03.11.2019

Работа медико социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов. Особенности оформления инвалидности для отдельных групп


Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.

br />

1. Общие положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Врач по медико-социальной экспертизе (далее - "Работник") относится к специалистам.

1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "____________________" (далее - "Работодатель").

1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.4. Работник подчиняется непосредственно ____________________.

1.5. Работник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы по избранной специальности; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности;

____________________.

1.6. Работник должен соответствовать квалификационным требованиям к специальности "Медико-социальная экспертиза", установленным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" :

- Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия";

- Подготовка в ординатуре по специальности "Медико-социальная экспертиза" или профессиональная переподготовка по специальности "Медико-социальная экспертиза" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Детская хирургия", "Неврология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Оториноларингология", "Офтальмология", "Педиатрия", "Психиатрия", "Терапия", "Травматология и ортопедия", "Фтизиатрия", "Хирургия", "Эндокринология";

- Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

2. Должностные обязанности

Работник:

проводит медико-социальную экспертизу граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;

разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет стойкую утрату трудоспособности;

определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

3. Права Работника

Работник имеет право на:

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

Инвалидность можно оформить, если есть:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

2. Как получить направление в бюро медико-социальной экспертизы?

Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).

Определяя, есть ли у вас признаки инвалидности, врач должен опираться на диагностические исследования, результаты лечения, реабилитации и абилитации. Поэтому за направлением на МСЭ лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти, например, к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение.

По Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

">закону, если человек нуждается в социальной защите, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, но только при наличии у них медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. На практике это означает, что вам все равно придется обращаться в медицинскую организацию.

Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.

После того как вы получите направление, вас запишут на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.

3. Какие документы нужны для записи на МСЭ ребенка?

Чтобы записать ребенка на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (дети старше 14 лет заполняют и подписывают заявление самостоятельно, за детей младше 14 лет это должны делать законные представители);
  • документ, удостоверяющий личность (для детей младше 14 лет - свидетельство о рождении, для детей старше 14 лет - паспорт);
  • медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования - обычно выдаются врачом, выдавшим направление на МСЭ);
  • СНИЛС;
  • паспорт родителя или опекуна;
  • опекуну (представителю органа опеки и попечительства) - документ об установлении опеки.

4. Какие документы нужны взрослым для записи на МСЭ?

Чтобы записаться на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (может быть заполнено как самим гражданином, так и его представителем);
  • документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия);
  • направление на МСЭ, выданное лечащим врачом;
  • трудовая книжка (оригинал и копия);
  • профессионально-производственная характеристика с места работы - для работающих граждан;
  • медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • СНИЛС;
  • если документы будет подавать представитель - доверенность на представителя и его паспорт.

В некоторых случаях могут понадобиться Дополнительные документы (в зависимости от конкретного случая):

  • акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
  • акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
  • заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
  • для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - вид на жительство;
  • для беженцев - удостоверение беженца (предъявляется лично);
  • для иногородних граждан - свидетельство о регистрации по месту проживания;
  • для уволенных с военной службы - свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично).
">дополнительные документы .

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.

5. В какое бюро МСЭ нужно обращаться?

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства. В некоторых случаях МСЭ может проводиться:

  • в Главном бюро МСЭ - в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования;
  • в Федеральном бюро МСЭ - в случае обжалования им решения Главного бюро МСЭ, а также по направлению Главного бюро МСЭ в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования;
  • на дому - если гражданин не может явиться в бюро (Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

6. Как проводится экспертиза?

В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.

В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование. Вы можете от него отказаться. В этом случае решение о признании вас инвалидом или об отказе в признании вас инвалидом будет приниматься, основываясь только на предоставленных вами данных. Ваш отказ будет отражен в протоколе МСЭ, который ведется во время проведения экспертизы.

В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы.

По итогам составляется акт медико-социальной экспертизы. Вы имеете право запросить копии и акта, и протокола.

Кроме того, специалисты бюро после проведения медико-социальной экспертизы подготовят для вас индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).

7. Какие документы выдают после проведения экспертизы?

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности;
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА).

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

При необходимости внести изменения (новые персональные данные, технические ошибки) в ИПРА или при необходимости уточнить характеристики ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий проходить новую медико-социальную экспертизу не нужно. Достаточно написать заявление в бюро МСЭ, выдавшее документ. Вам выдадут новую ИПРА.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления о проведении МСЭ. Инвалидность устанавливается до 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).

8. Как пройти переосвидетельствование?

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».

Переосвидетельствование может быть проведено заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Если инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования либо если переосвидетельствование необходимо провести ранее установленного срока, оно может проводиться:

  • по личному заявлению инвалида (либо его законного или уполномоченного представителя);
  • по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья;
  • . Подробнее о работе бюро МСЭ можно узнать на сайте

Здравствуйте! Пишет вам врач бюро МСЭ г. Москвы. Все,разумеется, знают, какая атмосфера злых слухов,а подчас и откровенной лжи, сложилась вокруг врачей, работающих в данном ведомстве. Мол, и групы инвалидности вы продаёте, и взятки берёте, и тому подобное.Обидно это слышать врачам-экспертам, посвятившим свои годы делу медико-социальной реабилитации и помощи больным людям.О мизерной зарплате говорить не приходится: Все знают, насколько она смехотворна. Хотелось бы поговорить о другом, а иименно о руководителях наших. Почему честные работники должны испытывать постоянные унижения со стороны вышестоящего руководства? Например, почему Олег Александрович Васильев, юрист ФКУ ГБ МСЭ по г. Москве, может позволить себе обвинить в коррупции практически каждого, работающего в данной системе? Почему Олег Александрович позволяет себе неадекватно, если не сказать, грубо, разговаривать с людьми, которые по возрасту намного старше его? Неужели Олег Александрович, юрист, забыл, что существует такое понятие, как презумпция невиновности, и в таком случае его самого можно обвинить в клевете? С вышестоящим же начальством нашим разговаривать просто бессмысленно и бесполезно: на всё один ответ у него: " Не нравится, вас никто не держит!". И уходят. Уходят люди, посвятившие делу помощи больным не один десяток лет! Дошло даже того, что за счёт своих средств из мизерной зарплаты, работники МСЭ вынуждены закупать оргтехнику, необходимую для работы! « Денег нет!» -на всё один ответ у нашего руководства. Кроме же того, в 20 17 году руководство нагрузило бюро МСЭ непосильной работой! Мало того, что филиалы ежедневно принимают намного больше человек, чем предусмотрено в плане! Врачам дали задание внести в компьютерную базу всех инвалидов, проходивших освидетельствование с 2005 года в новую базу данных, так называемую ФРИ. И вот пожилые люди вынуждены сидеть буквально до ночи, занимаясь, по сути несвойственным врачам делом! Надо ли говорить, что никакой компенсации за внеурочное время не предусмотрено? А дали задание вручную ввести несколько сотен тысяч человек! Люди при круглосуточной работе за компьютером теряют зрение и здоровье, И всё из-за того, что руководство, решив сэкономить на оплате работников IT, на врачей возложило несвойственную им задачу! При таком отношении есть опасения, что из системы медико-социальной экспертизы уйдут практически все врачи! А ведь тогда пострадают прежде всего социально незащищенные люди! Но руководству, пожалуй, требуется развалить систему, такое ощущение, что к этому всё и идёт.
Доказательств к тому более чем достаточно. Так, с 2016 года ФКУ ГБ МСЭ возглавил некто Запарий Сергей Петрович из Омска. Неизвестно, какими путями Сергей Петрович был назначен на эту должность, но есть подозрения, что не совсем честным. Известно, что за некоторые свои действия Сергей Петрович был взят в Омске под усиленный контроль журналистов,

Который не снят до сих пор.
С его приходом с новой силой начались необоснованные обвинения в коррупции, систематические унижения врачей-экспертов, причем как работающих в ФКУ ГЛАВН ОЕ БЮРО МСЭ, так и в районных подразделениях,необоснованные увольнения сотрудников, без объяснения причин и прочие противоправные действия.

Также известно, что дочь Сергея Петровича, Запарий Наталья Сергеевна,работает в ФГБУ ФБ МСЭ мин.труда России. C точки законности,думается, это сомнительно.
И последнее: вот как паркуется Сергей Петрович у здания ФКУ ГБ МСЭ. Как проехать при этом инвалиду-колясочнику? Думается, что это также проявление неуважения к больным людям?

С Искренним уважением, Виталий Седов. Заслуженный врач Российской Федерации

Медицинская сестра, как и все участники процесса медико-социальной экспертизы, находится в трудном положении: ей нередко приходится иметь дело с больными, наладить контакт с которыми довольно сложно, чьи особенности личности мало располагают к общению, затрудняют его.

К таким особенностям относятся: невысокий уровень образования; дефекты мыслительной деятельности, обусловленные болезнью; неблагоприятные личностные черты (эмоциональная неустойчивость, ранимость, обидчивость, взрывчатость, низкая самооценка), которые в ситуации экспертизы (являющейся стрессовой для большинства больных) усугубляются. И все же даже в работе с самым тяжелым контингентом освидетельствуемых, соблюдение принципа партнерства, отношение к человеку без предубеждений, как к равной личности, - залог эффективности процесса общения.

Следует подчеркнуть, что оптимизация процесса общения возможна лишь в том случае, когда человек действительно хочет этого добиться.

Простое заучивание приемов и техник общения малоэффективно.

Успех зависит от того, насколько медицинский работник тяготеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к лицам, пришедшим на освидетельствование. Устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, может оказаться одним из важнейших условий успеха их деятельности. Коммуникативная компетентность включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты. Это способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять психологические особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия.

Коммуникативные навыки включают в себя: навыки активного слушания, способность выражать свои мысли с учетом уровня понимания партнера, рефлексивное отслеживание процесса коммуникации, сознательный контроль над эмоциями. Коммуникативная компетентность медицинского работника проявляется в милосердии, толерантности, стрессоустойчивости, профессиональной эмпатии, способствующих облегчению страданий, реабилитации, восстановлению здоровья пациента .

Таким образом, требования к личности медицинской сестры учреждения МСЭ достаточно высокие, необходимо помнить, что мы работаем для больного и на больного.

Особенностью общения в ситуации освидетельствования является его кратковременность. За 10-15 мин общения медицинская сестра и освидетельствуемый составляют впечатление друг о друге.

Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя допускать эскалации конфликта. С больным нужно вести себя спокойно, доброжелательно.



Люди с заболеваниями чрезвычайно чувствительны к эмоциональному климату в окружении. Поэтому нужно обращать внимание на свое поведение и жесты. Необходимо быть уважительными, стараться быть последовательными и прямыми, сохранять дружелюбную дистанцию, учитывать, что человек болен, и относить симптомы не к нему, а к болезни. Такая тактика обусловлена элементарным здравым смыслом.

Стоит отдельно отметить особенности общения с психически больными людьми . Единственно правильной линии поведения в общении с психическими больными не существует. Все зависит от конкретной ситуации, обстановки и личности собеседников.

Хотя обычный человек не в состоянии точно определить степень опасности, исходящей от душевнобольного, он может распознать некоторые симптомы заболевания и вести себя соответствующим образом. Если собеседник испытывает трудности концентрации внимания, необходимо стараться быть кратким, при необходимости повторить сказанное. Если же он перевозбужден, разговора с ним не получится. Следует ограничить информацию, ничего не пытаться объяснить, говорить коротко, не обострять дискуссию. «Угу», «да», «до свидания» - вот тактика медицинской сестры.

Необходимо в общении с больными быть спокойными и открытыми. В разговоре сохранять спокойствие, четкость и прямоту. Помнить, что пациент может слышать странные голоса и видеть странные вещи, мысли его скачут, одновременно он испытывает самые разнообразные чувства. Так что многословные эмоциональные фразы, скорее всего, поставят его в тупик, а более понятными будут короткие фразы и спокойная речь.



Допустим, вы возмутились его поведением и выразили это очень эмоционально, - вероятнее всего он просто вас не услышит или не запомнит о чем шла речь. И вполне вероятно, в другой раз поведет себя точно так же.

Психическая болезнь серьезно влияет на то, как человек думает и ведет себя и что он способен делать. Вместе с тем для тех из нас, кто общается с такими людьми и любит их, жизненно важно всегда помнить, что это не только «душевнобольные». Они по-прежнему остаются ЛЮДЬМИ со своими чувствами, очень ранимы, легко теряют индивидуальность и поэтому особенно нуждаются в тех, кто их любит и понимает. Не осознавая, как много можно было бы им дать, окружающие просто вешают на них ярлык психически больного. Друзья и семьи должны противостоять этой тенденции, помня, что нужно отделять человека от болезни .

Медицинские сестры не должны:

Смеяться над больным и его ощущениями;

Пугаться его переживаний;

Убеждать больного в нереальности или незначительности того, что он воспринимает;

Вступать в подробное обсуждение галлюцинаций или того, от кого, по его мнению, они исходят;

Следует обратить внимание на собственное эмоциональное состояние. Нужно помнить, что обычно за внешним гневом скрываются страх и обида. Ситуацию легче взять в свои руки при условии спокойного и четкого поведения. Часто успокаивающий, уверенный голос дает возможность довольно быстро устранить переполняющие больного иррациональные гнев и страх.

Необходимо избегать всякого физического контакта и не устраивать около больного толчею. При общении с больным важно даже само физическое присутствие. Больной может выйти из себя, если ему кажется, что он загнан в угол или в ловушку. Поэтому бывает неплохо оставить ему свободным выход из кабинета или самому расположиться так, чтобы иметь возможность отойти, если эмоции слишком накалятся.

Стоит быть как можно внимательнее к причинам тревоги больного. Не преуменьшать и не игнорировать тот факт, что у больного могут быть сильные переживания. Во время приступа гнева самое важное - это помочь больному сосредоточиться на том, что может его успокоить. Изучать причины его гнева надо в более спокойный период.

Необходимо помнить о границах приемлемого поведения. Если в гневе больной кричит, бросается предметами, беспокоя других освидетельствуемых и сотрудников учреждения МСЭ, необходимо спокойно, но твердо сделать замечание. Например, сказать, что если он не прекратит, то вы вынуждены будете доложить о сложившейся ситуации руководителю бюро (экспертного состава).

Если освидетельствуемый в процессе общения оценил медицинскую сестру как человека формального, торопливого, безразличного к его ситуации, то в случае неудовлетворения ожиданий освидетельствования вероятность обращения с жалобой в вышестоящие инстанции на грубость и некомпетентность врачей, медицинских сестер (даже при отсутствии непосредственного повода к таким обвинениям) возрастает, и наоборот, если освидетельствуемый проникся к сотрудникам учреждения доверием, увидел людей неравнодушных, пытающихся разобраться в его проблеме и сделать все, чтобы помочь ему, то решение не в свою пользу он примет спокойнее, так как почувствует объективность.

Правильный стиль общения поможет снизить конфликтность процедуры освидетельствования . В социальной психологии выделяют целый ряд причин, провоцирующий межличностные конфликты.

1. Личностные особенности сторон.

Личностными предпосылками к конфликтности

могут служить такие черты как нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, несдержанность в чувствах, а также склонность к агрессивному поведению, властность, корыстолюбие, эгоизм. Поведение медицинской сестры учреждения МСЭ не должно быть направлено на подчеркивание своего авторитета, значимости в решении судьбы другого человека. Авторитарный стиль общения обычно усиливает агрессивность конфликтного больного. Не стоит рассматривать больного с субъективных позиций, т. е. в каждом больном видеть либо черты знакомого или родственника и вести себя соразмерно этому.

Медицинская сестра должна быть достаточно уверенной в себе, но не надменной; быстрой и настойчивой, но не суетливой; решительной и твердой, но не упрямой; эмоционально отзывчивой, но рассудительной. Она должна сохранять хладнокровие и искреннее участие, оптимизм с определенной долей скептицизма. Уравновешенная гармоничная личность медицинской сестры является важным фактом установления оптимального контакта с освидетельствуемым.

2. Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая неприязнь, гнев, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно оценить и понять партнера по общению.

3. Барьер восприятия.

Существует целый ряд поз и жестов, вызывающих негативное отношение собеседника. Так, скрещенные руки на груди говорят об отчуждении, некоторой агрессивности, закрытости для общения. Руки, сжатые в кулаки - откровенно агрессивная поза и т. д. Первое впечатление о человеке создает соответствующую установку на взаимоотношения, оно может быть отрицательным или положительным.

Следует различать виды конфликтов. Реалистические (предметные) конфликты. Они вызываются неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных целей. Поводом для конфронтации может служить поведение медицинского персонала (грубость, неучтивость), характер проведения процедуры записи больного (халатность), санитарно-гигиенические условия медицинского учреждения (фязь, шум, запах), ошибки в оформлении экспертной документации.

Беспредметные (нереалистические) конфликты. Они имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Этот тип конфликта нередко обусловлен предвзятым отношением освидетельствуемого к медицинской службе в целом и конкретному медику в частности.

Удачность контакта иногда определяется, на первый взгляд, несущественными моментами. Например, излишне богатая, модная одежда, изобилие украшений, косметики может создать негативное впечатление.

Открытость для общения можно показать визуальным контактом, легкой улыбкой, приветливостью, мягкостью манер и интонации. Возможен небольшой наклон корпуса, головы в сторону собеседника, заинтересованное и внимательное выражение лица и т. п.

Темп речи должен быть небыстрым, спокойным, слова четкими. Для эффективной работы медицинской сестры бюро МСЭ и экспертных составов Главного бюро необходимо умение слушать собеседника.

Следующий этап общения - выход из контакта. Умение выйти из контакта также важно, как и войти в него. Роль последнего впечатления также важна, как и первого. Неумение сдержать свою неприязнь ведет к обиде, негативному впечатлению от процедуры освидетельствования, чувству неудовлетворенности.

Хороший способ завершения контакта - техника «перефразирования» (т.е. переформулирования мысли собеседника - «как я понял Вас...», «другими словами, Вы говорите.,») и резюмирование - подытоживание основных идей и чувств больного. Больной, убедившись, что его правильно поняли, уходит с чувством удовлетворенности и даже отрицательное для него решение воспримет спокойнее.

В каждом бюро необходимо создать такую обстановку, которая щадила бы психику больных и порождала атмосферу доверия. Достигнуть этого можно правильной организацией режима труда и отдыха, высокой культурой сотрудников и четкой трудовой и профессиональной дисциплиной.

Уже первая встреча в регистратуре должна создать атмосферу положительной настроенности больного, атмосферу доброжелательности.

В зале ожидания необходимо поддерживать порядок и чистоту, в должном виде должен быть стенд с указанием графика работы бюро, перечня документов, необходимых при освидетельствовании, порядок обжалования решения бюро МСЭ, информация о льготах для инвалидов и другие сведения, касающиеся освидетельствуемых.

Запись больного на освидетельствование должна проходить индивидуально. Обращение с больным при записи должно быть доброжелательным и терпеливым, так как с первого момента у больного начинает складываться мнение о правильности, качестве проведения экспертизы.

При отсутствии необходимых документов следует терпеливо разъяснить необходимость их предоставления, возникающие вопросы (находящиеся не в компетенции медицинской сестры) решать с руководителем бюро. После записи больного сведения о нем предоставляются руководителю бюро, который определяет очередность процедуры освидетельствования.

Социальные вопросы (жилищно-бытовые, семейные отношения, трудовая деятельность и т. д.) следует выяснять деликатно.

Недопустимо в присутствии больных обращаться друг к другу на «ты», по имени. Если специалист, собирающий анамнез, вынужден отвлечься, следует извиниться перед больным.

Обобщая вышесказанное, следует, что при заболевании с относительно редкими припадками и незначительными изменениями личности трудоспособность практически не страдает.

Больные трудоспособны в основном с легкими (абсансы, простые парциальные и др.) и редкими припадками, без отчетливых психических нарушений, с умеренно выраженными характерологическими особенностями, имеющие возможность продолжать работу по специальности с ограничениями или изменением профиля деятельности (в основном лица гуманитарных профессий, педагоги и т. п.). Больные с длительной ремиссией припадков на фоне поддерживающей терапии, без значительных изменений личности - при возможности трудоустройства в доступных профессиях.

Показаниями для направления на БМСЭ являются противопоказанные виды и условия труда, прогрессирующее течение эпилептического процесса (частые, резистентные к терапии припадки, психические нарушения, изменения личности), после недостаточно эффективного оперативного лечения.

Также следует заметить, что ситуация освидетельствования в учреждении МСЭ относится к числу потенциально конфликтогенных. Если работа проведена убедительно, грамотно, с соблюдением всех нормативных документов и этических норм выполнения профессиональных обязанностей, конфликтные ситуации не будут возникать.

Таким образом, рассмотрев принципы организации, задачи, функции медико – социальной экспертизы, а так же характеристику ограничения жизнедеятельности при эпилепсии и участие медсестры непосредственно в экспертизе, можно сделать вывод, что диагноз эпилепсия необязательно означает инвалидность, при относительно редких припадках и незначительных изменениях личности трудоспособность практически не страдает.

Чтобы повысить свои шансы на получение инвалидности, важно знать, как проходит комиссия ВТЭК. Для этого пациент собирает соответствующие документы и обращается на экспертизу. Подробное описание последовательности действий, а также того, как правильно вести себя при общении с комиссией, представлено в статье.

Сразу нужно говориться, что человеку нужно знать, как проходит медико-социальная экспертиза МСЭ, а не ВТЭК на инвалидность. Дело в том, что несмотря на применение обоих терминов, с формальной точки зрения пациент обращается именно для проведения экспертизы МСЭ, которая включает в себя прохождение:

Поэтому несмотря на то, что термин «ВТЭК» до сих пор используется очень широко, на самом деле речь идет именно о МСЭ. Для прохождения комиссии необходимо обратиться в местное Бюро МСЭ по своей инициативе или (обычно именно так) по направлению:

  • лечащего врача;
  • или Пенсионного фонда.

Шаг 1. Сбор необходимых документов

Наряду с заявлением на прохождение комиссии пациент также подает свой паспорт и медицинские документы:

  • амбулаторная карта;
  • заключение врачебной комиссии;
  • результаты анализов;
  • результаты диагностических процедур, которые связаны с заболеванием.

Подаются и другие документы:

  • диплом или аттестат об образовании;
  • трудовая книжка.

В некоторых случаях может также понадобиться акт формы Н-1, который регистрирует несчастный случай на производстве (если инвалидность предполагается присвоить именно в связи с этим инцидентом).

Документы может подавать как сам пациент, так и его законный представитель (родители детей, опекуны) или лицо, действующее по доверенности, которая обязательно заверяется нотариально.

С работы могут запросить и производственную характеристику, в которой подробно описывается:

  • в чем именно состоят трудовые обязанности;
  • какова продолжительность и режим рабочего дня, количество смен в месяц;
  • были ли перерывы в работе в связи с оформлением больничного листа;
  • пользуется ли человек облегченными условиями.

Таким образом, пациенту нужно заранее побеспокоиться о том, какие именно документы понадобятся, и к дате назначения комиссии подготовить полный набор требующихся бумаг.

Шаг 2. Прохождение комиссии

В назначенный день пациент приезжает в медицинское учреждение и проходит комиссию. В основном процедура проходит в форме ответов на вопросы врачей, психолога и социального работника. Чтобы понимать, как проходит комиссия ВТЭК на инвалидность, лучше подготовиться к ней заранее – одеться аккуратно и скромно, а также настроиться на общение (об этом подробно описано ниже).

СРОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. После окончания вопросов и осмотра пациент покидает кабинет, а комиссия приступает к обсуждению мнений. Решение принимается простым большинством голосов, о чем пациент уведомляется по почте или по телефону. Предельный срок принятия решения – 6 рабочих дней. Пациенту в любом случае выдают акт освидетельствования, а если решение положительное – то и установленного образца.

лицевая сторона

Шаг 3. Что делать в случае отказа

В случае отказа нужно обращаться в вышестоящую инстанцию (региональное Бюро, а затем – в федеральное). В исключительных случаях составляют исковое заявление в попытке защитить свои права в суде.

Особенности оформления инвалидности для отдельных групп

Если говорить о том, как проходит ВТЭК, как работает комиссия, оформляющая пациента на инвалидность, в общих чертах, процедура практически всегда одинаковая. Однако есть и особенности, зависящие от специфики групп некоторых пациентов.

группа пациентов особенности процедуры
дети проходит обязательно в присутствии родителя (или приемного родителя, опекуна); для школьника или студента в обязательном порядке предъявляется справка и характеристика с места обучения
пенсионеры сначала нужно отправиться к своему участковому терапевту, который обязательно отправит на дополнительное обследование, после чего выпишет направление; в случае положительного решения пенсионер обязательно идет в Пенсионный фонд, передает документы, чтобы оформить увеличение пенсии и/или дополнительные льготы
с инфарктом и/или онкологией направить на МСЭ могут не ранее, чем через 4 месяца после официального установления диагноза
с проблемами зрения направление должен выдать именно офтальмолог, который лечит пациента

7 правил, как вести себя на МСЭ

Пациенту нужно сразу понимать: конкретное решение принимают конкретные люди, поэтому наличие тех или иных документов не всегда гарантирует присвоение степени инвалидности (за исключением очевидных случаев тяжелых нарушений здоровья, которые предполагают оформление 1 степени).

Поэтому еще до посещения комиссии на инвалидность ВТЭК следует хорошо представлять, как она проходит, как лучше настроиться в психологическом смысле, какие вопросы могут быть заданы. Вот 7 полезных советов, которые наверняка помогут понять особенности этой процедуры:

  1. Основной принцип заключается в том, что человеку нужно показать свою реальную беспомощность в той или иной степени. Можно взять с собой тросточку, если обычно ею пользуетесь, стандартный набор лекарств, которые принимаете несколько раз в день и другие медицинские средства. То есть члены комиссии должны получить ясное представление, что вам действительно нужна определенная забота и поддержка со стороны государства.
  2. Еще одно важное правило – пациенту не следует явно демонстрировать свою материальную заинтересованность в решении комиссии. Понятно, что помощь от государства – это основная цель посещения ВТЭК. Однако у членов комиссии не должно сложиться впечатление о том, что перед ними довольно здоровый человек с незначительными нарушениями, который просто хочет оформить пособие и другие виды поддержки без достаточных на то оснований.
  3. Тон общения с членами комиссии должен быть нейтральным, корректным, достаточно вежливым , но не слишком теплым. Фамильярность, «родство», панибратство не допускаются, поскольку это может быть негативно расценено как попытка повлиять на решение.
  4. Пациенту лучше выглядеть достаточно скромно – например, девушкам не нужно наносить яркий макияж или одеваться слишком привлекательно, как они привыкли в повседневной жизни. Внешний образ человека не должен привлекать внимания и тем более производить сомнительное впечатление.
  5. Вместе с тем внешний вид должен быть безукоризненным – опрятным, аккуратным, одежда без пятнышек грязи, выступающих ниток, швов, чистая. К тому же стоит иметь в виду, что человека могут попросить частично раздеться – например, при заболеваниях позвоночника, костей осматривают спину или ступни и т.п.
  6. Не следует вести себя слишком активно, задавать вопросы , ответы на которые можно узнать и самостоятельно (в медицинском учреждении, в открытых интернет-источниках, брошюрах и т.п.). Исключается агрессивный тон, угрозы, фразы вроде «буду жаловаться» и т.п. Важно понимать, что не будет второго шанса произвести первое впечатление. Это очень важное правило того, как проходит комиссия ВТЭК на инвалидность.
  7. С другой стороны, важно быть готовыми к неудобным вопросам от любого члена комиссии. Некоторые фразы могут показаться некорректными, поскольку они будут слишком личными, однако лучше сразу настроиться на это и пройти испытание сдержанно, а общаться – корректно. Пациент должен показать свою заинтересованность в выздоровлении , а также факт того, что он тщательно следит за своим здоровьем – например, ведет дневник с записью показаний давления, регулярно принимает лекарства и выполняет все остальные предписания врача.

Врачи в большинстве случаев негативно относятся к тому, что человек пытается заняться самолечением. Поэтому даже если вы и применяете народные средства, рассказывать об этом не стоит – информация не будет воспринята как факт заботы пациента о своем здоровье.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции