23.09.2019

Подземные цитадели Гитлера: история секретных военных заводов нацистов. Третий рейх уходит под землю


Подземный город, которому не страшен не только обвал, но и атомная война, — непревзойденное творение военных инженеров Третьего рейха. «Лагерь дождевого червя» приоткрыл некоторые свои тайны.

Корреспонденту НТВ Виктору Кузьмину впервые удалось побывать на одном из самых загадочных объектов Второй мировой, с которым связывают бесследное исчезновение целой дивизии СС и даже Янтарной комнаты.

Затеряться в переходах и тоннелях железобетонного царства «Регенвурмлагер» проще простого — его точной карты нет и сегодня. Для диггеров этот укрепрайон в северо-западной части Польши — настоящий рай. Правда, на входе туда написано совсем другое.

Станислав Витвицкий, проводник: «Оригинальные панцерные двери, крыло весит полтонны».

«Добро пожаловать в ад» — надпись, начертанная каким-то диггером, встречает каждого, кто входит в эти сооружения. Два этажа боевого бункера и бетонная лестница вниз. Таких автономных точек с огнеметами и гранатометами было построено около 100 из 300 по всей линии. Несколько сотен ступеней ведут на 40-метровую глубину. «Здесь никогда не было российского телевидения», — замечает наш проводник.

После Первой мировой войны граница между Германией и Польшей проходила на северо-западе Польши, причем в этом районе соседка словно вклинилась на территорию Германии. Отсюда по прямой до Берлина — чуть больше 100 километров пути.

Опасаясь угрозы с востока, германцы начали возводить в этом районе уникальное подземное военное сооружение, растянувшееся на десятки километров. Но как показала история, эта линия так и не стала рубежом обороны.

Укрепрайона, равного этому, нет в мире даже сейчас. Коридоры, казематы, вокзалы, железная дорога, электростанции — все это «Регенвурмлагерь», или «Лагерь дождевого червя», изрывшего своими коммуникациями площадь в сотни квадратных километров.

Станислав Витвицкий, проводник: «Мы дошли до главной дороги и находимся у вокзала Хайнерис».

Периодически нужно сверяться с картой. Именно на этот вокзал в 1934 году приезжал Гитлер. Он тогда остался доволен увиденным, но, появившись здесь повторно спустя четыре года, приказал заморозить строительство.

Германия уже готовилась не обороняться, а атаковать. К этому времени работы были завершены только на 30%. Согласно генплану, линию обороны планировали запустить в 1951 году. Каким грандиозным должен был быть объект, если даже построенная треть поражает размерами.

Станислав Витвицкий, проводник: «В 1980 году здесь планировали устроить хранение атомных отходов, складывать их прямо в бункеры. Но местные жители все как один сказали: нет, нет и нет».

Даже спустя несколько десятилетий загадка «Лагеря дождевого червя» не изучена до конца. Есть приблизительная план-карта коридоров, составленная диггерами, но полной картины она не дает. Куда ведут некоторые из ходов — не понятно. Говорят, что по некоторым можно было добраться до рейхсканцелярии.

Существовала и масса наземных объектов. Например, двигающийся остров на одном из водоемов и разводные мосты. Но секретный план строительства так и не обнаружен.

Здесь постоянно кто-то присутствует, объектом интересуются группы диггеров со всей Европы. В окрестных селениях можно нанять проводника на несколько суток, но дилетантам уходить под землю не советуют.

В 90-х годах здесь погиб турист, оставшийся в тоннелях на ночевку. Говорят, что не нашли и советского старшину, пытавшегося на спор проехать здесь на мотоцикле. Немецкие инженеры строили надежно и с всевозможными секретами-ловушками. Они впервые применили водостойкий бетон и струнные перекрытия, а системы водостоков и вентиляции работают и сейчас.

В 1944 году здесь был военный авиационный завод Даймера Бенца, на котором работало более двух тысяч военнопленных. В конце войны объект охраняли мальчики из гитлерюгенда и старики из фольксштурма.

В январе 1945 года советская танковая бригада обошла линию по сельской дороге без единого выстрела. Хотя местные любители истории утверждают, что здесь был бой, а остатки эсэсовского подразделения «Мертвая голова» ушли затем по коридорам.

Однако официальные данные говорят, что за всю историю «Регенвурмлагеря» (Regenwurmlager) погибло четыре молодых поляка, которые исследовали сооружение после войны.

К концу 1943 года стало очевидно, что Вторая мировая война Германией проиграна. Союзники надежно перехватили инициативу, и окончательное поражение Третьего рейха стало лишь вопросом времени. Тем не менее с неизбежным исходом Гитлер мириться не хотел. В ответ на массированные бомбардировки немецких городов авиацией США и Великобритании фюрер по своему обыкновению импульсивно приказал перевести военную промышленность страны в колоссальные горные бункеры. Onliner.by рассказывает, как всего за несколько месяцев под землей исчезли десятки жизненно важных для вермахта и люфтваффе заводов, включая и производство сверхсекретного «оружия возмездия», последней надежды Гитлера, и какую цену заплатил за это мир.

Уже в 1943 году Вторая мировая война всерьез пришла на территорию Германии. До непосредственного вступления войск союзников в Третий рейх еще оставалось немало времени, но спокойно спать в своих кроватях жители страны больше не могли. С лета 1942-го авиация Великобритании и США начала постепенно переходить от практики точечных налетов на стратегические объекты военной инфраструктуры нацистов к так называемым ковровым бомбардировкам. В 1943-м их интенсивность значительно выросла, достигнув в следующем году пика (900 тыс. тонн сброшенных в совокупности бомб).

Немцам необходимо было в первую очередь спасать свою военную промышленность. В 1943 году по предложению рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера была разработана программа по децентрализации германской индустрии, предполагавшая передислокацию важнейших для армии производств из крупных городов в небольшие населенные пункты преимущественно на востоке страны. У Гитлера, впрочем, было иное мнение. Он в свойственной ему категорической манере потребовал спрятать военные заводы и фабрики под землю, в существовавшие шахты и прочие горные выработки, а также во вновь построенные в горах по всей стране гигантские бункеры.

Нацистам было не привыкать к подобным проектам. К этому времени мощные системы бункеров были построены в Берлине, Мюнхене, главной ставке Гитлера на Восточном фронте «Волчье логово» в Растенбурге, его летней альпийской резиденции в Оберзальцберге. Собственными укрепленными объектами такого рода обладали и прочие высшие руководители Третьего рейха. Все с того же 1943 года в Совиных горах в Нижней Силезии (на территории современной юго-западной Польши) велась активная реализация так называемого проекта «Великан» (Projekt Riese), новой основной ставки фюрера, заменившей бы уже обреченное «Волчье логово».

Предполагалось, что здесь будет построена грандиозная система сразу из семи объектов, разместиться в которых могло и высшее руководство рейха, и командование вермахта и люфтваффе. Центром «Великана», судя по всему, должен был стать комплекс под горой Вольфсберг («Волчья гора»), чье название удачно отражало страсть фюрера ко всему, что связано с волками. В течение года здесь успели возвести сеть тоннелей общей длиной более 3 километров и больших подгорных залов высотой до 12 метров и общей площадью свыше 10 тыс. квадратных метров.

Остальные объекты реализовали в куда более скромных масштабах. При этом в наиболее завершенном виде (около 85% готовности) находился бункер под крупнейшим в Силезии замком Фюрстенштайн (современный Ксенж), где, опять же по косвенным данным, должна была разместиться парадная резиденция Гитлера. Под Фюрстенштайном появилось целых два дополнительных этажа (на глубине в 15 и 53 метра соответственно) с тоннелями и залами в скальной породе, связанные с поверхностью и собственно замком лифтовыми шахтами и лестницами.

Конкретное назначение прочих объектов определить сложно, практически никаких документов по сверхсекретному проекту «Великан» не сохранилось. Однако, судя по конфигурации реализованной части комплекса, можно предполагать, что по крайней мере отдельные его бункеры планировалось занять и промышленными предприятиями.

Активная работа по переводу самых важных для военной экономики промышленных предприятий под землю развернулась только в 1944 году. Несмотря на активное сопротивление рейхсминистра вооружений Шпеера, считавшего, что подобная масштабная задача может быть решена только в течение нескольких лет, проект получил личное одобрение Гитлера. Ответственным за его реализацию был назначен Франц Ксавер Дорш, новый глава «Организации Тодта», крупнейшего военно-строительного конгломерата рейха. Дорш пообещал фюреру, что всего за полгода он успеет закончить сооружение сразу шести гигантских промышленных объектов площадью 90 тыс. квадратных метров каждый.

В первую очередь укрытию должны были подвергнуться авиастроительные предприятия. Например, в мае 1944 года под горой Хоубирг недалеко от Нюрнберга во Франконии началось строительство подземного завода, где планировалось выпускать авиационные двигатели BMW. Шпеер после окончания войны писал в своих мемуарах: «В феврале 1944 года налеты совершались на огромные заводы, производившие корпуса самолетов, а не на предприятия, выпускавшие авиадвигатели, хотя именно количество двигателей имеет решающее значение для авиапромышленности. Если бы сократилось количество выпускаемых авиационных двигателей, мы не могли бы увеличивать выпуск самолетов».

Проект с кодовым названием Dogger представлял собой очень типичный для рейха подземный завод. В горной толще прокладывалось несколько параллельных тоннелей, соединенных перпендикулярными штольнями. В образованной таким образом частой сетке устраивались и дополнительные крупные залы для производственных операций, требовавших больше пространства. Из горы существовало сразу несколько выходов, а сырье и готовая продукция транспортировались с помощью специальной узкоколейной железной дороги.

Строительство объекта Dogger также осуществлялось традиционным методом. Рабочей силы в рейхе остро не хватало, поэтому все подземные заводы страны возводились благодаря беспощадной эксплуатации заключенных концентрационных лагерей и военнопленных. У каждого из будущих грандиозных бункеров сначала создавался (если, конечно, его уже не имелось по соседству) концлагерь, основной задачей жертв которого становилось строительство - немыслимыми темпами, в круглосуточном режиме, в тяжелейших горных условиях - военных предприятий.

Завод авиадвигателей BMW под горой Хоубирг закончен не был. К окончанию войны заключенные лагеря «Флоссенбург» успели возвести только 4 километра тоннелей общей площадью 14 тыс. квадратных метров. После окончания войны объект, начавший практически сразу же разрушаться, был законсервирован. Входы в подгорные выработки запечатали, скорее всего, навсегда. Из 9,5 тыс. подневольных строителей комплекса погибла половина.

В отличие от проекта Dogger, завод под названием Bergkristall («Горный хрусталь») завершить успели. Всего за 13 месяцев, к весне 1945 года заключенные концлагеря «Гузен II», одного из многочисленных филиалов Маутхаузена, возвели около 10 километров подземных тоннелей общей площадью более 50 тыс. квадратных метров - один из крупнейших объектов такого рода в Третьем рейхе.

Предприятие было предназначено для производства ультрасовременных истребителей-бомбардировщиков Messerschmitt Me.262, первых в мире серийных реактивных самолетов. К апрелю 1945 года, когда Bergkristall захватили американские войска, здесь успели выпустить почти тысячу Me.262. Но в историю этот объект войдет чудовищными условиями жизни и работы, созданными на нем для заключенных-строителей. Средняя продолжительность их жизни составляла четыре месяца. Всего, по разным оценкам, при возведении комплекса погибло от 8 тыс. до 20 тыс. человек.

Зачастую под размещение военных предприятий переоборудовались уже существующие горные выработки, естественные пещеры и другие укрытия. Например, в бывшей гипсовой шахте Зеегротте («Озерный грот») недалеко от Вены организовали производство реактивных истребителей He.162, а в тоннеле Энгельберг автобана А81 рядом со Штутгартом выпускали запасные части для самолетов.

Подобных предприятий за 1944 год успели создать десятки и десятки. Для строительства некоторых из них даже гора не была нужна. Например, массовое производство все тех же Me.262 (до 1200 штук в месяц) планировалось организовать на шести гигантских фабриках, лишь одна из которых находилась под горой. Остальные пять представляли собой «утопленные» полуподземные пятиэтажные бункеры длиной в 400 метров и высотой в 32 метра.

Из пяти задуманных заводов подобного типа успели приступить к строительству одного, в Верхней Баварии, получившего кодовое название Weingut I («Виноградник-1»). Работы начались в специально проложенном на площадке подземном тоннеле, расположенном на глубине в 18 метров. Оттуда был вывезен грунт и устроены фундаменты 12 огромных бетонных арок толщиной до 5 метров, которые служили перекрытиями комплекса. В дальнейшем предполагалось засы́пать арки землей и высадить на них растительность, замаскировав фабрику под естественный холм.

Строители из нескольких соседних концлагерей успели соорудить только семь из запланированной дюжины арок. 3 тыс. из 8,5 тыс. узников, работавших на стройке, погибли. После войны американская оккупационная администрация решила взорвать недостроенный бункер, но с одной из арок использованные 125 тонн динамита так и не справились.

Однако свой самый крупный подземный завод нацисты достроить успели. В августе 1943-го под горой Конштайн рядом с городом Нордхаузен началось строительство объекта, в официальных документах называемого Mittelwerke («Средний завод»). Именно здесь, в горном массиве Гарц в центре Германии, должен был быть налажен выпуск «оружия возмездия» (Vergeltungswaffe), того самого «вундерваффе», «чудо-оружия», с помощью которого Третий рейх сначала хотел отомстить союзникам за ковровые бомбардировки своих городов, а затем и вновь коренным образом переломить ход войны.

В 1917 году в горе Конштайн началась промышленная добыча гипса. В 1930-е уже не используемые шахты были превращены в стратегический арсенал горюче-смазочных материалов вермахта. Именно эти тоннели, в первую очередь из-за относительной простоты разработки мягкой гипсовой породы, было решено колоссальным образом расширить, создав на их базе крупнейший в рейхе центр производства оружия нового поколения - первой в мире баллистической ракеты A-4, Vergeltungswaffe-2, «оружия возмездия - 2», вошедшей в историю под индексом V-2 («Фау-2»).

17-18 августа 1943 года бомбардировщики Королевских ВВС Великобритании осуществили операцию «Гидра», целью которой стал немецкий ракетный центр Пенемюнде на северо-востоке страны. Массированный налет на полигон показал его уязвимость, после чего и было принято решение о переносе производства новейшего оружия в центр Германии, на подземный завод. Спустя всего 10 дней после «Гидры» и запуска проекта Mittelwerke, 28 августа, около Нордхаузена был образован концентрационный лагерь, получивший название «Дора-Миттельбау». Сюда в течение следующих полутора лет перевели около 60 тыс. заключенных в основном из Бухенвальда, чьим филиалом Дора и стала. Треть из них, 20 тыс. человек, освобождения так и не дождалась, погибнув в тоннелях под Конштайном.

Самыми тяжелыми месяцами стали октябрь, ноябрь и декабрь 1943-го, когда проводились основные работы по расширению системы шахт Mittelwerke. Тысячи несчастных узников, недоедавших, недосыпавших, подвергавшихся по малейшему поводу физическим наказаниям, круглосуточно взрывали горную породу, вывозили ее на поверхность, обустраивали секретный завод, где должно было рождаться самое современное оружие планеты.

В декабре 1943-го рейхсминистр вооружения Альберт Шпеер посетил Mittelwerke: «В просторных длинных штольнях заключенные монтировали оборудование и прокладывали трубы. Когда наша группа проходила мимо, они срывали с головы береты из синей саржи и безучастно смотрели словно сквозь нас».

Шпеер был из совестливых нацистов. После войны в тюрьме Шпандау, где он отбыл все 20 лет, назначенных ему Нюрнбергским трибуналом в том числе и за нечеловеческую эксплуатацию заключенных концлагерей, Шпеер написал «Воспоминания», в которых, в частности, признался: «Меня до сих пор мучает чувство глубокой личной вины. Еще тогда, после осмотра завода надсмотрщики говорили мне об антисанитарных условиях, о сырых пещерах, в которых живут заключенные, о свирепствующих болезнях, о чрезвычайно высокой смертности. В тот же день я распорядился привезти все необходимые материалы для строительства бараков на склоне соседней горы. К тому же я потребовал от эсэсовского командования лагеря принять все необходимые меры для улучшения санитарных условий и увеличения продовольственного пайка».

Особого успеха эта инициатива любимого архитектора Гитлера не имела. Вскоре он тяжело заболел и не мог лично контролировать выполнение своего распоряжения.

Построенный в кратчайшие сроки подземный завод представлял собой два параллельных тоннеля, изогнутых в форме буквы S и насквозь проходивших через гору Конштайн. Тоннели соединялись 46 перпендикулярными штольнями. В северной части комплекса находилось предприятие под кодовым названием Nordwerke («Северный завод»), где выпускались двигатели для самолетов Junkers. Собственно Mittelwerke («Средний завод») занимал южную половину системы. Кроме того, в так и не реализованных планах нацистов было создание «Южного завода» у Фридрихсхафена и «Восточного завода» в окрестностях Риги.

Ширина тоннелей была достаточной для устройства внутри полноценной железной дороги. Поезда с запчастями и сырьем попадали внутрь комплекса через северные въезды и покидали его с готовой продукцией с южной стороны горы. Общая площадь комплекса к концу войны достигла 125 тыс. квадратных метров.

В июле 1944 года личный фотограф Гитлера Вальтер Френтц сделал для фюрера специальный репортаж из недр Mittelwerke, который должен был продемонстрировать созданное в кратчайшие сроки полноценное сборочное производство «оружия возмездия». Уникальные снимки лишь недавно были обнаружены, что позволило нам не просто увидеть самый крупный подземный завод рейха в рабочем режиме, но еще и в цвете.

Нордхаузен и Mittelwerke были заняты американскими войсками в апреле 1945 года. Эта территория впоследствии вошла в советскую зону оккупации, и спустя три месяца американцев сменили советские специалисты. Один из членов научной делегации, прибывшей на предприятие для изучения ракетного опыта нацистов, Борис Черток, впоследствии академик и один из ближайших сподвижников Сергея Королева, оставил любопытные воспоминания о своем посещении завода.

«Основной тоннель для сборки ракет „Фау-2“ был шириной более 15 метров, а высота в отдельных пролетах достигала 25 метров. В поперечных штреках производили изготовление, комплектацию, входной контроль и испытания подсборок и агрегатов до их монтажа на главной сборке.

Немец, которого представили как инженера-испытателя на сборке, сказал, что завод работал на полную мощность практически до мая. В „лучшие“ месяцы его производительность доходила до 35 ракет в день! Американцы отобрали на заводе только полностью собранные ракеты. Таких скопилось здесь более сотни. Они даже организовали электрические горизонтальные испытания и все собранные ракеты до прихода русских погрузили в специальные вагоны и вывезли на запад - в свою зону. Но здесь еще можно набрать агрегатов на 10, а может быть, и 20 ракет.

Американцы, наступавшие с запада, уже 12 апреля, то есть за три месяца до нас, имели возможность ознакомиться с „Миттельверком“. Они увидели подземное производство, остановленное только за сутки до их вторжения. Все их поразило. Под землей и в специальных железнодорожных платформах были сотни ракет. Завод и подъездные пути были в полной сохранности. Немецкая охрана разбежалась.

Потом нам сказали, что через лагерь прошло более 120 тыс. узников. Сначала они строили - грызли эту гору, потом оставшиеся в живых и еще новые работали уже на заводе под землей. Мы застали в лагере случайно выживших. Много трупов было в тоннелях под землей.

В штольне наше внимание обратили на перекрывавший всю ее ширину мостовой кран над пролетом для вертикальных испытаний и последующей погрузки ракет. К крану были подвешены две балки по ширине пролета, которые опускались при необходимости до высоты человеческого роста. На балки крепились петли, которые накидывались на шеи провинившихся или заподозренных в саботаже заключенных. Крановщик, он же палач, нажимал кнопку подъема, и сразу свершалась казнь через механизированное повешение до шестидесяти человек. На глазах у всех „полосатиков“, как именовали заключенных, при ярком электрическом освещении под толщей в 70 метров плотного грунта давался урок послушания и устрашения саботажников».

September 8th, 2016

В конце 1930-х Вермахт начинает строительство самого большого подземного бункера на территории восточной Германии. Предназначение этого бункера было не типичное для подобных объектов - внутри бункера планировалось разместить подземный завод для производства открытогао накануне трехвтористого хлора, известного под кодовым названием N-Stoff. На прилегающей к подземному заводу территории в 1943 году начинается строительство еще одного химического завода, на котором планировали производить в промышленных масштабах нервно-паралитический газ зарин.

Про это место я был наслышан давно и когда пришло время собираться в очередной бункертур на восток, было решено пробраться на территорию обоих заводов и посмотреть то, что будет доступно. Под катом традиционно подробный рассказ об уникальных заводах Третьего Рейха, на которых планировалось производить новейшие химические вещества, призванные изменить ход войны, но так и не дошедших до применения на полях сражений. В советский период истории это место не только не простаивало, но стало одним из самых секретных на территории ГДР, и на то были причины...

Перед поездкой в это место, вся моя информационная подготовка свелась к распечатке карты местности и отметок примерного местонахождения интересующих нас объектов. Охраняется ли территория, заброшена ли она - этого я не знал и это предстояло выяснить традиционным для нас опытным путем.

01. Ответвление от проходящего через лес шоссе приводит нас к первому контрольно-пропускному пункту. Выглядит он совершенно заброшенным, только новенькая секция забора с полосатой лентой настораживает.

02. Надпись на табличке предупреждает о том, что доступ на территорию запрещен.

04. На территорию заходит железнодорожный путь. Эти рельсы лежат тут с 1942 года, в прошлом они вели прямо в недра подземного завода. Доставка компонентов для производства N-Stoff"a и вывоз готовой продукции планировалось осуществлять по железной дороге. После окончания Второй мировой и перехода объекта под контроль Советской армии, этот подъездной путь больше никогда не использовался по назначению, а рельсы были демонтированы и в качестве репараций уехали в Советский Союз.

Заглянули за забор, но увидели лишь изгиб дороги, теряющийся в лесу.


фото: Стас Сиколенко

05. Паркуем автомобиль на обочине в стороне от ворот и ныряем в лес искать дыру в периметре.

06. По большей части периметр довольно плотный и находится в неплохой форме, но и дыр в нем тоже хватает. Место известное среди диггеров и немало из них пытало тут счастья в попытках проникнуть внутрь самого крупного подземного бункера на территории экс-ГДР.

07. Местами в земле встречаются такие вот мотки "колючки".

08. Изначально я принял этот изолятор за остатки электрического забора, но сейчас, исследуя материалы в сети, узнал, что высоковольтного забора тут никогда не было.
В советское время объект обладал максимальной степенью секретности и электрический забор мог вызвать подозрения, что за ним расположено что-то очень важное.

Забор периодически дополнен информационными листками, угрожающие штрафами тем, кто проникнет на частную территорию.


фото: Стас Сиколенко

Сразу за периметром виднеются какие-то бетонные руины, в прошлом явно являющиеся частью подземного завода.


фото: Стас Сиколенко

09. Пересекаем периметр, и максимально тихо, прячась за кустами, начинаем исследование территории. Первый встреченный нами объект - водонапорная башня, которая в прошлом была связана системой трубопроводов с подземным комплексом.

Перед тем, как мы продолжим экскурсию, небольшая историческая справка. После того, как в было изобретено новое сверхэффективное зажигательное вещество - хлортрифторид, кодовое название N-Stoff, было принято решение о строительстве подземного завода для промышленного производства этого вещества. Строительные работы были начаты в середине 1939 года и завершены в 1943-м. Завод-бункер был построен на месте стоящего тут роскошного дворца 1793 года постройки, который был снесен, чтобы освободить место для военных нужд Рейха. Объект получил кодовое имя "Muna Ost"

Хлортрифторид использовался для производства зажигательных бомб а также в ракетной программе нацистов в качестве окислителя для ракетного топлива, а так как ракетная программа была в приоритете у Гитлера, денег на нее не жалели - на строительство подземного завода было потрачено около 100 000 рейхсмарок - безумные по тем временам деньги. Бункер строился открытым способом, глубина его залегания составляла 10-15 метров а сам он состоял из нескольких производственных помещений, огромного складского помещения для хранения произведенного вещества и железнодорожного тоннеля, проходящего через весь бункер. Общая площадь подземных помещений составляла около 14 000 квадратных метров а толщина бетонных стен была не менее трех метров. На поверхность выходили четыре огромные башни, которые предназначались для вентиляции объекта и отвода отработанных газов. Привожу единственную картинку, дающую примерное представление об устройстве бункера, которая есть в сети.

10. Вернемся к нашей прогулке. Данная водонапорная башня использовалась в качестве резерва воды в процессе производства и для целей безопасности. В случае аварии и утечки ядовитого газа, бункер подлежал затоплению. Для этого имелись резервуары с водой внутри бункера и такая вот водонапорка снаружи.

11. В послевоенный период, когда бункер был перестроен в командный центр Варшавского блока, башня утратила свое первоначальное предназначение и использовалась в качестве псарни а также для отдыха караула, охраняющего периметр. От псарни тут до сих пор сохранились сетки, опоясывающие башню по периметру.

12. Можно было бы залезть наверх, но мы не стали этого делать, так как в непосредственной близости слышались голоса людей, где-то рядом ездил автомобиль и на территории объекта мы были не одни. Причем те, кто тут находились, явно были его хозяевами, попадаться на глаза которым не хотелось. Как выяснилось позже, простым выдворением с территории дело бы не закончилось, но об этом будет ниже.

14. Размеры "вентиляционных оголовков" впечатляют.

15. Рядом еще одна вентиляционная башня со скошенными углами "шляпки". В одной из этих башень существует аварийных выход из бункера, но без спецсредств проникнуть внутрь не получится - все лестницы срезаны на уровне шести-семи метров от земли.

16. Фундаментальное строение!

Производство N-Stoff"a началось в 1943 году, а уже в феврале 1945-го весь завод был эвакуирован в связи с приближением советских войск, которые заняли территорию без боя в апреле 1945-го. Оборудование завода уместилось на 60 железнодорожных вагонах, запасы хлортрифторида заняли пять цистерн и поезд отправился в Баварию.

После занятия территории советскими войсками, остатки оборудования с завода были демонтированы и вывезены в СССР в качестве репараций, также был полностью демонтирован подъездной путь ведущий на территорию завода. Рельсы отправились в Советский Союз. Десяток лет территория бывшего завода никак не использовалась, пока в 1958 году бункер не был перестроен в командный центр войсками ОВД и с этого момента начинается его новая история, о которой я расскажу позже.

17.

18. Тем временем мы пытаемся найти вход в подземную систему. Пригинаясь и перебегая от одного укрытия к другому, мы исследуем территорию. Совсем рядом слышны разговоры людей и звуки работающего мотора. Как раз там, откуда раздаются звуки, находится главный вход на объект, но туда нам нельзя. Остается надежда найти какой-либо аварийный выход.

19. Наталкиваемся на какое-то сооружение, явно имеющее отношение к объекту.

20. Вход закрывается бронедверью. Напарник лезет сквозь узкую щель, но вскоре возвращается с плохими новостями - залаза нет.

21. Обойдя ту территорию, которая нам была доступна в рамках относительной безопасности, встречаем еще какой-то люк, открыть который было нереально.

22. Совсем рядом виднеются постройки военного городка. Трехэтажное здание, что на снимке, было построено в 1982 году и служило служебной гостиницей для высших офицеров из других частей ГСВГ и стран ОВД, прибывавших сюда на учения. Риск быть замеченными очень велик и инстинкт самосохранения заставляет нас оставить идеи о дальнейшем исследовании территории и проникновении внутрь объекта - мы возвращаемся назад.

Решение не испытывать судьбу, как оказалось было верным. Спустя пару месяцев после нашего визита в эти края в одной из немецких груп в фейсбуке, посвященной милитари туризму всплыло сообщение следующего характера:

Подземный завод в настоящее время охраняется частной охранной компанией и ситуацию, в которую мы попали, я бы описал так: " Конечно же мы попали на территорию случайно. Мы гуляли в лесу и по пути нам встретился старый ржавый периметр с множеством дыр, ни одной запретной таблички по пути нам не встретилось. Когда мы заметили, что находимся на территории бывшего городка ГСВГ, мы старались вести себя максимально тихо и скрытно. Но это длилось недолго так как мы услышали голоса, которые быстро приближались к нам. Вскоре из кустов вышли охранники и агрессивно потребовали следовать за ними. Сотрудники охранной фирмы вели себя чрезмерно недружелюбно и позже передали нас полиции, которые составили протокол о правонарушении. В ближайшем будущем о ходе дела нас будут информировать по почте. На территории должны быть скрытые камеры или датчики движения, иначе я не понимаю, как они могли нас обнаружить - мы были тише воды и ниже травы. Так что будьте осторожны, с тыльной стороны объекта вряд ли есть какие-то камеры, но со стороны мастерских точно есть какие-то системы слежения. Полицейские упоминали о камерах для слежения за животными, которые могли быть расположенными на территории и сообщили нам, что тут часто ловят лазальщиков вроде нас и всегда без исключений дело передают в суд. Наше дело в настоящее время рассматривается в суде, но нас уже известили о пожизненном запрете на приближение к этой территории, даже если когда-нибудь тут откроется музей."

Хорошо, что я узнал эту информацию уже после посещения объекта, если бы я это знал раньше - я бы сюда точно не сунулся бы и этого поста бы никогда не было.

Мы не теряли надежды попасть на территорию бункера и решили проверить еще парочку грунтовок, ведущих в лес в ту сторону, куда нам было надо.


фото: Стас Сиколенко

23. Первая грунтовка привела нас к забору с такой вот табличкой. Мы решили не рисковать и попробовали последний вариант.

24. Он оказался более удачным. Мы подъехали к объекту с востока и попали на второй завод, на котором планировалось производить нервно-паралитический газ зарин.

25. С этой стороны не было ни периметра, ни табличек, сообщающих о том, что эта территория является частной. Поэтому чувствовали мы себя тут гораздо свободней, чем возле подземного завода, где было реально стремно.

26. Руины, которые вы видите на этих снимках являются заводом, строительство которого было начато в августе 1943-го и должно было быть завершено в мае-июне 1945-го. На этой фабрике планировалось производить оружие массового поражения - нервно-паралитический газ зарин, открытый немецкими учеными в 1938 году. Объект получил кодовое имя "Seewerk" то есть "завод у озера". К началу 1945-го года строительные работы по созданию завода были завершены на 80%, но в феврале были свернуты в связи с приближением советских войск. Наиболее ценное заводское оборудование и строительная техника были эвакуированы на запад. К счастью, до производства зарина дело тут так и не дошло.

27. Когда территория фабрики попала под советский контроль, все оставшееся от немцев оборудование и все строительные элементы, которые можно было применить были демонтированы и вывезены в СССР в качестве репараций, после чего территория завода была заброшена. От недостроенного завода остались лишь скелеты цехов, которые сохранились до нашего времени в том виде, в каком остались после демонтажа оборудования и сторительных материалов советами.

28. В настоящее время эта локация может быть интересна лишь любителям военной истории и сталкерской атмосферы, которая тут довольно выразительна.

29. А вот и главное здание завода, являющееся главной доминантой на десятки километров вокруг.

30. Впечатляющая констукция! Хоть я совершенно безразличен к недостроям, но этот недострой с историей - а это все меняет.

31. Наземные постройки очень сильно поросли пышной флорой, за которой разглядеть можно не многое.

32. Если присмотреться, можно заметить, что тут есть также подземный уровень. Но там ничего кроме пустых бетонных пространств.

33. Человек в кадре для понимания масштабов.

34. Остатки кирпичной кладки удивительным образом висят в воздухе, словно бы тут таится какая-то сталкерская аномалия.

35. Правильные геометрические формы создают довольно гармоничное и творческое пространство. Словно мы попали в музей современного искусства, затерянный посреди леса.

36. Искусство, тут кстати тоже присутствует, но в самых минимальных количествах.

37. Наш путь лежит на самую вершину бетонного сооружения.

38. Наверх ведет лестница. Весь металл, видимо, был выпилен в качестве репараций, так что перил в наличии нет.

39. Прогулка тут требует максимальной внимательности - место изобилует множеством скрытых опасностей.

40. Но эстетика тут определнно хороша. Индустриальный фотограф не уйдет с этого места без парочки выразительных снимков.

41. Дембельские надписи советских солдат - обычная картина на подобных объектах.

42. В одном месте бетонный сегмент лестницы отсутствует, но кто-то прицепил за торчащие арматурины железную лестницу, которая хоть и выглядит стремно, но довольно надежно закреплена.

43. Наша цель - крыша здания, так что мы используем все возможности, чтобы попасть туда. Раз с подземкой сегодня обломилось, пусть в этой прогулке будет хотя бы руфинг.

44. Тут можно было бы смело снимать продолжение "Сталкера" Тарковского.

Видео для лучшей передачи атмосферы.

45. В отдельных местах сохранилась деревянная опалубка, которая висит тут еще с 1945-го - со времени строительства объекта.

46. Финальный сегмент лестницы приводит нас на вершину бетонного сооружения.

47. Ощущения, будто находишься на бетонном корабле, рассекающем простилающееся до горизонта зеленое море.

48. Грех не запилить фоточку на память в таком красивом месте.

49. Недалеко виднеются советские постройки, возведенные возле бывшего подземного завода, вход в который мы искали час назад.

50. Рядом небольшая полянка, сразу за которой просматриваются руины еще какого-то индустриального объекта, явно относящегося к недостроенной фабрике по производству зарина.

51. Намечаем это место в качестве следующей цели.

52. Виды с крыши шикарные, так и хотелось сделать остановку на часик, сесть на край и выпить по бутылочке пивка, смотря на это бескрайнее море зелени.

53. Но наше время ограничено, а нам сегодня надо успеть еще многое посмотреть, так что времени на лирику нет.

54. Спускаемся обратно на землю.

55. Уже виденные нами дембельские надписи советских военных.

56. Стремная лесенка на верхние два уровня.

57. С некоторых ракурсов руины фабрики напоминают культовое сооружение исчезнувшей цивилизации. Особенно добавляет атмосферы зеленое окружение, обрамляющее бетон со всех сторон и придающее этому колоссу ауру заброшенности и загадочности.

58. Тем временем наша прогулка продолжается. Следующая цель - какие-то индустриальные руины, которые мы заметили с крыши недостроенной фабрики.

Пересекаем живописную полянку.


фото: Стас Сиколенко

59. За поляной начинаются заросли крапивы, доходящие до пояса а иногда и выше. Несмотря на то, что я сегодня в шортах, крапива меня не пугает, а ее жжение вызывает ностальгические воспоминания о детстве, когда я мальчишкой бегал по окружающим наш военный городок лесам и регулярно пек ноги крапивой.

Гораздо большую опасность представляют клещи, которых тут дофига. В ходе этой прогулки я подцепил своего первого в сезоне клеща, а мой напарник только успевал их с себя снимать. Его они почему-то сочли более вкусным.

60. Пять минут прогулки - и мы у цели.

61. Сооружение являлось еще одним недостроенным заводским цехом, относящимся к заводу по производству зарина.

62. Подвальный уровень.

63. Изредка пустоту интерьеров скрашивают не особо выразительные граффити.

64. На этом снимке наглядно видно, что здание должно было иметь несколько этажей, но достроить успели только первый.

65. Идеальная немецкая кирпичная кладка узнается с первого взгляда.

66. Сразу за этим цехом проходит забор, отделяющий частную территорию с заветным бункером от заброшенной части. Мы не стали испытывать судьбу и делать вторую попытку. Если бы на территории никого не было, мы бы даже и не задумались бы над вопросом - лезть или не лезть? Но все увиденное нами в этот день явно намекало, что лезть не стоит.

67. Поэтому мы еще немного побродили по заброшенной территории, фотографируя какие-то бетонные строения, оставшиеся от завода.

68. Навес, вероятно, использовался советской армией, иначе он давно бы зарос густым лесом.

69. Сторожевая вышка тоже не простаивала в советский период, судя по остаткам камуфляжной раскраски.

70. Построена вышка была явно немцами, так как все объекты в ГСВГ-шных частях были типовыми, а вышек этого типа я больше нигде не видел.

71. Какие-то строения своим видом будили в нас надежды обнаружить небольшой бункер, но на проверку оказывались просто объектами заводской инфраструктуры.

72. Таких объектов в этом лесу было множество. Теперь об их назначении можно лишь догадываться.

73. Эта эстакада тянулась на несколько сотен метров, видимо, тут был какой-то трубопровод или что-то в этом роде.

Кое-где в нишах аккуратно сложены дрова - работа местного лесника.


фото: Стас Сиколенко

74. На этом наша прогулка по территории химических заводов Третьего рейха подошла к завершению. Территория недостроенного завода по производству зарина интересна с исторической точки зрения а также обладает прекрасной сталкерской атмосферой. Это место стоит посетить при возможности.

75. А вот на территорию подземного завода-бункера я бы не рекомендовал соваться. Очень высока вероятность обрести проблемы и познакомиться с немецкой судебной системой поближе, как это уже делают менее удачливые исследователи.

Мы покидаем эту локацию и двигаемся к следующей цели этого дня, но пост на этом не заканчивается.


фото: Стас Сиколенко

В этом году группе российских диггеров удалось проникнуть внутрь подземного завода и осмотреть его внутренние помещения. Один из участников группы ralphmirebs любезно предоставил для этого поста снимки того, что ему удалось увидеть внути. Дальше я продолжу повествование о послевоенной истории подземного завода, иллюстрируя ее снимками Ralph Mirebs.

Как вы уже знаете, в феврале 1945 года в связи с приближением советских войск, наиболее ценное оборудование химических заводов в Фалькенхагене было эвакуировано. После того, как советские военные заняли территорию, они в качестве репараций разобрали оставшиеся металлоконструкции на территории, демонтировали рельсы и все, что можно было снять и повторно использовать, было снято и уехало в СССР. Территория, на которой расположены заводы использовалась какое-то время в качестве авторемонтной мастерской, причем она была свободна доступна для местных жителей. Сам же подземный завод был запечатан.

Все изменилось в 1959 году, когда было принято решение о перестройки подземного производственного комплекса в командный бункер стран Варшавского договора.

76. Все входы внутрь объекта перекрывают массивные противоатомные гермодвери.

Территория становится закрытой и маскируется под станцию техобслуживание военных грузовиков "Торпедо" а под землей начинаются масштабные работы по перестройке завода в командный бункер, которые длились с 1959 по 1965 годы. В 1965 году объект заступил на боевое дежурство, но не в окончательном варианте - в последующие десятилетия командный бункер неоднократно расширялся и перестраивался.

77.

Примечательно, что объект был так качественно засекречен, что о его существовании западная разведка не знала вплоть до начала 1990-х, когда начался вывод советских войск из Европы. В документах НАТОвской разведки, территория значилась, как склад боеприпасов и имела низкий приоритет атаки на случай полномасштабной войны. Такая маскировка достигалась также и потому, что в отличии от многих других важных объектов ГСВГ, командный бункер ОВД не был обнесен электрическим забором, который бы намекал на то, что за ним скрывается что-то серъезное.

78.

Помимо этого на территории рядом с подземным объектом проводили дружеские встречи немецкие школьники, чем еще больше достигалось ощущение, что там за забором нет совершенно ничего важного и секретного. Даже правительство ГДР в течении тридцати лет не знало, что за обычным военным забором в Фалькенхагене скрывается главный командный пункт Организации Варшавского договора.

Лишь в 1992 году секретность с объекта была снята и миру открылся один из главных секретов ГДР, который так никто и не смог обнаружить в ходе Холодной войны.

79.

Вернемся к единственной схеме объекта, которая доступна на просторах интернета. В центре схемы виден четырехэтажный блок с леcтничной клеткой.

80. Вот как эта лестница выглядит в настоящее время.

81. Тут на четырех этажах размещалась главная часть командного бункера с рабочими помещениями связистов, различным оборудованием и прочим. С уходом советских войск, они забрали с собой также все ценное оборудование, так что сейчас тут царит абсолютная пустота. На фото центральный зал совещаний.

82. Для главнокомандующего был предусмотрен определенный уровень комфорта на подземном объекте - в наличии была даже ванная комната. Такой роскоши не удостаивался даже главный ГДР-овский чекист Эрих Мильке, в был всего лишь обычный душ, да еще и размещенный в одной секции с туалетом.

83.

84. Так выглядит внутри одна из башен-грибов, что мы видели на поверхности. Внутри башни есть аварийный выход на поверхность, через который некоторые немецкие диггеры умудряются попасть внутрь объекта.

85. Не для людей, страдающих страхом высоты.

86. Еще парочка снимков из башни.

87.

88. Антуражный техноген.

89.

90. При строительстве завода его проектировали таким образом, чтобы крайне опасное производство могло бы быть моментально затоплено в случае возникновения опасной утечки производимого тут продукта. Для этого на поверхности была сооружена водонапорная башня с водным резервуаром, соединенная с подземным объектом трубопроводом, а внутри бункера расположили четыре резервуара, вмещающие 900 кубометров воды, предназначенной для затопления подземного комплекса.

91. В советский период истории объекта резервуары использовались в системе водопровода бункера для накопления водных запасов. Они сохранились до нашего времени и вы их можете видеть на этих снимках. Есть также информация, что в один из резервуаров в советское время откачивали нечистоты со всех туалетов бункера. Немцы перед уходом затопили нижний уровень и всю канализационную систему и советским специалистам так и не удалось откачать воду, чтобы починить канализацию. Так как нижние этажи бункера находятся ниже уровня расположенного по соседству озера, то каждый раз, когда откачивали воду из нижнего уровня, падал уровень воды в озере.

92. Подземный комплекс огромный и не все его части нашли применение при перестройке завода в командный пункт. Отдельные локации были оставлены без изменений. В советское время эта часть бункера использовалась как вентиляционный канал. Люки на снимках ведут в помещения, что на фото 97

93. Оборудование из этих локаций было частично демонтировано в советский период, частично уже новым хозяином объекта, во владении которого комплекс находится с 2002 года.

Этот снимок был сделан предположительно в середине 2000-х, и, как видно, оборудования в этой локации десять лет назад было больше, чем сейчас. То, что изображено на фото, скорей всего заглушки вентиляционных решеток, которые обеспечивали герметичность командного центра в случае применения ядерного, химического или биологического оружия.

СЕКРЕТНЫЕ ТОННЕЛИ — В НИКУДА

Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Крылатые вампиры решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там давно и надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжечь, обитает самая большая в Европе колония нетопырей — десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши.

Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды, одна мрачнее другой.

«Начнем с того, — рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб полковник Александр Лискин, — что вблизи лесного озера, в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением в 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако здесь не исключалось и наличие скрытой автономной электростанции, и еще то, что ее турбины вращала вода, падающая в колодец. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало.

Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Говорили, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели.»

Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Варта — Обра — Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения Третьего рейха вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки(!) километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажиром. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» — Regenwurmlager — «Лагерь дождевого червя».

Смотреть фильм:

Подземелья Рейха / The Reich Underground

В конце Второй Мировой Войны по всей Германии победители обнаружили огромные недостроенные системы туннелей. Гитлер распорядился о сооружении около 800 подземных комплексов в попытке удержать на плаву немецкую военную промышленность. 60 лет назад союзники пытались уничтожить их, в том числе, и личный альпийский бункер Гитлера. Целые участки системы туннелей до сих пор остаются не исследованными.

Зачем?

Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрофицированных железных дорог, и еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?»

Местный старожил — бывший танкист, а ныне таксист по имени Юзеф, захватив с собой люминесцентный фонарь, взялся сводить нас к одному из двадцати двух подземных вокзалов. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Эмма». Ближайший к Мендзыжечу — «Хенрик». Наш гид утверждает, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться уже по поверхности в свою полевую ставку под Растенбергом — «Вольфшанце». В этом есть своя логика — подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине.

Юзеф гонит свой «Полонез» по неширокому шоссе на юго-запад от города. В деревушке Калава сворачиваем в сторону бункера «Шарнхорст». Это один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе — идиллические и никак не вяжутся с этими военными словесами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД!

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.
Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, забранных опять же бронированными жалюзями. То были жабры подземного монстра. Над входом надпись, набрызганная из баллончика с краской: «Welcome to hell!» — «Добро пожаловать в ад!»

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь тебе смотрит еще одна бойница — фронтального боя. «Вошел без пропуска — получи автоматную очередь», — говорит ее пустой немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура. Когда-то ее пол предательски проваливался, и незваный гость летел в колодец, как это практиковалось в средневековых замках. Теперь он надежно закреплен, и мы сворачиваем в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Выходим из него и попадаем в блок-пост, где караул проверял когда-то документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь. Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами. В одном из них до сих пор стоит ржавый скорострельный гранатомет, в другом размещалась огнеметная установка, в третьем находились тяжелые пулеметый. Здесь же «каюта» командира — «фюрер-раум», перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.

Этажом ниже — склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтровентиляционная выгородка… Здесь же и вход в преисподнюю: широкий — метра четыре в диаметре — бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

«Тут сто пятьдесят ступенек», — сообщает Юзеф. Мы идем за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, — высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которого вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой. Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта аж до казематного этажа? Юзеф не знает. Но он ведет нас к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть.

Оглядываю своды здешнего аида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону «Шарнхорста» военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, «впадали» двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище. Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал «Хенрик».

— Пойдем на вокзал? — спрашивает наш провожатый.

Юзеф ныряет в невысокий и неширокий коридор, и мы за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идем по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных «норах дождевого червя».

Только тут замечаю, как продрог в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная, что летом, что зимой, — 10oС. При мысли, под какой толщей земли тянется наша щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу — выберемся ли отсюда? А если обрушится бетонное перекрытие, а если хлынет вода? Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, сдерживают, а ведь они сдерживают, и давление недр, и напор воды…

Когда на кончике языка уже завертелась фраза: «Может, вернемся?», узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был вокзал «Хенрик» — заброшенный, пыльный, темный… Сразу же вспомнились те станции берлинского метрополитена, которые до недавних лет пребывали в подобном же запустении, поскольку находились под стеной, рассекавшей Берлин на восточную и западную части. Их было видно из окон голубых экспрессов — эти каверны застывшего на полвека времени… Теперь, стоя на перроне «Хенрика», нетрудно было поверить, что рельсы этой ржавой двупутки добегают и до берлинского метро.

Мы сворачиваем в боковой ход. Вскоре под ногами захлюпали лужи, по краям пешеходной дорожки тянулись водоотводные канавки — идеальные поилки для летучих мышей. Луч фонаря прыгнул вверх, и над нашими головами зашевелилась большая живая гроздь, слепленная из костлявокрылых полуптиц-полузверьков. Холодные мурашки побежали по спине — экая пакость, однако! Даром, что полезная — комаров жрет.

Говорят, души погибших моряков вселяются в чаек. Тогда души эсэсовцев должны обращаться в летучих мышей. И судя по количеству гнездившихся под бетонными сводами нетопырей, вся дивизия «Мертвая голова», бесследно исчезнувшая в 45-м в мезерицком подземелье, до сих пор укрывается от солнечного света в виде рукокрылых тварей.

Прочь, прочь отсюда, и как можно скорее! НАШ ТАНК — НАД БУНКЕРОМ

На вопрос «зачем был создан Мезерицкий укрепрайон» военные историки отвечают так: для того чтобы навесить мощный замок на главную стратегическую ось Европы Москва — Варшава — Берлин — Париж.

Китайцы построили свою Великую стену, дабы на тысячи ли прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал — Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на восток известен. Натиск советских армий не помогли сдержать ни противотанковые «зубы дракона», ни бронекупольные установки, ни подземные форты со всеми их средневековыми ловушками и наисовременнейшим оружием.

В зиму сорок пятого бойцы полковника Гусаковского проломили этот «непроходимый» рубеж и двинулись напрямую к Одеру. Здесь же, под Мендзыжечем, бился с «Мертвой головой» танковый батальон майора Карабанова, который сгорел в своем танке. Памятник нашим бойцам у деревни Калава не посмели сломать никакие экстремисты. Его молча охраняет мемориальная «тридцатьчетверка», даром что теперь она осталась в тылу у НАТО. Пушка ее смотрит на запад — на бронекупола бункера «Шарнхорст». Старый танк ушел в глубокий рейд исторической памяти. По ночам над ним кружат летучие мыши, но иногда на его броню кладут цветы. Кто? Да те, кто еще помнит тот победный год, когда эти земли, изрытые «дождевым червем» и все равно благодатные, снова стали Польшей.

No related links found



Уже 70 лет назад отгремели последние выстрелы Второй Мировой войны, а ее ужасы и загадки преследуют нас до сих пор. Одной из нераскрытых до сих пор тайн третьего рейха являются подземные укрепления и лаборатории, построенные гитлеровцами на территории Польши и современного Калининграда, бывшего Кенигсберга.

На севере западной границы Польши с Германией, где до Берлина рукой подать - не белее ста километров - существует подземный город. Грандиозность этого сооружения поражает зрителей своими размерами, а ведь это всего только треть от запланированного Адольфом Гитлером строительства. Бункеры, вокзалы и даже железные дороги протянулись на десятки километров на 50-100-метровой глубине под землей, а самые глубокие шахты теряются в километровой тьме. Точной карты города не найдено, и сейчас диггерами составлен только приблизительный план проходов и тоннелей, уходящих за пределы этого плана в никуда. Первоначально подземелье было построено средневековыми рыцарями и служило укрытием в случаях осады их замков. Германские строители 20-го века пытались превратить его в особенно укрепленный рубеж обороны: казематы города построены из сверхпрочных материалов, которым не страшны ни обвалы, ни взрывы. Строительство было остановлено, когда было принято решение атаковать, а не защищаться.

Не менее удивительны подземные постройки под Королевским дворцом Калининграда, строительство которых начато еще в 17-м веке и доведено до совершенства властителями третьего рейха. Калининградские тоннели ведут из центра города далеко за его пределы. Именно в них в начале 40-х годов прошлого века работала немецкая сверхсекретная лаборатория. Всем известна приверженность Гитлера к оккультным наукам и заветная мечта выведения идеальной в своем совершенстве нации. Именно этим и занималась Кенигсбергская подземная организация ученых-фанатов своего дела. Их деятельность, по всей видимости, принесла некоторые ощутимые плоды, так как существуют подлинные свидетельства некоторых необычных явлений, происходивших в то время в черте города. Так, доподлинно известно о появлениях и таких же мгновенных исчезновениях целой роты солдат, одетых по моде других эпох и действующих как будто по заданной программе. Да и до сих пор калининградцы иногда встречаются с «призраками» эсесовцев просто на улицах или на проявленных фотографиях. Что это - неуспокоившиеся души фашистов или, может быть, изобретенная ими почти 100 лет назад первая в мире машина времени? Это до сих пор остается неразгаданной тайной. Но остаются фактом многие неизученные области калининградских подземелий, комнат-секретов и комнат-ловушек, в которые попадаются дилетанты, решившиеся на самостоятельное их изучение.


Польские и Калининградские подземные бункеры не единственные в своем роде: нацистами было построено нечто подобное на разных завоеванных ими территориях. Есть предположение, что именно подземелья третьего рейха скрыли как некоторые бесследно пропавшие военные части, так и несметные сокровища, награбленные фашистами за время войны.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции