10.05.2019

Общий обзор организма. Полные уроки — Гипермаркет знаний. Анатомия человека. общий обзор организма


Тема: Общий обзор организма человека

Урок: Системы органов в организме. Уровни организации

Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «что же это все-таки такое?» многие могут затрудниться ответить.

Организм - это определенный комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Эта система относительно стабильна, несмотря на то что состоит из многих органов. Органы в свою очередь состоят из тканей, ткани - из клеток, клетки - из молекул.

Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - все эти этажи, или разные уровни живого, объединены в организме человека в единое и неразделимое целое.

Живые организмы построены из особых химических соединений - органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот). Они входят в состав любой живой клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, которые создают сложные комплексы. Вещества клетки расположенные не хаотично, а образуют упорядоченные структуры - органоиды, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки. Организм человека - многоклеточное государство. Клетки тела человека неодинаковы, отличаются своей специализацией. Клетки одной специальности объединяются в группы. Вместе с межклеточным веществом они образуют ткани. Из нескольких тканей складываются органы. Органы, выполняющие единую функцию и имеющие общий план строения и развития, объединятся в системы органов. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм.

В организме человека выделяют 10 основных систем органов.

Покровная система - состоит из кожи и слизистых оболочек, выстилающих полости внутренних органов, дыхательных путей, пищеварительного тракта. Функция этой системы защита организма от механических повреждений, высыхания, колебания температур, проникновения болезнетворных бактерий.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа - с. 49, задания и вопрос 1.

2. Что входит в мочевыделительную систему?

3. Что входит в пищеварительную систему?

4. Подготовьте реферат об одной из систем органов.

Цель урока:

  • сформировать у учащихся понятие про человеческий организм, уровни организации человеческого организма, строение организма.

Задачи урока:

  • ознакомить с понятиями «организм», «ткани», «органы», «системы органов», развивать мышление на основе материала урока.

План урока:

1.Организационная часть.
2.Актуализация опорных знаний учеников.
3.Изученние нового материала.
4.Закрепление знаний.
5.Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент – на доске число, месяц, тема урока.

Актуализация опорных знаний:

В организме человека выделяют опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную, половую, эндокринную, нервную и сенсорную системы.

Рис.№4. Кровеносная система человека .

Системы органов тесно взаимосвязаны, их согласованная деятельность обеспечивает жизнедеятельность всего организма. Всем организмам свойственно распределение функций между его клетками, органами и физиологическими системами.
Функциональной системой называется взаимосогласованное объединение деятельности разных органов или физиологических систем, которое направлено на достижение полезного для организма приспособления к окружающей среде. Для обеспечения процессов жизнедеятельности необходима согласованная деятельность органов или физиологических систем. Так, для поступления кислорода к клеткам и выведения из них углекислого газа необходима совместная работа систем дыхания и кровообращения. Для обеспечения движений необходима совместная работа нервной и опорно-двигательной систем.

Рис. №5. Пример работы функциональной системы.

Организм человека реагирует на изменения внутренней и внешней среды. Для нормального функционирования важным условием является сохранение постоянства внутренней среды (температура, химический состав крови и пр.). Для достижения данной цели деятельность физиологических систем и процессов постоянно регулируется. Так, при необходимости усиливается или замедляется деятельность определенных органов и систем, и обеспечивается это механизмами гуморальной, нервной и иммунной регуляции.
Гуморальная регуляция организма происходит с участием биологически активных веществ, в частности, гормонов. Они разносятся по организму с током крови, действуют медленно, но продолжительное время.
Нервная система воспринимает влияние внешней и изменение внутренней среды, анализирует информацию и влияет на деятельность отдельных органов или систем. Нервная регуляция действует достаточно быстро, но не долго, адресована определенному органу и строго дозирована. Деятельность нервной системы происходит с помощью рефлексов. Нервная система тесно взаимодействует с эндокринной и составляет с ней единую функциональную систему нейрогуморальной регуляции. Химические элементы, циркулирующие в крови, оказывают влияние на функционирование нервной системы. Образование этих веществ регулируется нервной системой.
Важную роль в регуляции жизнедеятельности организма играет также иммунная система, которая контролирует постоянство защитных сил организма на протяжении жизни человека.

Закрепление знаний:

1. Охарактеризуйте понятие «организм».
2. Назовите известные вам уровни строения организма.
3. Что необходимо для нормального функционирования организма? Благодаря чему происходит регуляция деятельности организма?

Домашнее задание:

Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
1. Дайте определение понятию «организм».
2. Назовите урони строения организма.
3 Дайте определение понятий «клетка», «ткань».
4. Охарактеризуйте понятие «орган». Назовите известные вам органы человека.
5. Взаимосвязь строения и функкций органов.
6. Назовите известные вам физиологические системы, дайте определение этому понятию.
7.Понятие «функциональная система».
8. Механизмы регуляции деятельности организма.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции