03.11.2019

Технология социальной реабилитации. Социальная реабилитация как система Формы социальной реабилитации в социальной работе


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра профессиональной педагогики

Контрольная работа

по дисциплине «Социально-педагогическая реабилитация»

Социальная реабилитация

Выполнила

студентка IV курса

Группы ЗПСП-404С

Екатеринбург

социальный реабилитация инвалид

Введение

3. Социальная реабилитация

Заключение

Введение

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

1. Понятие реабилитации. Виды реабилитации

Комитет ВОЗ дал определение медицинской реабилитации: реабилитация -- это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально -- оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских десциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения. В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем”. При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов. Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий. Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.

Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности в реабилитации. К ним относятся:

Значительное снижение функциональных способностей;

Снижение способности к обучению;

Особая подверженность воздействиям внешней среды;

Нарушения социальных отношений;

Нарушения трудовых отношений.

Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе.

2. Основные принципы реабилитации

Реабилитация должна осуществляется начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).

Реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).

Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).

Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

С учётом непрерывности выделяют:

Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.

Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.

Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.

Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий:

Медицинский аспект -- включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.

Физический аспект -- охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.

Психологический аспект -- ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.

Профессиональный -- у работающих лиц -- профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов -- по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.

Социальный аспект -- охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.

Экономический аспект -- изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально- экономических мероприятий.

Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией

Врачи - специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации.

Реабилитолог.

Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.

Специалист по физиотерапии.

Специалист по лечебной физкультуре.

Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.

Психолог.

Психотерапевт.

Социальный работник и другие специалисты.

Виды реабилитации

Медицинская реабилитация

Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).

Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).

Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия).

Психотерапия.

Логопедическая помощь.

Лечебная физкультура.

Реконструктивная хирургия.

Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).

Санаторно-курортное лечение.

Технические средства реабилитации.

Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.

Социальная реабилитация

Социально-бытовая адаптация

Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

Обучение пациента самообслуживанию.

Адаптационное обучение семьи пациента.

Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента).

Сурдотехника.

Тифлотехника.

Технические средства реабилитации

Социально-средовая реабилитация

Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).

Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным

навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).

Содействие в решении личных проблем.

Консультирование по правовым вопросам.

Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Программа профессиональной реабилитации

Профориентация (профинформирование, профконсультирование).

Психологическая коррекция.

Обучение (переобучение).

Создание специального рабочего места инвалида.

Профессионально-производственная адаптация.

3. Социальная реабилитация

Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

4. Виды социальной реабилитации

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания - для этого применяются все виды необходимого лечения - хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.

Психологическая форма реабилитации - это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация - это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, работы поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Бытовая реабилитация - это предоставление инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалида в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с человеком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида - и учитывать метод взаимодействия с инвалидом, предполагающий:

апелляцию к его личности;

разносторонность усилий,направленных на различные сферы жизнедеятельности и на изменение его отношения к себе и своему недугу;

единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;

определенную последовательность - переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде. При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональной стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую - проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации инвалида к условиям жизнеобеспечения.

Заключение

Таким образом, при разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и инвалида и его окружения (в первую очередь семейного) - с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этапа - восстановительного -профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов - приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны - от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого инвалида, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах инвалида может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Список использованной литературы

1. Социальная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2002.

2. Основы социальной работы: Учебник /Под. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА - М, 1998.

3. Социальная реабилитация: учебное пособие./ Под. ред. Е.И. Холостова, И.Ф. Дементьева. /Изд. Дашков и Ко, 2006.

4. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями./ Под ред. Акатов И.И./ 2003.

5. Основы реабилитации инвалидов./ Под ред. Карякина О.И., Карякина Т.И./ 2001.

6. Организация социальной реабилитации инвалидов: метод. рекомендации./ сост.: Сырникова Б.А.-М., 2003: - выпуск № 49.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 17.12.2009

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Понятие права социального обеспечения. Понятие реабилитации и особенности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Комплекс реабилитационных мероприятий инвалидов. Главные условия предоставления определенных видов социальной помощи.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2014

    Понятие и подходы к исследованию инвалидности как социального явления, основные проблемы людей данной категории. Социальная защита людей, имеющих инвалидность, подходы к их реабилитации. Разработка специального социального проекта, правовое обоснование.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2016

    Рассмотрение детей–инвалидов как объекта социальной работы. Нормативно-правовое регулирование сферы социальной защиты детей-инвалидов. Центры по реабилитации, специальные учебные заведения. Взаимодействие социального работника с семьей ребенка-инвалида.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Семья, имеющая инвалида, как объект социальной работы, ее социальные и психологические проблемы. Особенности социальной реабилитации инвалидов и их семей. Практическая деятельность социального работника, ее содержание и критерии оценки эффективности.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2012

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях. Выявление и анализ проблем в организации социальной работы с инвалидами в городе Комрат. Мероприятия по улучшению работы с инвалидами в сфере их социального обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2013

    Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    Индивидуальная программа и карта социальной реабилитации инвалида. Восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Структура программы и выбор исполнителя.

Термин "реабилитация" (от позднелат. rahabilitatio – "восстановление") широко используется в медицине и психологии, а с 1991 г. – в социальной работе. Исследователи по-разному трактуют это понятие. Появились также понятия "комплексная реабилитация", "социальная реабилитация", которые применяются, как правило, в работе с инвалидами. В теоретическом плане содержание этих понятий не проработано, что позволяет использовать их в различных интерпретациях, но не позволяет развивать реабилитационную практику в отношении других категорий населения: лиц с девиантным поведением, осужденных, детей-сирот, пожилых людей т.д.

Представляется, что реабилитацию необходимо рассматривать как восстановление индивидом утраченных функций организма, отношений и ролей социального функционирования, профессиональных навыков и навыков взаимодействия с окружающим миром.

В соответствии с этими положениями выделяют следующие виды реабилитации: медицинскую, социальную, профессиональную, психологическую, бытовую.

Рассмотрим сущность и содержание социальной реабилитации. Представляется, что социальную реабилитацию необходимо рассматривать в широком и узком толковании.

В широком толковании социальная реабилитация это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков самостоятельного социального функционирования индивидов.

В узком толковании социальная реабилитация – это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.

Социальная реабилитация – это также процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не приобретенных в ходе социализации навыков и умений исполнения социальных функций, отношений и ролей.

Методологическое основание такого подхода – исследования структуры и функционирования индивидуальности клиента, его социальных ролей и социального статуса. Эти исследования провели американские исследователи X. Перлман, С. Бриар, Г. Миллер. Социальные роли являются двигателем социального благополучия индивида.

Под социальным функционированием понимается способность индивида самостоятельно осуществлять взаимодействие с окружающим миром, обеспечивать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность семьи, соответствовать установленным и общепринятым в обществе нормам морали и нравственности.

Если человек утратил или не приобрел в процессе социализации умения и навыки строительства социальных отношений и функций, то необходимо учить его, как эти навыки и умения (семейные, трудовые, касающиеся образования, дружбы, укрепления здоровья, повышения культурного уровня, жизнедеятельности в быту) создать или восстановить.

Если человек утратил или не приобрел в процессе социализации социальные роли (жены, мужа, бабушки, дедушки, отца, матери, сына, дочери, гражданина, соседа, покупателя, рабочего, друга, ученика и т.д.), эти роли необходимо развивать, восстанавливать или учить осуществлять.

Выделяется два типа уровней социальной реабилитации.

  • 1. Федеральный, региональный, местный уровни.
  • 2. Уровень индивидуальной и групповой работы.

На федеральном, региональном и местном уровнях социальной реабилитации строится система организационных, правовых, экономических информационных и образовательных мер, принимаемых органами управления. Меры предусматривают создание и функционирование системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности.

На федеральном, региональном и местном уровнях осуществляются следующие действия:

  • 1) создание законодательной базы, обеспечивающей правовое поле реабилитационной деятельности;
  • 2) определение направлений подготовки бакалавров и магистров социальной работы, социальных педагогов, реабилитологов, психологов, обеспечивающих деятельность реабилитационных социальных служб;
  • 3) создание экономических условий для предпринимательской и коммерческой деятельности в области реабилитации;
  • 4) разработка положений о порядке предоставления реабилитационных услуг различным категориям граждан;
  • 5) координация деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности;
  • 6) предоставление помещений для организации и функционирования реабилитационных социальных служб и т.д.

На уровне индивидуальной и групповой социальной реабилитационной работы социальные службы применяют технологии или систему средств, форм, методов и методик для восстановления утраченных или не приобретенных индивидом навыков и умений выполнения социальных функций и ролей, формирования необходимых социальных отношений.

Объекты социальной реабилитации это индивиды или группы, нуждающиеся в восстановлении утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков и умений по взаимодействию в системе социальных отношений и исполнению социальных ролей.

Объектами социальной реабилитации могут быть инвалиды, бывшие заключенные, выпускники интернатных учреждений, пожилые люди, асоциальные семьи, бездомные, безнадзорные дети и т.д.

Субъекты социальной реабилитации это профессионалы социальной сферы: бакалавры и магистры социальной работы, социальные педагоги, реабилитологи, психологи, владеющие технологиями и имеющие навыки практической работы по восстановлению утраченных или не приобретенных навыков исполнения социальных функций и ролей.

Среда социальной реабилитации – это среда проживания и функционирования, социального обслуживания, грудовой деятельности, отдыха, учебы, занятий творчеством, получения информации.

Институты социальной реабилитации – это государственная служба медико-социальной экспертизы, учреждения и службы социального обслуживания, социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи семье и детям, центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы, центры социального обслуживания населения и т.д., а также учреждения образования и воспитания (детский сад, школа, вуз), учреждения дополнительного образования и воспитания (центры развития потенциала человека, центры профессиональной ориентации и подготовки, приемная семья, трудовой коллектив).

Как уже было сказано, технология социальной реабилитации предполагает восстановление утраченных или нс приобретенных в процессе социализации навыков исполнения социальных отношений и ролей. В связи с этим технология социальной реабилитации объективно связана с технологиями социальной диагностики, социальной адаптации, социализации, опеки, попечительства, усыновления (удочерения), коррекции, профилактики, социального обслуживания, социальной экспертизы.

Рассмотрим социальную реабилитацию пожилых людей. Прежде всего следует определиться, какие группы пожилых людей в ней нуждаются, а затем рассматривать технологии ее осуществления. Существуют две группы: пожилые люди с отклонениями в поведении, асоциальными проявлениями и пожилые, стремящиеся к активному социальному функционированию.

К первой группе относятся и явно нуждаются в реабилитации следующие категории пожилых людей:

  • 1) возвращающиеся из мест лишения свободы;
  • 2) испытывающие насилие в семье;
  • 3) одиноко проживающие;
  • 4) инвалиды;
  • 5) злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;
  • 6) лица группы "бомж" и др.

Ко второй группе относятся вдовы, вдовцы, вышедшие на пенсию, но желающие работать в другой сфере, и т.д.

В процессе реабилитации, например, у пожилых людей, возвратившихся из мест лишения свободы, необходимо восстанавливать навыки социального общежития, обучать навыкам жизни в новых экономических условиях, восстанавливать трудовые, профессиональные навыки, формировать навыки этического поведения в быту, в семье, с женой, детьми, соседями и т.д.

Решением этих задач должны заниматься все участники реабилитационного пространства: сами клиенты, участковые, специалисты социальной работы, социальной педагогики, психологи социальных учреждений, в которых эти пожилые люди находятся.

Методы работы с такими пожилыми людьми делятся на индивидуальные и групповые. В качестве форм и методик используют беседы, ролевые игры, различные виды терапий, занятия в группе, консультации и т.д.

В центрах социального обслуживания населения используют следующие виды реабилитационных технологий для пожилых людей: психологические, социально-медицинские, досуговые, социальные и т.д.

Комплексная реабилитация – это итог всех затрат и действий, которые обеспечивают возможность людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней или несчастных случаев, вести нормальный образ жизни, обрести место в обществе, в полной мере проявлять свои способности .

Для таких людей составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой систему мероприятий, развивающих возможности инвалида. Программа разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, специалиста по социальной работе, педагога, психолога и др.) вместе с родными. Во многих странах такой программой руководит один специалист – это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Система мероприятий учитывает как состояние здоровья и особенности его развития, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на разные сроки – в зависимости от возраста и условий развития инвалида.

По прошествии установленного срока специалист-куратор (как правило, это специалист по социальной работе) встречается с семьей, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы.

После этого специалист (команда специалистов) вместе с инвалидом разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

Программа реабилитации – это четкий план, схема совместных действий человека и специалистов, способствующая развитию его способностей, оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации). Причем обязательно предусматриваются мероприятия для других членов семьи инвалида: приобретение ими специальных знаний, психологическая поддержка, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

Для составления подобной программы необходимо иметь четкие, конкретные представления о проблемах функционирования, психологического развития и социализации инвалида.

Понятие «социальная реабилитация»

Замечание 1

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление способностей индивида жить в социальной среде; мероприятия и программы, ориентированные на восстановление личного и профессионального статуса для наиболее полной интеграции в общество.

Социальная реабилитация – взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способностей индивида к жизнедеятельности в социальной среде, а, с другой стороны – изменение социальной среды, удерживающую реализацию потребностей человека.

Определение 1

Реабилитация - это многоуровневая, комплексная, динамическая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в статусе, правах, дееспособности, здоровье в социуме.

Социальная реабилитация обладает разными уровнями анализа и реализации практической деятельности:

  • профессионально-трудовой;
  • медико-социальный;
  • социально-психологический;
  • социально-правовой;
  • социально-бытовой;
  • социально-ролевой;
  • социально-средовой;
  • психолого-педагогический.

Технология социальной реабилитации

Как технология социальной работы социальная реабилитация по категориальному признаку представляет несколько-типов реабилитации:

  • детей-инвалидов, инвалидов;
  • военнослужащих и жертв военных конфликтов;
  • людей пожилого возраста;
  • лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Социальная реабилитация военнослужащих осуществляется по следующим направлениям: психологическая, социальная, медицинская. Главная цель реабилитации военнослужащих и жертв военных конфликтов – ресоциализация, восстановление прежнего социального статуса личности. Основные задачи данного типа социализации: соблюдение социальных гарантий участников военных конфликтов и военнослужащих, контроль над осуществлением социальных льгот, формирование позитивного мнения социума, правовая защита.

Проблема ресоциализации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, в условиях социально-политической трансформации стоит особенно остро. Бывшим заключенным гораздо сложнее найти работу в условиях роста безработицы, повышения требований к уровню квалификации работника, качеству рабочей силы. Социальная реабилитация такой категории граждан должна быть направлена, в первую очередь, на смягчение или снятие социальных стереотипов и барьеров, восстановление социально-правового статуса.

Практическая деятельность в рамках технологии социальной реабилитации обеспечивает реализацию определенных, адресных мероприятий согласно структурной индивидуальной программы реабилитации.

Технология социальной реабилитации осуществляется на трех уровнях:

  1. Индивидуальный уровень. Метод «кейсуорк» основан на решении проблемы для предоставления опоры и побуждения индивида справиться с жизненной ситуацией и разобраться в проблеме. Данный подход опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. Метод составляют следующие элементы: установление первичной коммуникации; анализ и изучение проблемной ситуации; определение целей и задач работы; трансформация взаимоотношений личности с самим собой, с социальным окружением; оценка результатов совместной работы, прогресса. Метод индивидуальной работы эффективен в определении перспектив, преодолении стрессов, в адаптации к реальности, в самопринятии и самопознании, в приобретении коммуникативных умений.
  2. Групповой уровень. Основная цель метода групповой работы – предоставление помощи индивиду через передачу группового опыта для формирования социального опыта, развития духовных и физических сил. Для реализации этой цели организуется групповая деятельность, активизируется социальная активность членов группы; расширяется сфера самосознания и индивидуального опыта через интенсивное общение, включение группы в творческую, продуктивную деятельность. Выделяют различные группы, формирующиеся в зависимости от поставленных целей и задач: группы восстановления, группы самопомощи, образовательные группы, терапевтические группы, ориентированные на разрешение экзистенциальных и психосоматических проблем.
  3. Социальная работа на уровне общины. Деятельность, основанная на взаимодействии социального работника или социальных служб с представителями различных общественных организаций на общегосударственном, региональном или местном уровне. Коммъюнити (община) – сложная культурно-историческая, социально-экономическая система групповой общности людей, выполняющая по отношению к свои членам, ряд функций: взаимоподдержки, социализации, социального контроля, производства и распределения социальных благ и т.д. Главная цель деятельности – активизация развития и улучшение жизнедеятельности общности. Принципы реализации метода социальной работы на уровне общины: доступность сервиса, межведомственный подход, активное сотрудничество граждан и сервиса помощи, развитие и поддержка новых инициатив, подвижность, децентрализация контроля за бюджетом.

Индивидуальная программа социальной реабилитации

В индивидуальной программе социальной реабилитации отображены социально-средовая, медицинская, профессионально-трудовая составляющие.

Замечание 2

Индивидуальная программа реабилитации – комплекс специальных мер по реабилитации личности, включающие конкретные способы, формы, применяемые средства, сроки проведения мероприятий, направленные на компенсацию и восстановление функций организма, интеграцию личности в общество.

Социально-средовая реабилитация предполагает обучение навыкам адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Основные мероприятия по социальной реабилитации лиц пожилого возраста включают научно-обоснованные практики предоставления социальной помощи данной группе граждан.

Социокультурный смысл проблем геронтологической группы характеризуется низким социально-экономическим статусом пожилого человека, отсутствием необходимых помогающих ресурсов, проблемами одиночества.

Социальная реабилитация пожилых людей связана с восстановлением их социальной активности, включением в жизнь социума.

Программа реабилитации лиц пожилого возраста должна включать: лекарственное обеспечение, медико-социальные мероприятия, материальную помощь, досуговы, образовательные, творческие методы, увеличивающие спектр приложения их активности.

Социальная реабилитация: понятие и сущность. Принципы осуществления социальной реабилитации (этапность, дифференцированность, комплексность, последовательность и непрерывность, доступность, добровольность). Виды реабилитации: медицинская, профессионально-трудовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-правовая и др.

Объекты социальной реабилитации: молодые инвалиды, дезадаптированные дети, беженцы, алкоголики, наркоманы, лица, испытавшие насилие и т.д. Многообразие технологий социаль ной реабилитации в зависимости от объекта воздействия.

Социальная реабилитация: методы и формы (индивидуальная, групповая). Сущность индивидуальных программ социальной реабилитации.

Медико-социальная экспертиза и ее функции в процессе реабилитации инвалидов.

Социальные службы и организации, использующие технологии социальной реабилитации в работе с молодежью.

Социальная реабилитация как технология социальной работы - это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.

Социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе. Кроме этого, обращая внимание на аспект социальной реабилитации инвалидов, необходимо в процесс социальной реабилитации внести систему действий по средовой ориентации и бытовой адаптации, что также связано с выполнением социальных ролей.

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

    Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

    Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

    Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

    Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

    Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

    Социально-медицинская - это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.

    Социально-психологическая - это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

    Социально-педагогическая - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

    Профессиональная и трудовая - формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в

последствии его трудоустройство.

    Социально-средовая - восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

Социальная реабилитация как технология социальной работы -- это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.

Цели и средства социальной реабилитации.

В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.

К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Схема 4 «Формы реабилитации»

  • · Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.
  • · Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическую сферу, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.
  • · Педагогическая реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на овладение клиентом необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д.
  • · Социально-экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и др.
  • · Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.
  • · Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
  • · Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы реабилитации стали развиваться в последнее время. Следует отметить их большую эффективность. Через участие в спортивных мероприятиях, восприятие художественных произведений, активное участие в творческой деятельности у реабилитируемых укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия и ощущение своей неполноценности, преодолеваются психологические барьеры в общении.
  • · Социальная реабилитация (в узком смысле). Она включает в себя меры социальной поддержки: выплаты пособий и пенсий, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.

Схема 5 «Основные виды реабилитации»

  • 1. Медицинская реабилитация. Включает лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного. В этот период осуществляется психологическая подготовка пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации. Медицинская реабилитация начинается с момента обращения больного к врачу, поэтому психологическая подготовка пострадавшего находится в компетенции врача.
  • 2. Социальная (бытовая) реабилитация. Социальная (бытовая) реабилитация является одним из важнейших ее видов и ставит основной целью развитие у пострадавшего навыков к самообслуживанию. Главная задача медицинского персонала в этом случае состоит в том, чтобы обучить инвалида пользоваться самыми простыми, преимущественно бытовыми приспособлениями для возврата к активной жизнедеятельности. Роль социальных работников состоит в преемственности и осуществлении своей профессиональной деятельности совместно с медицинскими работниками.
  • 3. Профессиональная реабилитация. Профессиональная или производственная реабилитация основной целью ставит подготовку инвалида к трудоcпособности.

Реабилитация - общественно необходимое, функциональное, социально-трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным проведением государственных и т.д. Реабилитация предусматривает два основных момента:

  • - возвращение пострадавшего к труду;
  • - создание оптимальных условий для активного участия в жизни общества. Реабилитация нетрудоспособных является социальной проблемой Казахстана.

Социальная реабилитация как технология социальной работы -- это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию.

Во второй главе мы рассмотрели универсальные социальные технологии которые применяются при социальной работе с незащищенными слоями населения. Данные универсальные технологии на практике показали свою эффективность при работе с клиентами. И более подробная классификация универсальных социальных технологий приведена в под главах 2.1, 2.2, 2.3.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции