25.10.2019

И святого иосифа кунцевича также. Великие князья Литовские


Иосафат Кунцевич, униатский святой

Полоцкий униатский епископ Иосафат Кунцевич, один из самых рьяных поборников унии , не останавливался ни пред чем, добиваясь торжества ее над православием. Кунцевич не мог вынести, что многие из его паствы стали переходить к православному полоцкому епископу Мелетию Смотрицкому, и стал творить такие неправды и насилия, что даже иные католики старались умерить его слепую вражду к православным.

Литовский канцлер Лев Сапега, как дальновидный государственный человек, понимал, как вредны могут быть последствия насилий, какие совершал Иосафат Кунцевич и подобные ему. Письмо Сапеги к нему, полное резких, но правдивых укоров, очень любопытно: здесь истый католик свидетельствует о тех безобразиях, какие творили горячие ревнители унии.

"Бесспорно, – пишет Сапега Кунцевичу 12 марта 1622 г., – что я сам хлопотал об унии и покинуть ее было бы неразумно; но мне никогда и на ум не приходило, чтобы вы решились приводить к ней такими насильственными средствами. Уличают вас жалобы, поданные на вас в Польше и Литве. Разве не известны вам ропот темного народа, его речи, что он хочет лучше быть в турецком подданстве, нежели терпеть такое притеснение своей вере? По словам вашим, только некоторые монахи епархии Борецкого (нового православного митрополита) и Смотрицкого да несколько киевской шляхты противятся унии; но просьба королю подана от войска Запорожского, чтобы Борецкого и Смотрицкого в их епархиях утвердить, а вас и товарищей ваших свергнуть. И на сеймах мало ли у нас жалоб от всей Украины и от всей Руси, а не от нескольких только чернецов! Поступки ваши, проистекающие более из тщеславия и ненависти, нежели из любви к ближнему... произвели те опасные искры, которые угрожают всем нам или очень опасным, или даже всеистребительным пожаром!"

"Говорите, – продолжал он, – что вольно вам не униатов топить, рубить. Нет! Заповедь Господня всем мстителям дает строгое запрещение, которое и вас касается. Когда насилуете совести людские; когда запираете церкви, чтоб люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали, как неверные; когда своевольно злоупотребляете милостями и преимуществами, от короля полученными, то дело обходится и без нас; когда же, по поводу этих беспутств, в народе волнение, которое надо усмирить, то вы хотите нами (т. е. правительством) дыры затыкать!" "...Вы требуете, чтоб не принимающих унию изгнать из государства. Да спасет Бог наше отечество от такого величайшего беззакония!.. Печатать и запирать церкви и ругаться над кем-либо ведет только к пагубному разрушению братского единомыслия и взаимного согласия. Покажите, кого вы приобрели, кого уловили вашею суровостью, строгими мерами, печатанием и запиранием церквей? Вместо того откроется, что вы потеряли и тех, которые в Полоцке у вас в послушании были. Из овец сделали вы их козлищами, навлекли опасность государству, а может быть, и гибель всем нам, католикам. Вот плоды вашей хваленой унии! Если отечество потрясется, то не знаю, что в то время с вашей унией будет!.. Король приказывает вам православную церковь в Могилеве распечатать и отпереть, о чем я, по приказу его, пишу к вам, и если вы этого не исполните, то я сам велю ее распечатать... Жидам и татарам не запрещается в областях королевских иметь свои синагоги и мечети, а вы печатаете христианские церкви!"

Но эти укоры не действовали на Иосафата Кунцевича, ослепленного враждой к православию. Он, выражавший опасение за свою жизнь, казалось, шел навстречу беде: запирал православные церкви в Витебске, не дозволял православным служить даже за городом в шалашах. Озлобление против него дошло наконец до крайней степени: раздраженная уличная чернь кинулась на Кунцевича, избила его палками до смерти, а изуродованный труп его кинула в Двину (в ноябре 1623 г.).

Убийство Кунцевича было знаком к новым гонениям православных. До сих пор они имели право говорить о себе: "О насилии наша сторона не мыслит". Теперь же в глазах католиков и униатов они этого права лишились. Иосафат Кунцевич был провозглашен по всему католическому миру мучеником за свою христианскую ревность. Сам папа Урбан VIII взывал о мщении – он смотрел на православных глазами Кунцевича. В своем послании к королю 10 февраля 1624 года он между прочим говорит:

"Восстань, о царь, знаменитый поражением турок и ненавистью нечестивых! Прими оружие и щит и, если общее благо требует, мечом и огнем истребляй эту язву!"

"Кто даст очам нашим источник слез, – пишет папа в другом месте, – чтобы мы могли оплакать жестокость схизматиков и смерть полоцкого архиепископа? Где столь жестокое преступление вопиет о мщении, проклят человек, который удерживает меч свой от крови! Итак, могущественнейший король! ты не должен удерживаться от меча и огня. Да почувствует ересь, что за преступлениями следуют наказания. При таких отвратительных преступлениях милосердие есть жестокость!"

Такие воззвания делал папа, считавший себя наместником Христа на земле! Он писал не только к королю, но и ко многим епископам и светским лицам, требуя гонения на православных.

В Витебск для разбора дела об убийстве Иосафата Кунцевича явились королевские комиссары (чиновники), окруженные значительными отрядами пешего и конного войска, – боялись казаков, которых звали на помощь жители Витебска. Судебное разбирательство по делу Кунцевича было окончено в три дня. Два бурмистра и 18 горожан были казнены; около ста бежавших горожан было приговорено заочно к смерти; имения их отобраны в казну. Город потерял все свои права и преимущества ("Магдебургское право"); ратуша и две православные церкви были разрушены; даже колокола, в которые били в набат, возбуждая народ против Иосафата Кунцевича, были сняты.

По всему пространству польских владений с новой силой поднялось гонение на православных. Витебский погром и другие насилия нагнали такого страху на православных, что они целыми тысячами стали переходить в унию.

По поводу витебской расправы один из современников-униатов пишет: "Великий страх после этого напал на схизматиков; начали понимать, что когда сенаторы хотят приводить в исполнение приказы королевские, то не боятся казацкого могущества".

Казацкие движения против Польши тогда уже начались, и польское правительство стало с тревогою смотреть на свою казацкую юго-восточную Украину.

Не так давно глава Украинской Греко-Католической Церкви Святослав Шевчук сподобился послужить в алтаре у гробницы святого апостола Петра в Ватикане. По словам униатов, в этом алтаре служит только Римский понтифик. Поводом для столь великой щедрости папы Франциска послужил юбилей: 150 лет канонизации одной из самых одиозных фигур униатства – архиепископа Полоцкого Иосафата Кунцевича. Во время визита в Ватикан Святослав Шевчук дал интервью Радио Ватикана, в котором заявил, что «восточные католические Церкви обладают особой миссией: продвигать единство между всеми верующими во Христа». Как же продвигал это «единство» Иосафат Кунцевич, названный униатами «мучеником единства»? И как продвигают это «единство» его достойные ученики в Украине сегодня?

На момент заключения Брестской унии 1596 года Кунцевичу было шестнадцать лет и был он православным Иваном, сыном сапожника. Впоследствии жизнеописатели придумали для него более приличную родословную: он стал сначала купеческим отпрыском, а позже и вовсе шляхтичем. Около 1600 года Иван поступает в иезуитский коллегиум, принимает униатство и где-то в 1604 году принимает монашество с именем Иосафат. В 1609 году он был посвящен в священники католическим епископом. В 1613 г. стал игуменом униатского Жировичского Успенского монастыря, а в 1614 году – архимандритом виленского монастыря Святой Троицы.

Дальнейшим карьерным взлетом Кунцевич обязан Иосифу Рутскому, третьему униатскому митрополиту после Михаила Рогозы и Ипатия Поцея. Этот Иосиф, по происхождению чистый москаль, сын боярина Феликса Вельяминова, бежавшего от Иоанна Грозного в Литву, трижды менял свою веру. Из православного он сделался кальвинистом, после – католиком, и затем стал униатом. Заметив в Кунцевиче дар проповедания и убедившись в его приверженности идее унии, доходившей до фанатизма, Иосиф Рутский взял его с собой в Киев для склонения православных к союзу с латинянами. Тут вышла первая стычка. В Киево-Печерской лавре монахи настолько были возмущены речами Кунцевича, что стащили его с церковного амвона и сильно избили. Мстил за это Кунцевич на протяжении всей своей жизни, и мстил по-иезуитски изощренно.

В 1617 году Иосафат Кунцевич был назначен коадъютором Полоцкого архиепископа, а с конца 1618 года – самостоятельным Полоцким архиепископом. Причем, поначалу он скрывал свою униатскую принадлежность и позиционировал себя православным. Так многие делали в то время, ибо уния с латинянами воспринималась духовенством и народом как предательство своей веры. Но тут в Киев прибыл Иерусалимский патриарх Феофан III, и скрывать униатство стало невозможным. Действовал Феофан III по поручению Константинопольского патриарха Тимофея II, тогдашнего предстоятеля Константинопольской Церкви, в которую входила Киевская митрополия. Его главной задачей в Киеве было восстановление православной иерархии, поскольку после Брестской унии 1596 года сложилась показательная ситуация: большинство епископов приняли унию, а почти весь народ и духовенство были против. Особенно твердо стояли в православии монастыри, братства и казачество. Именно опираясь на поддержку казачества и лично на гетмана Петра Сагайдачного, патриарх Феофан III смог рукоположить игумена Михайловского монастыря Иова (Борецкого) в сан митрополита Киевского, Мелетия Смотрицкого в сан архиепископа Полоцкого, Исаию (Копинского) во епископа Перемышля. Таким образом православная иерархия была восстановлена, и в православие стали возвращаться те, кто прежде уклонился в унию. Этот процесс обеспокоил униатов, и тут «талант» Иосафата Кунцевича им очень пригодился. Несмотря на то, что на Полоцкую кафедру был законно рукоположен Мелетий Смотрицкий, Иосафат Кунцевич в 1619 году выпросил у польского короля Сигизмунда III грамоту, согласно которой все православные церкви и монастыри в Полоцкой епархии передавались именно ему. И это при том, что в 1573 году в Речи Посполитой была провозглашена свобода вероисповедания, что сделало это государство самой толерантной страной в Европе того времени.

После получения грамоты Иосафат Кунцевич незамедлительно разослал всем православным священникам циркуляр с требованием немедленного перехода в униатство. В случае несогласия приходы передавались униатам насильно. Непокорным православным священникам под угрозой смерти запрещалось подходить близко к тем храмам, в которых они еще незадолго до этого совершали богослужения. Прекратились православные службы и требы, младенцев не крестили, усопших не отпевали. Если кто умирал не приняв унию, его вывозили ночью за городские стены и выбрасывали туда, куда вывозились городские нечистоты.

Бесчинства и жестокости Кунцевича дошли до такой меры, что вызвали протест даже у польской католической светской власти. До нас дошла переписка по этому поводу между Иосафатом Кунцевичем и канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой, убежденным сторонником унии. В 2015 году эта переписка была опубликована в Беларуси отдельным изданием.

Вот что пишет Сапега непосредственному начальнику Кунцевича, митрополиту Иосифу Рутскому: «Не один я, но и другие весьма осуждают то, что ксендз владыка Полоцкий слишком жестоко начал поступать в делах веры и очень надоел и омерзел народу как в Полоцке, так и везде. Давно я предостерегал его, просил и увещевал, чтобы он так жестоко не действовал, но он, имея свои соображения, более упрямые, нежели основательные, не хотел слушать наших советов. Дай Бог, чтобы последствия его распоряжений и суровых действий не повредили Речи Посполитой. Ради Бога прошу вашу милость, вразуми его, чтобы он прекратил и оставил свою суровость в этих делах и скорее добровольно уступил могилевцам их церкви, не дожидаясь того, чтобы они сами и без просьбы отобрали их у него... Пожалуйста, ваша милость, держи его на вожжах» .

В 1622 году православный Полоцкий епископ Мелетий Смотрицкий, в полном согласии с Актом о свободе вероисповедания 1573 года, направил городским властям Витебска грамоту, в которой объявлял себя законным Полоцким архиепископом. Кунцевич в грамоте назывался вероотступником, и все православные призывались к единению со своим каноническим епископом. Эта грамота вызвала небывалый подъем православия в Витебске. Единодушно горожане отказались повиноваться униату Кунцевичу и составили официальный акт о том, что они признают своим епископом православного Мелетия Смотрицкого. Вслед за этим и другие города Полоцкой епархии стали воссоединяться с православием. Кунцевич потребовал решительного вмешательства. Он написал жалобу Льву Сапеге, потребовав наказания православных, однако в ответном письме канцлер пишет:

«Не хотел бы я вступать с вашим преосвященством в переписку и споры, но, видя упорство, с каким вы отстаиваете свои убеждения, не внимая никаким резонам, нахожу себя вынужденным отвечать, вопреки моему желанию, на неосновательное письмо ваше. Признаюсь, что и Я заботился о деле унии и что было бы неблагоразумно оставить это дело; но мне никогда и на ум не приходило того, что ваше преосвященство будете присоединять к ней столь насильственными мерами (!). … А вы своим неосмотрительным насилием подстрекнули и, так сказать, принудили народ русский (!) к сопротивлению и нарушению присяги, данной его королевскому величеству. Вам трудно в этом запереться, когда вас уличают в этом жалобы, поданныя русскими, польским и литовским начальникам... Согласно учению Св. Писания, нужно заботиться, чтобы наша ревность и желание единоверия основывались на правилах любви; но вы уклонились от наставления сего Апостола, а потому не удивительно, что подвластные вам вышли из повиновения. Что касается опасностей, угрожающих вашей жизни, на это можно сказать: каждый сам бывает причиною своего несчастия (!) ... Вместо радости, пресловутая ваша уния наделала нам столько хлопот, раздоров, и так нам опротивела (!), что мы желали бы лучше остаться без нее, так много, по ее милости, мы терпим беспокойств, огорчения и докук. Вот плод вашей пресловутой унии! Сказать правду, она приобрела известность только смутами и раздорами, которые произвела она в народе и в целом крае!» .

Этот ответ Сапеги Иосафату Кунцевичу показателен во многих отношениях:

Во-первых, это подтверждение жестокостей, творимых Кунцевичем: «что ваше преосвященство будете присоединять к ней (унии) столь насильственными мерами» .

Во-вторых, признание того, что уния принесла православным одни лишь беды и страдания: «она приобрела известность только смутами и раздорами, которые произвела она в народе и в целом крае» .

В-третьих, народ, населявший юго-восточные края Речи Посполитой (современные Украина и Беларусь), назван русским: «принудили народ русский» .

В-четвертых, признание того, что именно введение унии было основной причиной конфликта Речи Посполитой с казачеством, что впоследствии вылилось в казачьи восстания, Хмельниччину и так далее: «принудили народ русский к сопротивлению и нарушению присяги, данной его королевскому величеству» .

В-пятых, ответственность за будущую насильственную смерть Кунцевича несет он сам: .

Кстати сказать, этот Лев Сапега является инициатором и основным автором «Статута Великого княжества Литовского», который был принят в 1588 (!) году и по своему содержанию является Конституционным актом и сборником законодательства. Статут стал основой и главным источником права для законодательства всех русских земель на несколько столетий вперед.


Кунцевич увещеваниям Льва Сапеги не внял, а написал жалобу на самого Сапегу польскому королю Сигизмунду III и римскому папе Григорию XV. Для насаждения унии он выпросил войска и с их помощью жестоко подавил сопротивление православных жителей Витебска, Могилева, Орши и других городов. В этих городах прошли показательные казни тех, кто стойко стоял в православной вере.

В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил волынский шляхтич, писатель и борец за права православных Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал: «Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своем восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Литве Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилева. Граждане полоцкие и витебские, которые не могут иметь в городе, по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принужденные по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя... Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же литовском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы ещё более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребенные в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль...»

В условиях, когда православные городские храмы были закрыты, народ выходил совершать службу за город, что также вызывало преследования со стороны униатов. И вот, 12 ноября 1623 года, Иосафат Кунцевич возвращался с воскресной службы. Мимо проходил православный священник по имени Илия, который направлялся за город для совершения нелегального богослужения. Архидиакон Кунцевича Дорофей внезапно напал на него, избил до полусмерти, приволок в архиерейский дом и запер в одном из помещений. Эта жестокость переполнила чашу терпения православных горожан, они ворвались в келию Кунцевича, убили его, а тело сбросили в Двину.

Так исполнились слова Льва Сапеги, оказавшиеся пророческими: «Что касается опасностей, угрожающих вашей жизни, на это можно сказать: каждый сам бывает причиною своего несчастия» .

Но и после смерти Кунцевич продолжил мстить православным. За события, которые получили в истории название «Витебское восстание», поляки жестоко покарали горожан: по требованию папы Урбана VIII, король польский и великий князь литовский Сигизмунд III направил в Витебск вооруженные отряды, которые силой подавили восстание. К смерти были приговорены 120 человек, имения всех виновных были конфискованы. Витебск был лишен магдебургского права и всех привилегий. Витебская ратуша была разрушена, а на город был наложен штраф в 3079 злотых, с церквей были сняты все колокола.

После смерти Кунцевича преследование православных усилилось по всей стране. Оно было настолько жестоким, что уже в 1624 году митрополит Иов (Борецкий) обратился к русскому царю Михаилу Федоровичу Романову (первому из династии Романовых) с просьбой принять Малороссию в свое подданство, так как все обращения ко властям Речи Посполитой были безуспешны. После этого в 1627, 1633, 1646, 1653 годах вспыхивали казацкие восстания против национального и религиозного угнетения со стороны поляков…

А Иосафат Кунцевич был благополучно канонизирован в 1643 году, то есть уже через двадцать лет после своей гибели, папой Урбаном VIII, а впоследствии провозглашен «патроном для Руси и Польши» и «апостолом единения».


На иконе Кунцевич изображен как мученик, с топором в голове. Вот только сотни и тысячи православных людей, замученных по его вине, иконописец изображать, почему-то, не стал. А надо бы…

А сегодня униаты, следуя примеру своего «святого», насаждают унию на нашей земле теми же самыми методами. Вот, к примеру, ситуация с храмом в Коломые, все точь-в-точь как при Кунцевиче:

Униатские пастыри и агрессивные радикалы оскорбляют верных чад православной церкви, угрожают и обвиняют их во всех мыслимых грехах:



«Наші співгромадяни… підтримують ту ворожу церкву… продовжують тому ворогові прислуговувати…»

Иосафат Кунцевич (в миру Иван Гаврилович Кунце́вич ; польск. Jozafat Kuncewicz; 1580 - 12 ноября 1623) - униатский епископ, архиепископ Полоцкий (1618-1623). Насильственно искоренял православие и насаждал униатство, за что был убит жителями Витебска в ходе восстания 1623 года . В католической церкви - мученик и святой.

Родился в 1580 году в городе Владимире Волынского воеводства Великого княжества Литовского (ныне Владимир-Волынский, Украина) в православной семье небогатого купца. Около 1596 отправлен отцом в Вильно (ныне Вильнюс, Литва) для обучения купеческому делу. Там сблизился с иезуитами и униатами, под влиянием которых стал сторонником Брестской унии 1596 года. В 1604 стал монахом монастыря Св. Троицы. С 1609 - священник. В 1613-1614 годах был игуменом Жировичского и Бытеньского монастырей, с 1614 по 1617 - архимандрит виленского монастыря Св. Троицы. Вместе с епископом И. Рутским участвовал в создании ордена базилиан (1617). В 1618 стал архиепископом Полоцким.

Будучи убеждённым униатом, насильственно навязывал унию - закрывал православные храмы, выгонял из церквей православных священников, вместо которых назначал униатских. Эти действия вызывали возмущение и сопротивление православного населения. В октябре 1618 года могилёвские мещане, возглавляемые бурмистром Соболем , закрыли перед Иосафатом Кунцевичем въездные ворота в город. Кунцевич пожаловался на это королевским властям, и те жестоко покарали могилевчан, казнив 20 человек. Помимо этого, у православных Могилёва были отобраны церкви и переданы униатам.

В 1622 году Кунцевич отправился в Витебск, где обосновался в доме возле Пречистенской церкви . Несмотря на возмущение горожан, архиепископ захватывал православные храмы и не позволял совершать православные богослужения даже в шалашах в предместьях. Задержание и избиение 12 ноября 1623 года слугой Кунцевича православного священника переполнило чашу терпения православных Витебска. Произошло восстание православных горожан, в числе которых были члены магистрата , духовенство и простые граждане. В ходе восстания Иосафат Кунцевич был убит. За убийство Кунцевича королевские власти казнили 19 человек, ещё 78 человек были приговорены к казни заочно. Витебск был лишён магдебургского права .

В 1643 году папой римским Урбаном VIII Кунцевич был причислен к лику блаженных. В 1867 папа Пий IX объявил его святым.

Примечания

Источники

  • Сапунов А. П. Витебская старина. Том 1. - Витебск: 1883
  • Вялікае Княства Літоўскае. Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. - 788 с.: іл. ISBN 985-11-0378-0
  • Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени. - Вильна, 1899.

к чему привело противостояние витеблян и религиозного фанатика

Греко-католики и католики 12 ноября отмечают День памяти священномученика Иосафата Кунцевича.

Иосафата Кунцевича католики и греко-католики почитают святым. Источник rezoner.bloger.by

Личность этого человека весьма противоречивая и в то же время интересная, ведь архиепископ имеет непосредственное отношение к нашему городу. Именно в Витебске, 12 ноября 1623 года, Кунцевич был убит. А убийцей стал не одиночка, а фактически население целого города.

Уникальный случай в истории, который ярко доказывает, как метко заметил историк Александр Кравцевич , к чему может привести религиозный фанатизм в стране, где система религиозных отношений столетиями складывалась на принципах веротерпимости.

Почему так произошло, что архиепископ Кунцевич стал врагом практически целого города и как Витебск поплатился за его убийство?

«… для этого был Богом предназначен»

Родился Иосафат Кунцевич (Иван Гаврилович Кунцевич) в 1580 году во Владимире-Волынском в православной семье. Когда юноше исполнилось 17 лет, он ушел в виленский униатский монастырь и принял постриг под именем Иосафат. С первых же дней иерей начинал проповедовать Брестскую унию. К нему прислушивались многие православные верующие и переходили в униатство, за что Кунцевич получил прозвище «душехват».

В 1867 года Папа Пий ІХ причислил Иосафата Кунцевича к лику святых. Тело архиепископа в свое время хранилось в Полоцке, в других храмах на территории Беларуси и России, в Вене, а с 1949 года мощи католического святого находятся в базилике святого Петра в Риме.

Сегодня многие спорят: можно ли было избежать подобной ситуации и рассуждают, как развивался бы Витебск, если бы в его истории не было этого «кровавого» пятна. К сожалению, этого мы не узнаем никогда.


министр обороны БНР
  • Ластовский Вацлав
    Премьер-Министр БНР, академик АН БССР
  • Луцкевич Антон
    Старшыня Рады Міністраў БНР
  • Луцкевич Иван
    культуртрегер Беларуси
  • Лёсик Язеп
    Председатель Рады БНР, академик АН БССР
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Богданович Максим
    один и создателей современного литературного языка, автор гимна "Погоня"
  • Будны Сымон
    гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Великие князья Литовские

    • Миндовг (1248-1263)
      король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267)
      сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269)
      зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 - 1316)
      "измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем"
    • Гедимин (1316-1341)
      в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377)
      в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381)
      в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • (1381-1382)
      "Клятва Кейстута" и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430)
      и начало "Золотого века" ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432)
      мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586)
      первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586)
      освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632)
      король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795)
      последний король и в. князь
    • Ягеллоны
      девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос "Песня о зубре"
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель "Карты расселения белорусского племени"

  • первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Дроздович Язеп
    "вечный странник", астроном и художник
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель "Карты расселения белорусского племени"
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Кит Борис Владимирович
    "беларус нумар адзін ва ўсім свеце"
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой "Трилогии"
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, "св. апостол единения"
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник "лисовчиков"
  • Иософат Кунцевич
    архиепископ Полоцкий, св. апостол единения

    "Уния не была случайными явлением; она не была и результатом личных только расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархия. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом."
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890

    Иосафат Кунцевич (1580 - 12 ноября 1623) - униатский епископ; архиепископ Полоцкий (с 1618 до своей смерти). Активный проповедник Унии западной и восточной христианских церквей - наследник Флоренийской Унии 1439 года и проводник Брестской Унии 1596 г.

    В 1596 году, для уменьшения межконфессиональных противоречий и снижения влияния Москвы на внутренние дела ВКЛ принята Брестская уния - переход православных приходов в греко-католические (униатские).

    [ "Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам." - поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі. ]

    Родился Иосафат (Иван) Кунцевич в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных. Вскоре после Брестской унии 1596 года переехал с родителями в Вильно. В 1604 пострижен в монашество с именем Иосафат. Пишет сочинения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви. В 1609 году посвящён в священники, а в 1614 стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы.
    [ При Троицком монастыре митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Ипатий Потий основал в 1601 году первую духовную семинарию Руской униатской церкви. ]

    С 1618 - Полоцкий архиепископ. Первыми шагами Кунцевича в новой должности стало восстановление храмов (в том числе Софийского собора), учреждение церковно-приходских школ. Был активным проводником идей Брестсткой церковной унии. Его деятельность вызвала враждебные действия православных иерархов, желавших консолидации с Москвой, а не с Римом. В 1623 году во время пастырского визита в Витебск Иосафат Кунцевич был убит.

    Наряду с возможностью религиозного примирения, Уния подняла на качественно новый уровень всеобщее образование - по всей стране открывались школы и коллегиумы иезуитов и базилиан (униатов), принявших иезуитские стандарты обучения. В них принимали к обучению всех, независимо от религиозной принадлежности. О разнице между Унией и РПЦ много сказано в классическй работе А. Киркора "Живописная Россия. Белорусское и Литовское Полесье" 1882 и в издании Гроденского Государственного Университета, 2002.

    Иосафат Кунцевич довершал дело Витовта , желавшего основать в своей стране самостоятельную литовскую митрополию. Униатская церковь в Беларуси "была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом."
    Активным сторонником Унии был канцлер ВКЛ Лев Сапега , один из авторов Статута ВКЛ. Даже Мелетий Смотрицкий - ярый ее противник - к концу жизни перешел в униатство.

    По поводу обвинений его в жестокости при введения униатства - в то время христианство не было очень мирной религией. Тридатилетняя (1618-48) война в Европе началась из противостояния католиков и протестантов. Католическая и православная инквизиции не церемонились с еретиками. В Соборном уложении (свод законов Московского царства) первая же статья была "о богохульниках" и заканчивалась словами "казнить и сжечь" .

    [ Интересно сравнить первую статью Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей (действовал с 1529 по 1840). "Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають" (арт. 1, разд. 1,: "О персоне нашой Господарской"). ]

    "Я же никогда никого к унии насилием не принуждал, такого никогда не было. Защищать же мне мои церковные права (если на меня наступают насилием) меня принуждает обычная епископская присяга"

    В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В своей энциклике Пий XI назвал Кунцевича "апостолом единения".

    В 1655 московские войска заняли Полоцк и униатский архиепископ Антоний Селява бежал с мощами Кунцевича в Жировицы . После освобождения Полоцка мощи были возвращены, но в начале XVIII в., когда Полоцк занят был Петром I, отвезены в г. Белу. Реликвии привлекали массы богомольцев и служили оплотом унии. В 1917 году мощи Иосафата Кунцевича были перевезены в Вену, а с 1946 года они находятся в базилике св. Петра в Риме.

    ON ST. JOSAPHAT
    энциклика Папы Пия XI

    http://catholic.by/2/home/authors-rubrics/vatican/114169-kuncewich.html
    http://www.catholic.by/2/ru/belarus/saintsbelarus/100077-kuncevich.html
    be-x-old.wikipedia.org
    be.wikipedia.org
    pl.wikipedia.org
    uk.wikipedia.org
    ru.wikipedia.org


    © 2024
    alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции