22.09.2019

Лучшие современные детские писатели и их произведения: список, рейтинг и отзывы. Детские писатели в начальной школе


Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1-4 классах «Детские писатели в начальной школе»


Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ СШ №5 пгт. Яблоновский, Республика Адыгея
Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством
Задачи : проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов, развивать стремление читать детскую художественную литературу; развивать познавательные интересы, творческое мышление, фантазию, речь, пополнять активный словарный запас
Оборудование: портреты писателей и поэтов, выставка книг, иллюстрации к сказкам

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805-1875)


Родился писатель 2 апреля в городе Оденс, расположенном в Европейской стране Дании, в семье сапожника. Маленький Ханс любил петь, читать стихи и мечтал стать актёром. Когда учился в гимназии, опубликовал первые стихи. А став студентом университета, стал писать и издавать романы. Андерсен любил путешествовать и побывал в Африке, Азии и Европе.
Популярность пришла к писателю в 1835 году, после публикации сборника «Сказки, рассказанные для детей». В него вошли «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Огниво», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка». Писатель написал 156 сказок. Самыми популярными из них являются «Стойкий оловянный солдатик 2 (1838), «Соловей» (1843), «Гадкий утёнок» (1843), «Снежная королева» (1844).


В нашей стране интерес к творчеству датского сказочника возник при его жизни, когда на русский язык были переведены его сказки.
День рождения Х.К.Андерсена объявлен Международным днём детской книги.

АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО (1906-1981)


Родилась 17 февраля в семье ветеринарного врача. Много времени проводила в классах по хореографии, но предпочтение отдала литературе. Её кумирами были К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. В. Маяковский. Первая книга писательницы вышла в 1925 году.


Агния Львовна писала стихи для детей «Мишка-воришка» (1925), «Девочка-ревушка» (1930), «Игрушки» (1936), «Снегирь» (1939), "Первоклассница» (1944), «В школу" (1966), "Я расту»» (1969), и многие другие. В 1939 году был снят фильм по её сценарию «Подкидыш».
Во время Великой Отечественной войны Агния Барто часто выезжала с выступлениями на фронт, а также выступала по радио.
Стихи А.Л.Барто известны читателям во всём мире.

ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ (1894-1959)


Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного-орнитолога. У писателя с детства был привит интерес к природе. После окончания университета, писатель отправился в экспедиции по всей России.
Бианки является основоположником природоведческого направления в детской литературе.
Свою литературную деятельность начал в 1923 году, опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья». А после «Первая охота» (1924), «Чей нос лучше?» (1924), «Хвосты» (1928), «Мышонок Пик» (1928), «Приключения муравьишки» (1936). Большую популярность имеют по сей день повести и рассказы «Последний выстрел» (1928), «Джульбарс» (1937), «Лесные были и небылицы» (1952). И, конечно же, большой интерес представляет для всех читателей знаменитая «Лесная газета» (1928).

ЯКОБ и ВИЛЬГЕЛЬМ ГРИММ (1785-1863; 1786-1859)


Братья Гримм родились в семье чиновника, и жили в доброй и благополучной атмосфере.
Братья Гримм успешно окончили гимназию, получили юридическое образование, служили профессорами в университете. Они являются авторами «Немецкой грамматики» и словаря немецкого языка.
Но славу писателям принесли сказки «Бременские музыканты», «Горшочек каши», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Белоснежка», «Семеро храбрецов» и другие.
Сказки братьев Гримм переведены на многие языки мира, в том числе и русский.

ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ (1913-1972)


В. Драгунский родился в Америке, но после его рождения семья вернулась в Россию. Свою трудовую деятельность мальчик начал в 16 лет, работая шорником, лодочником, актёром. В 1940 году пробовал себя в литературном творчестве (создавал тексты и монологи для артистов цирка и театра).
Первые рассказы писателя появились в журнале «Мурзилка» в 1959 году. А в 1961 году вышла первая книга Драгунского, в которую вошли 16 рассказов о Дениске и его друге Мишке.
Драгунский написал более 100 рассказов и этим внёс огромный вклад в развитие детской юмористической литературы.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895-1925)


Родился 3 октября в крестьянской семье. Окончил сельское училище и церковно-учительскую школу, после которой переехал в Москву.
Стихотворение «Берёза» (1913) стало первым стихотворением великого русского поэта. Оно было напечатано в детском журнале «Мирок». И хотя поэт для детей практически не писал, многие его произведения вошли в круг детского чтения: «Поёт зима-аукает…» (1910), «С добрым утром!» (1914), «Пороша» (1914), «Бабушкины сказки» (1915), «Черёмуха» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1918)

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР (1918-2000)


Родился 9 сентября в Молдавии. Школу окончил в Москве. После учился в Литературном институте.
В 1955 году вышли в свет стихи Заходера в сборнике «На задней парте». В 1958 – «Никто и другие», в 1960 – «Кто на кого похож?», в 1970 – «Школа для птенцов», в 1980 – «Моя Вообразилия». Писал автор и сказки «Мартышкино завтра» (1956), «Русачок» (1967), «Добрый носорог», «Жил был Фип» (1977)
Борис Заходер является переводчиком А.Милна «Винни Пух и все-все-все», А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», П.Треверс «Мэри Поппинс», Л.Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес».

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769-1844)


Родился 13 февраля в Москве. Детство прошло на Урале и в Твери. Всемирное призвание получил как талантливый баснописец.
Первые басни он написал в 1788 году, а первая книга вышла в свет в 1809 году.
Автор написал более 200 басен.


Для детского чтения рекомендованы «Ворона и лисица» (1807), «Волк иягнёнок» (1808), «Слон и Моська» (1808), «Стрекоза и муравей» (1808), «Квартет» (1811), «Лебедь, щука и рак» (1814), «Зеркало и обезьяна» (1815), «Мартышка и очки» (1815), «Свинья под дубом» (1825) и многие другие.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938)


Родился 7 сентября в Пензенской губернии в небогатой дворянской семье. После смерти отца, с матерью переехал в Москву, где был определён в сиротски пансион. Позже окончил Александровское военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Но в 1894 оставил военное дело. Много путешествовал, работал грузчиком, шахтёром, организатором цирка, летал на воздушном шаре, спускался на морское дно в водолазном костюме, был актёром.
В 1889 году познакомился с А. П. Чеховым, который стал для Куприна и наставником и учителем.
Писатель создаёт такие произведения, как «Чудесный доктор» (1897), «Слон» (1904), «Белый пудель» (1904).

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)


Родился 15 октября в Москве. Детство провёл у бабушки в имении Тарханы Пензенской области, где получил прекрасное домашнее воспитание.
Первые стихи начал писать в 14 лет. Первым опубликованным в печати произведением была поэма «Хаджи Абрек» (1835)
А такие стихи как «Парус» (1832), «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), «Три пальмы» (1839), «Утёс» (1841) и другие вошли в круг детского чтения.
Погиб поэт на дуэли в возрасте 26 лет.

ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК (1852-1912)


Родился 6 ноября в семье священника и местной учительницы. Получил домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.
Печататься начал с 1875 года. Написал рассказы и сказки для детей: «Емеля-охотник» (1884), В ученье» (1892), «Приёмыш» (1893), «Вертел» (1897), «СераяШейка» , «Зелёная война», «Постойко», «Упрямый козёл», «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей – царевну Кутафью и царевну Горошину».
Знаменитые «Алёнушкины сказки» (1894-1897) Дмитрий Наркисович написал для своей больной дочери.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (1887-1964)


Родился 3 ноября в городе Воронеже. Рано стал писать стихи. В 1920 году в Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы. Является одним из основоположников детской литературы в России.
Все знают его произведения «Сказка о глупом мышонке» (1923), «Багаж» (1926), «Пудель» (1927, «Вот какой рассеянный» (1928), «Усатый-полосатый» (1929), «Детки в клетке» (1923). И многие, многие широко известные и всеми любимые стихотворения и повести в стихах.
А знаменитые повести «Кошкин дом» (1922), «Двенадцать месяцев» (1943), «Теремок» (1946) давно нашли своего читателя и остаются самыми любимыми детскими произведениями миллионов людей разного возраста.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ (1913)


Родился 13 марта в Москве в дворянской семье. Начальное образование получил дома и поступил сразу в 4 класс. Маленькому Сергею нравилось писать стихи. И в 15 лат было опубликовано первое стихотворение.
Известность Михалкову принесла поэма «Дядя Стёпа» (1935) и её продолжение «Дядя Стёпа – милиционер» (1954).


Любимыми произведениями у читателей являются «Про Мимозу», «Весёлый турист», «Мы с приятелем», «Прививка», «Мой щенок», «Песенка друзей»; Сказки «Праздник Непослушания», «Три поросёнка», «Как старик корову продавал»; басни.
С. Михалков написал более 200 книг для детей и взрослых. Является автором гимна России (2001).

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878)


Родился 10 декабря на Украине.
В своём творчестве Некрасов огромное внимание уделял жизни и быту русского народа, крестьянству. Стихотворения, написанные для детей, в большинстве обращены к простым крестьянским детям.
Школьникам известны такие произведения, как «Зелёныйшум» (1863), «Железнаядорога» (1864), «Генерал Топтыгин» (1867), «Дедушка Мазайи зайцы» (1870), поэма «Крестьянские дети» (1861).

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ (1908-1976)


Родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. Будущий писатель много занимался самообразованием, театром и музыкой. После института кинематографии работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных и учебных фильмов.
Свой первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 году в журнале «Мурзилка». Затем появилась книга «Тук-тук-тук» (1945) и сборники «Весёлые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951), «На горке» (1953), «Фантазёры» (1957). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965).
По мотивам своих произведений Н.Н. Носов написал киносценарии к художественным фильмам «Два друга», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина».

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (1892-1968)


Родился 31 мая. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии. Позже переехал в Москву. Работал санитаром, репетитором, кондуктором трамвая и рабочим на заводе. Много путешествовал.
С 1921 года начинает заниматься литературным творчеством. Появляются рассказы и сказки писателя для детей. Это «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы».
Позже выходят в свет «Лёнька с малого озера» (1937), «Дремучий медведь» (1947), «Растрёпанный воробей» (1948), «Квакша» (1954), «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» и другие.

ШАРЛЬ ПЕРРО (1628-1703)


Родился 12 января в Париже. Всемирную славу автору принёс сборник «Сказки матушки Гусыни» (1697). Нам широко известны сказки «Красная шапочка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», «Золушка», «Синяя борода», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик».
В России сказки великого французского сказочника были переведены на русский язык в 1768 году и сразу привлекли к себе внимание своими загадками, тайнами, сюжетами, героями и волшебством.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)


Родился 6 июня в семье дворянина. Получил прекрасное домашнее образование. Была у Пушкина няня Арина Родионовна, рассказавшая будущему поэту множество русских сказок, которые нашли своё отражение в творчестве гениального классика.
А. С. Пушкин не писал специально для детей. Но есть замечательные произведения, которые вошли в круг детского чтения: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834).


На страницах школьных учебниках ребята знакомятся с такими произведениями, как поэма «Руслан и Людмила», «У Лукоморья дуб зелёный» (1820), отрывками из романа «Евгений Онегин» (1833): «Уж небо осенью дышало», «Встаёт заря во мгле холодной…», «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» Изучают много стихотворений «Узник» (1822), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826). «Няне» (1826), «Осень» (1833), «Туча» (1835).
По произведениям поэта снято много художественных и мультипликационных фильмов.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1883-1945)


Родился 10 января в семье помещика. Получил домашнее начальное образование, позже учился В Самарском училище. В 1907 году решил посвятить себя писательскому творчеству. Уехал за границу, где написал автобиографическую повесть «Детство Никиты» (1920).
Маленьким читателям А. Толстой известен как автор сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)


Родился 9 сентября в имении Красная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. Получил домашнее образование. Позже учился в Казанском университете. Служил в армии, участвовал в Крымской войне. В 1859 году открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей.
В 1872 году создал «Азбуку». А в 1875 году выпустил учебник для обучения чтению «новая азбука» и «Русские книги для чтения». Многие знают его произведения «Филипок», «Косточка», «Акула», «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Три медведя», «Как мужик гусей делил», «Муравей и голубка», «Два товарища», «Какая бывает трава на росе», «Откуда взялся ветер», «Куда девается вода из моря».

ДАНИИЛ ХАРМС (1905-1942)


Даниил Иванович Ювачев родился 12 января в Петербурге.
В детскую литературу был привлечён С. Маршаком. В 1928 году появились его весёлые стихи «Иван Иваныч Самовар», «Иван Торопышкин», «Игра» (1929), «Миллион», «Весёлые чижи» (1932), «Из дома вышел человек» (1937).
В 1967 году было опубликовано произведение «Что это было». В 1972 году – «12 поваров».

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН (1901-1965)


Родился 11 ноября в семье архитектора.
Больше всего на свете он любил рисовать. Позже окончил петроградскую Академию художеств. В 1929 году вышли в свет его книжки-картинки «Вольные птицы», «Разные звери».
Первые рассказы появились в 1930 году, среди которых «Щур», «Птенцы», «Цыплячий город», «Мишка», «Зверята». Позже появились «Никитка и его друзья», «Про Томку» и другие.
Е.И. Чарушин иллюстрировал книги Мамина-Сибиряка, Бианки, Маршака, Чуковского, Пришвина.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860-1904)


Родился 29 января в семье мелкого купца. Учился сначала в школе, затем в гимназии. С малых лет увлекался литературным творчеством.
С 1879-1884 год учился на медицинском факультете Московского университета и, получив диплом врача, некоторое время проработал по специальности.
Но потом стал огромное внимание уделять литературе. Участвовал в создании рукописных журналов. Печатался в юмористических журналах, писал небольшие рассказы, подписывая их Антоша Чехонте.


Много произведений Чехов написал для детей: «Каштанка», «Белолобый», «Лошадиная фамилия», «Ванька», «Налим», «Хамелеон», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется».

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ (1882-1969)


Родился 31 марта. Настоящее имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков.
С детства любил много читать, занимался самообразованием.
В 1901 году появилась статья в газете, подписанная псевдонимом Корней Чуковский.
После опубликования стихотворных сказок «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Федорино горе», «Бармалей», «Телефон», «Приключения Бибигона» стал поистине самым лучшим детским сказочником.
К.И. Чуковский является автором пересказов для детей романов Д.Дефо, Р.Распэ, Р.Киплинга, греческих мифов, рассказов из Библии.

Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с ее помощью закладывается понятие о добре и зле, формируется мировоззрение, идеалы. Даже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели уже могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в старшем возрасте начинают читать вдумчиво, так что и книги нужно подбирать соответствующие. Давайте же поговорим о русских и зарубежных детских писателях и их произведениях .

Детские писатели 19-20 века и развитие детской литературы

Впервые книги специально для детей на Руси стали писать в 17 столетии, в 18 столетии началось становление детской литературы: в то время жили и творили такие люди как М.Ломоносов, Н.Карамзин, А.Сумароков и другие. 19 век – это расцвет детской литературы, «серебряный век», причем многие книги писателей того времени мы читаем и по сей день.

Льюис Кэролл (1832-1898)

Автор «Алисы в стране чудес», «Алисы в Зазеркалье», «Охоты на Снарка» появился на свет в небольшой деревушке в графстве Чешир (отсюда и название его персонажа – Чеширский кот). Настоящее имя писателя – Чарльз Доджсон, он рос в большой семье: у Чарльза было 3 брата и 7 сестер. Он учился в колледже, стал профессором математики, даже получил сан диакона. Он очень хотел стать художником, много рисовал, любил фотографировать. Еще мальчишкой он сочинял рассказы, забавные истории, обожал театр. Если бы его друзья не уговорили Чарльза переписать свой рассказ на бумагу, «Алиса в стране чудес» могла бы и не увидеть свет, но все же в 1865 году книга была издана.

Книги Кэролла написаны настолько оригинальным и сочным языком, что сложно подобрать к некоторым словам подходящий перевод: существует более 10 версий перевода его произведений на русский язык, а уж читателям самим выбирать, какой отдать предпочтение.

Астрид Линдгрен (1907-2002)

Астрид Эрикссон (в замужестве Линдгрен) росла в семье фермера, ее детство проходило в играх, приключениях и работе на ферме. Как только Астрид выучилась грамоте, она начала писать различные истории и первые стихи.

Рассказ «Пеппи Длинный чулок» Астрид сочинила для своей дочери, когда та болела. Позже вышли повести «Мио, мой Мио», «Рони, дочь разбойника», трилогия о сыщике Калли Блюмквисте, любимая многими триология, в которой повествуется о веселом и непоседливом Карлсоне.

Инсценировки произведений Астрид ведутся во многих детских театрах мира, а ее книги обожают люди всех возрастов. В 2002 году была утверждена литературная премия в честь Астрид Линдгрен – ее вручают за вклад в развитие литературы для детей.

Сельма Лагерлеф (1858-1940)

Это шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. О своем детстве Сельма вспоминала неохотно: в 3 года девочку парализовало, она не вставала с постели и единственным утешением для нее стали сказки и истории, рассказанные бабушкой. В 9 лет после лечения способность двигаться в Сельме вернулась, она стала мечтать о карьере писательницы. Она усердно училась, получила степень доктора наук, стала членом Шведской Академии.

В 1906 году вышла в свет ее книга о путешествии маленького Нильса на спине гуся Мартина, потом писательница выпустила сборник «Тролли и люди», в него входили фантастические легенды, сказки и новеллы, ею написаны и многие романы для взрослых.

Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973)

Этого английского писателя нельзя назвать исключительно детским, поскольку его книгами с восторгом зачитываются и взрослые. Автор трилогии «Властелин колец», «Хоббит: путешествие туда и обратно», создатель удивительного мира Средиземья, по которому снимают невероятные фильмы, родился в Африке. Когда ему было три года, мать, рано овдовевшая, перевезла двоих детей в Англию. Мальчик увлекался живописью, ему легко давались иностранные языки, он даже увлекся изучением «мертвых» языков: англосаксонский, готский и другие. Во время войны Толкиен, отправившийся туда добровольцем, подхватывает сыпной тиф: именно в бреду он придумывает «эльфийский язык» ставший визитной карточкой многих его героев. Его произведения бессмертны, они пользуются огромной популярностью и в наше время.

Клайв Льюис (1898-1963)

Ирландский и английский писатель, богослов и ученый. Клайв Льюис и Джон Толкиен были друзьями, именно Льюис одним из первых услышал о мире Средиземья, а Толкиен – о прекрасной Нарнии. Клайв родился в Ирландии, но большую часть жизни прожил в Англии. Первые произведения он выпускает под псевдонимом Клайв Гамильтон. В 1950-1955 годах впервые опубликованы его «Хроники Нарнии», повествующие о приключении двух братьев и двух сестер в загадочной и волшебной стране. Клайв Льюис много путешествовал, писал стихи, любил дискутировать на различные темы и был всесторонне развитым человеком. Его произведения любимы взрослыми и детьми и по сей день.

Российские детские писатели

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Настоящее имя – Николай Корнейчуков известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Он родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе, с детства он твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Он стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу все. Он был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый» и другие.

Агния Львовна Барто (1906-1981)

Агния Барто была примерной ученицей, уже в школе она начала впервые писать стихи и эпиграммы. Сейчас на ее стихах воспитываются многие дети, ее легкие, ритмические стихи переведены на многие языки мира. Агния всю жизнь была активным литературным деятелем, членом жюри Андерсеновского конкурса. В 1976 году она получила премию имени Г.Х.Андерсена. Самые известные стихи – это «Бычок», «Снегирь», «Мы с Тамарой», «Любочка», «Мишка», «Человек», «Я расту» и другие.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Он много времени уделял общественной деятельности, хотя сначала мечты стать писателем у него не было: в юношестве он был и разнорабочим, и участником геологоразведочной экспедиции. Все мы помним такие произведения как «Дядя Степа – милиционер», «А что у Вас», «Песенка друзей», «Три поросенка», «Под новый год» и другие.

Современные детские писатели

Григорий Бенционович Остер

Детский писатель, в произведениях которого много интересного могут почерпнуть и взрослые. Он родился в Одессе, служил на флоте, его жизнь и сейчас очень активная: он ведущий, талантливый автор, сценарист мультфильмов. «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценарию, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность. Кстати, в Канаде издана антология детской литературы: книги большинства писателей имеют тираж 300-400 тысяч, а «Вредные советы» Остера разошлись тиражом 12 миллионов экземпляров!

Эдуард Николаевич Успенский

С самого детства Эдуард Успенский был заводилой, участвовал в КВН, организовывал капустники, тогда же он впервые попробовал свои силы на поприще писателя, позже начал писать пьесы для детских радиопередач, детских театров, мечтал о создании собственного журнала для детей. Известность писателю принес мультфильм «Крокодил Гена и его друзья», с тех пор ушастый символ – Чебурашка, поселился чуть ли не в каждом доме. Также мы до сих пор любим книгу и мультфильм «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!» и другие.

Джоан К. Роулинг

Говоря о современных детских писателях, просто не возможно не вспомнить об авторе цикла книг о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике и его друзьях. Это самая продаваемая серия книг в истории, а фильмы, снятые по ним, собрали огромные кассы. Роулинг довелось пройти путь от безвестности и бедности до всемирной славы. Сначала ни одна редакция не соглашалась принять и опубликовать книгу о волшебнике, полагая, что такой жанр будет неинтересен читателям. Только маленькое издательство Bloomsbury согласилось – и не прогадало. Сейчас Роулинг продолжает писать, занимается благотворительностью и общественной деятельностью, она реализовавшийся автор и счастливая мать и жена.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Малыш начинает понимать человеческую речь ещё до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включённую в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чём говорят взрослые.

Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растёт, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.

Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени (см. ниже), если мало - на верхнюю.

1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

>>>>

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет - они включены в раздел 3.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.

Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.

См. полный список литературы для этого раздела >>>>

3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.

Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.

Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.

Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).

См. полный список литературы для этого раздела >>>>

4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с удовольствием - взрослые)

"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.

Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже вполне прилично читает сам.

См. полный список литературы для этого раздела >>>>

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта"Учимся читать" вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Сергей Владимирович Михалков
1913 - 2009
Родился 13 марта 1913 года в Москве. Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году публикуется первое стихотворение «Дорога» в журнале «На подъёме». После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия». Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов. В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой русской и советской детской литературы - поэма «Дядя Стёпа».
Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Был отмечен Государственной премией СССР в 1942 г.
В 1944 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна. Михалков и его соавтор Г. Эль-Регистан стали авторами его текста, победив на всенародном конкурсе. В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создаёт вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР. 30 декабря 2000 года президент В.В.Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова (третья редакция). Классик сообщил в интервью что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, - это близко моему сердцу», - заявлял Михалков.
Умер С.Михалков 27 августа 2009 году на 96 году жизни.

1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет - они включены в раздел 3.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.

Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.

1. Владимир Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.

2. Корней Чуковский. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу).

3. Самуил Маршак. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете. И другие.

4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом, который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай. И другие.

5. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок - Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие.

6. Альф Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.

7. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

8. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

9. Энид Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.

10. Николай Носов. Живая шляпа.

11. Николай Сладкое. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И другие рассказы.

12. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.

13. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.

14. Сергей Михалков. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие стихи.

15. Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.

16. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).

17. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).

18. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.

19. Виктор Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.

20. Георгий Юдин. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

21. Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).

22. Фёдор Хитрук. Топтыжка.

23. Агния Барто. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие стихи.

24. Валентина Осеева. Волшебное слово.

25. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.

26. Борис Заходер. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.

3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.

Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.

Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.

Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).

1. Корней Чуковский. Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.

2. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

3. Николай Носов. Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.

4. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

5. Алексей Толстой. Сказки.

6. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.

7. Николай Грибачёв. Лесные истории.

8. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.

9. Ганс-Христиан Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды. И другие сказки.

10. Энид Блайтон. Приключения Нодди. Жёлтая книга фей.

11. Туве Янссон. Маленькие тролли и страшное наводнение. Комета летит! (в другом переводе - Муми-тролль и комета). Шляпа волшебника. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.

12. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной. Маленькое Привидение. Как поймать разбойника.

13. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки: Про Комара Комаровича. Сказка про храброго зайца Длинные уши - Косые глаза - Короткий хвост. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.

14. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. Приключения Эмиля из Лённеберги. Пиппи Длинныйчулок.

15. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями.

16. Тони Вульф. Сказки волшебного леса. Великаны. Гномы. Эльфы. Феи. Драконы.

17. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.

18. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.

19. Павел Бажов. Серебряное копытце.

20. Татьяна Александрова. Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.

21. Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква "А". Может, Нуль не виноват. И настанет весёлое утро. Маруся ещё вернётся. Счастливо, Ивушкин!

22. Джанни Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы.

23. Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса.

24. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Мартышкин дом, Буква "Я" и другие). На горизонтских островах (стихи). Ма-Тари-Кари.

25. Эдуард Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат.

26. Григорий Остер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Подземный переход. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Испорченная погода. Обитаемый остров. Это я ползу. Бабушка удава. Великое закрытие. Куда идёт слонёнок. Как лечить удава. Легенды и мифы Лаврового переулка. Сказка с подробностями.

28. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.

29. Валерий Медведев. Баранкин, будь человеком! Приключения солнечных зайчиков.

30. Константин Ушинский. Слепая лошадь.

31. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:

Русские: Сивка-Бурка. Царевна-лягушка. Птичий язык. Морозко. Финист - ясный сокол. Марья Моревна. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. По Щучьему велению. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Иван - вдовий сын. Чудесные ягоды. Липунюшка. Василиса Прекрасная. Хаврошечка. Морской царь и Василиса Премудрая. Три зятя. Снегурочка.

Немецкие сказки , собранные братьями Гримм: Заяц и ёж. Соломинка, уголь и боб. Храбрый портной. Три брата. Три лентяя. Маленькие человечки. Горшок каши. Бабушка Метелица. Мальчик с пальчик. Бременские музыканты. Цвет шиповника (в другом переводе - Шиповничек). И другие.

Французские: Гномы. Неугомонный петушок. Ученик чародея. Плут-малыш. Дочь дровосека. Как не уберегли звери свои тайны. "Попался, Сверчок!". Солнышко. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Жан счастливый. Откуда совы взялись. Возвращение Ля Раме. И другие.

Английские: Три поросёнка. Мистер Майка. Как Джек ходил счастья искать. Источник на краю света. Три умные головы. Малютка брауни. Кто-всех-одолеет. Воду заперли. Тростниковая шапка. Ученик чародея. Том Тит Тот. И другие.

Арабские: Волшебная лампа Аладдина. Синдбад-мореход. Али-баба и сорок разбойников. И другие.

А также сказки датские, шотландские, ирландские, индийские, норвежские, шведские, португальские, японские, эстонские, татарские и многих-многих других народов.

32. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):

Каша из топора. Горшеня. Кто заговорит первый? Скряга. Мудрая жена. Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Золотой кувшин (адыгейская). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Собака пономаря. Лиса и куропатка. Бирон. "Берник, бернак!" Плотник из Арля. Волшебный свисток и золотые яблоки. Старый горшок с золотыми экю (французские). И многие-многие другие.

33. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Красная шапочка. Кот в сапогах. Золушка. Спящая красавица (кончая свадьбой).

Примечание: другие сказки Шарля Перро - такие как "Мальчик с пальчик", полная версия "Спящей красавицы" или "Синяя борода" - страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.

34. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.

35. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.

36. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).

37. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).

38. Евгений Чарушин. Медвежонок. Медвежата. Волчишко. И другие рассказы.

39. Виталий Бианки. Где раки зимуют.

40. Михаил Пришвин. Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг.

41. Константин Паустовский. Прощание с летом.

42. Редьярд Киплинг. Слонёнок. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым.

43. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.

44. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Ёлка. Бабушкин подарок. Калоши и мороженое. Не надо врать. Через тридцать лет. Находка. Великие путешественники. Золотые слова.

45. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).

46. Виктор Голявкин. Рассказы.

47. Борис Житков. Пудя. Как я ловил человечков.

48. Юрий Казаков. Зачем мыши хвост?

49. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.

50. И.А. Крылов. Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Ворона и Лисица. Слон и Моська. Мартышка и очки. Лисица и виноград. Квартет.

51. А.С. Пушкин. Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о Золотом петушке. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде.

52. Стихи: Елены Благининой, Юнны Мориц, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.

53. Стихи о природе (Пушкин, Жуковский, Блок, Тютчев, Фет, Майков и другие).

54. Петр Ершов. Конёк-горбунок.

55. Ефим Шкловский. Как вылечили Мишку.

56. Александр и Наталья Крымские. Сказки зелёного дивана.

4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с удовольствием - взрослые)

"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.

Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже вполне прилично читает сам.

1. Сергей Аксаков. Аленький цветочек.

2. Ганс-Христиан Андерсен. Новое платье короля. Соловей. Огниво. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. И другие сказки.

3. Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

4. Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал.

5. Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

6. Михаэль Энде. Джим Пуговка и машинист Лукас. Джим Пуговка и Чёртова Дюжина.

7. Редьярд Киплинг. Маугли. Вот так сказки!

8. Ян Экхольм. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый. ТО да СЁ из города АВОСЬ да НЕБОСЬ.

9. Джеймс Барри. Питер Пэн и Венди.

10. Эрнст Гофман. Щелкунчик и мышиный король. И другие сказки.

11. Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии.

12. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.

13. Антоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.

14. Вильгельм Гауф. Маленький Мук. Калиф-аист. Приключения Сайда. И другие сказки.

15. Д.И Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку. Светлячки. Сказочка про дедушку Водяного. Золотой брат. Богач и Ерёмка. И другие рассказы.

16. Феликс Зальтен. Бемби. Жили-были пятнадцать зайцев.

17. Павел Бажов. Каменный цветок. Горный мастер. Золотой волос.

18. Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.

19. Пьер Грипари. История принца Реми, лошадки по имени Реми и принцессы Мирей. Сестричка-невеличка. И другие сказки.

20. Георгий Русафов. Ваклин и его верный конь. И другие сказки.

21. Софья Прокофьева. Пока бьют часы. Остров капитанов.

22. Анатолий Алексин. В стране вечных каникул.

23. Евгений Чарушин. Рассказы о животных (Щур. -Яшка. Глупые обезьянки. И другие).

24. Приключения Робин Гуда.

25. Д"Эрвильи. Приключения доисторического мальчика (в пересказе Б.М. Энгельгардта).

26. А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.

27. Борис Шергин. Пойга и лиса.

28. Алексей Толстой. Фофка.

29. Александр Куприн. Ю-ю.

30. Нина Артюхова. Мороженое.

31. Виктор Голявкин. Рассказы.

32. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

33. Радий Погодин. Кирпичные острова.

34. Эрнест Сетон-Томпсон. Чинк.

35. Джек Лондон. Сказание о Кише.

36. Дж.Р.Р. Толкин. Хоббит.

37. Юрий Олеша. Три толстяка.

38. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч.

39. Альберт Иванов. Лилипут - сын великана.

40. Роберт-Луи Стивенсон. Остров сокровищ.

41. Даниэль Дефо. Приключения Робинзона Крузо.

42. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.

43. Юрий Коваль. Недопёсок.

44. Евгений Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана. Рэсси - неуловимый друг. Миллион и один день каникул.

45. Кир Булычёв. Девочка, с которой ничего не случится. Путешествие Алисы. Тайна третьей планеты. День рождения Алисы. Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Лиловый шар.

46. Владислав Крапивин. Тень каравеллы. Трое с площади Карронад.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции