22.09.2019

Взвесим "за" и "против" дистанционного образования. Эссе:" Дистанционное обучение"


ЕЭ кЗа! Дистационное обучение

^ и информационные

и информационные

технологии

д.м.н., академик МАИ, профессор кафедры информатики и управления в медицинских системах СПбМАПО

ЭССЕ □ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ, НАВЕЯННОЕ ТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАСЕДАНИЕМ УЧЕНОГО СОВЕТА

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Безмозглые живые существа не обучают членов своей популяции, в том числе прямых потомков, только потому, что не умеют этого делать. Они оставляют им лишь генетические программы самосохранения и продолжения рода (вида), причем первая фактически является лишь средством реализации второй. По окончании репродуктивного цикла Природа и Бог отворачиваются от индивида, в том числе и от человека. Существа, обладающие высшей формой развития локально остывающей материи, то есть головным мозгом (который, по мнению Р.Бэллмана, является не органом мышления, а органом выживания, таким же, как зубы, когти и ногти), вначале инстинктивно, а затем и сознательно, заботясь о наиболее эффективной реализации второй (целевой) генетической программы, обучают своих потомков методам оптимального поведения для выполнения первой программы в условиях жестокой борьбы за существование.

Так, например, волк обучает подрастающих волчат оптимальным способам перерезания горла своими зубами слабым антилопам, а лев -предварительным приемам перелома их позвоночника. Поднявшись по ступенькам эволюции немного выше, мы видим, что примерно тому же взрослые особи обучают подрастающее поколение (спецназ и не только). Правда, цели здесь несколько иные. В науке педагогике это называется обучением мануальным навыкам (неваж-

© Г.Хай, 2004 г.

но, что у четвероногих нет рук). Методом обучения служит наглядная демонстрация - «делай, как я». Обучение может быть индивидуальным и групповым, но в немногочисленных группах. Индивидуальное обучение, учитывая различия в восприятии обучаемых, безусловно, эффективнее. Обученной считается особь, у которой эти навыки удается довести до условно рефлекторного (по И.Н.Павлову) автоматизма. Качество приобретенных знаний проверяется на практике. Так же, как и на дорогах, после тестового экзамена будущих водителей в ГАИ (ГИБДД).

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Некие любознательные английские естествоиспытатели скармливали необученным червям кусочки обучаемых. Обнаружено, что после этого ранее не обученные черви повысили на 20% свои знания, которые в данной области приобрели и располагали ими только черви, впоследствии расчлененные и съеденные. Таким методом в данном эксперименте была почти решена сложнейшая биологическая (и социальная) проблема, связанная с ненаследуемостью приобретенных знаний, что и является главной предпосылкой необходимости образовательных технологий. Можно надеяться, что скармливание обучаемым обучающих может существенно (на 20%!) повысить эффективность педагогического процесса. Правда, это не относится к дистанционному обучению, что при широком развитии последнего поможет более надежно сохранить педагогические кадры.

Очевидно представители племен, поедающие некоторые органы убитых ими врагов в расчете на приобретение новых полезных свойств, которыми обладали съедаемые, а также некоторые народности, лакомящиеся мозгом живых обезьян, давно владеют теми секретами, которые только начали раскрывать упомянутые выше отдельные английские ученые.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОПУЛЯЦИИ HOMO SAPIENS

Во-первых, если проследить этапы развития образовательных технологий от пещерного периода до периода, ознаменованного созданием Министерства образования РФ, то приходится констатировать их прямую зависимость от совершенствования информационных технологий, во-вторых - общественных потребностей (а может быть и наоборот, поскольку развитие самих информационных технологий обусловлено общественными потребностями).

Рассмотрим особенности информационных технологий человека - их качественные отличия от информационных технологий высших животных. При непредвзятом анализе выясняется, что в сфере информационных технологий имеется одно и только одно принципиальное отличие.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Физические основания абстрактного мышления сформировались в первые мгновения образования Вселенной после Большого Взрыва. Как только какая-то квантовая частица типа a объединилась не с конкретной, а с первой попавшейся частицей типа b, и образовался новый системный объект типа C, возникла процедура классификации объектов, послужившая прообразом интеллектуальной процедуры абстрагирования конкретных мысленных представлений (от частного - к обобщенному, от узнавания - к распознаванию).

Информационные технологии человека отличаются только тем, что он научился отчуждать от себя ненаследуемые приобретенные знания и записывать (представлять) их на внешних носителях в символической (абстрагированной) форме для передачи другим людям (пользователям) и другим поколениям. Этапы прогресса в данной сфере общеизвестны. Наскальные рисунки (то, что сохранилось, - рисовали и прутиком на песке), глиняные книги, папирус, пергамент, шелк, береста, бумага, магнитные и лазерные носители информации, тактильные, зрительные, звуковые, электронные и иные способы ее передачи.

Если старые носители претерпели лишь несущественные изменения (например, каменные и глиняные скульптуры), но появились новые их виды, то формы представления самой информации практически сохранились. Они предназначены для сенсорного восприятия органами зрения, слуха и осязания.

В то же время, наблюдается неуклонная тенденция к их унификации и стандартизации (пиктограммы, иероглифы, алфавит и грамматика, лингвистические и математические тексты, нотные записи).

Совершенствование информационных технологий обусловлено общественными потребностями. Необходимость в обученной рабочей силе при переходе от ручного труда к использованию механизмов породила книгопечатание, как способ быстрого, дешевого и широкого тиражирования знаний. Критические ситуации, связанные с бумажной технологией, породили компьютерную и т.д.

Все человеческие информационные технологии легли в основу дистанционного обучения, которое до этого момента могло быть только очным.

Очное обучение, как это следует из самого определения, предполагает наличие непосредственного межличностного общения обучающего и обучаемого. В основе лежат зрительное и слуховое восприятие передаваемых знаний.

и информационные

технологии

ОБСУЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Все формы очного обучения включают в себя суггестивное воздействие обучающего (родителя, знакомого, педагога, учителя) на обучаемого, что намного повышает эффективность восприятия.

Суггестивное воздействие может усилиться путем возложения руки обучающего на голову или плечо обучаемого.

Личность учителя (Моисей, Платон, Иисус Христос, Мохаммед, Ландау, безымянные гуру, ребе, сенсей и другие), играет решающую (положительную или отрицательную) роль в таком воздействии. Как правило, они (учителя) выходят за рамки стандартной, в том числе и утвержденной, учебной программы. Все формы очного обучения реализуют процессы управления состоянием психо-эмоци-ональной сферы обучаемого (являются кибернетическими). Обратная связь в образовательных кибернетических системах управления при очном обучении может иногда выражаться в том, что некоторые обучающие (не все!) постепенно начинают сами частично понимать смысл и значение преподаваемого ими предмета. Указанное обстоятельство может привести к тому, что часть из них решительно меняет сферу своей деятельности (к так называемым «харизматическим» (в просторечии «одержимым») личностям, особенно к Учителям, это не относится). Таким образом, выраженная обратная связь при очном обучении влечет за собой постепенно нарастающую нехватку педагогических кадров, понимающих смысл преподаваемого предмета, что в свою очередь создает дополнительные предпосылки для организации заочного, в том числе - дистанционного обучения.

Все формы очного обучения дают возможность использования политики «кнута и пряника» для повышения его эффективности. В качестве «пряника» используются материальные, моральные и социальные стимулы, часто взаимосвязанные. Перечислять их здесь нет необходимости - они общеизвестны. В качестве «кнута» те же методы, но

отрицательного воздействия, к которому добавляется прямое физическое наказание, ныне осуждаемое в цивилизованных обществах, но нередко используемое в той или иной форме, - как в семье, так и по отношению к беззащитным детям.

Социологи считают, что «пряник» в 10 раз эффективнее «кнута», но кто же об этом не знает и кто же всерьез воспринимает социологов?

Поэтому главным рычагом управления очным образовательным процессом остается - УГРОЗА. Отчисление, лишение стипендии, призыв в армию, невозможность поступить на хорошую работу, сделать карьеру, лишение лицензии или сертификата и многое другое.

Повышение качества преподавания, стимулирующее живой любознательный интерес к предмету у отдельных обучаемых, является действенным методом по отношению только к тем из них, кто обладает способностью (или не утратил ее) интересоваться чем бы то ни было, кроме прямого удовлетворения своих биологических потребностей. Отсюда следует, что повышение качества очного обучения целесообразно только при тщательном и добросовестном (профессиональном, а не административном) отборе контингента обучаемых. Остальных же - «учи, не учи...».

ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЮБОГО ВИДА ОБУЧЕНИЯ

Проблема сводится к выяснению:

а) прироста объема и качества знаний обучаемого, происходящего в процессе обучения;

б) возможности (и дозволенности) последующего использования приобретенных знаний (в повседневной жизни, профессиональной деятельности, для обучения еще не обученных и т.п.).

Данная проблема сложна, противоречива и полностью не решаема по ряду причин, часть из которых бессистемно приведена ниже. Выяснить то, что располагается в головном мозге человека (в том числе и в своем), принципиально невозможно.

www.idmz.ru кЛ

Обучение - это не только восприятие, но и запоминание.

а) можно понять и запомнить;

б) можно понять, но не запомнить;

в) можно не понять, но запомнить;

г) можно не понять и не запомнить.

Если понимание зависит как от обучаемого, так и от обучающего, то функция запоминания только от обучаемого. Как известно, память у всех имеет разные возможности и виды: зрительную, слуховую, обонятельную (см. «Парфюмер» Зюс-кинда). Память избирательна, кратковременно или долговечна, и это отдельная тема. Будем просто считать, что обучаемый либо запомнил, чему его обучали, либо не запомнил.

Контроль качества обучения фактически сводится к оценке меры и формы публичной воспроизводимости обучаемым материала, излагавшегося обучающим в рамках программы обучения (а иногда и за ее нижними или, реже, верхними пределами). Поскольку контроль, как правило, производится обучающими, либо их коллегами, то возникает сакраментальный вопрос: « А судьи кто?».

Воспроизводимость упомянутого материала зависит только от выполнения, также упомянутых выше пп. «а» и «в» в равной мере. Отсюда следует, что его понимание не является обязательным условием, по крайней мере, при выполнении письменных работ и так называемом тестовом контроле знаний, фактически являющимися заочными формами (работу можно и списать, о номера правильных ответов на тесты запомнить).

Тесты для контроля знаний, при всей изощренности в их разработке, обычно содержат в себе элементы подсказки. Статистическая оценка числа правильных ответов на множество тестовых заданий также характеризует не столько понимание предмета, сколько запоминание того или иного объема изучаемого материала. В этом смысле такое бесспорное преимущество тестового контроля, как его «обезличенность», едва ли пе-

Форма публичной воспроизводимости приобретаемых знаний не играет такой роли как количественная их мера.

В качестве примера приведу старый и широко известный вариант тестирования знаний, основанный на методе «независимых ассоциаций». Испытуемому предлагают быстро, не задумываясь, назвать первое, что ему приходит в голову, когда он услышит какое-либо одно слово, произнесенное ведущим. Это традиционный набор из трех слов: «часть лица», «фрукт» и «поэт». По многолетнему опыту более 95% испытуемых тут же отвечают: «нос», «яблоко», «Пушкин». Все три иных ответа практически не дает никто. Результаты такого теста-эксперимента свидетельствуют о безусловной достаточности унифицированной программы массового школьного образования.

Доказать, что оцениваемые знания приобретены обучаемым в результате усилий обучающего, невозможно. Даже при предварительном (базовом) их контроле они могут быть по тем или иным причинам успешно скрыты от контролирующего (одним из таких мотивов может быть желание не огорчать впоследствии обучающего). Это группа так называемых «продвинутых» обучаемых. Кроме того, существует возможность одновременного заочного обучения (книги, Интернет и т.п.) и даже параллельного очного - у других обучающих. Качество обучения в таких случаях необъяснимо возрастает. Однако все это наблюдается, скорее, как исключение, а не, как правило.

Выяснить результат обучения, представленный в варианте п. «б», можно только при очном контроле знаний, проводимом заинтересованным и доброжелательным контролером.

Все, запомненное в период обучения, можно забыть (то очень важно, чтобы не «замусоривать» память ненужной информацией). Не все забытое можно вспомнить. К сожалению (?). Это важнейшее обстоятельство, наряду с появлением новых

и информационные

технологии

общественных знаний, определяет необходимость периодического восстановления утраченных до минимально приемлемого уровня (во исполнение известного тезиса В.И.Ленина: «учиться, учиться и учиться»). Отсюда следует, что функция забывания является одним из гарантов устойчивости системы непрерывного образования.

Оценка качества приобретаемых мануальных навыков в условиях очного их контроля иногда может оказаться ошибочной из-за психо-эмоцио-нальных нагрузок на контролируемого, пока у него не сформировались условные рефлексы. Последнее обстоятельство может потребовать увеличения продолжительности обучения и изменения его формы. Общеизвестно, что критерием истины является практика (там, где возможно практически проверить справедливость гипотез). Критерием качества обучения является не только профессиональная деятельность, но и вся жизнь. Итоги подводятся посмертно. Оказывается, что приобретенные знания с практических позиций следует классифицировать как: полезные, бесполезные и вредные. От того, кем, как и когда будет производиться такая классификация (если, вообще будет), зависит совершенствование (?) системы непрерывного образования.

ЗАОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Любая форма заочного обучения, по сути дела, является дистанционной, поскольку обучающий находится вне непосредственного поля зрения обучаемого. Любые попытки, преодолеть этот барьер, безуспешны, несмотря на современные каналы связи, аудио- и видеотехнику, анимацию изображений и т.п. Главная причина заключается в отсутствии при заочном и даже современном дистанционном обучении главного достоинства очного - суггестивного воздействия на обучаемого личности обучающего. Хорошо это или плохо - другой вопрос, но такое воздействие неизбежно присутствует. И не надо ссылаться на возможность проведения сеанса гипноза с помощью

магнитофонного воспроизведения текста, а также на эффективность телевизионных выступлений Кашпировского. Далеко не все обучаемые настолько внушаемы, чтобы таких фокусов оказалось достаточно для воспроизведения комплексного эффекта очного обучения.

В связи с выше изложенным, я хочу сформулировать только личную позицию по отношению к обсуждаемому предмету.

С моей (и не только моей) точки зрения, наилучшим вариантом сегодня остается индивидуальное очное обучение. Его качество и специфика зависят от личности педагога, особенно, учителя.

Любой вид группового очного обучения ведет к «усреднению» методики преподавания, что снижает его качество по отношению к обучаемым, находящимся на более или менее высоком уровнях (по базовым знаниям и интеллекту) по отношению к среднему.

Любой вид заочного или дистанционного обучения при отсутствии прямого личностного воздействия обучающего на обучаемых резко повышает требования к качеству учебных материалов, предоставляемых в любой форме. С этой точки зрения видеозаписи лекций, если это не единственный способ обучения, являются чрезвычайно полезными (если, конечно, это хороший лектор). Качество любого обучения во многом зависит от научно-педагогической школы обучающих.

Недостатки любого вида обучения могут быть компенсированы наиболее любознательными обучаемыми путем самообучения, в том числе по обнаруживаемым ими лично источникам. Иногда полезность такой компенсации превышает полезность основного процесса.

Полное самообучение, в качестве индивидуального акта, является правомерным методом приобретения новых знаний. Сдача экзаменов (в том числе путем выполнения тестовых заданий) экстерном не представляет непреодолимых трудностей для отдельных упорных обучаемых, но создает трудности для добросовестных экзаменаторов.

www.idmz.ru кЛ

Тем не менее, ни полное самообучение, ни только дистанционное или заочное обучение пока не могут конкурировать с преимуществами индивидуального очного обучения. Даже если когда-нибудь будут созданы доступные по цене тиражируемые устройства, полностью имитирующие личность учителя, то и тогда их эксплуатация приведет к фактическому переводу дистанционного обучения в форму индивидуального очного («куда ни кинь...»).

Растущая социальная потребность в обученных работниках вынужденно порождает потребность в массовом дистанционном получении необходимого образования. Иным путем общество с этой проблемой справиться не сможет. Единственным способом качественного ее решения становится совершенствование всех видов носителей отчуждаемой информации, включая печатные материалы, содержательной информации, представляемой на носителях, систем связи и способов проверки результатов обучения. Просто, другого выхода сегодня не существует.

В одной из научно-фантастических книг высказывалась мысль, что дальнейшая эволюция человека приведет к способности передавать по наследству приобретенные знания, без чего необходимый период обучения станет занимать по продолжительности всю жизнь (к чему мы постепенно уже приближаемся).

Остается только решить вопрос о сортировке наследуемых знаний, там ведь столько интеллектуального мусора. А так - идея заманчивая, не «скармливать» же на самом деле учителей ученикам, как осторожно заикнулись некоторые англичане. Есть и другие идеи, которые пытались реализовать, основываясь на возможности внушить кому-либо, что-то хорошее (получается не всегда, но все же.).

Речь идет о гипнопедии - обучении во сне, в том числе массовом обучении. Заснул невеждой - проснулся эрудитом (спать только долго придется). Но идея тоже заманчивая. Может еще что-то кому-то придет в голову?

ДОПОЛНЕНИЕ

Поскольку указанные выше особенности заочного и дистанционного обучения известны не только мне, то озабоченные этой проблемой обучающие нашли ряд способов, оптимизирующих данные формы обучения, настолько, что они приобрели вполне пристойный вид:

смешанные формы предполагают проведение очных и индивидуальных дистанционных консультаций (в частности, через Интернет), а также очный контроль знаний на специальных экзаменационных сессиях;

♦ обучаемые выполняют письменные задания и высылают их обучающим (вариант, когда эти задания выполняют родственники или друзья обучаемых, или еще кто-то, рассматривать не будем).

При дистанционном обучении возможно почти бесконечное пролонгирование его сроков, (оно может закончиться вследствие естественной смерти обучаемого). Однако если не ориентироваться на подобные эксквизитные ситуации, то для многих обучаемых это является бесспорным благом. Кстати, эти сроки могут быть, и сокращены при достаточном рвении обучаемых. Если дистанционно обучаемый недоволен дистанционно обучающим, то он имеет право и возможность (не опасаясь неудовлетворительной оценки, как это было бы при очном обучении) дистанционно же от него (ничего не подозревающего) отказаться и заменить другим (но каждый последующий может оказаться «котом в мешке»). Во всяком случае, это обстоятельство переводит общественное образование в заочно-дистанционной его форме из системы коллективной безответственности в систему индивидуальной ответственности пока еще также ничего не подозревающих обучающих (многие ли из них сумеют достойно справиться с этими новыми для них требованиями, - покажет неумолимое время).

Отсюда следует, что роль обучающего при такой форме дистанционного обучения может существенно активизироваться. Поэтому, прежде чем браться за это заманчивое (?) дело, следует хорошо подумать. Всем и каждому, в том числе.

Интернет – это масштабные возможности, это не только источник информации, но и средство создания и ведения бизнеса, получения качественного образования. Дистанционное образование становится все популярнее благодаря возросшей доступности Интернет, как в плане местоположения, так и в плане материальном.

Сочетание образования и возможностей Интернета имеет много положительных и отрицательных сторон. Относительно позитивных факторов, то к ним можно отнести следующие:

1. Экономия времени, как ресурса. Не нужно куда-то ездить, тратя на переезд время, которое можно использовать более рационально. Ведь время – это самый драгоценный ресурс, который каждую минуту нужно с пользой использовать для отдыха, семьи, друзей. Время бежит, нам его никто не вернет.

2. Экономия денег. На 50-60% дешевле, чем очное, потому что не нужно платить заработную плату преподавателям, не нужно платить за аренду помещений, не нужно платить за постоянные поездки в учебное заведение или тратить деньги на приобретение учебников.

3. Экономия времени, как срока обучения. Много программ дистанционного образования рассчитаны на 1-2 года, а это не 4-6 лет. Экономя на сроках, мы гораздо быстрее приступаем к реализации своих целей. И, как следствие, меняем жизнь!

4. Качество. Многие могут спросить, что означает качество? В чем она проявляется? Надо понять, что речь скорее идет о качестве. Качество образования – это качество преподавания (учебного процесса и преподавательской деятельности), качество образовательных программ, качество материально-технической базы, качество управления и желания учеников. Так же важно рассматривать и эффективность образования. Ведь эффективность – это степень достижения цели при определенных затратах. Эффективность выступает в роли лакмусовой бумажки, который в итоге и покажет ту самую качество образования.

5. Готова программа и материалы для обучения. А это значит – никаких библиотек и книжных магазинов. Много образовательных заведений сейчас проводят онлайн семинары, когда в одно и то время в сети собираются ученики и преподаватель. Таким образом проходит выявление знаний с помощью опроса. Если возникают вопросы, в процессе обучения можно связаться с преподавателем по средствам электронной почты или через Скайп. В некоторых учебных заведениях предусмотрено по желанию студента параллельно посещение очных лекций.

6. Персональность. Это означает, что есть возможность адаптации обучающей программы под ученика. Для этого таким людям предоставляются дополнительные инструменты для настройки, например, тесты, на основании которых строится обучение.

7. Технологичность. Используются современные программы и технические средства и это делает Интернет-образование очень эффективной. Учебные курсы полноценные, интересные, яркие.

8. Доступность. Согласитесь, что никогда не бывает так, чтобы под нас підбудовували процесс обучения. В традиционной системе есть расписание, которого ты соблюдаешь каждый день, в противном случае – это прогул. Чтобы отработать его, нужно искать дополнительное время, и очень часто даже тратить деньги. При дистанционном обучении программа всегда доступна, в любое время. Мы сами составляем расписание.

9. Удобно. Это достоинство я считаю немаловажным, потому что каждый, кто обучается по Интернету, может в любое удобное для себя время проходить не только уроки, но и выполнять задания, а в некоторых случаях даже и заканчивать курс обучения – и все это не выходя из дома. Нужно только поудобней устроиться в домашнем кресле – и вперед, в мир знаний. То есть не меняя привычный ритм жизни, мы строим свой график обучения.

10. Совместимость. Можно учиться всю жизнь, при этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

11. Полный контроль над обучением. Каждый может самостоятельно контролировать скорость обучения. А это означает уменьшение вероятности стресса, повышения удовольствия от процесса. Можно возвращаться несколько раз к отдельным урокам, можно пропустить некоторые разделы, можно регулировать продолжительность любого занятия. Обучение идет в процессе всего времени, а не только в обозначенный период, что гарантирует более глубокие остаточные знания.

12. Сохранение информации (архив). По окончании у нас остается доступ к учебной программы, все видео и аудио записи. В любой момент можно обратиться к ним по мере необходимости.

13. Интернет-обучение воспитывает в нас самостоятельность, ответственность и мобильность. Без этих качеств нельзя хорошо учиться. Иногда они не очень развиты, но мотивация огромная и по итогу человек становится упорным и ответственным.

14. Практически 100% включение ученика в процесс обучения в течение всего года. Это обусловлено тем, что есть хорошие преподаватели, хороший материал, исчерпывающая программа, качественная информация. И как следствие – желание получать хорошее образование.

15. Географическое место нахождения не имеет значения. Это особенно актуально для крупных стран, например таких, как наша. Будь вы из мегаполиса, маленького городка, села – это не имеет значения. Учиться можно в любой точке страны – все, что нужно – это компьютер и Интернет.

16. Возраст. Это не имеет никакого значения. Главное иметь компьютер, доступ в Интернет и деньги для оплаты.

17. Социальное равноправие. Не важно социальное и материальное положение, пол, увлечения, состояние здоровья – все равны!

18. Обучение для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Это очень большой плюс, потому что все мы имеем право на лучшее для себя, для своих близких. Все мы хотим полноценного красивой жизни.

19. Интернациональность. Мы можем обучаться дистанционно не только в своей стране, но и за рубежом. А это экономия на визах, билетах, отелях, проживании. Это престижность в получении знаний от ведущих преподавателей со всего мира. Вы, сидя дома, учитесь за рубежом в зарубежных преподавателей и в конце получаете документ, который имеет такую же силу, если бы вы учились на очном. Согласитесь, что уехать учиться в другую страну – это менее реально, чем учиться в зарубежном учебном заведении любой страны дистанционно. И это абсолютно реально для каждого.

20. поисковая платформа для учебной литературы. Что это означает. Всем известно, что Интернет хранит в себе миллиарды документов, это огромные базы информации. И вот, чтобы легче и быстрее было искать учебную литературу, Google, одна из ведущих поисковых систем, разработал специальную поисковую платформу Google Scholar. Которая позволяет осуществлять поиск по учебным публикациям в статьях, тезисах, книгах, технической документации.

К недостаткам сочетание Интернета и образования можно отнести следующие факты.

1. Компьютер. Не у всех есть данное устройство или это старая модель.

2. Интернет. Несмотря на то, что Интернет разрастается огромными темпами, есть люди, которые все еще не имеют подключения к сети.

3. Ограниченные технические возможности. Пример, медленные модемы. Что приводит к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются.

4. Затраты на дополнительные технологии. На начальном этапе все необходимые настройки, которые иногда влекут дополнительные расходы. Например, не всякий компьютер имеет хорошую встроенную видеокамеру, а она нужна для видео конференций. Или программное обеспечение компьютера нуждается в улучшении.

5. “Скрытые” расходы на дополнительные материалы. В процессе обучения может случится так, что захочется по подробнее изучить тот или иной предмет, а это бывает часто, поэтому мы самостоятельно приобретаем нужную информацию книги, курсы, тренинги, консультации и т.д.

6. Человеческий фактор. Страхи и завышение возможных сложностей.

7. Нет расписания. Много кто не любит планировать, для них это сложный процесс, поэтому им легче воспользоваться чужим планом и следовать ему, чем управлять своим временем самому. Поэтому для них предварительное планирование собственных занятий – это недостаток.

8. Нехватка живого общения с преподавателями и учениками. Хотя в мире Интернета, мне кажется, это не недостаток, потому что есть Скайп, социальные сети, мобильный телефон, e-mail и т.д.

9. Отсутствие мотивации. Многие учатся для того, чтобы было. Чтобы быть как все. А своих мотивов на этот счет нет.

10. Отсутствие самодисциплины., а как следствие самостоятельности и ответственности.

11. Отсутствие контроля. Многие просто требует постоянного контроля. Именно он и является для них стимулятором.

Как можно заметить, что в основном все недостатки зависят от самого человека, от его отношения и восприятия обучения. И каждый недостаток мы можем превратить в достоинство. Ведь порой недостатки – это поиск причины для того, чтобы не делать чего-то! Но сейчас все еще придерживаются старинки – традиционно очного обучения, и именно в нем видят ценность и смысл, причем совершенно не учитывая такой фактор, как время. Причина тому, в основном, наш менталитет и низкий уровень компьютерной грамотности.

«Обучающие организации в современных условиях»

На примере программы Дистанционного Обучения

Работу выполнил:

Студент факультета ГМУ

Уч.группы У-2.1

Щербинин Денис.

Москва

1.Введение ………………………………………………………………………………3.

1.1.Актуальность ……………..3.

1.2. Цель 3.

1.3.Задачи ……………..3.

1.4.Объект 3.

1.5.Предмет 3.

2.Основная часть 4.

Заключение 12.

Список литературы: 13.

Введение.

Дистанционное обучение - это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях.

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции