22.10.2019

Конспект занятия «Заяц. Графический диктант: рисование по клеточкам» (подготовительная группа). Методическая разработка "Графические диктанты по клеткам – полезно и занимательно" Результаты исследования интерпретация графический диктант


Научить ребенка ориентироваться на тетрадном листе, вырабатывая при этом почерк, аккуратность и, самое главное — научить его письму — очень сложно. Многократное и долгое письмо приводит к нежеланию учиться, отнимает у ребенка всю радость от учебы. А ведь в детском саду, где на занятиях много времени и нет жестких требований к ребенку и границ успеваемости, можно научить детей не только ориентироваться на тетрадном листе и не бояться тетради, но и правильно держать карандаш, ручку, укрепить мелкие мышцы руки и развить мелкую моторику.

Графические диктанты, проводимые в интересной, игровой форме имеют возможность поспособствовать развитию всего вышеперечисленного.

Фрагмент урока математики в 3 классе (школа VIII вида):

Работая с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительной группе, я применила несколько приемов и форм графических диктантов, которые разработала еще в работая школе и где они принесли ощутимый результат и существенную поддержку в развитии навыков письма, счета, моторики и т.д. Моя цель была, прежде всего:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие понятий «левое / правое», «верх / низ»;
  • закрепление навыков счета;
  • развитие внимания;
  • развитие воображения;

Попутно мы проводили наблюдения за положением солнца на небе в течение всего дня, значит дети еще:

  • развивали наблюдательности;
  • расширяли знаний о природе.

Этап 1. Подготовительная работа. Закрепление знаний левой и правой руки

Берем альбомный лист и складываем его вдвое по высоте, перегибая лист слева направо (на другой день — справа налево), равняя края. Согнутый таким образом лист перегибаем еще раз, но уже сверху вниз (потом снизу вверх). Получился прямоугольник. Развертываем его. У нас лист из 4 прямоугольников. Проводим по сгибам карандашом. В дальнейшем начинаем использовать для этого линейку. Считаем прямоугольники, обращая внимание на то, что у нас по два прямоугольника справа и слева и по два прямоугольника вверху и внизу.

Этап 2. Задания

Нарисуйте круг в нижнем правом прямоугольнике, треугольник — в нижнем левом, квадрат — в верхнем правом, треугольник — в верхнем левом.

Этап 3. Наблюдения за солнцем

Где солнце утром? Покажите. Назовите (нижний левый прямоугольник). Днем? Покажите. Назовите (верхний левый). После сна? Покажите. Назовите (верхний правый). Идем на прогулку. Покажите. Назовите (нижний правый).

Этап 4. Усложнение заданий

Поставьте красную точку в середине левого нижнего прямоугольника, синюю — в верхнем правом углу нижнего правого прямоугольника. Эту работу выполняем поэтапно: покажите нижний правый прямоугольник пальчиком, теперь найдите в нем верхний правый угол, поставьте там точку синим карандашом.

Этап 5. Наблюдения за солнцем

Рисуем солнце в разное время суток, глядя в окошко. Окошко ведь тоже разделено на прямоугольники.

Отмечу, что данная работа велась мною всего 4 месяца практически каждый день, в разных формах сложности. Но, тем не менее, через 2 недели после первого занятия мы начали выполнять работу в тетрадях в клеточку. Дети уже имели к тому времени понятие о клетке и немного ориентировались на листе бумаге.

Проводим линии «от руки», по тетрадным линиям по моим образцам. Образцы чертила каждому. Можно использовать занимательные игровые моменты подготовки: крупные цветные клетки, различные фигуры, которые дети обводили карандашами разного цвета и др.

Перед началом работы с графическим диктантом нарисуйте на доске крупно — зрительный образец, поставьте в каждой тетради большую красную точку. Начинайте работать: 3 клетки вниз, 3 клетки вправо — это слуховой образец, ориентир точки, от которой начинаем «плясать», строить фигуру.

Первый графический диктант.

Фигура — клетка. Я говорю: поставьте кончик карандаша на красную точку. Не отрывая кончик карандаша от листа, ведите линию вправо на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию вниз на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию влево на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию вверх на 2 клетки. Соединили линии. Что у нас получилось? Квадрат. Молодцы.

Возьмите красный карандаш, обведите квадрат по начерченным линиям и закрасьте его.

Несложные фигуры мы выполняли каждый день, пока дети не перестали бояться листа. Материал для начала работы я взяла из пособия «Развиваем руки — чтоб учиться и писать и красиво рисовать», авторы С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. (Ярославль, «Академия Развития», «Академия и К», 2000 г.).

  • Не ставить красную точку, обозначая начало работы.
  • Выполнять не одну, а 2-3 фигуры.

Каков был результат со стороны детей? Дети начали уверенно ориентироваться на тетрадном листе. Они старались четко следовать моим инструкциям, внимательно меня слушали. Им было очень интересно знать, что же получится в результате диктанта, какая фигура.

Путь солнышка мы уже обозначали так:

И рассказывали так: Утром солнышко находится в нижнем углу нижнего левого прямоугольника, потом оно поднимается к правому верхнему углу левого верхнего прямоугольника. После обеда солнце начинает опускаться вниз до середины правого верхнего прямоугольника. Перед вечерней прогулкой оно спускается еще вниз к нижнему углу правого нижнего прямоугольника.

Результатом такой работы с группой дошкольников стало то, что почти все выпускники дети не боялись выполнять работу в тетради, стали понимать, что в тетради нужно работать не в произвольном месте листа, стали уверенно держать карандаш и ручку, не путали правую и левую сторону, научились отмечать погоду. Также у них улучшилось внимание и начало развиваться воображение, появился интерес к учебе в школе.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

(проведена декабря 200.. года в 1-б классе)

Цель: исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.

Для проведения методики детям выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.

Сначала дается предварительное объяснение: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с детьми выясняют, где у них правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать узор сами».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1–1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает детям исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставьте карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0–3 баллов – низкий;

3–6 баллов – ниже среднего;

7–10 баллов – средний;

11–13 баллов – выше среднего;

14–16 баллов – высокий.

Результаты диагностики (20 чел.)

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Оценка результатов

Источник: Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе» с. 69-71

Описание: Детям предоставляется лист в клетку с нарисованными там четырьмя точками. Детям под диктовку взрослого, в какую сторону и на сколько клеток проводить линию, необходимо изобразить рисунок. Ребенок выполняет 4 узора, один из которых тренировочный. Также дается задание продолжить рисунок. Оценивается выполнение диктанта и самостоятельного изображения. Выявляется умение слушать взрослого и выполнять задания по его указанию и самостоятельно.

Оборудование: Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.

Инструкция: Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».



«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0-3 баллов – низкий;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

14-16 баллов – высокий

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет

Источник: Стребелева Е. А., «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» с. 21-32

Описание.

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей 2-3-летнего возраста

Примечание. Для проведения обследования необходимо иметь по два детских столика и стульчика, а также: 1) желобок с шариком; 2) три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика одного цвета; 3) две матрешки (трехсоставные); 4) две пирамидки - из трех и четырех колец одного цвета; 5) две пары предметных картинок; 6) восемь цветных кубиков - по два красных, синих, желтых (белых), зеленых;, 7) разрезные картинки: первая пара - одна из предмет ных картинок разрезана на две части, вторая пара - одна из картинок разрезана на три части; 8) десять плоских палочек одного цвета; 9) тележка с кольцом, через которое продета тесемка; 10) карандаш, бумага. (Номера пунктов соответствуют номерам заданий.)

При анализе результатов обследования основное внимании надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости. Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности - от наиболее легких к более сложным. Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Задание предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.

Инструкция.

1. ПОЙМАЙ ШАРИК. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) со взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату.

2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой - маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения - ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования: психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

4. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Проведение обследования: психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

5. НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).

Проведение обследования: перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.

6. ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ. Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) - два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слов} два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

7. СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (молоточек или домик). Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.

Проведение: перед ребенком строят из па-ючек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня»

Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.

Оценка действий ребенка: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу); обучаемость; результат; отношение к результату.

9. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой - ложная.

Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесом к н. то тележка остается ш месте. Задача заключается л том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку.

Обучение проводится на уровне практических проб са ого ребенка.

Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за об; конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз. Взрослый з{ экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.

10. НАРИСУЙ (дорожку или домик). Задание направлено на выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.

Оборудование: карандаш, бумага.

Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги, карандаш и просят нарисовать дорожку (домик).

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи и отношение к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; результат.

Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.

Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самосто­ятельно выполнить задание по зрительно воспринятому образцу.

Материал: тетрадный лист бумаги в клеточку, в правом верхнем углу - фамилия, имя ребенка, дата проведения обследования. С ле­вой стороны листа на расстоянии четырех клеток от обреза ставится 3 точки, одна под другой (расстояние между ними по вертикали - 7 клеток) (приложение 12).

Ход выполнения: первая инструкция: “Сейчас мы с Вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они полу­чились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внима­тельно слушать меня - я буду говорить, в какую сторону и на сколь­ко клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда начертите линию, ждите, пока я скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кон­чилась предыдущая, не отрывая карандаша. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Правильно. Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так (показывает на доске). Это проведена линия на одну клеточку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клеточки вверх, а теперь на три клетки направо (слова сопровождаются вычер­чиванием линий на доске)”.

После этого переходят к рисованию тренировочного узора.

Экспериментатор продолжает: “Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.

Во время работы над этим узором экспериментатор ходит по ря­дам и исправляет допущенные детьми ошибки. Ребят следует пре­дупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.

Вторая инструкция: “Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились? Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисо­вать узор”.

Инструкция к заключительному узору: “Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте каран­даш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клет­ки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка на­право. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор”.

При анализе результатов выполнения задания необходимо оце­нить действия под диктовку и правильность самостоятельного вы­полнения узора. Первый показатель свидетельствует об умении вни­мательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй - о степени са­мостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом слу­чае можно ориентироваться на такие критерии, как:

Высокий уровень: оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;

Средний уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому;

Уровень ниже среднего: один узор частично соответствует диктуемому, другой - вовсе не соответствует;

Низкий уровень: ни один из двух узоров не соответствует диктуе­мому.

Опросник Баса – Дарки.

Данный опросник предназначен для определения состояния агрессии у детей и подростков. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответы «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондента с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.

    Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.

    Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

    Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

    Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбу.

    Я не всегда получаю то, что мне положено.

    Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.

    Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительное угрызение совести.

    Мне кажется, что я не способен ударить человека.

    Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

    Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

    Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.

    Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

    Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

    Я часто бываю не согласен с людьми.

    Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

    Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.

    Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

    Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

    Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

    Меня немного огорчает моя судьба.

    Я думаю, что многие люди не любят меня.

    Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

    Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

    Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

    Я не способен на грубые шутки.

    Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

    Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

    Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

    Довольно многие люди завидуют мне.

    Я требую, чтобы люди уважали мои права.

    Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.

    Люди, которые постоянно изводят вас, заслуживают, чтобы их щелкнули по носу.

    От злости я иногда бываю мрачен.

    Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

    Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимание.

    Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

    Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

    Даже если я злюсь, я не прибегаю к грубым выражениям.

    Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

    Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

    Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

    Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

    Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

    Мой принцип: »Никогда не доверять чужим».

    Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

    Я делаю так много такого, о чем впоследствии сожалею.

    Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

    С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

    Я чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

    Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

    Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

    Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

    Неудачи огорчают меня.

    Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

    Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

    Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

    Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

    Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

    Я ругаюсь от злости.

    Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

    Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

    Иногда я выражаю свой гнев в том, что стучу по столу кулаком.

    Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

    У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

    Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

    Я часто думаю, что жил неправильно.

    Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

    Я не огорчаюсь из-за мелочей.

    Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

    Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

    В последнее время я стала занудой.

    Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

    Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.

    Физическая агрессия : ответы «да» в вопросах 1,25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9, 17, 41.

    Косвенная агрессия : ответы «да» в вопросах 2, 18, 34, 42, 56, 63; ответы «нет» в вопросах 10, 26, 49.

    Раздражение : ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,72; ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.

    Негативизм : ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы «нет» в вопросе 36.

    Обида: «да»- 5, 13, 21, 29, 37, 51,58; «нет»- 44.

    Подозрительность : «да» – 6, 14,22, 30, 38,45, 52,59; «нет» – 65,70.

    Вербальная агрессия : «да» – 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60,71,73;»нет» – 39,66,74,75.

    Чувства вины : «да» – 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя шкалы 5и 6, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+-4, а враждебности 6,5-7+-3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Карта наблюдения Стотта.

Данная карта наблюдения (КН) предназначена для регистрации форм дезадаптированного поведения детей по результатам длительного наблюдения за ребенком. КН включает 196 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов (см. протокол в приложении 13).

Карта наблюдений.

1. НД – недоверие к новым людям, вещам, ситуациям . Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 – менее явные симптомы, от 12 до 17 – симптомы явного нарушения.

    Разговаривает с педагогом только тогда, когда находится с ним наедине.

    Плачет, когда ему делают замечания.

    Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

    Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, напри­мер, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

    Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

    Лжет без боязни.

    Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

    Никогда не приносит педагогу цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

    Никогда не приносит и не показывает педагогу найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают,

    Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

    Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

    Не подходит к учителю по собственной инициативе.

    Слишком застенчив, чтобы просить о чем-то (например, о помощи).

    Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

    Легко устраняется от активного участия в игре.

    Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

2. О – ослабленность (астения). Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». В боле легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а следовательно, о его невозможности проявления активности. В более легкой форме (симптомы1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическому истощению. Симптомы 9 –20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам данного симптома обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ, особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентуют элементы депрессивного истощения.

    Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

    В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

    Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

    В играх иногда активен, иногда апатичен.

    В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

    Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

    Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

    Рассерженный, «впадает в бешенство».

    Может работать в одиночестве, но быстро устает.

    Для ручной работы не хватает физических сил.

    Вял, безынициативен (в классе).

    Апатичен, пассивен, невнимателен.

    Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

    Движения замедленны.

    Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

    Взгляд «тупой» и равнодушный.

    Всегда ленив и апатичен в играх.

    Часто мечтает наяву.

    Говорит невыразительно, бормочет.

    Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

3. У - уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

    Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

    Не реагирует на приветствия.

    Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

    Избегает разговоров («замкнут в себе»).

    Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

    Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

    Не проявляет интереса к коллективным играм.

    Избегает других людей.

    Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда задет или в чем-то подозревается.

    Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

    Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

    В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

    Ведет себя подобно «настороженному животному».

4. ТВ – тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК выражает тревожную надежду, стремления, попытки ученика установить и сохранить хорошие отношения со взрослыми. Симптомы 1-6 ребенок старается убедиться, принимают ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 – обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 – проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.

    Очень охотно выполняет свои обязанности.

    Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

    Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

    Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

    Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.

    Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

    Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

    «Подлизывается», старается понравиться учителю.

    Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

    Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

    Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и мелкими жалобами на товарищей.

    Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).

    Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

    Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

    Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

    Полностью «устраняется», если его усилия не увенчаются успехом.

Разделы: Логопедия

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе.

У учеников наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемость.

Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является несформированность зрительно – пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно – моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев в этой связи говорят о недостаточности пальцевогопраксиса.

Вопрос о повышении эффективности коррекционно – педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста является актуальным, а использование в коррекционной работе графических диктантов по клеткам – один из резервов логопедического воздействия.

Для решения данной проблемы мною разработаны серии графических диктантов по клеткам двух видов:

  1. ведение линий в заданном направлении от исходной точки (Приложение 1 );
  2. построчное раскрашивание клеток (Приложение 2 ).
  • Сформировать слуховое восприятие и память;
  • Развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
  • Улучшить зрительно-моторную координацию;
  • Укрепить зрительную память;
  • Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук;
  • Продолжить работу по закреплению речевых навыков.

В соответствии с памятками представлены образцы конспектов занятий.

Итогом выполнения графического диктанта является схематическое изображение предмета, что поможет организовать деятельность детей в занимательной форме. Этому же будет способствовать специально составленный, подобранный или адаптированный для каждой фигуры занимательный материал, предложенный в виде речевых игровых приёмов: авторских пальчиковых игр, чистоговорок, логоритмических упражнений, загадок и пр., который позволит учителю – логопеду или воспитателю продолжить отработку тех или иных навыков правильного произношения звуков и употребления форм слов за границами традиционных логопедических занятий и обеспечит вариативность коррекционно – педагогической работы.

Так как графические диктанты по клеткам являются элементом пропедевтической работы по предупреждению возникновения оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, то выполнение предлагаемых заданий поможет повысить качественный уровень подготовки их к школьному обучению.

Памятка для проведения графического диктанта по клеткам от исходной точки

  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5 – 6 упражнений);
  • Определение исходной точки рисования;
  • Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке;
  • Подведение итога.

Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта от исходной точки

Тема: Корова.

Цели:

    • учить проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении;
    • улучшать зрительн-моторную координацию посредством копирования фигур;
    • актуализировать знания о домашнем животном – корове;
    • автоматизировать произношение [р] во фразах и связной речи;

Оборудование: репродукция коровы, простые карандаши, стирательные резинки, тетради в клетку.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Постановка целей.

– Отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем рисовать по клеткам.

Рыжий молокозавод
День жуёт и два жуёт,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.

Сегодня мы научимся рисовать корову по клеточкам.

III. Беседа. Рассматривание репродукции с изображением коровы.

– Давайте вспомним, что мы знаем о корове.

– К какой группе относится корова?

– Какое это животное? Почему?

– Опишите внешний вид коровы.

– Какие действия она может совершать?

– Подберите ласковые слова, которыми можно назвать корову?

– как называется детёныш коровы? И т.д.

IV. Пальчиковая игра.

По мосту корова шла. (ладони соединить средними пальцами – мост, собрать кисть в кулак, выдвинуть указательный палец и мизинец)
Молоко она несла. (ладони чашечкой)
Воробью, синице, зайчику, лисице, (разгибать по порядку пальцы)
Котику усатому, тигру полосатому,
Белке и кунице, ёжику и львице.
Накормила всех опять. (гладить живот)
И на луг пошла гулять. (пальцы идут по столу)

Вот ладошка левая.
Вот ладошка правая.
Руки вверх мы поднимаем
И зарядку делаем.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая.
Будут пальчики у нас
Ловкие, умелые.
Вниз – вверх, вниз – вверх,
Мы рисуем лучше всех.

VI. Определение исходной точки рисования.

– Отсчитайте от полей две клеточки и на пересечении голубых линий поставьте точку. От неё начнём рисовать. (На начальных этапах обучения точку ставит логопед).

VII. Диктант. Схематическое изображение коровы.

1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.

VIII. Дорисовка.

– Посмотрите, получилась ли у вас корова такой, чтобы всем понравиться?

По-моему, у неё не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза, нос, рога, хвост, пятна.

IX. Оценка результатов (взаимопроверка).

X. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.

Рова – рова – рова (хлопки) – на траве стоит корова (руки на поясе, повороты туловища).
Рову – рову – рову (хлопки) – мы смотрим на корову (руки «биноклем» поднести к глазам).
Рова – рова – рова (хлопки) – хороша корова (руки в стороны).

XI. Копирование.

– Скопируйте ниже (или справа) такую же корову.

Была у вас одна корова, а станет…(две коровы), у всех у нас будет … (много коров), целое … (стадо коров).

XII. Проверка выполнения задания.

XIII. Подведение итога занятия.

Памятка для проведения графического диктанта по строчному закрашиванию клеток

  • Определение предмета (объекта) рисования по вычленению наложенных силуэтных картинок;
  • Загадывание загадки о предмете (объекте) рисования;
  • Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции;
  • Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств);
  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5–6 упражнений);
  • Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
  • Актуализация понятия «цвет»;
  • Знакомство с рабочим полем, поделённым на клетки, расположенные строчками;
  • Привлечение внимания к нумерации строк;
  • Указание направления и количества раскрашиваемых клеток заданного цвета;
  • Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок;
  • Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу;
  • Оценка результатов графического диктанта;
  • Динамическая пауза с проговариванием чистоговорок о предмете;
  • Самостоятельное копирование полученных схем рисунков;
  • Оценка самостоятельной работы;
  • Выставка работ, обсуждение;
  • Подведение итога.

Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта по строчному закрашиванию клеток (подготовительная группа детского сада)

Тема: Жук.

Цели:

  1. формировать графомоторные навыки:
    • продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.);
    • учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке;
    • развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
    • продолжать работу над развитием пальцевогопраксиса: координацией движений и силы;
    • улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур;
  2. работать над развитием и коррекцией речи:
    • актуализировать знания о насекомом - жуке;
    • автоматизировать произношение [ж], [ч] во фразах и связной речи;
    • работать над просодической стороной речи – ритмизацией посредством чистоговорок;
    • активизировать слуховое восприятие, память.

Оборудование: наложения насекомых, репродукция жука, цветные карандаши, тетради в клетку.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят около двери кабинета.

– На своё место пройдёт только тот, кто любое насекомое назовёт.

(Дети называют слова и занимают свои места.)

II. Постановка целей.

Рассматривание наложений, узнавание, называние.

– Отгадайте загадку и узнаете, кого из этих насекомых мы будем рисовать по клеткам.

Жу – жу – жу, я на ветке сижу,
И звук [ж] я твержу.

Сегодня мы научимся рисовать жука по клеточкам.

III. Беседа.

Рассматривание репродукции с изображением жука.

– Давайте вспомним, что мы знаем о жуке.

– К какой группе относится жук?

– Опишите внешний вид жука.

– Какие действия он может совершать?

– Каких жуков вы знаете?

– Чем питаются жуки? И т.д.

IV. Пальчиковая игра.

– Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики поразминаем.

Жуки бежали по тропинке, (пальцы бегут по столу)
Блестели шёлковые спинки. (поглаживание тыльных сторон ладоней)
Их опрокинул ветерок. (ладони положить тыльной стороной на стол)
Кто бы тем жукам помог? (быстрые движения пальцами)

V. Актуализация пространственных представлений (в форме пальчиковой игры).

Руку вправо, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руку влево, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Завершается игра – (руки перед грудью – движение «моторчик»)
За дело браться нам пора. (сжимание – разжимание пальцев)

VI. Актуализация понятия цвет.

– Какого цвета вы встречали жуков? Где можно часто их увидеть?

Нам понадобится два цвета: коричневый и зелёный.

Что бывает коричневым? Что бывает зелёным?

VII. Знакомство с рабочим полем.

(Рассматривание, называние цифр, которыми пронумерованы строчки.)

VIII. Диктант. Схематическое изображение жука.

  • 1 р. – 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 2 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные.
  • 2 р. – 4 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 4 клетки зелёные.
  • 3 р. – 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая.
  • 4 р. – 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
  • 5 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 6 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 7 р. – все клетки коричневые.
  • 8 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 9 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 10 р. – 1 клетка зелёная,1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
  • 11 р. – 1 клетка коричневая, 8 клеток зелёных, 1 клетка коричневая.

IX. Дорисовка.

– Посмотрите, получился ли у вас жук такой, чтобы всем понравиться?

По-моему, у него не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза и линию крыльев.

X. Оценка результатов выполнения графического диктанта (взаимопроверка).

XI. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.

Чок – чок – чок (хлопки) – на листе сидит жучок (присесть на корточки).
Чка – чка – чка (хлопки) – не боимся мы жучка (руки на пояс, повороты головы).
Чка – чка – чка (хлопки) – мы посмотрим на жука (ладонь козырьком к глазам, повороты туловища).
Чка – чка – чка (хлопки) – на ладонь возьмём жука (поочерёдно руки в стороны).
Чок – чок – чок (хлопки) – улетел с руки жучок (взмахивание руками).

XII. Выставка детских работ, выбор самой аккуратной.

XIII. Копирование .

– Скопируйте ниже (или справа) такого же жука.

Был у вас один жук, а станет…(два жука), у нас с вами будет … (много жуков).

XIV. Проверка выполнения задания.

XV. Подведение итога занятия.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции