01.11.2019

Архимандрит алипий человек художник воин игумен. Архимандрит Алипий (Воронов): лучшая защита — наступление. Интервью для «Науки и религии»


Праведник, главное действующее лицо одноимённой ветхозаветной книги.

Кни-га Ио-ва со-сто-ит из 2 час-тей: про-за-ические по-ве-ст-во-вательные об-рам-ле-ния (про-лог - гла-вы 1-2; эпи-лог - гла-ва 42, сти-хи 7-17) и рит-ми-зи-рованных по-этических глав. В про-ло-ге опи-сы-ва-ет-ся не-по-роч-ный, че-ст-ный и бо-го-бо-яз-нен-ный жи-тель зем-ли Уц Иов, ко-то-ро-го с до-зво-ле-ния Бо-га ис-пы-ты-ва-ет са-та-на , при-шед-ший пред-стать пред Гос-по-дом ме-ж-ду «сы-на-ми Бо-жии-ми» (Иов. 1:6). Пра-вед-ный Иов об-ре-ка-ет-ся на го-ре и стра-да-ние: гиб-нут его 10 де-тей и всё иму-ще-ст-во, сам он по-ра-жён му-чи-тель-ной бо-ле-знью (1:13-2:10). При этом са-та-на вы-сту-па-ет не как про-тив-ник Бо-га, а как враг и об-ви-ни-тель че-ло-ве-ка. Он за-яв-ля-ет, что Иов чтит Бо-га не бес-ко-ры-ст-но, а лишь по-то-му, что Бог по-мо-га-ет ему (1:9-10), сто-ит от-нять у пра-вед-ни-ка иму-ще-ст-во, де-тей и здо-ро-вье, и он про-кля-нёт Бо-га (1:11, 2:5). В по-этической час-ти кни-ги пред-став-ле-ны дис-кус-сия Иова с дру-зья-ми и от-вет ему Бо-га. Иов жа-лу-ет-ся на свою участь, об-ви-ня-ет дру-зей в не-до-ста-точ-ном со-чув-ст-вии к его стра-да-ни-ям (6:14-30, 16:1-5), ут-верж-да-ет свою не-по-роч-ность (гла-вы 23, 27, 31), тре-бу-ет су-да с Бо-гом (9:29-35, 16:21-22). Он об-ви-ня-ет Гос-по-да в не-спра-вед-ли-во-сти Его кар (гла-ва 10), те-ря-ет ве-ру в воз-дая-ние за доб-ро-де-тель (гла-ва 21) и в спра-вед-ли-вость ус-та-нов-лен-но-го Бо-гом по-ряд-ка ве-щей (гла-ва 24). Дру-зья Иова ут-верж-да-ют прин-цип выс-шей спра-вед-ли-во-сти: Бог на-ка-зы-ва-ет греш-ни-ков и воз-наг-раж-да-ет пра-вед-ни-ков (4:7-9). Стра-да-ния Иова и его не-же-ла-ние при-знать свою не-пра-во-ту скло-ня-ют дру-зей к мыс-ли, что сам Иов - ве-ли-кий греш-ник (гла-ва 22). Бог, всту-пив-ший в спор, не объ-яс-ня-ет Иову при-чи-ну его бед-ст-вий, но по-ка-зы-ва-ет не-со-изме-ри-мость че-ло-ве-че-ско-го стра-да-ния и ве-ли-чия Твор-ца ми-ра, ча-стью ко-то-ро-го яв-ля-ет-ся че-ло-век (гла-вы 38-41). Иов бе-рёт на-зад свой вы-зов, «от-ре-ка-ет-ся и ра-ска-и-ва-ет-ся в пра-хе и пеп-ле» (42:6). В про-за-ическом эпи-ло-ге кни-ги Бог сто-ри-цей воз-наг-ра-ж-да-ет Иова за стой-кость в стра-да-ни-ях (42:10-17) и по-ри-ца-ет его дру-зей за то, что те го-во-ри-ли о Нём «не так вер-но, как раб... Иов» (42:7). Иов упо-ми-на-ет-ся так-же в других книгах Библии (Иез. 14:14; Иак. 5:11 и др.) и в Ко-ра-не (су-ры 6:84, 21:83, 38:41-43). Имя Иова встре-ча-ет-ся в апок-ри-фический «Апо-ка-лип-си-се Пав-ла» (гла-вы 27, 49). Су-ще-ст-ву-ет так-же апо-кри-фическое «За-ве-щание Иова», на-пи-сан-ное на греческом языке.

День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной цер-к-ви - 6(19) мая, в Рим-ско-ка-то-лической цер-к-ви - 10 мая.

Про-за-ические и по-этические час-ти Кни-ги Ио-ва пред-став-ля-ют со-бой, по за-клю-че-нию современных ис-сле-до-ва-те-лей, не-за-ви-си-мые, но ин-кор-по-ри-ро-ван-ные од-но в дру-гое, литературные про-из-ве-де-ния. Осо-бен-но-стью кни-ги яв-ля-ют-ся сло-ва (свыше 100), встре-чаю-щие-ся толь-ко в ней. С од-ной сто-ро-ны, язык кни-ги (осо-бен-но в диа-ло-гическом дис-кур-се) де-мон-ст-ри-ру-ет зна-чительное влия-ние ара-мей-ско-го языка, что по-зво-ля-ет го-во-рить о со-став-ле-нии по-ве-ст-во-ва-ния на се-ве-ре Па-ле-сти-ны или да-же о его пе-ре-вод-ном ха-рак-те-ре. С дру-гой сто-ро-ны, име-на дру-зей Иова, от-ра-жаю-щие их про-ис-хож-де-ние, - Ели-фаз Фе-ма-ни-тя-нин, Вил-дад Сав-хея-нин, Со-фар На-ами-тя-нин - мо-гут ука-зы-вать на связь по-этической сю-жет-ной ос-но-вы с Эдо-мом (тер-ри-то-рия к югу, юго-во-сто-ку от Мёрт-вого моря). Зем-ля Уц отож-де-ст-в-ля-ет-ся с Эдо-мом так-же в Пла-че Иере-мии (4:21). Клю-че-вые сю-жет-ные зве-нья Кни-ги Ио-ва де-мон-ст-ри-ру-ют влия-ние древ-не-пер-сид-ской (сю-жет о са-та-не), а так-же древ-не-еги-пет-ской и ва-ви-лон-ской литературной тра-ди-ций (фи-гу-ра пра-вед-ни-ка, сю-жет ис-пы-та-ния пра-вед-ни-ка). Боль-шин-ст-во современных ис-сле-до-ва-те-лей да-ти-ру-ет про-за-иче-скую часть Кни-ги Ио-ва вре-ме-нем до VI века до нашей эры, по-этический текст - меж-ду VI-IV веками до нашей эры. Гла-вы 28 и 32-37, воз-мож-но, яв-ля-ют-ся позд-ней-ши-ми встав-ка-ми.

Кни-гу Иова ком-мен-ти-ро-ва-ли и ис-сле-до-ва-ли ещё в древ-но-сти; к ней об-ра-щались бо-го-сло-вы, фи-ло-со-фы, пи-са-те-ли (Еф-рем Си-рин, Гри-го-рий I Ве-ли-кий , Ав-гу-стин Бла-жен-ный, И.В. Гёте, А.С. Пуш-кин, С. Кьер-ке-гор, Н.А. Бер-дя-ев , М. Бу-бер и др.). На-счи-ты-ва-ют свыше 30 ин-тер-пре-та-ций толь-ко основные те-мы этой кни-ги, сре-ди ко-то-рых: судь-ба Иова - при-мер тер-пе-ния для всех стра-даю-щих, осо-бен-но не-вин-но; стра-да-ние пра-вед-ни-ка яв-ля-ет-ся сред-ст-вом очи-ще-ния ду-ши; пра-вед-ник стра-да-ет за кол-лек-тив-ный грех все-го на-ро-да; оп-рав-да-ние Бо-га (тео-ди-цея); ука-за-ние на то, что Бог сто-и́т вы-ше лю-бой эти-ки; Бог ис-пы-ты-ва-ет лю-дей, что-бы дать воз-мож-ность им про-явить се-бя, а за-тем воз-дать им; ут-верж-де-ние су-ще-ст-во-ва-ния про-ви-де-ния и пред-оп-ре-де-ле-ния; опи-са-ние ду-хов-ной эво-лю-ции че-рез фи-зи-че-ское и ин-тел-лек-ту-аль-ное стра-да-ние в но-вую иден-тич-ность лич-но-сти; ал-ле-го-рия стра-да-ний еврейского на-ро-да в еги-пет-ском пле-ну; судьба Иова как прообраз страданий и воскресения Иисуса Христа и т.д.

Ико-но-гра-фия. Наи-бо-лее ран-ние изо-бра-же-ния Иова встре-ча-ют-ся в рос-пи-сях си-на-го-ги в Ду-ра-Ев-ро-пос (245-256 годы). В даль-ней-шем ис-то-рия Иова, про-воз-ве-ст-ни-ка вос-кре-се-ния, слу-жив-ше-го об-раз-цом ве-ры и тер-пе-ния, ил-лю-ст-ри-ро-ва-лась во всех ви-дах хри-сти-ан-ско-го изо-бра-зительного искусства: в скульп-ту-ре (сар-ко-фаг Юния Бас-са, 359 год, му-зеи Ва-ти-ка-на; фа-сад северного тран-сеп-та со-бо-ра в Шар-тре, начало XIII века), в ми-ниа-тю-ре (Еван-ге-лие Рав-ву-лы, 586 год, Базилика Лау-рен-циа-на, Фло-рен-ция; «Сло-во Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 880-883 годы, Национальная базилика, Па-риж; «Иов и уте-ши-те-ли», ми-ниа-тю-ра «Ча-со-сло-ва Эть-е-на Ше-ва-лье» Ж. Фу-ке, 1452-1460 годы), в мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си (фре-ска Ни-ко-ло-Дво-ри-щен-ско-го со-бо-ра в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де, 1125 год, вит-ра-жи ка-пел-лы Сент-Ша-пель в Па-ри-же, 1239-1248 годы, и Ру-ан-ско-го со-бо-ра, XIII век). Обыч-но Иова из-об-ра-жа-ют си-дя-щим на гнои-ще, с об-на-жён-ным те-лом, по-кры-тым яз-ва-ми, в ок-ру-же-нии тро-их дру-зей, уп-ре-каю-щих его. Сце-ны из жиз-ни Иова вклю-ча-лись в вет-хо-за-вет-ные цик-лы рос-пи-сей (фре-ски Бар-то-ло ди Фре-ди в Кол-лед-жа-та, Сан-Джи-минь-я-но, 1367 год).

Ис-то-рия Иова пред-став-ле-на Т. Гад-ди в пи-зан-ском Кам-по-сан-то (середина XIV века). Ико-на Иова на-чи-ная с XVII века встре-ча-ет-ся в пра-оте-че-ском ря-ду русских вы-со-ких ико-носта-сов (ико-но-стас Тро-иц-ко-го со-бо-ра Ипать-ев-ско-го монастыря, 1652 год). Со-глас-но ико-но-пис-но-му под-лин-ни-ку XVII века, Иов был «сед, бра-да Ни-ко-ли-на. На гла-ве шап-ка… а шу-ба на нём кня-же-ска». Жи-тий-ные ико-ны Иова край-не ред-ки («Жи-тие пра-вед-но-го Ио-ва», XIX век., ГИМ). В эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния Иов сре-ди других свя-тых пред-сто-ит Бо-го-ма-те-ри [ал-тарь ц. Сан-Джоб-бе Джо-ван-ни Бел-ли-ни (смотри Бел-ли-ни, се-мья), около 1480 года, га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ма-дон-на с Мла-ден-цем и пред-стоя-щи-ми Святого Ио-ан-ном Кре-сти-те-лем и Ио-вом» Фран-ча-бид-жо, 1516 год, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция]. В XV-XVI веках Иов по-чи-тал-ся в Западной Ев-ро-пе и как по-кро-ви-тель му-зы-ки и изо-бра-жал-ся в ком-па-нии му-зы-кан-тов, уте-шаю-щих его сво-ей иг-рой («Ал-тарь Ио-ва» А. Дю-ре-ра, 1504 год, Ште-де-лев-ский ху-дожественный институт, Франк-фурт-на-Май-не, Му-зей Валь-раф-Ри-хард-Люд-виг, Кёльн); со-глас-но ле-ген-де, он рас-пла-тил-ся с ни-ми ку-соч-ком сво-ей ко-жи, ко-то-рый чу-дес-ным об-ра-зом пре-вра-тил-ся в зо-ло-тую мо-не-ту (ми-ниа-тю-ра, ил-лю-ст-ри-рую-щая по-эму «Де-вять чте-ний из Ио-ва» П. Нес-со-на, XV век, Национальная базилика, Па-риж). В XVII веке сю-же-ты из жиз-ни Иова бы-ли по-пу-ляр-ны в жи-во-пи-си ба-рок-ко: кар-ти-ны «Мно-го-ст-ра-даль-ный Иов» Х. Се-гер-са (1-я половина XVII века, Нац. га-ле-рея, Пра-га); «Же-на, на-сме-хаю-щая-ся над Ио-вом» (Ж. де Ла-ту-ра, около 1635 года, Де-пар-та-мент-ский му-зей Во-ге-зов, Эпи-наль) и др. Ро-ман-тическим па-фо-сом про-ник-ну-ты ил-лю-ст-ра-ции к Кни-ге Ио-ва У. Блей-ка (1818-1825 годы, ак-ва-рель).

Иллюстрации:

«Иов Мно-го-ст-ра-даль-ный». Ми-ни-а-тю-ра из Ки-ев-ской Псал-ти-ри. 1397. Рос-сий-ская на-цио-наль-ная биб-ли-о-те-ка (С.-Пе-тер-бург). Архив БРЭ;

Х. Се-герс. «Мно-го-ст-ра-даль-ный Иов».1-я пол. 17 в. На-цио-наль-ная га-ле-рея (Пра-га). Архив БРЭ.

Многие люди, приходящие к Вере, приходящие в Церковь, знакомятся с книгой , и рассказ о том, как Бог послушал дьявола и лишил праведного преданного ему Иова всего, что у того было, неприятно удивляет и расстраивает людей.

Почему Бог разговаривал с дьяволом? Почему Бог поступил так жестоко по отношению к человеку? Почему Иов принял волю Божию со смирением? Есть ли справедливость в нашем мире? Что есть Божественная справедливость и что есть Божественная любовь?

С этими непростыми вопросами мы обратились к .

Мне кажется, книга праведного Иова, рассказ о праведном Иове – это рассказ не о взаимоотношениях Бога и диавола, не рассказ о том, почему Бог поступил так, а не иначе, почему Господь избрал этот способ, а не какой-либо другой, это, прежде всего, рассказ о взаимоотношениях Бога и человека. Именно в таком ключе нужно этот рассказ рассматривать.

Это рассказ о взаимоотношениях Бога и человека, рассказ о доверии человека к Богу и о доверии Бога к человеку. Господь имеет промысел свой о каждом из нас. И Господь каждого из нас теми или иными путями, порой совершенно неведомыми, порой совсем непонятными, порой очень трудно объяснимыми с человеческой точки зрения, ведет ко спасению. И совсем неважно, какие способы избирает Господь для осуществления этого промысла, совсем неважно, какие внешние обстоятельства могут быть у этого промысла Божия. Ведь совсем неважно, почему Господь избрал такую модель спасения – через предательство одного из учеников, совсем неважно, почему Господь избрал Свою смерть именно на кресте. Ведь, по большому счету, Господь мог сделать совершенно иначе – и предательство могло осуществиться иначе, и предательства могло вовсе и не быть, но промысел Божий был таков, и внешние обстоятельства были таковыми…

То же самое с праведным Иовом – совсем неважно, почему Господь избрал ту или иную модель во взаимоотношениях Бога и человека, очень важно, что Иов откликнулся на этот призыв Божий, на эти обстоятельства, которые на него внезапно обрушились, с доверием.

К сожалению, доверие ушло из нашей жизни: ушло доверие человека к человеку и ушло доверие человека к Богу. Очень важно прочувствовать в рассказе праведного Иова именно восстановление этого доверия – то, что Иов со смирением принимает все, что с ним происходит, принимает, как все происходящее от Бога, принимает с благодарностью, принимает со смирением.

Друзья пришли его утешить, каждый по-разному, но, в конечном итоге, утешить никто из них не мог, потому что главное утешение – это утешение от Бога.

Книга праведного Иова очень важная, в ней много мудрости, ее нужно как можно чаще перечитывать, потому что в этой несправедливости жизни с человеческой точки зрения, в этой горести жизни, которая рассказывается, Иов увидел и услышал Бога. Этот рассказ о встрече человека и Бога очень важен. Эта встреча должна произойти, и мы должны быть готовы к тому, что обстоятельства этой встречи могут быть разными – они могут быть радостными, они могут быть горестными, но если мы верим Богу, если мы всецело ему доверяем, тогда мы сможем эти обстоятельства перенести и принять.

Очень часто мы пытаемся взаимоотношения человека и Бога, и вообще взаимоотношения Бога с другими существами, построить по принципу взаимоотношений человека с человеком.

Да, мы бы поступили именно так, как мы бы поступили – мы не стали бы слушать, мы сказали бы что-то в ответ, развернулись бы, пожали плечами и отошли, что-то крикнули бы вслед, мы рассказали бы всем другим, какой он хам и как все неправильно, а Господь поступает иначе. Господь слушает каждого, и Господь отвечает каждому, потому что Господь верит каждому человеку и верит в каждого человека, в то, что каждый человек и каждое существо, в том числе, и падший ангел может исправиться. В этом отличие Бога от человека.

Господь смотрит на человека совсем иначе, и на ангелов он смотрит другими глазами, он видит их такими, какие они есть. Видит каждого из нас такими, какие мы есть – созданными, чистыми, ангелами, поэтому этот другой взгляд – он позволяет совсем по-другому оценивать.

Почему Господь слушал диавола? Почему Господь ему отвечал? Почему Господь распорядился поступить так? Такова была воля Божия. Мы не можем толковать и отвечать на вопрос «почему». У нас могут быть, конечно, какие-то свои домыслы. Мы можем говорить о том, что, наверное, я сегодня сломал руку, потому что не перевел бабушку через дорогу, – возможно, это наказание. Ну, наверное, это может быть отчасти неким объяснением, которое помогает нам разобраться в самих себе, но все это очень натянутое, притянутое за уши чисто человеческое объяснение. Это произошло так, потому что была воля Божия.

И, в конце концов, неважно, почему это произошло, очень важно задуматься о себе. Мы должны задуматься о своей жизни независимо от того, сломали мы руку или не сломали, мы должны думать о себе каждый день и делать какие-то выводы. Поэтому этот рассказ, повторюсь, рассказ о доверии и о промысле Божием о каждом из нас.

Я думаю, что люди, приходящие в Церковь, слышат, все-таки разные истории – это могут быть Евангельские истории, истории Ветхого завета. Хотя, конечно, по-человечески очень важно, наверное, услышать что-то радостное и легкое, если можно сказать, что в Библии есть легкие места. Важно в Боге видеть, прежде всего, милостивого отца, а не грозного судью.

Это происходит как раз тогда, когда мы начинаем Бога бояться, когда уходит наше доверие, когда мы замыкаемся в себе, когда мы перестаем верить в то, что Господь любит каждого из нас, Господь спасает каждого из нас, и Господь исцелит каждого из нас, Господь каждому из нас протянет руку, обязательно. И Господь никогда никого не наказывает. Всякое его наказание есть, прежде всего, наказание любовью.

У нас, в принципе, не хватает в сердце любви, обычной человеческой любви, я не говорю уже о любви Божественной. Господь любит каждого из нас, взирая на нас через призму своей Божественной любви, поэтому его наказания – они сквозь призму любви. У нас нет любви даже человеческой, поэтому все наши рассуждения о справедливости и о правде, о которых мы так часто любим говорить, и по отношению к себе и, в особенности, по отношению к другим людям – все эти рассуждения о справедливости и правде – они часто бывают ложными, потому что никакой справедливости, никакой правды без любви быть не может, а любви не хватает…

Поэтому очень часто, к сожалению, мы неправильно оцениваем поступки и события, которые с нами происходят, мы не видим их подлинного смысла, он от нас уходит.

С человеческой точки зрения справедливости, конечно, в этом мире нет. Ее искать не нужно, потому что если бы в мире была справедливость, то Христа невинного не распяли бы – пожалуйста, вот вам ответ, есть ли справедливость в этом мире. Ее нет. Человеческую справедливость искать не нужно, а Божественная справедливость – это любовь. Любовь в этом мире есть.

Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил. Герои «крепких орешков» – смешные мальчики по сравнению с русским витязем в черной одежде.

Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит и иконописец, родился в 1914 г. бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. По окончании сельской школы в 1926 году переехал жить и учиться в Москву к отцу и старшему брату. По окончании девятилетки два года жил в деревне, ухаживая за больной матерью. В 1932 году начал работать на Метрострое, учился в вечерней студии при Московском союзе художников. А в 1936 году Воронов поступил в изостудию, организованную ВЦСПС, которая в те годы приравнивалась к Академии художеств. В том же году Воронова призвали в Красную армию, где он прослужил два года. За это время Иваном была проведена большая работа по организации изокружков и изостудий при воинских частях Московского военного округа.

Демобилизовавшись в 1938 году, Иван Воронов устроился работать диспетчером и экспедитором на секретном военном заводе №58 им. К.Ворошилова (ныне ОАО «Импульс», на проспекте Мира). Здесь он и встретил Великую Отечественную войну. Завод выпускал бомбы, необходимые фронту. Но когда линия фронта приблизилась к столице, заводское начальство в панике пыталось эвакуироваться, используя служебные машины. Бегство руководителей за Урал, подальше от войны, было обычным явлением осенью 1941 года. Но у Воронова хватило мужества не поддаться всеобщей панике. Молодой диспетчер не позволил использовать заводские машины для бегства начальства, а задействовал их для отправки на фронт бомб.

Беспокоясь за судьбу больной матери, Воронов на несколько дней уехал в родную деревню, а когда вернулся в столицу, то застал завод оставленным. Начальство все-таки убежало! Но на местах остались рабочие, с которыми Воронов решил возобновить производство бомб. Производство велось с риском для жизни. Немцы бомбили Москву, и любое попадание в завод могло превратить его в братскую могилу. Но выпуск бомб не прекращался ни на минуту, недоедающие и недосыпающие рабочие перевыполняли дневную норму выработки на 300%. Как вспоминал сам архимандрит Алипий, «наш военный завод был как бы фронтом, и домой с завода уже не уходили».

На фронт Ивана Воронова призвали 21 февраля 1942 года. На войну он уходил не только с автоматом, но и с этюдником с красками.

Продвигаясь с линией фронта, он успевал местным жителям реставрировать иконы и кормил целое подразделение теми продуктами, которые ему давали местные жители за реставрацию икон.

На фронте Иван Воронов создал несколько этюдов и картин, несколько альбомов «боевых эпизодов». Фронтовые работы мастера уже в 1943 г. экспонировались в нескольких музеях СССР.

Командование поощряло «культурно-просветительскую работу среди личного состава части», которую проводил художник, и отмечало умелое выполнение заданий «по обобщению боевого опыта и партийно-политической работы». «Все выполнявшиеся работы товарищем Вороновым носят характер творчества и новизны. В боевой обстановке держал себя смело и мужественно».

Иван Воронов прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Он принимал участие во многих боевых операциях на Центральном, Западном, Брянском и Первом Украинском фронтах. Бог хранил будущего архимандрита, он не получил ни одного ранения или контузии. За участие в боях Воронов был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», орденом Красной Звезды. Всего художник-солдат получил 76 боевых наград и поощрений.

Война оставила неизгладимый след в душе Ивана Воронова: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». Став монахом Алипием, архимандритом Псково-Печорской обители, он в своих проповедях неоднократно обращался к военной тематике, часто вспоминал о войне: «Я часто бывал в ночных дозорах и молил Бога, чтобы не встретились вражеские разведчики, чтобы никого не зарезать».

С войны Иван Михайлович вернулся знаменитым художником. Но карьера светского живописца не привлекала его. «В 1948 году, работая на пленэре в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, я был покорен красотой и своеобразием этого места, сначала как художник, а затем и как насельник Лавры, и решил посвятить себя служению Лавре навсегда».

На поступление в Троице-Сергиеву Лавру его родная мать благословила иконой Божией Матери «Утоли моя печали», сказав: «Матерь Божия, пусть он будет беспечальным». И благословение родной матери он увидел действенным. При постриге, когда нужно было определять ему монашеское имя, посмотрел наместник Лавры в Календарь; ближайшее имя, чтобы он был тут же и именинником, оказалось «Алипий», имя преподобного Алипия, знаменитого иконописца, которого воспитала Киево-Печерская Лавра . По постриге отец Алипий посмотрел сам в Календарь и прочитал перевод своего нового имени: «беспечальный». Поэтому, когда его по телефону пытались пугать представители властей, он отвечал: «Учтите, я - Алипий - беспечальный». И как его небесный покровитель, отец Алипий тоже был иконописцем.

У него не было отдельной кельи. Наместник Лавры показал ему в коридоре место с условием, если отец Алипий к утру за одну ночь сделает себе келью в этом коридоре, то келья будет его. Отец Алипий ответил: «Благословите». И за одну ночь он сделал перегородки, отгороженную келью внутри обил лучинкой, оштукатурил, побелил, устроил пол, покрасил его. А утром наместник Лавры был чрезвычайно удивлен, когда пришел к отцу Алипию и увидел его в новой келье за столом с горячим самоваром.

Вскоре он был удостоен священнического сана, а в 1959 году назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Алипий стоял на этом ответственном посту с 1959 по 1975 год.

На плечи его легла тяжелейшая задача: не только восстановить святыни и древности знаменитого Псково-Печерской обители. Но другая задача была еще сложнее – защитить монастырь от закрытия его властями.

Советское время вообще было временем жесточайшего ограничения всех свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Сотни тысяч людей, в том числе тысячи священников, монахов и архиереев были казнены властью только за веру и верность Богу. Тысячи храмов были разрушены, остальные закрыты: даже в крупных городах власть старалась оставить открытым только по одному православному храму.

Война заставила власти ослабить давление на Церковь, открыть часть храмов. Но Хрущев начал новый виток борьбы с Церковью. Он обещал показать последнего попа по телевизору. То есть предвкушал нынешние времена, когда телевизор заменит людям Бога, и надеялся дожить до них.

Вот заголовки центральных и местных изданий того времени: «Псково-Печерский монастырь – очаг религиозного мракобесия», «Аллилуйя вприсядку», «Нахлебники в рясах», «Лицемеры в рясах». Противостоять клевете было очень трудно, ещё труднее было сохранить монастырь. В рапортах на имя митрополита Псковского и Великолукского Иоанна архимандрит Алипий подчёркивал: «Газетные статьи, переполненные незаслуженными оскорблениями и клеветой в адрес честных, добрых и хороших людей, оскорблениями матерей и вдов погибших воинов, – вот их «идеологическая борьба» – изгнание сотен и тысяч священников и клириков, причём самых хороших. Сколько их приходит к нам со слезами, что нигде не могут устроиться хотя бы на мирскую работу, у них жёны и дети не имеют на что жить».

Что мог один монах противопоставить аппарату подавления всесильной власти? У него было только одно оружие. Но самое сильное оружие – слово!

Смелость его слов поражает даже при взгляде из нашего либерального времени. Как же поражающе это смелое и твердое слово звучало тогда! Когда ему говорили: «Батюшка, Вас ведь могут посадить...», – он отвечал: «Меня не посадят, я сам их посажу. Никакой вины на мне нет». Еще во время войны он усвоил, что лучшая защита - наступление.

Вот лишь несколько примеров, показывающих, как отражал Алипий нападения властей. Часть историй рассказана монахами, часть стала достоянием народной молвы и поведана печерянами.

Государственные нищие

Архимандрит Алипий, будучи наместником, мог ответить острым словцом кому угодно. Вызывали его как-то раз городские власти:

– Почему вы не можете навести у себя порядок? Ведь у вас нищие в монастыре!

– Простите, – отвечает отец Алипий, – но нищие не у меня, а у вас.

– Как это у нас?

– А очень просто. Земля, если помните, отнята у монастыря по Святые ворота. Нищие с какой стороны ворот стоят, с внешней или с внутренней?

– С внешней.

– Вот я и говорю, что они у вас. А у меня в монастыре вся братия напоена, накормлена, одета и обута. А коли уж вы так нищих не любите, так вы платите им пенсию рублей по 500. И если после этого милостыню будет кто-то просить – того, я думаю, можно и по закону наказать. А у меня нищих нет.

Интервью для «Науки и религии»

В конце шестидесятых два журналиста из «Науки и религии» попытались взять у Алипия разоблачительное интервью.

– Кто вас кормит? – спросили они.

Он показал на старушек. Те не поняли. Алипий пояснил:

– У одной с войны два сына не вернулись, у другой – четыре. И они пришли к нам развеять свое горе.

– Как вам не стыдно смотреть в глаза народа? – другой вопрос.

– Так мы – народ и есть. Шестнадцать монахов – участники войны, в том числе и я. А если понадобится, ноги в сапоги, пилотку на голову: «Явился по вашему приказанию»…

Молитва о дожде

Летом в Псковскую область пришла засуха. Алипий попросил в райкоме разрешения на крестный ход до Пскова, чтобы вымолить дождь.

– А если дождя не будет? – спросил чиновник.

– Тогда моя голова полетит, – ответил Алипий.

– А если – будет?

– Тогда – ваша.

Крестный ход до Пскова не разрешили. Монахи молились о дожде в монастыре, а работники райкома иронизировали:

– Вы молитесь, а дождя-то нет!

– Вот если бы вы помолились, дождь обязательно был бы, – разил Алипий.

После того, как монахи провели крестный ход внутри монастыря, дожди пошли-таки. Хотя по прогнозам, тучи направлялись в другую сторону.

Защита рогами

Печерские власти вредили по мелкому. Председатель горисполкома как-то летом прислал письмо о том, что монастырскому скоту запрещается выход за монастырские ворота. В ответном письме настоятель предупредил, что тогда «монастырское стадо будет вытеснять туристов, а бык - бодать экскурсоводов, которые фотографируют монахов и вводят в храм роту солдат в шапках в самые ответственные моменты богослужения».

Сказано – сделано. Несколько десятков коров заполонили монастырскую площадь, вытеснив туристов. А когда представитель властей попытался разогнать коров, бык – монахи сами удивились – загнал его на дерево и продержал там до семи вечера.

Победу коровы отпраздновали на пастбище.

Выборы по-Печерски

В советское время все должны были принимать участие в выборах. Не исключая и монахов Псково-Печерского монастыря. Обычно ящик привозили прямо в монастырь, где и происходил обряд голосования. Но вот новый секретарь обкома, возмущенный неподобающей для чернецов честью, распорядился «прекратить безобразие». «Пусть сами приходят голосовать».

«Прекрасно», – сказал, узнав об этом, архимандрит Алипий, наместник монастыря. И вот наступило воскресенье, долгожданный день выборов. После литургии и братской трапезы монахи выстроились по двое и с духовными песнопениями отправились через весь город на избирательный пункт. Можно представить себе состояние мирных советских граждан, наблюдавших подобное зрелище. Когда же в довершение ко всему монахи начали служить молебен прямо на избирательном участке, чиновники пытались протестовать. «У нас так положено», – ответствовал отец Алипий. Проголосовав, монахи так же чинно, через весь город вернулись в монастырь. В дальнейшем, избирательную урну стали снова приносить на место.

Благословение для коммунистов

Однажды два областных финансовых работника прибыли в монастырь, чтобы проверить доходы. Алипий спросил их:

– Кто вас уполномочил?

Предписания на бумаге у них не оказалось.

– Нас уполномочил народ!

– Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас, – предложил Алипий.

– Нас уполномочила партия! – уточнили проверяющие.

– А сколько в вашей партии человек?

– 20 миллионов.

– А в нашей Церкви – 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может.

В следующий раз финансовые работники пришли уже с предписанием. Алипий ответил им, что несмотря на предписание, он может разрешить проверку только по благословению владыки епархии. Тогда те связались с владыкой епархии и получили «благословение».

– Вы коммунисты? – спросил их Алипий.

– Как же вы, коммунисты, могли брать благословение у духовного лица? Я сейчас позвоню в обком партии, вас завтра же из партии выгонят.

Эти «товарищи» больше не приходили.

Русский Иван

Рассказал сам архимандрит Алипий:

«Во вторник 14 мая сего (1963) года эконом игумен Ириней организовал, как и во все прошлые годы монастырской жизни, поливку и опрыскивание монастырского сада дождевой и снеговой водой, которую мы собираем благодаря нами сделанной запруде около беседки, за крепостной стеной. Когда наши люди работали, к ним подошли шесть мужчин, потом ещё двое; у одного из них была в руках мерка, которой они разделяли бывшую монастырскую огородную землю. Он стал ругаться на работающих и запрещать качать воду, говорил, что это вода не ваша, приказывал прекратить качать. Наши люди пытались продолжить работать, но он подбежал к ним, схватил шланг и стал его вытаскивать, другой – с фотоаппаратом – стал фотографировать наших людей...

Эконом сказал этим неизвестным людям, что пришёл наместник, идите и объясните всё ему. Подошёл один из них. Остальные стояли поодаль, фотографируя нас; их осталось трое.

Уходя от нас боком, человек в шляпе сказал: «Эх... батюшка!» Я ответил, что батюшка я – для вон тех людей, а для вас я – русский Иван, который ещё имеет силу давить клопов, блох, фашистов и вообще всякую нечисть».

Топор

Иногда противник вынуждал Алипия прибегать к поистине «черному» юмору. Говорят, когда представители властей пришли к нему за ключами от пещер, в которых лежат мощи святых основателей и братий монастыря, он встретил кощунников при боевых орденах и медалях и грозно закричал келейнику:

– Отец Корнилий, неси топор, сейчас им будем головы рубить!

Должно быть, это было очень страшно – так быстро и безвозвратно они убежали.

Монастырская чума

К приезду очередной государственной комиссии по закрытию монастыря архимандрит Алипий вывесил на Святых вратах извещение, что в монастыре чума и в силу этого он не может пустить комиссию на территорию монастыря. Во главе комиссии была председатель Комитета по культуре Медведева А.И. Именно к ней и обратился отец Алипий:

– Мне-то своих монахов, дураков, простите, не жалко, потому что они все равно в Царствии небесном прописаны. А Вас Анна Ивановна, и ваших начальников – пустить не могу. Я ведь за вас, и ваших начальников на Страшном суде-то и слов не найду, как за вас отвечать. Так что простите, я вам врата не открою.

А сам – в очередной раз в самолет и в Москву. И опять хлопотать, обивать пороги, и в очередной раз побеждать.

Попытка закрытия монастыря

Но самый, наверно, тяжелый момент для отца Алипия настал, когда пришли уже с подписанным приказом о закрытии монастыря. Здесь уже нельзя было отшутиться. Алипий бросил документ в огонь камина и сказал, что готов принять мученическую смерть, но монастырь не закроет.

– Неужели отстоять монастырь было так просто? – спросили мы старейшего жителя монастыря, архимандрита Нафанаила, который хорошо помнил эти события.

– «Просто»? Во всем нужно видеть помощь Богородицы, – строго, с непреклонной верой ответил старец. – Без нее как могли отстоять…

Благодаря Алипию Воронову Псково-Печерский монастырь является единственным русским монастырем, который никогда не закрывался. Много сил и средств было вложено им в возрождение крепостных стен и башен, покрытие позолотой большого купола Михайловского собора, организацию иконописной мастерской. В 1968 году стараниями о. Алипия был объявлен всесоюзный поиск ценностей ризницы Псково-Печерского монастыря, вывезенных фашистскими оккупантами в 1944 году. Спустя пять лет монастырская утварь была найдена. В 1973 году представители консульства ФРГ в Ленинграде передали их обители.

Не стало о. Алипия 12 марта 1975 года. Шестьдесят один год жития земного, из которых 25 лет составило житие монашеское.

 ( 10 голосов : 3.5 из 5 )

Преподобный Амвросий Оптинский
Иеромонах Василий Росляков
Праведный Алексий Мечев (Александра Ярмолович )
Святой праведный Иоанн Кронштадтский («Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников». Москва, 1998. )
Преподобный Серафим Вырицкий
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (Валерия Посашко )
Преподобный Серафим Саровский

Самое важное

Почему не любят Церковь

Анатомия ненависти или Почему некоторые люди ругают Церковь

В этом материале мы попробуем понять, почему некоторые люди ругают православную Церковь и за что они ее ненавидят. Но вначале нужно определиться с самим кругом проблемы, то есть понять, какие проблемы Церкви - реальные, какие - выдуманные и где граница между справедливым и ложным представлением о современной церковной жизни.

А рхимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха. В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу, но часто возвращался в деревню, помогая своей больной матери. С 1933 года трудился рабочим на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников.

Затем, после службы с 1935 года в армии, закончил в 1941 году художественную студию при ВЦСПС.

С 1942 по 1945 годы он находился в действующей армии, имел ряд наград.

После войны был принят в союз московских художников.

Эти сухие факты жизни помогают полнее понять характерные особенности личности будущего архимандрита Алипия-строителя и восстановителя Псково-Печерского монастыря, достойного преемника тех строителей, которых мы знаем по истории обители.

Совсем недавно в одном из Псково-Печерских листков говорилось о подготовке к закрытию во времена хрущевских гонений на Церковь Псково-Печерского монастыря. Исповеднически открыто противостал этому при предложении подписать указ наместник монастыря архимандрит Алипий. На глазах у опешившего представителя богоборческой власти он, взяв указ в руки, бросил его в пылающий камин... И монастырь не был закрыт!

Поистине мужем силы и разума, цельной, самоотверженной личностью был архимандрит Алипий во всех проявлениях своего христианского служения. Яркой оценкой его характера служат его же собственные слова: "Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление".

Ровно неделя отделяет день памяти кончины архимандрита Алипия - 27 февраля (даты по церковному календарю) - от дня памяти самого выдающегося управителя Псково-Печерского монастыря - игумена Корнилия. Архимандрит Алипий был достойным последователем преподобного Корнилия, был также строителем, иконописцем, энергичной, деятельной, разносторонней личностью. Архимандрит Алипий сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие обитель, произвел многие другие восстановительные и реставрационные работы, уделял внимание поддержанию иконописной традиции обители, сам писал иконы.

Остановимся на некоторых фактах жизни архимандрита Алипия. С юных лет Иван Воронов имел глубокую веру и хотел выразить ее в служении Церкви. 27 февраля 1950 года он поступает послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 15 августа того же года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном (впоследствии митрополит Псковский и Порховский) с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. 12 сентября 1950 года Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона, а 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, - во иеромонаха с назначением ризничим Троице-Сергиевой Лавры. В 1952 году отец Алипий был награжден наперсным крестом, а к празднику Пасхи 1953 года возведен в сан игумена. Вместе с несением послушания ризничего ему поручено было руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в Лавре. Затем до 1959 года он принимал участие в восстановлении и украшении ряда московских храмов.

Указом Святейшего Патриарха Алексия от 15 (28 июля) 1959 года игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря.

В 1961 году игумен Алипий был возведен в сан архимандрита. В 1963 году награжден Патриаршей грамотой за усердные труды по восстановлению Псково-Печерской обители. В 1965 году к престольному дню монастыря - празднику Успения Божией Матери был награжден вторым крестом с украшениями, в дальнейшем был удостоен орденов святого князя Владимира III и II степени, а также награжден Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Феодосием VI орденом Христа Спасителя и крестом II степени.

Отец Алипий часто проповедовал, особенно о христианской любви, говоря: "Страдавший на Кресте Христос заповедовал нам: "Любите друг друга!" И потому, чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять эту последнюю заповедь Господню".

Скончался архимандрит Алипий 27 февраля (12 марта) 1975 года, послужив Господу в монашеском чине, со дня поступления послушником в Лавру, ровно 25 лет. Ранним утром в среду сырной седмицы, испросив у всех прощения и всех простив, мирно и тихо отошел он ко Господу.

Из Слова, произнесенного архимандритом Нафанаилом (Поспеловым) в 20-ю годовщину смерти архимандрита Алипия (Воронова):

В 1959 в Псково-Печерский монастырь был назначен отец Алипий, который прибыл в Печоры к престольному празднику в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его пастырская ревность ко благу нашей Святой обители, его усердие к служению, его таланты сразу же вызвали к нему особенную любовь братии монастыря, верующих печерян, псковичей и паломников. Их усердные молитвы и ходатайства помогли преодолеть все трудности к утверждению отца Алипия в должности наместника нашего монастыря.

Духовник монастыря иеросхимонах Симеон (Желнин) вдохновил его на предлежащий подвиг: "Действуй, тебе ничего не будет!"

Отец Алипий имел дар слова: не раз приходилось слышать от паломников: "Поживем еще недельку, может, услышим проповедь отца Алипия". В своих поучениях он поддерживал унывающих, утешал малодушных: "Братия и сестры, вы слышали призывы об усилении антирелигиозной пропаганды, вы головы не вешайте, не унывайте, это значит - им туго стало". -"Страшное дело - примкнуть к толпе. Сегодня она кричит: "Осанна!" Через 4 дня: "Возьми, возьми, распни Его!". Поэтому там, где неправда, "ура" не кричи, в ладоши не хлопай. А если спросят: "Почему?" - Отвечай: "Потому что у вас неправда". - "А почему?" - "Потому что моя совесть подсказывает". - "Как узнать Иуду?" - "Омочивый руку в солило, тот Меня предаст", - сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место, первым взяться за графин. Старшие еще не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растет будущий Иуда. На 12 - один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие, садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку, не бери и ты. Старшие взяли ложку, тогда возьми и ты. Старшие начали кушать, тогда начинай и ты".

Так поучал в проповедях о. Алипий. Если на молитве в храме у о. Алипия появлялись воздыхания и слезы, то воздыхания и слезы сразу же слышны были и у молящихся с ним. Такова была его сила духа.

Отец Алипий всегда помогал нуждающимся, раздавал милостыню, много просящих получали от него помощь. За это немало пришлось потерпеть отцу Алипию. Он защищался словами Священного Писания о необходимости оказывать дела милосердия и утверждал, что дела милосердия не могут быть запрещенными, это неотъемлемая часть жизни Святой Православной Церкви. Кто запрещает дела милосердия, тот ущемляет Церковь Христову, не дает ей жить присущей ей жизнью.

Как иконописец и реставратор, он позаботился отреставрировать забронзированный темный иконостас Успенского храма, внутреннюю роспись Михайловского собора, Никольский храм (восстановил тябловый иконостас, отреставрировал икону Святителя, расширил храм за счет башни, укрепил стены, восстановил стильный купол (стильный - от слова "стиль" - совокупность признаков, характерных для искусства определенного времени и направления (в данном случае Псковская школа зодчества XV-XVI вв.).

Была отреставрирована крепостная стена-ограда с боевыми башнями и переходами, восстановлены их покрытия. Шесть икон Божией Матери в Никольской часовне написаны при его участии и руководстве. В праздник Божией Матери 8-го июля и 22-го октября у нас на аналой ставится икона Казанская, келейная икона отца Алипия, им написанная.

Свои таланты как строителя Московского метрополитена он применил у нас в устройстве мостика через ручей Каменец, напротив Успенского храма.

Отец Алипий отличался особой решимостью и силой духа. Когда он сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах посланцев, повернулся к ним и сказал: "Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою". Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику: "Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!" Пришедшие обратились в бегство.

Отец Алипий не раз писал критику на неправду о Псково-Печерском монастыре и написал в Журнал Московской Патриархии (1970 год, №№ 2 и 3) статью о преподобном Корнилии, чтобы не искажали историю.

Отец Алипий защищал верующих людей пред сильными мира сего, заботился об устройстве их на работу. Он писал, что вся вина этих людей состоит лишь в том, что они верят в Бога.

Отец Алипий был приветлив и общителен, с любовию принимал посетителей, делился своими талантами, давал мудрые ответы.

Когда его спросили гражданские посетители, как живут монахи, то он обратил их внимание на Богослужение, которое совершалось в Успенском храме. "Слышите?" - спросил он. Посетители ответили: "Слышим". - "Что слышите?" - "Монахи поют". - "Ну вот, если б монахи худо жили, то не запели бы".

Когда верующие разделывали в монастыре клумбочки, власти спросили: "Кто у вас работает и на каком основании?" Отец Алипий ответил: "Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле". И вопросов больше не последовало.

Пастырей церкви, прибывающих в обитель, он наставлял прилежать служению в своем храме.

"Вот, Вы, батюшка, от своего храма уехали, и в вашем храме бес будет служить". - "Как так?" – ему возражали. Отец Алипий отвечал по-евангельски: "Бес обретет храмину пустую..."

Во время эпидемии ящура он разъяснял, чтобы служение в храмах не прекращалось, так как коровы в храмы не ходят, и ни одно учреждение не прекращает своей работы по случаю ящура.

Когда не разрешали посещать пещеры, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие люди имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких, особенно погибших в Великую Отечественную войну. Был прислан указ, чтобы панихиды в пещерах не служили. Благословением отца Алипия панихиды продолжали служить. Вопросившему отца Алипия, получил ли он указ, отец Алипий ответил, что получил. "Почему же не выполняете?" - последовал вопрос. Отец Алипий ответил, что этот указ написан под давлением по слабости духа, "я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом". И служение панихид в пещерах не было прервано.

Отец Алипий никогда не ездил в отпуск. И даже, как сам он писал, по своей воле не выходил за монастырские ворота, усердно прилежал исполнению монашеских обетов. И обвинителям отвечал, что если из мира течет в обитель на чистый монастырский двор мирская нечисть, то это уж не наша вина.

В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: "Где твоя келья?" - он показывал на гроб и говорил: "Вот моя келья". В последние дни его жизни при нем находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь. 12-го марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: "Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем". Краски подали, но руки его уже не могли действовать, сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну. В 4 часа утра архимандрит Алипий тихо и мирно скончался.

Отпевал его митрополит Иоанн с собором монастырского и приезжего духовенства. Утрату глубоко переживали даже и гражданские руководители. Людей не радовало веселье масленой недели, на которой последовала смерть отца Алипия.

До самой своей кончины он преподавал благословение на каждое монастырское служение и делание и не оставлял своего послушания.

И сегодня, выражая нашу любовь к отцу Алипию, мы поминовением отмечаем день его памяти, день, когда он завершил свое добровольное бескровное мученичество, и снова напоминаем вам, дорогие братья и сестры, апостольские слова: Поминайте доброго пастыря, почившего наставника отца архимандрита Алипия и, взирая на окончание его жительства, подражайте вере его. Аминь.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции