30.10.2019

Тощая зелень легкое племя буйные ветры. Листья Фёдора Тютчева. Анализ стихотворения Тютчева «Листья»


Луна - самое близкое к Земле небесное тело и потому изучена лучше всего. Ближайшие к нам планеты примерно в 100 раз дальше, чем Луна. Луна меньше Земли по диаметру вчетверо, а по массе в 81 раз. Средняя ее плотность , т. е. меньше, чем у Земли. Вероятно, у Луны нет такого плотного ядра, какое есть у Земли.

Мы видим всегда только одно полушарие Луны, на котором никогда не заметно ни облаков, ни малейшей дымки, что служило одним из доказательств отсутствия на Луне водяных паров и атмосферы. Позднее это было подтверждено прямыми измерениями на поверхности Луны. Небо на Луне даже днем было бы черное, как в безвоздушном пространстве, но окружающая Луну разреженная пылевая оболочка немного рассеивает солнечный свет.

На Луне нет атмосферы, смягчающей палящие солнечные лучи, не пропускающей к поверхности опасные для живых организмов рентгеновское и корпускулярное излучения Солнца, уменьшающей отдачу энергии ночью в мировое пространство и защищающей от космических лучей и потоков микрометеоров. Нет там ни облаков, ни воды, ни туманов, ни радуги, ни зари с рассветом. Тени резкие и черные.

С помощью автоматических станций установлено, что непрерывные удары мелких метеоритов, дробя поверхность Луны, как бы обтачивают ее и сглаживают рельеф. Мелкие осколки не превращаются в пыль, а в условиях вакуума быстро спекаются в пористый шлакоподобный слой. Происходит молекулярное сцепление пыли в подобие пемзы. Такая структура лунной коры придает ей малую теплопроводность. В результате при сильных колебаниях температуры снаружи в недрах Луны даже на небольшой глубине температура сохраняется постоянной. Огромные перепады температуры лунной поверхности от дня к ночи объясняются не только отсутствием атмосферы, но и продолжительностью лунного дня и лунной ночи, которая соответствует двум нашим неделям. Температура в подсолнечной точке Луны равна +120 °С, а в противоположной точке ночного полушария - 170 °С. Вот как изменяется температура в течение одного лунного дня!

2. Рельеф Луны.

Уже со времен Галилея начали составлять карты видимого полушария Луны. Темные пятна на поверхности Луны были названы «морями» (рис. 47). Это низменности, в которых нет ни капли воды. Дно их темное и сравнительно ровное. Большую часть поверхности Луны занимают гористые, более светлые пространства. Есть несколько горных хребтов, названных, подобно земным, Альпами, Кавказом и т. д. Высота гор достигает 9 км. Но основной формой рельефа являются кратеры. Их кольцевые валы высотой до нескольких километров окружают большие круглые впадины диаметром до 200 км, например Клавий и Шиккард. Всем крупным кратерам даны названия в честь ученых. Так, на Луне есть кратеры Тихо, Коперник и др.

Рис. 47. Схематическая карта крупнейших деталей на обращенном к Земле полушарии Луны.

В полнолуние в южном полушарии хорошо видны в сильный бинокль кратер Тихо диаметром 60 км в виде яркого кольца и расходящиеся от него радиально светлые лучи. Их длина сравнима с радиусом Луны, и они тянутся, пересекая много других кратеров и темных впадин. Выяснилось, что лучи образованы скоплением множества мелких кратеров со светлыми стенами.

Лунный рельеф лучше изучать тогда, когда соответствующая местность лежит вблизи терминатора, т. е. границы дня и ночи на Луне. Тогда освещенные Солнцем сбоку малейшие неровности отбрасывают длинные тени и легко заметны. Очень интересно в течение часа проследить в телескоп за тем, как вблизи терминатора на ночной стороне загораются светлые точки - это вершины валов лунных кратеров. Постепенно из тьмы выплывает светлая подкова - часть кратерного вала, но дно кратера еще погружено в

Рис. 48. Схематическая карта обратной стороны Луны, невидимой с Земли.

полный мрак. Лучи Солнца, скользя все ниже, постепенно обрисовывают и весь кратер. При этом хорошо видно, что, чем меньше кратеры, тем их больше. Они часто расположены цепочками и даже «сидят» друг на друге. Позднейшие кратеры образовались на валах более старых. В центре кратера часто видна горка (рис. 49), в действительности это группа гор. Кратерные стены обрываются террасами круто внутрь. Дно кратеров лежит ниже окружающей местности. Рассмотрите внимательно вид внутренности вала и центральной горки кратера Коперник, сфотографированных искусственным спутником Луны сбоку (рис. 50). С Земли этот кратер виден прямо сверху и без таких подробностей. Вообще с Земли в наилучших условиях едва видны кратеры до 1 км в диаметре. Вся поверхность Луны изрыта мелкими кратерами - пологими углублениями - это результат ударов мелких метеоритов.

С Земли видно только одно полушарие Луны. В 1959 г. со-ветская космическая станция, пролетая мимо Луны, впервые сфотографировала невидимое с Земли полушарие Луны. Принципиально оно не отличается от видимого, но на нем меньше «морских» впадин (рис. 48). Теперь составлены подробные карты этого полушария на основании многочисленных фотографий Луны, выполненных с близкого расстояния автоматическими станциями, посылавшимися к Луне. Искусственно созданные аппараты неоднократно опускались на ее поверхность. В 1969 г. на поверхность Луны впервые опустился космический аппарат с двумя американскими космонавтами. К настоящему времени на Луне побывало несколько экспедиций космонавтов США, благополучно вернувшихся на Землю. Они ходили и даже ездили на специальном вездеходе по поверхности Луны, уста навливали и оставляли на ней разные аппараты, в частности сейсмографы для регистрации «лунотрясений», и привезли образцы лунного грунта. Образцы оказались очень сходными с земными горными породами, но у них обнаружили и ряд особенностей, свойственных лишь лунным минералам. Советские ученые получили пробы лунных пород из разных мест при помощи автоматов, которые по команде с Земли брали пробу грунта и возвращались с ней на Землю, Более того, на Луну посылались советские луноходы (автоматические самоходные лаборатории, рис. 51), выполнившие много научных измерений и анализов грунта и прошедшие по Луне значительные расстояния - несколько десятков километров. Даже в тех местах лунной поверхности, которые с Земли выглядят ровными, грунт изобилует воронками и зчасыпан камнями всевозможной величины. Луноход «шаг за шагом», управляемый с Земли по радио, передвигался с учетом характера местности, вид которой передавался

Цирк Альфонс, в котором наблюдалось выделение вулканических газов (снимок сделан автоматической станцией вблизи Луны).

(кликните для просмотра скана)

на Землю по телевидению. Это величайшее достижение советской науки и человечества важно не только как доказательство неограниченных возможностей человеческого разума и техники, но и как прямое исследование физических условий на другом небесном теле. Оно важно и тем, что подтверждает большинство выводов, которые астрономы делали лишь из анализа света Луны, приходящего к нам с расстояния 380 000 км.

Изучение лунного рельефа и его происхождения интересно и для геологии - Луна как бы музей древней истории ее коры, так как вода и ветер ее не разрушают. Но Луна - это не совсем мертвый мир. В 1958 г. советский астроном Н. А. Козырев заметил в кратере Альфонс выделение газов из лунных недр.

В формировании рельефа Луны, по-видимому, принимали участие и внутренние, и внешние силы. Роль тектонических и вулканических явлений несомненна, так как на Луне есть линии сброса, цепочки кратеров, огромная столовая гора со склонами такими же, как и у кратеров. Имеется сходство лунных кратеров с лавовыми озерами Гавайских островов. Менее крупные кратеры образовались от ударов больших метеоритов. На Земле есть также ряд кратеров, образованных при падении метеоритов. Что касается лунных «морей», то они, по-видимому, образованы проплавлениями лунной коры и излияниями лавы вулканов. Конечно, на Луне, как и на Земле, основные этапы горообразования происходили в далеком прошлом.

Многочисленные кратеры, обнаруженные на некоторых других телах планетной системы, например на Марсе и Меркурии, должны иметь такое же происхождение, как и лунные. Интенсивное кратерообразование, по-видимому, связано с малой силой тяжести на поверхности планет и с разреженностью их атмосферы, мало смягчающей бомбардировку метеоритами.

Советские космические станции установили отсутствие у Луны магнитного поля и поясов радиации и наличие на ней радиоактивных элементов.

1. Исследование луны в древности

2. Физические условия на луне

а. Отсутствие атмосферы

б. Смена лунных фаз

3. Рельеф луны

а. Первые карты. Форма поверхности

б. Создание кратеров. Метеориты.

в. Полет космических кораблей, изучение луны.

г. Лунные породы.

4. Обратная сторона луны

5. Магнетизм луны.

6. Человек на луне

ЛУННЫЙ СОНЕТ

Луна и лотос… Все стихи Востока
Вас воспели. Прославил Восток
Лучистый диск, сияющий высоко,
Любви и славы сладостный цветок.

Луна и лотос… источает лотос

Сой нежный запах над безмолствием вод,

И лунный свет все так же тихо льется…

Но на Луне сегодня – луноход.

Была Луна им заново открыта,

И, связь наладив, известил он нас,
Что найден им кусок метеорита,
Что плоть луны – базальт и диабаз…

Все так же льется древний лунный свет,
Но я пишу по-новому сонет.

Лодонгийн Тудэв

«ДРЕВНЯЯ» ЛУНА

Луна – естественный спутник Земли и самое близкое к Земле небесное тело и потому изучено лучше всего, но несколько тысячелетий назад с каким изумлением следил первобытный человек за лунным диском! Задумчивое и таинственное светило, тусклое ночное солнце, одиноко блуждающий по безмолвному небесному небосводу шар – Луна во все времена и у всех народов в особенности привлекала к себе человеческие взоры и мысли. Луна подвергалась превратностям людского мнения. Жюль Верн, Сирано де Бержерак и другие писатели, фантазеры воображали, а некоторые и утверждали, что Луна населена живыми существами и богата плодотворной жизнью. До изобретения телескопа философы, вполне естественно, склонны были видеть в луне землю, аналогичную той, не которой мы живем. Когда Галилей, направив первую зрительную трубу на этот шар, нашел там горы и долины, подобные разнообразным формам рельефа поверхности нашей планеты, и обширные серые равнины, которые легко могли быть приняты за моря – сходство между этими мирами и нашим казалось очевидным, и его тотчас же населили не только человеческими существами, но и различными животными. Были составлены первые карты, и большие темные пятна было условленно окрестить именем «моря», которое они носят и теперь.

Астрономы, мыслители были уверены, что за увеличением телескопов последуют быстрые успехи, и в царствование Людовика ХIV предположено даже было построить «трубу длиной 100 тысяч футов для рассматривания существующих на Луне животных». Но как не старались оптики, их успехи далеко не могла идти наравне с воображением. Когда стали ясно различать поверхность лунных морей, оказалось, что она не жидкая и не гладкая, а песчаная и неровная. На этом светиле не удалось открыть ни одного настоящего морф, ни одного озера, ни малейшего следа присутствия воды в какой бы то ни было форме: в виде облаков, снега или льда. Не менее внимательное наблюдение звезд и планет в момент покрытия их проходящего перед нами Луною показывало сверх того, что свет этих светил, когда они приходят в соприкосновение с лунным краем, нисколько не ослабевает и не преломляется и что этот шар не окружен какой-либо заметной атмосферой. Постепенная лунная жизнь рассеивалась как дым и мало-помалу вошло в привычку помещать в астрономических книгах фразу: "Луна – безжизненное светило". Сегодня это доказано и теоретически, и практически. Луна лишена атмосферы и воды, которая без плотной атмосферы в жидком виде существовать не может. Без атмосферы существование какой-либо органической жизни невозможно.

ФИЗИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ЛУНЕ

Как уже было сказано: Луна самое близкое к земле небесное тело, и поэтому изучена лучше всего. Ближайшие к нам планеты находятся примерно в 100 раз дальше. Луна меньше Земли по диаметру вчетверо, ее радиус равен 1738 км, или 0,272 радиуса Земли. Масса ее меньше Земли в 81 раз и равна 0,0123 массы Земли. Масса Луны надежно определена по движению ее искусственных спутников, неоднократно выводимых на селеноцентрические орбиты, т.е. орбиты вокруг луны (от греч. «Селена» – Луна). Ее средняя плотность равна 3,55*10 3 кг/м 3 или 0,6плотности Земли, а ускорение свободного падения на ее поверхности g=1,63 м/с 2 , т.е. в 6 раз меньше земного, так что любой предмет на лунной поверхности весит в раз меньше, чем на Земле. Как было уже отмечено, на Луне нет атмосферы, смягчающей палящее солнечное излучение и защищающей от космических лучей и потоков метеоритов. Нет там ни облаков, ни воды, ни туманов, ни радуги, ни зори с рассветом. Из-за отсутствия воздуха и газообразной оболочки на луне происходят весьма любопытные явления. Здесь нет сумерек, ночь сменяется днем и день сменяется ночью мгновенно, подобно лампе, которая мгновенно гаснет и загорается в темноте. Нет постепенного перехода от тепла к холоду. Температура на луне сразу падает с точки кипения до температуры межпланетного пространства. Огромные перепады температуры лунной поверхности от дня к ночи объясняется не только отсутствием атмосферы, но и продолжительностью лунного дня и лунной ночи, которая соответствует двум нашим неделям. Температура в подсолнечной точке Луны равна +120°С, а в противоположной точке ночного полушария -170°С. вот так изменяется температура в течении одного лунного дня! По той же причине метеориты без торможения с огромной скоростью ударяются о лунную поверхность, вызывая сильные сотрясения почвы и образуя воронки.

Вследствие отсутствия атмосферы на лунном небе нет красок. На протяжении всей ночи, которая продолжается две земные недели, и столь же продолжительного дня при палящем Солнце над Луной черное небо, усеянное множеством звезд, четко выделяющихся и совершенно немерцающих. Звезды на лунном небе видны днем также хорошо, как и ночью.

Несколько тысячелетий назад люди с изумлением следили, как Луна росла и убывала, как живое существо, тучнела и усыхала. Исчезала совсем и неуклонно вновь возрождалась в звездной черноте неба. В этой поразительной смене была неуклонная закономерность, которая проявлялась от начала века, которая останется неизменной до скончания лет. И когда люди поняли наконец, что между двумя новолуниями лежат четыре четверти, они сделали важнейший шаг от краткой меры времени дня к более продолжительной -- месяцу. Периодическая смена лунных фаз в плоть и кровь людских представлений о мире. Не случайно Луна на санскрите называется "мас", т.е. измеритель, не случайно латинское "мекулес" -- месяц -- находится в тесной связи со словом "мекуура" -- мера. Именно Луна, а не Солнце сделалась первым объектом поклонения. У народов Центральной Америки издавна существовал лунный год – мера времени, предназначенная для установления религиозных праздников. Лунным календарем пользовались и народы, населяющие Месопотамию. При определении церковных праздников лунным календарем руководствуются иудеи, христиане, которые определяют по нему наступление пасхи. Совпадение фаз луны с самыми разными проявлениями живой и неживой природы: приливами и отливами в морях, понижением температуры и обильными росами, которые обычно выпадают в ясную лунную ночь, усилением роста некоторых растений и лунной периодичностью жизненно важных функций человеческого организма – все это издавна волновало людей. Впоследствии фазы Луны связали с концепцией смерти и воскресения. С пребыванием месяца в новолуние связывают не только произрастание злаков, но и благополучие стад и здоровье детей. Так у центральноафриканского племени при появлении нового месяца матери выносили своих младенцев и показывали их возрождение Луне. Когда же Луна входила в последнюю четверть воздействие ее, напротив, считалось неблагоприятным. Новых дел лучше было не начинать. На всем земном шаре у земледельцев существует поверье, что сеять надо когда она на ущербе. В определенный период куль Луны занимал главное место во многих религиях. Ныне наука, медицина указывают на возможную связь некоторых расстройств человеческой психики с фазами Луны. Луна может оказывать воздействие на организм человека, который более чем на 80% состоит из воды, подобно тому, как она воздействует на моря и океаны.

Громадное светило лунного неба, Земля, представляет для Луны такие же фазы, как для нас Луна, но в обратном порядке. Во время новолуния Солнце освещает полушарие Земли, обращенное к нашему спутнику, и тогда бывает «полная Земля». Во время полнолуния, наоборот, неосвещенное полушарие обращено к нашему спутнику, и тогда бывает «новая Земля». Когда луна показывает нам первую четверть, Земля представляет последнюю и т.д. Независимо от этих фаз наш шар представляется Луне вертящимся вокруг своей оси 24 часа и 48 мин., т.к. Луна возвращается к каждому земному меридиану не ранее, как через этот промежуток времени. Вспомним, что период вращения Луны вокруг оси равен 27,32 g (земных суток) и поэтому она обращена к земле одним полушарием. Полнолуния же повторяются через 29,53 g , а это означает, что солнечные сутки на Луне длятся 29,53 g , т.е. около 14,8 g длится день и столько же ночь.

РЕЛЬЕФ ЛУНЫ

Уже со времен Галилея началось составление карты Луны. Первые подробные карты лунной поверхности составил выдающийся польский астроном Я. Гевелий (1611-1687) и опубликовал их в 1647 г. в сочинении «Селенографии» или «Описание Луны». В 1651 году итальянский астроном ДЖ Риччиоли (1598-1671) тоже опубликовал карту Луны, составленную им совместно с итальянским физиком Ф. Гримальди. (1618-1663). Именно на этой карте впервые округлые низменности названы морями, которые сохранили свои названия до наших дней: Море Спокойствия, Море Ясности, Море Опасности, Море Дождей, Море Облаков и т.д. Их размеры от 200 до 1100 км в поперечнике. «Моря» – низменности, в которых нет ни капли воды. Дно их темное и сравнительно ровное. Поверхность морей сложена и покрыта темным веществом, в том числе застывшей лавой, некогда изверженной из лунных недр. Самая большая низменность, протяженностью 2000 км названа Океаном Бурь. Поверхность морей имеет складки и холмы, а также небольшие остроконечные и округлые возвышенности, представляющие собой вершины невысоких гор, залитых затвердевшей впоследствии лавой. Характерные по своим очертаниям краевые зоны морей названы заливами, а небольшие изолированные темные низменности – озерами. Моря и озера занимают около 40% всей видимой с Земли поверхности Луны, и подавляющее их большинство расположено в северном ее полушарии. Остальная (60%) часть лунного полушария представляет собой материк, покрытый как отдельными горами, так и горными цепями и хребтами. Большинство горных хребтов тянется вдоль окраины морей и носит земные названия, предложенные Я. Гевелием. Так, Море Дождей ограничено с северо-востока Альпами, с востока – Кавказом, с юго-востока – Апеннинами, а с юга – Карпатами. Некоторые горные цепи названы именами ученых: горы Даламбера, горы Лейбница, и т.д. Высота гор различна, отдельные горные вершины – пики – поднимаются до 9 км. Горные склоны изрезаны многочисленными ущельями и трещинами, а между горами тянутся длинные долины. Форма лунных гор – это большей частью круглая гора с котловиной посередине. Но котловина не всегда пуста, не всегда оказывается кратером новейшим: в середине его иногда возвышается еще целая гора и опять с углублением, которое оказывается кратером более новым, но редко, редко действующим с краснеющей внутри, на самом дне его, лавой. Много на луне и плоскогорий с крутыми склонами, широких и узких трещин в коре протяженностью в несколько десятков и даже сотен километров. Лунный рельеф лучше изучать при косом его освещении солнечными лучами, в особенности недалеко от терминатора, отделяющее дневное полушарие Луны от ночного, т.е. вблизи него тени даже от невысоких гор очень длинные и легко заметны. Очень интересно в течении часа проследить в телескоп за тем, как вблизи терминатора на ночной стороне загораются светлые точки – это вершины валов лунных кратеров. Постепенно из тьмы выплывает светлая подкова – часть кратерного вала, но дно кратера еще погружено в полный мрак, наконец обрисовывается весь кратер. При этом хорошо видно, что, чем меньше кратеры, тем их больше. Они часто расположены цепочками и даже «сидят» друг на друге. Позднейшие кратеры, как уже было сказано, образовались на ваннах более старых кратеров. В центре кратеров видна горка, в действительности это группа гор. Кратерные стены обрываются террасами круто внутрь. Дно кратеров лежит ниже окружающей местности. Горные районы лунной поверхности почти полностью покрыты множеством кратеров, в меньшем числе они имеются и в морях. Размеры кратеров от 1 м до 250 км. Крупные и средние по размерам кратеры, известные с времен первых телескопических наблюдений луны, названы именами ученых: Аристотель, Коперник, Тихо, Геродот, Тимохарис, Гиппарх, Кеплер и др.


Физические условия на Луне. Спутники планет.

Луна - единственный естественный спутник Земли. Это тело шарообразной формы радиусом 1738 км. Масса Луны всего в 81 раз меньше массы Земли. Средняя плотность Луны равна 0,6 плотности Земли, а ускорение свободного падения в 6 раз меньше земного, то есть на лунной поверхности предметы весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Солнечные сутки на Луне продолжаются синодический месяц (29,5 земных суток). На Луне нет воды в жидком виде и практически отсутствует атмосфера. За лунный день, который длится около 15 земных суток, поверхность успевает нагреться до +130 °С, а ночью охладиться до -170 єС.

Невооруженным глазом на лунной поверхности различимы светлые и темные участки. Темные, относительно ровные участки поверхности, названные «морями», занимают 17 % всей поверхности Луны. Более светлые гористые участки - «материки». Они занимают остальную поверхность и характеризуются наличием горных хребтов, кольцевых гор, кратеров.

Названия горных хребтов, тянущихся обычно вдоль окраин морей, позаимствованы у земных - Апеннины, Кавказ, Карпаты и др. Апеннины имеют максимальную высоту около 6 км, а Карпаты лишь - 2 км.

Самыми многочисленными образованиями на лунной поверхности являются кратеры от микроскопических размеров и до более 100 км в диаметре. Кратер состоит из кольцевого вала и внутренней равнины. У большинства «молодых» кратеров на дне возвышаются центральные горки. Удар крупного метеорита или небольшого астероида о поверхность Луны сопровождается взрывом. При взрыве происходит выброс лунного вещества, а на поверхности образуется кратер.

Космические исследования существенно развили наши знания о Луне. В 1959 г. советским аппаратом «Луна-3» была впервые сфотографирована обратная сторона Луны. В 1965г появилась первая полная карта Луны, составленная под научным руководством Ю. Н. Липского, в честь которого назван кратер на Луне.

Астронавты США Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин 20 июля 1969 г. стали первыми людьми, ступившими на Луну.

Поверхностный слой естественного спутника Земли толщиной около 10м состоит реголита - мелкообломочного материала. Реголит обладает малой плотностью (верхний слой 1200 кг/м 3) и очень низкой теплопроводностью (в 20 раз меньше воздуха), поэтому уже на глубине около метра колебания температуры практически неощутимы.

Химический состав лунных пород очень близок к земным породам типа базальтов.

Космические станции в последнее время обнаружили запасы водяного льда в полярных областях Луны.

Существует несколько гипотез образования Луны. По одной из них рассматривается следующий механизм образования Луны. Земля, прошедшая основные стадии дифференциации вещества, столкнулась с крупным небесным телом (размером с Марс). Косой удар разрушил только верхние слои земных недр. На околоземную орбиту было выброшено вещество земной коры и мантии, из которого путем слияния сформировался спутник Земли.

В Солнечной системе на начало XXI в. известны 102 естественных спутника планет. Семь спутников, включая нашу Луну, имеют диаметр больше диаметра планеты Плутон, а Ганимед и Титан даже превосходят по размеру Меркурий. Еще девять спутников перешагнули тысячекилометровый рубеж, остальные имеют размер меньше 500 км.

Небольшие спутники (размером в десятки километров) представляют собой каменные или ледяные тела неправильной формы. Их поверхности усеяны кратерами, покрыты реголитом и мелкой пылью.

Средние по размерам спутники (в несколько сотен километров) в основном шарообразные и имеют низкую плотность. По внешнему виду они напоминают лунную поверхность.

Семь крупнейших спутников обладают большим разнообразием. По своему строению они больше похожи на планеты земной группы. Им присуще сложное внутреннее строение. Они обладают атмосферой, магнитным полем. Ио, спутник Юпитера, обладает силикатной (каменистой) корой толщиной 30 км, под ней на глубине 100 км находится жидкий океан магмы с температурой до 2000 К, который питает многочисленные вулканы. Остальные спутники покрыты ледяной оболочкой разной толщины, под которой расположена каменистая мантия. У Тритона (спутник Нептуна) ледяная оболочка толщиной 180 км лежит на водном океане с примесями аммиака и метана. Глубина океана - 150 км. По многим признакам под ледяной корой Европы (спутник Юпитера) также имеется слой жидкой воды или льда с водой.

На поверхности Тритона и Ганимеда (спутник Юпитера) видны следы тектонической деятельности: разломы, сжатия, трещины, мелкие хребты. Каллисто (спутник Юпитера) отличается от них наличием многочисленных кратеров ударного происхождения.

Ледяная оболочка Европы пересекается сетью светлых и темных узких полос. Это трещины в толстой ледяной коре, вызываемые приливными воздействиями Юпитера.

Наиболее мощную атмосферу имеет Титан (спутник Сатурна). Давление у поверхности в 1,5 раза превышает земное.

Из планет земной группы кроме Земли только Марс имеет два спутника, открытых в 1877 г. американским астрономом Асафом Холлом. Это небольшие каменистые тела неправильной формы размерами 27x19 км (Фобос) и 16x11 км (Деймос).

Здесь представлены:

  • полный текст стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья",
  • школьный анализ стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья".

Тютчев Ф. И. "Листья"

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!

Школьный анализ стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья"

Стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева "Листья" было написано в одна тысяча восемьсот тридцатом году. Оно относится к раннему периоду творчества поэта. Противоречия, которые царят в душе молодого человека, воплощаются в литературном произведении в образах природы.

Стихотворение "Листья" динамичное и быстрое. В нём преобладают глаголы, образы сменят друг друга, раскрывая основную идею произведения. Просторечие "торчат" передаёт настроение поэта. Фёдор Иванович Тютчев изображает противоречия, которые завладели его душой. Он наблюдает различные воззрения на жизнь, и задаёт риторический вопрос: "Так что же нам даром висеть и желтеть?" За этим вопросом следует энергичный ответ.

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!

В стихотворении использованы средства художественной изобразительности.

Олицетворения: сосны и ели спят, тощая зелень, "лёгкое племя", "цветём и блестим", "на сучьях гостим", "мы были в красе", "играли с лучами", докучные ветви, "мы ждать не хотим".

Сравнения: как иглы ежа.

Антитеза: листья противопоставляются сосновым и еловым иголкам.

Риторический вопрос: "Так что же нам даром Висеть и желтеть?"

Стихотворение раскрывает философскую тему выбора. Поэта волнует вопрос выбора жизненного пути. Стихоторение формирует две противоположные точки зрения. Приём аллегории позволяет поэту и читателю решить этот вопрос в образах красивых, живых, игривых листьев и спящих, колючих, не свежих иголок на ветках сосен и елей.

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева проникнуто философскими мотивами. В стихотворениях русского поэта возникают вопросы о жизни человека и его души.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Ф.И.Тютчев написал это произведение в 1830 году, в 17 лет. В раннем периоде творчества Фёдор Иванович выступает как поэт философского плана.
С первых строк можно определить, что стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Это монолог, так как в стихотворении повествование ведётся от лица листьев. Многообразие глаголов (особенно глаголов движения) создаёт динамику.
Это произведение о жизни разных людей. Ветки сосен и елей – это один тип людей, которые живут скучно, тускло и бедно духовно. Листья – это люди, живущие ярко. Казалось бы, стихотворение о природе, листьях и деревьях, но на самом деле в нём заложено размышление о смысле и о подлинности настоящей жизни.
Стихотворение состоит из четырёх восьмистиший, каждое из которых – своеобразная глава. Произведение написано двустопным амфибрахием, трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Текст можно разбить на два смысловых отрезка. Первый – сравнение листьев и деревьев, второй – стремление листьев к свободе.
Стихотворение построено на олицетворении, так как листья выступают как живые существа. Они размышляют о своей жизни и о жалком существовании сосен и елей. В смысл помогает вдуматься аллегория и антитеза. Аллегория проявляется в том, что людские черты раскрываются с помощью природы – листьев, елей и сосен. Антитеза – противопоставление унылых тоскующих сосен молодым, ярким, устремлённым к путешествиям листьям. Также в стихотворении преобладает символический уровень. Листья – символ яркой, насыщенной, но короткой жизни. В литературе можно найти много таких примеров. Так, в произведении Е.И.Носова «Живое пламя» молодой человек по имени Алексей сравнивается с маками, тем самым «живым пламенем». И цветы, и молодой человек прожили яркую, «в полную силу», но короткую жизнь. Маки отцвели, а Алексей погиб.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

В этом четверостишии зелень сосен сравнивается с иглами ежа, твёрдыми, колючими. Яркий эпитет «тощая зелень», сравниваемый с иглами ежа, подчёркивает то, что они не двигаются. Зелень хвойных деревьев не меняет окраску осенью, не желтеет. Частицей «пусть» и словами сниженной лексики: «торчат», «тощая» усиливается тоскливое настроение. Сразу бросается в глаза то, что слово «ввек» повторено в последующих строках два раза:

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Его можно ассоциировать с другими наречиями: вечно, никогда, всегда. У меня эти слова вызывают чувство обычности, повседневности. Вот и в жизни сосен и елей ничего не меняется. Это состояние усиливается благодаря аллитерации звука [с]. Глаголы состояния: торчат, спят – также подчёркивают неподвижность деревьев. К этому всему добавляется деепричастный оборот «в снега и метели закутавшись». Это значит, что деревьям нужен покой, их ничего не беспокоит, если они под снегом. Им совсем не нужны приключения, потому что любое приключение – движение, которое так не приветствуют деревья. К тому же этот деепричастный оборот дан в форме инверсии. Это сделано для того, чтобы дать читателю понять, что именно «одеяло» важно для сосен и елей.
Метафора «лёгкое племя», характеризующая листья, очень ярко вписывается в строфу, наряду с эпитетом «красное лето» и восклицательными предложениями. Во второй строфе проявляется одухотворённость, которая многократно подчёркивается сонорными звуками [м] и [л], [м’] и [л’].
В первом четверостишии второй строфы глаголы в настоящем времени, а во втором - в прошедшем. Этот переход показывает скоротечность времени и жизни. В этой строфе наблюдается и противопоставление первой, благодаря частице «ж».
В третьей строфе много нераспространённых предложений, которые одинаковы по построению. Это синтаксический параллелизм.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Возможно, этот приём тоже показывает быстротечность жизни. Листья гостили «краткое время» на сучьях, играли с лучами и купались в росе, а теперь пришло время осени. Листья скоро пожелтеют и осыплются. Глаголы, используемые в четверостишии, показывают угасание природы перед осенью.
Этими словами автор также намекает на мимолётность юности. По его мнению, зрелость приносит разочарования, а старость и вовсе заставляет человека задумываться о своей никчёмности. Он считает, что старость нельзя побороть, жизнь пожилых людей теряет всякий смысл и привлекательность.
Сразу же после этого четверостишия листья задают риторический вопрос, на который потом быстро даётся ответ.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Это вновь синтаксический параллелизм. Также в этом восьмистишии употребляется устаревшая лексика, слово «зефир» – архаизм, ныне обозначает ветер. Восклицательное предложение-ответ «Не лучше ль за ними/ И нам улететь!» показывает большое стремление листьев оторваться от веток и двигаться по направлению к далёким, неизведанным краям. Глаголы «висеть» и «желтеть» относятся к глаголам состояния. Листья не хотят просто так висеть в скуке, без солнечных лучей, без игр и, главным образом, без движения. И так же, как птицы, листья, отрываясь от деревьев, мечтают добраться до тёплых стран. Но долетят ли?.. Наречие «даром» подчёркивает эту мысль.
В последней строфе очень много восклицательных предложений, которые показывают страсть листьев к полёту, к свободе. Также повторяются слова «скорей» и «летим», архаизм «докучные» (надоедливые) - они подчёркивают нетерпение несчастных листьев, которые больше не могут ждать свободы. Ветки для них - тюрьма. И листья, словно заключённые, должны коротать отпущенный им природой срок в ожидании ветра-спасителя. То, что ветер – спаситель, показывает обращение, выраженное эпитетом - «о буйные ветры». Предложения побудительные, так как листья просят, повелевают.
Фёдор Тютчев, будучи молодым, не понимал, что с каждым годом человек мудреет, и поэтому в стихотворении листья призывают ветер скорее сорвать их с веток. Отношение автора к старости и взрослению очень печально, трагично. Он думает, что лучше умереть в молодости, чтобы не испытывать того состояния, которое испытывают пожилые люди на заходе своей жизни. Если же старость пришла, то лучше сразу отправиться в вечный мир, чем докучать окружающим своими нотациями.
Инверсия в предложении «Мы ждать не хотим…» употребляется для того, чтобы акцентировать внимание читателя на то, что листья не хотят именно ждать.

Мы с вами летим!..

Мечта листьев сбывается. Ассонанс звуков [о], [э] и аллитерация [с] создают ощущение свиста ветра, ощущение полёта и шелеста листьев. А последняя строка – это победный сигнал.
Стихотворение «Листья» призывает людей двигаться, жить полной жизнью, распространять радость и счастье, не быть скучными, как ели и сосны.
С авторской позицией в отношении старости я не согласна. Каждый человек уникален. В любом возрасте можно найти множество плюсов. То, что старость неизбежна, это правда. Но она делает человека мудрее, опытнее. Люди, совершившие ошибки в молодости, не позволят себе или своим детям повторять их. Пожилые люди, конечно, нуждаются в заботе, но они и сами очень заботливы и внимательны к своим близким. Старость даёт человеку возможность увидеть, как растут дети, увидеть рождение новой жизни в семье, внуков, а может быть, и даже правнуков. Гавриил Романович Державин говорил: «Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность…, а тихое спокойное озеро – старость».
В заключение хочу сказать, что главную роль в стихотворении «Листья» сыграли лексический и синтаксический уровни. А это значит, что именно благодаря им Фёдор Тютчев смог создать в произведении полноценную картину истинной жизни.
А чему же учит это стихотворение? Учит тому же, к чему и призывает: стремиться любить жизнь, наполнять её радостью, любовью, гармонией и добротой.

Литература

Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ-2009 в примерах и комментариях// Казань. Магариф, 2009.- С. 6-10.
Резвая А. Глагол в поэзии. Газета «Русский язык» №31/2001
С.Х.Головкина, С.Н.Смольников. Лингвистический анализ текста. – Вологда: Издательский Центр ВИРО, 2006. – С. 27-117.
Валентина Х. Лингвистический анализ текста. - http://www.tutoronline.ru/blog/


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции