17.10.2019

Смотреть что такое "Зевс (мифология)" в других словарях. Миф о зевсе - боге неба, грома и молний


Согласно мифам о богах Древней Греции в основе вселенной лежал Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу – первой действующей силе – родились первые древнегреческие боги: Уран (небо) и Гея (земля), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые циклопы (киклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тартар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – ужасного вида женщины, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы.

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Бог Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались.

Боги Древней Греции – Зевс

См. также отдельную статью .

По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы (божества, олицетворяющие силы и явления природы,– божества источников, рек, деревьев и т. п.). Коза Амалфея кормила бога Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии поместил ее в сонм звезд. Это нынешняя звезда Капелла. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

После этого началась «титаномахия» – война за власть между древнегреческими богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и циклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Циклопы выковали богу Зевсу громы и молнии, богу Аиду – шлем-невидимку, богу Посейдону – трезубец.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное чудовище. Древнегреческие боги содрогнулись от ужаса, когда из недр земли вышел огромный стоголовый Тифон, огласивший мир ужасным воем, в котором слышался и лай собак, и рев разъяренного быка, и рычание льва, и человеческие голоса. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда тот упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений.

Зевс мечет молнию в Тифона

Верховный бог Древней Греции, Зевс, по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции.

По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям.

Изобразительное искусство Древней Греции представляло бога Зевса в виде зрелого мужа с окладистой курчавой бородой, с волнистыми волосами до плеч. Атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», «тучесобиратель» и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса «эгиох»– эгидодержавный). Иногда Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона. В древнегреческой литературе бог Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса».

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Первое время правления Зевса, по понятиям древних греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениями древних греков, наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

Зевс решил уничтожить род людской и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превратились в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

В мифах Древней Греции бог Зевс распределяет на земле добро и зло, им установлен общественный порядок, учреждена царская власть:

«Громораскатный, владыка державный, судья-воздаятель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей»
(из гомеровского гимна Зевсу, ст. 2–3; пер. В. В. Вересаева).

Хотя Зевс был женат на своей сестре, богине Гере, матерями его многочисленных детей стали в древнегреческих сказаниях и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Это объясняется тем, что, как было сказано выше, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере.

В особо торжественных случаях или при весьма значительных поводах Зевсу приносили «гекатомбу» – великую жертву из ста быков.

Боги Древней Греции – Гера

См. отдельную статью .

Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей. Так, Ио, возлюбленная Зевса, была превращена Герой в корову (по другим греческим мифам бог Зевс сам превратил Ио в корову, чтобы спрятать ее от Геры), Каллисто – в медведицу, а сына Зевса и Алкмены, могучего героя Геракла , супруга Зевса преследовала всю его жизнь, начиная с младенческого возраста. Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу.

Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса.

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге.

Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты. Так, в продолжение всей троянской войны она содействует грекам, чтобы наказать троянцев за предпочтение, отданное сыном их царя Парисом Афродите перед Герой и Афиной .

В браке с Зевсом Гера родила Гебу – олицетворение юности, Ареса и Гефеста. Впрочем, по некоторым преданиям, Гефеста она родила одна, без участия Зевса, от аромата цветов, в отместку за рождение им Афины из собственной головы.

В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти.

Вот в каких выражениях славит богиню Геру гомеровский гимн:

«Золототронную славлю я Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидому
(ст 1–5; пер. В. В. Вересаева)

Бог Посейдон

Бог Посейдон, признававшийся в Древней Греции владыкой водной стихии (этот удел он получил по жребию, как Зевс – небо), изображается очень похожим на своего брата: у него такая же, как у Зевса, курчавая окладистая борода, такие же волнистые волосы до плеч, но у него свой атрибут, по которому его легко отличить от Зевса,– трезубец; им он приводит в движение и успокаивает морские волны. Он господствует над ветрами; очевидно, с морем было в Древней Греции связано представление о землетрясениях; этим объясняется применяемый Гомером по отношению к богу Посейдону эпитет «колебатель земли»:

«Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,
На Геликоне царит и на Эглах широких. Двойную
Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:
Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья»
(из гомеровского гимна Посейдону, ст. 2–5; пер. В. В. Вересаева).

Трезубец, таким образом, нужен Посейдону для того, чтобы вызывать сотрясение земли, и для того, чтобы, раздвинув горы, создавать обильные водой долины; трезубцем бог Посейдон может ударить по каменной скале, и из нее тотчас забьет светлый ключ чистой воды.

Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

По мифам Древней Греции, у Посейдона были споры с другими богами за обладание той или иной землей. Так, Арголида была бедна водой потому, что при споре Посейдона с Герой назначенный судьей аргосский герой Инах передал эту землю ей, а не ему. Аттика же подверглась наводнению из-за того, что боги решили спор Посейдона с Афиной (кому обладать этой страной) в пользу Афины.

Женой бога Посейдона считалась Амфитрита , дочь Океана. Но Посейдон, как и Зевс, питал нежные чувства и к другим женщинам. Так, матерью его сына, циклопа Полифема , была нимфа Фооса, матерью крылатого коня Пегаса – горгона Медуза и т. п.

Великолепный дворец Посейдона находился, по древнегреческим сказаниям, в глубине моря, где кроме Посейдона обитали и другие многочисленные существа, занимающие второстепенные места в мире богов: старец Нерей – древнее морское божество; нереиды (дочери Нерея) – морские нимфы, среди которых наиболее известны Амфитрита, ставшая женой Посейдона, и Фетида – мать Ахилла. Осматривать свои владения – не только морские глубины, но и острова, и прибрежные земли а иногда и земли, лежащие в глубине материка, – бог Посейдон отправлялся на колеснице, запряженной конями, имевшими вместо задних ног рыбьи хвосты.

В Древней Греции Посейдону как державному владыке морей и покровителю коневодства посвящены были Истмийские игры на Истме, Коринфском перешейке, у моря. Там же, в святилище Посейдона, находилась железная статуя этого бога, воздвигнутая греками в честь победы их на море, когда был разбит персидский флот.

Боги Древней Греции – Аид

Аид (Гадес), называемый в Риме Плутоном , получил по жребию подземный мир и стал его владыкой. Представление древних об этом мире отражено в древнегреческих именах подземного бога: Аид – невидимый, Плутон – богатый, так как все богатства, как минеральные, так и растительные, порождаются землей. Аид – повелитель теней умерших, и его называют иногда Зевсом Катахтоном – подземным Зевсом. Считаясь в Древней Греции олицетворением богатых недр земли, Аид не случайно оказался мужем Персефоны , дочери богини плодородия Деметры. Эта супружеская пара, не имевшая детей, в представлении греков, враждебна была всякой жизни и насылала на все живое непрерывный ряд смертей. Деметра не хотела, чтобы ее дочь оставалась в царстве Аида, но когда она просила Персефону вернуться на землю, та ответила, что отведала уже «яблока любви», т. е. съела часть полученного от мужа граната, и не может вернуться. Правда, две трети года она все-таки проводила с матерью по велению Зевса, потому что, тоскуя по дочери, Деметра перестала посылать урожай и заботиться о созревании плодов. Таким образом, Персефона в мифах Древней Греции олицетворяет взаимодействие между богиней плодородия, дарующей жизнь, заставляющей землю давать плоды, и богом смерти, отнимающим жизнь, увлекающим все порождения земли обратно в ее лоно.

Царство Аида имело в Древней Греции разные названия: Аид, Эреб, Орк, Тартар. Вход в это царство, по представлению греков, находился либо в южной Италии, либо в Колоне, близ Афин, либо в других местах, где были провалы и расселины. В царство бога Аида после смерти отправляются все люди и, как рассказывает Гомер , влачат там жалкое безрадостное существование, лишенные памяти о своей земной жизни. Полное сознание боги подземного мира сохраняли лишь немногим избранным. Из живых только Орфею , Гераклу , Тесею , Одиссею и Энею удалось проникнуть в Аид и вернуться на землю. Согласно мифам Древней Греции, у входа в Аид сидит зловещий трехглавый пес Цербер, на его шее шевелятся с грозным шипением змеи, и он не позволяет никому покинуть царство мертвых. В Аиде протекает несколько рек. Через Стикс перевозит души умерших старый лодочник Харон, взимавший за свой труд плату (поэтому в рот умершему клали монету для того, чтобы его душа могла расплатиться с Хароном). Если человек оставался непогребенным, Харон не пускал его тень в свою лодку, и ей суждено было вечно скитаться по земле, что считалось в Древней Греции величайшим несчастьем. Человек, лишенный погребения, будет вечно голодать и томиться жаждой, так как у него не будет могилы, у которой родственники делали бы возлияния и оставляли бы для него пищу. Другие реки подземного мира – Ахерон, Пирифлегетон, Коцит и Лета, река забвения (глотнув воды из Леты, усопший забывал все. Только испив жертвенной крови, душа умершего на время обретала прежнее сознание и способность говорить с живыми). Души очень немногих избранных живут отдельно от других теней в Элисии (или на Елисейских полях), упоминаемом в «Одиссее » и в «Теогонии »: там они пребывают в вечном блаженстве под покровительством Кроноса, как бы в Золотом веке; позже считалось, что в Элисий попадают все, посвященные в Элевсинские таинства .

Преступники, оскорбившие чем-либо древнегреческих богов, терпят в подземном царстве вечные муки. Так, фригийский царь Тантал , предложивший в пищу богам мясо своего сына, вечно страдает от голода и жажды, стоя по горло в воде и видя рядом с собой спелые плоды, а также пребывает в вечном страхе, потому что над головой его нависает готовая обрушиться скала. Коринфский царь Сизиф вечно втаскивает на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины горы, скатывается вниз. Сизиф наказан богами за корыстолюбие и лукавство. Данаиды , дочери аргосского царя Даная, за убийство своих мужей вечно наполняют водой бездонную бочку. Эвбейский великан Титий за оскорбление богини Латоны лежит в Тартаре распростертый, и два коршуна вечно терзают его печень. Бог Аид вершит свой суд над умершими с помощью трех героев, прославившихся своей мудростью,– Эака, Миноса и Радаманта. Эак считался также привратником подземного царства.

По представлениям древних греков, царство бога Аида погружено во мрак и населено всякими ужасными существами и чудовищами. Среди них – страшная Эмпуса – вампир и оборотень с ослиными ногами, Эринии , Гарпии – богини вихря, полуженщина-полузмея Ехидна; здесь и дочь Ехидны Химера с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, здесь и боги различных сновидений. Над всеми этими демонами и чудовищами властвует трехглавая и трехтелая дочь Тартара и Ночи древнегреческая богиня Геката . Ее троякий облик объясняется тем, что она появляется и на Олимпе, и на земле, и в Тартаре . Но, по преимуществу, она принадлежит подземному миру, является олицетворением мрака ночного; она посылает людям тяжкие сны; ее призывают при совершении всякого рода колдовских действий и заклинаний. Поэтому служба этой богине совершалась ночью.

Циклопы, по мифам Древней Греции, выковали богу Аиду шлем-невидимку; очевидно, эта мысль связана с представлением о незримом приближении смерти к своей жертве.

Изображается бог Аид зрелым мужем, сидящим на троне с жезлом или двузубцем в руке, с Цербером у ног. Иногда рядом с ним богиня Персефона с гранатом.

Аид почти не появляется на Олимпе, поэтому его не причисляют к олимпийскому пантеону.

Богиня Деметра

Древнегреческая богиня Афина-Паллада – любимая дочь Зевса, родившаяся из его головы. Когда возлюбленная Зевса океанида Метида (богиня разума) ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой своего отца, Зевс хитрыми речами заставил ее уменьшиться в размерах и проглотил. Но плод, которым была беременна Метида, не погиб, а продолжал развиваться у него в голове. По просьбе Зевса Гефест (по другому мифу Прометей) разрубил его голову топором, и из нее выскочила богиня Афина в полном воинском вооружении.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.

«Пред Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком светлоокой
Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море
И закипело волнами багровыми...»
(из гомеровского гимна Афине, ст. 7–8; пер. В. В. Вересаева).

Будучи дочерью Метиды, богиня Афина сама стала «Полиметидой» (многодумной), богиней разума и разумной войны. Если бог Арес упивается всяким кровопролитием, будучи олицетворением губительной войны, то богиня Афина вносит в войну элемент человечности. У Гомера Афина говорит, что боги не оставляют безнаказанным употребление отравленных стрел. Если появление Ареса наводит ужас, то присутствие в битве Афины дисциплинирует, воодушевляет и приносит примирение. Таким образом, в ее лице древние греки противопоставляли разум грубой силе.

Являясь древним микенским божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п.

Постепенно древнегреческие мифы стали ограничивать деятельность богини Афины войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.). В этом отношении она родственна Гефесту, но Гефест – стихийная сторона ремесла, связанная с огнем; у Афины же и в занятии ремеслом превалирует разум: если для придания благородства искусству Гефеста понадобился его союз с Афродитой или харитой, то богиня Афина сама – совершенство, олицетворение культурного прогресса во всем. Афину чтили в Греции повсеместно, но особенно в Аттике, которую она выиграла в споре с Посейдоном. В Аттике она была любимым божеством, в ее честь главный город Аттики был назван Афинами.

Имя «Паллада», по-видимому, появилось после слияния культа Афины с культом древнего божества Палланта, который в представлении греков был гигантом, побежденным Афиной во время войны богов с гигантами.

Как воительница она – Паллада, как покровительница в мирной жизни – Афина. Ее эпитеты – «голубоглазая», «совоокая» (сова как символ мудрости была священной птицей Афины), Эргана (работница), Тритогенея (эпитет неясного значения). В Древней Греции богиня Афина изображалась по-разному, но чаще всего в длинном одеянии без рукавов, с копьем и со щитом, в шлеме и с эгидой на груди, на которой укреплена голова Медузы , подаренная ей Персеем ; иногда – со змеей (символ врачевания), иногда – с флейтой, так как древние греки считали, что Афина изобрела этот инструмент.

Богиня Афина не была замужем, она неподвластна чарам Афродиты, поэтому главный храм ее, находившийся в акрополе, носил название «Парфенон» (парфенос – дева). В Парфеноне была установлена огромная «хрисэлефантинная» (т. е. сделанная из золота и слоновой кости) статуя Афины с Никой в правой руке (работы Фидия). Недалеко от Парфенона, внутри стен акрополя стояла другая статуя Афины, бронзовая; блеск ее копья был виден мореходам, приближавшимся к городу.

В гомеровском гимне Афина названа градозащитницей. Действительно, в изучаемый нами период древнегреческой истории Афина – сугубо городское божество, в отличие, например, от Деметры, Диониса, Пана и др.

Бог Аполлон (Феб)

По мифам Древней Греции, когда мать богов Аполлона и Артемиды, возлюбленная Зевса, Латона (Лето) должна была стать матерью, ее жестоко преследовала Гера, ревнивая и безжалостная супруга Зевса. Все боялись гнева Геры, поэтому Латону гнали отовсюду, где бы она ни останавливалась. И лишь остров Делос, скитавшийся, как и Латона (по преданию он был когда-то плавучим), понял страдания богини и принял ее на свою землю. Он был, кроме того, прельщен ее обещанием родить на его земле великого бога, для которого там же, на Делосе, будет разбита священная роща и воздвигнут прекрасный храм.

На земле Делоса богиня Латона родила близнецов – богов Аполлона и Артемиду, получивших в честь его эпитеты – Делий и Делия.

Феб-Аполлон – древнейшее божество малоазийского происхождения. Когда-то его почитали как охранителя стад, дорог, путников, мореходов, как бога врачебного искусства. Постепенно он занял одно из главенствующих мест в пантеоне Древней Греции. Его два имени отражают его двойственную сущность: ясный, светлый (Феб) и губительный (Аполлон). Постепенно культ Аполлона вытеснил в Древней Греции культ Гелиоса , первоначально почитавшегося как божество солнца, и стал олицетворением солнечного света. Лучи солнца, живительные, но иногда и смертельно опасные (вызывающие засуху) воспринимались древними греками как стрелы «сребролукого», «далеко разящего» бога, поэтому лук – один из постоянных атрибутов Феба. Другой его атрибут Аполлона – лира или кифара – по форме напоминает лук. Бог Аполлон – искуснейший музыкант и покровитель музыки. Когда он появляется с лирой на пирах богов, его сопровождают музы – богини поэзии, искусств и наук. Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять: Каллиопа – муза эпоса, Евтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовной поэзии, Полигимния – муза гимнов, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории и Урания – муза астрономии. Любимым местом пребывания муз считались горы Геликон и Парнас. Вот как автор гомеровского гимна к Аполлону Пифийскому описывает Аполлона-Мусагета (предводителя муз):

«Благоухают на боге одежды бессмертные. Струны
Страстно под плектром звучат золотым на божественной лире.
Мысли быстрее с земли на Олимп перенесшись, оттуда
Входит в палаты он Зевса, в собрание прочих бессмертных.
Тотчас желанье у всех появляется песен и лиры.
Сменными хорами песнь начинают прекрасные Музы...»
(ст. 6–11; пер. В. В. Вересаева).

Лавровый венок на голове бога Аполлона – память о его возлюбленной, нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, предпочтя смерть любви Феба.

Врачебные функции Аполлона постепенно перешли к его сыну Асклепию и внучке Гигиее – богине здоровья.

В архаическую эпоху Аполлон-стреловержец становится самым популярным богом у древнегреческой аристократии. В городе Дельфы находилось основное святилище Аполлона – дельфийский оракул , куда приходили за предсказаниями и советами как частные лица, так и государственные деятели.

Аполлон – один из самых грозных богов Древней Греции. Другие боги даже немного побаиваются Аполлона. Вот как рассказывается об этом в гимне Аполлону Делосскому:

«По дому Зевса пройдет он – все боги, и те затрепещут.
С кресел своих повскакавши, стоят они в страхе, когда он
Ближе подступит и лук свой блестящий натягивать станет.
Только Лето остается близ молнелюбивого Зевса;
Лук распускает богиня и крышкой колчан закрывает,
С Фебовых плеч многомощных оружье снимает руками
И на колок золотой на столбе близ седалища Зевса
Вешает лук и колчан; Аполлона же в кресло сажает.
В чаше ему золотой, дорогого приветствуя сына,
Нектар отец подает. И тогда божества остальные
Тоже садятся по креслам. И сердце Лето веселится,
Радуясь, что родила луконосного, мощного сына»
(ст. 2–13; пер. В. В. Вересаева).

В Древней Греции бога Аполлона изображали стройным юношей с волнистыми кудрями до плеч. Он либо обнажен (у так называемого Аполлона Бельведерского лишь легкий покров ниспадает с плеч) и держит в руках пастушеский посох или лук (у Аполлона Бельведерского за плечами колчан со стрелами), либо в длинных одеждах, в лавровом венке и с лирой в руках – это Аполлон Мусагет или Кифаред.

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Примечательно то, что хотя Аполлон являлся в Древней Греции покровителем музыки и пения, он сам играет только на струнных инструментах – лире и кифаре, которые греки считали благородными, противопоставляя их «варварским» (чужеземным) инструментам – флейте и свирели. Недаром богиня Афина отказалась от флейты, предоставив ее низшему божеству – сатиру Марсию, так как при игре на этом инструменте у нее некрасиво надувались щеки.

Боги Древней Греции – Артемида

Бог Дионис

Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии.

Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э.

Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа,– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки» . Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм.

Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия).

В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма . Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу.

Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса:

«Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленья глядели.
Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,
Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли...»
(ст. 35–39; пер. В. В. Вересаева).

Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов.

Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных.

Дионис и сатиры. Живописец Бригос, Аттика. Ок. 480 до Р. Х.

Свита Диониса (фиас) состоит из сатиров и вакханок (менад). Атрибут вакханок и самого бога Диониса – тирс (палочка, увитая плющем). У этого бога много имен и эпитетов: Иакх (вопящий), Бромий (дико шумящий), Бассарей (этимология слова неясна). Одно из имен (Лиэй) связано, очевидно, с чувством освобождения от забот, испытываемым при употреблении вина, и с оргиастическим характером культа, освобождающего человека от обычных запретов.

Пан и лесные божества

Пан был в Древней Греции богом лесов, покровителем пастбищ, стад и пастухов. Сын Гермеса и нимфы Дриопы (по другому мифу – сын Зевса), он родился с козлиными рогами и козлиными ногами, потому что бог Гермес, ухаживая за его матерью, принял облик козла:

«С нимфами светлыми он – козлоногий, двурогий, шумливый
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев,
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
Пана они призывают с курчавою грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов»
(из гомеровского гимна Пану, ст. 2–7; пер. В. В. Вересаева).

В отличие от сатиров, имевших такую же внешность, Пан изображался древними греками со свирелью в руках, тогда как сатиры – с виноградом или с плющом.

По примеру древнегреческих пастухов, бог Пан вел кочевую жизнь, бродя по лесам, отдыхая в глухих пещерах и наводя на заблудившихся путников «панический страх».

Лесных богов в Древней Греции было множество, и в отличие от главного божества они назывались панисками.

Уран боялся своих детей, он был уверен, что когда-нибудь эти звероподобные существа восстанут и убьют его. Поэтому всех без исключения своих детей он бросал в глубокую пропасть, наполненную острыми камнями. Гея плакала и молилась, ей не давал покоя материнский инстинкт, который со временем переродился в чувство мести и злобы. Она спустилась в яму и предложила детям восстать против отца. Из всех только один — Кронос — поднял руку.

Из капель крови, упавших на землю после убийства Урана, родились фурии — судьи всех смертных преступников. Тело бога было выброшено в океан. Из кровавой пены на берег в тот же миг вышла прекрасная богиня — Афродита, богиня любви и красоты.

Вся Вселенная оказалась у ног Кроноса. Первым делом он решил выпустить из заточения своих сестер и братьев и взял в жены сестру Рею. От их брака родились боги — Аид, Посейдон, Деметра, Гера и Гестия. Мучимый подозрениями Кронос проглотил своих детей, чтобы они в свое время не поступили с ним так же, как он с отцом. Единственным уцелевшим ребенком оказался Зевс, которого мать успела спрятать на острове Крит, где он и рос в безопасности.

Кроносу суждено было погибнуть от отравленного любовницей Зевса — служанкой Метидой — напитка. Перед смертью он изверг ранее проглоченных детей. Зевс начал укреплять свое положение, выбрав в качестве своей ставки гору Олимп. Долго продолжалась осада Олимпа титанами, но на помощь бессмертным богам пришли циклопы и сторукие монстры, позабытые Кроносом запертыми в подземельях.

Первым законом, введенным Зевсом, была отмена традиции убивать родственников-соперников и разделение власти между братьями. Так, Аиду досталось управление загробным миром, Посейдону — власть над морскими пучинами, а Зевс правил воздухом. Сестра Зевса — богиня домашнего очага и семьи — Гера стала его женой. Афина — своенравная дочь Зевса — стала покровительницей всех воинов. Другая его дочь, Артемида, пожелала подчинить себе все леса, горы, Луну. Красавец Апполон стал богом Солнца, покровителем музыки. Калека от рождения Гефест — богом всех ремесел и огня. Арес — богом войны. Вечно пьяный Дионис заслужил звание бога виноделия и распутства.

Таким образом, каждый аспект человеческого темперамента — от любви до воинственности, от законопослушания до вседозволенности — приобрел воплощение в божественном пантеоне. Боги Олимпа правили как безликие загадочные существа, являясь при этом зеркалом человечества.

Греция богата мифами и легендами. Греческие поэты черпали вдохновение из неистощимой сокровищницы воспоминаний и преданий. Семейное древо олимпской божественной когорты запутанно и не до конца изучено, что придает всей истории незаконченность, таинственность и пикантность.



История Зевса – верховного бога греческой мифологии.
Многие веровали в Зевса, как в единственного и главного бога еще до прихода христианства, а самые ужасные природные катастрофы объяснялись его гневом.
Небеса в греческой мифологии олицетворяли очень важную часть мира, а тот, кто управляет небом и есть хозяин всего и вся. Зевса всячески почитали, как справедливого управителя и людей и богов.

Среди богов Зевс занимал наивысшею ступень иерархии, т.е по сути он был царем среди богов.


Как владыка небес Зевс мог управлять молнией и громом. Именно молния стала символом власти и могущества Зевса. Этим объясняется еще одно имя Зевса – Громовержец, так греки пытались объяснить такое природное явления как молния.

Миф о рождении Зевса


Первые упоминания о Зевсе были найдены в записях древнегреческого автора Гесиода (Гесиод жил в 7 веке до н.э.) он написал книгу теогония (для греков эта книга была чем-то вроде книги бытия.)
По легенде Зевс не был богом с самого начала, а миф о рождении Зевса , начинаются с того, что Зевс бросает вызов своему отцу – Кроносу. Кронос был очень могущественным, он повелевал самыми сильными из божеств – Титанами. (Титаны считались самыми первыми божествами, которые заселили землю, но они были не особо умными, агрессивными, хотели лишь брать и потреблять.) Когда Кронос решает продлить свой род он вынужден вступить в связь со своей сестрой из рода Титанов – Рейей.

Изначально все боги являются родственниками, а потому инцест в мифах довольно распространенное явление.


У Кроноса и его жены Реи появляется следующее поколение богов. В будущем это поколение назовут – олимпийцы. В их число входят Аид, Посейдон и Зевс.

Кронос изначально не хотел иметь детей, так как не желал отдавать статус верховного правителя. Он боялся того, что его сын будет сильнее и лучше, что, в конце концов, он его свергнет. Из-за боязни все потерять, Кронос решил поступить кардинальным образом. Сразу же после рождения, он заживо заглатывал своих детей. Конечно, дети не могли умереть (так как были бессмертными богами) но уже не представляли угрозы для Кроноса.

В то время каннибализм в древней Греции был чем-то из ряда вон выходящим, этот акт считался уделом дикарей.



Рея была в ужасе, Кронос поглотил уже пятерых ее детей, а сейчас она снова беременна. Чтобы ее дети остались на свободе, Рея придумывает план. Она убегает в тайное убежище и рождает там сына. Именно этому сыну предстоит стать царем богов – Зевсом. Но Кронос уже ждал свою жену дома, чтобы поглотить только что рожденное дитя. Поэтому рея заворачивает в пеленку камень и несет его Кроносу. Тотчас Кронос проглатывает сверток ни о чем, не догадавшись.

Своего сына Рея решает спрятать на острове Крит в тайной пещере. (После эта пещера станет святилищем для поклонения Зевсу.) Но тяжело спрятать кого-то от самого Кроноса, каждый раз, когда маленький Зевс плакал, люди, что охраняли его, били в специальные щиты, что висели вдоль стен пещеры. Звон этих щитов не давал Кроносу услышать плачь своего сына.

Миф о рождении Зевса гласит, что маленький бог жил в пещере до наступления зрелости. Взрослея, Зевс проходит обучение, набирается мудрости и силы – становится настоящим мужчиной. Все это делается для достижения своей цели, которую Зевс сам для себя поставил – свергнуть своего жестокого отца и захватить власть над миром.

Краткий миф о Зевсе - свержение Кроноса

Зевс знает, что ставки очень высоки, если он победит, то станет верховным правителем мира, а если проиграет, то навечно попадет в Тартар.

(Тартар – нижний уровень царства Аида, именно сюда низвергались проклятые т.е те кто как-то оскорбил богов.)


Кронос восседал на горе Олимп.


Гора Олимп в древнегреческой мифологии была домом богов. Однако она существует и на самом деле. Это самая высокая точка в Греции, гора возвышается над уровнем моря почти на 3 километра. Сами греки действительно верили, что на этой горе обитают боги.


Именно на вершине Олимпа, Зевс разрабатывает план отвоевывания трона у своего отца Кроноса и его могучих Титанов. Зевс решает освободить своих братьев, проглоченных Кроносом и заручиться их помощью. За это время братья Зевса, находясь в животе Кроноса, также повзрослели и обрели силу богов. Чтобы освободить своих братьев Зевс сварил ядовитое зелье. Проникнув в покои Кроноса, Зевс подливает ему в чашу яд. Выпив его, Кронос начинает плохо себя чувствовать, вскоре он изрыгает камень, что дала ему Рея вместо Зевса.


По легендам, этот камень лег в основу самого почитаемого в древней Греции места – дельфийского храма, пристанища оракула. Дельфы – святилище, куда приходили люди со всей Греции, чтобы поклониться и попросить помощи у богов. Этот камень, который низверг из себя Кронос и по сей день находится в самом центре дельфийского храма.


По легенде вслед за камнем, Кронос извергнул пятерых съеденных ранее детей. Зевс, как хороший правитель, обладал отличным умом и навыками вдохновлять и убеждать других. Благодаря этим навыкам он смог объединить своих родичей и создать коалицию. Но даже вместе им не хватало сил, чтобы сразиться с Титанами.

Тогда Зевс вспомнил о позабытых Кроносом, циклопах и сторуких Гекатонхейров. Кронос боялся их мощи, а потому упрятал их в тартаре.
Зевс понимал, что заручившись их помощью, победа будет за ним. Спустившись в Тартар, он находит Гекатонхейров и разговаривает с ними на равных и с почтением, он просит у них помощи для свержения своего отца. Будучи тронутыми таким почтением Гекатонхейры согласились помочь молодому Зевсу.

После Зевс также освободил и циклопов. Взамен они подарили Зевсу власть повелевать молнией и громом.

Силы определены, сам бой состоится в Фессалии, равнине лежащей меж гор Отрис и Олимп.
Начинается грандиозная битва, Зевс с молнией в руках, его братья, циклопы и Гекатонхейры сражаются с самыми сильными божествами – Титанами.


(В Фессалийской долине до сих пор находят следы грандиозных сражений.)


Вскоре наступает решающий момент, битва между отцом и сыном. С вершины горы Олимп Зевс поражает армию отца сильными ударами молний. Сторукие Гекатонхейры откалывали огромные куски гор и швыряли их в титанов. Земля под их ногами раскалывалась, а звуки битвы были слышны на весь мир.

Ученые выяснили, что древний мир в то время, пережил настоящую катастрофу. На территории острова Санторине около 3 т.л. назад случилось сильнейшее извержение вулкана. Его мощь можно сравнить с пятью десятками тысяч хиросимских бомб. Извержение такой силы уничтожило большую часть греческого мира, а выжившие могли объяснять эту катастрофу как гнев богов.



Битва богов продолжается, а Зевс начинает выигрывать. Но у титанов было что предпринять. Из глубин Тартара они вызывают Тифона.

Тифон – ужасающее чудовище невероятных размеров.


Бой Зевса и Тифона был не долгим, чудовище не выдерживает столь мощных ударов молний и низвергается обратно в Тартар вместе с оставшимися титанами. Там им предстоит провести вечность.

Победа Зевса сделала его повелителем мира и царем среди остальных богов. Однако спокойствие и мир были не долгими, вскоре у Зевса появляется новый враг в лице близкого человека.

Зевс и его жена Метис


Мифы древней Греции гласят, что греческие боги вовсе не безгрешны, у каждого есть как сильные, так и слабые стороны, и боги не исключение.


Одна из самых слабых сторон Зевса была его любвеобильность и страсть к женщинам. По легендам Зевс превращался в различных животных, людей, мужей женщин. Все это делалось для того, чтобы соблазнить юных красавиц и вступить с ними в связь.

Первой привлекла внимание Зевса юная богиня Метис. Вскоре Зевс взял ее в жены.

Метис – жена Зевса, по легендам она отличается невероятной красотой, а само ее имя в переводе означает «мудрая»


Но его чувства омрачаются страшным пророчеством, которое должно лишить его власти. Зевсу предсказали, что его жена, родит ему ребенка, который отнимет у него трон. Подобно своему отцу Зевс испугался своего будущего наследника. Но Зевс не хотел быть как его отец, он поклялся, что на этот раз все будет по-другому. Чтобы сдержать свою клятву, он проглатывает свою жену. И снова любовь проиграла жажде власти.

Пока Метис находилась в плену, Зев мог пользоваться всеми ее интеллектуальными способностями. Зевс стал умнее, мудрее и хитрее, чем был раньше.

Зевс и Гера – новая жена Зевса


Так как Метис не стало, Зевсу потребовалась новая жена. Подобно своему отцу, Зевс решает взять жену из собственной семьи. Ею стала его сестра – богиня Гера.
Гера была не похожа на остальных, она была очень могущественна. Можно сказать, что Зевс и Гера были ровней.
Но Гера также была и довольно ревнива. Зевс же продолжал увеличивать число своих возлюбленных.
Миф о Зевсе гласит, что среди его любовниц были как смертные, так и богини. Каждая связь Зевса и его любовниц заканчивалась беременностью. Они родили более сотни детей от Зевса.

Такая распущенность Зевса могла объясняться тайным желанием самих Греков. Мечтая о многих девушках, они думали, что всемогущий бог уж точно не упустил бы такую возможность.


Вскоре все больше городов древней Греции желали породниться с самим богом. Они объявляли, что в их городе есть девушка беременная от самого Зевса. В результате этого, рождались основатели местных правящих династий. Сами же города стали называть в честь рожденных детей Зевса: Афины, Фивы, Магнезия, Македония.

Однако , не рада любовным похождениям мужа. Гере не нравилось то, что ее унижают на глазах других богов, однажды она не вытерпела и поклялась, что отомстит Зевсу за его многочисленные измены.

Собрав остальных олимпийцев, Гера подговаривает их поднять восстание против Зевса. Она сказала, что несправедливо, что Зевс главный и если все олимпийцы объединятся, то смогут его низвергнуть.
Олимпийцы собираются и заковывают Зевса в цепи, пока тот спал. Проснувшись, Зевс обнаруживает, что закован. Такой подлости от родственников, которых он ранее спас, он не ожидал.

Зевс всегда боялся такого восстания, ведь не один смертный не мог бы бросить ему вызов. Но объединившись, олимпийские боги вполне могли его низвергнуть.


Вскоре к скованному Зевсу пришла помощь в виде старых союзников – Гекатонхейров. Услышав о том, что Зевс в беде, они приходят к Зевсу на помощь. Они разбивают сковывающие цепи, а олимпийцы разбегаются в страхе.


Пережив этот заговор, Зевс начинает мстить. Свою жену Геру он подвесил на золотых цепях, между небом и землей. Сын Аполлон и брат Посейдон были приговорены к тяжкому труду (им нужно было построить непреступные стены Трои.)

Древние греки не могли объяснить возникновение Трои (постройку такого уровня в то время невозможно было соорудить) а миф объяснял ее возникновение.

Гнев Зевса и всемирный потоп

По легенде, все, кто поднял восстание против Зевса, получили заслуженное наказание, однако гнев Бога обрушился и на людей. Всемирный потоп приписывают гневу Зевса.

В древней Греции люди очень боялись гнева Зевса. Ведь совершая плохой поступок, Зевс мог поразить их своей молнией.
Гесиод писал, что если бы не страх перед Зевсом, то люди превратились бы в зверей, и слабые подчинялись сильным. Таким образом, Зевс принес в мир порядок и справедливость.


Когда в мире происходили природные катастрофы, греки верили, что их насылал Зевс чтобы покарать злодеев. Часто при этом придумывались истории о том, что так разгневало бога.


По легендам Зевс впадал в бешенство, если люди поедали себе подобных. Однажды увидев, как люди поедают себе подобных, Зевс впал в ярость и поклялся уничтожить все человечество при помощи всемирного потопа.

Девять дней и ночей льет сильнейший дождь, затапливая всю землю. Вода достигает вершины горы Парнас, которая возвышалась на два с половиной километра. По всей земле умирают люди. Когда дождь, наконец, закончился, остались лишь двое смертных. Они выжили потому, что построили ковчег.

Эти истории удивительным образом переплетаются между собой, параллель с ветхим заветом более чем очевидна. Тем самым можно сказать, что разные народы мира объясняли столь ужасное природное явление по-разному.

Свержение Зевса – приход Христианства


Миф о Зевсе гласит, что он смог справиться с восстанием олимпийцев, однако не смог справиться с другим соперником Иисусом Христом.
В 1 веке н.э учение Иисуса Христа распространится по всему миру низвергая власть верховного греческого божества.
Христианство дало людям надежду. Надежду на спасение после смерти. У людей появилась вера в то, что после смерти их ждет вечная жизнь. Поэтому у Христианства было столь много последователей.
Власть Зевса над людьми с распространением новой религии по средиземноморским странам, постепенно угасала. Народ, который его почитал, в конце концов, сам же его отверг.

В древней Греции только сила судьбы была более могущественна, чем Зевс. Даже сам верховный бог не мог бы противиться судьбе. Как бы он не хотел ее изменить или избежать он все равно подчиняется ее воле.


До прихода Христианства миф о Зевсе правил всем греческим миром на протяжении тысяч лет. Зевс был самым грозным, и почитаем среди всех олимпийских богов. Он один среди немногих божеств, оставивших большой след в истории человечества: Геракл, Аид, Медуза - истории о них приоткрывают окно в давно забытый мир.

Ясно одно – его боялись и почитали, он был вершителем судеб на земле и на небе. Сколько было жен и детей у Зевса? Скольких возлюбленных он обманул? Сколько побед одержал Зевс, прежде чем стал верховным божеством? Его отец, титаны, гиганты – все были свергнуты…

Зевс, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей , глава олимпийской семьи богов. Так же Зевс имеет имя Дий. Зевс - исконно греческое божество; его имя индоевропейского происхождения и означает "светлое небо". В античности этимология слова "Зевс" связывалась с корнями греческого слова "жизнь", "кипение", "орошение", "то, через что все существует".

Зевс сын Кроноса (отсюда еще одно имя Зевса - Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи.

Согласно одному из мифов, Зевс, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно.

Именно на Крите сохранились древнейшие символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу). Главным местопребыванием Зевса Лабриса (Зевса Лабрандского), считался лабиринт; чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. Образ архаического Зевса сближался с Загреем, который впоследствии мыслился как сын Зевса.

Когда Рея вместо малыша Зевса дала Кроносу камень, завернутый в пеленки, Кронос, понял, что его обманули. Он искал ребенка на небе, на земле и в море. Но нимфа, ухаживавшая за Зевсом, перехитрила Кроноса, повесив колыбель с младенцем на ветвь дерева.

В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал ("пуп земли") - камень, проглоченный Кроносом, или камень, как пуп младенца Зевса. Омфал бы поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным. Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса, напоив его по совету Метиды зельем. За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии. Затем Зевс начал борьбу за власть с Кроносом и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали сторукие (гекатонхейры); киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар.

Всех приходивших почтить Зевса в Олимпии поражало «живое» лицо статуи Зевса. У подножия статуи был бассейн, в который поверх воды наливалось масло. Свет из дверей отражался от маслянистой глади, окутывая лицо и плечи Зевса. От лица божества исходило сияние, а глаза «метали молнии».

Но на этом борьба не закончилась. Гея, богиня Земли, насылает на Зевса других своих детей, гигантов, и чудовищного Тифона. Началась гигантомахия, в которой также победил громовержец. После победы он поделил власть между собой и братьями, ему самому достается небо, Посейдону - море, Аиду -подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп вместе со своими родственниками, третьей женой , но первой по значению - Герой и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла, торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети Аполлон , Афина, музы.

На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь - постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища - амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей . Но и судьба богов не всегда в их собственных руках. Иногда Зевс подвластен Мойре (Рок).

Император Калигула, прослышав про грандиозную статую Зевса, решил перенести её в Рим и послал в Олимпию рабочих разобрать её. Когда они стали решать, с чего им начать, Зевс громоподобно расхохотался, и все они в страхе разбежались.

Зевс - отец не только многих богов: Аполлона , Афины , Артемиды, Диониса, Персефоны, но и многих героев: Геракла , Персея, Диоскуров и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры . Зевс Олимпийский - покровитель человечества, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он даёт людям законы. Он следит за соблюдением клятв. Он - помощник воинов и сам стратег, воин, полководец. Он - отец многих героев. Его сыновья - Геракл , Персей, Диоскуры и др.

Будучи отцом людей и богов, Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп. Он способствовал возникновению Троянской войны, чтобы покарать людей за их нечестие. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. У римлян Зевсу соответствует Юпитер.

Традиционно Зевс изображается как мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамленного густыми локонами. В произведениях более поздних художников, в особенности мастеров Нового времени, он - персонаж любовных историй, обманывающий женщин и принимающий множество обличий. Женами Зевса были: Метида (проглочена Зевсом), Фемида, Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Согласно Каллимаху, когда миром правил Кронос, Зевс и Гера 300 лет скрывали свой брак.

По одному из мифов, первая брачная ночь Зевса и Геры длилась 300 лет.

У Зевса было множество возлюбленных: Евринома, Деметра, Мнемозина, Лето (Латона), Ио, Европа и многие другие. Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия. Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества - нереида родит ему сына, который во всем будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес. Синопа и Медея отвергли Зевса. Также его возлюбленным называют юношу Айтоса и Ганимеда.

В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы - Европу, в облике быка - Ио, в облике орла - Ганимеда, в облике лебедя - Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела - Лето, в облике муравья - Евримедусу, в облике голубя - Фтию, в огненном обличии - Эгину , в виде золотого дождя - Данаю, в облике сатира - Антиопу, в облике пастуха - Мнемосину. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио - в корову. Иногда Зевс почитался в виде жука.

Зевс - это владыка Олимпа, отец богов и людей, бог неба, грома и молний.

Отцом Зевса был Кронос, а матерью Рея. Так как Кроносу было предсказано, что он погибнет от руки собственного сына, чтобы избежать этого он каждый раз проглатывал рожденного Реей ребенка. Рея решила пойти на хитрость и втайне от своего мужа родила Зевса, а Кроносу вместо новорожденного она дала проглотить запеленатый камень. Согласно разным версиям мифа Зевс родился на Крите или во Фригии, купали его в реке Лусий в Аркадии. Критский вариант мифа повествует, что Зевса отдали на воспитание куретам и корибантам, которые вскормили его молоком козы Амальтеи. На Крите малыш отведал и пчелиного меда. Пещеру, где прятали Зевса, охраняли стражники. Когда маленький Зевс начинал плакать, стражники стучали копьями в щиты, чтобы плач малыша не услышал Кронос.

Зевс Олимпийский, статуя работы Фидия, одно из 7 чудес света.


Наконец, Зевс вырос. Он пришел к своему отцу и вывел из утробы Кроноса своих братьев и сестер, напоив отца по совету Метиды зельем. В знак благодарности братья и сестры Зевса отдали ему во владение громы и молнии, после чего началась его война за власть с Кроносом и с титанами. Титаномахия длилась целых десять лет. В этой войне помощниками Зевса были сторукие, а циклопы выковали ему гром, молнию и перун. В конце концов, Зевс одержал победу и сверг титанов в тартар.

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевс стал властвовать на небе, Посейдон ─ на море, Аид - в царстве мертвых. Утверждение Зевса на Олимпе происходило с большим трудом, например, против него восстала Гея и наслала Тифона. Однако Зевс победил это существо огненными молниями. Согласно одному варианту мифа, Зевс отправил Тифона в тартар, а согласно другому - навалил на него Этну. Однако война на этом не закончилась, Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. Зевс даже со своими ближайшими родственниками боролся за власть, к примеру, против него восстали Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии Аполлон). Однако при помощи Фетиды Зевс призвал на Олимп сторуких, которые укротили заговорщиков.

Первой женой Зевса была Метида, которая была им проглочена. Вскоре владыка Олимпа женился на Фемиде, которая была богиней справедливости. Их дочерьми были оры и мойры - богини судьбы. Дочери Зевса от Эвриномы, хариты, вносили в жизнь радость, веселье и изящество. Супругой Зевса была и Деметра. Мнемозина, богиня памяти, родила ему девять муз. От Лето у Зевса - Аполлон и Артемида . Третьей по счету, но первой по значению женой Зевса считалась Гера - богиня супружества и покровительница брачных законов.

Интересно узнать: в облике змея Зевс соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы - Европу, в облике быка - Ио, в облике орла - Ганимеда, в облике лебедя - Немесиду или Леду, в облике перепела - Лето, в облике муравья - Евримедусу, в облике голубя - Фтию, в огненном обличии - Эгину, в виде золотого дождя - Данаю, в облике сатира - Антиопу, в облике пастуха - Мнемосину.

Зевс был отцом многих героев, которые проводили его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья - Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы: Минос, Радаманф и Эак.

Несмотря на то, что Зевс ─ «отец людей и богов», он представляет собой грозную карающую силу. Именно по его приказанию был прикован к скале Прометей, который украл искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал весь род людской, таким образом он пытался создать совершенного человека. Потоп - это его рук дело. Спаслись лишь Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. Троянская война - это тоже своего рода наказание людей за их нечестие.

Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, двойной топор, иногда орел .


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции