15.10.2019

Когда построен храм святой софии. Софийский собор в константинополе


Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Варварские племена приближались к границам империи, угрожая захватом римских земель. Уже в IV веке перед Римом встала угроза оккупации, тысячелетний город мог быть разрушен и разграблен.

Из-за такого положения дел, новые императоры не строили резиденции в Риме, предпочитая более спокойные и стратегически важные регионы.

Император Константин не стал исключением, но в отличие от других императоров, он решил построить новую столицу, тем самым ознаменовав новый период.

Столицей новой империи, стал греческий город Византий, расположенный на побережье Босфора. Архитекторы задумывали расширить его, за счёт перестройки ипподрома, постройки дворцов и церквей. Вокруг Византии выстроились неприступные стены, обеспечивающие защиту города от вторжений. В 330 году, по поручению Константина Великого, город становится официальной столицей Римской империи.

Главный храм Византийской империи

Построенный в VI веке лучшими зодчими, храм святой Софии в Византии стал настоящим магнитом для христиан. Архитектура долгое время была эталонной и использовалась как пример при построении других христианских соборов в Европе.

Подобные святыни выстраивались и на Руси. Для этого русские князья приглашали византийских зодчих, потому что собственной практики постройки попросту не было. Все храмы в древней Руси строились из дерева и не отличались особой помпезностью. С приходом константинопольских зодчих, все изменилось и первый каменный храм возвели в Киеве. Историки дотируют начала строительства на 989 года. Если верить летописям, то конец строительства пришёл на 996 год.

Первое разрушение

София Константинопольская пережила не одно разрушение. Так, во время правления Юстиниана первого, Византийская империя достигла наибольшего могущества. Успешные военные походы увеличивали популярность императора у военных и снижали у народа, ведь для ведения войны требовались большие средства, которых в казне не было. Из-за этого император решает повысить налоговое бремя для своих граждан.

Повышение налогов вызвало реакцию народа, в Константинополе началось восстание «Ника». Юстиниану удалось подавить восстание, но оно разрушилось большую часть города, в том числе и Софийский собор. И он решает заняться восстановлением храма, который бы своей красотой и великолепием превзошёл прошлый.

Строительство нового Софийского собора

Для этого он собирает со всех уголков Византии рабочих. Во главе работников ставит умельцев - Анфимию Тралльсково и Исиолра Милетского . Планировалось построить самое уникальное здание во всей Византии и масштабы были колоссальными, на плечи зодчих легла тяжёлая задача. Архитектурное великолепие было представлено спустя пять лет, упорного труда рабочих.

В отделке храма использовались передовые материалы. Возведением византийского чуда света, обошлось казне в приличную сумму, примерно три годовых бюджета всей империи. Дороговизна храма обусловлена его уникальными составляющими. Стены в храме украшались драгоценными камнями, фрески покрывались золотом и серебром .

Второе разрушение

Крестовых поход за прибылью в 1204 году привёл католических солдат в Софийский собор в Константинополе. Накопленные за полвека богатства были разграблены крестоносцами . Они не гнушались воровать из стен драгоценные камни. Вековые фрески были разрушены, ведь крестоносцы обдирали со стен золото. Бесценные иконы были осквернены и уничтожены. Сам христианский собор был превращён в католический.

Несмотря на бесчинства крестоносцев, Софийский собор по-прежнему был произведением искусства и продолжал работу, как христианский храм, до завоевания Мехметом I.

Мечеть Айя-Софья

В 1453 году, софийский собор оправдал вложения, из-за его потрясающей красоты, султан Мехмет I. принимает решение не разрушать его, а даёт указание перестроить в мусульманский храм Айя - София . Крест с куполов сняли в первые дни и заменили на полумесяц.

Все фрески замазали побелкой и уничтожили христианские украшения. Для придания храму мусульманского вида, вокруг него выстроили четыре минарета. В дальнейшем храм был главной мечетью в Стамбуле. Дополнительно служил в качестве усыпальницы для османских императоров.

Из мечети в музей

В 1935 году президент Турции издал декрет, по которому Софийский собор стал музеем. Несмотря на это, многие христианские движения хотят вернуть ему былую славу и вновь превратить его в свое пристанище. После издания декрета, на работу по восстановлению храма, были приглашены профессиональные реставраторы. Перед которыми стояла трудная задача - восстановить великолепные мозаики и фрески.

Расположение Софийского собора

Собор располагается на территории Турции, в Стамбуле. Рядом с ним располагаются величайшие архитектурные строения, к примеру:

  • Голубая мечеть.
  • Базилика цистерна.
  • Топканы.

Добраться до храма можно с помощью:

  • Трамвая Эминеню-Зейтинбурну, Султанахмет-Фатих.
  • Автобуса, курсирующего туда же, что и трамвай.

С 15 апреля до 1 октября музей работает с 9 часов утра до 7 часов вечера, а с 1 октября по 15 апреля с 9 до 5 часов. В понедельник не получиться посетить храм, также в праздники режим его работы меняется. Дети туристов до 12 лет, имеет право бесплатного посещения. Цена за один билет почти достигает 8 $.

Собор Святой Софии - один из самых прекрасных памятников мировой архитектуры. Его история началась в 324-327 годах, во время правления Именно тогда на рыночной площади был построен первый храм, однако в 532 году он сгорел во время восстания. По указу императора Юстиниана I на этом же месте как символ величия империи и украшение столицы в кратчайшие сроки (532-537 гг.) была отстроена Более десяти веков Собор Святой Софии в Константинополе был самым большим храмом во всем христианском мире.

А послы российского князя побывав здесь, донесли ему: великолепие этой купольной базилики из трех нефов настолько велико, что пребывание в ней сродни нахождению в раю. Возможно, именно это и подтолкнуло Владимира к крещению Руси в Х веке.

Здание храма поражает своими размерами и высотой, составляющей 55,6 м. Средний неф - широкий, боковые - поуже. Базилику венчает огромный купол, диаметр которого составляет 31 м. На строящийся Собор Святой Софии в шестом веке были потрачены колоссальные средства - 320 тысяч фунтов, что составляло около 130 (!) тонн золота. Одни только колонны, привезенные из легендарных греческих и римских сооружений, имели огромную ценность.

Мраморные были привезены из гранитные - родом из портового гимназия в Эфесе, порфировые доставлены на стройку из римского Храма Солнца и Святилища Аполлона. добыты в древнейших каменоломнях, а также в недрах горы Пентиликон, расположенной в 23 км от Афин, славящейся тем, что именно из ее мрамора был построен Храм Всю роскошь, коей обладал Собор Святой Софии, даже сложно представить, однако то, что для изготовления верхней доски престола для патриарха плавилось золото, а затем в него специально бросали драгоценные сапфиры, жемчуга, топазы, аметисты и рубины, говорит о многом.

Нартексы - часть здания, отведенная для подготовки к молитвенному ритуалу. Пышного декора здесь не увидишь - покрытия из золота и серебра пропали во времена латинского нашествия. Внимание привлекают уникальные мозаичные плиты, как и колонны, привезенные из разных мест.

Старинные рельефы, датируемые XII столетием, мозаичные изображения Иисуса Христа, Святой Марии и выложенные над императорской дверью еще в IX веке, вселяют в душу особое чувство.

Самые талантливые архитекторы и художники того времени были приглашены для строительства храма. Именно поэтому и в наши дни Собор Святой Софии ошеломляет своей значимостью и красотой. Главное пространство церкви - наос - имеет особое освещение, созданное множеством окон и арок. Изображения Иисуса, ангелов, портреты старейших патриархов, императоров и императриц, гигантские плакаты с арабскими письменами - все это создает неповторимую атмосферу.

Здесь каждый сантиметр имеет свою историю, древнейшие рукописи и уникальная библиотека бесценны, а галереи - еще одно чудо архитектурного мастерства. Огромные мраморные шары, доставленные в храм еще в XVI столетии из самого Пергама, до сих пор украшают главный вход.

Есть одна достопримечательность, мимо которой не проходят туристы - Плачущая колонна. Ведь в ней, согласно поверью, есть чудодейственное отверстие, по которому достаточно провести пальцем, очертить круг - и загаданное желание обязательно сбудется. Великое и прекраснейшее строение - Собор Святой Софии! Константинополь - счастливый город, сердце которого бьется в стенах этого величественного храма.

Собор Святой Софии в Константинополе является самым красивым зданием, что сохранилось после пожара, землетрясения и вандализма бунтовщиков, но каждый раз он буквально возрождался из пепла и был и остается самым величественным памятником какое видело человечество.
Стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Азии и Кавказа. Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Собор святой Софии в Константинополе

Смысл популярного женского имени София толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке - ее память празднуется 15 мая. Софии - премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе - главный храм Византийской империи.
Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой Азии. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса - зеленый мрамор, из Ясоса - красный, из Фригии - розовый.

1. Вход 2.Императорские ворота 3.Плачущая колонна 4.Алтарь михраб 5.Минбар 6.Ложа Султана 7. Омфалос (пуп земли) 8.Мраморные урны из Пергама а) Баптистерий византийской эпохи(гробница султана Мустафы 1) в) Минареты султана Селима 2

Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное - жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней - мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

Собор святой Софии в Константинополе

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».

Размеры храма: длина - 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса - изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит вВоздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части - нефы, с помощью колон и столбов.

Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур - Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева - Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.

Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд - это отпечаток кисти руки султана Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.

Мозаика. Архангел Гавриил
Собор святой Софии в Константинополе

Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.

История собора Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.

Землетресения в августе 553 года и 14 декабря 577 года частично разрушили здание. А 7 мая 558 года основной купол и вся крыша разрушились полностью. При этом вся внутренняя отделка и убранство храма были также уничтожены. Через четыре года 23 декабря 562 года храм открыли вновь.

В 859 году собор опять серьезно пострадал от сильного пожара, 8 января 869 года храм был разрушен землетрясением. Для полного восстановления потребовалось шесть лет, и 13 мая 994 года Святая София открылась вновь. Как не удивительно, но и спустя 4 года после открытия нового здания, его чуть не потеряли в результате сильнейшего пожара (уже третьего), но на этот раз храм удалось спасти.

Таким образом, храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад.

Мозаика. Иоан Златоуст
Собор святой Софии в Константинополе

Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года. На сегодняшний день - это главная достопримечательность Стамбула, символ византийского искусства, повлиявший на .

Даже на современников храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал. А некоторые побаивались этого храма. Это уже было связано с непростой судьбой его предшественников.

В Святой Софии есть одна знаменитая достопримечательность - так называемая запотевающая колона. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет.

Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части - ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу. О других чудесах света Вы можете почитать в рубрике “ “.

Это историческое сооружение является свидетелем многих событий в древнейшем Константинополе (нынешнем Стамбуле) и имеет многовековую историю, насыщенную событиями: войнами, пожарами, землетрясениями, разрушениями.

Достопримечательность указывается почти во всех туристических буклетах, так что можно представить какой популярностью это место пользуется у туристов.

Вконтакте

Собор Софии Константинопольской открылся для прихожан в 537 году, спустя почти 6 лет с момента, когда был заложен первый камень при закладке святыни. Какие знания потребовались строителям собора святой Софии? При строительстве были использованы фрагменты других разрушенных храмов, колонны из храма Артемиды, золото, серебро и драгоценные камни.

Даже иностранные послы, приезжавшие в Константинополь, замирали от восхищения перед храмом святой Софии Константинопольской. Собор этот впоследствии не единожды горел, но каждый правящий император того времени повелевали отстраивать святыню заново.

После завоевания Константинополя (1453 год) собор Св Софии в Константинополе стал мечетью Айя-София. В начале 20 века турецким правительством было принято решение превратить Айя-Софию в музей.

У этой стамбульской достопримечательности несколько названий: Айя-Софья, Софийский собор, собор святой Софии Константинопольской. В переводе с греческого «айя-софья» означает «священная премудрость».

На первый взгляд собор Айя-София ничем не примечателен и не имеет особых украшений – обычное здание в традиционном стиле, коих в Турции очень много. Но если попасть сначала во внутренний дворик, а затем пройти внутрь здания, то понимаешь, что вся красота – внутри.

Даже по меркам современности здание поражает своими размерами: 75 на 68 метров, диаметр огромного купола – 31 метр, высота от пола 51 метр. На строительстве использовался труд более 10 тысяч рабочих, а строительные технологии и удачные дизайнерские решения стали впоследствии с успехом применяться в мировой архитектуре.

Первоначально собор выглядел совсем не так, каким его привыкли видеть сегодня. Ранее собор выглядел как здание с большим куполом и целым рядом пристроек по бокам. В 15 веке (после завоевания Константинополя) крест на куполе сменился на золотой полумесяц, и Собор стал Мечетью Айя-София.

К основному зданию пристроили 4 минарета по углам (кстати, минареты строились в разное время разными султанами, поэтому три минарета из белого камня, а четвертый – из красного кирпича). После многочисленных пожаров и разрушений в 16 веке мечеть было решено отреставрировать и укрепить, дополнительно были пристроены каменные контрфорсы, которые служили некими опорами во избежание «сползания» здания. А после 16 века к зданию начали пристраивать еще и усыпальницы великих султанов.

дают возможность получить высококвалифицированную помощь и консультацию в интересующем вас вопросе.

Аспендос исторический город, от которого остались лишь незаметные крупицы. Более детальную информацию ищите на этом .

Внутренняя отделка поражает своим великолепием. Сводчатые потолки украшены фресками и лепниной. После того, как Константинополь был завоевал турками, все фрески в соборе были замазаны штукатуркой, поэтому они так хорошо сохранились до наших дней, когда в ходе реставрационных работ слой штукатурки был снят и фрески снова были явлены миру.

Из-за цвета мрамора первые два этажа собора святой Софии в Константинополе кажутся темно-серыми, почти черными. А ближе к куполу, особенно верхние ярусы, отливают золотом – из-за тепло-золотого цвета фресок и росписей на куполе.

Пол выложен черно-серой плиткой, которая местами потрескалась и провалилась – эти места огорожены специальными лентами. Стены щедро украшены мозаикой византийского периода. В основном это орнаментальная мозаика, но в более позднее время стали появляться изображения святых и сцены христианской жизни.

Особенно ценится историками мозаичное изображение Божьей матери , которое можно увидеть на апсиде (полукруглая ниша со сводом у алтаря). Мозаика выполнена, как и все другие, на золотом фоне, одежда богоматери имеет темно-синий цвет, и это сочетание темно-синего с золотым отражает дух византийского величия.

Очень хорошо сохранился алтарь и апсид, рядом можно увидеть султанскую ложу (там во время богослужений находился султан с сыновьями и приближенными), а напротив находилась ложа для женской половины семьи султана. Важным элементом оформления внутреннего убранства являются огромные панно на стенах, выполненные в классических традициях османской каллиграфии.

Музей знаменит также огромной коллекцией старинных икон , относящиеся к разным периодам развития христианства, а также предметов христианского культа. У Айя-Софии есть и свои особенности:

На фото собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), которые можно найти в огромном количестве, четко видны уникальные фрески, мозаики и прочая отделка строения.
















© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции