25.10.2019

Сколько кругов делают на крестный ход. Крестный ход на пасху, когда начинается, что надо знать. Праздничное пение колоколов


Максим Тотемский - святой Русской Православной Церкви, праведный, блаженный , Христа ради юродивый .

Полное имя - Максим Макарьевич Попов.

В начале своей жизни был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы .

После совершал подвиг юродства Христа ради в течение 45 лет.

Жизнеописание

Судя по фамилии Попов он мог происходить из священнического рода. Его отца звали Макарием.

Неизвестно, когда и где он принял священный сан . Также неизвестными остались и причины, побудившие его принять на себя подвиг юродства .

Максим пребывал в непрестанной молитве, посте и наготе, совершенно пренебрегая заботами о своём теле.

Праведный Максим уже при жизни своей был отмечен благодатными дарами от Бога.

Почитание и канонизация

Затем над мощами его построили деревянную церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы .

Поскольку при гробе блаженного крестьяне стали получать по своим молитвам исцеления, то свидетелями чудес было составлено сказание о нем. Однако в 1676 году при пожаре новой Воскресенской церкви оно сгорело.

В 1680 году вследствие новых чудес от гроба блаженного Максима была сделана новая о нем запись, которая также была утрачена.

Между тем, чудеса у гроба праведника продолжались. Поэтому в 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима и положить на ней его образ .

В то время еще не были забыты чудеса, совершавшиеся по молитвам к этому праведнику . Владыка дал своё разрешение и благословил служить молебны , как и прочим угодникам Божиим .

После этого в Воскресенской Варницкой церкви над местом погребения была устроена рака , а наружная стена церкви украсилась живописной фреской , изображавшей праведного Максима. В клеймах на раке были изображены чудеса, происходившие у гроба.

Чудеса

Первое изображенное чудо - исцеление жителя Тотьмы Бориса Тимофеевича Тарунина от лихорадки и расслабления, произошедшее в 1680 году. Второе чудо совершилось в 1691 году с крестьянином Арефой Малевинским, который девять недель был нездоров и находился в расслаблении. Ночью он увидел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошёл к его постели и велел идти в церковь приложиться к надгробью. Когда больной выполнил повеленное ему, то выздоровел. Третье событие произошло с Анной Яковлевной Татауровой, которая излечилась в 1705 году от помешательства. Четвертое чудо исцелило в 1703 году расслабленного крестьянина Федора Васильевича Мамошова из деревни Кокорьина Старототемской волости.

День памяти

Память священноиерея Максима искренно чтилась жителями Тотьмы, особенно в день его кончины 16/29 января.

Напишите отзыв о статье "Максим Тотемский"

Литература

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Максим Тотемский

Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.

Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради
и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле.

Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благо-дат-ными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года
и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Тружени-ческая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, по-слу-жили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но ска-зание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.

В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людь-ми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параске-виевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гроб-нице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить мо-лебны как прочим угодникам Божиим.

В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребе-ния праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшаю-щих гробницу угодника Божия.

В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою
и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Мак-сима, тотчас получил исцеление.

В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал
с пос-тели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.

Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый че-ловек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, пере-стань скорбеть». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию правед-ного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.

Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступле-нии ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, боль-ная при-шла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

Память 16 января с.с.

Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле.
Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благо­дат­ными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Тружени­ческая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, по­слу­жили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но ска­зание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.
В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людь­ми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параске­виевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гроб­нице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить мо­лебны как прочим угодникам Божиим.
В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребе­ния праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшаю­щих гробницу угодника Божия.
В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Мак­сима, тотчас получил исцеление.
В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с пос­тели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.
Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый че­ловек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, пере­стань скорбеть». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию правед­ного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.
Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступле­нии ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, боль­ная при­шла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

Тропарь праведнаго Максима

глас 4

Непорочным священством Богови послужив,/ посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/ взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом/ и, с любовию к Нему добродетельми приближался,/ земная оставив, Небесная восприял еси,/ блаженне Максиме, отче наш,/ моли Христа Бога/ сохранитися граду Тотьме невредиму/ и спастися душам нашим.

Кондак праведнаго Максима

глас 4

Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.

Молитва праведному Максиму Тотемскому

О преблаженне и досточудне угодниче Божий, Максиме праведный! Восприяв благодать Святаго Духа, первее послужил еси непорочным священством Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы. Егда же, ко Господу крайним желанием одержим, юродивое житие Христа ради избрал еси, мирския прелести отринул еси, наготою телесною, якоже багряницею, одеяся, солнечный зной и великий мраз с любовию претерпе, подвизался во граде Тотьме, и сего ради наследовал еси Небесный Чертог в селениях праведных. Но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, пролей о нас, о святче Божий, теплыя молитвы, да избавимся мы всякия нужды и всякаго сопротивнаго зла. Не престай молити Слова, Христа Бога нашего, о граде и людех, сохранитися им неврежденным от глада и язвы, огня и меча и от нашествия супостатов. Низпосли с Небесе, о священная главо, преблаженне Максиме, на нас, усердно притекающих к тебе и с любовию лобызающих святый образ твой, мир, благодать и спасение душам нашим, да и мы со всеми святыми наследницы будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Краткое житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

Жил в пер-вой по-ло-вине XVII в. В те-че-ние 45 лет он про-хо-дил доб-ро-воль-ный по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди и пре-бы-вал в непре-стан-ной мо-лит-ве, по-сте, на-го-те, со-вер-шен-но пре-не-бре-гал за-бо-та-ми о сво-ем те-ле. Бла-жен-ный Мак-сим уже при жиз-ни от-ли-чал-ся бла-го-дат-ны-ми да-ра-ми от Бо-га. По-чил он в глу-бо-кой ста-ро-сти 16 ян-ва-ря 1650 г. и был по-гре-бен при Вос-кре-сен-ской Вар-ниц-кой церк-ви г. Тотьмы. По смер-ти про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми.

Так, в 1680 г. жи-тель Тотьмы Та-ру-нин за-бо-лел ли-хо-рад-кой и ле-жал пол-го-да рас-слаб-лен-ным. Ко-гда он при-звал на по-мощь св. Мак-си-ма, тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние. В 1705 г. по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние от гро-ба пра-вед-но-го А.Я. Та-та-у-ро-ва, в те-че-ние ме-ся-ца на-хо-див-ша-я-ся в ис-туп-ле-нии ума.

Полное житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

Пра-вед-ный Мак-сим был свя-щен-ни-ком в го-ро-де Тотьме в пер-вой по-ло-вине XVII ве-ка. Он име-но-вал-ся Мак-сим Ма-ка-рьев, сын По-пов. По-став-лен-ный в иерея, в те-че-ние 45 лет он про-хо-дил доб-ро-воль-ный по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди и пре-бы-вал в непре-стан-ной мо-лит-ве, в по-сте, на-го-те, со-вер-шен-но пре-не-бре-гал за-бо-та-ми о сво-ем те-ле.

Пра-вед-ный свя-щен-но-и-е-рей Мак-сим уже при жиз-ни сво-ей был от-ли-чен бла-го-дат-ны-ми да-ра-ми от Бо-га. Он по-чил в глу-бо-кой ста-ро-сти 16 ян-ва-ря 1650 го-да и был по-гре-бен при Вос-кре-сен-ской Вар-ниц-кой церк-ви го-ро-да Тотьмы. Тру-же-ни-че-ская и свя-тая жизнь его и чу-дес-ные ис-це-ле-ния, ис-те-кав-шие от его гро-ба, по-слу-жи-ли по-буж-де-ни-ем к со-став-ле-нию пись-мен-но-го ска-за-ния о нем, но ска-за-ние это сго-ре-ло в по-жа-ре Вос-кре-сен-ской церк-ви в 1676 го-ду. Позд-нее утра-че-но и со-став-лен-ное в 1680 го-ду но-вое ска-за-ние. Меж-ду тем чу-де-са у гро-ба пра-вед-ни-ка про-дол-жа-лись.

В 1715 го-ду свя-щен-ник Вос-кре-сен-ской церк-ви Иоанн Рохле-цов с при-ход-ски-ми людь-ми об-ра-тил-ся к ар-хи-епи-ско-пу Ве-ли-ко-Устюж-ско-му Иоси-фу с прось-бой раз-ре-шить им по-ста-вить гроб-ни-цу над мо-ща-ми свя-то-го Мак-си-ма в Па-рас-ке-ви-ев-ской церк-ви, над си-ми мо-ща-ми по-стро-ен-ной, и по-ло-жить на гроб-ни-це об-раз свя-то-го. Вла-ды-ка дал свое раз-ре-ше-ние и бла-го-сло-вил слу-жить мо-леб-ны как про-чим угод-ни-кам Бо-жи-им.

В то вре-мя бы-ли еще всем па-мят-ны чу-де-са, со-вер-шив-ши-е-ся у ме-ста по-гре-бе-ния пра-вед-но-го Мак-си-ма, и чу-де-са эти бы-ли изо-бра-же-ны на клей-мах, укра-ша-ю-щих гроб-ни-цу угод-ни-ка Бо-жия.

В 1680 го-ду жи-тель Тотьмы Бо-рис Ти-мо-фе-ев Та-ру-нин за-бо-лел ли-хо-рад-кою и ле-жал пол-го-да рас-слаб-лен-ным. Ко-гда он при-звал на по-мощь пра-вед-но-го Мак-си-ма, тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние.

В 1691 го-ду кре-стья-нин Аре-фа Мале-вин-ский де-вять недель не вста-вал с по-сте-ли от ли-хо-рад-ки; ко-гда же стал при-зы-вать на по-мощь свя-то-го Мак-си-ма, бо-лезнь его со-всем про-шла.

Кре-стья-нин Фе-о-дор Ва-си-льев Ма-мо-шов де-вять лет был нездо-ров и на-хо-дил-ся в рас-слаб-ле-нии. Но-чью на 5 но-яб-ря 1703 го-да он ви-дел во сне, буд-то ста-рый че-ло-век в од-ной ру-баш-ке по-до-шел к его по-сте-ли и ска-зал ему: «Фе-о-дор, пе-ре-стань скор-беть». И, взяв-ши его за пле-чо, по-вел в цер-ковь и ве-лел при-ло-жить-ся к над-гро-бию пра-вед-но-го Мак-си-ма. Про-бу-див-шись, Фе-о-дор по-чув-ство-вал се-бя на-столь-ко здо-ро-вым, что мог пеш-ком от-пра-вить-ся к Вос-кре-сен-ской церк-ви для по-кло-не-ния гро-бу сво-е-го це-ли-те-ля.

Ан-на Яко-вле-ва Та-та-у-ро-ва в 1705 го-ду в те-че-ние ме-ся-ца бы-ла в ис-ступ-ле-нии ума. Но-чью во сне явил-ся ей пра-вед-ный Мак-сим и ве-лел от-слу-жить две па-ни-хи-ды над его гро-бом, обе-щая ей за то вы-здо-ров-ле-ние. Про-бу-див-шись, боль-ная при-шла в со-зна-ние и ста-ла про-сить, чтобы ее свез-ли ко гро-бу пра-вед-но-го, где она по со-вер-ше-нии па-ни-хид тот-час же по-чув-ство-ва-ла се-бя со-вер-шен-но здо-ро-вою.

Молитвы

Тропарь праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

Непоро́чным свяще́нством Бо́гови послужи́в,/ посреде́ мирска́го мяте́жа юро́дство избра́л еси́,/ взем бо крест, после́довал еси́ Христу́ невозвра́тным по́мыслом/ и, с любо́вию к Нему́ доброде́тельми приближа́яся,/ земна́я оста́вив, Небе́сная восприя́л еси́,/ блаже́нне Макси́ме, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га/ сохрани́тися гра́ду То́тьме невреди́му// и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Безупречным священством Богу послужив, посреди мирской суеты ты избрал , взяв крест последовал Христу с неуклонной волей и, с любовью к Нему приближаясь, земное оставив, Небесное получил ты, блаженный Максим, отче наш, моли Христа Бога сохраниться городу Тотьме невредимым и спастись душам нашим.

Кондак праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

Боже́ственному гла́су после́дуя,/ возревнова́л еси́ наставля́ти па́ству свою́/ не му́дростию сло́ва, но бу́йством жития́ безмяте́жнаго,/ непреста́нными моли́твами и сле́зными струя́ми/ ду́шу и те́ло омыва́я,/ возду́шными стихи́ями плоть изнуря́я,/ те́мже и по сме́рти чудесы́ тя Госпо́дь просла́ви,/ да с ве́рою зове́м к тебе́:// ра́дуйся, Богому́дре о́тче наш Макси́ме.

Перевод: Божественному призыву последуя, возревновал ты направлять свою не мудростью слова, но юродством жизни () бесстрастной, непрестанными молитвами и потоками слез душу и тело омывая, природными стихиями плоть изнуряя, потому и после смерти чудесами тебя Господь прославил, да с верой взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый отче наш Максим».

Молитва праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

О, преблаже́нне и досточу́дне уго́дниче Бо́жий, Макси́ме пра́ведный! Восприя́в благода́ть Свята́го Ду́ха, пе́рвее послужи́л еси́ непоро́чным свяще́нством Пресвяте́й Тро́ице, предстоя́ Престо́лу Бо́жию и принося́ о лю́дех Безкро́вныя Же́ртвы. Егда́ же, ко Го́споду кра́йним жела́нием одержи́м, юро́дивое житие́ Христа́ ра́ди избра́л еси́, мирски́я пре́лести отри́нул еси́, нагото́ю теле́сною, я́коже багряни́цею, оде́яся, со́лнечный зной и вели́кий мраз с любо́вию претерпе́, подвиза́яся во гра́де То́тьме, и сего́ ра́ди насле́довал еси́ Небе́сный Черто́г в селе́ниях пра́ведных. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, проле́й о нас, о свя́тче Бо́жий, те́плыя моли́твы, да изба́вимся мы вся́кия ну́жды и вся́каго сопроти́внаго зла. Не преста́й моли́ти Сло́ва, Христа́ Бо́га на́шего, о гра́де и лю́дех, сохрани́тися им неврежде́нным от гла́да и я́звы, огня́ и меча́ и от наше́ствия супоста́тов. Низпосли́ с Небесе́, о свяще́нная главо́, преблаже́нне Макси́ме, на нас, усе́рдно притека́ющих к тебе́ и с любо́вию лобыза́ющих святы́й о́браз твой, мир, благода́ть и спасе́ние душа́м на́шим, да и мы со все́ми святы́ми насле́дницы бу́дем Небе́снаго Ца́рствия, воспева́юще ку́пно Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.

В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим - образец крестного хода, данный самим Господом,который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову ».

В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал крестный ход. Император Юстиниан (V-VI вв.), зная чудодейственную силу крестных ходов, законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, отмечая особо его необходимость перед строительством храмов и монастырей, а также запретил совершать крестные ходы без епископов и священников.

В дальнейшем всякое выдающееся событие Церкви ознаменовалось крестными ходами: основание и освящение храмов, перенесение мощей и церковных святынь, встреча народом и духовенством архипастырей и царей, торжественные и государственные празднества - всегда сопровождались общими молитвами с крестными ходами. Не только во дни радости, но и во дни скорби проводились крестные ходы. Так, во время трехмесячного землетрясения, постигшего Константинополь, прошел умилостивительный крестный ход под предводительством императора Феодосия Младшего и патриарха Прокла .

На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.

Да и история Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения - реке Днепр . Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории: Крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба .

Не раз Москва - сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными кодами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия Ахмата .

Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери. К 2000-летию Рождества Христова через всю страну прошел многомесячный крестный ход.

Крестные ходы бывают обыкновенные, поместные и чрезвычайные. К обыкновенным относятся шествия вокруг храма в Пасхальную утреню и каждый день в Пасхальную неделю после литургии; в праздник Богоявления для освящения воды в водоеме. Поместные ходы в честь местночтимых святых и великих событий церковной важности. К таковым крестным ходам можно отнести крестный ход на Иргень , где покоятся мощи местночтимых святых - иргенских воинов-мучеников.

Чрезвычайные крестные ходы проводятся по разрешению епархиального начальства в особо важных случаях церковной жизни. Также может быть разрешен чрезвычайный крестный ход во время голода, засух, болезней, войн. В 2007 году в Чите проходил чрезвычайный крестный ход в защиту Православной веры и России, направленный против католической экспансии на канонической территории Русской Православной Церкви.

Впереди крестного хода несут фонарь - символ Божественного света, разрывающий мрак греховности.

За фонарем несут запрестольный образ Божией Матери и запрестольный крест. Далее двумя рядами попарно идут хоругвеносцы и свещеносцы со свечами в больших церковных подсвечниках, диаконы со свечами и кадильницами, а за ними священники. Священники несут святые иконы, напрестольные кресты. Последняя пара священников несут один Евангелие, а идущий справа - крест. За священниками шествует архипастырь, сопровождаемый иподиаконами с символами епископской власти - дикирием и трикирием . Далее следуют хор и миряне.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди.

Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Юлия Биктимирова


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции