25.09.2019

Классификация и ресурсы клиентов социальной работы. Типология личностных и социальных проблем клиентов. Личностные проблемы детей с онр


Личностная проблема и ее роль в формировании индивидуальных социально-перцептивных искажений субъекта.
Термин «проблема» понимается в литературе как «осознание невозможности преодолеть трудности и противоречия, возникающие в актуальной ситуации, средствами существующих знаний и опыта» личность - «конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием саморегулируемая динамическая функциональная система качеств, отношений и действий, непрерывно взаимодействуют, субъект социальных отношений и сознательной деятельности » Указанные сроки предусматривают активность сознательных аспектов психики, личностная проблема детерминируется неосознаваемыми тенденциями, а следовательно, не поддается самостоятельному рациональному познанию, поэтому определяется с позиций психодинамической теории как таковой, «которую субъект сам не может решить результате непонимания ее предпосылок, каузальных аспектов, связанных с внутренней, стабилизированным противоречием »

Термины «личностная проблема », «личностная проблематика » недостаточно освещены в научной литературе. Классический психоанализ для обозначения болезненных состояний психики, требующих психоаналитического лечения, пользуется понятием симптом. В психотерапии явления психики, подлежащих исправлению и лечению, называются психологических дисфункций, или дефекта «Я». К ним относят пограничные состояния психики, выраженные акцентуации характера, невротические проявления, а также психические отклонения. В практической психологии понятие личностной проблемы зародилось в психокоррекционной групповой работе с людьми, находящимися в пределах психического здоровья. В психоанализе существует понятие дефекта его. Это понятие связано с нарушением восприятия реальности, когда теряется адекватность оценки внешних явлений мира, реалистическое понимание межличностных отношений. В психологии выделяют также понятие деструктивное поведение, которое формируется в детстве под влиянием устойчивых отрицательных эмоциональных переживаний, обусловленных неудовлетворением важных психологических потребностей. Существует понятие дисгармоничная организация личности, находящейся в конфликте сама с собой. К. Хорни говорит, что внутренний конфликт нивелируется путем отрицания существования интрапсихический конфликтов, находит выражение в формировании идеализированного образа собственного «Я». При таких условиях тормозится гармоничное внутреннее развитие, так как человека интересует не личная жизнь, а собственный образ, который она стремится поддерживать. В литературе выделяют понятие деструкции, что определяется как разрушение, уничтожение, нарушение нормальной структуры чего-либо. Согласно исследованиям Фрейда, деструктивность имеет биологическую основу, связанную с природными инстинктами жизни и смерти: чтобы избежать саморазрушения, индивид разрушает внешнюю среду, другого человека. По утверждению Э. Фромма, человеческую деструктивность формирует общество, и одновременно она является выбором самого человека.
Понятие деструкции касается личностного аспекта человека и не является тождественным понятию личностной проблемы. Если личностная проблема является индивидуально-неповторимой тенденцией к определенной непродуктивной активности, связанной с инфантильным аспектом, то деструкция проявляется в шаблонные и ригидной поведении, направленном на причинение вреда другому человеку. Деструкции актуализируются в процессе межличностного взаимодействия. Т. Яценко утверждает, что «до личностных деструкций принадлежат стабилизированные образования психики субъекта, которые порождают барьеры общения и ослабляют контакты с другими людьми, что затрудняет самореализацию субъекта» 2. Такая активность порождена неосознанным стремлением избавиться внутренней напряженности, подкрепить собственное идеализированное «Я» за счет ожидаемого обратной связи от других людей.

Согласно психодинамической теории, личностная проблематика субъекта детерминируется последствиями эдиповой зависимости: осознание невозможности интимных (либидних) отношений с близкими людьми предопределяет вытеснение нежелательных (табуированных) импульсов, подкрепляется защитными тенденциями психики .

Сущность проблематики, детерминированной эдиповой зависимостью, заключается в том, что возникает эмоциональное напряжение, связанное с переживанием определенных эмоциональных состояний (депрессии, агрессии, фрустрации и т.д..), Которые актуализируются ситуацией общения. При этом наблюдается иррациональное поведение, последствия которого не могут быть прогнозируемыми самим субъектом. Интересна в этом смысле является мнение Л. Гозман: «... на интуитивном уровне эмоциональные отношения представляются абсолютно спонтанными, непредсказуемыми и ничем не детерминированными» . Продолжается закрытость для нового опыта в ситуациях, актуализируют инфантильные устремления. Таким образом, формирование личностной проблемы связано с закономерностями функционирования психики, которая, как известно, интегрирует два противоречия: принцип реальности и принцип удовольствия. Это выражается в трех глобальных противоречиях, выделенных Т. Яценко, - между силой и слабостью, между жизнью и смертью, между стремлением к единению с людьми и тенденцией «от людей».
Сложность осознания личностной проблемы связана с возникновением определенных иллюзий, которые появляются вследствие искажения самосознания и социально-перцептивной информации.

К проявлений личностной проблемы можно отнести такие психологические явления: ощущение дисгармоничности внутреннего мира; агрессивность как следствие заблокированности возможностей выражения конструктивных чувств; тревожность и немотивированный страх; актуализацию чувства неполноценности; эгоцентризм, концентрацию на собственных проблемах и интересах собственного «Я»; пассивность, блокирование творческого потенциала и способности к самореализации; депрессивные и аффективные состояния психики; блокирование адекватной саморефлексии и отображения объективной реальности, других людей. Как отмечает Т. Яценко, личностные деструкции связаны со стратегиями общения, среди которых выделяются авторитарная и манипулятивная. Авторитаризм предполагает прямое подчинение собственному интересов партнера по общению, захват его в своеобразный психологический плен. Манилулятивна стратегия характеризуется скрытым влиянием на партнера с целью удовлетворения собственных потребностей. Партнер не догадывается о манипулятивное воздействие и воспринимает общение со стороны манипулятора «как чистую данность». Деструкция может проявляться, например, о том, что психолог, отягощенный проблематикой, применяет личностные и профессиональные знания и достижения для манипулирования другими людьми.

Наличие внутренних противоречий связана с энергетическими перерасходами субъекта, требует пополнения за счет других людей (эффект «психологического вампиризма»). Наблюдается также явление погружения в себя вроде аутизма. Поведение при таких условиях подчинена активности болезненных точек «Я», актуализация которых побуждает к внезапным личностных изменений в пределах полюсов: плюс-минус, любовь - ненависть, активность-пассивность . Как утверждает Э. Берн, способом решения внутреннего конфликта является бессознательная тенденция, согласно которой доминирует то одно, то другое чувство (любовь и ненависть), который блокирует способность человека направлять свои внутренние силы на достижение
конструктивных цилей.

Т. Яценко отмечает, что личностная деструкция субъекта, которая проявляется в дисфункциях общения, может иметь замаскированные формы, и субъект их часто не распознает. При этом в поведении начинают доминировать иррациональные компоненты, немотивированные поступки. Деструктивные тенденции находят свое выражение в конкретной семантике проблематики
личности.

Следствием личностной проблемы есть искажения социально-перцептивной реальности в восприятии действительности. Категория искажения толкуется в психологической литературе как любой индивидуальный отклонения от стандартной интерпретации стимула, от объективно существующей реальности в аспекте ее субъективного восприятия, детерминируется не только глубинными предпосылками, но и социальной ситуацией взаимодействия. Теория личностного смысла в психологической науке подтверждает социально-психологический характер искажений, которые определяются как «субъективно воспринимаемая завышена значимость предмета, действия или события», «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к объектам, ради которых развертывается деятельность ». Подчеркнула центральную роль значимого события в формировании психологических искажений (влияние которой может не осознаваться субъектом), что связано с сознательным началом человека, которое находит свое отражение в поступках, социальных нормах, идеалах и ценностях. При наличии личностной проблемы (которую предприятие трудно самостоятельно решить результате непонимания ее глубинных истоков) приоритетности приобретают дезинтеграции психические процессы: в результате действия защитной системы происходит отсоединение интеллектуально-рационального от чувственно-эмоционального познания, вследствие чего создается почва для возникновения социально-перцептивных искажений. При этом наблюдается деструктивное влияние искажений на восприятие социально-перцептивнои информации.
Швейцарский психолог Э. Блейер крайней формой отступления от реальности называет аутизм, при котором наблюдается как погружение в мир собственных переживаний, так и гипертрофированная активность во внешнем мире. Т. Яценко справедливо отмечает, что «под искажениями следует понимать любые искривленные вследствие внутренних психологических причин отражение реального мира». Непонимание субъектом наличии собственных искажений предопределяет социальную дезадаптацию и психологическую незащищенность, а следовательно, чрезмерную трату энергии, пополнение которого требует дополнительных отступлений от реальности в процессе общения. Неуспехи и невзгоды относят при этом в неблагоприятных обстоятельств или противодействия со стороны других людей. Создается феномен хождение по заколдованному кругу: что в большей степени у лица выражена расхождение между внутренними логиками: «кто я есть» и «кем я хочу быть», то чаще и интенсивнее психика «вынуждена» отступать от реальности. Интересен рассуждения К. Роджерса: организм реагирует искривлениями опыта, чтобы сохранить собственную «Я-концепцию», которая несовместима с реальным опытом. На конкретно-поведенческом уровне незаметность искажений обеспечивается тенденциями рационализации собственных поступков (эффект «добрых намерений»).
Попробуем осветить некоторые индивидуально-неповторимые вариации искажений, которые, однако, являются распространенными и стереотипными последствиями действия защитной системы. В отдельных лиц значимость объективно-предметной деятельности максимизируется настолько, что приводит игнорирование ими самого человека как реальности (эффект «арийской крови»), а следовательно, нарушение принципа равенства и партнерства в общении. Неосознанное чувство неполноценности приводит тенденцию гиперболизации собственных предпочтений. Приведем пример: успехи в профессиональной деятельности лица абсолютизируются и генерализуються на другие сферы (например, общение с коллегами). При таких условиях наблюдается ожидания, что люди, окружающие человека, положительно относиться к ней соответственно ее «возвышения». Ярким примером искажения является эффект мегаломании, что проявляется, в частности, в аксиологических ценностных ориентациях: «я более значимый, чем вы», «я знаю больше, чем другой человек». Следствием такого искажения выступает деперсонализация других людей или соблюдения пренебрежительного («родительской») отношение, когда другому человеку не остается ничего другого, как занять позицию «неразумной ребенка». Искривление тормозят адаптацию к актуальной ситуации. Вследствие отступлений от реальности нередко происходит маскировки субъективного чувства собственной несостоятельности в профессиональной деятельности упрощением понимания профессиональных аспектов и понятий.
Условность ценности приобретения личностной независимости может вызвать проявление неблагодарности в отношении других людей. Если чувство благодарности, как критерий профессиональной откорректировки, присоединяется к идеалу «Я», приобретая условности, то происходит дезадаптация: наблюдается стремление выражать благодарность независимо от ситуационных нюансов, поскольку она выражается для собственного самоутверждения. Неспособность почувствовать и способствовать реализации интересов окружения маскируется проекцией таких тенденций на другого человека. Проблемная человек - иррациональная о перспективах удовлетворения собственным «Я».
Таким образом, личностная проблематика субъекта - сложный и емкий феномен, отражающий противоречивость и дисфункциональность психики . Глубинно-психологические истоки личностной проблемы обуславливают ее императивную силу, что без психологической коррекции может ослаблять и дезадаптировать практического психолога: именно внутренняя проблематика вызывает непроизводительные ошибки восприятия другого человека и ситуации общения, несоответствие конструктивных намерений субъекта его реальным действиям, закрытость для нового опыта. Эти тенденции имеют индивидуально-неповторимое выражение, что, однако, не снимает их деструктивного влияния на характер межличностного взаимодействия. Понимание взаимосвязи инфантильных факторов проблематики с характером социально-перцептивных искажений дает будущему психологу возможность не только нивелировать эмоциональной перегрузки, но и оптимизировать ситуацию общения, максимально приблизиться к принципу реальности, что способствует его профессиональному становлению, адекватному видению проблематики другого человека.

Типология проблем . Я делю проблемы человека на три основных типа: личностные, психологические и бытийные; наблюдается и «пересечение» этих типов: встречаются порой проблемы личностно-бытийные, психологически-бытийные и личностно-психологические. О своеобразии этих типов проблем и разнице между ними я хочу вам рассказать.
Что такое личность, или «я»? У каждого человека на эту тему есть определенные (или неопределенные) представления. Но понятие «личная жизнь» как жизнь любовная или сексуальная имеет слабое отношение к психологическому понятию личности, так что я буду отчетливо различать личные и личностные проблемы. А именно, личные проблемы имеют отношение к любви и любовным партнерам, а личностные проблемы связаны с различными темами, начинающимися с приставки «само», например: самоуважение, самоедство, самоуничижение, самопознание, самореализация, самооценка, самомнение и т. д.
Психологические проблемы как таковые относятся к внутреннему миру человека и им ограничиваются, то есть не связаны - по крайней мере, напрямую - с его бытием во внешнем (сенсорном) мире.
Бытийные проблемы - это те, которые в первую очередь обусловлены внешними обстоятельствами жизни человека, и человек мыслит их решение преимущественно через свои внешние усилия и внешнюю же помощь других людей и организаций.

О проблемах как таковых . Проблема - это то, что человека волнует, беспокоит, тревожит, причиняет душевную или физическую боль, заставляет искать средства для своего решения и не поддается вытеснению в подсознание; говоря проще, проблема не дает о себе забыть.
Является ли проблема чем-то положительным? Кара ли она за прегрешения человека или же стимул для его развития и необходимых перемен? Или и то, и другое вместе? Если посмотреть на медицинские проблемы, то многие из них являются следствием неправильного, вредного для организма образа жизни человека, и в этом сомнений нет - по крайней мере, в очень многих случаях. Но становятся ли проблемы здоровья стимулом для положительных изменений в человеке? Увы, по большей части нет; исключения есть и они воодушевляют, но все же редки. Вообще, по моим наблюдения, проблемы если и создают стимулы для развития человека и положительных изменений в нем, то являются скорее косвенными и поверхностными причинами таких изменений.
Нужны ли проблемы творческим людям, и как эти проблемы влияют на их творчество? Некоторые литературоведы считают, что «Анна Каренина» была написана Львом Толстым как реакция на проблемы его взаимоотношений с женой; в отношении «Крейцеровой сонаты» эта точка зрения общепринята. Однако проблемы с женами бывают у большинства женатых мужчин, но великими писателями они от этого не становятся. Тем более странно было бы искать корни «Войны и мира» в проблемах Толстого - явно при написании этого романа им двигало нечто большее, чем скажем, его неудачи на охоте или недовыясненные отношения с собственными крестьянами. Так же и музыка Моцарта не кажется навеянной его проблемами, как, впрочем, и творения Баха. Я уже не говорю о науке: 23 математические проблемы Давида Гильберта, в значительной степени определившие развитие математики в ХХ веке, уж точно было бы трудно связать с жизненными проблемами великого немецкого ученого.
Таким образом, проблема в психологическом смысле слова (а именно ими занимается проблемология) не есть обязательный атрибут жизни человека, как обычного, так и выдающегося. Проблемой становится то затруднение, которое человек хочет как-то выделить, вычленить и подчеркнуть в ряду своих прочих жизненных сложностей. Означает ли это, что он собирается как-то ее решать? Вовсе нет. Проблему можно отложить, можно попытаться про нее забыть, можно понадеяться, что она как-нибудь сама собой рассосется или что ее помогут решить близкие, или друзья, или общество, или Бог. Для Него же это совсем не трудно!
А для человека (проблемоносителя) это может быть очень даже трудно, но все же он может считать, что сам способен с проблемой справиться; или же может справиться не совсем один, а с небольшой посторонней помощью; или с большой посторонней помощью; или вовсе переложив проблему на чужие плечи. И тогда возникает следующий вопрос: где найти собственные ресурсы, или помощника, или чужие плечи - и как воспользоваться их помощью, то есть как приступить к начальной фазе решения проблемы. В случае хронической проблемы, имеющей стаж 5-10 лет и более, именно эта начальная фаза часто представляет непреодолимое по виду препятствие.
И это положение вещей составляет незыблемую основу жизни большинства людей. Для того, чтобы начать решать проблему, необходимы ресурсы - а они весьма ограничены и поделены между уже имеющимися жизненными программами человека, так что лишних нет и не предвидится. Это фактически (глазами проблемолога, например) может быть и не совсем так, или даже совсем не так, - но психика хронического проблемоносителя свою проблему яростно защищает, и в том числе психологически, создавая видимость ее неизбывности. И так большинство людей и живет - имея проблемы, но не имея ресурсов для их решения и соответственно сколько-нибудь реальных шансов на разрешение этих проблем. А если «лишние» ресурсы иной раз и возникают, то как-то так само собой получается, что они идут на поддержку имеющегося образа жизни человека, но не на реальные изменения, ведущие к решению проблемы. И это, как сказал бы теолог из средних веков, не доказывает ничего иного, как исключительную силу дьявола. Я как-то консультировал одну молодую даму, ходившую на необременительную работу три раза в неделю и жаловавшуюся на постоянную нехватку времени на свои дела. Изучив ее обстоятельства и привычки, я предложил ей сократить ежедневное время просмотра телевизора. И получил такой ответ: «Ну не могу же я вовсе лишить себя радостей жизни!»
Так в чем же заключается «дьявол», сидящий в человеке, и с чем связана такая его убойная сила? Может быть, тут собака зарыта в личностных проблемах, незаметно «подклеивающихся», например, к бытийным? И бывают ли люди, лишенные личностных проблем?

Люди без личностных проблем . Не знаю, встречались ли они вам в жизни, но художественная литература такие примеры дает, и в изобилии. Сравните две яркие личности: Остапа Бендера и графа Монте-Кристо. Казалось бы, между ними мало сходства, но одна общая черта у них имеется: это полное отсутствие личностных проблем. Какие бы удары судьбы ни обрушивались на этих людей, и какие бы удачи и свершения им ни удавались, они не воспринимали происходящее лично: например, их самооценка не только не менялась, но о ней как будто и речи не заходило и зайти не могло. Оба эти героя - сугубые практики: они ставят себе внешнюю цель и ее добиваются, с бо льшим или меньшим успехом и издержками. Но о личностном фиаско или, наоборот, возвышении своего «я» и речи не заходит: кажется, что такие понятия этим людям неведомы. Здесь мне хочется чуть перефразировать известную реплику: «Я старый солдат, донна Роза, и мне неведомо понятие личности».
Что такое человек без личностных проблем? Это, например, человек, полностью принявший самого себя таким, какой он есть, к чему призывал знаменитый Ошо, духовный учитель ХХ века, и что реализовал (без заметных усилий) алкоголик Веничка Ерофеев, герой поэмы «Москва - Петушки». В жизни Венички масса неурядиц, но он совершенно не воспринимает их как манифестации своих личностных проблем; да говоря откровенно, у него таких проблем нет и в помине. Он начитан, добр, внимателен, чувствителен, наблюдателен и полон сочувствия к людям и миру в целом, склонен философствовать, материться, икать и пить спиртные напитки вплоть до белой горячки; но идеи судить людей за что-то у нет и быть не может, и то же отношение у него имеется и к самому себе.
Заметьте себе: когда Эдмона Дантеса (будущего графа Монте-Кристо) по ложному обвинению сажают в темницу, разлучая с любимой невестой; когда Остапа Бендера лишают верной надежды на скорое обогащение; когда Веничку Ерофеева обливают презрением в московском ресторане; - то они страдают, но их личность не терпит никакого ущерба, их самооценка не понижается, и поводов для самоедства у них не появляется - прежде всего потому, что с этими понятиями они незнакомы.

Проблемы или задачи? Если бы друзья графа Монте-Кристо когда-нибудь его спросили: «Граф, у вас есть проблемы?» - то он, скорее всего, ответил бы отрицательно, уточнив: «Проблем как таковых у меня нет, - у меня есть задачи, которые я по мере сил и удачи решаю». Чем же отличаются проблемы от задач? Вероятно, ничем, кроме подсознательной установки человека, который на «проблеме» ставит более драматический акцент, нежели на «задаче». И задачи, и проблемы бывают легкими и трудными, требующими бо льших или меньших затрат и помощи окружающих; и те, и другие можно откладывать, а можно браться за них, засучив рукава.
Вероятно, проблемы - это не просто трудные задачи. Это задачи, которые выделены жирным шрифтом в подсознании человека как особо важные, причем в каком именно смысле важные, он обычно сказать не в силах. Проблема может иметь личностную подоплеку, или подоплеку во внутреннем мире, или во внешнем мире, или не иметь особой подоплеки, - но почему-то подсознание ее акцентирует и «выпихивает» в сознание, как бы побуждая человека с ней что-то сделать независимо от прочих его дел, обязанностей и жизненных обыкновений.
Можно предположить, что проблема - это такая актуальная задача, стоящая перед человеком, что с ней не справляются по отдельности ни его сознание, ни подсознание, ни имеющаяся связка между ними. Иными словами, для решения проблемы часто бывает необходимо наладить новые связи между сознанием и подсознанием, так чтобы их тандем работал более эффективно. Во многих случаях сам человек с этим не справляется, и ему нужна внешняя помощь - например, от консультанта-проблемолога; или ему нужно найти соответствующую фигуру в своем внутреннем мире.
Подытоживая этот пункт, могу сказать так: есть люди, которым свойственно иметь (и как-то решать) проблемы, и именно они делают профессию проблемолога актуальной; и есть люди, которым иметь проблемы несвойственно, и им непонятно, зачем проблемологи нужны. Но сама по себе принадлежность человека к первой или второй группе не является ни чем-то хорошим, ни чем-то плохим: так уж этот человек устроен, и, вероятно, от рождения, и к соответствующему ритму жизни ему следует приспосабливаться самому и приспосабливать окружающих.

Личностные проблемы . Поговорим теперь о людях, страдающих от личностных проблем. В чем эти проблемы могут заключаться? Перечислю наиболее распространенные.
1. Вечно голодное «я» . Этот человек должен регулярно получать от других или от самого себя поддержку своему «я» - говоря обычным языком, самоутверждаться.
При этом одним людям важно признание и утверждение их личности в целом, а другим - вполне определенной своей субличности (или нескольких «голодных» субличностей). Если голодное «я» не получает желаемой поддержки, оно начинает человека терзать и мучить: у него не только падает самооценка, но это становится для него непереносимым страданием. Хоть волком вой, что называется.
Заметьте: далеко не у всех людей падение общей или локальной (относящейся к данной субличности) самооценки связано с острым страданием. Некоторым людям бывает просто немного неприятно от чувства своего унижения, но они не воспринимают это как особую трагедию и не склонны сильно переживать на эту тему. «И что же сделаешь теперь, - говорит сам себе униженный локально или глобально человек, - ну не состоялся я как любовник класса «люкс», и как честный или добрый человек тоже. Да и инженер автодорог из меня неважный. Грустно, конечно - но все же не смертельно», - и легко переключается на текущие бытийные заботы и радости. Это как раз и означает, что проблемы самооценки у него нет.
Как правило, люди с проблемной самооценкой на ней фиксированы; у них слишком легко меняется ощущение своей важности и значимости на противоположное, и унижение они переживают необыкновенно остро. Но на вопрос: «Почему так?» человек с голодным «я» обычно ответить не в состоянии. Вероятно, всех людей когда-то унижают и недокармливают похвалами и высокими оценками - но почему одни воспринимают это спокойно, а другие беснуются?
Ответ на этот вопрос - в глубоко текущих водах подсознания. Одно можно предположить с большой долей уверенности: личность этого человека чрезвычайно важна для него, и находится сейчас не в лучшем состоянии. Однако как именно ее следует изменить и перестроить, а также использовать в текущей жизни человека, нужно разбираться в каждом случае отдельно, и без помощи консультанта здесь часто не обойтись.
2. Извергающееся «я» . Этот человек постоянно чувствует в себе острую потребность в самовыражении и воздействии своей личности на окружающих. Заметьте: в воздействии не своих идей, или настроений, или внешности - но в первую очередь именно своего «я». Он может свои мысли, эмоции, жесты использовать как инструменты для трансляции в мир своего «я» - но сами по себе эти инструменты его волнуют мало. Он все время стремится оставить отпечаток своей личности на окружающем мире и людях - начиная от надписей типа «Здесь был Вася» на исторических памятниках и кончая ярким впечатлением, которое он оказывает на других людей. Для него как маслом по сердцу такие, например, фразы его знакомых (и незнакомых):
- Вы произвели на меня неизгладимое впечатление.
- Под влиянием знакомства с вами вся моя жизнь была мной переосмыслена.
- О, как бы я хотел быть во всем на вас похожим!
Однако он не стремится получать такие фразы - они скорее для него приятная, но необязательная обратная связь от людей, подвергшихся его влиянию. А сам он неукротимо стремится проявлять свое «я» различными способами: сочинять стихи, читать их на публике, учить, управлять, наставлять, покровительствовать, защищать, строить, разрушать, красоваться; но самое главное - делать это очень лично, выставляя свое «я» вперед как знамя.
Что тут плохого, где здесь проблема, если человек делает все это хорошо, талантливо, если на него есть спрос у публики? Проблема начинается там, где самовыражение человека становится для него императивным, когда он не в состоянии добровольно остановиться и сделать в нем паузу. А насильственная пауза ему неприятна, даже более того - резко для него болезненна, так что он теряет не то, что веру в себя - ему кажется, что он теряет самого себя, а это переживание не из приятных.
Решение проблемы может быть достаточно сложным для человека - ему нужно понять, что он самовыражается не так, не тогда и не перед теми, и что его «я», как он его понимает, нуждается в предварительной обработке - в каждом случае своей.
3. Самокритичное «я» . Этот человек постоянно собой недоволен и не может остановиться в самокритике, по сути чисто разрушительной и не ведущей, однако, ни к каким положительным эффектам. Этот тип личностной проблемы и возможные подходы к ее решению описаны мной в статье .
4. Самоуничижение . Это несколько извращенный, но распространенный (по крайней мере, в России) тип поведения, когда человек постоянно ищет личных упреков (со стороны или от самого себя) и как будто собирает их в корзинку. Про таких людей есть выражение «унижение паче гордости».
Нередко у такого человека идет «игра» (если воспользоваться термином Э. Берна) четырех субличностей: это Провокатор-Неудачник, Обвинитель, Мальчик-для-битья и Внутренний Утешитель. Сюжет игры развивается по трем фазам.
Фаза 1. Промах. На этой фазе активизируется Провокатор-Неудачник и человек совершает какое-то предосудительное действие или проваливает свое обещание, проект и т. п.
Фаза 2. Обвинение. На этой фазе вперед выступает Внутренний Обвинитель и критикует человека за его промах, приписывая его личности нехорошие эпитеты: неудачник, неумеха, предатель, пустозвон, пустышка и т. д. Иногда активизируется и внешний мир, так что человека ругают и обвиняют окружающие, а Внутренний Обвинитель им поддакивает и усиливает их критику. Всю ее принимает на себя субличность по имени Мальчик-для-битья.
Фаза 3. Утешение. На этой фазе Мальчика-для битья обнимает и поддерживает морально Внутренний Утешитель, который говорит Мальчику, что никто его не понимает, что он на самом деле хороший, исполнен лучшими намерениями, но вот ему иногда не везет и т. п.
Есть ли тут проблема? Человек может быть вполне удовлетворен своей жизнью под таким сюжетом - тогда проблемы нет. Но иногда этот сюжет вдруг перестает его устраивать - например, Утешитель начинает плохо справляться со своими обязанностями, и тогда самоуничижение становится реально разрушительным для психики и жизни человека, превращаясь в реальную проблему.
5. Самопознание . В каком случае самопознание становится проблемой? Так бывает, если подсознание не хочет выдавать своих тайн сознанию, если теневые субличности правят бал в психике, если самообман становится нормой жизни человека. Тогда ему становятся непостижимы мотивы его собственных поступков и решений, его желания непоследовательны и иррациональны (для него самого), ему непонятно, откуда брать ресурсы для жизни и как их тратить без саморазрушения.
Фразу «Я не понимаю сам себя» можно услышать довольно часто, но далеко не всегда она означает проблему человека. Например, он может говорить так: «Я сам себя не понимаю. Иногда я щедр и сорю деньгами направо и налево - а иногда скуп и прижимист. Иногда я балагур и душа компании - а при случае забираюсь в нору и сижу в одиночестве, и никто мне не нужен. Порой я гурман и обжора, а временами на меня нападает пищевой аскетизм, а то и голодаю по несколько дней подряд», - но все это его очень мало смущает и никакой проблемой не является. Однако если неведомые внутренние личностно-окрашенные силы начинают и продолжают разрывать человека на части, обращая его жизнь в трагедию и хаос, то познание своего «я» может стать проблемой.

Психологические проблемы . В этом пункте я опишу некоторые распространенные чисто психологические проблемы, то есть проблемы, относящиеся в внутреннему миру человека, но не к его (актуальной) внешней жизни и деятельности.
Замечу сразу: не все люди придают сколько-нибудь существенное значение своему внутреннему миру. Конечно, какие-то воспоминания есть у каждого человека, и какое-то планирование или предвосхищение будущего, в том числе отдаленного, тоже свойственно всем. Но есть люди - они нередко называют себя «практиками» в противовес «мечтателям», - которые погружаются в себя лишь в непосредственной связи с текущими внешними событиями и действиями, а все остальные свои внутренние процессы относят к области «пустых фантазий», «никчемных воспоминаний», бессмысленных снов и т. п.
Могут ли быть у такого «практика» чисто психологические проблемы? Скорее всего, он в них не призна ется, так как его проблемы, если и есть, относятся (в его понимании) в первую очередь к внешнему миру, то есть он понимает их либо как бытийные, либо как бытийно-психологические, и об этих типах проблем мы еще поговорим. Однако кроме сознания, у любого человека, в том числе и у «практика», есть еще и подсознание, и вполне может быть, что свои имеющиеся психологические проблемы человек вытесняет в подсознание. Что, впрочем, не делает их менее актуальными, но сильно затрудняет их решение.
1. Патологическое воображение . Человек может жить вполне безопасной и хорошо отрегулированной внешней жизнью, и скучать при этом. Его могут звать рискованные путешествия, приключения, схватки с удавами или носорогами, горные вершины и глубокие подводные пещеры - и все это может с ним происходить... но лишь в его воображении. Проблема ли это? Часто нет, так же, как у многих людей не является проблемой страсть к сериалам или кинопутешествиям. Каждый развлекается на досуге как может и как позволяют средства.
Но иногда воображение разыгрывается не на шутку и начинает крутить человеку фильмы ужасов - и при том до такой степени реальных, что даже с «3D» не сравнятся, и отвлечься от них плохо получается, как и сменить предлагаемый подсознанием фильм на комедию. И человек начинает бояться сам себя, но скрыться ему некуда. И это уже проблема.
2. Пустая работа воображения . Иногда воображение крутит человеку порядком надоевшие, однообразные сюжеты, из которых не может само выбраться. Они могут не относиться ни к прошлому, ни к будущему, и не иметь отношения к текущей жизни человека, но тем не менее крутиться снова и снова, не доставляя человеку ни радости, ни интереса: как говорится, ни уму, ни сердцу. Является ли это проблемой? Нет - но лишь до тех пор, пока эти продукты воображения не становятся навязчивыми и не начинают отнимать у человека значительную часть его энергии, лишая его в целом сил и энтузиазма.
3. Фиксация на прошлом . Вообще-то события детства следует отнести к нему самому , и огорчаться своим нехорошим поступкам (лишениям, унижениям) детства не нужно - во всяком случае, не больше, чем мы огорчаемся жизненным ошибкам (лишениям) своего прадеда.
Конечно, психология ХХ века, буквально помешанная на детских или даже перинатальных (родовых) переживаниях человека, создает впечатление, будто наше детство или даже младенчество определяют нашу жизнь, но все-таки трезвые наблюдения показывают, что это далеко не так. У подавляющего большинства людей (во всяком случае, российских) детство не было безоблачным и физических и моральных травм в нем хватало - но лишь небольшая часть населения вырастает невротиками или психотиками. А это значит, что детские травмы психика в большинстве случаев как-то изживает, не оставляя шрамов - и это как раз и нормально.
И то же самое относится к юношеским и вообще давним переживаниям, срок которых значителен. Они (и положительные, и отрицательные) в норме постепенно сглаживаются, не оставляя в течение 5-10 лет эмоциональных следов. Если же какое-то давнее воспоминание не теряет своей эмоциональной яркости и сильно тревожит человека спустя много лет, отнимая у него много энергии, ухудшая настроение и резко снижая энергетику, то это вполне может быть проблемой.
Сказанное относится не только к негативным, но и к положительным воспоминаниям, которые могут представлять огромную проблему. Так бывает, когда человек жестко привязывается к воспоминаниям о счастливом безоблачном детстве (по крайней мере, именно так он его помнит) или необыкновенном по силе романтическом эпизоде, когда его сознание было сильно смещено и он словно был в раю. И в результате такой жесткой привязки вся текущая жизнь человека обесценивается, не выдерживая сравнения со счастливым периодом, кажется серой и бессмысленной, лишенной прелести, своеобразия и привлекательности. И это - проблема.
4. Фиксация на будущем . Строить планы - нормально для человека, в том числе и планы на далекое будущее (лучше, если последние будут несколько неопределенными). В какой-то мере будущее можно предугадывать, предчувствовать - дар спонтанного ясновидения или пророчества есть у многих людей. Но если какой-то вариант будущего выстроен в воображении человека слишком ярко, он может сильно сосредотачивать на себе его внимание и энергию - тем больше, чем меньше шансов на «сбычу мечт».
Мечты о прекрасном принце на белом коне («мерседесе»); о прекрасной стране и чудесном доме в ней; о счастье, которое неожиданно нагрянет и решит все проблемы разом; - все эти мечты вовсе не безобидны, даже (и особенно) если человек отдает себе отчет в их нереальности. А проблемой они будут, когда станут навязчивыми и будут отнимать слишком много сил у человека, - в частности, обесценивая его реальную жизнь.
5. Свободные фантазии на материале внешней реальности . Сильный акцент на внутреннем мире нередко снижает интерес человека к внешнему миру и его делам и обязательствам там, которые слишком легко переносятся во внутренний мир, где все может быть обыграно совсем по-другому.
Вот противный учитель, который заставляет школьника учить совсем неинтересные или вовсе непонятные ему вещи, да еще и насмехается над его тупостью. Во внутреннем мире этот учитель легко может быть представлен в виде уродливого карлика, который визжит тонким голосом, когда его, скажем, неожиданно поливают холодной водой из ведра.
Вот юноша провинился перед своей подругой, но ему страсть как не хочется просить у нее прощения: кроме всего прочего, он боится, что от этого пострадает его мужская самоидентификация. И как в этой ситуации поступает юноша? Он переносит ее во внутренний мир, и там его долго мучает совесть, потом он этого не выдерживает и кается перед (воображаемой им) девушкой в своем проступке, приносит (опять-таки в своем воображении!) девушке пышные дары и на коленях, плача, просит у нее прощения - и получает его! Гештальт на этом завершен, а о чем думает в реальности его девушка, о том юноша и не помышляет.
Вот юная особа, с детства взлелеявшая в себе идеал мужчины, встречает юношу, который чем-то напоминает ей этот идеал - и она тут же в этого юношу влюбляется. Не успев толком ни на него посмотреть, ни с ним поговорить и познакомиться в деле, она рисует себе во внутреннем мире образ этого юноши, без особых оснований приписывая ему черты своего идеала. А когда по мере дальнейшего общения выясняется, что юноша все же совсем не таков, как она его себе нарисовала, она с упреком говорит ему: «Как ты меня разочаровал! Я ведь тебя представляла совсем по-другому!» Хотя по сути это она перед ним виновата в своей невнимательности и безответственных фантазиях, выразившихся в том, что она на него пыталась надеть совсем не соответствующий ему образ. А это хуже, чем втискивать мужчину в костюм и обувь не по его мерке.
Безответственное фантазирование на материале впечатлений от внешнего мира - занятие вовсе не такое уж невинное, и если предаваться ему бесконтрольно и помногу, может приводить к очень существенным проблемам и во внутреннем мире, и во внешнем. Но это особый разговор, которому стоило бы быть обстоятельным.

Бытийные проблемы . Бывают ли чисто бытийные проблемы, не связанные ни с внутренним миром человека, ни с его личностью? Многие «практики» искренне считают, что именно такие проблемы и являются настоящими, а все остальное придумано психологами или романтиками-мечтателями, то есть в сущности людьми никчемными. Но и психологи нередко вынуждены признать свое поражение перед натиском бытийных проблем клиента, например, связанных с его окружением.
«Скажите, господин психолог, как сделать так, чтобы мой муж (отец, сын, любовник) наконец возымел совесть и стал обо мне заботиться и меня по-настоящему любить?» На этот вопрос господин психолог чаще всего затруднится ответить; и есть теоретическая основа для его затруднения, которая на профессиональном психологическом языке звучит так: «Социопатия не лечится». Социопатия - это нелюбовь (иногда и ненависть) к людям. И, как видите, профессионалы отказываются ее лечить, хотя это, казалось бы, психологическая проблема.
Поэтому призна ем: чисто бытийные проблемы существуют, и психологические методы не всесильны (например, когда вас затопили соседи сверху: собирать воду с пола придется во внешнем мире, а не во внутреннем). Другое дело, что в случае большой и серьезной бытийной проблемы можно заподозрить весьма существенные ее психологические или личностные корни - но проблемологу (на мой взгляд) лучше не навязывать эти свои подозрения проблемоносителю. Пусть он сам до этих подозрений доживет и как-то их сформулирует - тогда их можно «подшить к делу».

Смешанные проблемы . Но, конечно, в большинстве случаев серьезные проблемы человека являются смешанными, включая в себя, например, одновременно и бытийный аспект, и психологический; или личностный и бытийный, а то и все три аспекта вместе. Однако это тема для отдельного разговора.

1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" - совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек - это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно - био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

Гуманизм;

Человечность;

Совесть;

Скромность;

Великодушие;

Справедливость;

Верность;

Иные качества.

И общественно осуждаемые - негативные:

Чванливость;

Грубость;

Тунеядство;

Трусость;

Нигилизм;

Иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

Решительность;

Мудрость;

Установки;

Убеждения;

Патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие - меньше.

3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей и интересов.

Потребности - это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

Биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

Духовными - стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

Материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

Социальными - реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности - основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы - конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно спотребностями интересы - также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

Личные (индивидуальные);

Групповые;

Классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

Общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

Государственные;

Интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

Материальными и духовными;

Нормальными и ненормальными;

Долговременными и ближайшими;

Разрешенными и неразрешенными;

Общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение людей.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

Поддерживают порядок, равновесие в обществе;

Подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

Помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.

Видами социальных норм являются:

Нормы морали;

Нормы группы, коллектива;

Специальные (профессиональные) нормы;

Нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове­дения людей. Они охватывают большой круг общественных от­ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг­нуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы - особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по­ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

Устанавливаются особыми уполномоченными государствен­ными органами;

Имеют общеобязательный характер;

Формально-определенны (четко сформулированы в письмен­ной форме);

Регулируют четко определенный круг общественных отно­шений (а не общественные отношения вообще);

Подкреплены принудительной силой государства (возможно­стью применения насилия, санкций со стороны специаль­ных государственных органов в установленном законом по­рядке по отношению к лицам, их преступившим).

5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности - цело­стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд - одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок­ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован­ное общество.

6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

Пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

Активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

Групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру­гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

Общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

Активное, самостоятельное поведение по отношению к дру­гим индивидам, но подчинение лидеру группы;

Подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

Игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества - в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

Непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель­ность (пример: революционеры - Ленин и другие).

7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.

Воспитание - это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

Подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную культуру, опыт);

Развить общественно ценные качества личности;

Стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;

Научить человека взаимодействию с другими людьми;

Научить человека труду.

Билет №3. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

Бытие (Даль) – речь идет о сущ-и, присутствии и наличиствовании, наделены все субъекты, свойства и отношения, как активные, так и потенциальные. Бытие и материя не тождественны. Материя входит в понятие бытия.

Бытие – это интегральная х-ка мира. Поэтому утверждается целостность мира через его сущ-е. Это одно из наиболее общих понятий: все сущее взаимосвязано.

Быть – значит сущ-ть. Человек благодаря философии находит свое место в мире через познание. Т.е. бытие несет в себе этот признак – познание. С одной стороны, мир сопротивляется субъекту, а с др- светится через субъект благодаря развитию разума.

Бытие – это то, что треб. позн-я, и это то, что держится в просвете этого понимания. Речь идет об онтологии – учении о бытие. Сам термин «онтология» появляется в 17 веке и употр немецким фил-м Вольтером. Он рассматривает онтологию, как теоретическую науку, которая занимается субстанцией мира, материей движения, изучением форм сущ-я. Принципы морали и права являются естественным следствием структуры бытия, они объективны по природе. До Сократа выделяли бытие по истине и бытие по мнению, т.е. сущность и существование. Появляется понятие сещего и бытия: Бытие – нейтральный признак всего мира, это чистое существование, не имеющее причин; Сущее – совокупность окружающих вещей.

Впервые проблему бытия поставили идеалисты. Парменид: бытие абсолютно, неподвижно, едино и оно такое, т.к. мы мыслим его таким. Продолжил Платон, кот-ый утв, что существует подлинный мир идей («подлин бытие» и «мир вещей»). Демокрит: атомы – бытие, но эти атомы не могут сущ-ть без пустоты, т.е. он допускает не-бытие; сущность надо искать в мире вещей. Аристотель: сущность надо искать в мире вещей, выделял материю, как некую чистую возможность вещи (выделял растения, животных, а чел-к – соц-полит животное и свободен от физ и матер раельности)

В эпоху Средних веков на 1 место – божественное, кот-е противопоставляется природе. Развивается онтологии, существование Бога. Выводится абсолютное бытие из понятия бытия. «То больше, чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Поэтому Бог – это существо».

В эпоху возрождения: человек на первом месте (Пантеизм – растворение человека в мире). Человек обожествляется и освобождается от внешнего конроля, человек – самоцель, ставится вопрос – быть или не быть.

В Новое время: 1 место – метод познания, общество требует научного познания. Оформляется у представителей эмперизма появляется натуралистическо- объективистское понимание бытия. Декарт: «мыслю, следовательно существую», мысль первична, духовное должно рассматриваться объективно. Спиноза: природа – причина самой себя, а мышление является атрибутом, неотъемлемым свойство природы.

Немецкая класс философия. Кант: бытие – общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Гегель: бытие – первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе; более насыщенной категорией явл действительность, где внутренне и внешнее едино.

19 век – век изменений рассмотрения онтологич проблематики, соед материализм и идеализм. Бытие – то, что существует. Выделяется бытие на несеольких уровнях: общественное бытие – это марксиское, конкретизирует представление о материи. Но это век и позитивизма (наука – сама себе философия).

В 19-н 20вв: появляется тенденция иррационализма, которая сводится к внутреннему миру одного человека (Ницше, Шопенгауэр). Сартер: «Чел бытие - это свободный выбор возможностей». Но не основание его. Свобода – то ничто, которое содержится в сердце человека, что вынуждает чел-ка делать самого себя вместо того, чтобы просто быть. Ницше: «Нет бытия, есть только становление». Экзистенциализм Марка Хайдеггера: бытие – всеобъемлющая, непостижимая, таинственная сущность. Смысл бытия покрыт мраком. Сама тайна – есть путь к истине, который бесконечен. Сущность бытия – сохранение тайны бытия. Бытие раскрывает себя для ищущего человека. Разные понятия «сущее» - кто или что существует, а сущность скрыта и должна раскрываться через язык, т.е. надо обратиться к самим вещам.

Бердяев: задача, перед которой ныне стоит онтология, есть восстановление бытия в правах и раскрытия путей к бытию. Важно вернуться к подлинному бытию, которое находится в самом человеке

Формы бытия:

    Природное бытие: первая природа (существует объективно), вторая (то, что создано людьми)

    Бытие человека: человек может развиваться и формироваться только в обществе

    Духовное бытие: субъективный дух (сознание человека, мысли, чувства), объективный дух (то, что становится достоянием культуры)

    бытие общества

Билет №4. Личность как объект общественной жизни. Историческая необходимость и свобода выбора.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Понятие личности – это достаточно сложный смысловой термин, каждая наука интерпретирует его по-своему. Личность в психологии – это человек с разнообразным внутренним миром, с индивидуальной структурой сознания и со своими особенностями психики, которые полностью характеризуют человека как индивидуальность .

Проблема личности в социальной психологии

Социальная психология рассматривает проблему личности в проявлении нескольких факторов:

  • Понятие личности рассматривается не только с психологической, но и с социальной точки зрения;
  • Расшифровка такого понятия, как социализация личности;
  • Рассмотрение и объяснение социальной структуры личности;
  • Разработка методов диагностики социальной структуры личности.

Всемирно известный психоаналитик Зигмунд Фрейд выделял несколько типов личности:

  • «Оно»;
  • «Сверх Я».

Первые два типа залегают глубоко в человеческом подсознании, а последний тип «Сверх Я» — это выработанное на протяжении социальной жизни отношение ко всему окружающему и к себе самому.

Психоаналитик закладывал в основу развития человеческой цивилизации инстинкт жизни и инстинкт смерти, что обусловлено врожденными инстинктами человека.

Проблема изучения личности в психологии

Основная проблема изучения личности состоит в том, что каждая всемирная наука определяет понятие личности и остальных понятий, которые с ней связаны, по-своему. Но присутствует ряд дополнительных, не менее важных, проблем:

  • Наличие в индивиде биологической и социальной стороны, что усложняет поиск взаимосвязей физического и духовного аспекта;
  • Определенное процентное соотношение собственных личных наклонностей и всеобщих характеристик;
  • Филогенез – развитие мира с момента создания и онтогенез – развитие индивида с момента рождения;
  • Структура личности как индивида;
  • Факторы, влияющие на развитие личности;
  • Способы исследования сознания и личности.

Все эти проблемы обусловлены малоразвитой на сегодняшний день психологической наукой, а также предельно сложной структурой личности, которую изучить при помощи уже открытых методов невозможно полностью.

Проблема развития личности в психологии

Для гармоничного существования личности у человека должно присутствовать ощущение активного взаимодействия с обществом и окружающим миром, а также осознание себя как уникального самостоятельного человека . Для этого в человеке должны гармонично сочетаться сознательный и бессознательный факторы.

Два эти фактора полностью противоположны между собой, что и служит появлением проблемы развития личности в психологии. Внутренний мир личности должен давать толчок развитию человека в индивидуальном направлении.

Проблема развития личности усугубляется на каждом этапе ее развития. Современная психология выделяет такие этапы:

  • Мистическое участие . На этом этапе человек еще не может выделять себя как индивида. Он живет и воспринимает себя исключительно как часть мира, но не осознает свою индивидуальность. Такое явления присуще детям, но в повседневной жизни оно встречается в толпе, когда люди, поддаваясь стадному инстинкту, не могут мыслить индивидуально.
  • Проблема развития правильных установок . В этот период люди начинают отличать первичные половые признаки окружающих, а также формируют базовые знания об окружающем мире.
  • Далее человек дисциплинируется и расставляет приоритеты своей жизни.
  • Последний этап представляет собой наибольшую проблему. Он подразумевает попытки человека сочетать в себе сознательное и бессознательное. При успешном совмещении этих явлений человек становится настоящей личностью.

Эти этапы повторяются по кругу в течение всей жизни, именно они помогают человеку постоянно совершенствоваться.

Проблема личности в отечественной психологии

Символами отечественной психологии являются А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович. Именно они внесли наибольший вклад в ее развитие.

Божович разработала теорию, согласно которой человек один раз достигает наивысшей точки своего развития, находя гармонию внутри себя . Именно в этот момент он становится личностью. Она разрабатывала методики решения проблемы личности, которой она считала раннее развитие ребенка, воспитание которого осуществляется неправильно.

Леонтьев считал, что проблема личности заключается в ложных или неправильных мотивах развития человека . По его мнению, «личность рождается дважды». Первый раз – в дошкольном возрасте, когда он только начинает внедряться в социальную жизнь, а второй раз – будучи подростком, когда человек формирует для себя конкретное мировоззрение. Развитие человека как личности происходит во взаимодействии многих мотиваций, которые человек разрабатывает самостоятельно.

Проблема личности в зарубежной психологии

Зарубежная психология рассматривает проблему личности в двух направлениях. Первым из них является духовная основа развития. Второй же приводит теории в пользу биологического подхода.

По мнению Зигмунда Фрейда развитию личности на инстинктивном уровне мешают внедренные в общество чувство ответственности и мораль . Проблема заключается в том, что это вызывает образование внутреннего конфликта. Чтобы развиваться как личность, конфликт этот необходимо побороть. Если человек полностью идет на поводу у социума, он теряет свою индивидуальность и возможность развиваться как личность.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции