18.10.2019

Неопределенная форма глагола разветвляется. Что такое неопределенная форма глагола? Глаголы-инфинитивы в русском языке


"Неопределенная форма глагола".

Цель урока:

Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.

Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.

Учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.

Развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись.

Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку.

Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА ИНДИВИДУАЛДЬНЫЕ КАРТОЧКИ

II. Чистописание.

Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь - инфинитив.

Почему их написали?

Где они нам могут встретиться? (в словах)

Что знаете о новом слове? (Предположения детей.) ПРОБЛЕМА

III. Актуализация знаний о глаголе.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)

Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

На «десятку» знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт .

О какой части речи пойдёт речь на уроке?

Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Как изменяется глагол? (числам, временам)

IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)

Выпишите глаголы и определите время и число .

Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

(Проверка по схеме.) В ПАРАХ

Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?

Уч.: В чем было затруднение?

Д.: Эти глаголы не изменяются по временам и числам.

1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)

Уч.: Назовите тему урока.

Д.: Неопределенная форма глагола.

- Чем похожи глаголы?

Д.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”.

ПРАВИЛО с. 76

- Как по другому называется неопределенная форма глагола? (начальная)

Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?

(мин. Чистописания)

КЛАСТЕР

. Игра «Кто самый Внимательный».

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

(ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь)

Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь.)

ФИЗМИНУТКА

2. Игра «Будь внимателен!»

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Зарубить на носу. (Запомнить.)

Клевать носом. (Дремать.)

Пропустить мимо ушей. (Прослушать.)

Вставлять палки в колёса. (Мешать.)

Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)

Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)

Держать язык за зубами. (Молчать.)

Игра «Найди синоним».

Ученики получают карточки с глаголами в неопределённой форме. Они должны к каждому глаголу подобрать синоним, стоящий тоже в неопределённой форме, и записать рядом с данным словом. Тот, кто напишет правильно и раньше всех, побеждает.

рыдать торопиться

хохотать бранить

бродить орать

караулить растолковать

рыть колотить

кушать мчаться

трудиться трусить

Синонимы: плакать, смеяться, ходить, охранять, копать, есть, работать, спешить, ругать, кричать, объяснить, бить, бежать, бояться.

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Хохотать бранить

Что определяем первым делом?

Что такое окончание?

Измените форму слова? (окончания нет, значит тЬ – суффикс)

Так как ТЬ, ТИ, ЧЬ не образуют новое слово, а являются начальной формой – В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ

Учебник с. 77 № 4

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

VIII. Итог урока.

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Какие окончания имеют данные глаголы?

Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число).

Как понимаете слово «инфинитив»?

IX. Рефлексия.

Какое открытие вы для себя сделали?

Интересно ли вам было на уроке?

С каким настроением вы работали?

Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

X. Домашнее задание.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Прихожу домой с занятий,

На диване полежу,

Помечтаю о приятном,

Как я время провожу:

Хорошо бы покататься

На лихом велосипеде!

Хорошо бы покупаться-

В ванне попускать торпеды!

Хорошо бы побросать

Дротик в цели на стене!

Хорошо б повоевать

На компьютерной войне!

Хорошо бы всё уметь-

Космодром собрать из Лего,

Телевизор посмотреть

Про героев и стратегов…

Погулять, держа в кармане

Два огромных пистолета,

И, укрывшись за кустами,

Перебить врагов в котлеты…

Хорошо бы покричать

Мне про Карика иВалю!..

Хорошо бы помечтать,

Чтоб урок не задавали…Хватит без толку лежать!

Завтра снова в школу…

Всё! Подъём! Пора вставать!

И учить глаголы!

Инфинитив - это начальное значение глагола. Особенность инфинитива в том, что она обозначает только чистое действие, не привязанное к лицу, которое его совершает, не указывает, одно или несколько лиц совершают действие, а также не дает понятия о времени совершения действия. То есть, инфинитив не имеет определенности прошедшего, настоящего или будущего времени.

Эта часть речи также носит название "неопределенная форма глагола", потому что она не характеризует никакие подробности совершаемого действия, раскрывая исключительно его изначальный смысл. Латинское слово infintus , от которого произошел этот термин, можно перевести как «неопределенный» .

Неопределенная форма глагола: правила и примеры

Инфинитив может отвечать только на вопросы:

  • «Что делать?»;
  • «Что сделать?».

Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?» , так как инфинитив - это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

Суффиксы инфинитива

Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:

  • -ть - рожать, вырастать, умирать;
  • -чь, - беречь, жечь, сечь;
  • -ти - нести, расти, грести.

Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся) , по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:

-сь (-ся) - маяться, молиться, стеречься.

Признаки инфинитива

Инфинитив - это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы. К таким признакам причисляются переходность/непереходность, возвратность/невозвратность и совершенность/несовершенность.

Переходные и непереходные инфинитивы

Переходность глагола определяется в соответствии с наличием добавочного слова неопределенной формы глагола, обозначающего объект либо явление, на которое частично переносится действие. Непереходные глаголы состоят из одного-единственного слова, обозначающего непосредственно действие. В составе переходного инфинитива могут быть:

  • существительные либо местоимения, поставленные в винительный падеж, не имеющие предлога: делать укол, вдевать нитку;
  • существительные, поставленные в родительный падеж, не имеющие предлога, которые выражают долю чего-либо, или причастность: ждать беды, наливать воды;
  • существительные либо местоимения, поставленные в родительный падеж, в случае, если глагол имеет отрицательное изъявление: не иметь возможности, не замечать их .

Таким образом, эти слова входят в состав глагола, наполняя его смыслом, и без них теряется суть действия. Часть действия, в свою очередь, переходит на предмет или обстоятельство, придавая ему конкретную смысловую нагрузку.

Возвратные и невозвратные инфинитивы

Неопределенная форма глагола также может быть возвратной и невозвратной. Невозвратные глаголы выражают действие, совершенное кем-либо или чем-либо в отношении кого-либо и чего-либо. Возвратные выражают действие, направленное кем-либо или чем-либо на самое себя, либо означают иное другое замкнутое взаимодействие или состояние объекта и имеют на конце постфикс -ся (сь) . На -ся обычно оканчивается возвратная неопределенная форма глагола. Правило гласит, что возвратные глаголы не могут быть переходными.

Примеры невозвратных инфинитивов: надевать, приспускать, подглядывать . Примеры возвратных инфинитивов: одеваться, приспускаться, прокрадываться .

Как мы видим из вышеприведенных примеров, какие-то возвратные глаголы можно получить из невозвратных путем простого добавления постфикса -ся (как в случае с парой "приспускать-приспускаться" ). От этого меняется только направление действия, но генеральный смысл остается. В редких случаях, согласно правилам и нормам употребления глаголов, невозможно использовать глагол в обеих его словоформах - совершенной и несовершенной, как, например, недопустима для "надевать" возвратная неопределенная форма глагола (пример "надевать-одеваться" ). "Надевать" обозначает действие, совершенное по отношению к какому-нибудь предмету либо человеку, в то время как "одеваться" может адресовываться исключительно к самому объекту, совершающему действие (он может использоваться и в других словоформах, но при условии сохранения этого возвратного значения). Несмотря на то что нечасто встречается такая ограниченная в употреблении неопределенная форма глагола, правило остается правилом. Также из некоторых несовершенных форм глаголов мы не сможем составить совершенную, исходя из их ключевого смысла, что мы можем увидеть на примере глагола "подглядывать" - нельзя подглядывать за самим собой. По тому же принципу в русском языке нет несовершенной формы глагола "прокрадываться" - нельзя "прокрадывать " что-либо.

Инфинитивы совершенного и несовершенного вида

Инфинитивы также могут быть совершенного и несовершенного вида. Неопределенная форма глагола несовершенного вида выражает действия, продолжающиеся во времени, и не имеющие конкретной привязки - это как бы вечные действия, и без дополнительных указаний в контексте она не дает нам представления о завершенности или незавершенности действия. Здесь будет уместен вопрос «Что делать?» . Примеры:

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску). Здесь будет уместен вопрос «Что сделать?» . Примеры:

  • После прочтения записку следовало сжечь.
  • Благодари меня за то, что тебе не пришлось сжечь эту записку.
  • Тебе дали указания сжечь записку?

Лишь незначительное число двойственных инфинитивов содержит русский язык. Неопределенная форма глагола, относящаяся одновременно и к совершенному виду, и к несовершенному, может употребляться и так и так, в зависимости от окружения, не изменяя своей словоформы. То есть, она отвечает и на вопрос «Что делать?» , и на вопрос «Что сделать?» . Примеры:

  • Поступило распоряжение впредь казнить всех предателей. - «Что делать?»;
  • Поступило распоряжение казнить предателя. - «Что сделать?»;
  • В деревне привыкли женить девок быстро. - «Что делать?»;
  • К осени Марфе удалось женить всех своих девок. - «Что сделать?»;
  • Сложно велеть своему сердцу. - «Что делать?»
  • Как велеть своему сердцу не любить? - «Что сделать?»
  • Исследовать пещеры - очень интересно, но, вместе с тем, опасно. - «Что делать?»
  • Завтра нам предстоит исследовать эти пещеры. - «Что сделать?»
  • Вы можете атаковать их с любой стороны, в то время как я разобью их в лоб. - «Что делать?»
  • Вы должны будете атаковать их справа, а я зайду с фланга. - «Что сделать?»

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения - либо к I, либо ко II. Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте . Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся ко второй группе: и на (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят .

Функция инфинитива в предложении

Глаголы, по обыкновению, выполняют в предложении функцию сказуемого. Вкупе с подлежащими они составляют грамматическую основу предложений. Однако, инфинитив, ввиду своих особенностей употребления, может выполнять в предложении совершенно разные функции. Поэтому роль любого из членов предложения в данном случае может выполнять неопределенная форма глагола. Пример употребления инфинитивов в качестве различных членов предложения:

Морфологический разбор инфинитива в предложении

Чтобы осуществить морфологический разбор глагола в предложении, нужно определить его часть речи, генеральное грамматическое значение, задать ему вопросы, определить словоформу, указать постоянные и непостоянные морфологические признаки, а также его функцию в предложении. Так как неопределенная форма глагола не изменяется, морфологический разбор инфинитива осуществляется без указания непостоянных глагольных признаков.

Умение образовывать неопределенную форму, узнавать ее в тексте, отличать от других форм глагола необходимо не только при изучении глагола, но и при образовании его форм. Выработать этот навык помогут различные задания, упражнения, работа с таблицами.

В школьной практике для выявления неопределенной формы учитель чаще всего использует только вопросы (что делать?) (что сделать?), уделяя мало внимания детальному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако эти ошибки можно предупредить, если уже при знакомстве с неопределенной формой предложить учащимся такую таблицу.

Эта таблица поможет узнавать неопределенную форму и по внешним формальным признакам (конечное -ть, -чь или -ти). Количество глаголов в неопределенной форме на -ти и –чь невелико. Учащихся следует познакомить с наиболее употребительными из них:

Глаголы на -ти:

идти, пойти, брести, везти, вести, грести, мести, нести, найти пасти, плести, ползти, расти, скрести, трясти, цвести.

Данные глаголы можно включить в упражнения.

1. От различных форм глаголов на -ти образовать неопределенную форму: метет - мести, нес - нести и т. д.

2. Поставить данные глаголы в форме 1-го лица единственного числа: грести - гребу, найти - найду и т. д.

3. От данных глаголов с помощью различных приставок образовать новые: плести - заплести, переплести, сплести и т. д.

4. Используя глаголы везти, сгрести, мести, идти, прийти, нести, составить связный текст на тему «На субботнике».

Подобная же работа проводится с глаголами на -чь.

Глаголы на -чь:

беречь, достичь, жечь, лечь, облечь, обречь, отречься, печь, помочь, пренебречь, стричь, стеречь, сечь, течь, толочь, увлечь, запрячь

Очень часто дети образуют нелитературные формы от глаголов на -чь: «жгет», «текет» и т. д. Чтобы избежать этого, нужно подвести их к выводу, что только в 1-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа у этих глаголов сохраняются звуки г и к (жгу - жгут, пеку - пекут), а в остальных формах происходит чередование г - ж и к - ч (жгу -жжешь, жжет, жжем, жжете; теку - течешь, течет, течем, течете).

Соответственно учащихся затрудняет и обратная операция, т. е. образование неопределенной формы от личных форм глаголов, например: берегу, достигнешь, ляжет, текут, увлечёшься, стригут, отрекутся, стерегу.

Испытывают учащиеся трудности также и при образовании неопределенной формы от безличных глаголов (кстати, сопоставление 3-го лица и неопределенной формы особенно важно с точки зрения орфографии), поэтому полезно практиковать такие задания, как найти неопределенную форму от безличных глаголов: рано смеркается (смеркаться).

Хочется спать, становится прохладно, чувствуется приближение весны, кажется совсем взрослым.

Насколько хорошо учащиеся научились находить неопределенную форму, от которой образован глагол, покажут результаты выполнения такого задания.

Из каждого предложения выписать глаголы и подобрать к ним неопределенную форму.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли.

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется на песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой.

Работа по орфографии при изучении неопределенной формы может сопровождаться и работой’ по развитию речи,

1. Подобрать к данным глаголам синонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Робеть (бояться), аргументировать (доказывать), покоряться (повиноваться), мотивировать (обосновывать), командировать (посылать), реставрировать (восстанавливать), экспортировать (вывозить), импортировать (ввозить), дискутировать (спорить), стимулировать (побуждать), пенять (упрекать, укорять), уповать (надеяться), штудировать (изучать), холить (нежить, лелеять), усердствовать (стараться), оппонировать (возражать)

2. Подобрать к данным глаголам антонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Наказать (простить), торопиться (медлить), болтать (молчать), хвалить (ругать), погасить (зажечь), озябнуть (согреться), плакать (смеяться), начать (кончить), соглашаться (возражать), появиться (исчезнуть), испортить (исправить), любить (ненавидеть), взбираться (опускаться), оттаять (замерзнуть), отдыхать (трудиться), рассветать (смеркаться), охлаждать (нагревать), отчаяться (надеяться), строить (разрушать), трудиться (бездельничать).

3. Данные словосочетания заменить глаголами, близкими по значению.

Томиться от безделья (скучать), ловить рыбу (рыбачить), одерживать победу (побеждать), испытывать страх (бояться), отправлять телеграмму (телеграфировать), идти назад (возвращаться), совершенствоваться в чем-нибудь (квалифицироваться), подвергаться экзамену (экзаменоваться), разбираться в чем-нибудь (ориентироваться), прийти в сознание (очнуться), переселяться в другую страну (эмигрировать),сознаться в ошибках (каяться), освободить от обвинения (реабилитировать).

4. Объяснить значение фразеологических оборотов с помощью синонимических глаголов. С фразеологическими оборотами составить предложения.

Бить челом (просить), бить баклуши (бездельничать), вывести на чистую воду (разоблачить), зарубить на носу (запомнить), задрать нос (возгордиться), клевать носом (дремать), надуть губы (обидеться), повесить голову (приуныть), прийти в себя (опомниться).

Упражнения на различные замены следует проводить на протяжении всего изучения глагола (2-3 минуты в конце урока). Некоторое внимание следует уделить и паронимам, т. е. словам, различным по значению, но сходным по произношению, типа: зиять - сиять, импортировать - экспортировать, надеть - одеть, отвергать - опровергать, представить - предоставить и т. д. Эти слова можно проговаривать в классе, выписывать в ученический словарик, включать в диктанты, придумывать с ними предложения; полезно отыскивать их значения в толковом словаре.

При повторении морфологии в старших классах учащиеся должны вспомнить, что глаголы в неопределенной форме могут быть различными членами предложения: подлежащим (Учиться - всегда пригодится), сказуемым (Наша задача - учиться), определением (Я получил возможность учиться), дополнением (Мы договорились учиться только на хорошо и отлично), обстоятельством (Ребята приехали в город учиться).

Данные ниже предложения помогут эти сведения закрепить.

1) Я вышел на воздух освежиться (Л.).

2) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение (Л. Т.).

3) Я прилег на походную кровать отдохнуть немного (Т.).

4) Я увидел необходимость переменить разговор (П.).

5) У меня врожденная страсть противоречить (Л.).

6) Солнце только начинало подниматься (Л. Т.).

Вконтакте

Неопределенные глаголы используются в словарях. Что такое инфинитив? Особенности заключаются в следующем:

  1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
  2. Наделены грамматическими признаками вида (совершенный либо несовершенный).
  3. Бывает возвратным и невозвратным.
  4. Сохраняется .
  5. При формообразовании используются суффиксы неопределенной формы глагола –ть, -ти, -чь. У некоторых глаголов это –сть, -сти.

Важно! Любую глагольную словоформу можно поставить в начальную с помощью вопроса «что делать?» или «что сделать?».

Неопределенными такие словоформы называют потому, что невозможно определить их основные грамматические признаки: время, лицо, наклонение, род и число, чем они и отличаются от остальных.

Неопределенная форма глагола: признаки

Признаки неопределенной формы глагола

Основными признаками считаются окончания глаголов на -ти, -ть и -чь. Определить это помогут вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Примеры образования

Инфинитив заканчивается на суффикс –ти, если ему предшествует согласный звук: прийти, ползти, трясти. Суффикс –ть используется после гласных: писать, летать, стрелять, тянуть.

В некоторых словах, заканчивающихся на –чь, в начальной форме отсутствует окончание, а –чь входит в структуру корня. Например, привлечь, запечь, беречь, толочь.

Как использовать неопределенную форму глагола

Инфинитив необходим для образования прочих глагольных форм и проверки правописания.

Часто окончания глаголов в личных словоформах являются безударными, что вызывает сомнения в их написании . Чтобы проверить правописание, нужно знать, как поставить глагол в неопределенную форму.

Например:

  • Строишь – Что делать? строить. Значит, правильно писать окончание -ишь.
  • Клеит, клеил – Что делать? клеить. Правильное написание -ит и -ил.
  • Ненавидела – Что делать? ненавидеть. Правильно писать гласную -е.

Безударный суффикс в инфинитиве указывает на его написание в прошедшем времени, в деепричастной и причастной форме.

Клеить – клеил – клеивший – поклеив – поклеивши.

Что такое возвратный или невозвратный глагол

Иногда за словообразующим суффиксом –ть, -ти, -чь используется дополнительный постфикс –ся или –сь. Например, молиться, беречься, проситься, укрываться.

Постфикс позволяет определить возвратную и невозвратную форму .

Правило поясняет, что словоформы с -ся (-сь) считаются возвратными и означают действие кого-то или чего-то направленное на себя, контакт или положение объекта. Например, опрокидываться, портиться, снаряжаться, пробираться.

Невозвратными инфинитивами выражается действие к кому-либо, чему-либо. Например, наматывать, подслушивать, гладить.

Возвратный глагол

Признаки переходного и непереходного инфинитива

Переходность в неопределенной форме позволяет выявить дополнительное слово, указывающее на объект или явление, участвующее в действии.

В качестве добавочного слова используется:

  • Существительное либо местоимение, используемое в винительном падеже и без предлога. Например, надевать пальто, готовить обед.
  • Существительное (винительный или родительный падеж), выражающее отношение или долю чего-то и используемое без предлога. Например, наливать чай, ждать гостей.
  • В отрицательном изъявлении с инфинитивом используется существительное или местоимение в родительном . Например, не иметь шансов, не ранить ее.

Дополнительные слова придают инфинитиву смысл , а без них суть происходящего теряется. Некоторая часть действия передается объектам или обстоятельствам, они приобретают четкую смысловую нагрузку.

У непереходного инфинитива действие обозначает одно слово.

Совершенный и несовершенный виды

Глагольные слова классифицируются на совершенные и несовершенные.

Несовершенные характеризуют действие, длящееся без конкретной временной привязки. Эти действия можно назвать вечными, в нет указаний на их законченность либо незаконченность. К ним подходит вопрос «Что делать?».

  • Я собираюсь ехать в путешествие.
  • Фонари на улицах стали гаснуть.

Совершенные инфинитивы указывают на состоявшееся действие либо на то, что обязательно произойдет. Результат уже можно наблюдать или он еще ожидается. Используется вопрос «Что сделать?».

  • После открывания консервной банки содержимое необходимо переложить.
  • Ты получил указания что доложить?

Известна незначительная часть двойственных инфинитивов . Они применяются в обоих видах в одной словоформе. Их определяют по смыслу. К двойственным глаголам в инфинитиве можно поставить стандартный вопрос.

  • Завтра следует убрать всю территорию. – «Что сделать?».
  • Убрать мусор на своем столе и в комнате. – «Что делать?».
  • Необходимо исследовать город. – «Что делать?».
  • Им предстояло на рассвете исследовать город. – «Что сделать?»

Совершенный и несовершенный вид

Глагол в начальной, или неопределенной, форме называется инфинитивом. Инфинитив всегда отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Никогда нельзя применительно к начальной форме задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», « ?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», « », « », «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или . Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», « », «петь», « » и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить . В существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции