01.10.2019

Какой народ осетины. Как осетины смогли сохранить древнюю культуру своих предков


Осетинский этнос насчитывает сотни лет, но его родословная корнями уходит вглубь тысячелетий, к легендарным ираноязычным народам Северного Причерноморья. Отголоски этих связей можно встретить и в русском языке.

В поисках ответа

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную. Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам. Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины - это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов. Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа. Долгая родословная Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы - сарматы - аланы - осетины. Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э. В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами. В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии. В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Загадочный «дон»

Этнографические исследования осетин установили, что их язык относится к иранской группе индоевропейских языков, которая включает также персидский, афганский, курдский, таджикский, татский, талышский, белуджский, ягнобский, памирские языки и диалекты. Ранее, примерно в VI - IV веках до н.э., в эту группу входили древнеперсидский и авестийский языки. Именно благодаря собранию огромного количества языковых данных крупнейшими востоковедами Всеволодом Миллером и Василием Абаевым было установлено, что непосредственными предками осетин являются средневековые племена аланов, которые в свою очередь унаследовали скифо-сарматскую родословную. Языковой материал скифо-сарматского мира, охватывавшего обширные территории между Дунаем и Каспием, сохранился в нескольких тысячах топонимических названий и собственных именах. Мы их встретим и в трудах античных авторов, и в многочисленных греческих надписях, оставшихся в местах древних городов-колоний: Танаиды, Горгиппии, Пантикапеи, Ольвии. Абсолютное большинство скифо-сарматских слов может быть идентифицировано посредством современного осетинского языка, так же, как и древнерусская лексика проглядывает в словаре современного русского языка. Возьмем, к примеру, слово «дон», что по-осетински означает «вода». Из этого слова выросли названия таких рек, как Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай. Здесь можно усмотреть справедливость гипотезы, согласно которой в осетинском народе видят арийские корни. Слово «дон». согласно мнению большинства ученых, восходит к арийской основе dānu (река), которая в древнеиндийском языке означала также «каплю, росу, сочащуюся жидкость». Профессор Абаев считает, что переход «dān → don» произошел не ранее XIII-XIV веков, когда осетины (аланы) уже не были массово представлены на юге России. По его представлению, русскую форму «Дон» нельзя связывать непосредственно с современным осетинским «don», эти слова родственны через скифо-сарматский язык. Что же касается самого наименования осетинского народа, то оно попало в русский язык от грузинского названия Алании - Осети. Осетинский язык таит еще в себе загадки. Так, название английской столицы - Лондон - осетины воспринимают как свое, потому что на их родном языке оно означает «гавань или пристань». Есть и другие примеры. Город Дувр по-осетински звучит как «ворота», Бонн - как «день», а Лиссабон - «восходящий день». Подобных интригующих топонимов в европейских языках насчитывается не менее полутысячи.

Из средневековья в современность

В религиозных воззрениях осетинского народа можно увидеть причудливое смешение различных верований - христианских, мусульманских, языческих. Однако большинство осетин являются приверженцами православия, проникавшего к ним в раннее средневековье из Византии, позднее из Грузии, а с XVIII века - из России. 25 сентября 1750 года считается точкой отсчета официальных взаимоотношений осетинского и русского народов. В этот день в Петербург прибыла делегация осетинских послов, сообщившая императрице Елизавете Петровне, что «весь осетинский народ желает быть подданным русской короны». Русская императрица позволила осетинам спуститься с гор и расселиться на равнинах Северного Кавказа. Вскоре на берегу Терека вырос город-крепость Владикавказ. В конце XVIII века от стен Владикавказа через Кавказский хребет прошла важная магистраль - Военно-Грузинская дорога, охрана которой была поручена отважным воинам - осетинам. Многовековые осетино-русские взаимоотношения всегда носили мирный характер, что благоприятствовало налаживанию плодотворного сотрудничества. При этом российская культура оказывала непосредственное влияние на осетинскую. В частности, становление осетинской письменности связано с именем российского академика Андрея Шёргена, а основоположником литературного осетинского языка и художественной литературы является Коста Хетагуров , получивший образование в художественной академии Петербурга. История повернулась так, что северные и южные осетины оказались разделенными хребтами Кавказа и государственными границами. Северная Осетия осталась в российских пределах, Южная - на территории Грузии. Экстремистская политика тбилисских властей поставила жителей Южной Осетии перед выбором - «быть или не быть», сохранить свое национальное лицо или раствориться в грузинском этносе. После длительной эскалации конфликта, приведшего к трагическим событиям августа 2008-го, осетины однозначно выбрали самобытность.

В Грузии , Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков ; практически все осетины двуязычны (двуязычие - осетинско -русское , реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое .

Общая численность - около 700 тыс. человек, из них в Российской Федерации - 515 тыс.

Этноним

Осетины - название народа, произошедшее от грузинского названия алан - овсы (груз. ოსები ), которое в свою очередь произошло от самоназвания алан - асы. Самоназвание осетин - «ирон». По одной из версий это слово восходит к «арии » (آریا, ārya, aryien - благородный). Однако известный иранист Васо Абаев отрицает это предположение . В византийских источниках осетин называли аланами, по-армянски осы, по-русски ясы.

Происхождение

Осетины являются прямыми потомками алан , отсюда и название республики РСО-Алания .

В более широком смысле, осетины являются потомками древнейшего индоевропейского населения Европы и единственными сохранившимися северными иранцами .

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Ю. Клапортом в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика финского происхождения Андреаса Шёгрена.

Уже в середине XIX века русский ученый немецкого происхождения В. Ф. Миллер писал: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы , в древние - как сарматы и понтийские скифы »

История

Приблизительная карта Скифии в I-м тысячелетии н. э.

Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии . Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.

Религия

Большинство верующих осетин исповедуют православие , принятое в -VII веках из Византии , позже из Грузии , с XVIII века из России . Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка (воспринятый в XVII -XVIII веках от кабардинцев); в большой степени сохранились местные традиционные верования.

Язык

Памятники архитектуры осетин

Диалекты и этнические группы

Осетины, живущие в российской Северной Осетии , делятся на две этнические группы: иронцев (самоназвание - ирон ) и дигорцев (самоназвание - дигорон ). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект : на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Этноним «дигорцы» (ашдигор) впервые упоминается в «Армянской истории и географии» (VII век). Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике.

Описания осетин

Сохранились описания осетин, написанные первыми исследователями, посещавшими Осетию :

«Осетины довольно хорошо сложены, сильные, крепкие, они обычно среднего роста; рост мужчин бывает лишь пять футов и два-четыре дюйма. Они редко бывают толстые, но обычно плотные; они бесхитростные, особенно это относится к женщинам. Они очень выделяются среди соседей своей внешностью, которая очень схожа с внешним видом европейцев. У осетин очень часто встречаются голубые глаза и светлые или рыжие волосы, темноволосых там очень мало; это здоровая и плодовитая раса». И. Бларамберг.

«В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы… Тело осетин здоровое и сильное». Е. Зичи.

«Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2-4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство». Ю. Клапорт. 1807-1808 гг.

«Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резко отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. «Как это может быть,- воскликнул русский,- чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин… Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков». М. Вагнер. 1850 г.

Расселение

Осетинская кухня

Основными блюдами осетинской кухни являются осетинские пироги (осет. чъиритæ ), пиво (осет. бæгæны ). Как и на всём Кавказе , в Осетии распространен шашлык (осет. физонæг ).

Исследования

Первыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (), А. Батырева ( , ) и И.-А. Гюльденштедта ( -). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.

Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный русский ученый П. С. Паллас : он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским , но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.

Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.

Некоторые выдающиеся осетины (в алфавитном порядке)

  • Абаев В. И. - языковед, академик, исследователь иранских языков и, в частности, осетинского языка.
  • Андиев С.П. - выдающийся борец вольного стиля. Двукратный олимпийский чемпион (1976, 1980), четырехкратный чемпион мира (1973, 1975, 1977, 1978), серебряный призер чемпионата мира (1974), победитель Кубка мира (1973, 1976, 1981), чемпион Европы (1974, 1975, 1982), победитель Спартакиады народов СССР (1975), чемпион СССР (1973-1978, 1980), победитель абсолютного первенства СССР по вольной борьбе (1976). Заслуженный мастер спорта СССР (1973), Заслуженный тренер России (1988).
  • Бароев Х.М. - Заслуженный мастер спорта греко-римской борьбы . Чемпион России (2003, 2004, 2006). Чемпион мира (2003, 2006). Победитель Кубка мира (2003). Победитель Игр XXVIII Олимпиады в Афинах (2004) до 120 кг.
  • Бероев В.Б. (1937 – 1972) - Известный актер советского кино. Снимался в фильмах: Самолет не приземлился (1964), Наш дом (1965), Майор Вихрь (1967), В огне брода нет (1967), Ленинградский проспект, Цезарь и Клеопатра, Офицер флота, Маскарад.
  • Берёзов Т. Т. - заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН , доктор медицинских наук, профессор; председатель Московской диаспоры осетин.
  • Боллоев Т. К. - известный российский бизнесмен, президент ОАО Пивоваренная компания «Балтика» (1991-2004).
  • Гаглоев В. М. (1928-1996) - осетинский писатель, драматург
  • Газзаев В. Г. - известный советский нападающий, Член клуба бомбардиров Григория Федотова (117 голов),футбольный тренер, который сумел собрать почти полный комплект наград, которые возможно выиграть в России. Заслуженный тренер России, «Тренер года» по версии УЕФА (сезон 2004-05).
  • Гергиев В. А. - художественный руководитель Мариинского театра в Петербурге. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России, "Дирижер года"(1994), Крест первого класса "За заслуги" (Германия), орден Grand Ufficiale (Италия), орден L"Ordre des Arts et des Lettres (Франция); неоднократно ему, как лучшему дирижеру года, присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" (с 1996 по 2000 гг.). В 2002 году ему присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства. В марте 2003 года маэстро удостоен почетного звания "Артист мира ЮНЕСКО".
  • Варзиев Х. П. - первый дипломированный балетмейстер Осетии (ГИТИС-1968г)и государственного академического ансамбля народного танца «АЛАН», заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
  • Дзагоев А.Е. - полузащитник ЦСКА . Лучший молодой футболист российской премьер-лиги (лауреат премии «Первая пятёрка »): . Главное открытие российского футбольного сезона: .
  • Дударова В.Б. - знаменитая женщина-дирижёр; имя Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.
  • Исаев М. И. - российский языковед, социолингвист, исследователь иранских языков и руководитель ряда работ по исследованию эсперанто .
  • Караев, Руслан - кикбоксёр-профессионал. Победитель мирового Гран-при К-1 2005 года в Лас-Вегасе и Гран-при K-1 2008 года в Тайбэе. Чемпион мира среди кикбоксеров-любителей (2003). Чемпион Европы среди кикбоксеров-любителей (2003).
  • Кантемиров, Алибек Тузарович(1903-1976) - основатель советского конного цирка и знаменитой династии наездников Кантемировых, народный артист России.
  • Кучиев Ю. С. - арктический капитан, первым достигший Северного полюса , Герой Советского Союза, кавалер многих наград СССР.
  • Мамсуров, Хаджиумар Джиорович (1903-1968) - Герой Советского Союза, генерал-полковник, легендарный разведчик.
  • Плиев, Исса Александрович - советский генерал, отличившийся во время Второй мировой войны, дважды герой Советского Союза и герой Монгольской Народной Республики .
  • Таймазов, Артур - двукратный Олимпийский чемпион (2004 и 2008 гг.), серебряный призер Олимпиады 2000, чемпион мира 2003 , 2006 гг. по вольной борьбе
  • Токаев Г. А. - советский учёный, ведущий специалист в области авиационных и ракетных разработок СССР . Известный во всем мире специалист в области термодинамики и космических исследований, работавший над «Конкордом» и программой «Аполло» НАСА, профессор Британского университета Сити, почётный член многих Академий и научных обществ.
  • Фадзаев А. С. - двукратный Олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, многократный чемпион Европы, победитель Суперкубка в Токио - 1985 г. и Игр доброй воли 1986 г., первый обладатель «Золотой борцовки», вручающейся лучшему борцу планеты.
  • Хадарцев, Махарбек Хазбиевич - двукратный Олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира, четырехкратный чемпион европы, многократный победитель Кубков Мира, Игр Доброй Воли и т.д.
  • Хетагуров К. Л. - основоположник осетинской литературы , поэт, просветитель, скульптор, художник.
  • Цаголов, Ким Македонович (1903-1976) - генерал-майор, удостоен 28 государственных наград и почетных знаков СССР, России, Афганистана, Польши. Награжден высшими знаками Советского комитета борьбы за мир - медалью «Борец за мир» и Российской академии естественных наук - «Рыцарь науки и искусств», несколькими почетными именными наградами министра обороны России и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России.
  • Хетагуров, Георгий Иванович (1903-1976) - генерал армии, Герой Советского Союза.
  • Царикати, Феликс - Заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, популярный исполнитель современных эстрадных песен.
  • Черчесов С. С. - российский футбольный тренер, ранее советский и российский футболист, вратарь, заслуженный мастер спорта России. Обладатель приза Вратарь года (приз журнала «Огонёк»): 1989, 1990, 1992, 2-е место в списке лучших футболистов СССР 1989 года по опросу еженедельника «Футбол». Черчесов является самым возрастным футболистом, выступавшим за сборную России.

Фотогалерея

Гатуев Алексей (Куку) Георгиевич (1840-1909), выпускник Тифлисской духовной семинарии. По окончании семинарии работал учителем в селении Салугардан. С 1869 г. — на церковной службе. Деятельность на лоне православного христианства не помешала ему вести большую научно-просветительскую деятельность, благодаря чему выдвинулся в ряды передовых представителей осетинской интеллигенции.

СТАТЬЯ А. ГАТУЕВА «ХРИСТИАНСТВО В ОСЕТИИ»

При составлении настоящей статьи я руководствовался статьёю г. Лаврова, напечатанной в сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883; соч. В. Миллера, III ч. «Осетинские этюды», ч. III, 1887г., г. Москва; устными сказаниями стариков, народными преданиями и документами из дела благочиния по ведомству осетинской духовной комиссии.

Исторический очерк

Прежде чем говорить о православии в Осетии, следует сказать о происхождении самого народа осетинского (Сведения об этногенезе осетин (народ «иры», поклонение тельцу Оссу, захват иров скифами, киммерийцы — колено еврейского народа, осетины-переселенцы из Персии, Афганистана, Герата) довольно фантастичны и представляют лишь историографический интерес; они не могут удовлетворить современного читателя).

Осетины сами называют себя «иронами», — соседи их грузины называют «осами», кабардинцы — «кусхи», чеченцы — «ир». Они были одним из древнейших племен, населяющих центральные части Кавказа.
Известный ученый Шопен сообщает, что в китайских летописях упоминается о народе под особым названием «ч», народ этот, названный на зендском и санскритском языках «иры», ранее чем за 2300 лет до Рождества Христова поклонялся тельцу – Оссу. В VII веке до Рождества Христова скифы захватили иров, поселили их между ассами, поклонниками лошади, и последние назвали иров по предмету их божества – «оссы». «Ос» по кабардински — телок, вол, по дидойски – «ис», по аварски – «оц», по дигорски – «ос».

Полагают также, что осетины произошли от смешения киммерийцев, представляющих колено еврейского народа, с первобытными обитателями осетинских ущелий.

За XV столетий до Рождества Христова, зашедшие сюда иранцы, пополнили такое смешение. В. Ф. Миллер своими лингвистическими исследованиями поддерживает то мнение, что осетинский язык представляет собою одно из видоизменений иранского языка, а самих осетин признает одним из народов иранской группы, населявших в древние времена, под именем сарматов и массагетов, пространство между Черным и Каспийским морями. Вытесняемые в горы народами тюркскими в течение тысячелетий, они сохранили свою древне-иранскую индивидуальность.

Это мнение поддерживается также Уваровым, Филимоновым, Антоновичем. По мнению гр. Уварова, древность осетинской культуры может быть отнесена к началу железного века, а господин Филимонов относит к более раннему времени, а именно, к эпохе перехода от бронзового к железному. Названия Гог, Магог, первое — у Эсхилла, греческого писателя, второе — у пророка Иезекииля, имеют филологическое сродство с осетинским «хох» — гора. Гог — как название страны, Магог — название народа, о них пророк говорит: из-за гор к северу появится всеистребляющий народ Магогы и опустошит Израиля.

Геродот, живший в V веке до Рождества Христова, рассказывает о нашествии северных варваров осетин на Азию, пришедших из осетинских ущелий. Осетины и иседоны, жившие тогда смежно, были исполнителями наказания, посланного народу еврейскому за отступничество богом, как предсказал пророк Иезекиил.

От Босфора Киммерийского жили осетины, и Аристай, греческий писатель, посетивший Осетию, указывает, что осетины жили в горах Кавказских.

Плиний, рассказывая о народах вокруг Меотийского озера, говорит: «под ними исседоны (осетины), живущие в горах, земля их простирается до Колхиды.

У Птоломея сказано, что около Каспийского моря живут уды, оссонды и маседоны между реками Курою и Альбанаусом.

По мнению преосвященного Иосифа, первого епископа Осетии, осетины суть иранского происхождения, перешедшие сюда из Персии, Афганистана или Герата (Предисловие к Русско-Осетинскому словарю 1884 г. Владикавказ). По указанию Страбона, тогда осетины были столь многочисленны, что могли выставить 200-тысячное войско. Осетия разделилась на верхнюю и нижнюю и была в цветущем состоянии. Одни верхние аорсы-осетины могли выставить 200 тысяч войск, а нижние ещё больше.

Занимая страну между Доном, Каспийским морем и Кавказскими горами, осетины вели караванную торговлю индийскими и вавилонскими товарами. Нужно полагать, что осетины заходили на юг России до Киева, ибо Антонович, делая раскопки в Киевской губернии, нашел древности, имевшие большое сходство с вещами, найденными им и в Осетии.

В грузинских летописях упоминается, что в 140-х годах до Рождения Христова, царь Мирван построил крепость в Дарьяльском ущелье, в которой потом жила царица Тамара. И в I веке, т. е. спустя 2 века после Александра Македонского, Помпей, разбив грузинского царя Митридата, преследовал его через аланов (осетин). Осетины тогда, желая поддержать простодушного Митридата, вышли против Помпея, но потерпели страшное поражение, несмотря на то, что располагали войском в 60 тысяч пехоты и 22 тысячи конницы. После этого необыкновенного поражения осетинской армии, несколько миллионная Осетия стала вытесняться римскими легионами в 150 г. по Рождеству Христова, к тому же Осетия, сделавшаяся ареною столкновений сильнейших народов, окончательно раздробилась и особенно обессилилась частыми нападениями готов и гуннов или аваров, которые терзали Осетию со всех сторон.

В I веке проникает в Осетию луч евангельского света, проповедью святых апостолов — Симона, Фалдея, Варфоломея и Андрея.

Скоро христианство сроднило осетин с православными соседями грузинами тем тверже, что жизнь и деяния св. равно-апостольской Нины, просветительницы Грузии (314-325 гг.), имели влияние и на осетин. Благодаря этому обстоятельству, существовавшая вражда между этими народами до христианства теперь по временам ослаблялась. Осетины с грузинами в. 87 и 103 г., под предводительством Базука-Абазука, вторглись в Армению, военачальник армянский Сумбат прогнал их и взял в плен сына осетинского царя, последний был освобожден только по выходе сестры его Сатаники замуж за армянского царя Арташеса (История Армении Моисея Хоренского. Перевод. Москва, 1858 г., стр. 121).

Потом осетины воюют против персов в союзе с армянами и грузинами, далее уже грузины ведут опустошительную войну против осетин.

Вследствие частых войн христианство не могло окрепнуть в Осетии, и только при греческих императорах Юстиниане I и II (522-556 – года их правления автора, но они неправильны. Первый из них правил с 527 по 565 гг., а второй с 685 по 695 и с 705 по 711 гг.) миссионеры греческие проповедью своею делают Осетию христианскою страною. Во многих осетинских селениях сохранились развалины церквей, построенных Юстинианом. В сел. Галиат до сих пор сохранилась маленькая каменная Церковь с монашескими кельями, и осетины рассказывают, что именно в этих кельях жили греческие монахи. На аршинном расстоянии от стены церковной, на севере, почивают останки монаха и пройти между почивальнею монаха и церковною стеною считается между жителями величайшим грехом. Эта церковь, обращенная в «дзуар», называется Юс-дзуар (церковь Юстиниана). Кроме того, в памятниках христианской древности, найденных в старых дзуарах, мы находим подтверждение тому, что греки были некогда просветителями осетин.

Газета «Терские ведомости», 1891, № 14.

Около 946 года Осетия имела первое сражение с русскими войсками при Святославе, но это было одно появление русских и не имело ничего сходного с нападением на Осетию готов, гуннов и др. Осетия, благодаря восстановлению христианства в XI и XII веках, сплачивается в одно целое государство и в
1019 году имеет своего царя по имени Ордуре (Правил с 980 по 1020 гг., приходится отцом дургулелю Великому, аланскому царю, правившему во второй половине XI века). Ордуре образует из Осетии феодальное государство, установляет правильную государственную жизнь, свою администрацию, свой суд, словом, настает в Осетии период сильного могущества и политического процветания. Осетинские цари возвысились до того, что, по мнению Пфафа, цари Карталинский и Абхазский вступили в родство с ними — женились на дочерях осетинского царя. Было также два-три случая выхода замуж осетинок за членов царского дома Византии, благодаря чему Осетия довольно живо восприняла византийскую роскошь и культуру.

Появилась и распространилась грамотность грузинская, как более знакомая Осетии по соседству и необходимая при частных столкновениях с грузинами, особенно когда в конце XI века и в начале XII века Грузия сделалась христианскою просветительницею Осетии в лице своей царицы Тамары. Царица Тамара вступила в брак с осетинским князем Давидом-Сосланом, от этого брака в 1181 году родился Георгий, прозванный Лаша, т. е. красивый, и дочь Русудан. Эта боголюбивая царица воспользовалась мирным положением Осетии и во всех осетинских селениях постаралась устроить и возобновить церкви, снабдить их всеми утварными предметами и духовенством (1184-1202 гг. Царица Тамара прислала в дар Осетии чудотворную икону Божьей Матери, которая была положена в Куртатии, в сел. Майрам-кау. полнее икону эту забрали в Астрахань, но не довезли её туда, а оставили в г. Моздоке, где она до сих пор хранится в церкви Успения Божьей Матери).

Осетия и теперь пользовалась спокойствием непродолжительно и христианство не могло стать на твердую ногу, внешние враги на время забывают Осетию, зато разъедают ее внутренние беспорядки: пошли взаимные раздоры и настало время, когда каждый для самозащиты должен был строить высокие башни с просветами для обстреливания противников.

Междоусобия, продолжавшиеся больше полвека, опустошили Осетию, лишили её самостоятельности и Осетия была принуждена распасться на Южную, подчинившуюся Грузии, и Северную, сделавшуюся данницею орды Тимура. После этого несчастная Осетия ещё раз получает самостоятельность и приходит в цветущее состояние.

В начале XIII века в Алагирском ущелье родился Ос-Богатырь в роде Гареджановых или Сахиловых (Ос-Богатырей было несколько: один из них Хуан-ху был убит Амзаспом, царём грузинским между 182-186 гг. под Мцхетой, другой Ос-Богатырь был убит между 446-449 г. Вахтангом Горгасланом, этот Ос-Богатырь должно быть был по счёту третьим. Фольклор и эпос осетин представил Ос-Богатыря легендарным героем, правителем Осетии. В его лице мы видим собирательный образ героя, предводителя народа в борьбе с иноземцами).

Как сам Ос-Богатырь, так и все братья его получили воспитание в духе христианском в Грузии. Видя своих соотечественников в сильном угнетении: южных — от феодалов грузинских, а северных — от татарского хана Тимура, Ос-Богатырь задумал освободить своих соотечественников от тяжкого иноплеменного ига и соединить северных и южных осетин в одно государство. Чтобы успеть в этом, он расположил своих братьев Исаака, Романа и Василия принять монашество и посвятить себя чисто миссионерскому делу, зная, что только христианство свяжет осетин братскою любовью, внесёт в жизнь их благоустройство и порядок, заставит их стать под знаменем свободы, поднятым Ос-Богатырём для освобождения Отечества, и признать его (Ос-Богатыря) своим повелителем. Проповедуя усердно евангелие между своими осетинами, Исаак, Роман и Василий действительно скоро успели соединить северных и южных осетин в одно государство и восстановить христианство, ослабленное давлением орды Тимура и соседей кабардинцев. В записи Ос-Богатыря мы читаем следующее: «Для освобождения Осетии братья его Исаак, Роман и Василий сделались верными рабами Христа»…

Первым делом первых осетинских миссионеров было построение монастырей в ущелье Цей во имя Живоначальной Троицы, развалины которого сохранились до сих пор. Другой монастырь был построен ими же во имя архангелов Михаила и Гавриила в Касарском ущелье близ старого замка. Они везде в Осетии возобновили церкви, построенные царицею Тамарою, а духовенство, имея управление с первым из названных монастырей, своим благотворным влиянием залечивало нравственные раны Осетии. Такому быстрому восстановлению христианства в Осетии, с другой стороны, содействовали Ос-Богатырь с остальными своими братьями, которые, ведя частые войны на юге с грузинами, очистили Осетию, дали о себе знать и татарским ханам на севере, иго которых было скоро ими свергнуто и Ос-Богатырь стал во главе своего царства, поддерживая главным образом господство православной религии. Таким образом, Осетия вновь сделалась счастливою под знаменем своего нового Ос-Богатыря III-го, начала жить своею собственною жизнью и достигла наилучшего политического совершенства.

Вот что гласит Нузальская надпись Ос-Богатыря: «Мы, десять братьев Гореджановых и Сахиловы: Ос-Богатырь, Давид, Сослан, с четырьмя царствами боровшиеся, Феодороз, Джадарос, Сокор и Георгий страшны для врагов. Мы имели с четырёх сторон пути охранные, в Касарском ущелье замок, где брали плату с путников и мостовые ворота. Я (Ос-Богатырь), в ожидании будущего века, жил здесь. Золотой и серебряной руды имеем столько же довольно, как воды. Кавказ покорен, с четырьмя царствами равнялся…, у грузинского царя сестру отнял, не теряя своего достоинства, обычаев, но он насилил — нарушил клятву и взял на себя мой грех. Богатыря утопили и истребилось войско Оса (Монастырь этот не был забыт христианскими путешественниками, в 1846 г. его посетил генерал Нестеров с супругою и оставили в нем два больших ставника с надписями: на 1-м — «Сей ставник пожертвован в древнюю церковь Реком Надеждою Федоровною Несторовой», 2-й ставник пожертвовал генерал Нестеров.)».

Добывание золота и серебра сделалось достоянием нововосстановленного православного царства Ос-Богатыря, между осетинами появились свои кузнецы, оружейная и металлическая промышленность начинала процветать, потому что генуезцы начали посещать Осетию для торгово-промышленных целей. Делами церкви во всей Дигории, Алагирии и Туалетии управляло тогда одно сановитое духовное лицо, которое называлось св. отцом всей Осетии. В 1350 году царь грузинский Багратион прислал в дар колокол, на нём существует надпись на грузинском языке: «От Рождества Христова 1350 г. я, сын великого царя Багратиона, Георгий, дарю колокол сей св. отцу Осетии, Дигории и Туалетии во спасение моего престола и царства» (Архимандрит Макарий в Истории христианства в России до св. равно-ап. кн. Владимира на стр. 156 говорит, что в 13 веке епископ Кавказский присутствовал на соборе Константинопольском.).

Газета «Терские ведомости», 1891, № 15.

Христианство недолго господствовало в Осетии. Ос-Богатырь, завоевавший богатые земли в Карталинии, подался в Грузию и расположился в ущелье Джерети на берегу реки Куры, где он потом построил крепость. Развалины этой церкви доселе видны и свидетельствуют о силе Ос-Богатыря (Время владычества осетин в Грузии до сих пор поминается у грузин под названием «особа»), он оставил восстановленную Осетию на произвол судьбы, не имея по себе достойных соперников, которые бы поддержали православие в царстве. Грузины же возвратили себе все завоеванные у них Ос-Богатырем земли и вторглись даже во внутрь Осетии. С севера татарские ханы выдвинули к горам кабардинцев, поселившись большими селениями у входов в горные ущелья осетинских гор, они не давали осетинам выхода на плоскость.

И вот настало время, когда народ, теснясь в горах, терпел страшные бедствия и мор: матери собственноручно топили детей, отцы продавали своих детей в рабство, происходили страшные междоусобия — сосед вёл войну с соседом, брат с братом, отец с сыном, прибавились башни и твердыни, с которых осетины оборонялись от притеснителей соседей и от других фамилий, религия православная пала. Вместо прежнего единодушия и полного стремления к процветанию на почве чисто христианско-религиозной восстановилось кулачное право и совершенная анархия. Осетия распалась на мельчайшие группы, которые начали жить каждая своею жизнью, обычаями и верованиями.

Дигория, оставленная духовенством, под гнётом кабардинцев и их покровителей ханов, прежде других совратилась в магометанство. Тагаурия и Куртатия от набегов татарской орды совратились также в магометанство. Осетины Алагирского ущелья и Туалетия, хотя и остались христианами, но, не имея духовенства и церквей, впали в религиозное заблуждение — безразличие религии.

В это же время в Осетии церковные документы были уничтожены. Из исторических памятников ничего не уцелело. Храмы христианские до основания разрушались врагами её; враги уничтожили — стерли надписи с церковных стен и с надгробных плит, лишь только на стенах Нузальской церкви — дома Гореджанова и Сахилова, остались с восточной стороны изображения Господа Вседержителя, на северной стене изображены: св. Дева Мария, Архангел Михаил, Сослан и Соломон; на южной стене изображены: Иоанн Креститель, Георгий Победоносец и Романоз. Существующие же надписи касательно рода Ос-Богатыря соскоблены молотом.

С тех пор осетины начали блуждать, одни в магометанстве, другие в язычестве, а оставшиеся по имени христианами смешали учение Христа с язычеством и магометанством. Так, развалины старых церквей продолжали почитаться у них за святые места, но стали называться дзуарами, к этим старым памятникам христианства осетины собираются для приношения в жертву быков, баранов и др. (Это делается до сих пор и в православной Грузии). Язычники-осетины чтили места пораженные громом, высоты горные по естеству неприступные, пещеры или чем-нибудь отличающиеся места: деревьям, камням, поклонялись как богу и вообще изобрели себе ряд дзуаров. Богослужение христианское не оставило никаких следов к жизни осетин, впрочем, понятие о Троице продолжали выражать тем, что при жертвоприношениях возносили три хлеба во имя св. Троицы. Имена некоторых святых также сохранились в Осетии, как, например, Иоанн Креститель (Фуд Иоанне), Георгий Победоносец (Уастырджи), св. Николай, Федор Тирон, Василий Великий, св. Мария, архангелы Михаил и Гавриил, но их чтили по язычески: приносили им в жертву баранов, быков, разные напитки и др.

Рождение младенца считается даром Богородицы, хотя молитвенных слов обращенных к Богородице у них нет. Только на третий день приведения невесты в дом жениха, какой-нибудь мальчик из родственников жениха, отнимая головное покрывало невесты, произносит: «Да даст тебе Мария семь мальчиков и одну девочку».

Св. Иоанн Креститель (Фуд Иоанне) считается у осетин для указания времени, когда пастух рогатого рабочего скота кончит свою службу, а как праздник он не празднуется (Вряд ли прав А. Гатуев, утверждая, что в честь святого Фыд-Иуана в Осетии не было специального праздника и будто бы осетины не прибегали к покровительству этого святого. Каждое лето в сел. Нар (Дигорское ущелье) на месте предполагаемой могилы нарта Сослана справлялся праздник, приурочиваемый ко дню Иоанна Крестителя, т. е. Фыд-Иуане. Кроме того, Фыд-Иуане посвящался один из осенних праздников осетин, широко отме чавшийся в Центральной Осетии и в Дигории. Фыд-Иуане — суровое божество, покровительствовавшее как и Уацилла, Хоралдар, Бурхорали и Гала-гон, урожаю. В культе Фыд-Иуане ярко прослеживаются и черты солнечного божества. (Л. А. Чибиров. НЗКО, с. 198-199; он же. ДПДКО, с. 73)) и к покровительству св. Иоанна осетины не привыкли прибегнуть (Впрочем, тагаурцы четыре дня около последних чисел августа, посвящают празднованию в честь Иоанна).

Георгий Победоносец у осетин чтится наравне с Богом, в честь его построено много молитвенных мест, т. е. дзуаров. Развалины старых церквей, построенных в честь св. Георгия, но разрушенные, у осетин почитаются местами особенно святыми, а при произношении имени св. Георгия всякий снимает шапку, в честь св. Георгия у осетин сложены религиозные песни, икону св. Георгия на коне осетин больше чтит между другими иконами.

Наравне с Георгием, покровителем мужчин, почитается пророк Илья. У него и у архангелов Гавриила и Михаила осетины просят изобилия плодов земных. Николай почитается преимущественно в Дигории и в похвалу ему воспеваются религиозные песни. Содержание всех религиозных песен у осетин по внутреннему их характеру почти однообразно. В песне св. Георгий называется «Золотой» и прибавляется: «Покровительствующий путнику, с высоты гор смотри и помогай ему (т. е. путнику) и всякому, просящему твоего покровительства, милость испрашивай у Бога, нас же насыти милостями Божьими, Золотокрылый Георгий! На белом коне сидишь, бывай с правой руки нашей и направляй дела на путь правды» и т. д.

Архангелов Михаила и Гавриила прямо называют властелинами ангелов, насыщающих людей хлебом. Св. Деву Марию называют покровительницею молодых женщин и девиц. В честь и в воспоминание Феодора Тирона проводят в совершенном безъядении первые три дня Святого Великого Поста (В первые дни великого поста, кроме всецелого воздержания от пищи осетины не хоронили умерших, не мстили врагам, напротив, оказывали даже своим кровникам гостеприимство из уважения к памяти Святого).

Праздники — пасха, вознесение, троица (В праздник кардагхассан (троица) осетины не поминают умерших. Это праздник зеленеющей травы, один из важных в аграрном календаре осетин. Воспринят от христианства. (Л. А. Чибиров. НЗКО, с. 153-158)), успение пресв. Богородицы и Рождество Христово (Для полноты картины ниже приводятся упущенные автором статьи, осетинские названия святых и праздников, заимствованные из христианства: Никкола (св. Николай), Тутыр (св. Феодор Тирон), Басилта (св. Василий Великий), Майрам (св. Мария Богородица), Мыкал-Габыр (Архангелы Михаил и Гавриил), Уацилла (св. Илья), куадзан (пасха), зардаваран (вознесение), кардагхассан (троица), майрамы куадзан (успение святой Богородицы), цыппурс (Рождество Христово) и др.) почитаются как праздники, но в них совершается поминовение умерших, как у грузин. Осетия прежде не имела священников образованных, а тем более из своих или из русских, грузинские же миссионеры не могли научить осетин истинам христианской веры, могли только сообщить одни названия праздников и имена некоторых святых, ибо сами грузины, как христиане, не свободны до сих пор от грубых суеверий и предрассудков — если они считают приятною жертвою закалывание быков или баранов в честь того или другого святого, если они закалыванием быков испрашивают у Бога прощение грехов и умершим своим братьям, отцам и праотцам… Все это отчасти привито грузинскими священниками и осетинам…

Газета «Терские ведомости», 1891, № 19.

Осетины с давних пор – народ, который живет по разные стороны Кавказского хребта, что наложило заметный отпечаток на его прошлое и настоящее. Горы стали труднопреодолимой преградой, разделившей этнос на две части.

Очень долго сообщение между южными и северными районами осуществлялось исключительно по горным тропам. Только в 1984 году была, наконец, проведена магистраль, соединившая Южную и , и до нынешних дней эта дорога остается единственной.

История осетинского народа

Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена , о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.

В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.

Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в , туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.

Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами .

После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью .

В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!

Как аланы стали осетинами

Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.

Какую религию исповедуют

Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно . Еще одна особенность – осетины (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.

Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.

Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную , а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.

Культура, традиции и обычаи

Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.

Знаменитые осетины

В «Герое нашего времени» Лермонтов про осетин выразился словами одного из персонажей: «...глупый, жалкий народ». Хотя ничто не говорит о том, что он думал также, люди до сих пор за это на него обижаются. Хотя они уверены, что в наше время мнение Лермонтова изменилось бы кардинально. Этот народ подарил мировому сообществу немало выдающихся людей, и один из них Коста Хетагуров, литератор, основатель осетинской литературы, писавший и на русском.

На весь мир известны дирижер Валерий Гергиев, прославленный борец Андиев Сослан. Во Владикавказе появился на свет и долго жил Евгений Вахтангов, знаменитый театральный деятель, именем которого назван московский театр. – родина Валерия Газзаева, известного футбольного тренера, одного из самых титулованных в России. Пятнадцать двоюродных братьев Шотаевых и их сестра участвовали в баталиях Великой Отечественной войны. Только четверо израненных Шотаевых вернулись домой.

Наполовину своим осетины считают Сталина, поскольку по некоторым источникам отец руководителя компартии был осетином. Перечень знаменитых представителей осетинского народа можно продолжать еще долго. Просто удивительно, сколько известных деятелей культуры, спортсменов, воинов, политиков дал этот небольшой народ — численность осетин всего 700 тысяч человек в мире, причем в родных местах проживает только около полумиллиона.

Это самобытный народ, хорошо помнящий свою историю. Его традиции и обычаи имеют глубокие корни, уходящие далеко в прошлые века. Культура чрезвычайно интересна и заслуживает не только внимания, но и развития. Его лучшие представители, это гордость всего Кавказа и всей России, пример для молодежи – труд и талант позволяют достичь любых высот!

Осетины являются потомками алан - кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Язык, мифология, археологические и антропологические данные доказывают, что осетины произошли в результате объединения кавказского населения с аланами. Такую гипотезу в 18 веке впервые выдвинул польский ученый и писатель Ян Потоцкий. В 19 веке это предположение было развито немецким путешественником и востоковедом Юлиусом Клапротом и впоследствии подтверждено исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

Этноним «осетины» ведет свое происхождение от «Осетия», которое появилось в русском языке от грузинского названия Осетии и Алании «Осети». «Осети» в свою очередь образовался от грузинского названия осетин и алан - «овси» или «оси» в сочетании с грузинским топоформантом - окончанием «-ети». Постепенно из русского языка этноним «осетины» попал в другие языки во всем мире. На грузинском и армянском языке аланы называются «осы».

В Осетии по желанию коренных жителей уже много раз поднимался вопрос о переименовании осетин в алан. На совете старейшин Северной Осетии в 1992 году было принято решение о переименовании Северной Осетии в Аланию и осетин в алан. В 2003 году Аланская епархия греческой старостильной церкви выступила за переименование республики Южная Осетия в Государство Алания, что и произошло после референдума в стране в 2017 году. Это решение поддержало 80% всего населения Южной Осетии. Издавна существовало несколько этнографических групп осетин: дигорцы, иронцы, кударцы и туальцы. Сегодня осетины разделены на 2 этнические группы - дигорцы и иронцы, где вторые преобладают.

Где живут

Осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии, проживают также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины живут в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Московской и Ростовской областях.

Язык

Осетинский язык принадлежит к иранской группе, северо-восточной подгруппе, которая входит в индоевропейскую семью языков. Это единственный сохранившийся до сегодняшних дней «реликт» скифо-сарматского языкового мира. Существует два диалекта осетинского языка - иронский и дигорский.

Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.

Численность

Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 297 человек. Из них на территории России проживают примерно 530 000. В Южной Осетии численность населения - 53 532 человека (2015 год). В Северной Осетии - 701 765 человек (2018 год).

Внешность

Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.

Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.

Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:

  1. рубаха
  2. корсет
  3. светлое платье черкеска с длинным рукавом-лопастью
  4. шапочка в форме усеченного конуса
  5. фата-вуаль

На груди множество пар застежек с изображением птиц.

Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:

  1. шаровары
  2. черкеска
  3. бешмет
  4. ноговицы
  5. башлык
  6. папаха
  7. узкий рон - пояс
  8. кинжал

Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку - плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.

В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха - высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.


Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.

Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.

Еда

Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.

Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.

Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии - квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно - арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» - смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Отмечали особенные вкусовые качества этого напитка и многие иностранные путешественники.

Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:

  • картофджин - пирог с картофелем и сыром;
  • уалибах - пирог с сычужным сыром;
  • фыдджин - пирог с мясом;
  • цахараджин - пирог со свекольными листьями и сыром;
  • давонджин - пирог с листьями черемши и сыром;
  • кабускаджин - пирог с капустой и сыром;
  • насджин - пирог с тыквой;
  • кадурджин - пирог с фасолью;
  • кадындзджин - пирог с зеленым луком и сыром;
  • балджин - пирог с вишней;
  • зокоджин - пирог с грибами.

Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника - артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.

Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.

Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.


Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Жилище

Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.

Основная часть дома осетин - общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.


Культура

Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.

Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.

Традиции

Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. В семейных и общественных отношениях осетин определен строгий этикет.

В каждой семье есть правила, которых придерживаются все ее члены:

  • когда в дом входит старший, независимо от происхождения, каждый осетин считает своей обязанностью встать и поприветствовать его;
  • в присутствии отца взрослые сыновья не имеют права сидеть;
  • хозяин не садится без разрешения гостя.

Обычай кровомщения сегодня уже практически искоренен, но раньше его строго соблюдали, что постоянно приводило к войнам между семьями и в результате значительно уменьшило численность коренного населения Осетии.


Гостеприимство и сегодня является выдающейся чертой осетин, особенно в местах, которые меньше затронула европейская культура. Осетины очень радушны и искренне рады гостям, всегда с удовольствием принимают и щедро угощают.

Свадьба осетин включает в себя множество старинных и интересных обычаев и обрядов. Раньше и по сей день за невесту должны дать калым - выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты. В некоторых поселениях Осетии часть калыма или весь калым уходил в приданое невесты.

Очень большую роль играет сватовство. Сватами становятся уважаемые люди, которые являются родственниками или близкими друзьями семьи жениха. Приходят они в дом избранницы 3 раза, и только потом родители дают свое согласие на этот брак. Каждый раз, когда сваты приходят домой, отец девушки должен быть вежлив и гостеприимен, со сватами он обсуждает размер калыма. Дни визита сватов в дом возлюбленной зависят от того, как быстро жених соберет выкуп. При последней встрече отец невесты говорит о своем решении и стороны договариваются о дате проведения свадьбы. Считается, что сваты окончательно договорились с родителями девушки тогда, когда представители семьи жениха передают невесте калым. С этого дня невеста считается засватанной и ее жизнь начинает меняться. Она больше не может посещать различные развлекательные заведения и особенно встречаться там с родными жениха.


Следующий этап после сватовства - тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом, которое является у всех народов символом помолвки.

Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.

На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.

Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.

Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда - выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.


Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.

После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.

В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.

Следующий важный этап торжества - поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.

Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.

Известные люди


Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году

Немало осетин прославились на весь мир своими талантами и выдающимися поступками, стали для потомков примером для гордости и подражания:

  • Хаджиумар Мамсумов, дважды герой СССР, генерал-полковник, известный как «полковник Ксанти»;
  • Исса Александрович Плиев, дважды герой СССР, генерал армии.

За время Великой Отечественной войны звание Героя СССР получили 75 уроженцев Республики Осетия.

В науке, искусстве и культуре известны следующие личности:

  • поэт Коста Хетагуров;
  • писатели Дабе Мамсуров и Георгий Черчесов;
  • режиссер Евгений Вахтангов;
  • дирижеры Валерий Гергиев и Вероника Дударова;
  • актеры кино Вадим Бероев и Егор Бероев;
  • ученый с мировой известностью Васо Абаев.

В спорте осетины очень преуспели, особенно в борьбе, из-за чего Осетию назвали борцовской нацией:

  • Сослан Андиев, двукратный олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе;
  • Бароев Хасан, чемпион Олимпийских игр и чемпион мира по греко-римской борьбе;
  • Давид Мусульбес, победитель 27 Олимпийских игр в Сиднее, чемпион мира по вольной борьбе в тяжелом весе;
  • Арсен Фадзаев, первый обладатель награды «Золотая борцовка», 6-кратный чемпион мира по вольной борьбе, двукратный олимпийский чемпион;
  • Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году;
  • Артур Таймазов, серебряный призер Олимпиады 2000 г, двукратный чемпион мира, трехкратный олимпийский чемпион;
  • Махарбек Хадарцев, 5-кратный чемпион мира, 4-кратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр, 2-кратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в весовой категории 90 кг.

И это далеко не полный список всех выдающихся спортсменов этого вида спорта. В 2008 году на Олимпиаде выступали 20 спортсменов из Осетии.

Есть что добавить?


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции