном настроении, собираясь ехать из сада в город. Подходит соседка по саду. Обмениваемся приветствиями, улыбаясь друг другу.
Подходит автобус, мы садимся. И… на нас обрушивается агрессивный поток брани от кондуктора. Что называется — на пустом месте. Обращаю внимание на то, что у кондукторши временной запас — в минусе, находится за границей телесной на уровне животного состояния. Вижу, как сжимается соседка, буквально вжимаясь в кресло от неожиданного ядерного натиска. Начинаю читать «Дезинфекцию». Слова внутри проговариваются свободно, а снаружи бушует гроза разбушевавшихся эмоций, крик человека, абсолютно потерявшего время. Можно сказать, крик о помощи.

По мере прочтения ритма кондуктор замолкает. В автобус входят улыбающиеся молодые люди. В салоне автобуса становится легче дышать. Для закрепления эффекта читаю «Дезинфекцию» ещё раз. Кондуктор начинает говорить ровным голосом.

Вижу, что соседка тоже начинает расслабляться. Агрессия растворилась.

Все произошло, как сказано в ритме:

«И сам в чистейший Храм
Входи храним,
и чист,
и светел»

Спрашиваю соседку, заметила ли она изменения? Да, конечно! Она поражена, удивлена! Почему прекратился крик? И так быстро?

А я с удовольствием рассказываю ей о времени и о ритме.

Друзья, это была, пожалуй, самая быстрая демонстрация практических возможностей Ритмометода. Практично, понятно и доходчиво.

Картинка вторая

Мама звонит и просит прийти, у неё поднялось давление. Я меряю давление, действительно, оно повышено. Вызываем скорую.

Почему поднялось давление? Кто-то рассказал страшилку (соседка что-то страшное рассказала и по телевизору что-то угрожающее показали). И тело сжимается от страха, а вместе с ним кровеносные сосуды. Давление поднимается.

Я читаю «Дезинфекцию».

Приезжает скорая. Меряют давление — оно в норме. Мама — в растерянности: «Дочка что-то прочитала».

Да, прочла великую помощницу — «Дезинфекцию»!

Картинка третья

Читаю «Дезинфекцию» для себя, убирая дискомфорт от только что услышанных, подавляющих мозг слов человека. Он сразу убегает . А я иду делать покупки в магазине, в котором бываю очень часто. Но после прочтения ритма магазин поражает невероятным светом, чистотой и каким-то праздничным настроем! Я поражена! Я же здесь была вчера и ничего подобного не ощущала! С «Дезинфекцией» всё наполняется светом и чистотой, потому, что дарит этот свет и чистоту моему состоянию! Красота!

Друзья, наша жизнь состоит из множества событий, порой самых простых, обыденных, в которых мы можем терять время или сохранять его. «Дезинфекция» трудится на самом краю, на самой границе потери времени, помогая его сохранить. Главное, вовремя прочитать это ритм.

Инструкция

Самые малые единицы , образующие его ритм, - это слоги. Они ударные и безударные. Группа безударных слогов, которые объединяет один ударный, образует стопу. Именно структура и чередование стоп создают ритмический рисунок, или размер стиха, который, как правило, продолжается на протяжении всего произведения. Для определения стихотворного размера достаточно выделить одну строфу (наиболее крупную чередующуюся единицу - , трехстишие, четверостишие и т.п). В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» строфой будет четверостишие:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.

Выделите в строфе слоги. Схематически изобразите строение стиха таким образом: сильный, ударный слог отметьте знаком «/», безударный - «-». Теперь это же четверостишие будет выглядеть так:/ - / - / - / -/ - / - / - // - / - / - / -/ - / - / - /Видно, что на каждый ударный слог приходится по одному безударному. Это и есть стопа, в данном случае двусложная. В стихотворении Н.А. Некрасова «Застенчивость» стопа уже трехсложная - она состоит из двух безударных слогов и одного ударного:На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова,Странно руки торчат бесполезные,На губах замирают слова.- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -Таким образом вы смогли определить дву- и трехстопный размер стихотворения.

В классическом стихосложении выделяют два вида двустопного размера и три - трехстопного. Двустопные - это хорей и ямб. В хорее ударным является первый слог в стопе. То есть рассмотренное нами стихотворение «Зимний вечер» написано хореем. В ямбе, соответственно, приходится на второй слог:Мой дядя самых честных правил.. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)- / - / - / - / -Трехсложные размеры делятся на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль - размер с ударением на первый слог:Тучки небесные, вечные странники.. (М.Ю. Лермонтов, «Тучи»)/ - - / - - / - - / - -Амфибрахий - трехсложный размер с ударением на второй слог:Какое туманное летоВ неласковой этой стране! (С.Я. Маршак, «Львица»)- / - - / - - / -- / - - / - - /Анапест - трехсложный размер с ударением на третий слог, как в рассмотренном стихотворении Некрасова «Застенчивость».

На рис. 18 показана условная модель преобразований, происходящих в структуре умственных действий при выполнении упражнения с выстукиванием ритма . Сравните этот рисунок с общей моделью процесса чтения (рис. 1). Здесь раскрыты процессы, происходящие только в одном блоке — смысловой обработки и принятия решений, а также в системе памяти. Как показано на рис. 18 , обработка информации при чтении возможна в принципе двумя способами. Первый способ осуществляется с участием блока качала речеслухового анализатора (на рисунке изображен пунктиром) . Это чтение с ярко выраженной артикуляцией. Как происходит дальнейшая обработка информации в таком режиме чтения, показано на схеме. Сигнал, поступающий из блока канала речеслухового анализатора, обрабатывается в блоке оперативной памяти посредством речеслухового кода и выходит из «комнаты » оперативной памяти через «дверь », на которой написано «речеслуховой код».

Приступаем к выполнению упражнения с выстукиванием ритма. Вы читаете текст про себя и одновременно аккуратно и точно в соответствии с правилами выстукиваем ритм. Такой режим чтения исключает участие блока канала речеслухового анализатора. При втором способе сигнал после блока канала речедвигательного анализатора, минуя слуховой, направляется на дальнейшую обработку (на рисунке изображена сплошной линией) . И вот здесь нас ожидают первые трудности. Привычным способом обработки информации до сих пор был речеслуховой код. Однако поступивший сигнал на этот раз не несет с собой программу его обработки, так как миновал слуховой блок.


Рис. 18. Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

Итак, информацию нужно обрабатывать, а привычные средства ее усвоения отсутствуют. Что же делать? Как показано на рисунке, поступивший сигнал начинает «метаться » по «комнате » оперативной памяти. Он пытается пробиться через «дверь » речеслухового кода, но здесь его не пускают. Для прохода нужно предъявить своеобразный «пароль », соответствующий этому способу обработки информации, а он его не имеет. Сигнал отскакивает от этой «двери » и продолжает поиски выхода.

Описанная ситуация соответствует первой фазе освоения упражнения с выстукиванием ритма: чтение и одно временное выстукивание ритма невозможно. Получается что-либо или чтение, или выстукивание ритма. Как правило, эта фаза действует недолго. Достаточно одного часа выстукивания ритма, и вы убедитесь в том, что попытки читать с одновременным выстукиванием ритма увенчались успехом. Большинство же обучающихся уже на первых минутах чтения с одновременным выстукиванием ритма благополучно преодолевают первую фазу освоения упражнения.

Вернемся вновь к рис. 18 . Итак, поступающая информация накапливается в «комнате » оперативной памяти, переполняет ее, но не обрабатывается. Наступает ситуация, о которой большинство обучающихся рассказывали так: «Чувствую , что я читаю, глаза бегут по тексту довольно быстро, как будто все воспринимаю. Но в то же время осознаю, что ничего не могу понять из прочитанного. Голова как бы разламывается от желания понять что-либо ». Эта ситуация соответствует второй фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма по лучается, но понять прочитанное нельзя.

Что же происходит дальше? Как уже отмечалось, потенциально любой человек несет в себе способность использовать различные программы и коды умственных действий. Необходимо только создать условия, при которых бы эти способности проявились. В нашем случае как раз и наступают такие условия. При отсутствии известных ранее средств обработки информации мозг создает или выбирает из имеющегося запаса новый способ кодирования поступающей информации. Как показано на рис. 18 , сигнал, который метался по «комнате » оперативной памяти, вдруг наталкивается на «дверь » с надписью «код зрительных образов». Оказывается, эта «дверь » была здесь давно и вовсе не закрыта на «замок ». Более того, поступающий сигнал уже имеет своеобразный «пароль » для прохода через нее. Сигнал начинает обрабатываться и поступает в блок долговременной памяти. Эта ситуация соответствует третьей фазе освоения упражнения: чтение с одно временным выстукиванием ритма получается, удается понимать прочитанное, но запоминание отсутствует. Таким образом, вы читаете текст с одновременным выстукиванием ритма. Чтение идет легко и свободно. Ритм не мешает. Вы хорошо понимаете прочитанное. Как правило, это бывает уже после 1—5 ч. чтения с одновременным выстуживанием ритма. Однако вас ожидает новая трудность.


Прочитав одну страницу текста и сделав перерыв, вы пытаетесь вспомнить, что же вы прочли. И с удивлением для себя осознаете, что ничего не можете вспомнить. Возникает явление, которое психологи называют амнезия — мгновенное забывание. В нашем случае это явление закономерно. Как показано на рис. 18 , сигналы из блока оперативной памяти в блок долговременной памяти направлялись по привычным, сформированным многолетним опытом путям. Теперь же необходимо формировать иные пути, строить новые «нейронные сети» для обработки информации (на рисунке они показаны пунктиром), которые вначале еще очень неустойчивы, вследствие чего легко разрушаются, создавая условия для появления амнезии.

Что же делать? Только одно — продолжать чтение с одновременным выстукиванием ритма, закрепляя достигнутое, формируя новый код и новые пути обработки информации на всем ее протяжении — от поступления в мозг и до закрепления в долговременной памяти. Как показывают наблюдения, для этого достаточно 15—20 ч чтения с одновременным выстукиванием ритма. Наконец, наступает момент, когда вы почувствуете, что чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритма как будто вообще не существует. Вы его не замечаете. Текст легко понимается. Закончив чтение, вы можете свободно вспомнить прочитанное. Вы освоили принципиально иной способ чтения, при котором полностью отсутствует артикуляция. Это соответствует четвертой фазе упражнения с выстукиванием ритма: вы свободно читаете текст, все понимаете и можете вспомнить прочитанное.

Анализировать итоги выполнения упражнения имеет смысл только в том случае, когда вы начитали с одновременным выстукиванием ритма не менее 15—20 ч. Прочувствовали и проанализировали все четыре фазы освоения упражнения. Теперь вам необходимо прочитать контрольный текст 5 с одновременным выстукиванием ритма, определить скорость чтения по известной формуле, и только после этого мы приглашаем вас к обсуждению итогов освоения упражнения с выстукиванием ритма. Как показывает опыт, по окончании выполнения упражнения в зависимости от ваших индивидуальных особенностей возможны три случая:

1. V в = V 6 ,

где V в — скорость чтения с одновременным выстукиванием ритма при чтении Текста 5 ;

V 6 — скорость чтения без выстукивания ритма после чтения Текста 3 ;

Равенство скорости чтения с выстукиванием ритма и без выстукивания ритма свидетельствует о том, что артикуляция у вас была выражено слабо. Но это вовсе не означает, что вы зря потратили время. У вас сформировался и закрепился новый способ кодирования, развились наглядно-образные представления. Вам необходимо и далее работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы код наглядных образов стал преобладающим.

2. V в > V 6

Рост скорости чтения с выстукиванием ритма означает значительную артикуляцию. Необходимы усилия в продолжении этого упражнения. Иногда приходится начитывать с одновременным выстукиванием ритма 50—100 ч. Здесь необходимо добиться того, чтобы скорость чтения без выстукивания ритма сравнялась со скоростью чтения с одновременным выстукиванием ритма. Это будет означать, что новый код сформировался достаточно прочно и «работает » уже при чтении без выстукивания ритма.

3. V в < V 6

Несмотря на все ваши усилия, скорость чтения с выстукиванием ритма значительно ниже той, что была ранее. Это явный признак того, что вы допускаете ошибки в выполнении упражнения. Вернитесь к уроку 4 и еще раз внимательно проверьте правильность упражнения с выстукиванием ритма . Ваша задача в конечном итоге — добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстукивания ритма.

Во всех случаях положительным итогом освоения упражнения с выстукиванием ритма мы считаем развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения. Это закономерное явление, свидетельствующее о том, что в механизме мышления становится преобладающим код зрительных образов, эффективность которого была доказана выше.

Существуют определенные пределы того, с чем читатель может справиться в течение дня. Увеличение часов, выделенных для чтения, может не только не увеличить объем информации, которую усвоит читатель, а даже уменьшить его. Дело в том, что существует подсознательное сопротивление чрезмерным усилиям. Сокращение часов, напротив, может значительно увеличить продуктивность чтения и общий объем прочитанного.

У каждого читателя существует свой ритм чтения. Однако кажется, что наиболее благоприятным временем для умственной работы являются утренние часы, прежде чем тело обретет полную активность, а также вечером, когда тело расслабляется, но не слишком устало, но не в середине дня, когда у человека - пик физической активности.

Усилия и усталость.

Усталость замедляет процесс умственного усвоения.

Поэтому чрезмерная усталость отрицательно воздействует на понимание. Читатели могут пресытиться даже хорошей интеллектуальной пищей и устать; если это происходит, то много усилий расходуется на то, чтобы заставить мозг работать, в то время как у человека возникает склонность заняться чем-то другим.

Чрезмерная и устойчивая усталость может даже распространиться на нижний центр мозга, который контролирует резервы энергии; следствием этого может быть внезапный выброс неконтролируемой энергии. (То, что спортсмены называют "вторым дыханием".)

Отдых

Можно воспользоваться советом специалистов по индустриальной психологии, которые настойчиво рекомен­дуют "паузы отдыха", то есть перерывы в работе, когда человек НЕ устал. В идеале к таким паузам надо прибегать непосредственно перед началом усталости. Таким образом, человек не устает, во всяком случае не так быстро. Паузы читателя должны быть краткими; иначе много времени уйдет на вхождение в ритм чтения.

Перемена также дает положительный эффект, как и сам отдых. По этой причине некоторые читают сразу несколько книг одновременно. Рекомендуют и полную перемену в чтении; в противном случае читателю трудно различать темы и идеи.

ЗАМЕЧАНИЕ О ОЗВУЧИВАНИИ ТЕКСТА И ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

Озвучивание текста - это движение ртом и губами, когда вы читаете, или же напряжение мускул гортани, не произнося ни слова. Озвучивание - это ненужная и вредная привычка, а поэтому от нее следует избавляться. Однако в своем рвении "преодолеть звуковой барьер" читателям порой советуют избавиться и от внутренней речи. Нам кажется, что это неудачный совет.

Озвучивание

Читатель, который озвучивает текст, концентрирует внимание на самих словах и бессознательно старается запомнить их; озвучивание помогает запоминанию, ? читатели, которые обычно не прибегают к озвучиванию начинают произносить слова, когда сталкиваются трудностями. Как мы видели, запоминание мешает пониманию, и даже делает его невозможным. Единственный способ избавиться от этой привычки, это читать активна, чтобы не слишком перегружать внимание самими словами, Рекомендуют различные приемы, чтобы избавиться от этой привычки. Один метод состоит в том, чтобы читать с карандашом во рту: так можно остановить движение рта, но не помешать мускульным движениям гортани. Другой метод состоит в том, чтобы пытаться повторять алфавит во время чтения для того, чтобы разбить связь между печатным словом и его звуком; но мы, откровенно говоря, не уверены, каким образом кто-нибудь может активно читать, повторяя про себя буквы алфавита: скорее всего, при этом читатель будет обращать еще больше внимания на сами буквы.



Считается, что читатели, которые озвучивают текст, не могут читать быстрее, чем они говорят, то есть о скоростью 180 слов в минуту; однако эксперименты показали, что некоторые читатели способны озвучивать текст со скоростью 400 слов в минуту; мы сами были поражены, что мы, без практики, смогли произносить вполне узнаваемые звуки со скоростью 360 слов в минуту. Обычно же озвучивающие текст редко превышают скорость, с которой говорят; однако не потому, что они не могут озвучивать текст с большей скоростью, а потому, что пытаются запомнить слова.

Читатель, который озвучивает слова, может избавиться от этой привычки лишь с помощью активного чтения.

Внутренняя речь

Если внутренняя речь читателя - это просто повтор слов автора, то дело - плохо. Если же внутренняя речь - это сопровождение собственной активности читателя, то против этого не надо бороться.

Уильям Джеймс предположил, что если мысль испытывает затруднения, то ее поддерживают образы, подобно птичке, порхающей с ветки на ветку: ветки - это образы, а полет птицы - это "мысль без образов": чем быстрее мысль, тем меньше образов. Спор, который развернулся вокруг этого высказывания Джеймса, длился много лет и не дал никаких позитивных результатов. КАКИЕ-ТО образы сопровождают мысль, но каким образом, когда, где и почему, - все это осталось тайной.

У некоторых людей существует яркое визуальное образное мышление. Есть убедительные свидетельства того, что обладающие одними видами образного мышления обладают и другими видами. У некоторых читателей хорошее образное мышление сопровождает внутреннюю речь. Количество внутренней речи зависит от умственной организации читателя. Если он читает активно, то ему нечего боятся.

Порой читатели говорят, что как только они пытаются читать наши упражнения быстрее, они слышат каждое слово текста, как-будто они слышат пластинку. Видимо, на самом деле они пытаются ускорить чтение и поддерживать одинаковую скорость на протяжении всего текста. Вследствие этого у них недостает времени для освоения важнейших идей материала. Не будучи в состоянии понять смысл, они прибегают к запоминанию, что лишь ухудшает дело. Но так как лучшим способом запоминания является использование как можно большего числа чувственных впечатлений, то они начинают озвучивать текст и проговаривать его внутренней речью. Как только они перестают ускорять чтение, они останавливают попытки запомнить текст и шум прекращается.

Мы поражены, что во многих методах обучения придается большое значение этому предмету. Можно подумать, что озвучивание было широко распространено среди медленно читающих; на самом деле это не так. Возможно, что сами методы обучения, в ходе которых обращалось главное внимание на скорость, провоцировали озвучивание и внутреннюю речь.

ГЛАВА ПЯТАЯ
ГЛАЗА

В ходе обсуждения вопроса о том, как сделать чтение быстрым и продуктивным, много было сказано относитель­но глаз. Было создано немало хитроумных способов, чтобы натренировать глаза таким образом, чтобы обеспечить более продуктивное чтение. Однако есть немало убедительных свидетельств в пользу того, что "хорошие или "плохие движения глаз не порождают определенные привычки чтения, а являются следствием хорошего или плохого чтения.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

Глаз не двигается постоянно по линии текста, потому что такое движение приведет к тому, что изображение окажется вне фокуса. Глаз может видеть, когда пребывает в неподвижном состоянии, потому что, когда он движется, то совершает это с огромной скоростью, которая не меняется и не поддается контролю. Наш субъективный опыт убеждает нас в противном: нам кажется, что мы можем заставлять наши глаза двигаться так медленно или так быстро, как мы пожелаем, и это движение кажется протяженным. Если же вы осмотрите комнату, то поймете, что можете отчетливо видеть лишь в том случае, если глаза неподвижны, даже если вы очень медленно перемещаете свой взор: на самом деле глаз совершает большое количество быстрых движений или скачков, а вы наблюдаете в паузах между этими скачками. Вы можете лишь менять число пауз в течение определенного периода времени.

То же самое можно сказать и по поводу чтения. Ваши глаза покрывают напечатанный текст в ходе серии скачков, и вы читаете в паузах между ними, делая меньше остановок, когда читаете быстро, и больше - если читаете медленно.

Вот как медленный читатель может прочесть линию печатного текста (движения его глаз обозначены стрелками, а остановки - точками):

→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→

→ → →
А так можно изобразить движения глаз у быстрого читателя:

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

Слова читают по обе стороны остановки движения глаза в пределах поля зрения, когда глаза сохраняют неподвижность. Глаз разделяет линию текста на несколько фрагментов, словно делая серию фотоснимков. Глаз не читает текста, за него это делает мозг. Глаз не способен выхватить из текста важные слова. Каким образом и почему глаз останавливается на месте, неясно. Порой он делает остановку на пустом пространстве между печатными словами. Единственное, что очевидно: глаз выбирает точку обзора. Подобно фотоаппарату, глаз делает снимки печатных знаков; мозг интерпретирует их как непрерывное движение в контексте потока осмысленной информации.

"ВИДЕНИЕ" И ЧТЕНИЕ

Эксперименты показали, что, когда изображения слов появлялись на экране на одну сотую секунды, средний читатель, не имевший никакой специальной подготовки, мог увидеть четыре взаимосвязанных слова, в которых содержалось 24 буквы. Если бы дело сводилось только к этому "видению", то человек мог бы читать со скоростью «4 000 слов в минуту, хотя и это не предел, так как некий вундеркинд в США мог "видеть" 40 тысяч слов в минуту. Но когда слова, находящиеся в поле зрения, прочитываются, они должны быть обработаны мозгом, а эта процедура занимает примерно одну пятую секунды; кроме того, при чтении обозреваемые участки необходимо совмещать друг с другом по смыслу и по контексту. Поэтому на чтение уходит больше времени, чем на "видение" .

Самое замечательное в чтении состоит в том, что средняя продолжительность остановок приблизительно равна для всех взрослых читателей одной четвертой секунды, вне зависимости от того, медленно или быстро они читают, и от характера материала, является ли он трудным или легким. Вероятно, причина этого - время, необходимое для того, чтобы мозг обработал информацию. Хотя мы не можем утверждать наверняка. Но ясно одно: быстрые читатели тратят на каждую остановку примерно столько же времени, сколько и медленные читатели. Поэтому медленное чтение связано с большим числом остановок, а быстрое - с меньшим числом. Таким образом, если мы проигнорируем время, которое расходуется на перемещение глаза от одной остановки до другой, то общее время чтения составит число остановок, умноженное на одну четвертую секунды на одну остановку.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до двух третей расстояния по горизонтали. Поэтому читатель может охватить, по крайней мере, пять строк печатного текста одним взглядом. "Вертикальное чтение играет большую роль в чтении, и мы в дальнейшем вернемся к нему, когда будем разбирать проглядывания текста. На данном же этапе будем исходить из того, что поле зрения представляет собою плоский эллипс.

Поля зрения неоднократно перекрещиваются, особенно у медленных читателей. Однако медленный читатель не может перестать видеть и фактически смотрит на одно и то же слово несколько раз. Быстрый читатель более полно использует свое поле зрения, и перекрещивание текста случается лишь там, где это наиболее необходимо, в наиболее удаленной части поля зрения, на периферии двух сопредельных полей. Разумеется, когда смысл написанного труден для понимания, быстрый читатель также делает больше остановок, снижает скорость, а поля его зрения все больше перекрещиваются.

"ХОРОШИЕ" И "ПЛОХИЕ" ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

Специалисты фотографировали, анализировали и классифицировали движения глаз читателей. Мы проком­ментируем лишь основные положения их выводов, в то же время отвергая их категорические рекомендации и запреты, которые зачастую сделаны в результате неверной интерпретации полученных свидетельств. Характерными чертами хороших читателей являются:

1. Меньшее число остановок.

2. Более ритмичные движения глаз.

3. Меньшее число движений глазами назад.

На основе этих выводов читателю предлагается делать меньше остановок, двигать глазами более ритмично, воздерживаться от возврата назад; кроме того, ему дают совет, каким образом расширить поле зрения.

Цель урока - использование метода аритмического посту­кивания для сокращения артикуляции и формирования нового нейродинамического кода восприятия и обработки информации.

Что такое артикуляция?

Исследования Н.И. Жинкина показали, что чтение, по суще­ству, - два одновременных процесса: приема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письменную речь (текст) человек принимает и перерабатывает. По окончании чтения читатель формирует свое представление о прочитанном: как бы выдает результат обработки текста, в которой непременно принимают участие речевые процессы. Именно от того, как они организо­ваны, зависит скорость чтения.

Возможны три основных способа чтения. Первый способ -артикуляция или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ -чтение про себя, при котором речевой процесс проявлен в форме внутренней речи, т.е. без открытой артикуляции. Текст при этом усваивается более эффективно. Способ в принципе допускает быстрое чтение. И наиболее совершенный способ чтения - тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявлена в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражаю­щих смысл текста.

Итак, артикуляция замедляет процесс чтения, и от нее необ­ходимо избавиться. Однако не приведет ли сокращение арти­куляции при повышении скорости чтения к снижению качества восприятия и осмысления получаемой информации? " Как показали исследования психологов, иногда при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными пред­ставлениями, пространственными схемами, целые группы слов - одним словом.

Быстро читающие люди обладают способностью не прого­варивая читаемый текст сразу улавливать и фиксировать замысел автора, а затем усваивать его на уровне внутренней речи. В этом случае, несмотря на высокую скорость чтения, происходит глу­бокое понимание и усвоение прочитанного, так как основная идея понятна с самого начала. Задачу научиться такому чтению можно решить в два этапа. Первый предполагает сокращение артикуляции, если она ярко выражена, второй – овладение приемами чтения, при которых текст воспринимается круп­ными информативными блоками.

Как известно, людей по способу восприятия и переработки информации делят на два типа: зрительный и слуховой. Люди зрительного типа при чтении используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производи­тельный код речедвижений. Наблюдения за людьми, читающими быстро, показывают, что они, как правило, относятся к зритель­ному типу. Вот, например, как описывает О. Бальзак процесс быстрого чтения: «Впитывание мысли в процессе чтения до­стигло у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, и разум постигал смысл со скоро­стью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы».

Направленным обучением можно практически любого здо­рового человека научить в процессе чтения использовать код наглядных зрительных образов при соответствующем сокра­щении артикуляции.

Речь внешняя и внутренняя

Из различных методов сокращения артикуляции наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан Н.И. Жинкиным и использован им при исследовании законо­мерностей внутренней речи. Понятие внутренней речи для нас очень важно, поэтому давайте разберемся более подробно с тем, что же такое внутренняя речь. АА Леонтьев считает, что «внутренняя речь - это речь, которая обслуживает только мы­шление и не служит, как другие виды речи, целям общения. Классический пример внутренней речи можно встретить в любом классе любой школы в тот момент, когда учитель от­крывает журнал, чтобы начать опрос. Он говорит в раздумье (обычно про себя, по иногда вслух): «Александрова я уже спра­шивал вчера... Белова только что пришла после болезни... Васи­льева спрошу в следующий раз...»

«Обычно про себя, а иногда и вслух», - сказали мы. Вы, ве­роятно, тоже припомните случаи, когда, решая сложную мыс­лительную задачу, и вы начинали рассуждать ВСЛУХ. Кстати (в подтверждение теории умственных действий), маленький ребенок совершенно не умеет рассуждать про себя: всякое рассуждение он старается производить во всеуслышание, чем иногда крайне смущает взрослых. Внутренняя речь всегда развивается из речи внешней. Многие психологи думают даже, что внутренняя речь - это скрытая форма внешней речи, т.е. что мозг продолжает подавать необходимые сигналы в губы, гортань и другие органы речи, но эти сигналы слишком слабы, чтобы заставить язык произносить слова. НИ.Жинкин доказал, что чаще всего внутренняя речь вообще перестает быть речью:

мы начинаем оперировать не речевыми единицами - звуками, словами, предложениями, а зрительными образами, обобщен­ными схемами и т.д. Доказывается это очень простым способом, с помощью ритмическою постукивания. Суть в том, что внешняя речь развертывается во времени: слова произносятся последо­вательно, одно за другим, на каждое тратится доля секунды, различная доля, в зависимости от длины слова. Так вот, когда человек говорит вслух, ему трудно монотонно постукивать, он сбивается с ритма. Когда человек читает, он тоже мысленно произносит слова и тоже сбивается. Но в большинстве случаев постукивание не мешает и само тоже не нарушается: значит, внутренняя речь не развертывается во времени, как внешняя. Иначе говоря, речь как бы растворяется в мышлении человека, порождая в нем, правда, то, чего раньше не было, - образы и схемы. Происходит процесс формирования новой системы перекодирования. Эта система обеспечивает при чтении текста его полноценное понимание уже не за счет проговаривания и внутреннего прослушивания каждого слова, а принципиально иным способом, основанным на использовании ярких нагляд­ных образов.

Итак, только сокращение артикуляции обеспечивает на­стоящее быстрое чтение. Как же освоить, сформировать новый способ чтения? Мы предлагаем вам изучить и затем многократно выполнить упражнение, которое мы назвали «выстукивание ритма». Суть его в следующем. Читая про себя, вы выстукиваете кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное посту­кивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.

Постоянно слышимый аритмический рисунок акустичес­кого воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т.е. становится помехой для любой артикуляции - и внешней, и внутренней. Помеха возникает оттого, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают разноместным "ударением.

Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается, все механизмы речеобразования остаются свободными. При выстукивании рукой специального ритма в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным про­изнесение читаемых слов, т. е. сокращает периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это про­исходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин.(рис. 14) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать, то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока. У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев - в правом.

Слуховая область

В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике установил зону сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь учитываются логические связи слов с пред­метами и действиями, которые слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Такую зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек поль­зуется этой картотекой. Для нормальной работы мозга большое значение имеют мышечные ощущения, возникающие при ар­тикуляции. Для быстрого же чтения сокращение артикуляции - обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство воздействия на зону Брока в про­цессе чтения, с тем чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для формирования артикуляции.

Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе разви­тия человека оказались тесно связанными с речью. Исследова­ния ленинградского профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влия­нием импульсов, поступающих от пальцев рук Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Известно, что речь-вторая сигнальная система и она нам от рождения не дана. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей б-7-месячного возраста. В резуль­тате ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, суще­ствует прямая связь между движением руки и произнесением слов. Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимо­действие предметной и речевой информации, которое объяс­нено И. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Приведем примеры трех различных способов коммуникации:

зрительного, слухового, двигательного.

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как это сделать, используя каждый из названных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик:

«Вернись, пожалуйста!», вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на про­щание помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто кричите: «Вернись, пожалуйста!»

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться.

Итак, три разных способа коммуникации, а результат один -сообщение принято, понято и реализовано. Разобранные при­меры - прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовы­вать: зрительном, слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие движения, безусловно, возбуждают и опре­деленные отделы коры головного мозга, посылая туда соответ­ствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функций мозга, можно судить по рис. 15. Здесь показан условный человечек, так назы­ваемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соот­ветствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.

Обратите внимание, какая большая часть коры головного "мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритмы. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по нему встречным нервным им­пульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если чтение не сопровождается артикуляцией. Как только произносится "вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал, и артику­ляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без проговаривания.

Главное в освоении метода - правильно разучить и высту­кивать ритм, для чего необходимо вначале внимательно про­читать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом - непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того,

как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 16).

Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражнений практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в лечение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы.и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному.

Правила выстукивания ритма для подавления артикуляции

Патент России № 2109347

А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах пра­вой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.

Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.

В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное - обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непре­рывно в течение 2-3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сби­лись, читать вслух и одновременно выстукивать ритм - не­возможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно по­нять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.

С. какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук-ритм» - об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает по­ложительный результат только при условии правильного его выполнения.

Напоминаем обязательные компоненты правильного выпол­нения упражнения.

А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения реко­мендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с од­новременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.

Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правиль­ностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уве­ренно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.

Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас пра­вильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.

Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм-стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм-стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправ­данно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредо­тачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.

Быстрое чтение и артикуляция несовместимы

Один из известных исследователей психологии творчества ЖакАдамар написал как-то письмо знаменитому А. Эйнштейну и попросил его рассказать о том, как он читает и понимает тек­сты. Вот что написал ему А. Эйнштейн: «Слова или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности, служащие элементами мышления, - это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть по желанию» вос­произведены и комбинированы». Мы с вами можем сказать, что это яркий пример чтения при отсутствии артикуляции.

Артикуляция - главный враг быстрого чтения. Выполняя упражнение с выстукиванием ритма, вы убедились в том, что подавление артикуляции при таком способе чтения вызывает перестройку механизма мышления. Какова же природа упраж­нения? Внешне, казалось бы, очень простое, оно вызывает глубинные преобразования в структуре умственных действий. .В мозге происходят сложнейшие интегративные процессы. Изменяется сама процедура приема и переработки информации. Совершенно иначе организуются понимание и запоминание прочитанного.

Давайте попробуем разобраться в этих явлениях. Как мы уже отмечали, чтение тесно связано с речью. Именно от ее ор­ганизации, а точнее, от реализации внутриречевых процессов зависят скорость и эффективность чтения. Доктор психологи­ческих наук Т.Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой «некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и инди­видуально усвоенной и используемой каждым человеком».

Исследования психологов позволяют по-иному взглянуть и на понятие внутренней речи, которая является центральной в психологии чтения. Как отмечает Т.Н. Ушакова, термином «внутренняя речь» обозначается психофизиологический про­цесс, который характеризуется активизацией речевых меха­низмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутриречевые процессы качественно отличны от внешней речи и образуют се необходимую основу. Наибо­лее веским основанием для этой точки зрения служит тот факт, что обычная речь человека выражает определенный смысл и использует ранее усвоенный язык с его системой знаний и правил. Чтобы ее организовать по правилам языка и в соответ­ствии со смыслом, который человек хочет выразить, необходим специальный интегративный процесс (на нынешний день для науки глубоко таинственный). Этот процесс происходит по­средством механизмов, сложившихся в мозге человека при усвоении языка и речевого опыта, и опережает произносимую речь, по отношению к которой он является скрытым, внутриречевым. Чтение представляет собой обратный процесс - прием (усвоение) письменной речи, что позволяет говорить о полной аналогии с процессом порождения (говорения) речи.

Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентичны внешней речи (т.е. быть «проекцией внешней речи»), потому что они «порождают» произносимую речь и сами организуются в соответствии с законами работы мозга, законами высшей нервной деятельности человека. Тот случай, когда человек про себя произносит внутренние монологи, представляет особый вариант речи, по существу мало отличаю­щийся от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающий названия внутренней речи. Он представляет собой не что иное, как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.

Если говорить о специфике процессов, происходящих при выполнении упражнения «выстукивание ритма», то очевидно, что их следует искать в перекодирующих механизмах или в реа­лизации различных способов кодирования сигналов, при обра­ботке поступающей в процессе чтения в мозг информации. Чтение с одновременным выстукиванием ритма ставит мозг в условия, когда нужно решать типовые мыслительные задачи, но привычные средства их реализации отсутствуют. В этом состоянии мозг формирует новый нейродинамический код, обеспечивающий выполнение всего комплекса задач, связанных с чтением, но уже на качественно другом уровне. Как отметил академик А.А. Леонтьев, в этом случае «формируется какой-то другой код», основанный на зрительных или каких-то иных представлениях.

Наши многолетние наблюдения процессов сокращения артикуляции при чтении убедили нас в том, что каждый обучаю­щийся, правильно выполняющий упражнение «выстукивание ритма», последовательно проходит определенные этапы - фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы о трудностях, кото­рые встретятся при его выполнении, необходимо разобраться в особенностях упражнения, чтобы эффективно решать задачу сокращения артикуляции. При этом будем опираться на рас­смотренные модели и закономерности речевого общения. Понимая условность разбираемой ниже модели преобразований в структуре умственных действий, мы считаем ее анализ чрез­вычайно полезным для обучающихся, ибо он дает наглядное пред­ставление о действительной эффективности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель позволяет контролировать выполнение упражнения, видеть свои ошибки и недостатки.

Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

На рис. 17 показана условная модель преобразований, про­исходящих в структуре умственных действий при выполнении упражнения с выстукиванием ритма. Обработка информации Ври чтении возможна в принципе двумя способами. Первый способ осуществляется с участием блока канала речеслухового анализатора (на рисунке изображен пунктиром). Это чтение с ярко выраженной артикуляцией. Как происходит дальнейшая обработка информации в таком режиме чтения, показано на схеме. Сигнал, поступающий из блока канала речеслухового - анализатора, обрабатывается в блоке оперативной памяти посредством речеслухового кода и выходит из «комнаты» опе­ративной памяти через «дверь», на которой написано «речеслуховой код».

Приступаем к выполнению упражнения с выстукиванием ритма. Вы читаете текст про себя и одновременно аккуратно и точно, в соответствии с правилами выстукиваете ритм. Такой

рис. 17. Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

режим чтения исключает участие блока канала речеслухового анализатора - зона Брока закрыта. При втором способе сигнал после блока канала речедвигательного анализатора, минуя слу­ховой, направляется на дальнейшую обработку, которая на рисунке обозначена сплошной линией. И вот здесь нас ожидают первые трудности. Привычным способом обработки инфор­мации до сих пор был речеслуховой код. Однако поступивший сигнал на этот раз не несет с собой программу его обработки, так как миновал слуховой блок.

Итак, информацию нужно обрабатывать, а привычные средства ее усвоения отсутствуют. Что же делать? Как показано на рисунке, поступивший сигнал начинает «метаться» по «ком­нате» оперативной памяти. Он пытается пробиться через «дверь» речеслухового кода, но здесь его не пускают. Для про­хода нужно предъявить своеобразный «пароль», соответствую­щий этому способу обработки информации, а он его не имеет. Сигнал отскакивает от «двери» и продолжает поиски выхода.

Описанная ситуация соответствует первой фазе освоения упражнения с выстукиванием ритма: чтение и одновременное выстукивание ритма невозможно. Получается что-либо одно:

или чтение, или выстукивание ритма. Как правило, эта фаза действует недолго. Достаточно одного часа выстукивания ритма, и вы убедитесь в том, что попытки читать с одновремен­ным выстукиванием ритма увенчались успехом. Большинство же обучающихся уже на первых минутах чтения с одновре­менным выстукиванием ритма благополучно преодолевают первую фазу освоения упражнения.

Вернемся вновь к рис. 17. Итак, поступающая информация накапливается в «комнате» оперативной памяти, переполняет ее, но не обрабатывается. Наступает ситуация, о которой большинство обучающихся рассказывали так «Чувствую, что я читаю, глаза бегут по тексту довольно быстро, как будто все воспринимаю. Но в то же время осознаю, что ничего не могу понять из прочитанного. Голова как бы разламывается от жела­ния понять что-либо». Эта ситуация соответствует второй фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное нельзя.

Что же происходит дальше? Как уже отмечалось, потенциально любой человек несет в себе способность использовать различ­ные программы и коды умственных действий. Необходимо только создать условия, при которых бы эти способности проявились. В нашем случае как раз и наступают такие условия. При отсутствии известных ранее средств обработки информации мозг создает или выбирает из имеющегося запаса новый спо­соб кодирования поступающей информации. Как показано на рис. 17, сигнал, который метался по «комнате» оперативной памяти, вдруг наталкивается на «дверь» с надписью «код зри­тельных образов». Оказывается, эта «дверь» была здесь давно и вовсе не закрыта на «замок». Более того, поступающий сигнал уже имеет своеобразный «пароль» для прохода через нее. Сигнал начинает обрабатываться и поступает в блок долговременной памяти. Эта ситуация соответствует третьей фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, удается понимать прочитанное, но запоминание отсутствует. Таким образом, вы читаете текст с одновременным выстукиванием ритма. Чтение идет легко и свободно. Ритм не мешает. Вы хорошо понимаете прочитанное. Как правило, это бывает уже после 1-5 часов чтения с одновременным выстуки­ванием ритма. Однако вас ожидает новая трудность. Прочитав одну страницу текста и сделав перерыв, вы пытаетесь вспом­нить, что же вы прочли. И с удивлением для себя осознаете, что ничего не можете вспомнить. Возникает явление, которое пси­хологи называют «амнезия» - мгновенное забывание. В нашем случае это явление закономерно. Как показано на рис. 17, сиг­налы из блока оперативной памяти в блок долговременной памяти направлялись по привычным, сформированным многолетним опытом путям. Теперь же необходимо формировать иные пути, строить новые «нейронные сети» для обработки информации (на рисунке они показаны сплошной линией), которые вначале еще очень неустойчивы, вследствие чего легко разрушаются, создавая условия для появления амнезии.

Что же делать? Только одно - продолжать чтение с одновременным выстукиванием ритма, закрепляя достигнутое, формируя новый код и новые пути обработки информации на всем ее протяжении - от поступления в мозг и до закрепления ".в долговременной памяти. Как показывают наблюдения, для этого достаточно 15-20 часов чтения с одновременным высту­киванием ритма. Наконец наступает момент, когда вы почувст­вуете, что чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритма как будто вообще не существует. Вы его не замечаете. . Текст легко понимается. Закончив чтение, вы можете свободно -вспомнить прочитанное. Вы освоили принципиально иной способ чтения, при котором полностью отсутствует артикуляция. Это соответствует четвертой фазе упражнения с выстукиванием ритма: вы свободно читаете текст, все понимаете и можете вспомнить прочитанное.

Три случая освоения упражнения «стук-ритм»

Анализировать итоги выполнения упражнения имеет смысл только в том случае, когда вы начитали с одновременным вы­стукиванием ритма не менее 15-20 часов, почувствовали и проанализировали все четыре фазы освоения упражнения.

Теперь вам необходимо прочитать контрольный текст 4 с одновременным выстукиванием ритма, определить скорость чтения по известной формуле, и только после этого мы пригла­шаем вас к обсуждению итогов освоения упражнения с выстуки­ванием ритма. Как показывает опыт, по окончании выполнения упражнения в зависимости от ваших индивидуальных особен­ностей возможны три случая:

где Vв - скорость чтения с одновременным выстукиванием ритма при чтении текста 4;

Vб - скорость чтения без выстукивания ритма после чтения текста.

Равенство скоростей чтения с выстукиванием ритма и без него свидетельствует о том, что артикуляция у вас была выра­жена слабо. Но это вовсе не означает, что вы зря потратили "время. У вас сформировался и закрепился новый способ коди­рования, развились наглядно-образные представления. Вам необходимо и далее работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы код наглядных образов стал преобладающим.

2. Vв > Vб.

Рост скорости чтения с выстукиванием ритма означает зна­чительную артикуляцию.

Необходимы усилия при продолжении этого упражнения. Иногда приходится начитывать с одновременным выстукива­нием ритма 50-100 часов. Здесь необходимо добиться того, чтобы скорость чтения без выстукивания ритма сравнялась со скоростью чтения с одновременным выстукиванием ритма. Это будет означать, что новый код сформировался достаточно прочно и «работает» уже при чтении без выстукивания ритма.

Как же проверить решение этой задачи? Подберите текст, аналогичный по характеру и объему тому, который вы прочли с выстукиванием ритма. Прочтите его без выстукивания ритма. Если скорости чтения обоих текстов будут примерно одинако­выми, значит, у вас прочно сформировался новый нейродинамический код - код зрительных образов, сформировалось образное восприятие, а на этой основе - образное мышление.

В процессе сокращения артикуляции главное - не столько сокращение самой артикуляции, сколько решение задачи формирования нового нейродинамического кода, формирование невербального, бессловесного, образного мышления. Отныне старайтесь читать образами, развивайте свое воображение, используйте самый экономичный способ восприятия текста.

Несмотря на все ваши усилия, скорость чтения с выстукиванием ритма значительно ниже той, что была ранее. Это явный признак того, что вы допускаете ошибки в выполнении упраж­нения. Еще раз внимательно проверьте правильность выстуки­вания ритма. Ваша задача в конечном итоге - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась ско­рости чтения без выстукивания ритм а.

Во всех случаях положительным итогом освоения упражнения в выстукиванием ритма мы считаем развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения.

Это закономерное явление, свидетельствующее о том, что в механизме мышления становится преобладающим код зрительных образов, эффективность которого была доказана выше.

Упражнение. Чтение с одновременным выстукиванием ритма

1. Необходимо ежедневно проверять правильность высту­кивания ритма. В течение недели читать с выстукиванием рит­ма 2-3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого "пения (третья фаза освоения упражнения).

3. Прочитать с выстукиванием ритма статью по специально­сти объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая выстукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.

Домашнее задание

Первая неделя работы

1. Изучить и запомнить ритм. Добиться правильного высту­кивания ритма в течение 2-4 мин непрерывно. Только потом Продолжать упражнения.

2. Читать ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа простые тексты. Задача полного понимания прочи­танного не ставится. Главное - постоянный контроль правиль­ности выполнения упражнения. В течение дня выбирайте время для чтения по 10-15 мин. Если устали, сделайте перерыв. Все время вспоминайте ритм. К концу недели необходимо начитать с одновременным выстукиванием ритма 4-5 часов.

3. Продолжать выполнять упражнение «Созерцание зеленой точки». При этом стараться видеть вверх и вниз по 3-4 строки текста по всей ширине страницы (напоминаем, видеть-это значить различать контуры слов).

4. Чтение всех текстов, кроме художественной литературы, осуществлять по блокам интегрального и дифференциального алгоритма. Читать без регрессий!

5. Дать письменные ответы на следующие контрольные во­просы:

О каких трех основных способах чтения говорится в учебнике? По какому признаку произведено это разделение способов чтения? Каким из этих способов читаете вы сейчас?

Почему сокращение (подавление) артикуляции не приводит к снижению качества восприятия и осмысления содержания читаемого текста?

К какому типу людей по способу восприятия и переработки информации (зрительному или слуховому) вы отнесли бы себя?

Ответы на эти вопросы запишите в своем дневнике освоения быстрого чтения.

Вторая неделя работы

1. Продолжать чтение текста с одновременным выстукива­нием ритма. Контролировать фазы освоения упражнения. После 10 часов перейти на чтение с выстукиванием ритма двумя руками.

Как мы уже отмечали ранее, для успешного подавления арти­куляции необходимо начитать с одновременным выстукиванием ритма 20 часов. Может оказаться, что этого времени вам будет недостаточно. Продолжайте упражнение до 40 часов. Случай не редкий в нашей практике. У вас обязательно получится. Главное -безусловное соблюдение правил выстукивания ритма.

3. Продолжать упражнение «Созерцание зеленой точки». Мы ставим задачу па этом этапе видеть одновременно с зеленой точкой 4-6 строк текста вверх и вниз по всей ширине текста независимо от того, предполагаете ли вы постепенное расши­рение от центра или идете от краев страницы к центру.

4. Прочитайте контрольный текст 4 с одновременным вы­стукиванием ритма. Подсчитайте скорость чтения и занесите ее на график изменения скорости чтения. Она получится значительно меньше предыдущей: все правильно, это закономерное явление, Его причины мы рассмотрели с вами выше.

Текст 4 «Мир человека и мир языка»,

1984г. Объем -1800 знаков

Что такое интеллект?!

Интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей.

Вот простейший пример: вам нужно попасть на другой конец города. Это можно сделать с помощью разных видов транспорта, но можно идти и пешком. Прежде чем отправиться в путь, мы оценим ситуацию, взвесим возможности, имеющиеся в нашем распоряжении, и, выбрав какую-то из них, наметим план действий. Иначе говоря, перед нами стоит определенная задача, но выбор правильного решения зависит от нас самих. Мы не автоматически удовлетворяем свою потребность (не интересуясь механизмом этого удовлетворения), а сознательно перебираем и сопоставляем друг с другом разные способы достижения цели. " Интеллектуальная деятельность в высшей степени типична для человека. Профессор Московского университета известный пси­холог А.Р. Лурия однажды подсчитал, что не менее семи восьмью человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая - «чистые» условные и безусловные ре­флексы.

Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей, или фаз. Первая фаза - ориентировка в условиях задачи и выработки плана действий. Вторая - фаза исполнения или осуществления намеченного плана. И, наконец, третья - сличение получившегося результата с поставленной целью. В нашем примере первая фаза -это размышление о том, какой транспорт для нас выгоднее, срав­нение разных вариантов и выбор лучшего;

вторая - осуществление того или иного варианта и, наконец, третья - удовлетворение от того, что мы попали на работу вовремя. Как легко видеть, у человека первая и вторая фазы интеллектуального акта - не говоря уже о третьей - очень четко отделены Друг от друга. Человек сначала рассматривает наличные возможности, составляет план действий, а уже затем этот план осуществ­ляет. В этом его основное отличие (в том, что касается интеллек­туального поведения) от животных, например человекообразных обезьян.

А.А. Леонтьева

При подсчете скорости чтения вы обнаружили, что она к се­редине курса обучения (урок 4) снижается. Чем это вызвано? Урок 4, как мы выяснили, посвящен задаче подавления артику­ляции. Снижение скорости чтения на этапе подавления арти­куляции - явление закономерное. Артикуляция - главный враг быстрого чтения. Быстрое чтение и артикуляция несовместимы.

Подавление артикуляции означает переход на новую систему кодирования - код зрительных образов. Естественно, что одно­временно перестроить кодирование и повысить скорость чтения невозможно. Самый эффективный путь сокращения артикуляции - чтение с выстукиванием ритма. Главная задача, стоящая перед вами, - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстуки­вания ритма. Запомните! Упражнение с выстукиванием ритма при всей своей простоте означает глубинные преобразования в структуре мыслительных процессов. Именно в ходе выполне­ния этого упражнения вы закладываете основы нового вида мышления - невербального, т.е. образного, мышления.

Просмотров: 3517
Категория: »


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции