25.10.2019

Преподобная елисавета. Преподобная елисавета константинопольская, игумения, чудотворица (v). Рака с мощами преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны


Стефан, епископ Тихорецкий и Кореновский (Кавтарашвили Андрей Лабазович) родился 16 мая 1971 г. в пос. Уразовский Валуйского р-на Белгородской обл. Крещен в младенчестве.

Окончил среднюю школу. В 1989-1991 гг. служил рядах Советской армии.

В 1991 г. поступил в Ставропольскую духовную семинарию.

22 апреля 1994 г. в домовом храме Ставропольской семинарии в честь святителя Игнатия Брянчанинова епископом Верейским Евгением пострижен в монашество.

26 апреля 1994 г. в Андреевском кафедральном соборе г. Ставрополя викарием Ставропольской епархии архиепископом Бакинским Валентином (Мищуком) рукоположен в сан диакона.

5 мая 1994 г. назначен штатным диаконом кафедрального собора в честь святого апостола Андрея Первозванного г. Ставрополя.

В июне 1996 г. назначен старшим помощником инспектора Ставропольской духовной семинарии и преподавателем богослужебного устава.

В 1997 г. возведен в сан архидиакона.

С 28 ноября по 11 декабря 2001 г. служил в Никольском храме г. Ейска. 15 декабря 2001 г. назначен штатным диаконом кафедрального собора святой великомученицы Екатерины г. Краснодара.

25 декабря 2001 г. в Екатерининском соборе г. Краснодара митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидоромрукоположен в сан священника. Назначен настоятелем Михайловского храма ст. Октябрьской Крыловского р-на Краснодарского края.

В 2004-2007 гг. занимался строительством нового Михайловского храма в ст. Октябрьской.

С 2007 г. — настоятель строящегося Успенского храма ст. Павловской Краснодарского края. Строительство храма завершено в 2011 г.

С 2008 г. — благочинный Тихорецкого церковного округа Екатеринодарской епархии.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 135) избран епископом Тихорецким и Кореновским.

31 декабря 2013 г. в Екатерининском соборе г. Краснодара митрополитом Екатеринодарским Исидором возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 24 января 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 25 февраля за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

1 апреля 2015 года завершили работу пятые курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви, организованные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия. По итогам курсов интервью для сайта ОЦАД дал один из выпускников - епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан (Кавтарашвили), с которым беседовал священник Антоний Скрынников.

– Ваше Преосвященство, Вы обучались на курсах повышения квалификации с 23 марта по 1 апреля с.г. Каковы впечатления от предложенной программы и преподавателей?

– Впечатления самые положительные. Я сыновне благодарен Святейшему Патриарху Кириллу за то, что он учредил такие актуальные и во всех отношениях полезные курсы. Слова признательности адресую также митрополиту Волоколамскому Илариону, ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры, всем его помощникам за замечательную организацию образовательной программы, подбор интересных и насущных тем для лекций. Благодарен каждому из лекторов. Сложно было бы разделить лекции на интересные и неинтересные или на важные и неважные, так как каждая из предложенных тем важна и необходима в нашей повседневной деятельности.

– С момента окончания курсов прошло больше месяца. Пригодились ли уже полученные знания?

– Да, конечно! Сразу по возвращении я провел встречи с руководителями отделов и подразделений епархии на предмет уточнения наших ближайших планов с точки зрения услышанного на курсах.

– Следом за архиерейскими курсами прошли вторые курсы повышения квалификации для секретарей и помощников архиереев. Как Вы считаете, насколько актуальны такие курсы для священнослужителей?

– Секретарь нашего епархиального управления священник Евгений Ильин, который был слушателем этих курсов, также отмечает большую практическую пользу от данного образовательного проекта. Административная работа, церковный протокол, епархиальное делопроизводство, взаимодействие с общецерковными отделами и комитетами – это достаточно специфичная сфера, и нет никакого другого учебного заведения, где бы могли этому научить.

– Насколько непривычно было чувствовать себя в роли учащегося? Ведь с момента окончания Вами Киевской духовной академии в 2004 году прошло уже довольно много времени...

– Да, Вы правы. Прошло уже более десяти лет, но ведь процесс образования не сводится только к школьной скамье, в широком понимании этого слова. Я, например, стараюсь постоянно учиться, посещаю различные конференции, семинары, очень ценю личные встречи с людьми науки и искусства. Стараюсь отслеживать на общецерковных сайтах выступления нашего Патриарха и других известных богословов. Читаю, слушаю, внимаю. Слава Богу, сейчас это доступно! К тому же на курсах представилась возможность личного общения с многоопытными иерархами нашей Церкви и моими сокурсниками-архиереями. Было обсуждено много интересующих меня тем церковного управления и практики. За это еще раз всем большое спасибо!

– Владыка, на Ваш взгляд, чем можно было бы дополнить курсы?

– Пока трудно что-то советовать. Мне видится, что на данный момент необходимо реализовать полученные на курсах знания. Услышать – еще не значит, что в епархии это тут же все появится. Надо еще все отладить, и когда переданный нам опыт будет воплощен в епархиальной деятельности, тогда, наверное, появятся новые вопросы и темы для обсуждения.

Справка: Тихорецкая епархия была образована решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 18) путем выделения из состава Екатеринодарской епархии. Включена в состав Кубанской митрополии. Объединяет приходы в административных границах Белоглинского, Выселковского, Кавказского, Кореновского, Крыловского, Новопокровского, Павловского, Тбилисского и Тихорецкого районов Краснодарского края. Общее количество приходов – 63. Священников - 69, диаконов - 3. Действует Кореновский Успенский женский монастырь.

» в рамках цикла «Слово архипастыря» готовит интервью с правящими архиереями Русской Православной Церкви. На наши вопросы уже ответили Предстоятель РПЦЗ митрополит Иларион, митрополит Минский Филарет, митрополит Владивостокский Вениамин, архиепископ Южно-Сахалинский Тихон, епископ Кронштадтский Назарий и другие. Сегодня представляем вниманию читателей беседу с епископом Тихорецким и Кореновским Стефаном (Кавтарашвили). Интервью взял специально для «Русской народной линии» священник Антоний Скрынников.

***

Владыка, благословите! В последнее время в церковных средствах массовой информации, в лекциях и проповедях духовенства мы слышим о приходской миссии. Как бы Вы охарактеризовали это явление, в чем должна заключаться приходская миссия?

Это значит, что жизнь каждого члена прихода должна быть заметна за оградой храма. В свою очередь, это предполагает активную христианскую позицию духовенства и прихожан в социальной, культурной, семейной и общественной жизни. Мы не имеем права скрывать свои убеждения и ценности внутри себя и тем более стыдиться их.

Один из известных православных священников начала ХХ века протоиерей Сергий Булгаков в своей книге «Православие» писал: «Православие не доказывается, оно показывается». Значит, и нам надлежит показывать красоту православного образа жизни, а это, в свою очередь, предполагает, что сначала нужно научиться самим жить по-христиански. Именно самим жить, а не требовать этого от других. Господь говорит нам в Священном Писании: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Приходская миссия начинается с открытия прихода. Прежде чем поднимать вопрос о регистрации прихода и строительстве нового храма, необходимо проводить работу с населением, организовывать пастырские встречи и катехизические беседы, которые помогут людям подготовиться к изменению образа жизни и мышления. Большого труда требует объяснение людям того, что принятие крещения предполагает не получение земных благ и не решение личных проблем, как многие думают, а бескорыстное следование за Христом. Двигателем этого следования является наша ответная любовь и благодарность Богу за Его любовь к нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Ношение креста, устройство домашнего иконостаса, посещение храма, соблюдение постов, паломнические поездки, наличие Библии - это еще не христианство. Это только средства, с помощью которых человек может стать христианином, а может так и не стать. Образно говоря, наличие дома самой современной аптечки и регулярное посещение поликлиники никогда не дадут должного эффекта, если не беречь свое здоровье, игнорировать рекомендации врача и отказываться от принятия необходимых лекарств.

Если поступить иначе - открыть сначала храм, то люди придут на одну-две службы, поймут, что им ничего не понятно в богослужении, и - разойдутся. А потом их вовлечь в приходскую жизнь будет очень затруднительно.

Когда на меня было возложено послушание благочинного Тихорецкого округа, то мне приходилось открывать приходы на периферии, и мы начинали именно с организации воскресной школы для взрослых. Людям нравилось, что можно пообщаться со священнослужителем, задать свои вопросы. И они приходили. Темы бесед были самые разные: о церковных таинствах, о христианской жизни, о взаимоотношениях друг с другом. Так, в одном из приходов мы объявили, что будем изучать Библию. Всем эта идея понравилась, особенно интеллигенции. Были сформированы две группы по 15 человек. Прошло три года, группы разрослись: женская насчитывает около 40 человек, мужская - 30.

Пользу от такой формы работы получают не только прихожане, но и сами священники, которым приходится должным образом готовиться к беседам, регулярно перечитывать Священное Писание, его толкования, знакомиться с последними научными открытиями в области библеистики, церковной археологии и других наук. Многие слушатели потом признавались мне, что несколько раз в своей жизни пытались читать Священное Писание, но быстро откладывали его в сторону, так как им были непонятны какие-то моменты, связанные с архаичностью терминов, национально-бытовыми особенностями Израиля того периода.

Такая практика работы с людьми требует много личного времени, но она дает свои плоды. Те приходы, которые начинались с общения, оказались крепкими. Там есть сплоченные общины верующих, люди ведут осознанный церковный образ жизни и понимают, зачем им нужен храм.

Владыка, Вы говорили о беседах, которые в том числе проводите лично, посещая приходы. Изменился ли характер вопросов прихожан, если сравнивать с девяностыми годами, когда после десятилетий господствующего атеизма людей интересовали самые простые церковно-бытовые вопросы: как правильно креститься и куда поставить свечечку?

Позвольте напомнить известную народную мудрость: «Каков поп, таков и приход». Это касается и духовного состояния, и дисциплины, и материального достатка, и интересов, а соответственно и вопросов. Есть общины, где благочестивые священники служат по церковному уставу, совершают все требы, но при этом не обращают никакого внимания на духовное просвещение своей паствы. Там и вопросы больше касаются внешней обрядовости, а не церковного учения, догматов или Священного Писания.

В прошлом году в Москве прошел V Общецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. На нем в том числе обсуждали вопросы общих принципов приходской миссии. На Ваш взгляд, возможны ли и есть ли такие универсальные принципы, учитывая, что зачастую специфика приходов может сильно разниться от региона к региону? Допустим, на Дальнем Востоке - одна ситуация, в Астрахани - совсем иная...

Различаться могут экономические, национальные, образовательные и другие показатели. Базовые понятия христианства - такие как «возлюби ближнего своего, как самого себя» или: «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», и принцип их донесения до людей есть только один - жить по этим заповедям, а не только говорить об этом.

Несомненно, что проповедь слова Божия является основной заботой пастыря, но, тем не менее, сегодня есть очень большая опасность увлечься богомудрием и риторикой и при этом потерять дух и вкус православного образа жизни.

Есть еще одно современное искушение для пастырей - попытка употребления в проповеди различных форм давления. Но нам нельзя забывать о том, что нельзя заставить любить. Любовь можно только заслужить!

Общие же принципы и виды проповеди, конечно, существуют. К примеру, нам нужно усерднее работать с молодежью на ее площадках - в социальных сетях, актуализировать наше учение, доносить его простым, понятным языком и способом.

Так, например, мы уже в течение нескольких лет практикуем встречи духовенства с трудовыми коллективами, с молодоженами в загсе и посылаем на них наиболее подготовленных пастырей. К сожалению таковых не так много, как этого требует время.

В преамбуле итогового документа съезда сказано, что «развитие приходской миссии является важнейшей задачей миссионера в современном мире». Не противопоставляется ли таким образом задача миссии внутри прихода - миссии вне его рамок? Ведь если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что большую часть сил апостолы отдавали проповеди среди язычников, внешних людей, хотя, безусловно, периодически навещали и ранее созданные общины, наставляли и укрепляли их в вере.

Здесь нет никакого противопоставления. Работа внутри прихода - это тоже миссионерство, а каждый прихожанин должен быть миссионером. В храмах в течение года, особенно по большим праздникам, появляется много так называемых «захожан», и наша задача - воспользоваться этим, может быть единственным, шансом, чтобы обратиться к людям, показать им красоту и жизненную силу православия.

Владыка, по Вашему мнению, насколько востребованным сегодня может быть опыт приходской миссии в дореволюционной России? Можно ли в XXI веке применять те наработки, которые использовались, к примеру, в XVIII-XIX веках?

Всякий опыт хорош и может быть использован, если его применять с учетом существующей исторической и иной реальности. Даже отрицательный опыт приносит плоды - он позволяет в будущем избежать ошибок. Безусловно, ценный опыт миссионерской работы был наработан до революции. Мы можем использовать, например, опыт святителя Николая (Касаткина), обратившего в православие многих японцев. Он смог найти ту форму миссии, те слова, которые тронули сердца представителей этого народа. Можно вспомнить обращение в православие алеутов и других народов. Это потрясающий опыт, когда люди совсем другой культуры, мировоззрения, уклада жизни принимали христианство. А разве можно без внимания отнестись к трудам митрополита Сурожского Антония (Блюма), митрополита Киевского Владимира (Сабодана)? А труды нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, которые начались еще задолго до политики перестройки в весьма сложных реалиях советской жизни и явили собой пример усердного несения миссионерского подвига и служения?..

Владыка, Вы много лет были приходским священником, благочинным. Возглавив епархию, транслировали ли Вы свой личный опыт приходского священника на приходы епархии? Если да, то в чем он заключается и насколько сложно распространять опыт одного прихода на несколько?

Своим опытом делюсь. Заключается он в доступности священника, когда батюшка не только совершает богослужения, но и активно занимается внебогослужебной деятельностью, то есть общается с людьми и отвечает на их вопросы.

Бывает, священник мне говорит, что сделать то или иное невозможно, но мне как бывшему приходскому настоятелю вполне очевидно, что батюшка просто не хочет тратить время и силы. Приходится по-отечески вразумлять. При этом стараюсь не забывать о том, что епископское служение предполагает уважительное отношение к духовенству, понимание того, что у каждого священнослужителя есть и свои немощи, и свои дарования.

Владыка, не кажется ли Вам, что на многих приходах сложилась странная практика, когда большая часть верующих людей, посещающих тот или иной храм, не ассоциируют себя с его жизнью? Они регулярно приходят на службы, участвуют в таинствах, но при этом им совершенно безразлично, чем и как живет храм, какие у общины проблемы, нужды и так далее...

К сожалению, такое явление имеет место. Опять возвращаюсь к ранее сказанному: нужно работать с людьми, чтобы, придя в храм, они остались в нем навсегда и влились в общину. Они должны начать чувствовать себя частью Церкви. Стараюсь напоминать людям, что Церковь - это не кто-то и где-то, а все мы и здесь.

В 2010 году Архиерейское совещание постановило, что на каждом приходе, где есть такая возможность, настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора. Есть ли какой-то результат от принятого решения, если оценивать в рамках вашей епархии?

На мой взгляд, для разговора о результатах нужно еще какое-то время, более продолжительное, чтобы можно было проанализировать ситуацию до и после. Однако это, несомненно, очень важный и своевременный посыл Святейшего Патриарха Кирилла - дать возможность мирянам реализовать себя внутри храма. Приходы, где есть финансовая возможность, должны иметь таких работников в храме. Плоды все равно будут, люди трудятся, и их слово и послушание не останутся напрасными. Это большая помощь священнику, позволяющая ему перераспределять свои силы и экономить время.

Каким должен быть социальный, интеллектуальный и образовательный уровень приходского миссионера и каковы его функции?

Приходской миссионер или катехизатор - это не функционер и не аппаратный работник. Самыми лучшими миссионерами в истории Церкви были те люди, которые являлись христианами не по названию, а по своей жизни. Они могли быть и безмолвными проповедниками, являя собой добрый образ Христа.

Можно вспомнить выдающегося миссионера - святителя Иннокентия (Вениаминова), чьи проповеди захватывали дух. Но люди тянулись к нему не только из-за его грамотности, но прежде всего видя его безукоризненное житие.

ЕЛИСАВЕТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Елисавета Константинопольская (VI - VIII), игумения, чудотворица, преподобная.

Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа. С детства родители отдали девочку в монастырь.

Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные. Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.

Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу.

Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr24.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕЛИСАВЕТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕЛИСАВЕТА
    (Бог есть клятва ее) - означенное имя в В.З. встречается только однажды (Исх 6:23), именно это имя жены первосвященника Аарона, …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТИН́ОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древнейших поместных автокефальных церквей. Возникла в 4 в. По традиции, занимает "первое место по чести" …
  • ЕЛИСАВЕТА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Адрианопольская (3 в.), христианская мученица. Память в Православной церкви 22 октября (4 ноября). - Праведная, Палестинская (1 в.), жена …
  • в Кратком религиозном словаре:
    Входит в состав Церквей Вселенского православия. По преданию, основана ап.Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св.Стахия первым …
  • ФОМАИДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фомаида Константинопольская (X), Лесвийская, преподобная. Память 3 января (Греч.). Родом с острова Лесбос …
  • ФЕОДОСИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосия Константинопольская (+ ок. 730), дева, преподобномученица. Память 29 мая. Она родилась по …
  • СОСИПАТРА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сосипатра Константинопольская (+ 625), царевна, преподобная. Память 9 ноября. Святая Сосипатра, дочь императора …
  • МАТРОНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Матрона Константинопольская (+ ок. 492), преподобная, подвизалась в мужском образе. Память 9 ноября. …
  • МАРИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мария Константинопольская (V в.), преподобная. Память 26 января. Супруга св. Ксенофонта (см.) Использованные …
  • МАВРА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мавра Константинопольская (V в.), преподобная. Память 31 октября. Подвизалась в Царьграде, где …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • КАЛЛИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Каллия Константинопольская (+ 891), преподобная, и терпеливая вдова, неизвестная по имени. Память 12 …
  • ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Феодоровна (1864 - 1918), Великая княгиня, преподобномученица. Память 31 января, 5 …
  • ЕЛИСАВЕТА ПРАВЕДНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Праведная (+ кон. I в. до н.э. - нач. I в. н.э.), мать Иоанна …
  • ЕЛИСАВЕТА АНДРИАНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Андрианопольская (III в.), мученица. Память 22 октября. Мученически пострадала в III веке …
  • ЕЛИСАВЕТА (СОБОЛЕВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Соболева) (1873 - 1959), монахиня. В миру Соболева Елизавета Александровна, родилась в …
  • ЕЛИСАВЕТА (ЕВДОКИМОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Евдокимова) (род. 1959), игумения, настоятельница Житенного Смоленского монастыря. В миру Евдокимова Валентина …
  • ЕЛИСАВЕТА (ГУДАКОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Гудакова) (+ 2000), монахиня. В миру Гудакова Маргарита Викторовна. Приняв монашество в 1994 …
  • ЕВСТОЛИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евстолия Константинопольская (+ 610), преподобная. Память 9 ноября. Святая Евстолия, уроженка Рима, прибыв …
  • ДОМНИКА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Домника Константинопольская (+ ок. 474) , преподобная. Память 8 января. Преподобная Домника …
  • БАГРЯНА ЕЛИСАВЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елисавета (псевдоним; настоящая фамилия Белчева) (р. 29.4.1893, София), болгарская поэтесса. Народный деятель культуры (1963). В сборниках лирических стихов "Вечная и …
  • БУХАН, ЕЛИСАВЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Buchan) — основательница религиозной секты; дочь трактирщика в Файтней-Кэне, в Северной Шотландии; родилась в 1738 году; 21-го года от роду …
  • ЦЕРКОВЬ в Библейской энциклопедии Никифора:
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ЭТНОФИЛЕТИЗМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Этнофилетизм (от греч.: έθνος + φυλή - "народ" + "род", "колено", "племя") или филетизм (от греч.: …
  • ХРИЗОСТОМ (КОНСТАНТИНИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хризостом (Константинидис) (1921 - 2006), митрополит Эфесский (Константинопольская Православная Церковь). Родился 28 …
  • ФРАНЦИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Франция (France), официальное название …
  • ФИЛОФЕЙ (КАРАМИЦОС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофей (Карамицос) (род. 1924), епископ Мелойский на покое, викарий Американской архиепископии (Константинопольская Православная Церковь …
  • ФЕОФАН ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Затворник Вышенский (1815 - 1894), епископ, затворник, святитель. Память 10 …
  • ФЕОДОР I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор I Константинопольский (+ ок. 686 - 687), архиепископ, святитель. Память 27 декабря …
  • СТЕФАН (ХАРАЛАМПИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан (Харалампидис) (род. 1940), митрополит Таллинский и всея Эстонии (Константинопольская Православная …
  • СОДЕРЖАНИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Открытая православная энциклопедия "Древо" - проект создания универсального православного информационного ресурса. Проект открылся в мае 2005 …
  • СОБОР БУТОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников в Бутово пострадавших, переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе. Празднование внесено …
  • СМОЛЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смоленский Василий Григорьевич (1876 - после 1930), протоиерей. Родился 23 февраля 1876 года …
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Христианская Церковь, по …
  • ПРОПИСНАЯ-СТРОЧНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. …
  • ПРОКЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Прокл (+ ок. 447), архиепископ Константинопольский, святитель. Память 20 ноября Святитель с юных …
  • МИРО в Православной энциклопедии Древо.
  • ЛК 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Лебедев Алексей Петрович (…
  • КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киевская и всея Руси …
  • ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы - самый …
  • ЗАЧАТИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, праздник Православной Церкви. Празднуется 23 сентября …
  • ЗАХАРИЯ ПРАВЕДНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Захария Праведный (+ кон. I в. до н.э. - нач. I в. н.э.), пророк, …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • ВЕНИАМИН (ПСОМАС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вениамин (Псомас или Кириаку) (Ψωμάς, Κυριακού ) (1871 - 1946), патриарх Константинопольский. …

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

Житие святой преподобномученицы Елисаветы.

С вятая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна – дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучка английской королевы Виктории. В этой семье детей воспитывали по-английски строго: приучали к простой одежде и пище, к работе по дому, много времени уделялось урокам. Родители вели широкую благотворительную деятельность и постояно брали с собой детей в больницы, приюты, дома для инвалидов. Принцесса Елисавета особенно отличалась любовью к ближним, серьезным, глубоким характером.

В девятнадцать лет она стала невестой российского Великого Князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II. Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца в Петербурге.

Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость.

Великая Княгиня очень много размышляла о вере, пытаясь найти истину, читала книги в уединении (вообще она тяготилась светскими развлечениями), молилась Господу о вразумлении. В 1888 году Сергею Александровичу было поручено быть представителем Российского Императора на освящении храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Елисавета Феодоровна поехала вместе с ним, радуясь возможности на Святой Земле помолиться о том, чтобы Господь открыл ей Свою волю. Увидев этот храм, она сказала:

Как я хотела бы быть похороненной здесь.


Постепенно она пришла к твердому решению принять Православие. Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг:

Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии. Я все время думала и молилась Богу о том, чтобы Он указал мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом – оставаться так, как я теперь, – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, он никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него.

Эта перемена религии многих, я знаю, заставит поднять крик, но я чувствую, что это приблизит меня к Богу. Я знаю все ее догматы и буду с радостью продолжать их изучать. Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение, но – основа веры. Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем. Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение.

Таинство Миропомазания было совершено 12 (25) апреля 1891 года на Лазареву субботу. Великой Княгине было оставлено прежнее ее имя, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи.

В 1891 г. Великий Князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Его супруга должна была присутствовать на приемах, концертах, балах. Но не это приносило радость Великой Княгине, – ее душа стремилась к делам милосердия, она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей, раздавала еду, одежду, деньги, желая всячески облегчить условия жизни несчастных.

В 1894 году сестра Елисаветы Феодоровны, Алиса, вышла замуж за Наследника Российского престола Николая Александровича, который вскоре стал Императором. В Православии она получила имя Александра.

В 1903 году Николай Александрович с Александрой Феодоровной и Сергей Александрович с Елисаветой Феодоровной были на Саровских торжествах в честь прославления великого русского святого, преподобного Серафима Саровского, которого всегда очень почитали.

В 1904 г. началась русско-японская война. Елисавета Феодоровна, имевшая уже хороший опыт благотворительности , стала одним из главных организаторов помощи фронту. Ею были устроены специальные мастерские, под которые были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились здесь за швейными машинами и рабочими столами. Отсюда на фронт посылали продовольствие, обмундирование, медикаменты, подарки. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших солдат и офицеров. Она также организовывала отправление на фронт походных церквей со всем необходимым для совершения богослужения.

Однако русские войска терпели поражение за поражением. Политическая обстановка в России все более накалялась. Часто можно было слышать революционные лозунги, призывы к забастовкам. Появились террористические организации. Боевая организация эсеров приговорила к смерти Великого Князя Сергея Александровича. Елисавета Феодоровна знала, что ему угрожает смертельная опасность, она получала анонимные письма, в которых ее предупреждали, чтобы не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Но она старалась по возможности не оставлять его одного.

5 (18) февраля 1905 г. Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Через три дня Елисавета Феодоровна приехала в тюрьму, где содержался убийца. Она сказала, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. В руках она держала Евангелие и просила почитать его, однако Каляев отказался. Но все-таки она оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, сказав:

Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он сознает свой грех и раскается в нем.

Затем Великая Княгиня обратилась к Императору с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено.

С момента кончины любимого супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня превратилась в монашескую келью: была вынесена дорогая мебель, стены были перекрашены в белый цвет. Великая Княгиня собрала все свои драгоценности и часть их отдала в казну, часть – родственникам, а часть употребила на постройку Марфо-Мариинской обители милосердия.

Она долго работала над уставом обители, желая возродить древний институт диаконисс, ездила в Зосимову пустынь, чтобы обсудить проект со старцами. В 1906 г. Великая Княгиня Елисавета познакомилась со священником Митрофаном Сребрянским, человеком высокой духовной жизни, который принял активное участие в составлении устава обители и стал ее духовником, так как соответствовал всем высоким требованиям.

Для нашего дела отец Митрофан – благословение Божие


– говорила Елисавета Феодоровна.

Отец Митрофан Сребрянский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. Сестер обучали основам медицины, главной их заботой было посещение больных и бедных, оказание помощи брошеным детям.

В больнице обители работали лучшие специалисты. Все операции проводились бесплатно. При обители действовала бесплатная столовая для бедных, прекрасная библиотека, которой мог воспользоваться каждый желающий, был создан приют для девочек-сирот.

Елисавета Феодоровна вела жизнь подвижническую. Она спала на голых деревянных досках, тайно носила власяницу, вкушала только растительную пищу, много молилась, мало спала, однако всячески старалась это скрывать. Великая Княгиня всегда все делала сама, не требуя помощи от других, участвовала в делах обители как рядовая сестра. Она очень любила совершать паломничества по святым местам. По свидетельству знавших Елисавету Феодоровну, Господь наградил ее даром рассуждения, открывал ей и картины будущего России.

Она также продолжала заниматься благотворительной деятельностью и вне стен обители, посещать несчастных в разных больницах и приютах. Во время первой мировой войны Великая Княгиня занималась формированием санитарных поездов, устройством складов лекарств и снаряжения, отправкой на фронт походных церквей.

Первое время после октябрьского переворота обитель не трогали. Великая Княгиня, остро переживала происходящие страшные события, однако отказывалась от предложений выехать за границу, желая разделить судьбу своей страны, которую глубоко любила - в одном из писем она писала:

Всеми фибрами души я русская.


В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконе Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и увезли из Москвы. С нею поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Их повезли в Пермь. Великая Княгиня писала сестрам:

Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника, Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки.

Последние месяцы своей жизни Великая Княгиня провела в заключении, в школе на окраине города Алапаевска. Она посвящала все время молитве. Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в областной совет и предложили им идти на свободу, но они умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева ответила, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу своей настоятельницы.

Глубокой ночью 5 (18 июля), в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Великую Княгиню в черную яму, она молилась: Господи, прости им, ибо не знают, что творят (Лк. 23; 34). Затем чекисты стали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность.

Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича, сына Великого Князя Константина Константиновича, с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.

Останки мучениц в 1921 г. были перевезены в Иерусалим отцом Серафимом, игуменом Алексиевского скита Пермской епархии, другом и духовником Великой Княгини, и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Погребение Новомучениц совершал Патриарх Дамиан. Мощи их оказались частично нетленными. Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.

В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых. Память их празднуется в день их кончины – 5 (18) июля.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции