14.10.2019

Четвертая государственная дума. Третья и четвертая государственные думы


Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя. Кадеты при выборах в IV Государственную Думу провели несколько «левых» демаршей, выдвигая демократические законопроекты о свободе союзов и введении всеобщего избирательного права. Декларации буржуазных деятелей демонстрировали оппозиционность правительству.

Правительство мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их по возможности незаметно и сохранить или даже усилить свои позиции в Думе, а тем более недопустить ее сдвига «влево».

Стремясь иметь в Государственной Думе своих ставленников, правительство (в сентябре 1911 его возглавил после трагической гибели П.А.Столыпина В.Н.Коковцев) воздействовало на выборы в тех или иных регионах полицейскими репрессиями, возможными махинациями вроде ограничения числа избирателей в результате противозаконных «разъяснений». Оно обратилось к помощи духовенства, предоставив ему возможность широкого участия в уездных съездах в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. Все эти ухищрения привели к тому, что среди депутатов IV Государственной Думы было более 75% помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли более 33% депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики; рудники, торговые предприятия, дома и др.). К интеллигенции принадлежало около 15% всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы – Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством.

По национальной принадлежности почти 83% депутатов в Государственной Думе 4-го созыва составляли русские. Были среди депутатов и представители других народов России.

Там присутствовали поляки, немцы, украинцы, белорусы, татары, литовцы, молдаване, грузины, армяне, евреи, латыши, эстонцы, зыряне, лезгины, греки, караимы и даже шведы, голландцы, но их доля в составе общего корпуса депутатов была незначительна. Большинство депутатов (почти 69%) были люди в возрасте от 36 до 55 лет. Высшее образование имела примерно половина депутатов, среднее – немногим более четверти всего состава членов Думы.

В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем – П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

Первые две Госдумы оказались для царя слишком «неудобными». И в 1907 году был принят новый избирательный закон. В нем колоссальное преимущество получили помещики. Один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Таким образом, было сделано все, чтобы уменьшить в новой Думе представительство низших слоев общества и увеличить представительство правящих классов – и в первую очередь помещиков.

III Государственная дума.

1 ноября 1907 года состоялось первое заседание III Государственной думы. В ней большинство мест получили октябристы и монархисты – их представляли 154 и 147 депутатов соответственно. Самой маленькой оказалась фракция социал-демократов- 19 депутатов. Эсеры вообще бойкотировали выборы в новую Думу и в ее работе не участвовали. Третью Думу возглавляли октябристы – сначала Н.А.Хомяков, затем А.И.Гучков, а затем М.В.Родзянко.

Просуществовала весь отведенный ей пятилетний срок. Состоялось пять сессий.

Работа Думы, принимаемые ею решения и законы во многом зависели от позиции октябристов, составлявших большинство. Октябристы поддерживали Столыпина – поэтому Дума в целом была простолыпинской.

Третья Дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Большинство из них были малозначительными. Наиболее важные законы – об аграрной реформе и введении земства в западных губерниях (приняты в 1910 году).

IV Государственная дума.

15 ноября 1912 года открылась IV Государственная дума. Председателем Думы был избран октябрист Родзянко. Формально провела пять сессий.

В новой Думе были представлены практически те же партии, что и в третьей. Но четвертая Дума была более оппозиционной. Большинство мест в ней получили националисты и умеренно-правые (120), октябристы оказались лишь вторыми (98 мест). У кадетов было 59 мест.

Лидер кадетов Милюков для оказания давления на правительство предложил создать в Думе межпартийную коалицию – Прогрессивный блок. Такой блок был создан в разгар Первой мировой войны – в 1915 году. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия». В 1916 году на заседании Думы Милюков подверг резкой критике деятельность правительства, на которое возложил главную ответственность за поражения русской армии и обострение ситуации в хозяйственной сфере. Вскоре Дума выразила недоверие правительству.

25 февраля 1917 года заседания Думы были прерваны царским указом. С этого дня она больше не собиралась, но формально продолжала существовать, оказывая значительное влияние на революционные события в стране. В марте 1917 года, после отречения царя, вместе с Петроградским Советом сформировала Временное правительство. Выступала против власти Советов.

18 (31) декабря 1917 года Временное правительство официально распустило IV Государственную думу – в связи с началом выборов в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию и определить дальнейшее развитие страны.

Четвертая Государственная Дума начала работу 15 ноября 1912 года. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Думы нарушился. В ходе Февральской революции 1917 г. члены Думы 27.2 (12.3).1917 образовали Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами. 2(15).3.1917 г. комитет объявил о создании Временного правительства.

ОТ ТРЕТЬЕЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ДУМЕ

Из мемуаров П.Н. Милюкова

Убийство Столыпина 2 сентября 1911 года было естественным концом того этапа в истории нашей внутренней политики, который представлен Третьей Государственной Думой. Если тут нельзя поставить достаточно явственной зарубки, то прежде всего потому, что короткое интермеццо председательствования Коковцова несколько затушевало политический смысл нового поворота. Могло казаться, что переход от Третьей Думы к Четвертой есть простое продолжение того, что установилось за предыдущие пять лет. Но мы уже знаем, что и там ничего не "установилось", а "продолжалась" лишь внутренняя борьба между сторонниками старого и нового строя. С появлением Четвертой Думы эта борьба вступила в новую стадию. Сразу нельзя было предсказать, что эта стадия будет последней, ибо не было еще на лицо того третьего фактора, который склонил развязку борьбы в сторону обратную той, к которой стремилась власть. Этим фактором, решившим спор между страной и властью, была война.

Оставляя этот фактор пока в стороне, можно было, однако, уже сразу предвидеть, что в Четвертой Думе борьба между самодержавием и народным представительством будет вестись при иных условиях, нежели она велась в Третьей Думе. Там была сделана последняя попытка установить между борющимися силами хотя бы видимость некоторого равновесия. Здесь эта видимость исчезла, и борьба пошла в открытую. В Третьей Думе наступающей стороной была власть; общественность, слабо организованная, только оборонялась, едва удерживая занятые позиции и идя на компромисс с властью. Суть перемены, происшедшей в Четвертой Думе, заключалась в том, что компромисс оказался невозможным и потерял всякое значение. Вместе с ним исчезло и то среднее течение, которое его представляло. Исчез "центр", и с ним исчезло фиктивное правительственное большинство. Два противоположных лагеря стояли теперь открыто друг против друга. Между ними, чем далее, тем более, распределялся наличный состав народного представительства. Трудно сказать, чем кончилась бы эта борьба, если бы противники были предоставлены самим себе.

Было более или менее известно, что вопрос о влиянии правительства на выборы сводился, прежде всего, к вопросу о правительственных субсидиях. Впоследствии В. Н. Коковцов сообщил и точные данные. Уже в 1910 г. Столыпин начал подготовку, потребовав от министра финансов на выборы четыре миллиона. "Все, что мне удалось сделать, - говорит Коковцов, - это рассрочить эту сумму, сокративши ее просто огульно, в порядке обычного торга, до трех с небольшим миллионов и растянуть эту цифру на три года 1910-1912"…

И что это была за кампания! Все сколько-нибудь подозрительные по политике лица бесцеремонно устранялись от участия в выборах. Целые категории лиц лишались избирательных прав или возможности фактически участвовать в выборах. При выборах присутствовали земские начальники. Нежелательные выборы отменялись. Предвыборные собрания не допускались, и самые названия нежелательных партий запрещалось произносить, писать и печатать. Съезды избирателей делились по любым группам для составления искусственного большинства. Весь первый период выбора уполномоченных первой стадии прошел в темную. Мелкие землевладельцы почти поголовно отсутствовали; зато, по наряду от духовного начальства, были мобилизованы священники, которые и явились господами положения. В 49 губерниях на 8764 уполномоченных было 7.142 священников, и лишь для избежания скандала было запрещено послать в Думу более 150 духовных лиц; зато они должны были голосовать повсюду за правительственных кандидатов.

Следующая стадия выбора выборщиков проходила более сознательно, но тут и вступали в силу все приемы политического давления. Только в городах - и особенно в пяти больших городах с отдельным представительством - возможно было открытое общественное влияние на выборы. Здесь и проходили депутаты, известные своей оппозиционностью, и были забаллотированы октябристы (которых в то же время забаллотировывали и справа). Нарисовать сколько-нибудь полную картину организованного насилия на этих выборах было бы совершенно невозможно. Но что же получилось в результате? Взглянем на сравнительную таблицу партийных группировок в Третьей и в Четвертой Думе (См. приложение 2-ое.).

На первый взгляд, разница не так велика, - за исключением перехода голосов от октябристов к правым (-35 +40) и уплотнением за их же счет, обеих оппозиционных партий (+15). В действительности, не только моральное, но и реальное значение этих перемен очень велико.

ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя…

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы - Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством…

В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем - П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Энциклопедия «Кругосвет»

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html?page=0,10#part-8

ЧЕТВЕРТАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО

Государственная дума стала настолько существенным фактором русской жизни, что правительство не могло не интересоваться исходом предстоящих выборов. Столыпин в свое время предполагал оказать широкую поддержку умеренно правым партиям, в особенности националистам. В. Н. Коковцов считал, наоборот, что вмешиваться в выборы следует как можно меньше. Общее заведование выборами было возложено на тов. министра внутренних дел А. Н. Харузина; ведение избирательной кампании было предоставлено местной инициативе губернаторов. Только в одном отношении была сделана более серьезная попытка повлиять на выборы. Закон 3 июня предоставлял решающее значение курии землевладельцев. Там, где крупных помещиков было мало, большинство принадлежало уполномоченным от мелких землевладельцев, а среди них, в свою очередь, преобладали сельские священники, считавшиеся как бы владельцами церковных участков земли. Обер-прокурор Синода через местных архиереев предложил духовенству принять возможно более активное участие в выборах. Результат этого предписания получился неожиданно внушительный: на съездах мелких землевладельцев повсюду стали избираться священники; в двадцати губерниях они составили свыше 90 процентов уполномоченных, а в общем итоге 81 процент! Печать забила тревогу. Стали писать, что в новой Думе будет чуть ли не двести священников. Забеспокоились и крупные землевладельцы. Но духовенство, в общем, политикой интересовалось мало; явившись на выборы по указанию епархиального начальства, оно не составило какой-либо особой партии и далеко не всегда голосовало за правых. Священники только забаллотировали несколько видных октябристов, защищавших в 3-й Думе законопроекты о свободе совести. Сам председатель Г. думы М. В. Родзянко прошел только благодаря тому, что правительство, вняв его просьбам, выделило священников в особую курию по тому уезду, где он баллотировался в выборщики.

Первая официальная статистика новой Думы как будто подтверждала эти сведения: правых числилось 146, националистов - 81, октябристов - 80, всей оппозиции - 130… Но как только депутаты съехались, выяснилась совершенно иная картина: агентство огульно зачислило чуть не всех крестьян и священников в правые, тогда как многие из них были октябристами, а то и прогрессистами… Существовавшее на бумаге правое большинство растаяло. Оказалось, что если несколько пострадали октябристы (их осталось около 100), то усилились к.-д. и прогрессисты; националисты раскололись, от них влево отделилась «группа центра»; в итоге правое крыло почти не возросло.

Еще существеннее был тот факт, что октябристы на этот раз проходили по большей части, вопреки желанию властей. Тот же самый результат, который в 1907 г. был победой правительства, оказывался в 1912 г. успехом оппозиции. Это не замедлило сказаться на выборах президиума. Октябристы вошли на этот раз в соглашение с левыми. М. В. Родзянко был переизбран председателем против голосов националистов и правых; товарищем председателя был избран прогрессист.182 В своей вступительной речи Родзянко говорил об «укреплении конституционного строя», об «устранении недопустимого произвола» - причем правые демонстративно покинули зал заседаний. Меньшиков писал в «Новом Времени» про «опыт с левой Думой». При обсуждении декларации В. Н. Коковцова Дума (15.XII. 1912) приняла левым большинством 132 против 78 формулу прогрессистов, которая заканчивалась словами о том, что Гос. дума «приглашает правительство твердо и открыто вступить на путь осуществления начал манифеста 17 октября и водворения строгой законности». Третья Дума таким тоном с властью никогда не говорила.

При всем том в новой Думе не было ни определенного большинства, ни желания вести систематическую борьбу с правительством, тем более что события внешней политики в конце 1912 г. заслоняли внутренние конфликты.

С.С. Олденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-211-66.html

Стенографические отчеты заседаний IV Государственной думы.

Члены Государственной думы: портреты и биографии. Четвёртый созыв, 1912—1917 г.

Выборы в I-IV Государственные Думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы.) / ЦИК РФ. Под ред. А. В. Иванченко. — М., 2008.

Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906—1917. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995.

Ю.П. Родионов. Становление российского парламентаризма в начале ХХ века

Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906—1917. М., Новое литературное обозрение, 2001.

Третья государственная дума (1907-1912): общая характеристика и особенонсти деятельности

Третья государственная дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы.

Новый избирательный закон существенно ограничивал избирательные права крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков. Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года). Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии - как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства. Демин В.А. Государственная Дума России: история и механизм функционирования. М.: РОССНЕП, 1996.-С.12

Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.

В выборах в Третью Думу приняло участие всего 3 500 000 человек. 44% депутатов были дворяне-помещики. Легальными партиями после 1906 оставались: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и Партия Мирного обновления. Они и составили костяк III Думы. Оппозиция была ослаблена и не мешала П.Столыпину проводить реформы. В избранной но новому избирательному закону Третьей Думе существенно сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, и наоборот увеличилось число депутатов, поддерживающих правительство и царскую администрацию.

В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок, состоялось пять сессий.

Возникла крайне правая депутатская группа во главе с В.М.Пуришкевичем. По предложению Столыпина и на деньги правительства была создана новая фракция «Союз националистов» со своим клубом. Она конкурировала с черносотенной фракцией «Русское собрание». Эти две группировки и составляли «законодательный центр» Думы. Заявления их лидеров часто носили характер явной ксенофобии и антисемитизма.

На первых же заседаниях III Думы, открывшей свою работу 1 ноября 1907, образовалось правооктябристское большинство, которое составляло почти 2/3, или 300 членов. Поскольку черносотенцы были против Манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристско-кадетское, составлявшее около 3/5 состава Думы (262 члена).

Наличие этого большинства определяло характер деятельности III Думы, обеспечивало ее работоспособность. Образовалась особая группа прогрессистов (вначале 24 депутата, потом численность группы дошла до 36, позже на базе группы возникла Прогрессивная партия (1912-1917), занимавшая промежуточное положение между кадетами и октябристами. Лидерами прогрессистов были В.П. и П.П.Рябушинские. Радикально настроенные фракции - 14 трудовиков и 15 социал-демократов - держались особняком, но серьезно повлиять на ход думской деятельности они не могли.

Численность фракций в Третьей государственной думе (1907-1912гг) Демин В.А. Государственная Дума России: история и механизм функционирования. М.: РОССНЕП, 1996.-С.14

Позиция каждой из трех основных групп - правых, левых и центра - была определена на первых же заседаниях III Думы. Черносотенцы, не одобрявшие преобразовательных планов Столыпина, безоговорочно поддерживали все его меры по борьбе с противниками существующего строя. Либералы пытались противостоять реакции, но в некоторых случаях Столыпин мог рассчитывать на их относительно доброжелательное отношение к предлагаемым правительством реформам. При этом ни одна из группировок не могла при голосовании в одиночку ни провалить, ни утвердить тот или иной законопроект. В подобной ситуации все решала позиция центра - октябристов. Хотя она и не составляла большинства в Думе, но от нее зависел исход голосования: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то создавалось правооктябристское большинство (около 300 человек), если вместе с кадетами, то - октябристско-кадетское (около 250 человек). Эти два блока в Думе позволяли правительству лавировать и проводить как консервативные, так и либеральные реформы. Таким образом, фракция октябристов играла роль своего рода «маятника» в Думе.

За пять лет своего существования (до 9 июня 1912) Дума провела 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный. Среди принятых законопроектов законы о частной собственности крестьян на землю (1910), о страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни, о введении местного самоуправления в западных губерниях и другие. В целом же из 2197 утвержденных Думой законопроектов большинство составляли законы о сметах различных ведомств и управлений, ежегодно в Думе утверждался государственный бюджет. В 1909 правительство вопреки основным государственным законам изъяло из ведения Думы военное законодательство. В механизме функционирования Думы были сбои (во время конституционного кризиса 1911 Дума и Госсовет были распущены на 3 дня). Третья Дума в течение всего периода своей деятельности переживала постоянные кризисы, в частности конфликты возникали по вопросам реформирования армии, аграрной реформе, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций парламентских лидеров.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание подготавливало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

В Третьей Думе, просуществовавшей дольше всего, действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

За 1907-1912 сменилось три председателя Государственной Думы: Николай Алексеевич Хомяков (1 ноября 1907 года - март 1910 года), Александр Иванович Гучков (март 1910 - 1911 год), Михаил Владимирович Родзянко (1911-1912). Товарищами председателя были князь Владимир Михайлович Волконский (замещающий Председателя Государственной Думы товарищ председателя) и Михаил Яковлевич Капустин. Cекретарем Государственной Думы был избран Иван Петрович Созонович, товарищами секретаря Николай Иванович Микляев (старший товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Георгий Георгиевич Замысловский, Михаил Андреевич Искрицкий, Василий Семенович Соколов Демин В.А. Государственная Дума России: история и механизм функционирования. М.: РОССНЕП, 1996.-С.15.

При сравнении нового Положения о выборах со старым бросается в глаза то, что новое Положение гораздо более конкретно. Если закон 1905 г. включал 62 статьи (разбитых на главы), то третьеиюньский закон состоял уже из 147 статей (пять глав). Увеличение количества статей было направлено в первую очередь на сокращение электората и его реструктуризацию в выгодном для власти направлении. Государственная дума теперь насчитывала 442 депутата, в то время как раньше 524. Уменьшение было вызвано главным образом тем, что сократилось представительство от национальных окраин.

Прежде всего были существенно изменены нормы представительства от различных классов населения в целях обеспечения подавляющего большинства мест в Государственной думе имущим классам. Число выборщиков от помещиков было увеличено до 51%, крестьянство могло избрать только 22% выборщиков и послать в Думу 53 своих депутатов (по одному от каждой губернии европейской части России), рабочему классу было предоставлено избирательное право только в 42 губерниях из 53, но избрание депутатов по рабочей курии обеспечивалось лишь в 6 губерниях (Петербургской, Московской, Костромской, Владимирской, Харьковской и Екатеринославской). Согласно новому Положению один выборщик избирался теперь помещиками от 230 избирателей (ранее – от 2 тысяч), крупной буржуазией – от 1 тысячи избирателей (ранее – от 4 тысяч), мелкой буржуазией, чиновничеством, интеллигенцией – от 15 тысяч, крестьянами – от 60 тысяч (ранее – от 30 тысяч) и рабочими – от 125 тысяч (ранее – от 90 тысяч). Значительно были урезаны избирательные права национальных окраин. На тех территориях (Средняя Азия, Закавказье, Польша), где, по мнению Николая II, «население не достигло достаточного развития гражданственности», выборы в Думу были временно приостановлены, либо существенно (на две трети) сокращено количество мандатов. Например, от Польши можно было выбрать только 12 депутатов вместо 29, от Кавказа – 10 депутатов вместо 29.

Изменен был и порядок выборов депутатов в Думу. Выборы проводились не по соответствующим куриям, а на губернских избирательных собраниях, где тон задавали помещики. Это давало возможность провести в депутаты Думы по крестьянской курии наиболее «надежных» крестьян.

Кроме того, закон 3 июня давал министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и делить избирательные собрания на всех стадиях выборов на отделения, получившие право самостоятельного избрания выборщиков по самым произвольным признакам: имущественному, классовому, национальному. Это давало возможность правительству проводить в Думу только угодных ему депутатов.


III Государственная дума по своему составу оказалась значительно правее двух предыдущих, так, «242 депутата (около 60% ее состава) являлись землевладельцами и только 16 депутатов были из ремесленников и рабочих. По партийному составу депутаты распределялись следующим образом: крайне правые – 50 депутатов, умеренно правые и националисты – 97, октябристы и примыкающие к ним – 154, прогрессисты - 28, кадеты – 54, мусульманская группа – 8, литовская группа – 7, польское коло – 11, трудовики – 13, социал-демократы – 19».

Таким образом, распределение политических сил было следующим: «32% - “правые депутаты” - поддерживающе правительство, 33% - октябристы – поддерживающие предпринимателей (крупных промышленников, финансовую буржуазию, либеральных помещиков, состоятельную интеллигенцию). Они составили центр. 12% - кадеты, 3% трудовики, 4,2% социал-демократы и 6 % от национальных партий, они заняли “левый” фланг». Результаты голосования зависели от того, куда качнется “центр”. Если вправо, то образовывалось “право-октябристское” большинство (300 голосов), поддерживающее правительство. Если влево, то создавалось “кадетско-октябристское” большинство (примерно 260 голосов), готовое к реформам либерально-демократического характера. Так сложился парламентский маятник, позволяющий правительству Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между “правыми” и кадетами, то усиливая репрессии, то проводя реформы.

Наличие двух этих большинств определяло характер деятельности III Думы, обеспечив ее «работоспособность». За пять лет ее работы (до 9 июня 1912 г.) она провела 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из
которых подавляющее большинство было внесено правительством (депутаты внесли всего 205 законопроектов). Думой было отклонено 76 проектов (кроме того, некоторые проекты законов были отозваны министрами). Из принятых Думой законопроектов 31 проект отклонил Государственный совет. Кроме законодательства Дума занималась и запросами, большинство которых выдвигались левыми фракциями и кончалось, как правило, ничем.

Председателем III Думы был избран октябрист Н.А.Хомяков, которого в марте 1910 г. сменил крупный купец и промышленник октябрист А.И.Гучков, а в 1911 г. – М.В.Родзянко. III Государственная Дума начала свою работу 1 ноября 1907 г. и действовала до 9 июня 1912 г., то есть почти весь срок отпущенных ей полномочий. Применительно к этому периоду можно говорить об относительно стабильном и упорядоченном механизме функционирования законодательной палаты.

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов.

Всего в Думе действовало около 30 комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек.

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Все поступавшие в Думу законопроекты прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание составляло предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Согласно принятой процедуре каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Основным содержанием деятельности III Государственной Думы продолжал оставаться аграрный вопрос. Добившись социальной опоры в лице этого коллегиального органа, правительство наконец приступило к его
использованию в законодательном процессе. 14 июня 1910 года был издан
одобренный Думой и Государственным советом и утвержденный императором
аграрный закон, в основу которого был положен столыпинский указ от 9
ноября 1906 г. с изменениями и дополнениями, внесенными правооктябристским большинством Думы. Практически этот закон был первым фактом участия Государственной думы в законодательном процессе за всю историю ее существования. В деятельности III Думы бюджетные вопросы занимали большое место. Однако попытка Думы вмешаться в процесс рассмотрения бюджета закончилась неудачей - 24 августа 1909 г. Николай II принял правила "О порядке применения статьи 96 Основных Государственных законов", согласно которых вопрос о военных и морских штатах вообще был изъят из компетенции Думы.

Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 года закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой Холмской губернии (в которой наряду с польским населением в основном проживало русское), что так же усиливало русское вмешательство в польские дела. Негативное отношение вызвало проведённое Столыпиным положение о введении земств в западных губерниях, которое так же имело сильную национальную окраску.

О характере законотворческой деятельности III Государственной Думы
можно судить по перечню принятых ею законов: «Об усилении кредита на
тюремно-строительные надобности», «Об отпуске средств на выдачу пособий чинам общей полиции и корпуса жандармов», «О распределении между казной и казачьими войсками расходов по тюремной части в области Кубанской и Тверской», «О порядке отопления и освещения мест заключения и отпуске на эти надобности потребных материалов», «О полицейском надзоре в Бельагачской степи», «Об утверждении тюрем в городах Мерве и Красноярске, Закаспийской области и Актюбинске, Тургайской области», «Об утверждении в городе С-Петербурге женской тюрьмы» и др. Содержание перечисленных нормативных актов – свидетельство не только реакционности Думы, но и зачастую второстепенности рассматриваемых ею вопросов, хотя в стране продолжаются стачки и растет недовольство существующим положением дел. Однако, нужно отметить, что Правительство во многом противостояло принятию тех или иных законов, ожидаемых обществом. Так, например, Государственный совет не поддержал еще один, не менее важный законопроет о введении всеобщего начального образования в империи. Законопроект был представлен Думе уже во время первой сессии, 8 января 1908 г., законопроект был принят Государственной думой 19 марта 1911 г. Однако Госсовет не согласился с приведенной сметой, также принципиальное разногласие вызвал вопрос о финансировании церковно-приходских школ. Созданная согласительная комиссия не пришла к единому мнению, и Дума не приняла изменений Госсовета, а тот, в отместку, отклонил законопроект целиком 5 июня 1912 г.

А между тем, перед Государственной думой стояла и еще одна важная социальная проблема - разработка и принятие законов, улучшающих положение рабочего класса.

Еще в 1906 г. было создано Особое совещание под председательством министра торговли и промышленности Д.А.Философова, призванное выработать законопроекты для решения "рабочего вопроса". Совещание предложило десять законопроектов: "1) страхование болезней, 2)страхование несчастных случаев, 3) страхование инвалидности, 4) сберегательные кассы обеспечения, 5) правила о найме рабочих, 6) рабочее время, 7) врачебная помощь, 8) меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ, 9) промысловые суды, 10) фабричная инспекция и фабричные присутствия." Законы предназначались для внесения еще во II Государственную Думу, но в связи с событиями, изложенными ранее, это было отложено. Только в июне 1908 г. страховые законопроекты поступили в III Думу, рабочая же комиссия к их рассмотрению приступила через год, и лишь в апреле 1910 г. они попали в повестку дня Думы. В Думе развернулись острые прения. С резкой критикой обсуждаемых законопроектов выступали социал-демократы. Но большинство депутатов, естественно, не прислушались к доводам социал-демократов и приняли законопроекты, согласно которым: 1) страхование касалось лишь несчастных случаев и болезней; 2) размер вознаграждения при полном увечье составлял лишь ⅔ заработка; 3) страхование охватывало только шестую часть от общего числа рабочих ("за бортом" страхования остались целые области, например Сибирь и Кавказ, и целые категории рабочих, например, сельскохозяйственные, строительные, железнодорожные, почтово-телеграфные). Эти законопроекты не могли устроить рабочий класс и снять напряжение в обществе. 23 июня 1912 г. утвержденные царем законопроекты вступили в действие.

III Государственная Дума проработала положенные ей пять лет и была распущена императорским указом от 8 июня 1912 г.

В механизме функционирования Думы были и сбои (во время конституционного кризиса 1911 г. Дума и Государственный совет были распущены на 3 дня). Если характеризовать третью Думу «персонально», вне связи с последующими событиями, и в увязке с ними, то ее можно назвать «недостаточной достаточностью». Такое определение уместно, потому что наиболее полно отражает роль и значение III Думы в российской истории. «Достаточной» она была в том смысле, что ее состав и деятельность были достаточны для того, чтобы «отслужить», не в пример всем остальным Думам весь срок своих полномочий. На первый взгляд III Дума – самая благополучная из всех четырех Дум: если две первые скоропостижно “скончались” по указу царя, то III Дума действовала «от звонка до звонка», - все положенные ей по закону пять лет и вызывала не только критические высказывания современников в свой адрес, но и слова одобрения. И все-таки эту Думу судьба не баловала: мирное эволюционное развитие страны было не менее проблематичным в конце ее деятельности, чем в начале. «Продолжение курса III Думы в последующих Думах при внешнем и внутреннем покое России, снимало с «повестки дня» революцию. Так вполне здраво судили не только Столыпин и его сторонники, но и их противники и судят многие современные публицисты». Но все же эта совокупная «достаточность» оказалась недостаточной, для того, чтобы III Дума притушила революционно-оппозиционное движение, которое в экстремальных условиях могло выйти из-под контроля, что и произошло во время IV Думы.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции