01.11.2019

Беседа литературное общество. «Беседа любителей русского слова» — литературный кружок Г.Державина. Что значит "беседа любителей русского слова"


Объединение литераторов, из которого выросла позднее «Беседа любителей русского слова», сложилось в Петербурге в начале 1800-х годов. «Мы четверо, а именно: Державин, Муравьев, Хвостов и я, установили для чтения вечера, и, в назначенные дни, съезжались по очереди друг к другу. Некоторые другие любители русского языка присоединились к нашему обществу, и мы провождали время с пользою и приятностью», - рассказывает в своих воспоминаниях основатель общества А. С. Шишков. 1 Встречи, о которых пишет Шишков, происходили регулярно. На них обсуждались политические события, читались и обсуждались литературные произведения И. А. Крылова, Г. Р. Державина, С. А. Ширинского-Шихматова и др.

Литераторы, окружавшие Шишкова, были в основном противниками H. M. Карамзина и его школы и активно выступали против сентиментализма, занявшего на рубеже XVIII-XIX веков господствующее положение в русской литературе. Теоретическим знаменем кружка стала вышедшая в 1803 году книга Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка».

Шишков, полемизируя с Карамзиным, провозглашал церковнославянский язык, духовные старинные книги, а позднее и фольклор тем фундаментом, на котором должна строиться современная русская литература.

Обострявшаяся литературная борьба, стремление расширить свое влияние на, публику привели к созданию официального общества, которому после долгих споров учредители присвоили название «Беседа любителей русского слова».

Г. Р. Державин предоставил для заседаний общества большой

1 А. С. Шишков, Записки, мнения и переписка, т. 1, Берлин - Прага, 1870, с. 93.

зал своего петербургского дома на Фонтанке и богатую библиотеку.

«Беседа» открылась торжественным заседанием 15 марта 1811 года. Затем заседания происходили каждый месяц, вызывая громадное по тем временам стечение публики. Во время войны 1812 года заседания общества не собирались, возобновились они в 1813 году и продолжались до 1816-го, когда в связи со смертью Державина собрания «Беседы» окончательно прекратились. Попытки Шишкова и Хвостова в 1817-1818 годах возобновить ее деятельность оказались безуспешными.

Состав «Беседы» и ее литературная позиция не были однородными. Наряду с эпигонами классицизма, как Хвостов, бесцветными литераторами вроде П. Ю. Львова, Ф. П. Львова, И. С. Захарова и др., в нее входили такие первоклассные писатели, как Крылов и Державин. «Беседа» не чуждалась романтических веяний, что проявлялось в интересе к фольклору, к изображению экзотического, часто восточного мира, к остродраматическим ситуациям в лирике (Г. Р. Державин, С. А. Ширинский-Шихматов, С. И. Висковатов, Т. Беляев и др.).

Деятельность «Беседы» оказала заметное влияние на формирование русского романтизма и в особенности декабристской литературы. 1

1 См. об этом: Ю. Н. Тынянов, Архаисты и Пушкин.- В кн.: Ю. Н. Тынянов, Пушкин и его современники, М., 1968; Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики, Саратов, 1946.

Беседа любителей русского слова

Литературное общество в Петербурге в 1811-16. Создано в основном по инициативе А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», которое стало манифестом его литературных соратников. Собрания проходили в доме Г. Р. Державина, одном из центров литературной жизни Петербурга начала XIX в. (набережная р. Фонтанки, 118). Среди членов общества: В. В. Капнист, А. Н. Оленин, граф Д. И. Хвостов, князь А. А. Шаховской, князь С. А. Ширинский-Шихматов и др. Деятельность «Беседы...», направленная на утверждение жанров классицизма в русской литературе, сохранение в ней архаичного старославянского языка (в противовес реформе «карамзинистов»), имела консервативный характер. Вместе с тем некоторые члены общества (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов) отстаивали национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский пафос в поэзии. Интерес «Беседы...» к изучению древне-русских памятников, фольклору, истокам русской словесности разделяли А. С. Грибоедов, П. И. Катенин и др. Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова» (вышло 19 книг). Деятельность «Беседы...» стала предметом язвительного пародирования со стороны литературного кружка «Арзамас».

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .


Смотреть что такое "Беседа любителей русского слова" в других словарях:

    Литературное общество, образовавшееся в Петербурге в 1811 году. Во главе этого общества стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков. К нему принадлежали также С. А. Ширинский Шихматов, Д. И. Хвостов, А. А.… … Википедия

    «Беседа любителей русского слова» - «Беседа любителей русского слова», литературное общество в Петербурге в 1811—16. Создано в основном по инициативе А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», которое стало манифестом его литературных соратников. Собрания… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Литературное общество в Санкт Петербурге в 1811 16 во главе с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Большинство членов (С. А. Ширинский Шихматов, А. С. Хвостов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) с позиций защитников классицизма и… … Большой Энциклопедический словарь

    - «БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА», литературное общество в Санкт Петербурге в 1811 16 во главе с Г. Р. Державиным (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) и А. С. Шишковым (см. ШИШКОВ Александр Семенович). Большинство членов (С. А. Ширинский Шихматов, А … Энциклопедический словарь

    «Беседа любителей русского слова» - БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА (1811 16) лит. об во в СПб. Явилось продолжением лит. вечеров, к рые с 1807 устраивали поочередно у себя в домах А. С. Шишков, Г. Р. Державин, М. Н. Муравьев, И. С. Захаров. Приобретя офиц. статус, заседания… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    «БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА» - «БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА», литературное общество в Петербурге (1811 — 1816). Создано в основном по инициативе А. С. Шишкова. Собрания происходили в доме Г. Р. Державина, который своим участием укреплял авторитет общества. Среди… … Литературный энциклопедический словарь

    - («Беседа любителей русского слова»,) литературное общество в Петербурге (1811 16), возглавлявшееся Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Члены «Беседы» (С. А. Ширинский Шихматов, А. С. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) являлись эпигонами… … Большая советская энциклопедия

    Литературное общество, существовавшее в Петербурге в 1811–16 гг. Члены общества выступали против употребления в рус. литературе французских слов и конструкций. Возглавлявший «Беседу…» А. С. Шишков полагал, что всякое иностранное слово «есть… … Литературная энциклопедия

В 1811 году возникло “Московское общество любителей русской словесности”. Строгой стилистической выдержанности в нем не было. Членами общества являлись авторы различных направлений: В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков, А.Ф. Воейков, Ф.Н. Глинка, А.Ф. Мерзляков.

Историко-литературное значение этих “смешанных” обществ заключается в их объективном продолжении поляризации литературных движений, причём одно общество, берущее начало в карамзинизме, формируется преимущественно в Москве, а полярно противоположное литературное движение -- в Петербурге. Существование двух столиц литературного мира стало особым отличительным качеством русской литературы начала XIX века, местопребывание поэта показывало его идеологической и эстетической ориентации (“московские воздыхатели” и “петербургские ревнители”).

“БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА”

Известное литературное общество “Беседа любителей русского слова” было создано в 1811году А.С. Шишковым, автором “Рассуждения о старом и новом слоге российского языка” (1803), в котором он критиковал карамзинскую теорию нового литературного языка и предлагал свою. Шишков критиковал Карамзина за непатриотическое -- направление языковой реформы: “Вместо изображения мыслей своих по принятым издревле правилам и понятиям, многие веки возраставшим и укоренившимся в умах наших, изображаем их по правилам и понятиям чужого народа”. Противопоставление “классик-романтик” явно не подходит к Шишкову и Карамзину, хотя бы потому, что невозможно установить, кто есть кто: Шишков, заботясь о народности русской литературы, оказывается более романтик, чем Карамзин. Но ведь и Карамзин не классик. Эту ситуацию обрисовывать надо другими терминами.

Темой дискуссии между “шишковцами” и “карамзинистами” была проблема нового слога. Предложение Карамзина состояло в создании синтеза сложившегося двуязычия (русский и французский) в один целый европеизированный русский язык -- общий как для письменной литературы, так и для устного общения. Шишков же предположил, что это приведет к утрате национальной самобытности в таком языке. Он предложил: во-первых, не усреднять язык, а сохранить различие между письменным языком и языком устного общения: “Учёный язык для приобретения важности требует всегда некоторого отличия от простонародного. Он иногда сокращает, иногда совокупляет, иногда изменяет, иногда выбирает слово. <…> Где надобно говорить громко и величаво, там предлагает он тысячи избранных слов, богатых разумом, заумных и совсем особых от тех, какими мы в простых разговорах объясняемся”; во-вторых, книжный язык нужно создавать не по принципу лёгкости, приятности, сглаженности, а по принципу богатства лексики, глубокосмысленности, звучности национального языка; Согласно ломоносовской теории, Шишков предлагает синтезировать высокий стиль с его архаизмами, средний стиль с языковыми чертами народной песни и частично “низкую лексику”, “дабы уметь в высоком слоге помещать низкие мысли и слова, таковые, например, как: рыкать, … тащить за волосы, … удалая голова и тому подобное, не унижая ими слога и сохраняя всю важность оного”. Шишкова был против сглаженности и эстетизма карамзинистов, салонной изящности альбомных стихов, но при этом он не был против романтических веяний. Убеждения и Карамзина, и Шишкова являются предромантическими и полемика их основана только на путях становления романтизма.

Ю.Н. Тынянов предложил термины “архаисты” и “новаторы” для описания этой обстановки. Архаисты -- это Шишков, его сторонники, участники “Беседы…”, и к тому же разделил их на подгруппы: старшие архаисты (Г.Р. Державин, А.А. Шаховской, А.С. Шишков, И.А. Крылов, С.А. Ширинский-Шихматов) и младшие, так называемые “младоархаисты” (А.С. Грибоедов, П.А. Катенин, В.К. Кюхельбекер). Наиболее радикальными были младоархаисты, обвинявшие карамзинистов в гладкости и приятности языка на французский манер, и что самое резкое, в неуважении к народной вере и обычаям. А “новаторами” он назвал не только карамзинистов, а всех поэтов - участников литературного общества “Арзамас”, организованном в 1816 году.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Что значит "беседа любителей русского слова"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

литературное общество в Санкт-Петербурге в 1811-16 во главе с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Большинство членов (С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Хвостов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) с позиций защитников классицизма и старославянского языка выступали против новых литературных направлений и реформы литературного языка, начатой Н. М. Карамзиным. Н. И. Гнедич и И. А. Крылов, входившие в общество, отстаивали национал-демократические традиции русской литературы.

Беседа любителей русского слова

«Беседа любителей русского слова», литературное общество в Петербурге (1811≈16), возглавлявшееся Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Члены «Беседы» (С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) являлись эпигонами классицизма, нападали на реформу литературного языка, проводившуюся сторонниками Н. М. Карамзина. Возникшее в противовес «Беседе» литературное общество «Арзамас» выступало против её консервативных взглядов.

Лит.: Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, Л., 1929; Лотман Ю. М., Проблема народности и пути развития литературы преддекабристского периода, в сборнике: О русском реализме XIX в. и вопросах народности литературы, М.≈ Л., 1960.

Википедия

Беседа любителей русского слова

Державина в Петербурге Во главе этого общества стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков. К нему принадлежали также С. А. Ширинский-Шихматов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской, И. С. Захаров и другие. Они придерживались консервативных взглядов, являясь эпигонами классицизма, выступали против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Н. М. Карамзина. «Беседа…» отражала те взгляды на развитие русского литературного языка, которых придерживались « старшие архаисты ». Таким образом, главными оппонентами «Беседы…» являлись « карамзинисты », позже оформившиеся в общество «Арзамас» , которые осмеивали деятельность «Беседы».

В «Беседу» входили также Н. И. Гнедич и И. А. Крылов, отстаивавшие, в противовес Карамзину и сторонникам сентиментализма, национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский и демократический пафос в поэзии. Этим определялась ориентация именно на «Беседу» писателей декабристского направления, в том числе А. С. Грибоедова, П. А. Катенина, В. Ф. Раевского и других.

«Беседа любителей русского слова» распалась после смерти Державина в 1816 году.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции