21.09.2019

Государственное устройство древнерусского государства. Формирование древнерусского государства


Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориально-политическими военными объединениями.

Самые первые восточно-славянские объединения в «Повести временных лет» племенами не именуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует.

В IX в. у восточных славян возникает и укрепляется классовое общество и появляется государство. В 882 г., судя по «Повести временных лет», произошло объединение двух главных политических центров восточных славян: южного с Киевом и северного с Новгородом. Этот процесс вызывал и вызывает у историков ожесточенные споры, ставшие основой возникновения, по крайней мере, двух теорий: норманнской и антинорманской.

В IX в. формируется система эксплуатации свободного населения дружиной киевских князей путем взимания дани (полюдья). Это ежегодный объезд киевским князем своих владений для сбора натуральной дани с целью распределения ее среди дружины и дальнейшего сбыта собранных ценностей в Византию и Хазарию.

Созданная в конце IX в. Киевская Русь была своеобразным государственным и политическим объединением. Выделение Рюриковичей из массы князей и получение ими права на киевский престол имело характер длительного процесса.

Верховным органом власти в русских землях являлось вече. В сельской местности оно было основным органом управления общиной, в каждом крупном городе для обсуждения наиболее важных вопросов созывалось свое вече. Инициатором созыва веча могли быть князь или группа горожан. Руководил вечем посадник, в экстремальных случаях митрополит или епископ.

Вече избирало князя, который подписывал ряд (договор) с ним, что было обычной практикой для всех русских земель. Вече выбирало также посадников и тысяцких (командующих городским ополчением), высших церковных иерархов. Вопросы войны и мира решались только вечем, поскольку основу вооруженных сил составляли не княжеские дружины, а народное ополчение, которое подчинялось лишь вечу. Оно было высшим судебным и законодательным органом.

Вторым лицом в государстве после великого князя в X в. был воевода, возглавляющий ополчение со всех подвластных Киеву земель. В XI в. функции воеводы переходят к тысяцкому.

Важнейшим органом управления был совет при князе, с XI в. получивший название Боярской думы. В IX-XI вв. это совещание князей с дружинниками и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати). После принятия христианства в него входят представители духовенства митрополит, епископы, архимандриты. Состав Боярской думы был неопределенным, впрочем, как и ее компетенция. Дума функционировала в двух составах: заседание узкого круга приближенных и расширенного. В деятельности узкого состава принимали участие наиболее приближенные к князю бояре численностью от трех до пяти человек, среди которых были тысяцкий и митрополит.

При княгине Ольге создается новая система административного деления погосты. В целях укрепления своей власти и полной ликвидации автономии местных княжеств, складывающаяся династия назначала посадниками в погосты своих представителей. В XI-XII вв. «посадника» заменил «наместник». По мере развития государства меняется его административно-территориальное деление: вместо погостов появляются земли во главе с наместниками, земля делится на волости во главе с волостелями. Основным принципом функционирования этой системы было кормление материальное обеспечение аппарата управления за счет местного населения, на что уходила треть собираемых средств.

В 988 г. Русь принимает православное христианство в качестве государственной религии. С 1037 г. была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. Главой Русской православной церкви был митрополит Киевский. Вся территория государства была разделена на епархии во главе с епископами, назначаемыми митрополитом. Духовенство делилось на черное (монашество, принявшее постриг) и белое (приходское).

На рубеже XI-ХII вв. Древнерусское государство входят в период раздробленности. Процесс дезинтеграции был вызван мощным действием ряда предпосылок. Во-первых, это господство натурального хозяйства. Во-вторых, рост вотчинной собственности и укрепление системы иммунитетов, в первую очередь удельных княжеств. В-третьих, усиление региональных корпораций военно-служилой знати, получающей часть доходов от сбора налогов и податей и не желающей расставаться с собираемыми средствами. В-четвертых, ликвидация внешней военной опасности. Превалирующей чертой развития любого этноса является его самосохранение.

В 1136 г. впервые новгородское вече выбрало посадника, являющегося высшим должностным лицом государства. Посадник избирался на неустановленное время из новгородских бояр и мог переизбираться. Посадник созывал вече и руководил его работой, исполнял его решения, ему подчинялась вся городская администрация. Он отвечал за внешние сношения города, вместе с князем осуществлял судебные функции.

Помощником посадника был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Кроме того, он отвечал за сбор налогов, контролировал торговлю и торговый суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок.

Древнерусском государстве одновременно существовали: численная (или десятичная) и дворцово-вотчинная системы. Численная система своими корнями уходила в организацию военного ополчения, которое подразделялось на тысячи, сотни и десятки, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских.

С. В. Юшков не склонен был проводить функциональные различия между тысяцкими, сотскими и десятскими. Согласно ему, все они суть звенья одной системы и функции их были однородны, отличаясь лишь объемом полномочий. Что касается характера этих функций, то были они, прежде всего, не судебными, а военно-административными. Тысяцкие являлись начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Руси.

Княжеские города и волости были разными по своим размерам и количеству жителей, но в каждом из них был только один тысяцкий.

Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. При этом десятские, сотские, тысяцкие стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, превратившись в воеводу; сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом. Сотские, подобно тысяцким, нередко входили в число ближайших княжеских советников, заседали в вече (совете), участвовали в выработке судебных уставов.

Н. Н. Хлебников, М. Ф. Владимирский-Буданов, Н. П. Павлов-Сильванский, М. А. Дьяконов считали тысяцких, как и всю десятичную систему, порождением еще догосударственного периода истории восточных славян. М. А. Дьяконов полагал, что в древнерусское время десятичная система сохранялась в своей пережиточной форме, потерявшей исконное военное содержание. «Наши памятники, -- утверждал он, -- не сохранили никакого следа военного значения сотен. Только должность тысяцкого продолжает сохранять довольно долго военный характер. А стоящие во главе сотен сотские, о которых упоминает летопись при Владимире Святом, скорее финансовые правители, а не военачальники».

Территория Древнерусского государства, не розданная местным князьям в качестве вотчины, была разбита на волости и погосты. Во главе волости стоял посадник. Институт посадников был наиболее важным управленческим звеном, поскольку именно посадники, назначенные князем, стали выполнять административные и судебно-полицейские функции на различных территориях, в том числе и завоеванных: организацию управления в городе и окружающих его волостях, осуществление контроля за финансовыми сборами и их распределение, организацию сбора судебных штрафов. Посадник имел своих отроков, составлявших гарнизон города и обеспечивавших выполнение посадником перечисленных обязанностей.

Функциональные обязанности посадников обеспечивались так называемой системой кормлений. Собираемая посадниками дань несомненно централизовалась в стольных городах, но какая-то ее часть шла также и на содержание самой посадничей службы. Посадники, как и другие представители княжеской администрации, получали от своих князей земельные наделы, которые, судя по летописным известиям, никогда не равнялись той волости, которой они временно управляли.

В посадских городах высшим княжеским чиновником после самого посадника был тиун, а в княжеских, где посадников не было, судебные дела от имени князя вершили непосредственно тиуны.

Отрывочные известия, относящиеся к концу XII -- началу XIII в., свидетельствуют, что институт посадничества в Руси функционировал вплоть до монголо-татарского нашествия.

Дальнейшее развитие государственности, феодализации общественных отношений привели к тому, что численная система была вытеснена дворцово-вотчинной. Дворцово-вотчинная система -- это система, при которой органы управления в княжеском дворце были органами управления в государстве, то есть государственные и вотчинные функции составляли как бы единое неразрывное целое, выросшее из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Приближенные к князю лица, руководящие отдельными ведомствами княжеского двора, осуществляли функции государственного управления.

В следствии усложнения системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца -- дьяки -- специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Наряду с дворцовыми чинами были и должностные лица, находящиеся в штате княжеской администрации: таможники, мытники и куноемцы, которые взимали торговые пошлины; осмники наблюдали за строительством. Были и чиновники, выполнявшие судебные полномочия -- вирники, которые взимали виры (судебные штрафы за убийства); мечники и метельники оказывали помощь судьям при рассмотрении дел.

В дальнейшем расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.

Управление древнерусским государством (система управления)

Управление древнерусским государством (система управления)

В девятом-двенадцатом веках Древняя Русь являла собою так называемое ранее протогосударство, только начинающее формирование своего политического строя. Множество бывших разрозненных общин стали соединяться в единое государство, которое позже было решено доверить династии Рюриковичей.

При этом, большинство учёных сходятся во мнении, что Древняя Русь являлась ни чем иным как раннефеодальным монархическим государством.

После передачи феодалами земельных территорий Рюрику часть завоёванных земель отдаётся в пользование боярам, имеющим право сбора дани с данных земель. Для осуществления этого нанимаются дружинники, живущие рядом с прикреплённой территорией. Именно так и начала формироваться феодальная иерархия по схеме «Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель».

Однако, данная схема способствовала тому, что сам правитель из военного руководителя кем он являлся с четвёртого по седьмой век, превратился в политическую фигуру. Таким образом, начали зарождаться основы монархии, а также развиваться феодализм.

В качестве первого правового документа Руси выступает сбор законов киевского князя Ярослава Мудрого под названием «Русская правда». Основной задачей документа была защита народа от беспорядков и нормализация общественных отношений. К примеру, в сборнике были прописаны основные наказания за наиболее часто случающиеся преступления.

В десятом-двенадцатом веках древнерусским государством управлял князь, которому подчинялись дружина и совет бояр, при помощи которых правитель осуществлял управление землями.

Само же государство представляло собой некое объединение отдельных городов-государств, управляемых княжескими посадниками. Сельские земли были в распоряжении вотчинников и бояр.

Княжеская дружина делилась на малую и старинную, в которую входили самые опытные воины и бояре. Основными задачами дружины было военное дело и сбор дани, вместе с осуществлением суда на местах. Младшая дружина состояла из менее знатных людей. Кроме этого, у князя была собственная личная дружина.

Вся судебная, военная, исполнительная, а также законодательная власть находились в княжеских руках. Но со временем и соответственно, с развитием самого государства, данные ветви власти начали отделяться в самостоятельные институты.

Также в древнерусском государстве были и зачатки демократии, выражающиеся в проведении так называемых «вече» - народных свободных собраний на которых рассматривались самые важные дела общества.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб. Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в .

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.



7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР

По Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.



8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции