02.11.2019

Чарки элемент одежды. Традиции женского костюма села крестики оконешниковского района омской области. Смотреть что такое "Чарки" в других словарях


Древнерусское государство с первых десятилетий своего существования отличалось существованием устойчивых бытовых традиций и обычаев. Деревянная русская изба на протяжении многих столетий не меняла свой облик и сохраняла определенные функциональные и конструктивные черты. Это свидетельствовало о том, что обитатели восточной части Европы с давних времен сумели найти самые лучшие сочетания природных элементов, предоставленных окружающей средой.

Большая часть жилищ того времени представляла собой наземные или полуземляночные избы, имевшие деревянные или земляные полы. В них достаточно часто строились подклети - нижние помещения, использовавшиеся для скота и хранения разных вещей.

Обеспеченные люди знатного происхождения обладали домами из нескольких срубов с крылечками, лестницами и переходами. В зависимости от материального положения семьи, обстановка в доме могла быть разной. Люди с меньшим достатком довольствовались деревянными скамьями, столами и лавками, расположенными вдоль стен, а богатые могли похвастаться еще и табуретками, покрытыми живописными произведениями и резьбой, и маленькими скамеечками, предназначенными для ног. Избы освещались лучинами, вставлявшимися в металлический светец или печные расщелины. У обеспеченных людей в домах можно было увидеть деревянные или металлические подсвечники с сальными свечами.

Купцы, бояре и князья одевались в длинные одежды с вышивками и нашитыми драгоценными камнями, а бедняки носили простые рубашки с поясами, изготовленные из домотканого сукна. В зимние месяцы простой народ носил медвежьи шубы и лапти из лыка, а богатые - кожухи и шубы из дорогостоящих мехов, опаши и однорядки. Знатные женщины также приобретали шубы и опашни и носили летники, кортели и телогреи, сшитые из бархата, дорогого иностранного сукна, украшенного жемчугом, соболями и каменьями. Дорогие одежды могли позволить себе и монахи.

Посуду бедняки изготавливали из дерева и глины; лишь некоторые предметы создавались из меди и железа. Обеспеченные представители общества пользовались металлической, а порой и золотой или серебряной посудой. В обычных домах хлеб выпекался из ржаной муки. Здесь употреблялись продукты, выращивавшиеся своими силами. Также простой народ занимался изготовлением разных напитков - хлебного кваса, пива и меда. Однако на столе богачей появлялись более разнообразные и обильные кушанья. Древнерусский быт имел существенные различия в разных слоях общества, что отображалось во всех сферах жизни.

КАК ОДЕВАЛИСЬ В СТАРИНУ

Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»). В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами (зепью). Штаны шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой шерстяной ткани или холста.

Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шелка, тафты или крашенины, с пристегнутым узким маленьким воротником (обнизью). Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой.

Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. «Турские» кафтаны без воротника, имевшие застежки только на левом боку и у шеи, отличались по своему покрою от «становых» кафтанов с перехватом посередине и с застежками на пуговицах. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами».

На зипун надевалась иногда «ферязь» (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.

К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, япанча, шуба и др. Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку. Безрукавная япанча (епанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом.

Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. «Русские» шубы имели отложной меховой воротник. «Польские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пуговкой).

Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» (багряный). Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин.

Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.

Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.

При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки.

Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов (взятых с горла пушного зверя) с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках.

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.

В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.

Носить при себе оружие разрешалось только дворянам и военным людям; посадским людям и крестьянам это запрещалось. Согласно обычаю, все мужчины, без различия их общественного положения, выходили из дома, имея в руках посох.

Некоторые женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами («накапками»), которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.

К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом.

Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой. Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами. На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса (золотная или серебряная ткань), байберека (крученый шелк). Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом.

Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. В XVI веке принято было шить женские шубы белого цвета, но в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник (ожерелье) делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.

Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями.

На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Снять волосник и «опростоволосить» женщину, согласно понятиям XVI—XVII веков, значило нанести большое бесчестье женщине. Сверх волосника голову покрывали белым платком (убрусом), концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити (поднизи), по четыре или по шесть с каждой стороны. Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой.

Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам. Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье кокошника вышивалось золотом, жемчугом или разноцветным шелком и бисером.

Девицы носили на головах венцы, к которым прикреплялись жемчужные или бисерные подвески (рясы) с драгоценными камнями. Девичий венец всегда оставлял открытыми волосы, что являлось символом девичества. К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки («столбунцы») с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами.

Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» (мелкими камушками). Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью. Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом.

Богатым шейным украшением женщин и девушек было монисто, состоявшее из драгоценных камней, золотых и серебряных бляшек, жемчугов, гранат; в «старину к монисту подвешивался ряд небольших крестиков.

Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены.

По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна.

Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих.

ДОМАШНЯЯ ОБСТАНОВКА И УТВАРЬ

Внутреннее убранство в домах знати и крупных купцов по своему богатству весьма отличалось от незатейливой обстановки в простых избах «черных» посадских людей.

Пол в комнатах покрывался обычно рогожей или войлоком, а в богатых домах — коврами. Вдоль стен, наглухо приделанные к ним, стояли деревянные лавки, обитые плетеной рогожкой или материей; в зажиточных домах лавки сверху застилались суконными или шелковыми «полавочниками», которые свешивались до самого пола. Комнатную мебель дополняли особые лавки, до двух аршин ширины, имевшие на одном конце возвышение (приголовник), чтобы можно было с большим удобством отдыхать на лавках после обеда. Для сидения служили четырехугольные табуреты (стольцы). Стоявшие перед лавками длинные узкие столы, сделанные чаще всего из дуба, нередко украшались художественной резьбой; встречались в богатых помещениях и маленькие столики, украшенные цветными камнями. Обычай требовал, чтобы столы покрывались подскатертниками, на которые во время еды настилались еще скатерти: суконные или бархатные, расшитые золотом и серебром. «Черные» посадские люди употребляли грубые полотняные скатерти или вовсе обходились без них.

Неотъемлемой принадлежностью каждой комнаты были висевшие на стене иконы.Края иконы нередко заключались в серебряный или золотой оклад, и она вкладывалась в киот. Материалом для икон чаще всего служило дерево, реже — камень или белая кость; делались и металлические складни со створками, имевшими изображения на внутренней и наружной сторонах. Иконы с лампадами и восковыми свечами перед ними помещались в переднем углу комнаты и могли задергиваться занавесом, носившим название «застенок». В зажиточных домах имелась особая «крестовая» комната, вся заставленная иконами, где происходило домашнее моление.

Стенные зеркала даже в богатых хоромах являлись тогда большой редкостью, а маленькие заграничные зеркальца были широко распространены. Что касается стенных картин, то в Москве они появились в продаже к концу XVII века.

В качестве кровати пользовались стоявшей у стены лавкой, к которой придвигали другую, широкую, и расстилали постель, состоявшую в богатых домах из пуховых перин, изголовья, подушек в нарядных наволочках, полотняных или шелковых простынь и атласного одеяла, подбитого дорогим мехом. Впрочем, роскошно отделанные постели были только в домах знати и богачей. У большей части населения постелью служил войлок, или же спали на печи, полатях, деревянных лавках, подложив шубу или иную одежду.

Домашние вещи хранились в сундуках и скрынях, то есть комодах с выдвижными ящиками. Женские украшения сберегались в художественно украшенных ларцах и переходили по наследству как фамильные драгоценности. Часы карманные (зепные) являлись большой редкостью, но стенные часы привозились к нам из-за границы часто. Известно, что царь Михаил Федорович был большим любителем и собирателем часов. По описаниям иноземцев, в доме боярина Артамона Сергеевича Матвеева в одном из покоев, имевшем деревянный пол из квадратных половиц, стояла большая кафельная печь, с потолка свешивалась люстра, а в развешенных кругом клетках сидели попугаи и другие красивые птицы; наряду со стенными картинами, большим зеркалом и столом художественной работы, имелись часы разного устройства: на одних стрелки показывали время с полудня — астрономические сутки, на других — с заката солнца, на третьих — с восхода, на четвертых сутки начинались с полуночи, как это было принято в латинской церкви. Однако в домашнем быту чаще встречались так называемые «часы боевые», где вращался циферблат, а не стрелка.

Для освещения употреблялись восковые свечи, в домах с малым достатком — сальные; пользовались также сухой лучиной из березы или ели. Свечи вставлялись в «стенные» подсвечники или в «стоячие», небольшие по размеру, которые можно было переставлять, смотря по надобности. Если в вечерний час требовалось пройти в конюшню или в амбар, то пользовались для освещения слюдяным фонарем.

Хозяйственные припасы хранились в бочках, кадях и лукошках, стоявших в клетях. Кухонная утварь была скудна и примитивна; жарили на сковородах железных и медных луженых; тесто замешивали в деревянных чанах и корытах.

Рукомойники, служившие для умывания, были медные, оловянные и даже серебряные. Когда требовалось варить пищу для большого количества людей, то в поварнях пользовались медными или железными «естовными» котлами емкостью в несколько ведер. Пивные и винные котлы обладали значительной емкостью — до 50 ведер.

Столовой посудой для жидкой пищи служили мисы деревянные, оловянные или серебряные, а для жаркого — блюда деревянные, глиняные, оловянные, медные луженые или серебряные. Тарелками пользовались редко и еще реже их мыли; вместо тарелок обычно применяли лепешки или ломти хлеба. Еще менее в ходу были ножи и вилки (в то время они были двузубыми). За неимением салфеток, сидя за столом, обтирали руки краем скатерти или полотенцем. Сосуды, в которых приносилось к столу всякого рода питье, были разнообразны: ендова, ведро, четвертина, братина и др. Часто употреблявшаяся ендова имела емкость в одно или несколько ведер. Четвертина формой походила на суповую чашку и в полную свою меру составляла четверть ведра (кварта), но в действительности она делалась разных размеров. Братина, предназначавшаяся для товарищеского угощения, являлась подобием горшка с покрышкой; из братины черпали вино ковшами или черпальцами.

Сосуды, из которых пили хозяева и гости, носили следующие названия: кружки, чаши, кубки, корцы, ковши, чарки. Кружки обычно имели цилиндрическую форму, несколько суженную кверху, но встречались кружки четырехгранные и восьмигранные. Кружка полной меры составляла одну восьмую ведра. Круглые широкие сосуды с рукоятками или скобами назывались «чашами». Кубки представляли собой круглые сосуды с крышкой и на подставке. В отличие от ковшей с их овальным дном корцы имели дно плоское. Маленькие по своим размерам чарки круглой формы с плоским дном имели иногда ножки и покрышку. Для питья вина употреблялись также, согласно древнему обычаю, оправленные в серебро рога.

В домах знатных и богатых людей драгоценные серебряные и позолоченные сосуды ставились в качестве украшения в поставцы, занимавшие середину парадной комнаты. На таких сосудах обычно делались надписи, заключавшие в себе изречение или посвящение тому, кому сосуд подносился в качестве подарка.

Чарки

традиционная мужская и женская обувь Сибири; башмаки с суконной опушкой типа бахил.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)


Энциклопедия моды и одежды . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Чарки" в других словарях:

    ЧАРКИ - и ЧАРЫ муж., мн., а чарок ед. обычная сибирская обувь обоих полов, местами в пермяц., вологод. мужские чарки, бахилы; женские, чакчуры; род башмаков, с суконною опушкою, очкурой, для вздержки шерстяной же оборы или завязки по чулкам либо по… … Толковый словарь Даля

    чарки - мн. обычная сибирская обувь, перм. (Даль), тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, 515 и сл.), чарыки сапоги с низкими голенищами из мягкой кожи, кавк. (Даль), чары – то же. Заимств. из тур., крым. тат., кумык., кирг. čаrуk грубая обувь крестьян (Радлов 3,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ЧАРКИ - («злые»), в армянской мифологии общее наименование злых духов. Согласно поверьям, существовало большое число разновидностей Ч.: швот (дух зимы), айсы (духи сильного ветра) и шидарк, сводящие человека с ума ударом, и др. Термин «чарк»… … Энциклопедия мифологии

    Кирила не отворачивает от чарки рыла. - Кирила не отворачивает от чарки рыла. См. ПЬЯНСТВО …

    Пьяному бесчестье - до чарки вина. - (т. е. опять напьется). См. ПЬЯНСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Игуменьи за чарки, сестры за ковши. - Игуменьи за чарки, сестры за ковши. См. СОБЛАЗН ПРИМЕР … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Не было ни чарки, да вдруг ендовой. - Не было ни чарки, да вдруг ендовой. См. ЧУДО ДИВО МУДРЕНОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Лишить воскресной чарки - В наказание: отказать человеку в традиционном, привычном, том, что причитается по неписаному закону … Словарь народной фразеологии

    Чарка - Чарки с жетонами на коронацию Анны Иоанновны (1730), на мир с Турцией (1739), на смерть Анны Иоанновны (1740). Россия, 1730 40. Серебро, ГИМ … Википедия

    Алкоголизм в армии - АЛКОГОЛИЗМЪ ВЪ АРМІИ. Подъ алкоголизмомъ разумѣется въ наукѣ отравленіе человѣческаго организма алкоголемъ. Къ частнымъ видамъ этого явленія относятся: а) опьяненіе, т. е. состояніе лица въ данный моментъ подъ вліяніемъ введеннаго въ организмъ… … Военная энциклопедия

Книги

  • Строгановское художественное серебро XVI-XVII веков , Игошев В. , Монография доктора искусствоведения В. В. Игошева "Строгановское художественное серебро XVI-XVII веков" посвящена комплексному исследованию и атрибуции замечательных памятников серебряного… Категория:

Русский народный костюм сибиряков Одежда крестьян изготовлялась из домашней ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной. Довольно рано в быт сибирской деревни стали проникать китайские бумажные ткани - даба, далемба, бязь и дешевые шелка. Наряду с этим известны были и русские фабричные ткани: сукно, ситец, которые особенно распространяются со второй половины XIX в., вытесняя из обихода «своедельщину». В начале XX в. своедельщина шла преимущественно на рабочую, частью на обрядовую одежду, и лишь наиболее бедные крестьяне, особенно из новоселов, шили из нес значительную часть своей повседневной одежды. В это время покупные материалы уже довольно широко вошли в быт сибирской деревни. Кроме тканей, для одежды использовались в большей степени, чем в центральных областях России, меха, шкуры, кожа, замша.С развитием капитализма город все сильнее оказывал влияние на одежду населения сибирской деревни. Уже к первой половине XIX в. относятся упоминания о том, что крестьянки носили кофты и юбки, т. е. одежду городского покроя, а в конце XIX-начале XX в. такая одежда становится общераспространенной. Старинные национальные формы костюма сохраняли преимущественно группы старообрядцев - кержаков, которые в силу своих религиозных воззрений жили замкнуто и придерживались старинных обычаев, в частности в одежде. Однако и к ним проникали новые, иногда местные виды одежды, широко применялся фабричный материал. Старинный женский комплекс одежды старожильческого населения Западной и Восточной Сибири (включая Забайкалье) носит довольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Основные его части: рубашка с прямыми поликами, сарафан и сложный головной убор, состоящий из кички (самшуры), кокошника и позатыльника.1Женская рубашка с прямыми поликами - ластовками - шилась в старину из холста; позднее верхнюю часть - «рукава» - шили преимущественно из фабричной, частью цветной ткани, а низ - «станушку» - пришивали из холста, нередко «губленого», окрашенного в кубовую краску. Ворот рубашки собирался в сборку и пришивался к обшивке или имел небольшой отложной воротничок.Второй тип женской рубашки - рубашка с «пелеринкой» - кокеткой. Ее стали носить не только с сарафаном, но и с юбкой, нередко превращая в нижнюю бельевую часть одежды, поверх которой надевалась кофточка. Сарафан, надевавшийся на рубаху, назывался косоклинник, дубас, дубасик (термин, известный и в северо-восточных областях Европейской России), дабинник (сибирский термин - от материала - дабы), круглый, полукруглый сарафан. Косоклинный сарафан шился преимущественно из однотонной ткани. Очень старым вариантом косоклинного сарафана является сарафан с целым передним полотнищем (у «поляков» - дабинник, у бухтарминцев - сарафан с ластовкой, т. е. клиньями по бокам). Второй вариант косоклинного сарафана со швом спереди был распространен в Сибири более широко. Особенностью его на Алтае является отсутствие пуговиц и украшений вдоль шва, которые так характерны для этого сарафана в северной России. Другая, более поздняя форма сарафана, как бы вытеснившая старый сарафан с клиньями, - круглый сарафан из прямых полотнищ на лямках, который шили большей частью из покупной узорной ткани. Был известен в Сибири и сарафан с лифом.Дополнительной частью женского костюма служил передник. Укажем основные виды передника: 1) нарукавники, которые шились из белого холщового полотнища, перегнутого на плечах, с рукавами (праздничные нарукавники украшали вышивкой); 2) нарукавники с кокеткой, с пришитыми к ней в сборку полотнищами, как правило, покупной, яркой с крупным узором ткани, которые заменили собой старую форму и были наиболее широко распространены; 3) передник, фартук, запон, укрепляющийся завязками на талии, надевался в качестве рабочей части одежды. Данные о других видах женской одежды, надевавшейся поверх рубашки и сарафана, относятся к Приангарью. Носили кабатку, хобатуху - холщевую туникосбразную одежду с рукавами и вырезом для головы, очень напоминающую южновеликорусский касталап или навершник. «Гостеву» кабатку шили из льняной ткани, рабочую - из посконной, окрашивали в темный цвет и носили на работу.Известен был сушун (шушун) 2 - распашная кофта из штофа, с отложным воротником, и телогрея - на лямках, исчезнувшие из быта в XIX в.Головной убор состоял из кички с твердой овальной или полуовальной частью, часто называвшейся шамшурой, позатыльника - куска вышитой ткани, иногда украшенного стеклярусом, кокошника - верхней мягкой части шапочки из нарядной ткани. Кокошник здесь как бы соответствует «сороке» в сложном кичкообразном общераспространенном русском уборе. Подобный головной убор известен был в Вологодской области.Общность головного убора сибирячек с головными уборами северо-востока Европейской России свидетельствует о происхождении этих групп сибирского населения с северо-востока России.Кроме кичкообразного убора, известен был собственно кокошник, называвшийся наклонна, а также повойник - шапочка из легкой ткани, на вздержке, и «наколка».Носили и разнообразные платки (косынки, шали, шаленки, полушалье), которые постепенно из дополнительной части к самшуре, кокошнику и другим уборам становятся основными. Девичьи головные уборы, как везде у русских, отличались от женских: носили платок, свернутый жгутом и повязанный по лбу, перевязку, украшенную бисером; следует упомянуть о коснике из разноцветных лоскутов, украшавшем косу, и о колпаке белевом - вязанном из белых льняных ниток (колпак носили девушки в Приангарье). 3 Была в употреблении шапка чебак с матерчатым верхом и меховым околышем, известная и на севере европейской России.Сарафан, а иногда и верхнюю одежду, подпоясывали поясом.Украшения женщин и девушек состояли из перстней (известны перстни-печатки местной работы у семейских), колец, серег и нагрудных украшений, качество и богатство которых зависело от зажиточности их хозяйки. Из нагрудных украшений встречались следующие: 1) анатари - янтарные ожерелья, бытовавшие у многих старожильческих групп Сибири, 2) ряска - в виде воротника из стекляруса (Алтай), 3) гайтан - плоская или круглая цепочка из стекляруса или бисера (Приангарье, Алтай). Бисерные гайтаны отмечены также как старинные мужские нагрудные украшения у «поляков» и бухтарминцев.Отмечено наличие подвесок к серьгам в виде пушков из лебяжьего или утиного пуха (у «поляков» и среди населения по Ангаре). Этот вид украшений, как и гайтаны, более характерен для населения южнорусских областей.В некоторых районах Сибири в состав женской одежды входили штаны, что в старину у русских не встречалось. Жизнь в сибирских условиях, привычка к верховой езде, а также пример соседних буряток и казашек содействовали появлению этой части женской одежды.Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Старым типом мужской рубашки является туникообразная холщевая рубашка общерусского покроя без «ошейника» - воротника, с разрезом преимущественно с левой, но иногда и с правой стороны.Особенностью старинных праздничных рубах русских на Алтае является обильная нагрудная вышивка, отделка кумачом и даже кружевом (по подолу, рукавам). В конце XIX-начале XX в. были распространены косоворотки «ситковые» со стоячим воротником, рубаха с кокеткой, сшитая из ситца, а у богатых - из яркой шерстяной с узорами ткани. Мужские рубахи, отмеченные в Енисейской губернии в начале XX в. как «стариковские», шились с прямыми полипами и отложным воротником. Другой тип. распространенный в б. Енисейской губернии, - рубашка со швами на плечах и нашитыми на них полосками и отложным воротником. Оба эти типа более характерны для белорусов и части украинцев, и появление их связано с наличием в составе переселенцев белорусских или украинских групп. Штаны, поверх которых выпускалась рубаха, подпоясанная поясом, назывались порты, гачи (старые славянские термины). Кроме обычного русского покроя штанов (с нешироким шагом), носили широкие штаны - чембары, шаровары (распространенные сибирские названия). Сибирской особенностью является использование для штанов овчины, козьего меха, кожи, замши. Старинные кожаные штаны, составлявшие часть кержацкого костюма на Алтае, украшали вышивкой тамбуром, «по-киргизски».Головные уборы состояли из валяных шапок с конусовидной, полусферической или цилиндрической тульей (эта форма аналогична трешневику центральных областей). Носили валяные шляпы с полями, летом - соломенные. Праздничные шляпы украшали Селезневыми и павлиньими перышками. В конце XIX в. распространился картуз - курашка. Разнообразны были зимние шапки: с четырехугольным дном, полусферической формы с меховой опушкой, ушанки с длинными наушниками. На поясе (опояске, кушуке), тканом или ременном, мужчины носили нож в ножнах, кисет с табаком и крючок для прочистки курительной трубки.Верхняя одежда мужчин и женщин имеет между собой много общего в покрое, отличаясь деталями. Из накидной одежды без рукавов в Сибири еще в конце XIX в. употреблялась женская епанча - накидка на меху. Была одежда с рукавами, но носившаяся также в накидку н завязывавшаяся у шеи (женская праздничная шубка на меху в Енисейской губернии, халат из цветной ткани у семейских в Забайкалье). Основной тип верхней одежды (для обоего пола) шился в виде кафтана из домотканного сукна и употреблялся в будни на работу, а у бедной части населения составлял нередко единственную верхнюю одежду. Это - зипун, шайданник, однорядь (Енисей), шабур (Алтай) с клиньями по бокам, реже со сборками (более поздняя форма). Короткая одежда этого типа называется куртка, куртик. Мужская и женская одежда с отрезной спинкой н сборками, шившаяся из покупной ткани, большей частью являлась праздничной и лишь у наиболее зажиточных носилась и в будни; называлась она бекеша, куртачок, поддевка. Она была преимущественно двубортной, с застежкой на левой стороне, как это типично для центральных великорусских областей. Были и однобортные кафтаны, например, бухтарминская подоболочка, носившаяся всегда с широкой опояской, и др. Однобортной одеждой был лабашан, или азям, тканный из верблюжьей шерсти (близкий по покрою к среднеазиатскому халату), проникший к русским, видимо, через татар.Зимняя меховая одежда отличалась разнообразием. Кроме общерусских шубы из овчины, полушубка, тулупа также из овчины, характерной является яга, или доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды. Доха - однобортная прямая одежда, сшитая из собачьего, козьего, оленьего пли маральего меха. Распространено было в Сибири ношение меховой и ровдужной одежды, приобретавшейся у соседних народов; эвенкинская одежда, теплая и легкая, носилась промысловиками-звероловами, рабочими на золотых приисках. Оленьи кухлянки и замшевые парки носили русско-устинцы. марковцы, колымчане и др.Обувь шили из кожи и меха. Плетеная обувь (лапти) не была распространена в Сибири, ее можно было увидеть иногда лишь на недавно прибывших новоселах.Обычной обувью для обоих полов были так называемые чарки, чары, черни 4 - род кожаных туфель, носившихся с чулками, сшитыми из сукна или вязаными. Праздничной обувью были русские сапоги. Для работы в будни носили легкие сапоги - бродни, обутки - характерную обувь сибирских крестьян, шившуюся из сыромятной или чирочной кожи внутренним швом и затем вывороченную. Широкое голенище бродней достигало колен и укреплялось ремешками у щиколотки и выше икр. Летом их носили с портянками, зимой - с суконными онучами. Была в употреблении и мягкая обувь - якутские торбаса, сары, бурятские и эвенкийские унты и другие, приобретавшиеся русскими у соседних народов. Кроме меховой и кожаной обуви, изготовляли паленую, которую носили в зимнее время. Валенки (называемые в Западной Сибири пимы, а в Восточной - катанки) распространились в XIX в., видимо главным образом через новоселов. Местами старожильческое население не умело катать валенки.В одежде отражались возрастные, классовые различия: она подразделялась на праздничную и будничную; свои особенности имел промысловый, рабочий костюм, а также обрядовая одежда. Так, например, промысловик-зверолов, кроме обычной нательной одежды и зипуна, имел специальную одежду: лосевые штаны, крытые черным холстом, с большим кожаным карманом, меховую шапку с накухтарником (куском холста, пришитым к шапке сзади) и наушниками; «ошейник»- из беличьих хвостов (носившийся па шее), унты, кокольды (рукавицы). Термин «кокольды», видимо, местный, эвенкийский. Обычные вязаные варежки вкладывали для тепла в рукавицы, называемые варежками или голицами (из кожи), лосинками (из кожи сохатого), мохнатками (из собачьей шкуры). Носили в Сибири и перчатки - «персцятки». Специальной мужской одеждой для работы были холщевый кабаток и комарник (туникообразная рубаха, предохранявшая от комаров).В одежде населения отражалось имущественное неравенство жителей деревни. Деревенские богатеи широко использовали наряду с дешевыми тканями шелк, иногда парчу, шерстяную фабричную ткань, особенно для праздничной одежды; шубы подбивались беличьим мехом, для опушки использовалась ценная пушнина; носили покупные украшения из драгоценных металлов. Беднейшая часть деревни носила одежду из наиболее дешевых тканей, нередко домашнего изготовления.На крестьянской одежде, особенно мужском, сильно сказывалось влияние города. Чаще в деревню проникала одежда рабочих, которая значительно отличалась от крестьянской и фабричной тканью и покроем, а также некоторым щегольством. Праздничная одежда приискового рабочего в начале XX в. состояла из широкой рубахи, носившейся на выпуск поверх широких штанов и подпоясанной широким поясом, за который были заткнуты рукавицы, шапки с бобровой опушкой, тальмы на плечах и сапогов с медными подковками, производившими стук во время танцев. Приисковые рабочие часто использовали в качество рабочей одежду местного коренного населения: хозяин снабжал, кроме лыж и нарт, еще эвенкийской одеждой.В целом в одежде можно отметить преобладание черт севернорусского костюма у старожильческого населения и ярко выраженные связи с Севером, Верхним Поволжьем - в одежде старообрядческих групп (бухтарминцев, «поляков», семейских). Заметны связи с Приуральем, с населением которого сибиряки постоянно находились в общении (влияния здесь, видимо, были взаимными). Выделяются комплексы и более сложные, отражающие пестроту состава переселенцев. Так, например, в Енисейской губернии, кроме черт севернорусского костюма (рубаха, сарафан, телогрея и др.), имеются белорусско-украинские элементы (мужская и женская рубашка с прямыми поликами и отложным воротником и мужская рубашка с плечевыми нашивками), а также черты южновеликорусского комплекса (пушки, гайтан, туникообразный нагрудник-кабатуха). В Сибири выработалось и много своеобразных видов одежды, не известных русским центральных областей (яга-доха, широкие чембары и многие другие). Вошли в обиход многие местные виды одежды (из меха, ровдуги), особенно в промысловом, рабочем костюме жителей тундры.Заимствуя многие удобные местные формы одежды, русские, в свою очередь, оказали большое влияние на одежду народов Сибири, содействуя распространению более усовершенствованной техники шитья и покроя русской одежды. Многие из местных народов впервые узнали нательную, а потом и верхнюю одежду из ткани только после освоения Сибири русскими.Г. М. Попов так писал в начале XX в. о якутах: «. . .ныне уж редко можно встретить якута, одетого в первобытную его одежду, сшитую из скотской кожи, а чаще теперь якуты носят одежду, сшитую из фабричной материи. . . У мужчин уже обыкновенно теперь верхнее платье состоит из пальто или блузы, стянутых поясом, шаровар и сар (сапогов) на ногах; на голове у них летом фуражки, зимой шапки русского фасона». Якуты стали шить платье русского покроя; богатые якуты покупали шелк, бархат, а также русские сапоги и ботинки. Русскую одежду, особенно мужскую, стали носить алтайцы. Буряты шили свои халаты из русских тканей. Эвенкийские женщины перенимали покрой женской одежды - юбки.Русское влияние на эвенков особенно сказалось в золотопромышленных районах: в районе Бодайбо эвенки носили брюки, рубахи, кофты из ситца, сатина и других покупных тканей. У хакасов мужские и женские рубахи до сего времени сохраняют отдельные элементы (нолики, ластовицы), свидетельствующие об их русском происхождении. Русская обувь, платки, картуз получили широкое распространение в Сибири. 1 По имеющимся данным, он отмечен в Томской губернии у «поляков» и бухтарминцев, в Забайкалье - у семейских. Сарафаны и рубахи с прямыми поликами были распространены гораздо шире, в частности в Енисейской и Тобольской губерниях. 2 Этим очень старым термином у русских обозначались сарафан (на севере) или горничная туникообразная одежда (на юге). 3 Подобный убор редко встречается у русских. Он отмечен в Вологодской области в качестве убора просватанной девушки. 4 Чарки, черки соответствуют котам центральных областей. "Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956 Старинная одежда различных групп русского населения Сибири 1 - мужская одежда, бухтарминцы; 2 - праздничная мужская одежда, бухтарминцы; 3 - женский «круглый» сарафан, бухтарминцы; 4 - мужская одежда, семейские; 5 - женская одежда и женский головной убор, семейские; 6 - одежда девушки, семейские; 7 - женская одежда, русское население Якутии; 8 - мужская одежда, русское население Якутии; 9 - женская одежда, колымские русские; 10 - женская одежда, русско-устьинцы

элемент одежды

Альтернативные описания

Пришитый к одежде или вшитый в нее мешочек для мелких вещей и денег.

Особое отделение в портфеле, чемодане; особое отделение на внутренней стенке закрытого экипажа.

Теодор фон (1881-1963) ученый в области механики; родился в Будапеште

В него не лезут за словом

Деталь верхней одежды в нашем понимании вошла в мужскую моду только в последней трети XVII в.; впервые карманы появились на камзоле Людовика XIV

Деталь одежды для ношения мелких вещей

Колыбель побуждений и могила совести (Амброз Бирс)

Место, куда любят совать руки

По нему убыток бьет

Самая широкая часть одежды

. «Пуст..., да синь кафтан»

Емкость, которую предпочитают держать шире

. «мишень» щипача

Эта неотъемлемая ныне часть мужского костюма появилась впервые на камзоле Людовика четырнадцатого

Какое слово в 18-19 веках означало любой мешок или торбу, прицепленные к одежде снаружи?

. «выше колена, ниже пупа, дырка такая, что влезет рука» (загадка)

. «не надейся, Роман, на чужой...» (посл.)

По чему убыток бьет?

Место встречи пакетика жвачки, связки ключей, нескольких монеток и т.д

Как бы сумка, вшитая в одежду

Держи его шире, когда намечается поступление денег

Держи его шире

Спасибо туда не положишь

Место для слов

Вшитый в одежду мешочек для хранения мелочей

Элемент одежды, появился в мужской моде в XVII веке

Крепость у марийцев

Не место для «спасибо»

Любимая ворами деталь одежды

Место для слова, платка и расчески

Деталь одежды

Хранилище для портмоне

Держи... шире

Место, куда не лезут за словом

Туда не лезет за словом острослов

Блисс (1861 - 1921), американский поэт (БКА)

Там обычно трудно что-нибудь найти

Объект внимания трамвайного вора

Запас его не тянет

Вшитый или нашивной мешочек на одежде

Углубление, выемка

Элемент одежды

Вшитая или нашивная деталь в одежде

Немецкий учёный, инженер (1881-1963)

Пришитый к одежде или вшитый в нее мешочек для мелких вещей и денег

Деталь одежды для вши на аркане

Какое слово в 18-19 веках означало любой мешок или торбу, прицепленные к одежде снаружи

М. мешечек, пришитый к одежде, или на поясе, кишень, зепь. Карманец, карманчик, кармашек умалит. карманишка презрительное карманища увелич. Тугой, толстый карман, густо в кармане, богат, с деньгами. кармане жидко, пусто, нет денег. Набить карман, разбогатеть, набрать много денег. Карман дыряв, хозяин его мотоват. Карман трещит, тяжело, накладно, убыточно. Бить по карманам, добывать деньгу плутовски. одном кармане смеркается, в другом заря занимается, пусто. Хвать в карман ан дыра в горсти! одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи. одном кармане Иван Тощий (постный), в другом Марья Леготична. Полы в галунах, а карманы в дырах. По чужим карманам не ищи, а свой стереги. Считай деньги в своем кармане. Держи крепче свой карман. Не надейся, Роман, на чужой карман. Из чужого кармана платить легко. Держи карман! Сто рублей давали, да из кармана не вынимали. Запрос в карман не лезет. Худ талан, коли пуст карман. Судят не по уму, а по карману. Было бы в анбаре, будет и в кармане. Тем хорошо, другим хорошо, а не худо и нам, коли полон карман. Не по карману затеи. больно хочется, да в кармане не можется. солдата нет карманов, а все спрячет (уберет). поповский карман с головой спрячешься. Четыре полы, восемь карманов, у приказного. Варвары все в кармане, о запасливом человеке. Не кланяюсь бабушке Варваре, свое есть в кармане. Зачем к Варваре, как свое в кармане. За словом в карман не полезет (не ходит). Из худого кармана и последний грош валится. него не карман, а решето. Карман дыряв. Не в кармане дыра, в горсти. Из правого кармана в левый пересыпать; из мешка в мешок. То брови густы, то карманы пусты. (Крылов). Тише, Миша: Ваня в кармане! близко. Люба Ивана, а береги кармана. душу вьется, а в карман лезет. Бить по карманам. Невзначай рука в чужой карман попала. Дружба дружбой, а в карман (а в горох) не лезь. Правое дело, а в кармане засвербело. Эта беда по карманам пошла. Чего не досмотришь, то карманом доложишь (доплатишь). Кабы Иван-велик да был маленький, а карман у меня большой,я б его туда посадил! Карта с карманом, в шулерской игре, раздвоенная карта, в которую всовывают крупную ассигнацию и выдергивают ее, если карта выиграла. Карманный, к карману относящ. Карманные часы, ручные, не стенные и не столовые. Карманные деньги, выдаваемые на мерочные расходы. Карманник, -щик, карманный вор, мазурик, тяглец, кто шарит по карманам. Карманничать, промышлять карманным воровством

Туда спасибо не положишь

Одежда крестьян изготовлялась из домашней дежда ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной.

Довольно рано в быт сибирской деревни стали проникать китайские бумажные ткани - даба, далемба, бязь и дешевые шелка. Наряду с этим известны были и русские фабричные ткани: сукно, ситец, которые осо­бенно распространяются со второй половины XIX в., вытесняя из оби­хода «своедельщину». В начале XX в. своедельщина шла преимуще­ственно на рабочую, частью на обрядовую одежду, и лишь наиболее бедные крестьяне, особенно из новоселов, шили из нее значительную часть своей повседневной одежды. В это время покупные материалы уже довольно широко вошли в быт сибирской деревни. Кроме тканей, для одежды использовались в большей степени, чем и центральных областях России, меха, шкуры, кожа, замша.

С развитием капитализма город все сильнее оказывал влияние на одежду населения сибирской деревни. Уже к первой половине XIX в. относятся упоминания о том, что крестьянки носили кофты и юбки, т. е. одежду городского покроя, а в конце XIX-начале XX в. такая одежда становится общераспространенной. Старинные национальные формы костюма сохра­няли преимущественно группы старообрядцев - кержаков, которые в силу своих религиозных воззрений жили замкнуто и придерживались старинных обычаев, в частности в одежде. Однако и к ним проникали новые, иногда местные виды одежды, широко применялся фабричный материал. Старинный женский комплекс одежды старожильческого на­селения Западной и Восточной Сибири (включая Забайкалье) носит до­вольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Основные его части: рубашка с прямыми поликами, сарафан и сложный головной убор, состоящий из кички (самшуры), кокошника и позатыльника.

Женская рубашка с прямыми поликами - ластовками - шилась в старину из холста; позднее верхнюю часть - «рукава»-шили пре­имущественно из фабричной, частью цветной ткани, а низ - «станушку» - пришивали из холста, нередко «губленого», окрашенного в кубовую кра­ску. Ворот рубашки собирался в сборку и пришивался к обшивке или имел небольшой отложной воротничок.

Второй тип женской рубашки-рубашка с «пелеринкой»-кокеткой. Ее стали носить не только с сарафаном, но и с юбкой, нередко превращая в нижнюю бельевую часть одежды, поверх которой надевалась кофточка.

Сарафан, надевавшийся на рубаху, назывался косоклинник, дубас, дубасик (термин, известный и в северо-восточных областях Европейской России), дабинник (сибирский термин - от материала - дабы), круглый, полукруглый сарафан. Косоклинный сарафан шился преимущественно из однотонной ткани. Очень старым вариантом косоклинного сарафана является сарафан с целым передним полотнищем (у «поляков» - да­бинник, у бухтарминцев - сарафан с ластовкой, т. е. клиньями по бокам).

Второй вариант косоклинного сарафана со швом спереди был распро­странен в Сибири более широко. Особенностью его на Алтае является отсутствие пуговиц и украшений вдоль шва, которые так характерны для этого сарафана в северной России. Другая, более поздняя форма сарафана, как бы вытеснившая старый сарафан с клиньями, - круг­лый сарафан из прямых полотнищ на лямках, который шили большей частью из покупной узорной ткани. Был известен в Сибири и сарафан с лифом.

Дополнительной частью женского костюма служил передник. Укажем основные виды передника: 1) нарукавники, которые шились из белого холщевого полотнища, перегнутого на плечах, с рукавами (праздничные нарукавники украшали вышивкой); 2) нарукавники с кокеткой, с при­шитыми к ней в сборку полотнищами, как правило, покупной, яркой с крупным узором ткани, которые заменили собой старую форму и были наиболее широко распространены; 3) передник, фартук, запон, укрепля­ющийся завязками на талии, надевался в качестве рабочей части одежды.

Данные о других видах женской одежды, надевавшейся поверх ру­башки и сарафана, относятся к Приангарью. Носили кабатку, хоба- туху - холщевую туникообразную одежду с рукавами и вырезом для головы, очень напоминающую южновеликорусский касталаи или навер- шник. «Гостеву» кабатку шили из льняной ткани, рабочую - из поскон­ной, окрашивали в темный цвет и носили на работу.

Известен был сушун (шушун) 2 - распашная кофта из штофа, с от­ложным воротником, и телогрея - на лямках, исчезнувшие из быта в XIX в.

Головной убор состоял из кички с твердой овальной или полуоваль­ной частью, часто называвшейся шамшурой, позатыльника - куска вышитой ткани, иногда украшенного стеклярусом, кокошника - верх­ней мягкой части шапочки из нарядной ткани. Кокошник здесь как бы соответствует «сороке» в сложном кичкообразном общераспространен­ном русском уборе. Подобный головной убор известен был в Вологодской области.

Общность головного убора сибирячек с головными уборами северо- востока Европейской России свидетельствует о происхождении этих групп сибирского населения с северо-востока России.

Кроме кичкообразного убора, известен был собственно кокошник, называвшийся наклонка, а также повойник - шапочка из легкой ткани, на вздержке, и «наколка».

Носили и разнообразные платки (косынки, шали, шаленки, полу- шалье), которые постепенно из дополнительной части к самшуре, ко­кошнику и другим уборам становятся основными. Девичьи головные уборы, как везде у русских, отличались от женских: носили платок, свернутый жгутом и повязанный по лбу, перевязку, украшенную бисе­ром; следует упомянуть о коснике из разноцветных лоскутов, украшав­шем косу, и о колпаке белевом - вязанном из белых льняных ниток (колпак носили девушки в Приангарье). 1 Была в употреблении шапка чебак с матерчатым верхом и меховым околышем, известная и на севере европейской России.

Сарафан, а иногда и верхнюю одежду, подпоясывали поясом.

Украшения женщин и девушек состояли из перстней (известны перстни- печатки местной работы у семейских). колец, серег и нагрудных укра­шений, качество и богатство которых зависело от зажиточности их хо­зяйки. Из нагрудных украшений встречались следующие: 1) анатари - янтарные ожерелья, бытовавшие у многих старожильческих групп Си­бири, 2) ряска - в виде воротника из стекляруса (Алтай), 3) гайтан - плоская или круглая цепочка из стекляруса или бисера (Приангарье, Алтай). Бисерные гайтаны отмечены также как старинные мужские на­грудные украшения у «поляков» и бухтарминцев.

Отмечено наличие подвесок к серьгам в виде пушков из лебяжьего или утиного пуха (у «поляков» и среди населения по Ангаре). Этот вид украшений, как и гайтаны, более характерен для населения южнорус­ских областей.

В некоторых районах Сибири в состав женской одежды входили штаны, что в старину у русских не встречалось. Жизнь в сибирских условиях, привычка к верховой езде, а также пример соседних буряток и казашек содействовали появлению этой части женской одежды.

Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Старым типом мужской рубашки является туни- кообразная холщевая рубашка общерусского покроя без «ошейника» - воротника, с разрезом преимущественно с левой, но иногда и с правой стороны.

Особенностью старинных праздничных рубах русских на Алтае является обильная нагрудная вышивка, отделка кумачом и даже кружевом (по подолу, рукавам). В конце XIX-начале XX в. были распространены косоворотки «ситковые» со стоячим воротником, ру­баха с кокеткой, сшитая из ситца, а у богатых - из яркой шерстяной

Старинная одежда различных групп русского населения Сибири с узорами ткани. Мужские рубахи, отмеченные в Енисейской губернии в начале XX в. как «стариковские», шились с прямыми поликами и отложным воротником. Другой тип, распространенный в б. Енисейской губернии, - рубашка со швами на плечах и нашитыми на них поло- сками и отложным воротником. Оба эти типа более характерны для бело­русов и части украинцев, и появление их связано с наличием в составе переселенцев белорусских или украинских групп.

Штаны, поверх которых выпускалась рубаха, подпоясанная поясом, назывались порты, гачи (старые славянские термины). Кроме обычного русского покроя штанов (с нешироким шагом), носили широкие штаны - чембары, шаровары (распространенные сибирские названия). Сибирской особенностью является использование для штанов овчины, козьего меха, кожи, замши. Старинные кожаные штаны, составлявшие часть кержац­кого костюма на Алтае, украшали вышивкой тамбуром, «по-киргизски».

Головные уборы состояли из валяных шапок с конусовидной, полу­сферической или цилиндрической тульей (эта форма аналогична треш­невику центральных областей). Носили валяные шляпы с полями, летом - соломенные. Праздничные шляпы украшали Селезневыми и павлиньими перышками. В конце XIX в. распространился картуз - курашка. Раз­нообразны были зимние шапки: с четырехугольным дном, полусфериче­ской формы с меховой опушкой, ушанки с длинными наушниками. На поясе (опояске, кушуке), тканом или ременном, мужчины носили нож в ножнах, кисет с табаком и крючок для прочистки курительной трубки.

Верхняя одежда мужчин и женщин имеет между собой много общего в покрое, отличаясь деталями. Из накидной одежды без рукавов в Си­бири еще в конце XIX в. употреблялась женская епанча - накидка на меху. Была одежда с рукавами, но носившаяся также в накидку и за­вязывавшаяся у шеи (женская праздничная шубка на меху в Енисей­ской губернии, халат из цветной ткани у семейских в Забайкалье). Основ­ной тип верхней одежды (для обоего пола) шился в виде кафтана из домо­тканного сукна и употреблялся в будни на работу, а у бедной части насе­ления составлял нередко единственную верхнюю одежду. Это - зипун, шайданник, однорядь (Енисей), шабур (Алтай) с клиньями по бокам, реже со сборками (более поздняя форма). Короткая одежда этого типа на­зывается куртка, куртик. Мужская и женская одежда с отрезной спин­кой и сборками, шившаяся из покупной ткани, большей частью явля­лась праздничной и лишь у наиболее зажиточных носилась и в будни; называлась она бекеша, куртачок, поддевка. Она была преимущественно двубортной, с застежкой на левой стороне, как это типично для централь­ных великорусских областей. Были и однобортные кафтаны, например, бухтарминская подоболочка, носившаяся всегда с широкой опояской, и др. Однобортной одеждой был лабашан, или азям, тканный из вер­блюжьей шерсти (близкий по покрою к среднеазиатскому халату), про­никший к русским, видимо, через татар.

Зимняя меховая одежда отличалась разнообразием. Кроме обще­русских шубы из овчины, полушубка, тулупа также из овчины, харак­терной является яга, или доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды. Доха - однобортная прямая одежда, сшитая из собачьего, козьего, оленьего или маральего меха. Распространено было в Сибири ношение меховой и ровдужной одежды, приобретавшейся у соседних народов; эвенкийская одежда, теплая и легкая, носилась промысловиками-зверо- ловами, рабочими на золотых приисках. Оленьи кухлянки и замшевые парки носили русско-устинцы, марковцы, колымчане и др.

Обувь шили из кожи и меха.

Плетеная обувь (лапти) не была распространена в Сибири, ее можно было увидеть иногда лишь на недавно прибывших новоселах.

Обычной обувью для обоих полов были так называемые чарки, чары, черки 1 - род ко­жаных туфель, носившихся с чулками, сшитыми из сукна или вязаными. Праздничной обувью были русские сапоги. Для ра­боты в будни носили легкие сапоги - бродни, обутки - ха­рактерную обувь сибирских крестьян, шившуюся из сыро­мятной или чирочной кожи вну­тренним швом и затем выво­роченную. Широкое голенище бродней достигало колен и укреплялось ремешками у щи­колотки и выше икр. Летом их носили с портянками, зимой - с суконными онучами. Была м употреблении и мягкая обувь - якутские торбаса, сары; бурят­ские и эвенкийские унты и дру­гие, приобретавшиеся русски­ми у соседних народов. Кроме Старинная мужская одежда. Бывш. Томская меховой и кожаной обуви, изготовляли валеную, которую носили в зимнее время. Валенки (называемые в Западной Сибири пимы, а в Восточной - катанки) рас­пространились в XIX в., видимо главным образом через новоселов. Местами старожильческое население не умело катать валенки.

В одежде отражались возрастные, классовые различия: она подразде­лялась на праздничную и будничную; свои особенности имел промысло­вый, рабочий костюм, а также обрядовая одежда. Так, например, промы­словик-зверолов, кроме обычной нательной одежды и зипуна, имел спе­циальную одежду: лосевые штаны, крытые черным холстом, с большим кожаным карманом, меховую шапку с накухтарником (куском холста, пришитым к шапке сзади) и наушниками; «ошейник» - из беличьих хвостов (носившийся на шее), унты, кокольды (рукавицы). Термин «кокольды», видимо, местный, эвенкийский. Обычные вязаные варежки вкладывали для тепла в рукавицы, называемые варежками или голи­цами (из кожи), лосинками (из кожи сохатого), мохнатками (різ со­бачьей шкуры). Носили в Сибири и перчатки-«персцятки». Специаль­ной мужской одеждой для работы были холщевый кабаток и комарник (туникообразная рубаха, предохранявшая от комаров).

В одежде населения отражалось имущественное неравенство жителе и деревни. Деревенские богатеи широко использовали наряду с дешевыми тканями шелк, иногда парчу, шерстяную фабричную ткань, особенно для праздничной одежды; шубы подбивались беличьим мехом, для опушки использовалась ценная пушнина; носили покупные украшения из драго­ценных металлов. Беднейшая часть деревни носила одежду из наиболее дешевых тканей, нередко домашнего изготовления.

На крестьянской одежде, особенно мужской, сильно сказывалось влияние города. Чаще в деревню проникала одежда рабочих, которая значительно отличалась от крестьянской и фабричной тканью и покроем, а также некоторым щегольством. Праздничная одежда приискового ра­бочего в начале XX в. состояла из широкой рубахи, носившейся на вы­пуск поверх широких штанов и подпоясанной широким поясом, за кото­рый были заткнуты рукавицы, шапки с бобровой опушкой, тальмы на плечах и сапогов с медными подковками, производившими стук во время танцев. Приисковые рабочие часто использовали в качестве рабочей одежду местного коренного населения: хозяин снабжал, кроме лыж и нарт, еще эвенкийской одеждой.

В целом в одежде можно отметить преобладание черт севернорусского костюма у старожильческого населения и ярко выраженные связи с Севе­ром, Верхним Поволжьем - в одежде старообрядческих групп (бухтармин- цев, «поляков», семейских). Заметны связи с Приуральем, с населением которого сибиряки постоянно находились в общении (влияния здесь, ви­димо, были взаимными). Выделяются комплексы и более сложные, отра­жающие пестроту состава переселенцев. Так, например, в Енисейской губернии, кроме черт севернорусского костюма (рубаха, сарафан, тело­грея и др.), имеются белорусско-украинские элементы (мужская и жен­ская рубашка с прямыми поликами и отложным воротником и муж­ская рубашка с плечевыми нашивками), а также черты южновеликорус­ского комплекса (пушки, гайтан, туникообразный нагрудник-кабатуха). В Сибири выработалось и много своеобразных видов одежды, не извест­ных русским центральных областей (яга-доха, широкие чембары и многие другие). Вошли в обиход многие местные виды одежды (из меха, ровдуги), особенно в промысловом, рабочем костюме жителей тундры.

Заимствуя многие удобные местные формы одежды, русские, в свою очередь, оказали большое влияние на одежду народов Сибири, содей­ствуя распространению более усовершенствованной техники шитья и покроя русской одежды. Многие из местных народов впервые узнали нательную, а потом и верхнюю одежду из ткани только после освоения Сибири русскими.

Г. М. Попов так писал в начале XX в. о якутах: «. . .ныне уж редко можно встретить якута, одетого в первобытную его одежду, сшитую из скотской кожи, а чаще теперь якуты носят одежду, сшитую из фабричной материи. . . У мужчин уже обыкновенно теперь верхнее платье состоит из пальто или блузы, стянутых поясом, шаровар и cap (сапогов) на ногах; на голове у них летом фуражки, зимой шапки русского фасона». Якуты стали шить платье русского покроя; богатые якуты покупали шелк, бархат, а также русские сапоги и ботинки. Русскую одежду, особенно мужскую, стали носить алтайтты. Буряты шили свои халаты из русских тканей. Эвенкийские женщины перенимали покрой женской одежды - юбки.

Русское влияние на эвенков особенно сказалось в золотопромыш­ленных районах: в районе Бодайбо эвенки носили брюки, рубахи, кофты из ситца, сатина и других покупных тканей. У хакасов мужские и жен­ские рубахи до сего времени сохраняют отдельные элементы (полики, ластовицы), свидетельствующие об их русском происхождении. Русская обувь, платки, картуз получили широкое распространение в Сибири.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции