27.09.2019

Нить ариадны с каким мифом связано. PR в Античной мифологии


Фразеологизм «нить Ариадны» пришел из истории эллинов и сохранил свое значение вплоть до нынешнего века. Из греческих мифов известно, что красавица Ариадна с помощью клубка создала выход из лабиринта, поэтому второе название этой нити – путеводная. Кого спасала эта девушка, и почему в ее судьбу вмешались ?

Что означает выражение «нить Ариадны»?

Фразеологизм «нить Ариадны» - один из немногих, который в течение столетий не изменил своего значения. История Тесея, которому путеводная нить Ариадны помогла выбраться из лабиринта, является лучшим объяснением смысла этого выражения. Его переносное значение лингвисты объясняют, как:

  • выход из сложной ситуации;
  • нить, указывающая путь;
  • руководящее начало.

Кто такая Ариадна в греческой мифологии?

Ариадна в мифологии – дочь правителя Крита Миноса и Пасифаи, воспитывалась на острове. Вошла в легенды, благодаря вмешательству в судьбу великого героя Греции Тесея. Девушка помогла смельчаку выбраться из лабиринта, где тот сразил чудовище, которому приносили в жертву людей. Понимая, что их настигнет гнев правителя, влюбленные бежали в Афины, к отцу Тесея. Но тут боги Олимпа вмешались в судьбу девушки. Сохранилось несколько версий о дальнейшей участи спасительницы героя:

  1. Боги приказали Тесею оставить девушку на острове Наксос, где ее убила стрела богини охоты Артемиды.
  2. Когда победитель Минотавра высадил Ариадну на Наксосе, ее выбрал в жены бог Дионис. Он подарил красавице венец из алмазов, сохранилась легенда, якобы это украшение хранится в небесах, как созвездие Северной Короны.
  3. Тесей сбежал с Крита один, а Ариадна скончалась в родах, ее могила находилась долгое время в роще Афродиты.

Мифы Древней Греции - нить Ариадны

Миф об Ариадне является частью мифа про подвиг Тесея, одного из самых известных героев греческого эпоса. Его отцом называли и афинского царя Эгея, и . Царь Афин оставил мальчика с матерью в городе Трезене, велев прислать, когда тот достигнет совершеннолетия. По дороге к отцу юноша совершил немало подвигов, был признан царевичем.


Что такое «нить Ариадны»?

Миф повествует о подвиге героя Тесея, который отправился на остров Крит, чтобы сразить Минотавра. Чудовище каждый год требовало жертв из семи молодых людей. Чтобы оно не вырвалось на свободу, его содержали в лабиринте, построенном великим ученым Дедалом. Дочь царя Крита Ариадна полюбила Тесея и рискнула помочь, хотя осознавала, что вызовет гнев правителя.

Девушка понимала, что даже если герой победит Минотавра, то не сможет выйти из лабиринта. Как Ариадна помогла Тесею? Тайком передала клубок ниток. Смельчак привязал нитку возле входа в галерею и разматывал по дороге. Сразив чудовище, герой по этому следу смог вернуться назад и вывести всех приговоренных к жертве Минотавру. Нить Ариадны – это выход из сложного положения, она указала дорогу, поэтому ее еще называют путеводной.

Ариадна и Тесей - миф

Считается, что Тесей и Ариадна – герои легенды о смелости, любви и самопожертвовании. Но по одной из версий, любовь к Тесею зародила в сердце царевны богиня красоты Афродита, которой нравился герой. По другой версии, Минотавр был братом Ариадны, которого стыдилась и боялась семья, потому породниться с правителями Крита желающих не находилось. Это и стало причиной того, что царевна решилась помочь герою: и мужа найти, и выбраться с острова.

Некоторые сказатели Греции утверждали, якобы Ариадна передала смельчаку не только клубок ниток, но и непобедимый меч отца, только таким оружием можно было сразить чудовище. А когда влюбленные возвращались морем обратно в Афины, царь Минос упросил богов вернуть ему дочь, и красавицу похитили с корабля. В отместку Тесею вышвырнули в море белый парус, который должен был стать знаком победы для правителя Афин. Увидев на горизонте черный цвет, тот бросился с горя со скалы, а царем провозгласили героя Тесея.

Наверное каждый гражданин в нашей стране слышал фразу "нить Ариадны ". В СССР даже был снят красивый мультфильм по этой древнегреческой легенде.

Сама суть этой легенды такова:в древней Греции жил великий мастер по имени Дедал.Слухи о его мастерстве дошли до мудрого царя Миноса.
Царь позвал к себе этого мастера и предложил ему особую работу.Нужно было отправиться на остров Крит и создать там каменный лабиринт.
Дедал выполнил свою работу и в этот лабиринт заточили Минотавра,который был приемником самого царя Миноса.

Минотавр не являлся человеком,по легенде у него была голова быка,а тело похожее на человеческое.Он был наделен огромной силой и невероятной прожорливостью.

В царской казне не хватало денег,что бы прокормить такого исполина.Поэтому царь Минос издал указ согласно которому жителям славного города Афин предлагалось выплачивать дань.В нем говорилось,что дань следует платить людьми.Каждые девять лет на остов Крит необходимо отправлять семь юношей и семь девушек.Их было нужно доставить в лабиринт и оставить на поживу Минотавру.
Хитрый царь Минос принудил платить свободных жителей Афин этот жестокий налог.

Тесей узнал о беде постигший славный город и решил помочь бедным жителям справиться с их бедой.Он решает отправиться на корабле вместе с другими обреченными людьми,которых решено было принести в жертву.Тесей был парень не простой,он был сыном царя Эгея и Эфры.В его жилах текла кровь богов.
Прибыв на Крит и сойдя на берег,Тесей встречает дочь жестокого царя Миноса,Ариадну.Эта девушка с первого взгляда влюбляется в Тесея и дарит ему отличный меч и клубок ниток.

Тесей вместе с подарками получил инструкцию,как необходимо пользоваться этим клубочком.Он в точности последовал совету Ариадны,привязал один кончик нити за колонну возле входа и смело ступил в лабиринт.Так он шел,разматывая клубок,пока в чернильной темноте вдруг не почувствовал дыхание жестокого зверя.
Минотавр почуяв юношу с ревом бросился на него,что бы пообедать.Однако Тесей был не промах и обладал отличной реакцией.Отточенным ударом он разрубил грудную клетку этого чудовища.Оно упала заливая пол своей черной кровью.
Что бы вернуться из этого запутанного лабиринта Тесей стал наматывать себе на руку "нить Ариадны " вновь петляя по темным проходам.Через некоторое время он вновь очутился на поверхности и вздохнул с облегчением,даже на него давило это мрачное подземелье.

Эта легенда с Тесеем и влюбленной в него Ариадной навсегда осталась в памяти поколений.Дошла она и до наших дней,снова и снова люди восхищаются подвигом Тесея и прекрасной девушкой,которая дала ему в руки помощь,которую позже назвали "нить Ариадны ". Сейчас этим фразеологизмом называют способ,который может помочь в решении очень сложной проблемы либо,как помощь в затруднительном положении.

Что такое нить Ариадны видео

«Остров есть Крит посреди винно-цветного моря прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кноссе живущих. Минос управлял им то время,
В девятилетие раз общаясь с великим «Зевесом».
«Одиссея»

Высокий семидесятидвухлетний старик шел — с севера на юг — через весь Крит. Его с радостью принимали в любом селении — женщины по старинному обычаю мыли его ноги в горячей воде, чтобы согрелась уставшая кровь, а мужчины ставили на стол оплетенные бутыли и резали ноздреватый овечий сыр, готовясь слушать диковинные старинные сказки, которым этот добрый чужеземец, состарившийся под их солнцем, верил как мальчик.

Он рассказывал о царе Миносе, который был столь жесток и высокомерен, что боги в наказание послали ему сына-чудовище — человека с головой быка, питавшегося человечьим мясом.

Он описывал дворец — Лабиринт, — в котором жило это чудовище, так подробно, будто сам неоднократно ходил его бесчисленными коридорами, столь хитроумно запутанными, что ни один смертный, раз попав во дворец, уже не мог выйти оттуда и погибал в пасти Минотавра. Каждые девять лет жители заморских земель, подвластные Миносу, присылали семь юношей и семь девушек в жертву Минотавру.

Он рассказывал о юной красавице Ариадне, дочери правителя острова, полюбившей афинского юношу Тесея, принесенного в жертву Минотавру, — о том, как дала она юноше меч и клубок своей пряжи, чтобы нить ее, привязанная у входа в Лабиринт, помогла герою после смертельного поединка с Минотавром найти выход.

В этих сказках жестокость была бессильна перед высокой любовью, а милосердие побеждало ненависть.

Наутро люди принимались за свой труд — мудрый и вечный труд землепашцев и пастухов, а чужеземец уходил дальше, постукивая своей тяжелой тростью по камням, которые в его сказках были дворцами, улицами, стенами.

Однажды на пути старика стала гора Дикта. Узкими тропами он долго поднимался к ее вершине, более чем на два километра взметнувшейся над островом, пока не дошел до скрытого зарослями тамариска черного входа в огромную пещеру, где — гласили легенды — коза Амалфея вскормила своим молоком Зевса. Весь остров лежал перед ним — маленький темный камень на «винноцветной» ладони моря.

Старик знал, что скоро ему придется покинуть этот остров и его людей, среди которых он чувствовал себя не всемирно известным ученым, почетным и действительным членом всевозможных академий и обществ, чье имя — Артур Эванс — уже много лет не сходит со страниц научных журналов и газет, но сказочным рыцарем, разбудившим от вечного сна спящую красавицу — землю этого острова.

Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже маститый ученый, оксфордец, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. В первый же день пребывания на острове он посетил развалины города Кносса.

Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс взялся за лопату. Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания.

Дела призывали Эванса в Лондон, но, уезжая, он заявил, что результаты раскопок его заинтересовали, и, по-видимому, потребуется еще год, чтобы разгадать тайну открытого здания.

Вернувшись на следующий год на остров, Эванс более четверти века почти безвыездно вел раскопки вблизи города Кносса, ибо он поверил — и настолько, что заявил об этом публично, что открытое здание — это развалины легендарного Лабиринта.

Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было ни предугадать, что откроет следующий взмах лопаты, ни даже приблизительно предсказать, когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город.

Проходили годы, уже были отрыты тысячи и тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены.

Сообщения о сенсационных раскопках на острове «посреди винноцветного моря» появлялись едва ли не во всех газетах и журналах Европы. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация — столь древняя, что для современников Гомера она уже была тысячелетней легендой.

И когда Эванс по извечному праву первооткрывателя дал этой цивилизации имя «минойская», имя, взятое из легенды, никто не посмел оспорить его.

Древнейшие следы этой цивилизации прослеживаются еще на рубеже IV—III тысячелетий до нашей эры. Разрозненное и редкое до тех пор население Крита неожиданно и резко возрастает, а на восточном побережье острова появляются крупные поселения — Палекастро, Псира, Мохлос, Гурния. Видимо, это объясняется тем, что по неизвестным пока причинам в это время на остров хлынула волна переселенцев из Азии. Почти одновременно появляется множество новых поселений и на юге острова — как считают исследователи, — выходцев из земель Африки. Восемь веков длился этот период, названный раннеминойским. За эти века коренное и пришлое население Крита как бы разбилось на три обособленные группы. Но, судя по всему, между собой критяне не враждовали — следов крупных междоусобных войн археологи на поселениях этого времени не нашли.

В конце третьего тысячелетия, примерно в XXII веке до нашей эры, на острове появляются первые дворцы, а поселения становятся городами. Первыми городами-государствами в Европе. Сколько их было в это время, сказать точно пока нельзя. Наиболее могущественным из них стал город Кносс на северном побережье острова. Из Кносса через весь остров — с севера на юг — до города Комо была проложена широкая дорога, связавшая разобщенные сельские поселения. Именно в это время и были заложены первые камни легендарного Лабиринта. И отныне почти на тысячелетие вся судьба не только Крита, но и большей части материковой Греции оказалась связанной с историей и судьбой этого гигантского дворца.

Более тысячелетия строился Лабиринт — столько же, сколько существовала минойская цивилизация.

Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план этого «Дворца Миноса», составленный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. На первый взгляд план этот поражает архитектурным хаосом — столь причудливо, казалось бы, бессистемно, лепятся друг к другу бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Лабиринта. Но в основе этого создаваемого почти тринадцать столетий хаоса лежал единый замысел, которому следовали из поколения в поколение все критские зодчие. Крупнейший советский исследователь истории архитектуры Н. Брунов писал, что в основе критского дворца лежала сложнейшая, тонко продуманная архитектурно-художественная композиция, которая как бы ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени. Перефразируя известное образное определение архитектуры, можно сказать, что «Дворец Мииоса» — это застывшее время.

Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места — она открывается только в движении. Здесь нет привычных дворцовых анфилад — комнат и залов, нанизанных на единую ось: помещения дворца как бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз неожиданно открываются все новые и новые «пространственные формы». Да и сам дворец не представлял собой единый объем. В отличие от дворцов Вавилона и Ассирии, отгороженных от города стенами и пустотой дворцовой площади, стоящих так, чтобы человек мог единым взглядом охватить их, Лабиринт как бы являлся непосредственным продолжением хитросплетения кривых улочек города. Критский дворец нельзя было воспринять сразу, «движение» его внешних стен было столь же прихотливо и неожиданно, как и внутренних покоев.

Такие огромные дворцы, как Лабиринт, могли появиться лишь в обществе, где используется труд рабов, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что уже в конце III тысячелетия до нашей эры на Крите начало складываться классовое рабовладельческое общество, древнейшее на территории Европы рабовладельческое государство.

Это общество уже имело свою письменность — и один из иероглифов изображает ручные кандалы, свою регулярную наемную армию — была открыта фреска, на которой изображен отряд воинов-негров во главе с белым командиром; свои тюрьмы — многие исследователи считают, что некоторые помещения «Дворца Миноса» создавались именно как темницы. Со временем это общество, состоявшее вначале из нескольких самостоятельных городов-государств (таких же, какие возникнут спустя тысячелетия в Древней Греции), оказалось подчиненным единовластию кносского царя — весь остров, как выяснили исследователи, был покрыт сетью дорог, сходившихся к Лабиринту и охранявшихся сторожевыми постами. Владыки Крита имели огромный мощный флот, надежно оберегавший подступы к острову, — только этим можно объяснить отсутствие крепостных стен вокруг критских дворцов и городов и сторожевых крепостей на побережье. Критский флот, который, судя по свидетельствам античных авторов, безраздельно господствовал в Средиземноморье, подчинил власти кносских царей «многие земли» — Фукидид писал в своей истории: «Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эллинским...» — и добавлял, что правители земель, покоренные Миносом, по первому требованию его поставляли галерников для критского флота. И как впоследствии в разных концах земли, там, где проходил Александр Македонский, появлялось множество «Александрии», так и в эпоху владычества Крита на Пелопоннесе, Сицилии и других островах Средиземноморья, даже в Аравии, появляются города и поселения, именуемые Миноями.

Со временем критская держава поднялась едва ли не до уровня такого колосса древнего мира, как Египет. Изделия критских мастеров археологи находят в долине Тигра и Евфрата, в Пиренеях, на севере Балканского полуострова, в Египте. На фреске гробницы одного из приближенных фараона Тутмоса III изображено торжественное прибытие послов Крита, а древнее название Крита — Кефтиу — часто встречается в «деловых» египетских папирусах. Оказалось, что раскопанные Шлиманом циклопические крепости-города в материковой Греции — Микены и Тиринф, поразившие исследователей своим богатством, мощью, — были вначале всего лишь провинциальными населенными пунктами минойской державы.

Казалось бы, ничто в то время не могло даже поколебать могущество Крита.

Но в конце II тысячелетия до нашей эры происходит катастрофа — загадочная, до сих пор до конца не объясненная. В развалины превращаются города Кносс, Фест, Агиа-Триада, Палекастро, Гурния. Одновременно, словно в один день, в один миг. От тысячелетиями копившейся мощи не осталось ничего. Империя пала — как Минотавр под мечом Тесея.

Говорят, Эванса спросили, почему он, не колеблясь, заявил о том, что открыл «Дворец Минотавра», хотя никаких достоверных фактов, подтверждающих правоту его слов, еще не было. Эванс ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории — мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?» Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов...»

Теперь, спустя семьдесят лет, мы снова можем повторить эти слова. Легенды не обманули Эванса. Он нашел не только огромный дворец, размеры которого могли вызвать к жизни сказания о Лабиринте, он нашел дворец, в котором жил Минотавр.

Стены залов дворца были покрыты великолепными фресками, краски которых остались спустя тысячелетия столь ярки и свежи, что, казалось, были нанесены лишь вчера. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, изображающих то учтивые беседы изящных женщин с изнеженными мужчинами, то диких животных и птиц, то морскую флору и фауну, один образ встречается с удивительным постоянством. Образ быка. Бык изображался на скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах и в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для религиозных возлияний изготовлялись в виде бычьих голов, и алтари украшались жертвенными рогами. А на одной из стен Кносского дворца Эванс увидел фреску: две девушки и юноша играют с разъяренным быком — юноша, на мгновение опередив движение быка, оперевшись на его рога, делает стойку над бычьей головой...

Что это — изображение простой игры, гимнастических упражнений критян? А может быть, документальное, летописное свидетельство того, о чем рассказывал миф о Минотавре? Может быть, действительно существовал на Крите религиозный обряд, во время которого дикому священному быку бросали на растерзание афинских юношей и девушек? Один из учеников Эванса, крупнейший знаток истории Крита Дж. Пендлберри, высказывая это предположение, как бы дорисовывает в воображении фреску, соединяет ее сюжет с тем, о чем говорят мифы... Во время этого кровавого ритуала сидел в окружении своих придворных правитель Кносса с маской священного быка на лице — Минотавр. И вот однажды, когда прибыл корабль из Афин с очередными жертвами, дочь его, которую звали Ариадна, увидела среди обреченных прекрасного юношу по имени Тесей и, полюбив его, тайком проникла в темницу, где юные афиняне ожидали начала ритуала, дала ему меч и объяснила, как пробраться в покои отца.

Изнеженные мужчины Кносса не могли преградить дороги Тесею. Ударами меча он расчистил себе дорогу к Минотавру — царю Миносу... Финал разыгрался в тронном зале — небольшой комнате кносского дворца: во время раскопок этот зал был найден в состоянии полного беспорядка, в углу лежал опрокинутый сосуд для благовоний; все имело такой вид, словно здесь в последний миг перед тем, как обрушились стены дворца, разыгрался короткий бой.

Но возможно ли такое поразительное совпадение реальности и мифа? Пока доказательств этому не найдено. Но вот что удивительно — в мифах о Тесее, Ариадне и Минотавре нигде не сказано, что юный герой разрушил «Дворец Миноса», поработил или покорил минойское царство — он только убил Минотавра, освободил Афины от дани критскому царю. По-видимому, это свидетельствует лишь об экономическом и политическом освобождении материковой Греции от Крита (которое, кстати, не исключает физического уничтожения династии критских царей) в результате нашествия в эгейский мир первых греческих племен.

И данные современных раскопок свидетельствуют, что когда пало могущество Крита и началась новая эпоха в истории народов Эгейского мира, жизнь в критских городах не прерывалась.

Легенда и здесь вела по лабиринту действительности...

Дворцы и скульптуры, фрески и украшения, вся блестящая материальная культура, созданная крито-минойской цивилизацией, дважды сыграла огромную роль в формировании европейской и мировой культуры и искусства. Впервые — в период ее создания и расцвета, когда она стала началом, основой многого из того, что и поныне дорого нам всем, передав свои знания и искусство пришедшей ей на смену древнегреческой, эллинской, цивилизации. Второй раз — когда археологи извлекли на свет погребенные веками и, казалось, навсегда забытые следы этой культуры, когда «не помнящее родства» человечество, занятое насущными Заботами, было внезапно потрясено высоким совершенством заново открытой древней культуры и как будто стало припоминать свою кровную связь с ней, то называя «парижанками» пленительных критянских женщин, изображенных на стенах Кносского дворца, то сопоставляя все лабиринты мира с Лабиринтом Минотавра.

Но неповторимое сокровище крито-минойской цивилизации — в ее мифотворчестве, в мифах о взлетевшем к солнцу Икаре, о Дочери жестокосердного властителя прекрасной и доброй Ариадне, совершившей подвиг любви и милосердия, во многих других мифах.

Мифотворчество — это поэтизированное открытие, и осмысление в человеке, в человечестве и его истории основы и сути, и отбрасывание всего мелкого, случайного, пришлого. Здесь уже второстепенно, что свершилось физически, а что в сознании, — все закольцовано. Да и можно ли установить, что важнее, что реальнее и долговечнее, что стало более действенной силой в человеческих судьбах? Уже тысячи лет мифы для людей — луч надежды, мужества и братства в любой, самой кромешной тьме. Они, эти мифы, говорят людям, что как бы ни была тяжела ноша, но это их мир, их земля, земля людей. Недаром древние греки считали, что познание, постижение истории заключается в ее припоминании.

Эллинские философы учили, что в неразрушимой связи между причиной и следствием в ничтожно краткой жизни человека — отражение закономерностей тысячелетнего мгновения Истории, воплощенного в преданиях о делах богов и свершениях героев; что опыт Истории — это основа нравственного бытия каждого из живущих. Какая же нравственная формула была выкристаллизована из тысячелетней истории минойской Державы и воплощена потомками в эпические повествования?

Остров есть Крит посреди «винноцветного» моря. Цветущий, плодородный край, отделенный от всей остальной земли. Он недосягаем для земных владык — не случайно именно сюда бежала мать Зевса, спасая своего сына от людоеда-отца, титана Кроноса, пожравшего всех своих остальных сыновей, опасаясь, что один из них, согласно предсказанию, свергнет его. Именно здесь, вдали от людей, Зевс возмужал, вскормленный молоком священной козы, научился олимпийскому спокойствию и другим качествам бессмертных. Именно сюда, в обетованный и цветущий край, перенес Зевс по морю, превратившись в златорогого быка, красавицу Европу — дочь финикийского царя. И на Крите же родила Европа сына Зевсу — будущего правителя острова — Миноса.

Остров живет как бы отстраненной от всей Ойкумены жизнью. Он ведет торговлю с иными землями н принимает у себя чужеземных мастеров, но далек от тревог и радостей остальной земли, живет замкнуто и горделиво — не смешивая свои тревоги с тревогами и радостями других людей. Но настало время, когда сила стала жестокостью, мудрость — высокомерием, а гордость обрекла на одиночество. И это стало началом конца. Минотавр — олицетворение жестокости минойской державы — породил не только страх у жителей подвластных земель. Он вызвал к жизни подвиг мужества Тесея. И подвиг любви Ариадны. И отчаяние одиночества Миноса в том тронном зале.

То, что было, превратилось в легенду. И осталось, потому что мудрые легенды, где жестокость бессильна перед высокой любовью, рождающей мужество, остаются навсегда с людьми, ибо в них истина, рожденная историей.

В. Левин, Г. Федоров

Как возникло крылатое выражение "нить Ариадны"? Что оно означает?

    Нить Ариадны - выражение, возникшее на основании древнегреческого мифа. Чтобы герой Тесей вышел из лабиринта, где обитало страшное чудовище - Минотавр, дочь царя Миноса Ариадна тайком дала Тесею клубок ниток, который и помог герою выйти самому и вывести предназначенных в жертву Минотавру юношей и девушек.

    Этот довольно популярное выражение - фразеологизм, пришло в нашу жизнь из известного мифа Древней Греции, в котором говорилось о том, как дочь царя Критского государства, Ариадна, помогла афинскому герою Тезею, с помощью волшебного клубка ниток, пройти до селе абсолютно непроходимый лабиринт, и победить обитающее в нем ужасное чудовище - Минотавра.

    Выражение Нить Ариадны из древнегреческого мифа о Минотавре. Ариадна привязала нить к Тезею, который отправился в лабиринты на острове Крит, сражаться с этим монстром - Минотавров, который пожирал молодых людей. Так Тезей победил Минотавра и благополучно, с помощью нити Ариадны выбрался из лабиринта.

    Это выражение относится к какой-то цели, которую человек ставит перед собой, или селовека который ведет за собой сквозь все препятствия и невзгоды.

    Нить Ариадны -это, можно сказать, путевая звезда, маячок, по которому заблудшая душа может найти дорогу, принять правильное решение. Это ориентир, по которому нужно идти к своей цели.

    Когда Тесея критский царь Минос отправил освободить остров от чудовищного Минотавра (получеловека, полубыка, которому отдавали юношей и девушек на съедение), дочь царя влюбилась в отважного героя и, чтобы он не заплутал в лабиринте, в котором жил Минотавр, дала ему клубок ниток. Привязав начало клубка у входа, Тесей легко нашел дорогу обратно.

    Фразеологизм Нить Ариадны пришел к нам из древнегреческих мифов приключений Тесея. В этого храброго юношу влюбилась красавица Ариадна и когда тому нужно было идти в лабиринт на битву с минотавром девушка попросила любимого привязать к поясу нить от клубка который она самолично сплела. И таким образом Тесей и минотавра победил и выбрался из лабиринта живым. Сегодня нить Ариадны приняло переносный смысл, то есть нить здесь некий ключ. Например, можно сказать так Шпаргалка, как нить Ариадны на экзамене, то есть это помощь из затруднительного положения.

    Крылатое выражение Нить Ариадны пришло к нам из мифов древней Греции. Ариадна помогла Тезею (своему возлюбленному), дав ему клубок ниток, а Тезей, благодаря Ариадне и этому клубку ниток смог выбраться из лабиринта, в котором жил Минотавр.

    Следовательно, это выражение означает: путеводная звезда, соломинка, рука помощи, то есть Нить Ариадны - это, как средство, дающее начало тому, чтобы выйти из затруднительной ситуации, в конце концов, как палочка-выручалочка.

    По древнегреческой легенде именно нить богини Ариадны помогла выйти Персею из лабиринта чудовища Минотавра и избежать участи быть съеденным им. В наши дни это выражение означает какую-то помощь в сложной ситуации и выход из нее.

    Ариадна - героиня мифа о Минотавре.

    Минотавр - персонаж греческих мифов, у которого было человеческое тело и голова быка. Его родила Пасифая, жена царя Крита Миноса, от быка, которого она соблазняла, залезая в деревянную корову, которую сделал по ее заказу искусный мастер Дедал. Корова была столь похожа на настоящую, что бык не мог устоять.

    По приказу Миноса, Дедал построил Лабиринт - огромное сооружение, в котором было много залов и камер, многочисленные дворы, коридоры и переходы. В этом Лабиринте и жил Минотавр, а кормили его осужденными на смерть преступниками, которых запускали в этот Лабиринт, выбраться из которого они не могли, Минотавр находил их и пожирал. Когда преступников не хватало, то по жребию выбирали девушек и юношей из жителей города. В одну из таких групп попал Тесей, сын царя Афин. Он сумел победить и убить Минотавра:

    Чтобы он смог выбраться из Лабиринта, дочь Миноса Ариадна, которая полюбила его, дала ему клубок ниток. Привязав один конец нити у входа и разматывая клубок, Тесей смог выбраться из Лабиринта.

    Выражение Нить Ариадны стало со временем обозначать путеводную нить, способ справиться с трудной, казалось бы, безвыходной ситуацией.

    Это выражение послужило темой многочисленных картин, стихов и т.п.

    Словосочетание нить Ариадны пришло к нам из древнегреческой мифологии. В ней существует легенда о Минотавре.

    По ее сюжету, в Древней Греции жил монстр - Минотавр, у которого было тело человека и бычья голова. Он родился в результате измены жены царя Миноса, Пасифаи, с быком (ну как есть.. такая уж у греков была мифология). Чтобы спрятать Минотавра, Минос построил огромный лабиринт. Минотавр ел людей, поэтому царь регулярно отправлял ему в жертву молодых людей и девушек. Они не могли найти выход из лабиринта и погибали.

    У царя Миноса была дочка, Арианда. Она любила молодого человека по имени Тесей. Тесей решил победить Минотавра, а Ариадна помогла ему при помощи клубка ниток. С помощью протянутой от входа нитки Тесей смог выйти из запутанного лабиринта и убить чудовище. Так и появилось выражение Нить Ариадны.

    Заменить выражение нить Ариадны можно другими, близкими по значению. Например, путеводная нить.

Ариадна, греч. - дочь критского царя Миноса и его жены Пасифаи. Картина «Тесей и Ариадна» Ричарда Уэстолла.

Под «нитью Ариадны» и поныне подразумевается все, что помогает ориентироваться в сложных ситуациях и найти выход из них. Эту нить (или целый клубок) Ариадна некогда дала афинскому герою Тесею, которому предстояла схватка с Минотавром в кносском лабиринте (см. статью «Тесей»). Кроме этого клубка нитей Ариадна дала ему для борьбы с Минотавром меч. Ведь одного только ориентира недостаточно для решения трудной задачи, нужно иметь еще и необходимые средства, в данном случае - оружие. Ну, а всего прочего - силы, ловкости, отваги - у героя Тесея было в избытке.

И все равно убить Минотавра было нелегко, а когда это случилось, Тесей и Ариадна вместе со спасенными юношами и девушками бежали с Крита, опасаясь мести Миноса. Доплыв до острова Наксос, они остановились на ночлег. Во сне Ариадне явился бог Дионис и велел ей остаться на Наксосе, так как он намерен был жениться на ней. Напрасно упиралась Ариадна, тщетно сопротивлялся и Тесей, мечтавший привести ее в Афины в качестве супруги. Волю бога нужно было исполнить.

Лишенный Ариадны, Тесей возвращался в Афины в такой печали, что даже забыл сменить черные паруса своего корабля на белые, чтобы уже издали подать весть царю Эгею о счастливом исходе путешествия. О последствиях этой оплошности вы тоже можете прочесть в соответствующих статьях. Здесь же скажем лишь, что Ариадна действительно стала супругой Диониса, а Тесей женился на ее младшей сестре Федре (но намного позднее и неудачно).

Брак Ариадны с Дионисом тоже не был счастливым: если женщина выходит за более высокородного мужчину, то вместо мужа она, как правило, получает господина. Ариадна так долго терзалась тоской по Тесею, что, в конце концов, над ней сжалилась Артемида и убила ее стрелой. После чего боги поселили ее на небе, определив ей место вблизи созвездия Змееносца.

Миф об Ариадне очень древнего происхождения. Это первый известный нам рассказ о трагической судьбе любящей женщины, а так как его осью является внутренняя борьба между любовью и долгом, между возможностью достичь счастья и необходимостью от него отказаться, он вновь и вновь влечет к себе поэтов и художников.

Вакх и Ариадна. Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654-1727)

Из античных скульптур наиболее известны «Спящая Ариадна» - римская копия эллинистического произведения 3 или 2 в. до н. э. (Ватиканские музеи, имеются реплики в других собраниях), «Голова Ариадны» (2-я пол. 4 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей), из рельефов - «Тесей и Ариадна» (примерно 2 в. н. э., Рим, Капитолийский музей) и саркофаг «Дионис и Ариадна» (ок. 200 н. э., Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека, подобный, но более поздней работы - в Париже, в Лувре), из живописи, пожалуй, «Свадьба Ариадны и Диониса» (кон. 1 в. до н. э., вилла деи Мистери в Помпеях), из мозаик - «Свадьба Диониса и Ариадны» (кон. 2 в. н. э., Тунис, музей Бардо, и 3 в. н. э., Салоники, Археологический музей).

Ариадна, Джон Уильям Уотерхаус, 1898

Из произведений мастеров нового времени отметим «Вакха и Ариадну» Тициана (1523, Лондон, Национальная галерея) и Тинторетто (1578, Венеция, Дворец дожей), несколько вариантов «Ариадны» Родена в его музеях в Париже и Филадельфии.

Судьба Ариадны послужила сюжетом для многочисленных музыкальных произведений: опер «Ариадна» Монтеверди (1608) и Генделя (1734), «Ариадна и Вакх» М. Маре (1696) и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса на текст Г. фон Гофмансталя (1912).

Видео. Михаил Муромов «Ариадна»


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции