18.10.2019

Предложения бывают вопросительные восклицательные и. Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания


Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

I. По цели высказывания различают типы предложений:

1) повествовательные, они
заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых

Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена.
(А. Блок)

2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.)

Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!
Пусть нам звездою путеводной святая истина горит...
(А. Плещеев)

3) вопросительные, они выражают вопрос

Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены?
(А. Блок)

Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности

Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
(А. Блок)

II. По интонации различают типы предложений:

1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством

О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая!
(А. Блок)

2) невосклицательные, по интонации нейтральные:

В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.
(А. Блок)

Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться

          1. в конце предложения:
а) точка, вопросительный знак, восклицательный знак; многоточие - для обозначения незаконченности высказывания;
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
          1. в середине предложения:
а) многоточие - для обозначения пауз, заминок;
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65

Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:

  1. 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский язык 4 класс Типы предложений по цели высказывания и по интонации

Цели (три) повествовательное, вопросительное, побудительное Интонация (две) восклицательная и невосклицательная.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С какой целью произнесли, написали? Сообщить что-либо Спросить что-либо Просили или побуждали к действию повествова-тельное вопросительное побудитель ное? ? ! . ! ! .

Что такое звёзды? повествовательное вопросительное побудительное

Назовите все знаки препинания. повествовательное вопросительное побудительное

Как приятно в жаркий день искупаться в бассейне! повествовательное вопросительное побудительное

Низко над морем пронеслась чайка. повествовательное вопросительное побудительное

Кто стучится в дверь ко мне? повествовательное вопросительное побудительное

Мойте руки перед едой! повествовательное вопросительное побудительное

Думай, сынок, а потом говори! повествовательное вопросительное побудительное

Что всего краше на свете? повествовательное вопросительное побудительное

В овраге мы нашли родник. повествовательное вопросительное побудительное

В осеннем парке ветер тихо шуршит листвой. повествовательное вопросительное побудительное

Тест: «Виды предложения по цели высказывания и по интонации»

Какой сегодня чудесный день! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Я показал маленькую лужицу. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Что же теперь говорить об этом?! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Кто открыл окно в сад? Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Продолжать наблюдение! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Приходите сегодня вечером. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Давайте обсуждать этот вопрос серьёзно. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Учебник стр.13 Правило Упр 15 . Списать, вставляя зеленой ручкой. После заголовка тоже поставить точку. ЧИСТОТЕЛ.

1. В первом предложении подчеркнуть основу (подлежащее и сказуемое) 2. Стебелёк, муравейника разобрать по составу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы предложений по цели высказывания и по интонации

Презентация состоит из блоков-заданий, способствующих отработке навыков определения тиа предложения по цели высказывания и интонации....

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:

  1. Мальчик изучает азбуку.
  2. Зима.
  3. Вечереет.

Три группы предложений по цели высказывания

Языковеды определили три группы языковых единиц по повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.

Повествование

К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Вопрос

Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.

Когда вы пойдёте в музей?

Неужели вы пойдёте в музей?

Вы пойдёте в музей?

Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:

Побуждение к действию

К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.

Ребята, давайте жить дружно!

Пассажиры, зайдите в вагон.

Немедленно уберись в комнате.

С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:

  • запрещать;
  • просить;
  • приказывать;
  • инструктировать;
  • запрещать;
  • советовать.

Эмоционально окрашенные предложения

Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.

Какой вкусный торт!

Сколько ягод в лесу!

Люди! Здоровье дороже всего!

Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.

Я ел вкусный торт.

В лесу много ягод.

Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.

Характеристика предложений

После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.

Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)

Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)

Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)

А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:

Осенью падают разноцветные листья.

У моря дует холодный ветер.

Давай поиграем в футбол.

У тебя всё получится!

Какие тёплые деньки наступили!

Неужели эти все подарки для меня?!

Как красиво в лесу весной!

Пруд покрылся льдом.

Птички радуются тёплому ясному утру.

Какие чудесные грибы под деревьями!

Защищайте младших и слабых!

Мальчик, что у тебя случилось?

Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:

Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.

Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.

Знаки препинания в предложениях различных видов

Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:

Предложения бывают:

  • Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
  • Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
  • Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.

Знаки препинания:

  1. В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
  2. В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
  3. Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
  4. Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
  5. В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
  6. В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
  7. В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
  8. Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)

Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции