25.10.2019

Места крупных сражений первой мировой войны. Шесть крупнейших сражений русской армии в первой мировой войне. Россия перед войной


В школах республики Татарстан наступила вторая четверть, а вместе с ней - перемены и новая неразбериха с языковыми дисциплинами. Напуганные прокурорскими проверками школы наспех вносят изменения в учебные планы, меняя татарский язык на такие новообразования, как "казаневедение", "риторика", "наследие Татарстана" , иные и вовсе ничего не меняют, потому что "нет возможности". Родители, отчаявшиеся писать в прокуратуру запросы об отказе от изучения неродного татарского, недоумевают, почему вместо более глубокого изучения русского языка дети "шатаются по коридорам" в часы национального языка, а местные власти, как заколдованные, повторяют мантру про "компромиссный вариант с федеральным центром". Тем временем приближается 1 декабря - день, ставший для Татарстана "днем икс", - обозначенный президентом РФ срок, до которого власти республики должны довести объем изучения русского языка до рекомендованного Минобром уровня. За пару дней до этого острую проблему рассмотрят в Госсовете республики. Об особенностях нового этапа лингвистического конфликта в Татарстане читайте в материале Накануне.RU .

"Ничего не изменилось, только хуже стало, родители в отчаянии, не знают, что делать. Дети в коридорах, фактически беспризорные!" - рассказала мама восьмиклассника Инесса Гудочкина .

В школе, где учится ее ребенок, объемы изучения русского языка довели до рекомендованных Министерством образования объемов: три часа в неделю - "русского языка" и два часа - "родного русского языка" . Согласно образовательным программам школ Татарстана, это два разных предмета. У школ, а, следовательно, и у русскоязычных родителей, возникла новая проблема - отсутствие учебных планов и пособий для преподавания "родного русского". Из-за этого дети, чьи родители отказались от родного татарского языка, вынуждены бездельничать, пока их сверстники занимаются изучением национального языка республики. Этот факт вкупе с давлением на родителей приводит к тому, что они отзывают свои заявления, соглашаясь на возвращение к татарскому.

"Многие родители забрали свои заявления. Им звонили из школы домой, просили, они переписали заявления. Давление на родителей идет колоссальное. Предложили моего сына-отличника перевести в класс послабее. Он согласился. Пообещали, что там вместо татарского языка дети будут изучать какой-то другой предмет. В итоге другого предмета нет, он у меня остался "коридорным", девать его некуда. Он и еще два мальчика сидят на том же татарском, но на задних партах и делают свои уроки. Так во многих школах" , - поделилась Инесса.

Во многих, но не во всех. Мама второклассницы Рая рассказала о положительных изменениях в школе, где учится ее дочь.

"У нас довели количество уроков русского языка и литературы до требований, предъявляемых Министерством образования и науки РФ. И вместо татарского языка (которого раньше было четыре урока в неделю) сделали родной язык (в объеме два урока в неделю). В эти часы класс теперь делится на две подгруппы. Те, кто выбрал русский язык, изучают родной русский (в настоящий момент - без учебников), те, кто выбрал татарский - изучают родной татарский язык" , - рассказала она корреспонденту Накануне.RU .

Правда, возникла новая проблема: администрация школы не может угодить всем родителям - одни хотят, чтобы ребенок учился пятидневку, другие - исключить "родной русский".

"Учебные планы с родным языком невозможно реализовать при пятидневной учебной неделе - в СанПиН не укладываемся. У нас не вводят учебный план без родного языка, как я понимаю, в том числе и из-за того, что тогда русскоязычные дети начнут претендовать на пятидневку. А те, кто хочет изучать татарский язык, вынуждены будут учиться по шестидневке. А так - мол, никому не обидно. У всех шестидневка. А то, что наши дети чем-то непонятным занимаются на ненужных им уроках родного русского языка (потому что глупо это - делить русский язык на "государственный" и "родной" для детей - носителей русского языка), никого не волнует" , - добавила родительница.

Проходить на "родном русском" программу "русского языка" дети не могут: тогда возникнет перекос в скорости усвоения программы теми, кто выбрал для изучения русский язык как родной, и теми, кто выбрал для изучения татарский язык как родной, пояснила она.

Чтобы наполнить урок "родного русского" содержанием, директора исхищряются как могут. Где-то вводят "казаневедение", где-то "риторику", а где-то "наследие Татарстана".

"В одной из школ Татарстана на уроках родного русского языка даже на ложках играть учатся!" - добавила она.

Отдельного внимания заслуживает содержание уроков татарского языка, где зачастую отсутствует дисциплина. Это подтверждает и тот факт, что после выпуска из школы дети не владеют национальным языком на разговорном уровне. А в некоторых школах учителя татарского и вовсе пытаются заниматься политпросвещением .

"Меня волнуют национальные классы в школах. У сына есть друг из татарского класса, они встречаются на перемене. Он рассказывает, что им учительница по татарскому, она у них классный руководитель, говорит, что Путин плохой , что якобы государство Татарстан самостоятельно , что у нас свои законы и Путин не имеет право вмешиваться, говорит, что Иван Грозный был плохим, а татары самоотверженно защищались от него. Учителя татарского таким образом обрабатывают детей, воспитывают маленьких сепаратистов. А после родительского собрания, когда я написала отказ от изучения татарского, учитель сказала моему сыну: "Иди в класс, учись. А если не хочешь учиться, езжай в Москву и Россию" , - вспоминает Инесса Гудочкина откровенно сепаратистские высказывания.

"Как на Украине "онижедетей" воспитали, так и у нас. Когда я училась, у нас не было такого разделения, мы не задумывались, кто по национальности татарин, а кто русский. А теперь в школе делят на татар и на русских. Вроде, Кремль заявляет о принципе добровольности, но в реальности его нет" , - добавила она.

Кремль, действительно, выступает за добровольное изучение национальных языков в российских школах. Позицию федеральных властей на прошлой неделе напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

"Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого" , - заявил РБК федеральный чиновник.

Заявление Кремля местные власти проигнорировали, рассказал член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов .

"Заявление Кремля никак не повлияло на ситуацию. Школы с этой нахлынувшей проблемой воюют в одиночку, воюют против родителей - не только русскоязычных, но и татар. Идет настоящая война школы против родителей. Действуют запугиванием, на детей давят, при проведении бесед требуют убрать мобильные телефоны, чтобы родители не могли записать на диктофон или на видео этот разговор и потом пожаловаться в прокуратуру. Больше никакого регулирования со стороны регионального руководства нет. Школы не допускают, чтобы во время отсутствующего у части школьников татарского языка они учили русский язык в полном объеме. Ведут себя как собака на сене. Конечно, ведь те дети, которые в это время будут учить русский и литературу, окажутся потом более конкурентоспособными, легче поступят в вузы, и так далее. Доходит до того, что требуют на это время покинуть школу!" - отметил в разговоре с Накануне.RU Михаил Щеглов.

Конкретику в разрешение наболевшего вопроса внес 24 ноября во время рабочей поездки в Казань полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич .

"Минобразования РФ разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ. Впервые в учебных планах в части, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики" , - сообщил Бабич журналистам.

Полпред добавил, что во всех республиках Поволжья изменены учебные планы, а количество часов русского языка доведено до установленного и рекомендуемого Министерством образования РФ, во всех регионах округа организована, а где-то уже завершена работа по выбору детьми и их родителями или законными представителями родного языка. Соответствующие методические указания, по его информации, Минобрнауки РФ направит в регионы в ближайшее время.

"Тем самым, вопросы изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республик и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы. И тем самым поручение президента РФ будет выполнено в полном объеме. Далее практической деятельностью органов государственной власти регионов необходимо довести эти вопросы до фактического исполнения" , - отметил полпред, его слова приводит РИА Новости.

При этом нельзя утверждать, что власти Татарстана игнорируют проблему. Языковой вопрос поднимался на заседаниях госсовета республики в конце ноября и начале октября.

"Как государственный язык может быть добровольным? Он добровольный в Швейцарии, где из четырех языков выбирают один. А у нас один государственный язык нашего субъекта . Я согласен, нам надо работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем! Если кто-то хочет сказать, что президент республики не реагирует, не занимается - я работаю над этим вопросом, и не надо его политизировать!" - взволнованно заявил президент республики Рустам Минниханов и попросил прокуратуру все претензии адресовать ему, а не директорам школ.

"К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. В преддверии выборов разве такие вещи можно делать? Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину?" - недоуменно вопрошал глава региона.

Минниханов согласился: за 20 лет законы республики несколько устарели и требуют внесения коррективов.

Обсуждение продолжилось 8 ноября на заседании госсовета. Тогда президент республики призвал школы "сохранять спокойствие" и заверил учителей татарского, что те не останутся без работы.

Разговор продолжится незадолго до знакового для республики дня - установленного президентом срока для проверки добровольности изучения татарского в школах. 29 ноября на заседании госсовета парламентарии рассмотрят "вопрос о преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан".

Тем временем, министр образования и науки республики Энгель Фаттахов обивает пороги кабинетов Министерства образования РФ в попытках утвердить "компромиссный вариант". Об этом пишут местные СМИ.

"Во вторник на приеме у чиновника Минобрнауки РФ я рассказала о текущей ситуации в школах и поинтересовалась, что решено насчет татарстанского "компромисса". Он мне ответил, что вариант учебного плана от Татарстана у них "лежит"… По его словам, Энгель Фаттахов бывает в министерстве через день, "ходит из кабинета в кабинет" и всюду ему отвечают одно и то же: "Ваш вариант прекрасен, если его одобрит высшее руководство страны. Ведь ваш вариант с двумя часами обязательного татарского не согласуется с поручениями президента России" , - пересказала свой диалог с сотрудником Минобрнауки РФ активистка интернет-сообщества "Елабужский контроль образовательных организаций" Оксана Ермакова .

Успеют ли власти Татарстана смириться с необходимостью выполнять поручения президента РФ и вернется ли регион в правовое пространство остальной России, станет ясно уже скоро - 1 декабря. На следующий день после "дня икс" русскоязычные родители республики планируют масштабный митинг в поддержку решений Путина, но, как и следовало ожидать, его согласованию препятствуют местные власти. К слову, не в восторге они и от деятельности организаторов - комитета русскоязычных родителей. На днях человек, представившийся представителем МВД, звонил "за дачей показаний" администратору группы комитета "Вконтакте" Инессе Гудочкиной.

В противовес деятельности русскоязычных родителей активизируются татарские семьи, который выкладывают в сеть видео со страдающими без татарского языка детьми. Что странно, на одном из таких роликов девочка говорит на русском.

"Это настоящая информационная война, в которую суют детей" , - прокомментировала Инесса Гудочкина.

Подпишитесь на нас

Ситуацией озаботились в парламенте республики. О противостоянии в родительском сообществе Business FM рассказали жители Татарстана - журналист, преподаватель татарского языка и мама школьника, с обращения которой к президенту и началась борьба

Вопрос преподавания татарского языка в школах дошел до Госсовета Республики Татарстан. Парламентариев беспокоит то, что ситуация раскалывает общество по языковому и национальному признаку.

Ранее прокуратура республики, ссылаясь на федеральное законодательство, назвала незаконным обязательное изучение татарского языка. В школах и родительском сообществе к этому отнеслись неоднозначно.

Противники обязательного изучения татарского языка начали громко заявлять о своей позиции после заявления Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое он сделал в июле. Президент тогда сказал, что обязательным в российских школах может быть изучение только русского языка. Продолжает житель Казани, главный редактор информационного портала R16.ru Андрей Антропов:

Андрей Антропов главный редактор информационного портала R16.ru «Тут такое сразу же началось. Стихийно образовалось родительское сообщество Республики Татарстан. Начинали они с 300 человек, в обсуждениях шли бурные баталии, что законно, что незаконно. Эта группа стала стремительно расти, и сейчас там около 10 тысяч человек. И у них появились антагонисты — группа «Татар ата-аналары», то есть татароязычные родители Татарстана. Там тоже около 10 тысяч человек. Фактически можно сказать, что общество раскололось ровно надвое. Власть просто бросила на произвол судьбы директоров школ, они один на один остались с законом и родителями. Некоторые директора просто упираются и не хотят отменять обязательный татарский язык, некоторые идут навстречу. Таких, наверное, не более 20% по всему Татарстану. Дело дошло до того, что директора школ в Татарстане даже не боятся уголовных статей. Прокуратура в соседней Башкирии предупредила, что если будут такие подтасовки на изменение учебных планов без разрешения родителей и тому подобное и будет вводиться обязательный государственный язык республики, то это квалифицируется как статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации «нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Можно людей сажать до пяти лет с лишением права на тот же срок занимать данную должность. Даже этого не боятся».

Алсу Газизова из Набережных Челнов составила петицию на имя президента России с просьбой отменить обязательное изучение татарского языка в школах. Что было после, рассказывает сама Алсу:

Алсу Газизова жительница Набережных Челнов «У моего ребенка в четвертом классе было три часа русского языка и шесть часов татарского, представляете? Я уже 4 сентября написала заявление в школу об отказе от изучения татарского языка. 9 сентября пришел ответ. Нам сказали, что Марк может не изучать татарский язык, будет сидеть тихонько на уроке. Когда я об этом сообщила в социальные сети, поднялась шумиха, и после этого, видимо, у директора школы был какой-то разговор с министерством образования, и она пошла в отказ. Меня вызвали, сказали, он будет изучать. И с этого началась наша эпопея, борьба. Руководство до последнего говорило, что такого никогда не будет в республике, потому что это государственный язык, он не будет добровольным. Об этом говорили все, начиная от президента Татарстана и заканчивая депутатами. Родителей держали в большом напряжении. Сейчас я увидела новое расписание. Часов русского добавили, теперь пять часов в неделю, и три часа оставили на новый предмет — родной язык и родная литература. Оказалось, что в рамках этого предмета те, кто не писал отказ от татарского языка, будут изучать татарский язык, а те, кто написали отказ, они будут изучать предмет риторика на русском языке».

Преподаватель татарского языка Эльза говорит, что за годы ее работы ни ученики, ни родители не жаловались на количество часов татарского языка и литературы.

Эльза преподаватель татарского языка «В последние две недели первой четверти во всех школах провели родительские собрания, как раз этот вопрос поднимали. До этого практически во всех школах прошла проверка прокуратуры и Рособрнадзора. Проверяли, сколько часов преподаются татарский и русский языки. В той школе, где я работаю, в плане татарского языка почти ничего не меняется. Лично меня это как учителя не коснулось. Но есть школы, где сокращают уроки татарского языка, и вместо десяти учителей остаются только два-три, остальные попадают под сокращение. У нас каждый день меняется сценарий: прокуратура говорит одно, потом юристы начинают защищать учителей, каждый день какая-то игра продолжается. Уроки татарского языка уже в течение 25 лет, может, даже чуть больше преподавались в основной школьной программе. Например, в начальных классах их было больше, четыре-пять уроков, татарский язык плюс татарская литература. Чем старше классы, тем меньше часов. Например, к девятому классу два-три урока татарского и один урок татарской литературы. Может быть, у кого-то возникал вопрос, почему мы это изучаем, но всем было ясно, что это как второй государственный язык, как язык народа Татарстана, то есть это был естественный процесс. Мне редко приходилось слышать даже от учеников, не говоря уже о родителях, почему нам надо изучать татарский язык».

Business FM попыталась выяснить, как местные языки изучают в других российских регионах. Получить официальные комментарии от профильных региональных министерств на момент публикации материала не удалось. Однако, как говорят журналисты ряда республик, местные языки там изучают в обязательном порядке и к конфликтам это не приводило.

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин, но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться . А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже , сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года. И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета, ни у кого-либо еще не получится.

Энгель Фаттахов заранее сказал Юрию Чайке твердое нет: татарский язык остается обязательным для всех предметом в школах республики

«Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык добровольно или не изучать его совсем», — на подобные сообщения, массово распространяемые через мессенджеры и соцсети, отреагировали власти РТ, заодно ответив и на документ, опубликованный на сайте Кремля. Прокуратура РТ пока не получала задания из Москвы о соответствующих проверках. Но, похоже, если политики и эксперты не сядут за стол переговоров, «лобовое столкновение» неизбежно.

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — вице-премьер и глава минобразования РТ Энгель Фаттахов — выступает последовательно / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИЗЫВЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПРОТИВОРЕЧАТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

Татарстанские власти прервали молчание по вопросу об обязательном изучении татарского языка в школах республики, продолжавшееся с момента поручения президента РФ в адрес российской генпрокуратуры, обнародованного 28 августа. Согласно ему ведомство Юрия Чайки до 30 ноября должно проверить обеспечение изучения «родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)». Аналогичного рода требование выдвинуто и главам регионов, срок доклада — до 1 декабря.

И вот вчера вечером минобрнауки РТ на своем сайте опубликовало «Разъяснение министерства образования и науки Республики Татарстан по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан». Поводом стало распространение в социальных сетях и мессенджерах призывов к отказу от изучения татарского языка в образовательных учреждениях.

Ведомство Энгеля Фаттахова непреклонно. «В качестве государственного языка Республики Татарстан Конституцией Республики Татарстан (статья 8) и законом Республики Татарстан „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ устанавливается наряду с русским татарский язык. В соответствии с федеральным законодательством законами РТ „Об образовании“ и „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ предусмотрено его изучение как государственного языка Республики Татарстан в сфере общего образования», — говорится в разъяснении минобрнауки Татарстана.

После этого вновь приводится известное постановление Конституционного суда России от 2004 года, согласно которому изучение в общеобразовательных учреждениях русского и татарского языков как государственных языков в Республике Татарстан признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Соответственно, татарский язык как обязательный предмет подлежит изучению во всех общеобразовательных учреждениях РТ. Таким образом, распространяемые в социальных сетях призывы (и образцы заявлений) по отказу от изучения татарского языка противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся.

Таким образом, власти Татарстана продемонстрировали, что пока не собираются сдавать позиций в этом вопросе, несмотря на прямое поручение президента России Владимира Путина генпрокурору РФ.

В последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах Фото: kpfu.ru

«НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ЛОЖЬ»

Действительно, в последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере WhatsApp было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах. В нем, в частности, говорилось: «Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык в школах и детских садах добровольно или не изучать его совсем. Для этого нужно всего лишь написать заявление в свободной форме на имя директора школы или заведующей детским садом и зарегистрировать его у секретаря. Исполняя распоряжение президента России Путина В. В., они обязаны будут освободить вашего ребенка от обязательного изучения татарского языка. Распоряжение о добровольности изучения национальных языков входит в перечень поручений президента и находится на сайте Кремля... Исполнение контролируется Генеральной прокуратурой РФ и Рособрнадзором. И еще. Школьная администрация вводит в заблуждение (откровенно врет) об обязательном экзамене по татарскому языку в конце 9 класса. На самом деле это не экзамен, а ДОБРОВОЛЬНОЕ тестирование. Никакого отношения к ГИА, ОГЭ это не имеет и не является допуском к сдаче остальных экзаменов. Обязательны экзамены только по русскому языку и математике. Не ведитесь на ложь».

При этом участники сообщества «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» — аналогичных сейчас на просторах соцсетей немало — выкладывают в своей группе подробные инструкции, куда и к кому обращаться с заявлениями об отказе изучения татарского языка с образцами этих самых заявлений.

В ответ на это сообщение появилось другое, рассылаемое уже не в родительских, а в учительских чатах, которое разъясняло, что поручение президента России касается не государственных языков республик, а родных. «Путин говорил о родных языках, в Татарстане это чувашский, марийский, удмуртский и так далее. Есть школы, где эти языки преподаются, естественно, добровольно. Татарский язык — государственный и преподается как государственный. Об этом есть решение Конституционного суда РФ. Быть против культуры и языка целого народа — это бытовой шовинизм». Впрочем, авторы этой рассылки заблуждаются: в поручении на сайте Кремля речь идет как раз и про родной, и про государственный язык.

Именно для того, чтобы поставить точку в этом споре, а также остановить нарастающую истерию, по всей видимости, и появилось вышеупомянутое официальное заявление министерства образования Татарстана.


В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ НЕ ВСЕ ДОВОЛЬНЫ ЖЕСТКОЙ ПОЗИЦИЕЙ ЭНГЕЛЯ ФАТТАХОВА?

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — это вице-премьер и глава минобразования РТ Фаттахов, который выступает последовательно. Сразу же после известного заявления Путина в Йошкар-Оле он говорил журналистам, что никаких нарушений в республике нет: «У нас есть Конституция Республики Татарстан, есть закон о языках, закон об образовании, у нас два государственных языка: русский и татарский. Мы работаем по форме федерального стандарта, в этом плане у нас нарушений нет».

При этом во вчерашнем разъяснении ведомства Фаттахова присутствует и несколько двусмысленная формулировка: «На основании предложений межведомственной комиссии по реализации поручений президента Российской Федерации по итогам заседания совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, состоявшегося 20 июля 2017 года в городе Йошкар-Оле, премьер-министром Республики Татарстан А. В. Песошиным принято решение о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых министерством образования и науки Российской Федерации. Также прорабатываются иные меры по совершенствованию языковой политики в Республике Татарстан». Получается, что до этого в республике все-таки игнорировали рекомендации федерального минобрнауки? Кроме того, в случае увеличения объемов изучения русского языка возникает вопрос о дополнительных часах татарского языка — требование о равных объемах изучения заложено в татарстанский закон о языках.

Также обращает на себя внимание, что последнее решение принимает Алексей Песошин , для которого сфера языка и культуры не близкая. С одной стороны, он таким образом прикрывает вышестоящую инстанцию, сохраняя люфт для дальнейшего маневра. С другой, русская фамилия премьер-министра РТ в данном случае выглядит некоторым реверансом в сторону Москвы.

При этом, по словам информированных источников «БИЗНЕС Online», в казанском Кремле есть и недовольные жесткой позицией Фаттахова. В частности, называют имена руководителя департамента аппарата президента РТ по вопросам внутренней политики Александра Терентьева и непосредственно подчиняющемуся ему главы управления по реализации национальной политики Данила Мустафина , которые якобы пишут на самый верх записки, призывающие к компромиссу с Москвой. Один из собеседников газеты утверждает, что Терентьев давний сторонник того, чтобы дети не из татарских семей изучали татарский на добровольной основе.

А сторонники позиции Фаттахова продолжают апеллировать к п. 3 ст. 14 федерального закона «Об образовании», где сказано, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации может вводиться в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. В ФГОСе сказано, что учебные планы «обеспечивают <...> возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации». Принцип добровольности нигде прямым текстом не оговаривается, как и по другим предметам школьной программы. Значит, если и можно вносить изменения в эту систему, то только через принятие новых федеральных законов, которые должны пройти через Госдуму и Совфед.

Федеральное минобразования, напомним, заняло двойственную позицию. Министр Ольга Васильева так и не дала ясный ответ на вопрос, должны ли быть национальные языки обязательными для изучения. «Когда мы говорим о насильственном, недобровольном [изучении языка]... Хотя я думаю, что каждый случай надо рассматривать отдельно... Мне кажется, не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне. А татарский язык такой богатый. Поэтому надо рассматривать каждый отдельный случай. И мы это делаем», — сказала она, вспомнив и про вышеупомянутое решение Конституционного суда. Но рецепт «рассматривать индивидуально» на практике не очень-то и работает.

Последнее решение принимает Алексей Песошин, то есть премьер-министр Татарстана с русской фамилией оказывается главным проводником политики изучения национальных языков / Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕЛО ПОЙДЕТ ПО «БАШКИРСКОМУ СЦЕНАРИЮ»?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статуса-кво в отношении изучения татарского языка в школах признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу», и оно в конечном счете приведет к тому, что татарский язык будет изучаться только на добровольной основе.

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — напомним, что эти громкие слова президента России на июльском совещании в Йошкар-Оле были спровоцированы ситуацией в соседней республике. Там в одной из школ Уфы возник комитет по защите прав русскоязычных школьников, который пожаловался прокурору РБ Андрею Назарову на навязывание преподавания башкирского языка. Тот учинил проверку свыше трехсот школ Башкортостана, по итогам которой 25 мая вынес представление на имя главы республики Рустэма Хамитова . Суть претензий заключалась в том, что башкирский язык школы вносили в обязательную часть программы, причем кое-где в ущерб русскому.

Далее последовала череда заявлений самого Хамитова, а также министра образования и науки РБ Гульназ Шафиковой , не всегда последовательных, а иногда даже противоречащих друг другу. Там тоже поначалу делали акцент на разнице в правовом статусе башкирского языка как «родного» и как «государственного». Мол, часы родного языка действительно должны быть по выбору, а часы государственного — для всех. Но в итоге это не сработало. 22 августа на сайте прокуратуры РБ появилось разъяснение по этому вопросу: «В школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“). Таким образом, законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации». И далее: «Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся не допускается. За нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина предусмотрена уголовная ответственность по ст. 136 УК РФ». В итоге вопрос спустили на уровень школ: с родителей правдами и неправдами собирают заявления о том, что они хотят учить башкирский. Министр образования РБ Шафикова недавно отрапортовала, что 80% родителей заявления написали.

В прокуратуре Республики Татарстан «БИЗНЕС Online» сообщили, что в настоящее время задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу не поступило, проверки в данной сфере прокуратурой республики пока не проводятся. Тем не менее обострение, похоже, становится неизбежным. Пока что разворачивается конфронтационный сценарий — на уровне властей идет юридический спор с обменом «любезностями» через опубликованные на сайтах документы. На уровне общественности и родителей идет усиленная эмоциональная накачка, которая может небезобидно кончится. Казалось бы, всем давно ясна аксиома: вопросы языка и национальной политики настолько тонкие и чувствительные, что обращаться с ними нужно предельно деликатно. Не пора ли сторонам сесть за стол переговоров и прийти к компромиссу, не накапливая счет взаимных обид и недопонимания?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статус-кво в отношении изучения татарского языка признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу»
Фото: Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ВОПРОС О ЯЗЫКАХ — КАК ПОСЛЕДНЯЯ СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА ЗА СУВЕРЕНИТЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценивают сложившуюся ситуацию.

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:

— К сожалению, в данном разъяснении минобраза РТ ничего не говорится о поручении генпрокуратуры исследовать добровольность преподавания татарского языка в республике. Вопрос о языках для нашей региональной власти — это как последняя сталинградская битва за суверенитет. Не мытьем, так катанием до последнего будут стараться сохранить его преподавание — может быть, до тех пор, пока Путин по столу не постучит пальцем или брови не сдвинет. Но сколько веревочке ни виться, все равно придется что-то делать. А реакция минобраза понятна, потому что со стороны родителей распространяется информация, что можно отказываться от татарского языка. Они боятся, что сейчас будет шквал таких заявлений, а что с ними делать, они не знают.

Что будет дальше? Худший вариант — это то, что прокуратура РТ напишет ответ, что законодательство не нарушается, а со стороны министерства будет команда «закручивать гайки». А дальше все будет зависеть от родительского сообщества, группа в соцсети «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» за неделю в два раза увеличило число подписчиков, там все бурлит и кипит. Но интернет интернетом, а для того, чтобы родителям пойти на разговор с директором, это нужно личное мужество. На таких родителей, как правило, начинается давление, в том числе и со стороны других родителей, мол, вы «подставляете» весь класс и школу. Хотя с наиболее цепкими и принципиальными родителями директоры здороваются за руку, а детям разрешают валять «дурака» на уроках [татарского], а оценку потом «рисуют», чтобы только не поднимали бучу. Но таких родителей будет все больше и больше, и что-то с этим нужно будет делать.

Но, как я считаю, руководству республики упорствовать в этой ситуации нельзя. Думаю, упор сейчас нужно делать на носителей татарского языка, туда деньги вкладывать, а русские никогда не были носителями татарского языка и никогда ими не станут. Если бы преподавание татарского языка было добровольным, на позитиве, то может быть, процентов 20 русских знали бы язык, но сейчас, извините, насильно мил не будешь. Пять часов ненужного тебе предмета в неделю, да еще на грамматической основе, тебе преподается! В разъяснении минобраза пишется про совершенствование методик, но про них нам 20 лет говорят, и сейчас, как говорится, поздно пить «Боржоми». Но я хотел бы подчеркнуть, мы совершенно не против татарского языка, мы за добровольность изучения, пусть у татар он будет обязательным, но чтобы для русских оно было добровольным: хочешь учить — учи.

Ркаил Зайдулла — литератор и экс-главред журнала «Гаилә һәм мәктәп»:

— Думаю, что закон должен быть в приоритете. Есть Конституция Российской Федерации, есть Конституция Татарстана, есть решение Конституционного суда... Просто удивляюсь, что люди выступают против преподавания татарского языка, в Европе обычно изучают три-четыре языка, это естественно для них. А у нас почему-то население вообще против изучения других [нерусских] языков. Это насаждение имперского сознания, я считаю. Что русский народ великий, его язык великий и могучий, а другие языки — это якобы какие-то второсортные, это сознание еще действует. Думаю, что татарский язык должны изучать все граждане Татарстана. Но если давление Москвы будет усиливаться, то? думаю, нужно разделить школы по национальному, может быть, по конфессиональному принципу. Как делить детей из смешанных браков? Если человек по происхождению татарин, но считает себя русским, то ради бога: это зависит не от крови, а от культуры, самоидентификации. Если кто-то не хочет изучать государственный язык Татарстана, то, думаю, другого пути нет. Но это очень тонкая вещь. Мы же знаем, как в Молдавии и других странах война началась из-за языка, часть жителей там не хотела изучать молдавский язык, с пренебрежением к нему относилось. Важно не переступить эту тонкую грань.

Сам я родился в Чувашии, 18 лет жил там, и хотя я не изучал чувашский язык (сейчас в моей деревне преподают чувашский язык как государственный), я знаю чувашский язык до сих пор. С интересом читаю новинки чувашский литературы и чувствую себя комфортно, горжусь, что знаю чувашский язык. На моей малой родине все татары знают чувашский язык, а чуваши татарский, и прекрасно себя чувствуют. Надо интересоваться друг другом, знать культуру соседа — это прекрасно. Особенно не понимаю, когда татарские женщины выступают против: вчера только приехали из деревни в город, может быть, вышли замуж за русского, и считают себя больше русскими, чем сами русские, выступают против своего языка.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции