30.10.2019

Синтаксические единицы их виды и значения. Основные синтаксические единицы языка. Предложение и его признаки


УДК 004.432(076)

Рецензент канд. техн. наук, доц., проф. каф. И3 БГТУ В.Ю. Емельянов

Утверждено
редакционно-издательским
советом университета

ã БГТУ, 2013


Назначение Matlab

Система Matlab (Matrix Laboratory – матричная лаборатория) разработана компанией MathWork. Это мощная вычислительная система, предназначенная для решения широкого круга математических, инженерных и экономических задач.

Работая в среде Matlab(ML), пользователь, даже не являющийся программистом, может легко и быстро решать вычислительные задачи в различных областях науки и техники (линейная алгебра, теория управления, обработка сигналов и т.п.). Простая командная среда позволяет вводить выражения в форме, близкой к естественной математической записи.

В наибольшей степени система ориентирована на выполнение инженерных расчетов. Математический аппарат оптимизирован для вычислений, проводимых с матрицами и комплексными числами. Matlab содержит множество встроенных функций, необходимых инженеру и научному работнику для выполнения сложных численных расчетов, а также моделирования поведения технических систем и физических процессов. Мощная графическая система Matlab позволяет визуализировать представление данных, что делает возможным графический анализ результатов. Все функциональные возможности объединены удобным пользовательским интерфейсом.

Большим плюсом системы является ее открытость и расширяемость. В ней могут быть написаны программы для многократного использования. Пользователь может не только использовать имеющиеся функции, но и создавать собственные специализированные функции. Пакет позволяет работать с программами, написанными на языках Фортрани Си. Большинство специализированных функций хранятся в виде текстовых файлов с расширением m (m -файлов). Файлы могут быть созданы в редакторе среды Matlabлибо во внешнем редакторе, совместимом по кодировке с встроенным редактором. Созданные пользователем m- файлы могут использоваться так же, как и встроенные в Matlab функции.



Помимо работы с программами (функциями), вычисления можно выполнять в режиме ’’калькулятора’’, т.е. получать результат сразу после ввода очередной команды. Для решения специальных задач с помощью ML разработаны пакеты с дополнительными функциями, которые называются Toolboxes.

Предусмотрена возможность интегрирования системы ML с Microsoft Word и Microsoft Excel.

Интерфейс Matlab 6.5

После запуска программы Matlab на экран выводится основное окно рабочей среды ML, которое называется «рабочий стол» (рис. 1).

Это окно содержит:

· строку заголовка;

· строку главного меню, в которой находятся пункты меню File (Файл), Edit (Редактирование), View (Вид), Web , Window
(Окно), Help (Справка).

· панель инструментов с кнопками, позволяющими выполнить некоторые наиболее распространенные операции, которые можно выбрать и через меню. Рядом расположено окно Current Directory , позволяющее установить текущую папку;

· три внутренних окна:

Ø справа самое большое и важное окно – Command Window (командное окно), где отображаются вводимые пользователем данные, команды и результаты их выполнения, а также сообщения об ошибках;

Ø слева вверху окно с вкладками Workspace (рабочее пространство), позволяющее получить доступ к содержимому рабочей области, и Launch Pad , служащее для просмотра содержимого папки ML (например, чтобы просмотреть демонстрационные примеры или вызвать help);

Ø слева внизу окно с вкладками Command History (история команд), предназначенное для просмотра и повторного вызова ранее введенных команд, и окно Current Directory (текущая папка), служащее для установки текущего каталога;

· строку состояния, где отображаются сообщения системы.

В правом углу каждого окна две кнопки: Х – закрыть; – открепить от рабочего стола.Для возвращения в прежнее состояние необходимо выбрать пункты меню: View, Desktop Layout, Default .

Все используемые в текущем сеансе работы переменные хранятся в памяти компьютера в области, называемой Workspace (рабочее пространство). Полный перечень заданных переменных отображается в окне Workspace . Здесь содержится полный список переменных и их размеры, но не значения переменных. Двойной щелчок по имени переменной вызывает открытие окна Array
Editor
, которое можно использовать для редактирования отдельных элементов векторов и матриц.

Регулировать размеры окон можно с помощью мыши.

Основные команды главного меню ML

Работа с меню в ML подобна работе с меню программ Microsoft Office.Многие элементы меню имеют для быстрого вызова команд горячие клавиши (их можно видеть справа от команды, например, Copy→Ctrl+C и т.п.).

Рассмотрим состав и назначение некоторых команд меню.

Работа с файлами. Пункт меню File cодержит следующие команды (рис. 2):

New – m-file – позволяет создать новый m -файл в редакторе ML;

Open – позволяет открыть имеющийся m -файл;

Set Path – позволяет установить путь, указывающий расположение m -файлов;

Preferences – позволяет отображать диалоговое окно, в котором можно настроить различные параметры системы.

В окне пункта меню File отображаются имена четырех последних файлов, к которым обращался пользователь.

Все файлы, которые будут созданы студентом в ML, должны храниться в предназначенной для этого папке, где разрешено сохранение файлов: на диске C: (C:\USERS\<папка>) или на сервере (N:\<папка>). Всегда есть возможность установить нужный каталог в качестве текущего. Это можно сделать с помощью пункта меню File , Set Path или в окне Current Directory (Текущий каталог).

Команда Exit позволяет выйти из системы.

Редактирование. Пункт меню Edit содержит традиционные команды: Undo и Redo (отмена последнего действия и отказ от отмены соответственно), Cut (вырезать фрагмент), Copy (копировать), Paste (вставить), Delete (удалить), Select All (выделить все).

Используя команды Clear Command Window, Clear Command History, Clear Workspace , можно очистить содержимое командного окна, окна истории команд и рабочее пространство соответственно.

Управление конфигурацией рабочего стола. Пункт меню View (рис. 3)позволяет при необходимости управлять конфигурацией рабочего стола (наличием окон можно управлять, ставя или убирая галочки около выбранных команд меню).

Работа с окнами. Пункт меню Window служит для работы с окнами системы. Здесь отображаются команды, соответствующие окнам и программам, которые в данный момент открыты. Выбор одной из этих команд позволяет сделать активным требуемое окно или код программы в редакторе m -файлов.

Пункт меню Help предоставляет доступ к справочной системе программы Matlab.

Командное окно Command Window. Это окно предназначено для ввода чисел, переменных, выражений и команд. Здесь же выводятся результаты работы и сообщения об ошибках. О готовности системы к вводу свидетельствует знак >>, который располагается в текстовом поле командного окна (в командной строке). Для выполнения введенной команды следует нажать клавишу . Пока она не нажата, вводимое выражение может быть отредактировано или удалено. Просмотр содержимого окна можно осуществить, используя полосы прокрутки, а также клавиши < PgUp> , < PgDown> , < Ctrl+Home> , < Ctrl+End> , < Home> , < End>.

Клавиши управления ­ и ¯ в ML имеют совсем другое назначение, чем в текстовых редакторах. Использование этих клавиш позволяет отобразить в командной строке ранее введенные с клавиатуры команды и выражения для их повторного использования. Это возможно потому, что все выполненные команды сохраняются в специальной области памяти. Чтобы стереть содержимое командного окна, достаточно набрать и выполнить команду clc.

Рабочая область Workspace. В ML все переменные, используемые в текущем сеансе работы, хранятся в области, называемой рабочей областью или рабочим пространством. Полный перечень используемых переменных отображается в окне Workspace, где можно видеть список текущих переменных и их размеры. Эта информация представлена в виде таблицы, состоящей из следующих столбцов: Name – указывается имя переменной, Size – отобра-жается размер переменной, Bytes – отображается количество выделенной памяти, Class – тип переменной.

Окно Workspace имеет панель инструментов, включающую команды для открытия файлов с данными, создания, сохранения и удаления переменных. Если дважды щелкнуть по строке, соответствующей какой-либо переменной, информация о ней отобразится в окне Array Editor .

История команд. Окно Command History –здесь отображаются дата и время сеанса работы в ML, а также содержится перечень команд, введенных в течение текущего сеанса. Их можно заново выполнить, дважды щелкнув по команде. Можно выполнить подряд несколько команд, находящихся в этом окне. Для этого надо выделить команды с помощью мыши, удерживая нажатой клавишу , а затем нажать . Если же нужные команды располагаются не подряд, то их надо выделить, удерживая клавишу . Для повторного использования команд можно также воспользоваться стрелками ↓, помещая эти команды в командную строку. При нажатии правой клавиши мыши на какой-либо команде в этом окне отображается контекстное меню, содержащее команды копирования в буфер обмена выделенной команды, ее удаления, создания m -файла и т.п.

Запишите в тетрадях названия синтаксических единиц языка. Приведите свои примеры.
Прочитайте текст. Чем различаются единицы языка по своему
назначению? Какие единицы языка изучаются в синтаксисе?

Слово - основная единица языка; оно служит для наименования
предметов и их признаков, явлений и их отношений.
О человеке, который не умеет связно сказать что-то, точно сформулировать и изложить свои мысли, обычно говорят; «Он и двух
слов связать не может». В действительности же, для того чтобы попросить, приказать, предупредить, поблагодарить и т. п., человек
связывает друг с другом не только слова. В речи соединяются между собой и словосочетания, и отдельные предложения.
Текст и предложение служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с окружающим миром. Но каждое предложение строится из слов, поэтому в синтаксисе изучаются и слова,
только не как лексические единицы или части речи, а как члены
предложения.
Слова в предложении, как вы знаете, употребляются не отдельно, а объединяясь в словосочетания, поэтому в синтаксисе изучаются словосочетания и различные формы связи слов друг с другом.

Информация, которая передается в речи, распределяется меж­ду различными структурными элементами языка, одну информа­ционную “нагрузку” несут фонемы, эти самые мелкие “кирпичи” высказываний, его распознавательные знаки, другую - морфемы, это не “кирпичи”, а первичные “блоки”, обладающие уже своим значением, третью - слова, более крупные “блоки”, существую­щие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока что не могут образовать собственно высказывания, сообщения.

Что же в языке позволяет ему выполнять его главнейшую роль - функцию общения? Это синтаксис (синтаксис - от греческого syntaxis - “составление”).

Именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации.

В чем же состоит коммуникация? В том прежде всего, что одно названное определяется другим. В этом случае название как пер­вый момент понятого содержания действительности получает до­бавочное определение, т. е. более высокую ступень определения (не только через “имя”, но и через “характеристику” и “оценку”). Но этот первичный момент коммуникации еще не дает ее полноты.

Возникает вопрос, когда же коммуникация будет “полной” и когда “неполной” и от чего это зависит?

Для этого надо разобраться в том, что же может быть членами коммуникативного отношения и каково может быть это отноше­ние, выраженное по-разному языковыми средствами, т. е. чем может быть выражен член данного коммуникативного отношения и чем может быть выражено само отношение. Это “зерно коммуника­ции” - первое отношение двух членов - назовем синтагмой.

Синтагма - это сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой - определяющим.

Членами синтагмы могут быть: 1) слова, поэтому самое про­стое определение этого явления, вошедшее в школьную практи­ку, - это “два слова, из которых одно определяет другое” (белый хлеб, ем хлеб, жадно ем, я ем), 2) морфологические части слов - морфемы и сочетания морфем (водо-воз, дом-ик, перевоз-чик, мо-роз-ит), 3) словосочетания, выступающие как один член (Видел “Горе от ума”; Работает спустя рукава; Ваня и Петя пошли гу­лять; Это был бродяга, который украл лошадь; “Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине”) и более сложные “блоки”. Рас­смотрим, какие бывают типы синтагм в зависимости от характера их членов.

I. Разновидности членов синтагмы

1) Наиболее простой вид синтагмы - это производное слово:

дом - домик, гдедом- - определяемое, а-ик - определяющее;

это “внутренняя синтагма”, что для синтаксиса не пред­ставляет интереса, поскольку в синтаксисе тип предложения не меняется от того, будет ли сказано: дом стоит или домик стоит.


2) То же касается и другого типа “внутренних синтагм” - слож­ных слов, где обычно одна половина определяет другую: паровоз, земледелие, колхоз, эсминец, профсоюз.

3) Иной тип представляют собой случаи, как Морозит. Мороз. Это уже не члены предложения, а предложения. А если так, то в каждом из этих “отдельных слов” есть не только слово, но и син­тагма.

В Морозит, есть определяемое, выраженное основой мороз-, и определяющее, выраженное флексией-ит, показывающей время и наклонение, что нужно для законченной коммуникации; кроме того, высказывание (а не слово) Морозит, сопровождает нужная интонация, показывающая утверждающую (или иную) модальность.

Труднее, казалось бы, понять случай Мороз, (как ответ на чей-то вопрос: “Ну, как, мороз?” - “Мороз”.). Однако и здесь все ясно: отсутствие связки был, будет показывает настоящее время, а от­ветно-утвердительная интонация - модальность и “наклонение” (которого, конечно, при употреблении одного существительного быть не может).

Это скрытые синтагмы. И они для синтаксиса пред­ставляют большой интерес, потому что образуют особый тип одно­составного предложения (см. ниже, § 63).

4) Самый обычный тип синтагм - это “пары слов, из которых одно определяет другое”, т. е. собака ест, ест мясо, рыжая собака, свежее мясо, жадно ест и т. п., что уже прочно вошло в школьную практику “синтаксического разбора”. Это внешние син­тагмы.

5) Бывают и такие случаи, когда в качестве членов синтагмы выступают целые словосочетания:

а) когда знаменательное слово сопровождается служебным: ве­чер на рейде - одна синтагма, хотя есть и третье слово, предлог на;

Отец был намерен лечь спать - одна синтагма, так как был намерен лечь спать - один член;

6) когда в состав предложения входят лексикализованные со­четания, например Работает спустя рукава, где одна синтагма, то же и в таких случаях, как Видел “Горе от ума”, и с участием слу­жебных слов: Ходил на “Не в свои сани не садись”;

в) когда в составе предложения есть распространенные обо­собленные обороты (см. ниже, § 62);

г) такие случаи, когда в качестве члена синтагмы выступают целые предложения (см. ниже о сложном предложении, § 64).

II. Типы отношений между членами синтагмы

Между членами синтагм (из морфем, слов, словосочетаний) могут быть разные отношения.

1) Из этих отношений главное -предикативное (предикативный - от лат. praedicaSvus из praedicatum - “сказуемое”).

Это отношение выражает зависимость двух членов с обязатель­ной связью времени и наклонения.

Время в грамматике - это не просто “объективно” реальное время, а результат отношения двух “времен”: времени события ко времени речи: если событие происходит одновременно с речью - Я пишу (или это событие не ограничено временными рамками, например: Земля вращается вокруг Солнца, Волга впадает в Кас­пийское море. Птицы высиживают птенцов из яиц и т. п.) - это настоящее время; если время события предшествует времени речи - Я писал - это прошедшее время; если время события долж­но следовать после времени речи - Я буду писать, Я напишу - это будущее время. Поэтому временное отношение может быть уста­новлено только во время самой речи. Все прочие времена или показывают отношение одного времени к другому, как плюсквамперфект - прошедшее, предшествующее другому прошедшему, или же присоединяют к отношению времени отношение вида (как имперфект, пер­фект и др.).

Наклонение в грамматике относится к модальным категориям, которые показывают целевую установку речи, в которой подается в речи высказывание: в виде утверждения, отрицания, приказа­ния, пожелания, допущения и т. п. Так как сама речь всегда реаль­на и обязательно целенаправленна, то и целевая установка речи тоже реальна.

Итак, через категорию времени речь связывается со своим содер­жанием, а через категорию наклонения - со своей целевой уста­новкой. Это и составляет предикативное отношение, или предикаци ю. Некоторые грамматисты включают в предикацию и третий обязательный признак - категорию лица; однако это может входить в предикацию, но не обяза­тельно (например, без выражения лица: Здесь - хорошо; Жить стало лучше и т. п.).

Предикативными могут быть как внешние синтагмы (Солнце светит; Сестра пришла; Отец был намерен лечь спатьк т. п.), так и скрытые (Мороз; Морозит), но не могут быть синтагмы внутрен­ние (домик, водовоз, кривошип, домосед и т. п.) и синтагмы, где членами являются целые предложения (имеющие внутри себя свою предикацию).

2) По характеру выраженного в них отношения непредикатив­ные синтагмы могут быть:

а) атрибутивными, определяющий член которых является а т р и б у т о м (атрибут - от лат. attributum - “присовокупленный”), т. е. называет какой-нибудь признак опре­деляемого вне категорий времени и наклонения: черный негр, зеле­ная трава, красивая девушка, воровская хватка, Петины игрушки и т. п.; в качестве определяемого здесь выступает именное слово;

б) объективны ми, определяющий член которых являет­ся о б ъ ё к т о м (объект - от лат. objectum - “предмет”), т. е. называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объект­ным отношением: ест суп, выпил чаю, пожимая руку, любящий отца, залог успеха, счастье старика и т. п.; в этих случаях определяемое слово чаще бывает глагольным, реже - именным;

в) релятивными, определяющий член которых является релятивом (релятив - от лат. relatlvus- “относительный”), который либо называет какой-нибудь признак оп­ределяемого или называет что-либо не содержащееся в самом оп­ределяемом, но связанное определенным отношением: быстро бе­жит, красиво пел, фальшиво напевая, работал весной, гулял в полях”. т. п.; в качестве определяемого члена здесь выступает глагольное слово.

Отношения между членами синтагмы выражаются всегда ка­ким-либо способом, что проще всего установить на синтагмах в составе простого предложения; о способах выражения отношений в сложном предложении см. ниже.

Выражение отношения членов друг к другу для простого пред­ложения может быть обозначено тремя возможностями: согласо­ванием, управлением, примыканием.

а) Согласование - это тот вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого по­вторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны;

например, белому хлебу - согласование в мужском роде в датель­ном падеже и единственном числе в двух разных членах показаны по-разному: в хлебу дательный падеж и число показаны флексией -у, а в белому иной флексией --ому. Может быть и согласование, ограниченное определенной категорией, так, в она играет есть со­гласование только в числе и лице, а в она играла - согласование в числе и роде; в обоих этих случаях нет согласования полностью. В первом случае согласование только в лице и числе, но не в роде;

во втором случае - в числе и роде, но не в лице.

Однако для понимания нужного контекста этого грамматичес­ки вполне достаточно.

В случае английского she loves - “она любит” это -s показыва­ет только 3-е лицо и косвенно - число, так как во множествен­ном числе they love - “они любят”. Но в каждом таком случае нужные категории грамматики выявляются с достаточной пол­нотой.

б) Управление- это тот вид связи определяемого и опре­деляющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грам­матические значения. Так, переходность есть грамматическое зна­чение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом до­полнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть пря­мым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опос­редствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, по­шел к собаке и т. п.).

в) Примыкание - это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни согласования, ни управле­ния, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

При нормальной интонации в предложении Сильно черный тру­бочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согла­соваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шата­ет, то, несмотря на “дальность расстояния”, в синтагму связыва­ются сильно шатает.

Не меньшую роль для интонационного примыкания может иг­рать и паузирование: Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками - составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пау­за после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем са­мым - предложение распространенное (см. ниже, § 62).


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции