30.10.2019

Жители островов океании тоже делали деревянные лодки. Maeotis · - · меотида. Цветы папируса в искусстве древнего Египта


Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а, но .

Укажите, где делается пауза в этих предложениях, какие слова выделяются голосом.

  1. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  2. Месяц светит, но не греет.
  3. Туча прошла, а дождя не принесла.

Какой знак препинания ставится в этих предложениях?

203 . Объясните знаки препинания в приведённых предложениях.

  1. Не гордись, а учись.
  2. Будь приветлив, но не будь назойлив.
  3. Учение и труд к славе ведут.

204 . Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.

  1. Долго с..дел но ничего (не)выс..дел.
  2. Много читает а дела (не)знает.
  3. Зимой и летом одним цветом.
  4. Людей слушай а свой ум имей.
  5. Ум и разум надоумят сразу.
  6. Чужого (не)хватай и своего (не)бросай.

Прочитайте пословицы с подходящей интонацией, делая паузу между союзами а, но . Расскажите о случае, когда уместно было бы употребить одну из этих пословиц.

205 . Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.

1. Бледно-серое небо св..тлело х..лодело с..нело. (И. Тургенев) 2. В..сёлые г..лоса шутки и смех разносились по долине. 3. (С)права (с)лева (в)переди заб..лели берёзовые ств..лы. 4. Тучи п..лзли по небу медленно скучно. (М. Горький) 5. В тёплом но сыром воздухе чувствовалось дыхание ос..ни.

206 . Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.

1. Кот увидел Каштанку вскочил вытянул спину задрал хвост и вз(?)ерошил 3 шерсть. 2. Гусь заговорил о чём-то быстро горячо отчётливо но непонятно. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.

(А. Чехов)

207 . Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу союз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.

1. Этот путь короткий (очень трудный). 2. Потоки в..ды размывают края оврага (роют ямы на его дне). 3. Дождь прошёл (землю не напоил). 4. Ветер загудел, затр..щал (сорвал крышу с сарая). 5. Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). 6. Дети х..дили в лес за грибами (за ягодами).

208 . Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Древние египтяне делали лодки из тростника - папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
  2. На деревянных лодках нёкогда путешествовали по Руси. Двигались по рекам и озёрам.
  3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки. Выдалбливали их из целого ствола дерева.
  4. Люди построили теплоходы и катера. Люди по-прежнему применяют лодки.
  5. В настоящее время гондолы используют в Венеции. На них плавают по улицам-каналам этого города.

При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов. Например: В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, сливы . Слово фрукты - это обобщающее слово .

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие .

209 . К каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести ещё однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.

Образец . Посуда: чайник, чашка, тарелка, молочник, стакан, блюдце .

1. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. 2. Запятая, тире, двоеточие. 3. Приставка, корень, суффикс. 4. Определение, дополнение, обстоятельство.

210 . Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие.

1. В нашем лесу растут разные - - ель, сосна, осина, дуб, берёза, клён. 2. В реке мы ловили и мелкую, и крупную - - окуней, плотву, ершей, щук. 3. Весной к нам вернулись - - скворцы, дрозды, дикие утки. 4. Летом на лугах распускаются - - ромашки, васильки, колокольчики.

211 . Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающих слов перед однородными членами.

1. В тайге водятся хищные животные волки, рыси, медведи. 2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года зимой, летом, весной и осенью. 3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. 4. На полке лежали инструменты молоток, долото, пила, клещи.

212. Диктант . Подчеркните однородные члены и запятую между ними. Объясните написание глаголов на -тся и -ться .

С сер..дины лета до поз(?)ней осен.. в лесах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны крас(?)ные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с крас(?)ными, ж..лтыми, белыми шляпками. Большими сем(?)ями селят(?)ся около пней опёнки. Рыжики растут на п..лянках между мол..дыми соснами и елями, забирают(?)ся под сухие опавшие лист(?)я. Надо нагнут(?)ся и поискать их в сухой траве.

Большая часть жизни в Нижнем Египте была связана с папирусом. Он использовался для изготовления ковриков, сандалей, плотов и записи исторических данных и государственных указов.

Неудивительно, что он служил символом северной части древнего Египта, где огромные участки земли были покрыты ростками папируса, а царь носил корону, словно вылепленную из его стеблей. Скипетр, символ власти, изображался как папирус начиная с Древнего царства, что является характерным для культа и Бастет. Хапи, покровитель Нила, носил стебель папируса на голове.

В искусстве древнего Египта папирус символизировал мир, который был зарожден в глубоких водах Нила. В архитектуре в виде стеблей папируса строились колонны, держащие крыши храмов, словно служившие поддержкой для небес.

Сборщиков папируса на берегах Нила во времена древнего Египта было настолько много, что можно было выделить их в отдельную профессию.

Употребление папируса в пищу в древнем Египте

Нижняя часть растения, погруженная в воду, была мягкой и менее всего подходила для производства материала для письма, что твердая верхняя часть.

«Стебли папируса возвышаются над болотом. Верхнюю его часть отсекают и используют для других целей, а то, что остается ниже около локтя в длину египтяне едят или продают; тем же, кто желает употреблять папирус в самом лучшем виде, советуется испечь его на огне» (Геродот, «Истории», книга 2).

Папирус и одежда древнего Египта

В трудах Геродота сообщается:

«Священники носят белье и сандалии из папируса, и другой одежды они не могут одеть…» (Геродот, «Истории», 2)

Папирусовые сандалии использовались для церемониальных целей в римские времена. Из него изготавливали веревки, сумки, корзин и циновки.

Плоты и лодки из папируса

Первые речные суда в древнем Египте были сделаны из стеблей папируса. Камыши связывали в пучки, а затем строили из них плоты. Деревянные лодки были достаточно дорогими в производстве и отличались низким качеством. Для обычного жителя дельты , которому нужно было преодолевать каналы и небольшие реки, плот из папируса был доступным средством передвижения и не требовал больших затрат на строительство.

При изготовлении лодок папирус и, вероятно, другие виды тростника, были основными видами уплотнительных материалов для вязки канатов и папирусов.

«Они вырезали куски дерева около двух локтей в длину и связывали их, придавая форму лодки. Длинные болты продевались через каждый локоть материала. Ребер у таких лодок не было, поперечные элементы закреплялись на верхней части. Они делали одно рулевое весло, у них была мачта и паруса» (Геродот, «Истории», книга 2).

Цветы папируса в искусстве древнего Египта

Цветы растения использовались как украшение наряду с лотосом, который, на самом деле, является водяной лилией, которая росла на водах первобытного образования Навин. Лотос являлся символом торжества и радости, его присутствие было уместно как в мире живых, так и мертвых. Связки папируса можно увидеть на фресках храма Дендера (Луксор), возможно, они преподносились ей при поклонении.

Храмы древнего Египта являлись вселенной в миниатюре и повторяли ее строение. В садах возводились водные бассейны, где разводились растения.

«Я сделал для тебя рощи и беседки, усаженные деревьями, озера с цветами лотоса и плодами мирры, сладкой и ароматной, для твоего красивого лица» (надпись в храме Рамзеса III в Хелиполитан Ра).

Папирус и ладан

Жесткий внешний слой тростника покрывал мягкую сердцевину. Она не использовалась для производства бумаги, а для других целей. Традиция использования ладана в храма древнего Египта была заимствована из государства Пунт.

Письменность на папирусе Древнего Египта

Как материал для письма папирус начали использовать с конца IV тысячелетия до нашей эры. Его подготавливали в виде листов за счет давления. Они склеивались раствором на крахмальной основе.

«Любая бумага изготавливалась на доске, смоченной водой из реки Нил: мутная жидкость служила связующим веществом. Сначала полосы папируса укладывали на нее, затем создавали пресс. Образованные таким образом листы сушили на солнце, соприкасая их друг с другом. Иногда количество листов в рулоне достигало двадцати четырех». (Плиний Старший, «Естественная история», Книга XIII, Глава 23)

Папирус был дорогим материалом, редко доступным для простых граждан. Иногда старые записи смывали с листов и использовали папирус повторно.

С начала второго тысячелетия папирус начали экспортировать с Древнего Египта, в первую очередь, в Левант. Папирус продавался в с конца первой половины I тысячелетия до нашей эры.

В первом веке нашей эры папирус стал широко использовать всеми цивилизациями Средиземноморья.

Во времена Нового царства стали популярны погребальные маски из папируса. Они были сделаны в несколько слоев: из папирусных свитков и ткани, которые были склеены гипсом и окрашены.

Самые простые и древние плавательные средства дожили до наших дней. Небольшие лодки из тростника все еще строят в Ираке и на озере Титикака в Южной Америке точно так же, как сделаем и мы с вами в одном из проектов, описанных ниже. Тростниковые лодки изготавливают, собирая тысячи стеблей камыша в огромные вязанки. Эти вязанки затем скрепляют друг с другом, чтобы создать из них корпус корабля. Именно таким способом в Древнем Египте делали из речного папируса большие лодки. Некоторые историки полагают, что египтяне могли совершать на папирусных судах долгие океанские путешествия.
Модель во втором проекте — это челнок, легкая лодка округлой формы из деревянного каркаса, обтянутого шкурами животных. Такие лодки сегодня могут иметь каркас из стали, а вместо шкур используется просмоленный брезент или парусина. Посудины эти обычно вмещают одного человека и издревле применяются для рыбной ловли или плавания по рекам. Если вам случится побывать на реке или на озере, сфотографируйте или зарисуйте другие простые плавательные средства типа каноэ или плоскодонных яликов. Подумайте, не соорудить ли вам модели и таких судов тоже.

Сделаем тростниковую лодку

Вам понадобится:

Сделаем тростниковую лодку: большой пучок пальмового волокна; ножницы; линейка; резервуар с водой.

Сделайте связки из пальмового волокна (рафии): соедините в пучок несколько десятков жилок и охватите одним из волокон. Вам нужно иметь две связки по 20 см каждая и еще две по 25 см.

Свяжите вместе две длинных вязанки и две коротких таким образом, чтобы последние располагались поверх первых. Натяните тонкую бечевку или крепкую нитку между носом и кормой, чтобы оба конца лодки были изогнутыми и приподнятыми.

Аккуратно опустите свою тростниковую лодку на поверхность воды в резервуаре. Хорошо ли она плавает? Не опрокидывается ли? Оставьте лодку в воде на некоторое время, чтобы посмотреть, не окажется ли в итоге ваш корабль притопленным.

Сделаем челнок

Вам понадобится:

Сделаем челнок: ножницы; тростник или камыш; бечевка или крепкая нить; темная холстинная ткань; белый клей и кисть для него; резервуар с водой.

Отрежьте один длинный и три коротких куска от тростникового стебля. Привяжите ниткой короткие тростинки к длинной, чтобы получилась крестообразная конструкция, как на фотографии.

Сделайте еще один отрезок стебля, но теперь заметно более длинный, чем прежде, формируя из него вытянутую петлю, привязывайте к ней все концы крестообразного каркаса и слегка сгибайте их, чтобы сформировать углубленную форму будущего челнока.

Отрежьте несколько кусочков хлопчатой ткани 15 х 15 см. Промажьте клеем внешнюю сторону каркаса и наложите сверху приготовленные куски ткани. Проклейте также те места, где куски ткани накладываются друг на друга.

Промажьте клеем всю наружную поверхность ткани, натянутой на каркас. Наложите подобным образом два слоя клея, чтобы ткань стала по-настоящему непромокаемой. Оставьте челнок как следует просохнуть.

Когда ваша модель полностью просохнет, опустите челнок в резервуар с водой. Хорошо ли он плавает? Не хотите посадить туда человечка, слепленного из пластилина?

Раздел:

  • ЧАСТЬ 1
  • СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • §41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений.
1 . Древние египтяне делали лодки из тростника - папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
2 . На деревянных лодках некогда путешествовали по Руси. Двигались по рекам и озёрам.
3 . Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки. Выдалбливали их из целого ствола дерева.
4 . Люди построили теплоходы и катера. Люди по−прежнему применяют лодки.
5 . В настоящее время гондолы используют в Венеции. На них плавают по улицам−каналам этого города.

Решение

  1. Древние египтяне делали лодки из тростника - папируса, плавали по Нилу и даже по морям.
  2. На деревянных лодках некогда путешествовали по Руси и двигались по рекам и озёрам.
  3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки, выдалбливали их из целого ствола дерева.
  4. Люди построили теплоходы и катера, но по−прежнему применяют лодки.
  5. В настоящее время гондолы используют в Венеции, на них плавают по улицам−каналам этого города.

© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции