21.09.2019

Сравнительный анализ систем производственного обучения. Система упражнений - основного метода производственного обучения


Немченко Ольга Аркадьевна ,

преподаватель информационных дисциплин

ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики

и электронной техники им. А. И. Полежаева»

СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.

Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых для данной профессии, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности.

Процесс производственного обучения складывается из трех последовательных периодов: изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих этим ситуациям приемов труда; изучение проблемы в целом и выполнение необходимых упражнений в поиске неисправностей, регулировке, наладке и т. д.; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулировке, контролю. По мере обучения расширяется круг интеллектуальных действий учащихся.

Единой системы производственного обучения, одинаково приемлемой для подготовки квалифицированных рабочих по любой профессии, характерной для всех периодов процесса обучения, быть не может. Основные положения системы производственного обучения вытекают из особенностей содержания труда работников определенных групп профессий, предполагаемых условий обучения и зависят от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения - учебную единицу, совокупность которых составляет содержание обучения.

Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

Исторически первой возникла предметная система. Согласно этой системе ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. Основной недостаток рассматриваемой системы - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы, и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.

При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладевали. Благодаря этому ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия, выполнения любой работы состоит в основном из набора определенных характерных для профессии технологических операций. Вместе с тем для операционной системы характерны и существенные недостатки. Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. В результате интерес к учебе снижался.

Впоследствии это привело к трансформированию указанных систем в так называемую операционно-предметную систему, когда обучение проводится сначала по операционной, а затем по предметной системе.

В конце 20-хгг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система производственного обучения, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ). В основу производственного обучения по такой системе положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять в начале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались.

Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс. В процессе производственного обучения широко применялись документы письменного инструктирования учащихся. Многие положения системы ЦИТ применяются и в настоящее время.

Преимущества и достоинства операционно-предметной и моторной системы получили дальнейшее развитие в операционно-комплексной системе производственного обучения, которая является в настоящее время одной из основных.

Освоение трудовых операций и закрепление их в процессе выполнения работ комплексного характера, когда осваивается целостный технологический процесс, составляет основную задачу первого периода обучения. На втором этапе учащиеся обучаются в ходе выполнения работ по профессии в условиях производства.

Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся.

Указанный недостаток операционно-комплексной системы привел к поиску других систем производственного обучения. Характерной в этом отношении является предметно-технологическая система.

Исходные положения этой системы: современное производство требует от работника развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого работника носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.

Весьма оригинальной является конструкторско-технологическая система. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. Таким образом, в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи. Это весьма ценный аспект конструкторско-технологической системы, он широко используется в практике организации производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях.

Анализируя сущность всех рассмотренных выше систем производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания и процесса производственного обучения, характерный для всех этих систем. Он объединяет все предложенные и применяемые системы производственного обучения и учитывается при составлении большинства программ производственного обучения.

Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах.

Процесс производственного обучения, как отмечалось выше, имеет специфические особенности, которые определяют выработку принципов обучения, характерных только для него. Эту систему специфических принципов производственного обучения можно представить следующим образом:

    Соответствие требованиям современного производства.

    Связь теории и практики.

    Соединение обучения с производительным трудом учащихся.

    Профессионально-политехническая направленность.

    Самостоятельность.

Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения учащихся. Она включает два этапа учебного процесса:

    производственное обучение учащихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;

    специализация учащихся на выполнении определенных видов производственных работ.

На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионального мастерства учащихся, формируется квалифицированный работник, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта.

Образование должно соответствовать интересам и потребностям общества, следовательно, профессиональная подготовка специалистов, направленная на потребности общества, является одной из главных задач профессионального образования.

Сегодня российские предприятия остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые не только хорошо подкованы в теории, но и практике.

По мнению многих специалистов, развитию НПО, СПО необходимо уделить особо пристальное внимание по следующим причинам:

1. Очевидно, что решение проблем в социально-экономической сфере государства напрямую связанно с правильным использованием трудовых ресурсов, структурированием и развитием рабочей силы. А для этого необходимо обеспечить населению возможность получения качественного профессионального образования.

2. Согласно статистическим данным, квалифицированные специалисты, получившие средне-профессиональное образование, занимают наибольший сегмент производственных сил общества.

3. Уровень подготовки специалистов по программам НПО, СПО во многом задает темпы экономического развития РФ. При этом нехватка квалифицированных рабочих кадров уже в обозримом будущем может стать основной проблемой экономики нашей страны .

Формирование профессиональных умений и навыков студентов ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники им. А. И. Полежаева» происходит в процессе производственного обучения и производственной практики. Многоступенчатый процесс производственного обучения в техникуме позволяет постепенно перейти от простого неквалифицированного труда к более сложному, научиться работать в коллективе и выполнять определённые функции.

Встречаясь с работодателями, беседуя с обучающимися, анализируя ситуацию наблюдается противоречие: предприятия хотят иметь сразу квалифицированного качественного работника; обучающиеся хотят сразу получать реальные деньги (а квалификации недостаточно). Решить это противоречие возможно, если производственное обучение и производственная практика будут хорошо организованы, не будут потеряны многолетние связи с выпускниками-работодателями, а в договорах заранее будут обозначены пункты по трудоустройству.

Весь образовательный процесс техникума ориентирован на практическую деятельность выпускников, на формирование у них различных ключевых и профессиональных компетенций, в том числе, таких как: способность работать самостоятельно, уметь принимать решения, брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность действовать в различных проблемных ситуациях. Об этом говорят результаты работы техникума: организация и проведение олимпиад и конкурсов различных уровней; активное участие преподавателей и студентов во всевозможных мероприятиях; золотые, серебряные и бронзовые призёры различных конкурсов профессионального мастерства. В текущем учебном году работа в этом направлении активно продолжается, так как от подготовленности, целевых установок студентов зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

Проводится мониторинг социализации выпускников техникума. В учебном учреждении имеются сведения о должностном и профессиональном росте отдельных выпускников, отзывы организаций – работодателей о качестве подготовки наших учащихся. Система производственного обучения и производственной практики в техникуме позволяет сформировать основные навыки и умения будущего специалиста, а, следовательно, помогает решить одну из задач: удовлетворение потребностей общества в грамотных рабочих кадрах; формирование у студентов гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

Литература

    Адамчук, В. В. Эргономика [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов/ В. В. Адамчук, Т. П. Варна, В. В. Воротникова и др.; под ред. проф. В. В. Адамчука. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 254 с.

    Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.: ил

    Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / Маркова Светлана Михайловна. Полунин Вадим Юрьевич – Журнал - Выпуск № 4 / 2013

    Матвеева,М.В Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения: Уч.-метод.пос. / МатвееваМ.В., Станпакова С.Д. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 192с

    Саутов, Р. П. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / Саутов Р.П. - https://сайт/proizvodstvennoe_obuchenie_uchaschihsya_v_usloviyah_proizvodstva_i_proizvodstvennaya_praktika-348150.htm

Системы производственного обучения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Системы производственного обучения
Рубрика (тематическая категория) Производство

Содержанием производственного обучения выступает трудовой процесс. Какое место занимает трудовой процесс в структуре технологического процесса? Трудовой процесс направлен на управление или обслуживание технологического процесса, который, в свою очередь, является компонентом производственного процесса. Дадим определœение производственного, технологического и трудового процессов.

Производственный процесс – совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, в учреждении для производства продукции, ремонта͵ обслуживания или выполнения других услуᴦ. Производственный процесс включает технологический и вспомогательный процесс.

Технологический процесс – материальное воздействие на предмет производства, вызывающее в нем целœесообразные изменения формы, размеров, свойств, пространственного положения. Совокупность способов применения, изготовления, обработки, ремонта; операции для превращения компонентов предмета производства в готовый продукт с помощью техники.

Вспомогательный процесс - действия по обеспечению возможности изготовления, осуществления, ремонта (транспортировка, контроль качества продуктов и услуг).

Технологический процесс составляют трудовой процесс и естественный процесс.

Трудовой процесс – трудовая деятельность рабочего, охватывающая всœе его действия, связанные с выполнением определœенного вида завершенных работ, типичных для данной профессии; направлен на обслуживание и управление технологического процесса (поддержание его режима и нормы).

Естественный процесс – изменение формы, размера, свойств, положения предмета производства или услуги в результате действия физических, химических явлений без непосредственного вмешательства человека.

Трудовая деятельность работника состоит из этапов:

1. Планирование трудового процесса.

2. Подготовка к осуществлению трудового процесса.

3. Осуществление трудового процесса по операциям, выполнение операционных или комплексных работ, типичных для данной профессии.

4. Контроль хода и результатов трудового процесса.

Основная цель производственного обучения - вооружение учащихся профессиональными навыками, умениями и практическими знаниями, необходимыми для овладения профессиональным мастерством. Это мастерство проявляется в специфически предметной деятельности - в производительном труде, выполнении трудовых процессов, имеющих сложный характер.

Трудовые процессы состоят из трудовых операций, для каждой из которых характерно применение, к примеру, однотипных инструментов, приспособлений исходных способов труда. Каждая трудовая операция, в свою очередь, состоит из трудовых приемов, которые тоже бывают под­разделœены, на более дробные элементы, к примеру трудовые движения или действия.

Следует отличать понятие трудовой операции от технологической операции. Технологическая операция характеризуется прежде всœего взаимодействием орудия труда (к примеру, фрезы фрезерного станка или резца токарного станка) с предметом труда (обрабатываемой заготовкой), определœенным режимом работы оборудования (к примеру, металлорежущего станка) и выбором соответствующего инструмента.

Трудовая операция есть часть деятельности работника, которая должна быть как непосредственно обработочной (к примеру, при работе ручным слесарным или столярным инструментом), так и достаточно сложной, связанной со слежением за контрольными приборами, особенностями

протекания технологического процесса посредством слуховых восприятий (к примеру, за появлением дополнительных шумов в работе станка, машины, аппарата и т. п.) и соответствующими воздействиями на органы управления техникой, работающей в полуавтоматических, а нередко и автоматических режимах.

По этой причине важной отличительной особенностью трудовой деятельности рабочего, управляющего технологическими процессами, является сложное сочетание трудовых навыков и умений, которые бывают двигательными (моторными), позволяющими выполнять трудовые движения с крайне важно й силой, точностью и быстротой, сенсорными (чувственными), в которых главная роль принадлежит органам чувств, и умственными, благодаря которым проявляются способности достаточно быстро ориентироваться в производственной обстановке, применяя имеющиеся знания и опыт для принятия решения (для изменения режимов обработки, выполнения оперативных расчетов, а нередко и предупреждения аварийных ситуаций).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, даже из такой самой общей характеристики особенностей трудовой деятельности видно, что общая система производственного обучения, предполагающая единство его содержания, методов, форм и дидактических средств, достаточно сложна и имеет существенные отличия от преподавания теоретических предметов.

Структура трудового процесса включает: трудовые операции, трудовые приемы, трудовые действия, трудовые движения.

Трудовая операция – составная часть трудового процесса, направленная на достижение конкретной цели и характеризующаяся применением однотипного оборудования.

Трудовой прием – часть трудовой операции, имеющая самостоятельную, логически завершенную частную цель. В методике ПРО выделяют: приемы планирования, рабочие приемы (пуск, остановка, переключение), приемы контроля, приемы организации рабочего места.

Трудовое действие – часть трудового приема, совокупность движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека, при этом выделяют подготовительные, исполнительные, корректирующие действия.

Трудовое движение – однократное, однородное непрерывное перемещение работником тела или его частей с целью ʼʼвзятьʼʼ, ʼʼпереместитьʼʼ, ʼʼотпуститьʼʼ, ʼʼосвободитьʼʼ, ʼʼподдержатьʼʼ в определœенном состоянии.

Трудовые движения бывают: короткие – длинные, горизонтальные - вертикальные, прямолинœейные – радиальные, индивидуальные – совмещенные, прерывистые – непрерывные, приноровительные – решительные, рабочие и холостые, с постоянным направлением и переменным направлением.

Одним из наиболее значимых в теоретическом и практическом аспектах является понятие ʼʼсистема производственного обученияʼʼ, которая относится к конкретной группе профессий и определяет структуру и последовательность изучения программного материала, а также соотношение объёма и содержания учебно-тренировочных упражнений, учебно-производственных заданий и производительного труда на предприятиях. Система - целое, состоящее из взаимосвязанных частей, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определœенную целостность, единство. Система производственного обучения - объективное единство содержания, его структурирования (расчленения) и последовательности изучения, а также форм, методов и дидактических средств, ᴛ.ᴇ. технологии обучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при соответствующей помощи и руководстве со стороны мастера обеспечивает обучающимся последовательное оптимальное овладение рабочими приемами, трудовыми операциями, комплексами трудовых операций. Изменение и совершенствование систем производственного обучения обусловлено развитием производства и профессионального образования. В конечном счете, уровень развития техники, технологии и разделœения труда вызывали изменения и совершенствование действующих и возникновение новых систем производственного обучения.

Выбор системы производственного обучения зависит от следующих базовых факторов:

‣‣‣ уровня развития производства;

· принципов обучения (воспитывающий, образовательный и развивающий характер производственного обучения, связь теории и практики и т.д.);

‣‣‣ особенностей рабочих профессий.

Рассмотрим некоторые из систем производственного обучения. Предметная система - одна из первых систем производственного обучения. Применялась еще в практике ремесленного производства и ученичества. Сущность предметной системы состояла в том, что ученик изготавливал последовательно от начала до конца определœенное количество всœе усложняющихся изделий, предметов, овладевая таким образом необходимыми навыками. Система проста͵ с первых дней обучающиеся начинают выпускать продукцию. При этом они не получают элементарных умений в выполнении трудовых приемов и операций по профессии. Не юдаются основные принципы дидактики, отсутствуют возможности для авления программ обучения, взаимосвязи производственного и ретического обучения. Характерна для ручного производства, кустарной мышленности.

Операционная система производственного обучения разработана в 60-70-х годах XIX века под руководством инженера-механика Д.К. Советкина - сотрудника Московского технического училища. Это первая дидактически обоснованная система обучения слесарным, токарным, столярным и кузнечным работам. Разработанная им программа производственного обучения, систематичность и полнота обучения, тщательно подобранные учебные задания, порядок структурирования (расчленения) содержания производственного обучения, методика обучения и контроля составили операционную систему, которая в Америке и Европе применялась под названием русской.

Соответствовала запросам мануфактурного производства, в котором рабочий стал выполнять лишь отдельную производственную операцию в общем технологическом процессе.

Вместо изготовления предметов, вещей, изделий, содержанием обучения стало выполнение определœенных перечней операций, выделœенных специально для усвоения и представляющих собою определœенную структуру элементов труда. Но далеко не всœегда учебные операции являлись операциями в производственном понимании. Речь идет о несоответствии объектов упражнений реальным объектам, что затрудняло освоение навыков выполнения работы в целом.

При этом в ʼʼчистом видеʼʼ операционная система применялась, недолго: незавершенность предметов, не имеющих потребительской ценности, отсмствие плавного перехода от обучения в учебных мастерских к работе гаводских условий потребовали ее совершенствования.

Операционно-предметная система производственного обучения, предложенная видным русским деятелœем профтехобразования

С. А. Владимирским, явилась дальнейшим совершенствованием русской системы производственного обучения. Основные положения системы и программы производственного обучения были проверены С.А. Владимирским в Московском ремесленном училище, а основные принципы одобрены в 1888 году общим собранием Московского политехнического общества.

Системой предусматривалось изучение обучающимися трудовых операций в процессе изготовления тщательно подобранных изделий. Подбор изделий осуществлялся таким образом, чтобы при изготовлении первого из них осваивались три-четыре наиболее легкие операции, а при изготовлении последующих изделий - более сложные операции. К достоинству системы относилось то, что изготовление полезных предметов пробуждало у учащихся интерес и стремление к производительной работе.

Существенными недостатками системы являлись: слабое усвоение отдельных операций, что объяснялось отсутствием упражнений в их выполнении, и обучающиеся не овладевали соответствующими навыками; приобретенные навыки не отличались гибкостью, так как изделия обычно изготавливались по определœенным шаблонам; даже при незначительном изменении технологии обучающиеся испытывали серьезные затруднения при выполнении работы.

При использовании системы нарушалось важное педагогическое требование - ставить перед обучающимися конкретные и посильные учебные задания.

Получалось так, что операционно-предметной системе произ­водственного обучения были присущи недостатки и предметной, и операционной систем, вследствие чего она не получила распространения.

Система производственного обучения ЦИТа (Центрального института труда). Применялась в 1920-1930 гᴦ. В основу обучения по системе ЦИТа положены многократные тренировочные упражнения, чтобы научить обучающихся выполнять вначале отдельные элементы трудовых движений, затем трудовые движения и действия, трудовые приемы и операции. Обучение по системе ЦИТа включало в себя следующие периоды тренировочных упражнений:

‣‣‣ по освоению трудовых движений и приемов с помощью специальных технических средств (направителœей, тренажеров и т.п.);

‣‣‣ по выполнению трудовых операций, в которые входят изученные приемы и движения;

‣‣‣ комплексные работы, сочетающие освоенные трудовые операции в процессе изготовления несложных изделий;

‣‣‣ самостоятельное выполнение характерных производственных работ. Среди положительных сторон системы ЦИТа - четкость и стройность ее моторно-тренировочной части, построенной на базе научной разработки биомеханических основ трудовых действий; тщательная выработка методики обучения и выполнения действий, в т.ч. в виде инструкций мастеру и обучаемому, организация рабочих мест, выработка и применение различных тренажеров и т.п.

При этом механическая тренировка под команду инструктора (особенно при выполнении отдельных движений) в известной мере противоречила требованиям системности и сознательности усвоения обучающимися целостных трудовых процессов и действий, что не способствовало развитию творческих способностей обучающихся. Речь идет и о недостатке теоретических знаний и др.

В то же время отрицание этой системы вряд ли можно оправдать. Научно-технический анализ содержания труда ряда базовых профессий, детальное изучение построения и последовательности движений, приемов и операций, методы объективной регистрации процессов и результатов труда, тренажеры и многое другое с успехом применяется и сегодня.

Операционно-комплексная система разработана, педагогически обоснована и внедрена в 1935-1936 гᴦ. работниками школ ФЗУ. Впитывает в себя достижения предшествующих систем производственного обучения.

Используется и сейчас при построении программ производственного обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Сущность операционно-комплексной системы состоит в том, что обучающиеся вначале упражняются в выполнении базовых трудовых приемов по специальности и овладевают двумя-тремя производственными операциями. Далее они выполняют комплексные работы, включающие пройденные операции. Комплекс - это совокупность операций, не составляющая всœего содержания по данной профессии, но имеющая законченность и вариативность (разные группы операций).

В дальнейшем такие циклы (несколько новых операций - комп­лексные работы) повторяются до тех пор, пока не будут освоены всœе предусмотренные операции и сложные производственные работы. Обучение завершается на рабочих местах предприятий, где обучающиеся осваивают новую технику и технологию, выполняют работы, характерные для данного производства.

Операционно-комплексная система производственного обучения не является универсальной и применимой к подготовке рабочих по всœем профессиям. Она возникла как частная система обучения профессиям ручного и машинно-ручного труда (слесари, столяры, станочники). К недостаткам этой системы следует отнести подмену трудовых действий (приемов, операций, процессов) технологическими операциями, установку на простые виды технологии и техники и др.

Операционно-поточная система производственного обучения вызвана поточной формой организации производства, когда рабочий выполняет одну операцию и передаст (отправляет) обработанную им деталь по постоянному маршруту на следующее рабочее место. Деталь (изделие) проходит столько рабочих мест, на сколько операций разбит весь технологический процесс. Обучающийся узнает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе. Система позволяет обучающимся овладеть современными способами выполнения операций и перейти на многостаночную работу на высокомеханизированных поточных производствах.

Операционно-поточной системе присущи всœе основные недостатки ее предшественницы - операционной системы.

Предметно-технологическая система производственного обучения соответствует автоматизированному производству. Объект изучения -комплекс технологических операций, объединœенных общностью технологических процессов изготовления изделий, и способы их выполнения, а также приемы выполнения работ по обслуживанию применяемого автоматического управления и систем управления.

Обучение состоит из двух циклов общеотраслевой подготовки и специализации, определяемой формой разделœения труда на данной стадии развития автоматизированного производства и должно соответствовать требованиям госстандарта профессионального образования. Обучение в данный период проводится, как правило, по операционно-комплексной системе.

Процесс разработки и апробации предметно-технологической системы еще не завершен.

Проблемно-аналитическая система производственного обучения разработана и апробирована академиком С.Я. Батышевым в I960- 1970 гᴦ.

На базе анализа изучаемых процессов труда весь программный материал расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение; определяются элементы, из которых складывается процесс труда по данной проблеме и выявляются функции умственной деятельности обучающихся, необходимые при выполнении работ по регулированию технологических аппаратурных процессов, агрегатных и автоматических станков и автоматических линий. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, а во взаимодействии с другими проблемами в таком порядке:

‣‣‣ общее знакомство с технологическим процессом в целом;

‣‣‣ производится расчленение (делœение) технологического процесса на проблемы;

‣‣‣ затем каждая проблема изучается в отдельности;

‣‣‣ раскрываются структурные части проблемы - ситуации.

Учитывая зависимость отхарактера проблемы ее изучают на уроках, лабораторно - практических занятиях, в ходе практического (производственного) обучения. После изучения всœех проблем переходят к изучению техпроцесса в целом, ноуже детальнее и на более высокой научной основе.

Системы производственного обучения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Системы производственного обучения" 2017, 2018.

ЛЕКЦИЯ


Профессиональное обучение в системе НПО подразделяется на производственное и теоретическое. Изучение вопросов теории позволяют учащимся приобретать научную основу знания о явлениях, процессах, будущей профессии, расширяет их кругозор. Целью производственного обучения назовем получение учащимися практических навыков выполнения трудовых действий в соответствии со своей профессией, согласно тем требованиям, которые изложены в ЕТКС и в профессиональной характеристике в ГОС по каждой профессии.

Установив логическое соответствие видно, что знания преимущественно приобретаются на занятиях теоретического обучения, а на уроках по производственному обучению - в основном формируются навыки и умения. Однако, на ПО возможно получить и знания, но только практического (опытного) характера. В теоретических же курсах решаются задачи и неоднократное повторение алгоритма приводит к умениям, и эти умения уже интеллектуальные.


Основные понятия и термины, составляющие основу производственного обучения


Трудовой процесс - совокупность трудовых действий или функций работника для выполнения законченных работ по профессии. Определение дано Николаем Ивановичем Макиенко, однако под совокупностью понимается скорее «куча» элементов, не взаимодействующих между собой. К определению трудового процесса больше подходит слово «система» - элементы, взаимодействующие между собой, а не разрозненные.

Трудовой процесс имеет составляющие, т.е. его можно разбить на компоненты, на трудовые операции, такое разделение берет свое начало еще с 19 века.

Трудовые операции - это часть трудовой деятельности, которая осуществляется однотипным оборудованием и инструментами и одними и теми же орудиями труда. Например, изготовление прямого шва включено в трудовой процесс, трудовые приемы и движения - одинаковые.

Не следует путать трудовую операцию с технологической операцией, но часто они совпадают, что в основном касается ручного труда (при утюжке ручной и машинной операция одна, а приемы и движения разные).

Трудовые операции включают совокупность трудовых приемов , которые характеризуются некоторой законченностью действий, т.е. их можно выделить из состава операций (например, вставить нить в иглу - это прием). Трудовой прием состоит из трудовых движений, которые нельзя считать законченными, например, принятие правильной рабочей позы.

Одной из целей ПО является освоение трудовых движений, приемов, операций и, в итоге, трудовых процессов. Иерархия дробления трудового процесса позволяет понять, как происходит организация производственного обучения.

Рассмотрим такие понятия, как знания, навыки и умения (ЗНУ). Всем известно, что температура плавления воды 0°С, а кипение происходит при 100°С. Так предложил ученый Цельсий и представители разных наук согласились с этим, считая это законом. А вот понятийно-терминологический аппарат педагогики не устоялся, и поэтому некоторые термины имеют неоднозначное толкование. А поскольку нет однозначного языка общения, трудно разобраться, как правильно, ЗУН, ЗНУ или НЗУ. Если придерживаться строгости и называть эти понятия в строгом порядке от того, что в обучении первично, получиться - знания, навыки и умения.

Рассмотрим подробнее данные характеристики.


Навыки


Навыки - это действие, сформированное путем повторения. Определение приведено в словаре по психологии (под ред. Петровского А.В., 1990 г.).

Существует другой вариант толкования данного понятия, приведенного в педагогическом энциклопедическом словаре (под ред. Академика Бим-Бад Б.М., интернет: www.dictionary.fio.ru). Навыки - способность в процессе целенаправленной деятельности, выполнять составляющие действия, автоматизировано, без специальной концентрации внимания, но под контролем сознания (пример - навык письма).

Если сравнить два этих определения, видно, что они однотипны. Навыки можно классифицировать по двум признакам.

Классификация по психологической характеристике:

1. Двигательные или моторные - подразумевают точность, быстроту, ловкость, координацию и правильность выполнения движений (в детском саде воспитатели формируют мелкую моторику);

2. Сенсорные - навыки данного типа связаны со всеми органами чувств (диагностика по цвету - выполняют металлурги, по вкусу - необходима кондитерам, а также различение по осязанию, по звуку);

3. Интеллектуальные (умственные) - характеризуют способность принимать решения быстро, без специального обдумывания, устанавливать причинно следственные связи, которые толкают на совершения действий;

Классификация по условиям формирования навыков:

1. Первоначальные и сформировавшиеся - характеризуются продолжительностью упражнений (первоначальные навыки конспектирования при постоянном упражнении становятся сформированными);

2. Простые и сложные - характеризуются простотой и координацией;

3. Разрозненные и комплексные характеризуются двигательными и сенсорно-моторными функциями;

4. Шаблонные и гибкие.

Многие навыки проявляются у человека комплексно, например, действуя в чрезвычайных ситуациях.


Процесс формирования навыков


Существует четыре основных этапа формирования навыков.

этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 оттенков черного цвета сначала возникает много неверных вариантов.

этап. Сознательное, но не умелое выполнение: в ходе упражнений обучаемый выполняет действие не устойчиво, не смотря на высокую концентрацию внимания. Наличие большого количества лишних и не точных движений расходует физические силы.

этап. Автоматизация навыков: происходит в результате длительных упражнений, когда появляется возможность перенести внимания на параллельные действия, объекты и повысить качество работы. Так, водитель автомобиля с опытом не концентрирует внимание на руках и ногах во время езды, а изучает окружающую обстановку, видит красный свет, пешеходов.

этап. Становление высокоавтоматизированных навыков: это точное, устойчивое воспроизведение действий, усвоенный навык, который входит в состав другого более сложного действия (конспектирование с навыком письма).

При освоении навыков происходит и их перенос. Перенос навыка - это явление, в результате которого операции, отработанные для одного действия полезны при выполнении операций для другого действия. Переносы бывают положительные и отрицательные. Отрицательный перенос происходит тогда, когда человек приспосабливает новый навык на устоявшееся действие, когда он использует один и тот же навык для реализации работ, которые внешне схожи, а фактически различны. Пример: управление автомобилями с разными видами коробок передач, например, ВАЗ - сначала езда на «классике», а затем на представителе «десятого» семейства.


Факторы, которые влияют на быстроту приобретения навыков


Заинтересованность учащихся в достижении успеха. Четкая мотивация всегда приводит к успеху в работе.

Наличие необходимых теоретических и прикладных знаний. На пустом месте невозможно построить процесс обучения, в особенности интеллектуального характера.

Педагогическое мастерство мастера - эффективность всех видов инструктирования в процессе обучения.

4. Своевременный контроль и самоконтроль. Поскольку мастер производственного обучения не успевает одновременно проверить всех в ходе урока, то контрольные точки необходимы для правильного выполнения трудовых движений. Если контроль не проводить, то учащиеся будут выполнять операции не верно, у них сформируются ошибочные навыки. Самоконтроль самих обучаемых за своими действиями тоже обязателен, он помогает мастеру в процессе инструктажа.

Своевременность и справедливость оценок учащихся (стимулирование, похвала, порицание должны быть к месту, сразу как возникла в этом необходимость).

Количество упражнений (чем их больше, тем быстрее приобретается навык и тем он качественнее).

Требования к уровню освоения навыков. Чем выше уровень, предъявляемый к отработке движений и приемов, тем дольше происходит освоение конкретного навыка. Поэтому нельзя «перегибать палку», к сложным операциям не следует предъявлять повышенных требований, а к формированию самых простых навыков попустительски относиться, вроде «что тут долго мучиться, все предельно просто».

Простота или сложность приобретаемого навыка влияют на время формирования навыка. Речь идет о целесообразном, пропорциональном распределении времени в зависимости от сложности действий.

Индивидуальные особенности учащихся. Очевидно, что не все в группе за определенное время усвоят навык на одном уровне. Кто-то справиться быстро, а кому-то потребуются дополнительные усилия.


Умения


Умения формируются на базе действий и выполняются бесконтрольно (из психологического словаря Петровского А.В.). Это способность человека выполнять работу продуктивно, с должным качеством и своевременно, как в стандартных, так и в новых условиях. Умения, так же как и навыки формируются последовательно, в пять этапов, хотя в профессиональных училищах в основном применяют всего три-четыре.

этап. Появление первоначального умения, когда обозначается цель и ищется способ достижения цели с опорой на ранее приобретенные знания и умения. Здесь часто встречается большое количество брака в работе и малая результативность.

этап. Деятельность становится недостаточно умелой. Этот этап характеризуется наличием знания о способах осуществления конкретных действий, но отдельные их элементы выполняются не всегда успешно. В итоге не соблюдаются нормы времени и качество формируемых умений пока еще ниже среднего.

этап. Появление отдельных общих умений. Так, учащийся знает свои трудовые функции и умеет выполнять работу по изготовлению целого ассортимента изделий. Действует он по образцу, (инструкционно-технологической или инструкционной карте).

Затем происходит формирование высокоразвитого умения. На этом этапе учащийся не только знает, как осуществлять то или иное действие, но и почему его именно так нужно выполнять делать. Он способен самостоятельно выбирать способы действий, если меняется ситуация.

этап. Здесь высокоразвитое умение становиться профессиональным мастерством. Мастерство человека развивается в ходе практической деятельности, как правило, в течение всей жизни.


Формирование трудовых привычек


Профессионально-трудовые привычки - это элементы профессионального поведения, которые формируются в ходе обучения и производственной деятельности и носят автоматический характер. Сами носители привычек не понимают, почему поступают именно так. Формирование привычек это важный этап, который зависит от многих факторов. Вот некоторые из них.

  1. соблюдение трудовой дисциплины;
  2. привычка приходить за 10-15 минут до начала занятия;
  3. соблюдение технологической дисциплины - перед побелкой помыть стены и потолок;
  4. содержание рабочего места в порядке;
  5. бережливость и экономичность в расходовании ресурсов;
  6. выполнение правил техники безопасности;
  7. изыскание новых приемов труда, рационализация и стремление к обмену опытом.

В производственном обучении выделяют системы, различающиеся тем, как содержание отражается на различных формах, методах и средствах обучения.


Системы производственного обучения


Система ПО - это совокупность взаимодействующих частей процесса обучения трудовой деятельности: содержания, методов, средств и организационных форм. В ходе развития человечества, роста науки, технического прогресса сложились системы ПО, связанные с подготовки кадров, которые широко используются в практике, или наоборот, менее удобны в применении в наше время. Некоторые из них рассматриваются ниже в историческом аспекте, то есть в порядке их появления.


Предметная система (называется так от предмета, изделия, который надлежит изготовить)


Мастер или ремесленник изготавливает продукт, а подмастерье присутствует, наблюдает за действиями мастера и в скором времени сам пытается скопировать часть работы, а затем весь процесс создания целого изделия.

Положительные стороны:

  1. Учащийся с самого начала приобщен к труду, у него появляется интерес к труду, который оказывает высокое стимулирующее воздействие. Учащийся видит важность товара и гордится изготавливаемой продукцией, выходящей из его рук.
  2. Простота в организации обучения, где со стороны мастера прилагается минимальное количество усилий (смотри-учись).

Отрицательные стороны:

  1. Отсутствие условий для проведения обучения, когда научные принципы дидактики не соблюдаются (игнорируется учет познавательных и возрастных особенностей учащегося, не применяется принцип построения от простого к сложному).
  2. Полное отсутствие теоретической подготовки и тренировочных упражнений при выполнении трудовых приемов. Подмастерье многое делает неосознанно, на основе бытовых знаний, приобретенных самостоятельно, что тормозит развитие и рост личности.
  3. У тех, кто обучался по этой системе, зачастую имеется ограниченное число трудовых приемов, и они осваивают лишь отдельные операции. При изменении ассортимента продукции, не все приобретенные навыки пригождаются и приходиться обучаться снова, чтобы выполнять операции в новых условиях.

Система существовала с того времени, когда обезьяна взяла палку и показала другой, как сбивать банан с бананового дерева, вплоть до появления крупного индустриального производства в середине 19 в. В некоторых случаях встречается по сегодняшний день.


Операционная система


Система появилась в период формирования училищ с производственной базой и сложилась на серьезном фундаменте. В 1868 году в Московском высшем техническом училище, ныне МГТУ им. Баумана, впервые было предложено разделить все трудовые процессы на операции. Профессии осваивались постепенно, в два этапа, в специально созданных и оборудованных местах. Первый этап - изучение и отработка выделенных из состава трудового процесса операций в учебно-производственных мастерских в училище. Второй этап - работа в стенах учебного завода, где учащиеся закрепляли приобретенные навыки и умения осуществления трудовых операций и производили товарную продукцию. Это было неким революционным прорывом в профессиональном обучении. Система попала «за океан» и стала называться «Русской».

Позитивные стороны системы:

  1. Разбиение процесса производства изделия на трудовые операции позволяло изучать его по составляющим, что увеличивало доступность материала.
  2. Изучение осуществлялось в порядке усложнения трудовых операций, что с научной стороны соответствовало индуктивному способу построения обучения (от простого к сложному).

Негативные моменты:

  1. На первом этапе работы учащиеся изготавливали фрагменты единого звена (одного вида товарного изделия), которые, как правило, не имели дальнейшего применения. Интерес учащихся падал, так как полуфабрикаты шли «в корзину».
  2. Ассортимент товаров часто заключал в себе небольшой спектр трудовых операций. Для качественного овладения профессией изучаемых операций было не достаточно. Выпускники обладали ограниченным набором навыков и умений.
  3. Учебные заводы состояли на условиях самоокупаемости, и поэтому учащиеся выпускали продукцию, значимую только для конкретного времени. Когда вкусы народа менялись, необходимо было обновлять производство на учебном предприятии. Перед училищем возникала проблема подготовки новых кадров, разработки перечня трудовых операций, соответствующих новым трудовым процессам, так как молодые рабочие плохо адаптировались и не могли без подготовки изготовлять востребованный товар.

3. В 1880х гг. педагогами профессионально-педагогического образования была внедрена операционно-предметная система . Согласно ей преднамеренно продумывались такие изделия, чтобы при их изготовлении отработать все трудовые операции по данной профессии. Система не нашла большого распространения, но использовалась более 40 лет.

Положительным моментом в ней является то, что обучение очень заинтересовывало учащихся. Но недостатки были:

  1. Обучение не предусматривало проведения упражнений для закрепления, следовательно, не происходило автоматизации навыков. Все товарные предметы изготавливались по шаблону, образцу, поэтому любые изменения сразу же вызывали затруднения.
  2. Очень сложно подобрать такие изделия, что бы трудовые операции, выполняемые при их производстве, в полном объеме удовлетворяли широкому спектру нужных для профессии операций.

4. В период 1920-1930х годов, во время индустриализации, Центральный институт труда (ЦИТ) предложил свою систему, систему ЦИТа . Суть ее заключалась в том, что многократными тренировочными упражнениями отрабатывались элементы движений, движения, приемы, операции трудовой деятельности и в итоге, целый процесс. В рамках такой подготовки были разработаны тренажеры для формирования у учащихся скоростных навыков. Обученные люди являлись незаменимыми работниками в условиях конвейерного производства. Одним словом, система ЦИТа подготовила целую «армию винтиков большого механизма».

Отрицательным моментом укажем полное игнорирование теоретической составляющей обучения.

5. В начале 30-х гг. на предприятиях появились школы фабрично-заводского ученичества (школы ФЗУ). В 1935-1936 гг. преподаватели и мастера ПО из них предложили операционно-комплексную систему ПО (ОКС). Согласно ей обучение ведется по схеме, где темы по освоению операций следуют определенном порядке, включая мероприятия по закреплению и проверке усвоенных операций. Сначала выполняются упражнения по отдельным операциям. Затем они закрепляются в комплексной УПР, составляя часть трудового процесса по изготовлению изделия или полный процесс (когда он не сложный). Причем, в УПР порядок операций может идти не в строгой последовательности, как они изучены, а соответствовать ходу изготовления какого-либо товарной единицы или ее части. В конце обязательно контролируется качество выполнения всех изученных операций. Система позволяет получить неплохие результаты.

В настоящее время профессиям швейного производства обучают именно по ОКС. Однако, система не универсальна и не может быть применима к подготовке по творческим профессиям (художник по костюму), по профессиям, занятым на непрерывном производстве (сталевар, работа с мартеновской печью, которую нельзя останавливать) и др.

Кроме описанных систем ПО, существуют ситуативная система ПО и проблемно-тематически-видовая .

профессиональное обучение умение трудовой


Литература


1.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1981.

2.Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -Тюмень, 1995.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. -Екатеринбург. 1996.

Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. -Казань. 1994.


Теги: Содержание производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Понятие технологического образования.

3.Системы трудового и технологического обучения.

1 Понятие технологического образования

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология».

Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области с I по XI класс (см. учебный план) в объеме 808 ч.

Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки.

Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (то есть наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Цель учебного предмета технология:

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

П. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V .Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи данного учебного предмета:

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов:

Технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения.

Электронные технологии (электрорадиотехнология: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии - использование ЭВМ в управлении технологическими процессами).

Информационные технологии - использование ПЭВМ для решения практических задач.

Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).

Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.

Строительные ремонтно-отделочные работы.

Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования.

Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.

Производство и окружающая среда.

10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям.

При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов.

В вариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть выделен на изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной и профессиональной подготовки (приложение 1).

С 1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация следующих разделов на имеющейся в школах материальной базе:

в начальной школе: технологии обработки материалов (природных, бумаги, проволоки...), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и т. д.), информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ -- проектов. Для реализации модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники» -- механические конструкторы;

в средней школе: технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), выполнение проектов;

в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественное конструирование (по выбору), выполнение проектов.

Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования.

Принципы и критерии отбора содержания профессионального образования:

Принцип соответствия содержания требованиям развития общества. Науки, техники и технологии, культуры и личности; принцип постоянной обновляемости содержания профессионального образования;

Принцип единства содержательной и процессуальной стороны профессионального обучения;

Принцип структурного единства содержания профессионального образования на разных уровнях его формирования;

Принцип гуманитаризации содержания профессионального образования;

Принцип фундаментализации содержания профессионального образования;

Принцип интеграции содержания профессионального образования, системности и междисциплинарности и профессионального мастерства.

В соответствии с Государственным стандартом профессионального образования основу профессионального цикла составляет теоретическое и производственное обучение. Теоретическое обучение включает общепрофессиональный (общетехнический) цикл дисциплин и цикл специальных дисциплин.

Содержание производственного обучения в систематизированном виде представляет собой перечень тех видов профессиональной деятельности, которые входят в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля и которыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения и навыки удовлетворяли требованиям квалифик4ационной характеристики.

Логика и последовательность формирования необходимых специалисту практических умений и навыков в ходе производственного обучения определяют структуру содержания и логику построения дисциплин специального цикла. По своему содержанию эти дисциплины составляют знаниевую основу производственного обучения.

Дисциплины общепрофессионального (технического) цикла способствуют расширению профессионального кругозора будущий специалистов широкого профиля подготовки являются базой для реализации возможностей перемены труда и освоение смежных профессий.

Конкретное содержание каждого специального и общепрофессионального предмета отражает содержание и структуру деятельности этих дисциплин можно определенным образом сгруппировать состояние подготовки будущего специалиста и выделить ряд общих компонентов группы

Первая группа - учебный материал, раскрывающий вопросы техники.

Сюда относятся: теоретические основы устройства и работы оборудования, используемого специалистом;

Вторая группа- учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Сюда относятся теоретические основы трудовых и технологических процессов, вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники.

Третья группа - учебный материал об организации и экономике производства. Сюда входят сведения организационно- экономического характера, анализ основных направлений повышения производительности труда.

При анализе содержания подготовки специалиста в целом производственное обучение отвечает за формирование практической базы деятельности специалиста (умение и навыки), теоретическое обучение - за формирование теоретической базы (знания).

На современном этапе особую актуальность в содержании профессионального образования приобретают также опыт творческой деятельности специалиста и опыт его эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Образование сегодня ориентировано на подготовку специалиста нравственно зрелого, сочетающего в себе нравственные и деловые качества личности, творчески думающего, легко адаптирующегося к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способного находить новее оригинальные решения профессиональной подготовки будущих специалистов выступает формирование их нравственной зрелости, интеграция которой с профессиональной компетентностью, профессионализмом личности позволит решить одно из актуальнейших противоречий окружающего мира- противоречия между колоссальными темпами роста благ цивилизации и возможностью самоуничтожения человечества, между очевидным превращением знаний и опыта профессионалов и нравственной деградацией личности, потерей нравственного идеала.

3. Системы трудового и технологического обучения

Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управления, образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Образование, как процесс включает в себя цель, задачи, содержание, формы и методы взаимодействия обучаемого и обучающегося. Результатами процесса образования являются уровень образования, который выражается в знаниях, умениях, навыках, качествах личности, а также в развитии познавательных способностей.

Системы профессионального обучения - основные исходные положения, определяющие порядок расчлениения содержания обучения, группировку его частей и последовательность овладения частями учащимися.

Основными элементами, учебными единицами систем могут быть:

1. предметы труда;

2. трудовые операции, приемы, действия, движения;

3. профессиональные обязанности

4. функции специалиста- его профессиональные обязанности

5. производственные ситуации;

6. профессиональные проекты (самостоятельная творческая деятельность);

Выбор систем обучения зависит:

1.От материально-технического обеспечения учебного процесса, уровня квалификации педагога, уровней способностей учащийся;

2. от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения- учебную единицу;

3.от особенностей содержания труда специалистов соответствующей профессии.

Рассмотрим основные системы обучения.

I. Предметная система обучения

Возникла исторически первой в период ремеслинического производства.

Ученик изготавливал в процессе своего ученичества набор типичных изделий, характерных для профессии.

Достоинства системы:

1.ранее включение учащихся в производительный труд, с первых дней ученики знакомились с технологическим процессом изготовления изделия;

2. система вызывала у учеников интерес к профессии, т.к. они видели результат своего труда;

Недостатки системы:

1. система не предусматривала освоение операций в последовательности соответствующей усложнению этих операций;

2. не проводилось специальных упражнений по отработке приемов и операций, ученики часто осваивали ошибки, и им приходилось переучиваться.

II.Операционная система обучения.

С возникновение мануфактур произошло разделение производства, технологический процесс стал делиться на операции. Появилась потребность в специалистах узкого профиля.

Сущность системы заключается в том, что ученики усваивали ряд технологических операций, выстроенных по принципу усложнения. Все изучаемые операции входили в состав технологических процессов изготовления изделий в области той или иной профессии.

Достоинства системы:

1. система вооружала учащихся универсальными знаниями и умениями по выполнению технологических операций, т.е. не привязывала учеников к ряду изделий;

2. повышение производительности труда.

3. повышение качества обучения за счет реализации принципа систематичности и последовательности.

Недостатки системы:

1. процесс обучения рассматривала как простое соединение технологических

Список литературы

1. Горбунова Т.В. методика производственного обучения. Курс лекций. Калуга: изд-во КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2003. - 100с

2. Эрнанова Н.Е. основы профессионального обучения: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - Екатеринбург, УГППУ, 1999, 138с

3. Шалунова М.Г.., Эрганова Н.Ею Практикум по методике профессионального обучения: Учебное пособие. - Екатеринбург, Урал. гос. проф. - пед. ун-т, 2001, 61с

4. Муравьева Г.Е. теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: Монография / Под ред. Доктора пед. наук, проф. М.М. Левиной. - М.: Прометей, 2002 .- 200с

5. Симоненко В.Д. Технология: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 2005. - 191с.: ил.

Подобные документы

    Цели и задачи обучения английскому языку на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников. Элективные курсы в профильном обучении. Место проектной методики в современном процессе обучения. Правила составления программ элективных курсов.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2012

    Характеристика основных форм и общих принципов организации дифференцированного обучения. Сложности осуществления дифференцированного обучения. Изменение содержания биологического образования в экспериментальном классе в условиях дифференциации.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2013

    Получение среднего образования и духовного развития в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Изучение инновационных форм обучения, их классификация, возможности их положительной реализации в процессе дифференцированного обучения на практике.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    Концепция модернизации российского образования. Профильное обучение. Элективные курсы, обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Функции,выполняемые элективными курсами по географии.

    статья , добавлен 10.12.2008

    Двухуровневый стандарт общего образования на старшей ступени. Цели и задачи профильного обучения. Технология профилизации образовательного процесса. Характеристика предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях. Курсы по выбору профессии.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Специфика дифференцированного обучения учащихся по математике. Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода. Психолого-педагогические основы и критерии. Методика организации работы по обучению.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2012

    Подготовка молодых специалистов. Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля учащихся. Виды самоконтроля и их классификация. Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2011

    Цели и формы дифференцированного обучения, его психолого-педагогические основы и критерии. Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации. Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Организация трудового обучения и профессиональной ориентации школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Значение правильного выбора профессии. Предпрофильная подготовка как условие повышения готовности подростка к профопределению.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2011

    Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен. Формы и направления деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.

- 124.00 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ И ЭКОЛОГИИ

Кафедра профессионального обучения и педагогики

Курсовая работа по дисциплине: «Общая и профессиональная педагогика»

Тема: Системы производственного обучения

Выполнил: ст-т гр. 9ПО301

Загртдинов И. А.

Проверил: Корчагин Е. А.

Казань 2011г

Введение………………………………………………………… …….……..….3

  1. Системы производственного обучения………..…………………...…...5
  2. Появление и развитие различных систем производственного обучения. Их сравнительный анализ………………………………….....6
  3. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда…....12

Заключение…………………………………………………… …………….…..17

Список литературы………………………………… ………….…………..…...18

Введение

Производственное обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесс а в училище, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Моя тема актуальна тем, что при производственном обучении у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Как определяют известные дидакты Есипов Б. П., Скаткин М. Н. и другие, совокупность, или система, знаний, умений и навыков является содержанием образования, а не обучения. Обучение - это процесс, ведущий к овладению содержанием образования. По формулировке Есипова Б. П., «отношение обучения к образованию есть отношение средства к цели».

части и установление последовательности овладения ими. А так как принципы разделения и порядок группировки могут быть разными, то соответственно складываются и разные системы обучения.

Под термином система обучения мы будем понимать дидактическую категорию, предполагающую единство содержания, методов и организации обучения: система обучения определяет структуру и последовательность изучаемого материала с целью наиболее эффективного овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. При этом, естественно, подразумевается общее развитие и воспитание обучаемых.

Цель курсовой работы: рассмотреть методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя

В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

  • Проанализировать литературу по данному вопросу.
  • Выявить системы производственного обучения.
  • Определить появление и развитие различных систем профессиональной подготовки. Их сравнительный анализ.
  • Выявить критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда.
  • Разработать методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя.
  1. Системы производственного обучения

Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управления, образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Образование, как процесс включает в себя цель, задачи, содержание, формы и методы взаимодействия обучаемого и обучающегося. Результатами процесса образования являются уровень образования, который выражается в знаниях, умениях, навыках, качествах личности, а также в развитии познавательных способностей.

Системы профессионального обучения – основные исходные положения, определяющие порядок расчленения содержания обучения, группировку его частей и исследовательность овладения частями учащимися.

Основными элементами, учебными единицами систем могут быть:

предметы труда;

трудовые операции, приемы, действия, движения;

профессиональные обязанности;

функции специалиста;

производственные ситуации;

профессиональные проекты (самостоятельная творческая деятельность);

Выбор систем обучения зависит:

1. от материально – технического обеспечения учебного процесса, уровня квалификации педагога, уровней способностей учащихся;

2. от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения – учебную единицу;

3. от особенностей содержания труда специалистов соответствующей профессии.

  1. Появление и развитие различных систем

производственного обучения. Их сравнительный анализ

Исторически первой системой обучения была предметная (вещевая). Она сложилась в условиях ремесленного производства, когда каждый работник выполнял законченные изделия от начала до конца. Цель предметной системы состояла в том, что учащиеся овладевали трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых процессов. Начиналось обучение с самого простого изделия, допустим, плоской тарелки из глины. Лишь освоив в совершенстве это изделие, можно было переходить к следующему, более сложному. И так далее, пока ученик не становился мастером своего дела. Часто на это уходили долгие годы.

Основным содержанием обучения по предметной системе является овладение трудовым процессом в целом, без систематичного расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении. Поэтому вновь осваиваемые трудовые приемы и операции зачастую «тонули», растворялись в потоке уже изученных и усваивались учащимися медленно. «Копия» - работа обучаемых нередко значительно отличалась от «оригинала», работы инструктора. Да и профессиональный эталон носил субъективно-неформальный характер - у разных мастеров он был различным, поэтому и содержание обучения зависело от субъективных пристрастий учителя и имело жесткую ориентацию на его профессиональные особенности.

Что, кажется, метод обучение предметная система не позволяет вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном соответствии с определенной квалификацией. Но ее несомненные достоинства - обучение типичным трудовым процессам при изготовлении полезной продукции, принцип «от простого - к сложному», а также освоение трудовых приемов и операций не изолированно, а в комплексе во всем многообразии их связей и отношений.

Появление мануфактурного производства и машинной индустрии коренным образом меняли содержание и характер труда. Вот как определял значительность этих перемен Карл Маркс: «Современная промышленность постепенно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих и в общественных комбинациях процесса труда»

Индивидуальное обучение теряет ведущую и определяющую роль и постепенно почти полностью вытесняется групповыми формами профессиональной подготовки.

Функции в условиях метод разделения труда требовали не изготовления изделия в целом, а лишь выполнения одной или нескольких операций, притом с высокой скоростью и ловкостью. Появилась система, которую мы назовем операционной. Создатели определяли ее как «систематический метод преподавания механических искусств». Еще эта система носила название «русской», так как была разработана в России, в Московском техническом училище в 1868-1873 гг., группой ученых, мастеров и инженеров во главе с

Советкиным Д. К.. То была первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслам. То был принципиальный шаг в создании научной системы производственного обучения. В результате возникли такие привычные для нас понятия, как расчленение на элементы, приемы и операции, фронтальность обучения, взаимосвязь теоретического и производственного обучения, создание учебных программ.

Группа Советкина Д. К. в МТУ сумела выделить по каждой профессии типичные виды (способы) обработки материалов и заготовок и соответствующие им трудовые приемы и операции. Вот эти-то наиболее важные и типичные технологические процессы были отобраны в качестве объектов изучения и располагались в учебной программе в определенной последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу серии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций. В отличие от предметной системы, где главным в содержании обучения был трудовой процесс в целом, в операционной системе выдвинулись на первый план такие составляющие, как прием и операция.

Необходимо подчеркнуть, что авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения: решались вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных пособиях и т. д.

Однако уже сами создатели системы увидели в ней и ряд недостатков, и прежде всего - значительную дистанцию с реальным производством, в котором изучаемые операции встречаются в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях.

Высоко оценив достоинства операционной системы, выдающийся русский деятель профессионально-технического образования Владимирский С. А. и ряд его единомышленников-инженеров пришли к выводу о необходимости замены ее операционно предметной системой. Владимирский С. А. предложил оставить операционную систему обучения лишь в качестве краткого введения в изучение профессии. Акцентировалось, что содержание труда рабочих определяется не отдельными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях. Поэтому предлагалось после изучения важнейших приемов и операций обратить особое внимание на усвоение учащимися наиболее типичных для производственной деятельности по данной специальности комбинаций приемов и операций.

Но хотя именно Владимирскому С.А. принадлежит мысль о целостной системе подготовки рабочих различной квалификации, разработчикам операционно-предметной системы не удалось найти научный подход в отборе изделий для изготовления при обучении.

Резкое изменение функций рабочих проявилось в развитии массового конвейерного производства в условиях капитализма. Результат четко выразил патриарх конвейера Генри Форд старший: «Сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности выполнять одно и то же дело одним и тем же движением».

В ответ на эти требования была разработана моторно-тренировочная система обучения. Содержание сводилась в том что, каждая физическая трудовая операция в ней расчленялась на отдельные приемы и действия (а не операции, как при операционной системе). Отработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе - применительно к режиму работы машины или механизма.

Плюсом метода системы была краткость времени обучения при достижении высокой производительности труда. Недостаток метода системы и самый существенный - выражен в первой части высказывания Генри Форда.

Необходимость поиска новых подходов к обучению обозначилась в нашей стране, когда был объявлен курс на индустриализацию, а в качестве рабочей силы привлекались сотни тысяч выходцев из деревень.

Возглавивший Центральный институт труда (ЦИТ) А.К. Гастев, заглядывая далеко вперед, удивительно точно показал значение проблемы «человек-машина», высказал идею алгоритмизации и программирования обучения. Именно в работах того периода были заложены основы научной организации труда (НОТ).

Система ЦИТ (она вошла в жизнь под таким названием) устанавливала четыре периода в обучении:

1) упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами);

2) упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях);

3) обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий;

4) самостоятельный период, включающий обучение учащихся изготовлению типичных для данной профессии изделий.

В некоторых педагогических источниках систему ЦИТа называют моторно-тренировочной - это ошибочно: последняя включалась в систему ЦИТа на первом этапе обучения, но занимала незначительное время (до 2-3 % от общего объема учебного времени). Система ЦИТ, при отмеченных в свое время учеными и методистами недостатках, содержала много положительного. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения трудовых

1. Системы производственного обучения………..…………………...…...5
2. Появление и развитие различных систем производственного обучения. Их сравнительный анализ………………………………….....6
3. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда…....12
4. Методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя …………………..………….……….15
Заключение………………………………………………………………….…..17
Список литературы…………………………………………….…………..…...18


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции