01.11.2019

Художник эдвард хоппер на почтовых марках. Освещение выставки произведений американского художника эдварда хоппера. Годы признания и славы


"Ремесло за плечами не висит, а хлебом кормит". Эту пословицу часто повторяли в старину вятские кустари. По дореволюционной статистике видно, что из всех 456 тысяч дворов Вятской губернии местным кустарным промыслом занимались крестьяне 263 тысяч дворов, а отхожими промыслами - более двухсот тысяч человек из 147 тысяч дворов.
По причине невысокого плодородия земли и сурового климата хорошие урожаи в нашем краю - дело редкое. Таким образом, лишь 10% крестьянских хозяйств, преимущественно кулацкие и зажиточные, могли существовать доходами только от сельского хозяйства. Поэтому большинство вятских крестьян всегда имели два занятия - земледелие и какой-нибудь промысел.
Заставка из книги М.Н. Шатрова "Кировские кустари" (Киров, 1938), художник А. Люстрицкий.

Кустарные промыслы в Вятском крае в старину были весьма разнообразны. В некоторых уездах их насчитывалось до 200 видов. Изделия вырабатывались из всевозможнейших доступных материалов: дерева, древесных наплывов (капа, капокорня, сувеля), ивовых прутьев (лозы), бересты, стружки, мхов и лишайников, мочала, соломы, корня, металлов, камней, глины, гипса, папье-маше, шерсти, волоса, льна, шкур, кости и проч. Наряду с изделиями ширпотреба много вырабатывалось и художественных изделий, произведений искусства.
Среди экспортных кустарных изделий СССР довольно видное место занимали в свое время каповые и капокорешковые изделия. Это были различных форм и размеров портсигары, порт-папиросы, порт-табаки, порт-карты (визитницы), пресс-бювары (пресс-папье), обложки альбомов, блокноты, шкатулки, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы, вырабатываемые исключительно в Кировской области.


В.В. Злобин. Шкатулка "Лира". Город Киров, 1970-е годы. Капокорень. Кировский краеведческий музей.

Что такое березовый кап? Это нарост или наплыв на стволе или сучьях березы, имеющий весьма красивый рисунок на срезе. Встречается кап редко. По внешнему виду эти наросты имеют форму овала. Сняв кору, можно увидеть, что каповый нарост покрыт мелкими зубчиками, напоминающими спину ежа. По внутреннему строению кап представляет из себя мелкую сетчатую перепутанность волокон, похожих на извилины головного мозга. Долгое время считалось, что кап - это болезненный нарост на дереве и что возникает он от зажима почек внезапными весенними холодами, которые в наших местах приходятся порой на вегетационный период. Этих спящих почек сначала немного, затем, через годы, - сотни, растущих вплотную друг к другу. Крона каповой березы начинается ниже, чем у обычной. В результате наблюдений было установлено, что здоровье такого дерева лучше; оно устойчивей к сильным ветрам, заморозкам, половодью. Ученые пришли к выводу, что кап - явление биологически нормальное, защитное. Каповая береза - разновидность русской пушистой березы, и образование капа на ней является естественно унаследованным процессом, следовательно, кап (т.е. березу с капом) можно и вырастить. Итак, кап - это не болезнь дерева, а мутация.

Наплыв капа на стволе березы. Кировский краеведческий музей.

Цвет капа внутри - светло-палевый. Ценные свойства капа - крепкость, плотность, твердость и, конечно, красивый рисунок. В изделиях кап не поддается формоизменяемости: не коробится, не трескается, не разбухает, не рассыхается. Очень хорошо поддается обработке и отделке - шлифовке, лакировке и полировке.
В старину крестьянин, нашедший в лесу каповый нарост, вез его за сотни верст мастеру-каповщику. Оценивался кап на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем дороже. До революции за кусок хорошего капа размером в 10-15 см. по длине овала, с мелким рисунком, платили от 5 до 10 рублей. За большой нарост размером от 20 до 35 см. платили по особому соглашению.
Кап находят не только на березе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.


Уже в середине ХIХ века кап стал редкостью в вятских лесах, а в 20-30-е годы ХХ века - почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ веке капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.
Капокорень (корешок, щетка) - тот же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще - прикрытые почвой. Признаками нахождения их служат побеги, выходящие из земли около комля дерева; к зиме эти побеги отмирают. Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками. Если кап - это "березовое золото", то капокорень - "серебро". Но корешка в лесах оказалось во много раз больше. Обнаружил капокорень по счастливой случайности слепой мастер из села Истобенского Амвросий Ефимович Ковязин.
Судьба Ковязина поистине удивительна. Переболев в детстве оспой, он лишился зрения, но благодаря выдающимся способностям и упорству жил полной жизнью. Он ходил без поводыря, играл на гармони, пел в церковном хоре, читал в церкви Апостол целыми страницами наизусть. Но главное - он с юных лет занимался столярной работой, обеспечивая своим ремеслом себя и семью. И вот как-то один истобенский купец привез в село каповую шкатулку. Ковязин подержал ее в руках и не поверил, что это дерево. Шкатулка была тяжелой, гладкой и холодной, словно стеклянная. Местный учитель, знавший о капе, объяснил слепцу, что это такое. Амвросий запомнил его слова. У себя в саду он ощупал стволы и ветки всех берез - наростов не нашел, но неожиданно натолкнулся на них на корнях одного дерева. Амвросий вырубил один из наплывов, распилил его и позвал учителя. Тот ахнул от изумления: рисунок на спиле был как у капа! Амвросий Ефимович выучился делать из нового материала шкатулки, да так мастерски, что прославился.
По весу наплывы капокорня достигали иногда 5 пудов (80 кг). Хороший корешок оценивался в 1930-е гг. от 25 до 30 коп. за 1 кг.
Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко. По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.


Г.П. Першин. Автомат для папирос. Город Киров, 1970-е годы. Капокорень. Кировский краеведческий музей.

Кроме капа и корешка есть еще третий вид наплывов на березе - сувель (сувель-вал).
Сувель обыкновенно встречается на деревьях, растущих одиноко: на опушках лесов, в садах, лугах, на посадках вдоль дорог. Образование этого наплыва объясняют надсадкой дерева в раннем возрасте от чрезмерных перегибов сильными ветрами, вследствие чего при выпрямлении в месте перегиба образуются складки продольных волокон дерева, а при дальнейшем росте березы из этих складок и образуется сувель.
Снаружи сувель имеет гладкую поверхность, а при разрезе ее в любом направлении - извилистость строения. В капо-корешковом производстве сувель не применяется, его использовали на выделку кегельных и крокетных шаров, шахмат, шашек, на присадку инструментов, подвергающихся сильным ударам (на ручки к стамескам и долотам) и другие мелкие токарные изделия.
Обрабатывается сувель очень трудно. Материал этот считается куда менее ценным, чем кап и капокорень. Случайные заготовители капа в прошлые времена сплошь и рядом принимали сувель за кап и везли его издалека в Вятку целыми возами. Будучи разочарованы в ценности своих находок, такие заготовители в дальнейшем категорически отказывались от всяких поисков капа.
---------------
По материалам книг: 1) М.Н. Шатров. Кировские кустари. Киров, 1938. 2) Н.Перминова. Каповая шкатулка. Горький, 1984.

Как любитель создавать всякого рода поделки, и человек, высоко ценящий ручной труд, я понимаю, сколько времени и сил занимает создание уникального изделия - от дизайна с прорисовкой мельчайших деталей до подбора материала и воплощения идеи в жизнь. Кустарное производство - неотъемлемая часть жизни любого народа. Его отличие от ремесленного в том, что каждое изделие получалось уникальным, тогда как у последнего шла массовая штамповка однотипных вещиц. Кроме того, мастер-кустарь не задавался целью создавать множество изделий - он просто творил.

Почему мастера любят кап? В-первых, это дерево, а с этим материалом работать всегда приятно.
Во-вторых, текстура среза невероятно красива, чему нарост обязан деформацией древесных волокон. Текстура очень разнообразна: порода дерева и местность, в которой оно произрастает, накладывают свой отпечаток на цвет и узор среза. Это придает готовому изделию уникальность: можно повторить форму с точностью до миллиметра, но вот рисунок и оттенки подобрать не удастся.

Изделия из капа столь же многообразны: это может быть как элемент настольной игры, так и накладка на мебель. Игрушки и украшения, обереги и предметы быта - все, что угодно. Возможность применения ограничивается лишь фантазией и трудолюбием мастера: из-за своей структуры древесина капа достаточно сложна в обработке - если при создании металлического изделия разного рода огрехи можно поправить, то с капом такой номер не пройдет: одна ошибка, и заготовка безнадежно испорчена. К тому же на некоторых породах нарост еще и очень твердый.

Только настоящий мастер-художник сможет рассмотреть в бугристой "шишке" красоту будущего изделия. Какого - неизвестно; пока удастся найти подходящий под задумку узор, придется перепилить немало капов. Мастер снимает кап, надрезает его, и проводит влажной тканью, чтобы увидеть рисунок. А когда он наконец-то найден, умелец отталкивается не от своей идеи, а от рисунка, и старается как можно выгоднее преподнести узор в работе. На вопрос, какая порода дает самый красивый и ценный узор, у мастеров нет единого мнения, потому что вкусы у всех разные: кто-то предпочитает кап с березы, кому-то по душе ольховый, а третий снимет с дуба и будет счастлив.

"Голова" - именно это значение приписывается слову "кап". Так его прозвали наши предки. Изделиями, созданными из этих наростов, не гнушались пользоваться даже сильные мира сего: кубок, чаша или братина из капа вполне могли соседствовать на княжеском столе наравне с серебряной и золотой посудой, и ценились не меньше.

Не всегда мастер самостоятельно отправлялся на прогулку в лес, чтобы найти кап. Случалось, что крестьяне сами привозили ему срезанные наросты, в надежде на вознаграждение: в 1830-х годах кап весом примерно 9 кг мог стоить как хороший бык - около 50 рублей; а если сильно повезет, и кап окажется редкостной красоты, то могли оценить и по 70 рублей за кило. Поэтому счастливчик мог отправиться в достаточно далекое путешествие, чтобы вернуться домой с легким заработком. Особенно удавалось улучшить свое материальное положение крестьянам Вятской губернии (центр - современный Киров), так как там березы были особо богаты на наросты (особая разновидность березы пушистой, которую так и прозвали каповой), а сами капы называли просто валунами. Вятская губерния по праву считается королевой капового промысла. Сохранилось письмо местного архиерея к императрице, датированное 1721 годом: он просил принять скромный дар, помимо прочего "двенадцать чашек каповых, которые у нас на Вятке строятся".

Кроме породы, есть у капа и еще одна классификация. Он может быть стволовым - расти на стволе или ветке: с одной стороны или кольцом; эта разновидность встречается реже, чем корневой кап, поэтому и ценится выше. А последний может образоваться на корневой шейке - в этом случае он находится над землей, либо на самих корнях - тогда его можно обнаружить весной: молодые побеги дерева-родителя будут быстро гибнуть из-за множества не развившихся почек в капе, ростки из которых забивают друг друга. В любом случае, после обработки кап не менял форму, не трескался и не коробился.

Раньше кап вываривали в щелочном растворе, пропаривали, убирали сучки и шероховатости, и сушили на печи несколько месяцев, перед тем как приступить к созданию задуманной вещи. Затем придавали грубую форму, шлифовали, опускали в воду, чтобы поднять остатки мелкого ворса, сушили и снова шлифовали. Пропитывали специальным составом, чтобы ярче проступил рисунок, и покрывали лаком в несколько слоев. тут как нельзя лучше подходит фраза - скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Мастера

Знаменитая вещь - каповая шкатулка; она стояла в очень многих домах, только не все вникали в историю ее появления.
Первую такую вещицу сделал Григорий Макаров, столяр, живший в Вятской губернии в далеком XVIII веке. Подгоняя тончайшие каповые пластинки одну к другой, мастер добивался четких геометрических форм в своих изделиях, более того, в России он стал новатором в применении деревянных шарниров. Не сам придумал, но, разобрав шотландскую табакерку, сообразил, как можно применить новые знания на практике. Это сейчас может показаться, что шарнир - плевое дело, а тогда требовалась точность и огромный запас терпения: выточенные зубцы должны до миллиметра совпасть с углублениями, которые мастер высверливал при помощи проволоки, чтобы шарнир был спрятан в стенках. К слову, такой метод сверления применяли еще долгое время. Григорию Макарову был пожалован перстень с бриллиантом за заслуги, а его сыновья, перенявшие ремесло отца, получили золотую медаль на выставке в Москве.

Хороший мастер обязательно учтет все свойства материала. Так поступил и умелец XIX века, Семен Бронников. В то время часовых дел мастера редко встречались на Руси, тем удивительнее было будущему императору, Александру II, увидеть на одной из вятских выставок карманные часы, выполненные целиком из дерева. Их диаметр не превышал 3 см.

Бронников сделал футляр и корпус для будущих часов из капа, циферблат, цепочку и механизм - из пальмы, на стрелки взял жимолость, на пружину - бамбук. Только оцифровка перламутровая. Наследник престола отдал за диковинку семь рублей серебром. Вятский мастер изготовил 10 подобных механизмов, некоторые из которых хранятся в Московском и Кировском музеях.

Еще один умелец - Амвросий Ковязин. Он не только использовал в работе необычный материал, он и сам был уникальным человеком. Слепой с детства, каким-то чудом он изготавливал из капокорня удивительной красоты музыкальные шкатулки с ящичками и секретами. Несмотря на то, что изделия из стволового капа ценились дороже капокорешковых, работы Ковязина разлетались, как горячие пирожки: люди готовы были переплачивать за работу слепца (от 600 до 1500 рублей - немалые по тем временам деньги), а купив изделие, ехали за сотни верст, чтобы посмотреть на умельца и убедиться в правдивости слухов. Даже подделки появились! В связи с этим Амвросий выхлопотал себе своеобразный "патент": бумагу, в которой содержатся сведения о мастере, ее изготовившем. "Паспорт" вклеивался в шкатулку, и свидетельствовал о ее подлинности.
Послереволюционное время

Уже в XX веке постепенно образовывались артели., но тут встал вопрос нехватки материала: Вятская и соседние с ней губернии истощили свои запасы, так как спрос на изделия был велик. Делали и пресс-папье, и мундштуки, и курительные трубки - все, чего пожелает душа и заказчик. На выручку затосковавшим умельцам пришла железная дорога, и вскоре добытчики уже везли кап с Урала к своим мастерским. К 1909 году постепенно налаживается сбыт изделий за границу. На выставке в Турине (1910 год) вятские изделия берут главный приз - золотую медаль. К 1923 году мастерами капового дела считалась всего пара сотен человек, которые ухитрялись удовлетворять спрос в России и давать экспортного товара на 100 тысяч золотом в год. Первая артель появилась в 1923 году - ее образовали 11 умельцев. Уже сотня человек входит в артель "МЮД" (Международный юношеский день). Качество изделий постепенно падало: как говорили сами артельщики, мало внимания стало уделяться "домашним мастерам", которые любовно выхаживали каждое свое творение, а не гнались за модой на портсигары и пудреницы. Поправить дела не получилось: пришла война. Мастера, которые по разным причинам остались в тылу, продолжали творить. Те же, кто прошел войну, возвращались домой и возобновляли работу. В 1943 году образовалась вятская артель "Идеал". По меркам человеческой истории прошло совсем немного времени, и в 70-х небольшая артель превратилась в полноценную фабрику, на которой трудились больше восьмисот человек: кто-то поодиночке, а иные и вместе с семьей.
Создание изделий из капа - мастерство, существующее только в России и странах, входивших в состав Российской Империи. Больше нигде в мире его нет.

Материал , который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1 , (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами , дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3 . Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2 , это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6 . Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7 . Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8 . Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

Иногда на деревьях появляются болезненные наросты, которые в народе называют «ведьмин веник». На первый взгляд это доброкачественное образование по своей форме напоминает человеческую голову. Именно поэтому принято считать, что название нароста произошло от древнеславянского слова «кап». В переводе оно означает «голова».

Где можно обнаружить наросты на деревьях

Кап находят на грецких орехах и на дубах, на осинах и Однако наиболее часто встречается нарост на березе. Кап представляет собой пучок тонких веточек, которые растут из каплевидного новообразования. Весить «ведьмин веник» может около тонны.

Стволовой? Это нарост, который находится непосредственно на стволе дерева. Что такое капокорень? Это нарост, который образовался у самой корневой шейки дерева. Иногда его можно увидеть над земной поверхностью. На корнях нарастает подземный кап. Обнаруживается он по побегам. Выпускает их кап в начале весны. Эти побеги нежизнеспособны и быстро увядают. Иногда кап встречается на ветках деревьев.

Красота удивительного материала

Если сделать поперечный срез капа, то можно обнаружить его структуру, в которой ярко выражены сердцевины сучков. Рисунок у такого материала всегда очень красив. Вследствие скопления нераспустившихся почек срез представляет собой удивительную по красоте картину из узлов, завитков и перекрученных волокон. При этом рисунок для каждого капа строго индивидуален.

Особой красотой отличается кап, образовавшийся на деревьях с полосатой текстурой волокон и контрастными сочетаниями цветов. Такими характеристиками обладают наросты у сосны. Однако на этих деревьях встречаются они довольно редко.

У капокорня в текстуре можно обнаружить черные точки. Они располагаются среди светлых стволовых волокон. Эти черные точки - не что иное, как нежизнеспособные побеги, которые выпускают подземные новообразования.

Где применяется кап?

В качестве материала для резьбы нарост на дереве особой ценности не представляет. Его изрезанная поверхность и полосатая пятнистая текстура мешают друг другу. При изготовлении поделок таким способом не смотрится рельеф резьбы и исчезает рисунок переплетений и разводов.

Многочисленные участки капа имеют перламутровый отлив. Именно поэтому данный материал, который особого промышленного значения не имеет, ценится очень дорого. Изделия из капа - это в основном шкатулки и женские заколки, портсигары и различные мелкие украшения, чаши и шахматы и пудреницы, чернильные приборы и Используется материал и для изготовления рукояток ножей.

Что такое кап в промышленности? Это материал, который находит применение при отделке мебели. В этом случае берутся наросты, образовавшиеся на деревьях экзотических пород, и используются в качестве шпона.

Что такое кап для мастера? Это материал, который не коробится, не трескается, не ссыхается, не разбухает и великолепно обрабатывается. К тому же он увесист и прочен.

Где найти кап?

Произрастают наросты на деревьях. Следовательно, искать их надо в лесу. Однако это не так просто, ведь растут капы спонтанно, и увидеть их может только самый упрямый и глазастый. Спилить нарост можно только очень остро заточенной пилой.
Реальнее всего найти кап на лесозаготовках. Там эти наросты попадают в отходы. На лесозаготовках встречаются и капокорни, которые в лесу просто не отыщешь.

Подготовка материала к работе

Кап можно обнаружить на различных видах деревьев. Однако наиболее красивым и ценным в нашей местности считается нарост, возникший на березе.

Изделия из капа получаются не сразу. Материал требует некоторой предварительной подготовки. Как обрабатывать березовый кап? Для этого необходимо применить метод запаривания. Подойдет он для тех наростов, которые по размеру не очень велики. Кап очищается от мусора, кладется в ненужную кастрюлю и заливается водой. Затем в емкость необходимо добавить соль. На литр воды ее дозировка составляет две столовые ложки с верхом. Соли можно насыпать и больше. Она вытянет сок из дерева. При этом методе применяются и опилки, полученные при обработке смолистых пород древесины. Их нужно засыпать в кастрюлю. Опилки придают капу приятный цвет, который может находиться в диапазоне от желтовато-розового до коричневато-охристого. Смолы, находящиеся в опилках, добавят наросту прочность и позволят ярче проявить текстуру.

После закипания воды огонь следует немного убавить и оставить кастрюлю на плите часов на шесть-восемь. По мере образования накипи ее следует удалять. В процессе запаривания необходимо следить за объемом воды в кастрюле и периодически ее подливать.

По окончании «варки» нарост промывается от опилок под струей воды и кладется на сутки-двое в шкаф. После этого весь процесс должен быть повторен не менее двух-четырех раз. Во время последней варки, пока дерево не остыло, следует ободрать с него кору, а по завершении положить нарост на одну-две недели в шкаф.

Окончательно просохнув, кап по своим характеристикам станет схож с костью. Подготовленный таким образом материал превосходно режется, пилится и шлифуется. При этом никаких посторонних запахов у него не будет.

Изготовление шкатулок

Поделки из березового капа по своей красоте не уступают сувенирам, выполненным из древесины и даже превосходят их. Часто из этого материала изготавливают великолепные шкатулки.

В процессе работы каповые дощечки аккуратно соединяют между собой, следя за тем, чтобы рисунок их текстуры был схожим. Весьма ответственной операцией является изготовление деревянных шарниров. Этот этап требует точного формирования закругленных шипов и пазов на краях крышки и корпуса изделия. Шарниры должны стыковаться плотно и точно. Еще одной сложной операцией является высверливание отверстий. В деревянных шарнирах это легче всего сделать стальной тонкой проволокой. На следующем этапе в шкатулку врезается замочек. Изделие практически готово. Его следует только прошпаклевать, основательно высушить и покрыть поверхности щелочным лаком. После завершения этих работ шкатулку обрабатывают политурой и протирают спиртом. Полируют изделие до тех пор, пока дерево не приобретет и пока ярко не заиграют все прожилки его удивительной текстуры.

Украшение для трости

Используя кап, можно сделать своими руками великолепный подарок для пожилого человека. Работа может быть выполнена даже новичком. На трубку или металлический стержень следует попеременно надеть полые цилиндрики, которые предварительно вытачивают из березового капокорня. Детали должны быть плотно подогнаны друг к другу, создавая впечатление единого целого. Венчать такую трость может резная или гладкая ручка из березы.

Чаша из капа

Из деревянных наростов могут быть изготовлены различные сувениры. Популярными изделиями из капа являются декоративные чаши. Из немного сырого материала делается грубая заготовка. Далее болванка оставляется на просушку. Если в ней образовываются мелкие трещинки, то они смазываются клеем ПВА. После окончательной просушки изделию придается необходимая форма, оно шлифуется, полируется и покрывается лаком.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции