21.09.2019

Политический режим и его взаимосвязь с государственным управлением. Виды государственных режимов


Понятие и функции режима государственного управления

Каждое государство, на определенном этапе социально-экономического или исторического развития свободно в выборе способов и методов осуществления государственного управления.

Определение 1

Конкретная совокупность приемов, способов и методов осуществления государственного управления, в относительно краткосрочный период, в политологии и юриспруденции получила название государственно-правового или политического режима.

Являясь одной из трех ключевых характеристик государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства, политический режим является характеристикой функциональной стороны государства, а не организационной как первые две характеристики.

Политический режим, помимо прочего отражает те приемы и способы, которые государство использует для решения двух ключевых задач:

  1. Легитимации государственной власти.
  2. Легализации государственной власти.

Процесс легализации государственной власти представляет собой законодательное установление власти в государстве, как правило, основным инстурментом в данном процессе является Конституция.

Легитимация предполагает принятие и поддержку власти со стороны населения, признание ее права на управление обществом, выраженное, в том числе в готовности подчиняться властным велениям государства.

Замечание 1

Зачастую, в государстве складывает ситуация, в которой власть оказывается легальной, то есть осуществляющей государственное управление в силу и на условиях, установленных законом, но не легитимной, то есть не поддерживаемой широкими слоями населения, в силу проблем социально-экономического характера, негативных процессов коррупционного характера, недостаточной гласности в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, и т.д.

Таким образом, представляется наиболее верным понимать режим государственного управления как систему приемов, форм и способов осуществления государственной и политической власти в стране.

Виды режимов государственного управления:

Анализ конкретных совокупностей вышеназванных элементов, позволил выделять четыре основные типа режимов государственного управления:

  1. Демократический режим, характерен для государств с сильной социально-ориентированной экономикой, широко распространенным «средним классом». Государственное управление в рамках данного режима осуществляется с опорой на конституционные положения о приоритете личности, о разделении независимых ветвей власти. В то же время, строго законодательно ограничиваются применение методов принуждения, случаи ограничения прав и свобод личности и т.д.
  2. Авторитарному режиму присуще преобладание методов подавления и принуждения, однако при сохранении отдельных черт демократии в неполитических сферах общественной жизни. В свою очередь, институты политической системы очень ограничены: формально провозглашаемые выборы в различные органы государственной власти на практике носят формальный характер, поскольку, фактически, свобода выбора или реальный политический плюрализм в условиях авторитаризма отсутствуют. Аналогичным образом ситуация состоит с принципом разделения властей, поскольку реальным образом система сдержек и противовесов не достигает стоящих перед ней задач и наблюдается сильный перевес в сторону преобладания роли исполнительной власти в государстве.Глава государства, как правило, фактически несменяем, раз за разом переизбираясь на свою должность
  3. Тоталитарный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения, которое в отличие от авторитарного режима распространяет свое действие на все сферы общественной жизни. Государственное управление находится в руках партийно-государственных органов, постепенно сращивающихся воедино.
  4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Государственные режимы различно классифицируют в литературе, к примеру, существует разделение государственного режима на военные и гражданские. Также используются разграничения на демократические, авторитарные, тоталитарные режимы, которые достаточно часто в литературе полагаются в основу классификации режимов. При использовании данной классификации, следует выделить признаки, характерные формам и методам осуществления государственной власти.

Государственный режим является подвижным элементом формы государства. Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие. Москва: Проспект, 2014 - 416 стр.В некоторых случаях могут преобладать одни методы, в других - другие. При всей подвижности природы режима его суть остается неизменной, что дает шанс для устойчивой классификации. Это основной и главенствующий фактор при определении видов государственного режима.

Гражданский и военный государственные режимы различаются по способам регулирования и защиты конституционных прав и свобод граждан и характеру органов, применяющих методы осуществления государственной власти. Государственную власть в условиях гражданского режима определяют предусмотренные конституцией органы методами, закрепленными в законе. Однако, это не исключает, что конституция может быть реакционной, а методы могут быть антидемократического и террористического характера. Ярким примером могут послужить концентрационные лагеря для евреев в фашистской Германии или апартеид в ЮАР. Исходя из этого, гражданский режим может подразделить на демократический, и антидемократический. При этом, условиях чрезвычайного положения органы исполнительной власти, в частности охраны публичного порядка, наделяются расширенными полномочиями, как следствие, ограничиваются конституционные права граждан.

Государственная власть использует военные методы управления при военном государственном режиме, при этом, подразделяется на режим военного положения и режим военного совета. Режиме военного совета предполагает приостановление действия конституции, в некоторых случаях юридической отменены. Управление государством осуществляют органы, сформировавшиеся в результате военного либо государственного переворота не предусмотренные конституцией. Как следствие, ранее избранные должностные лица, в соответствии с конституцией и законами, смещаются и, высшие и местные органы государства распускаются. Государственный военный совет является высшим органом власти и как правило представлен военными, которые также занимают в правительстве ключевые посты, однако, может присутствовать совещательный орган из специалистов. Местные органы самоуправления чаще всего сохраняются. Характерной особенностью является то, что суды гражданской и уголовной юстиции сохраняются, при этом создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц за определенные виды преступлений.

Для режима военного положения характерно сохранение конституций и прежних конституционных органов сохраняются. Отличительной чертой является тот момент, что компетенция существующих судов гражданской юстиции изменяется, и наказания ужесточаются, и военные трибуналы не создаются. Однако за счет образования новых высших органов государства, подменяющих парламент и правительство, которые принимают акты, имеющие высшую силу для всех гражданских и военных властей, либо посредством наделения исполнительной власти чрезвычайными полномочиями, ограничены действия конституционных органов. При этом местная власть переходит к военным органам, осуществляемое методами военного управления, вследствие чего, возрастает роль принуждения и императивных методов.

В особой взаимосвязи классификаций политических режимов различаются демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные государственные режимы. Тоталитарный в свою очередь, может, как и военным, так и гражданским и также способен обладать теократической формой, иногда ее называют полуфеодально-теократическим режимом, и присутствует в таких государствах как Бруней, Бахрейн, Катар и др.

Для стран с социально ориентированной рыночной экономикой, в которых сформировался сильный «средний класс», заинтересованный в демократических методах управления, стабильности, способного оказывать определяющее давление через прессу, общественное мнение и выборы на государственную власть характерен демократический режим. Методы осуществления государственной власти определяются в строгом соответствии с конституционными положениями о разделении властей и основываются на системы противовесов и сдержек, а также взаимодействия ветвей власти. Основной идеей является создание социального, светского и правового государства путем поиска консенсуса и компромиссов с политической оппозицией. Оппозиция рассматривается как элемент совершенствования государственного управления, однако на практике государственная власть всегда применяет ограничительные меры в рамках закона.

В условиях демократического государственного режима главенствующую роль занимают методы либерализма, стимулирование, поддержка, уступки и ориентирование на результат, желаемый властью и использование методов принуждения, ограничено. Демократический государственный режим обеспечивается посредством создания требований к деятельности органов государства, должного поведению граждан, общественных объединений. Государственная власть обеспечивает за счет развитие политической активности граждан. Особое внимание уделяется защите прав граждан, как правило, конституционные права граждан соответствуют международным стандартам. Органы государства имеют развитую и устойчивую прямую и обратную связь с населением.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах Европы.

В некоторых странах государственный режим является полудемократическим. В условиях данного режима методы осуществления государственной власти соединяют в себе преобладающие черты демократии и элементов авторитаризма. При этом главенствующую роль имеют методы либерализма, методы требований и запретов преследуют цель сохранения и защиты демократических институтов, принуждение ограничено.

Конституционные права граждан также, как и при демократическом режиме соответствуют международным стандартам, но защита их со стороны органов государственной власти в результате деятельности мафиозных структур, коррупции в органах государства, принижения роли суда осуществляется не в полном объеме. Политическая оппозиция не подавляется, однако, государственная власть негативно ее оценивает и стесняет ее деятельность прикрытым образом. Ограничено политическое участие граждан по причине неразвитости их политическая активность, что обусловлено том числе трудностями материального положения. Обратная связи граждан и органов государства недостаточна в силу того, что значительная часть граждан просматривает благоприятных последствий для себя в деятельности органов государства.

Полудемократический государственный режим присущ многим постсоциалистическим странам, в том числе в России, а также ряду стран Латинской Америки, Турции, Шри-Ланке.

Методы принуждения преобладают в авторитарном государственном при сохранении отдельных методов либерализма. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Учебник для академического бакалавриата. М: Юриайт, 2015 - 533 стр. Деятельность политической оппозиции практически прекращена, она может действовать определенных рамках и часто основывается только на определенной государственной идеологии. Как следствие представительные органы сохраняются, но выборы становятся формальными. Исполнительная власть, глава государства, имеет доминирующее значение. Органы государства видят свою роль не в защите конституционных прав граждан, а в служении клану президента, его окружению или окружению премьер-министра, ввиду чего эти права открыто нарушаются. Выборы, как правило имеют показной характер, в результате чего отсутствует возможность отстранить от власти прежние силы и привести новые партии, господствует принцип назначения власти. Реальная политическая активность граждан, общественных объединений снижается, т.к. ограничивается рамками и законодательства, и установившейся практики.

Тоталитарный государственный режим базируется на методах физического, психического и идеологического принуждения со стороны органов партийно-государственной машины. Деятельность государственных органов направлена, прежде всего, на безусловное исполнение указаний «вождя», лидера правящей партии, пожизненного президента. Открыто нарушаются конституционные права граждан государственным аппаратом по причине обеспечения «высших» прав общества, нации, расы или государства. Политическая активность граждан настолько низка, что полностью подчинена указаниям органов правящей партии, при этом государственные органы организуют бутафорские выборы, проводимые различными общественными объединениями, создавая некую активность.

Тоталитарные режимы прежде всего существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов. В странах мусульманского фундаментализма специфический характер имеет тоталитарный государственный режим. Он основывается на религиозно-духовном принуждении и силе традиций. Особое значение имеют государственные режимы тоталитарного социализма. Он кардинально отличается от фашизма, и от мусульманского фундаментализма, т.к. связан с абсолютно противоположной идеологией, при этом основой деятельности органов государственного управления является физическое и психическое принуждение, превращающее человека в послушный «винтик» системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Традиционно отечественная теория государства и права выделяет три основных, взаимосвязанных блока для изучения государственного устройства. Такими ключевыми аспектами являются: форма правления, форма национально-государственного и административно-территориального устройства и политический режим.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть, как организованы и как действуют в нем государственно-властные структуры, такое понятие как форма национально-государственного и административно - территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Понятие «политический режим» характеризует «как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи» (сноска №1). Политический режим выступает одной из основных категорий, раскрывающей способ функционирования политической системы. В самом общем виде объем этой категории охватывает совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия между официальными нормами и реалиями политической жизни.

Понятие политического режима, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже 19 и 20 вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна, например, его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику - верховенству политической воли либо индивидуально определенного физического лица, либо «элитарной», «аристократической» социальной группы, либо большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является симводлом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики - обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Пакистан, Иран). В тоже время применительно кныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме.

В отечественном государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной - после формы правления и формы государственного устройства - характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействие на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.

В современной научной литературе приводится немало определений политического режима. Одним из наиболее удачных представляется вариант, предложенный видным французским политологом Ж.-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период» (сноска). Достаточно полно раскрывается сущность рассматриваемого явления и в первом российском энциклопедическом словаре по политологии: «Политический режим - совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры» (сноска).

Приведенные определения показывают, что политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным категориям. Так, наприме, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикарный) и светский режимы и т.д. Общепринятой же является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, обычно выделяют деморатический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

Но, необходимо учитывать, что в реальности, всякий реально существующий политический режим представляет собой определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений - авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает расширение возможностей общественногосамоуправления на основе развития правовой и общей культуры гражданского общества. Как свидетельствует практика, мера соотношений этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо «пропорции», установленной некоторой теоретической схемой. По сравнению с формой правления или государственного устройства политический режим способен «перемещаться» в рамках той или иной «обобщающей модели», проявляясь в ее различных модификациях. Так, например, во Франции в период правления администрации Ш. де Голля на фоне усиления президентской власти отчетливо проявлялось нарастание авторитарных тенденций, однако даже после подавления леворадикальных волнений, охвативших всю страну весной 1968 г., это не привело к установлению диктатуры личной власти или к ликвидации основных институтов демократических прав и свобод, в том числе и права на опозиционную политическую деятельность. Следовательно, предлагаемая типология содержит в себе элементы известного упрощения. Тем не менее она дает возможность систематизировать и упорядочить многообразие, представленное сегодня более чем 180 режимами во всем мире.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Будем считать, что достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:

Социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

Методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

Характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

Соблюдение принципа законности и защиты прав личности;

Идеологическое оформление властных отношений.

1.1 Тоталитаризм и п роблемы управления государством

Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis - весь, целый, полный) было впервые использовано в 1920-е гг. итальянскими либералами Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее в работах Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944), Х. Аренд «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и З. Бзежинского «Тоталитарная диктатура и автократия» 919560 данный термин применялся для раскрытия сущности политических режимов фашистской Италии, гитлеровской Германии, а также СССР в годы сталинизма. К числу режимов, наиболее близких к тоталитарной модели, следует отнести военные диктатуры в ряде стран Латинской Америки в 50-80-е гг. (Гаити, Гватемала, Парагвай, Чили и др.), режим Пол Пота в Камбодже (середина 70-х гг.), «тоталитарный социализм» в Албании (до 1988 г.), расистский режим в ЮАР (до 1989 г.), а также и ныне существующий религиозно - фундаментальный режим в Иране, установленный в 1979 г. в результате победы «исламской революции». Уже сам этот перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на разной социально-экономической базе и в различном социокультурном контексте, быть следствием военного поражения или государственного переворота, навязываться извне или появляться в результате внутренних противоречий общества.

В последнем случае «приверженцы сильной руки» могут прийти к власти в результате свободных демократических выборов, как это произошло в 1933 г. в Германии. При этом широкая поддержка подобных политических сил отражает неудовлетворенную потребность граждан в стабильных ориентирах и закрепленных социальных ролях. Рабочие, мелкие служащие и персонал сферы услуг, отказавшиеся от амбиций и риска, связанного с успехом, хотят воспользоваться своего рода компенсацией в виде надежности, безопасности, гарантированной занятости и порядка в общественной жизни, который включал бы общепринятое представление об их собственных ролях. С другой стороны, откат к тоталитаризму становится возможным, когда правящая элита, теряя социальную опору, пытается отстоять собственные интересы и сохранить пребывание у власти путем насильственной изоляции как действительных, так и потенциальных политических противникогв, вплоть до их физического устранения. Нередко такие действия сопровождаются соответствующей идеологической обработкой населения через печать радио, телевидение.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. «Силовой кулак», «силовая структура» (сноска №2), особенно выделяются на фоне разросшихся исполнительных органов. В экономической сфере, как правило господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных же предприятиях широко используется система внеэкономического принуждения к труду.

Для «идеальной модели» тоталитаризма характерна однопартийная система или же существование под жестоким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность опозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находится в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору - в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте. Главой государства и правительства - как правило, пожизненно - становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права: в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные «избирались» нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.

Характерная особенность тоталитарного режима - отмена или преостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Тоталитарным режимам свойственно навязывать всему обществу некую единую идеологию, которая, однако, может быть направлена на достижение весьма различных целей. В гитлеровской Германии, например, на первом плане стояла идея реванша за поражение в мировой войне, возрождение «великого рейха», расширение «жизненного пространства нации» и победы «немецкого духа». В современном Иране - это борьба «за сохранение и распространение истинной веры».

Тоталитарный режим часто возникает в кризисных ситуациях - послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

Тоталитарный режим можно назвать особой разновидностью авторитаризма. Авторитарные режимы различаются в зависимости от того, насколько сильно они тяготеют к тоталитаризму.

Обязательным атрибутом авторитарного режима является сильная власть, сосредоточенная в руках узкого круга лиц или одного верховного правителя. «Но, в отличие от тоталитарных, авторитарные режимы обычно пользуются репрессиями в минимальных дозах, основывая свою стратегию на здоровой экономике и ощутимых преимуществах для более широких секторов общества, чем малочисленная привилегированная группа» (сноска №3). Таким, в частности, было в своем позднем периоде правление Франко в Испании, власть военных в Бразилии после 1964 г. и режимы периода индустриализации в ряде стран Азии и Африки (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Тунис). Авторитарной власти может сопутствовать популярность и поддержка среди широких слоев населения, как это видно на примере Египта при президенте Г.А. Насере (1952-1970 гг.).

Авторитарное правление нередко сочетается с ограниченным политическим плюрализмом, который выражается в том, что консервативно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов. В условиях, когда разрешены только течения, способствующие поддержанию социального равновесия, те силы, которые находятся «с правильной стороны плюрализма», могут законно выступать на стороне власти как непартийные организации или даже партии, отобранные, однако, по принципу их конформизма. С другой стороны, организации, которые угрожают статус-кво, обречены быть вне закона или в подполье, чем и оправданы откровенные репрессии против них. В силу этого такие системы оказываются «либеральными» полудиктатурами, исполнительную власть в которых олицетворяет харизматический лидер наподобие генерала Франко в Испании или президента Салазара в Португалии.

Не допуская оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой. Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер: как показывает опыт стран Юго-Восточной Азии, осуществление широкомасштабных государственных программ по ускоренной индустриализации не сопровождалось разрушением сложившихся механизмов частного предпринимательства и рыночного саморегулирования. Известен и парадоксальный случай: власти франкистской Испании не препятствовали созданию во второй половине 50-х - начале 60-х гг. в городе Мондрагоне и его окрестностях (Страна Басков) успешно развивающейся и по сей день системы производственных кооперативов, основанных наколлективной собственности работников и с самого начала реализующих социалистические принципы рабочего самоуправления, перспективного планирования хозяйственной деятельности и распределения доходов в зависимости от трудового вклада, а не от величины вложенного капитала (сноска).

Иногда авторитарные режимы идут на конституционное закрепление неполитических прав и свобод граждан, законодательную регламентацию полномочий властных структур и должностных лиц путем принятия через представительные органы соответствующих актов с формальным соблюдением демократических процедур. Тем не менее официально провозглашенные правовые нормы далеко не всегда соблюдаются на практике. Так, в Никарагуа с 1934 по 1979 г. безраздельно правили три поколения «диктаторской династии» Сомосы, державшие народ в повиновении посредством кровавого террора и репрессий, хотя государственный строй этой латиноамериканской страны в соответствии с Конституцией 1950 г. характеризовался как республиканский, демократический, представительный, опирающийся на систему разделения властей.

А.Б. Венгеров выделяет деспотический режим и тиранический режим внутри авторитаризма.

Деспотический режим (от греч. despotia - неограниченная власть) был характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т.п.

Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегреческими философами (в частности Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

В современном обществе такая разновидность авторитаризма встречается в некоторых государствах арабского востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления - абсолютная или дуалистическая монархия. Для абсолютных монархий (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар) характерно отсутствие каких-либо представительных органов и сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны не оказывает никакого влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением. Дуалистические монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) отличаются от абсолютных наличием парламента, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, на деле сильно ограниченные монархом, имеющим право вето, роспуска представительного органа и назначения депутатов в его верхнюю палату. В сфере исполнительной власти монарх юридически и фактически независим от парламента, обладая исключительным правом на формирование и контроль за деятельностью правительства. Сохранение подобных полуфеодальных отношений и институтов в этих странах во вногом обусловлено сильным влиянием глубоких национальных традиций и религиозной исламской идеологии.

Очень близок к деспотическому тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах-государствах.

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

В целом, если говорить об авторитаризме, то его воздействие ход социально-экономического развития государства далеко неоднозначенно и обнаруживает немало достоинств. Авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствут опыт Южной Кореи, Тайваня и других «новых индустриальных» стран Юго-Восточной Азии, где, по мнению западных исследователей, после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития «конструктивный потенциал» авторитаризма, похоже, исчерпан и наступает пора неизбежных демократических преобразований.

1). Контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией; социальным, культурным и национальным строением.

2). Огосударствлением всех общественных организаций.

4). Действует примат государства над правом.

5). Не учитываются особенности религиозных убеждений населения, игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств.

2. Демократический режим

2.1 С ущность демократического режима

Термин «демократия» сегодня стал одним из наиболее употребительных, причем не только в кругах политических деятелей, ученых обществоведов, публицистов, но и в обыденных, повседневных разговорах, приобретая различные значения и оттенки. По справедливому замечанию российского политолога М.В. Ильина, «упоминания этого слова к месту и не к месту буквально заполонили речь политиков, пропагандистов и отдельных граждан не только у нас, но чуть ли не повсюду в мире… Словом «демократия» обозначается и некий политический принцип, и особый тип власти, и система правления, и разновидность политического режима, и определенная политическая культура, и довольно неоднородный идеологический комплекс, даже некая мировоззренческая установка и жизненный стиль» (сноска).

Впервые это понятие, дословно означающее «власть народа» (от греч. demos - народ, kratos - власть), встречается в трудах античных философов. В современной научной литературе оно чаще всего употребляется в двух значениях. В широком смысле под демократией понимается форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду организации. В данном значении говорится, например, о производственной, профсоюзной, внутрипартийной демократии. В более узком смысле, характерном для политологии и государствоведческих дисциплин, под этим понятием обозначается форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки:

1) признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти;

2) установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни;

3) выборность основных органов государства;

4) верховенство закона.

В настоящее время концепция демократии обычно дополняется такими принципами либерализма, как приоритет прав человека над правами государства и ограничение власти большинства над меньшинством, предполагающее уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его.

Демократический режим складывается в правовых государствах, где реально гарантируются права и свободы граждан.

Необходимо отметить, что в силу большой международной значимости демократии самые различные режимы стремятся прослыть демократическими. Тем не менее в обществе, провозгласившем народный суверенитет, нередко есть люди, исключаемые из участия в политической жизни. Так, в древнегреческом полисе, городе-государстве, считающемся моделью античной демократии, не имели политических прав женщины, рабы и метеки - свободные «чужеземцы», - т.е. в общей сложности более половины населения. Немало примеров подобной дискриминации известно и из истории более поздних эпох, включая современность. В Южно-Африканской Республике, где действовала внешне демократическая конституция, свыше 70% жителей страны в возрастеот 18 лет и старше, будучи «лицами негритянского происхождения», вплоть до выборов 1994 года полностью отстранялись от участия в официальной политике. В ряде стран Европы лишь в середине нашего столетия были предоставлены избирательные права женщинам (Франция -1944 г., Италия - 1945 г., Греция - 1956 г., Швейцария - 1971 г.). В США до недавнего времени сохранялась «скрытая разновидность» имущественного ценза - избирательный налог или регистрационный сбор, фактически лишавший права голоса малоимущих граждан, и понадобилась общеамериканская политическая компания, чтобы в 1964 г. наконец-то была принята поправка к Конституции, запрещающая взимании этого налога. Таким образом, одним из важнейших критериев истинной демократичности политического режима выступает доля населения страны, имеющего избирательные права.

Однако вопрос об участии большей части населения в управлении государством часто подвергается критике со стороны противников демократических режимов. Например, право-монархическая партия «Союз русского народа» ратовала за недопущение проникновения в Россию политических доктрин Запада, в частности, демократии. Представители партии не разделяли убеждения демократов и либералов о том, что индивидуальная свобода прежде всего. В программных документах партии отмечается, что выбор политического режима зависит от конкретной страны. В России, например, человек всегда был частью некой общности - общины, сословия, народа. Свое мнение они подкрепляли негативными примерами из истории демократических республик, не сумевших дать своим народам обещанных свобод и равенства. «Демократическая процедура принятия решений большинством голосов нелепа потому, что голос одного мудреца должен перевешивать крики миллионов невежд, людей тупых, злобных и ничтожных» (сноска №4).

2.2 Формы, модели демократического режима

В практике и теории демократии существуют несколько моделей участия народа в управлении государством.

Самой простой и, к сожалению, далекой от политических реалий является модель массового участия (mass participation) или правление народа (popular rule), которая исходит из того, что граждане сохраняют власть и направляют политику избираемого ими правительства. С другой стороны, существует модель властвующей элиты (power-elite), построенная на том, что государством управляют немногочисленные группы, фактически неподотчетные народу и полностью определяющие все стороны политической жизни, контролируя правительство, армию, промышленность, торговлю и профсоюзы. Однако наиболее достоверным описанием механизма современной представительной демократии многие исследователи склонны считать так называемую плюрастическую концепцию, или теорию политического взаимодействия групп (group politics). В соответствии с этой моделью, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желание наиболее могущественных групп.

Безусловно, современная представительная демократия далека от идеала. В частности, она не исключает возможности использования правящими кругами в той или иной «экстремальной» ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который как показала, например, «парижская весна» 1968 г., может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки.

Всенародные выборы на основе тайного и альтернативного голосования, по итогам которых осуществляется формирование органов законодательной и исполнительной власти, выступают в качестве основного инструмента воздействия граждан на институты демократического государства. Президент и депутаты парламента обычно избираются на 4-6 лет: как показывает практика, такой срок вполне достаточен для выполнения кандидатом своих предвыборных обещаний и в то же время позволяет обеспечить стабильность и преемственность политического руководства; с другой стороны, он не настолько велик, чтобы тот или иной политик мог забыть о своей ответственности перед избирателями и не задумываться о предстоящих выборах, от которых зависит его дальнейшая карьера. Полномочия местных органов власти ограничиваются, как правило, более короткими сроками, поскольку проблемы, возникающие на этом уровне управления, решаются значительно легче, и ситуация в городе или муниципальном округе меняется быстрее, чем в целом по стране. Помимо выборов граждане также имеют возможность прямого воздействия на власть через референдумы, непосредственно участвуя в принятии окончательного решения по выносимым на всенародное голосование законодательным вопросам общенационального или местного характера. Инициатива проведения референдума может исходить не только от парламента, главы государства или органов власти административно-территориальных единиц, но и от установленного соответствующим законом числа избирателей.

Важнейшим принципом демократии принято считать конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность. Очевидно, не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других СМИ сведений, содержащих государственную или военную тайну, и публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. Кроме того, в целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила относительно порнографических изданий, запрещающие их распространение за пределами специально установленных мест и продажу этой печатной продукции несовершеннолетним.

Следует также иметь в виду, что в современных демократических государствах законодательство только лишь закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не предопределяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты.

Демократический режим имеет свои формы, одна из которых характеризуется как либерально-демократический режим. «Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые полагают либеральный режим - это, собственно, не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эфективная форматакой организации» (сноска №5).

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан.

При либерализме государственная влась формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведений избирательных компаний.

Однако либеральный режим имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой.

В обществах же со слабым экономическим развитием либеральный режим с его децентрализацией власти и удалением государства из экономической и социальной областей может оказаться весьма пагубным и привести к дистабилизации и возникновению неуправляемых и нерегулируемых политических и экономических процессов.

К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Это гуманистический режим, который сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда гуманистический режим пока лишь выступает идеалом, целью политического развития современного государства.

На данный момент политическая практика не позволяет дать однозначного ответа на вопрос: а возможна ли вообще демократия в изначальном понимании этого слова, как подлинное народовластие, самоуправление народа? Существует, правда, точка зрения, что по мере дальнейшего развертывания научно-технической революции, развития информационных технологий в будующем удастся реализовать «постиндустриальную» модель прямой демократии, когда каждый получит возможность непосредственного участия в выработке и принятии политических решений, сидя в уютном кресле за домашним компьютером. Однако несмотря на всю привлекательность, на сегодняшний день это - не более, чем одно из интересных предположений. И насколько оно осуществимо, покажет только время.

Итак, можно подытожить, что демократический режим и его разновидности предполагают:

1). Предоставление свободы личности в экономической сфере.

2). Гарантию прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства.

3). Создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

4). Обеспечение плюрализма, как основного принципа деятельности государства.

5). Создание законодательной базы, которая отражает объективные потребности развития личности общества.

Заключение

Понятие «политический режим» отражает следующие аспекты существования государства: способы, приемы посредством которых осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, проявляется действительное соотношение классовых сил. Это понятие включает в себя и определение политического статуса различных общественных организаций и роли государственных органов в управлении населением.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами, крайними полюсами на всей шкале политических методов осуществления власти. ССреди политических режимов выделяют авторитарный и демократический режимы и их разновидности.

Действует примат государства над правом;

Личность в государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции;

Происходит огосударствление всех общественных организаций;

Имеется контроль государства над всеми сферами общественной жизни;

Особенности религиозных убеждений населения не учитываются, игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств.

Отличие демократического режима в том, что:

Происходит создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

Обеспечение плюрализма, как основного принципа деятельности государства;

Законодательная база, которая отражает объективные потребности развития личности общества;

В экономической сфере предоставляется свобода личности;

Возможность граждан выражать собственное мнение о политике государства, гарантия их прав и свобод.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и содержание форм управления государством, их разновидности, распространенность на сегодня: монархия и республика. Типы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное. Режимы правления: демократическое, недемократическое.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Понятие и сущность государственного режима. Подходы к оценке различных политических режимов и их классификации. Формы и признаки демократии. Разновидности авторитарного, тоталитарного, фашистского режимов. Основные характеристики демократического режима.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2016

    Форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима как элементы государства. Характеристика республики и монархии. Государственно-правовые режимы: демократический, авторитарный, деспотический, тоталитарный, анархический.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Рассмотрение государства как субъекта управления общественными процессами. Институт гражданства как правовая связь человека с государством, фиксирующая обоюдноответственные отношения. Понятие и критерии эффективности государственного управления.

    доклад , добавлен 17.02.2015

    Муниципальная собственность: понятие, характерные черты и признаки. Состав имущества, находящегося в собственности муниципальных образований. Сущность процесса приватизации. Правовые режимы использования и управления муниципальной собственностью.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Форма правления как способ организации государственной власти. Сущность и специфика монархии и республики. Различия унитарного, конфедерального и федерального устройства. Формы государственного политического режима, основы российской государственности.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Теоретические подходы к анализу государственного управления в Российской Федерации, его понятие и сущность. Принципы и признаки государственного управления. Поиск путей оптимизации и современные тенденции развития государственного управления в РФ.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Система государственного управления - история создания и основополагающие принципы. Теория государственного управления в России и в мире. Международное сообщество и проблемы системы управления. Принципы государственного управления по Вудро Вильсону.

    реферат , добавлен 15.08.2012

    Общее понятие административного управления. Понятие, сущность и основные черты государственного управления. Государственное управление и исполнительная власть. Виды, основные принципы и функции государственного управления. Принципы местного управления.

    презентация , добавлен 06.11.2016

    Описание главных теорий происхождения государства, их отличительные признаки и исследование современными учеными. Сущность и признаки государства, его внешние и внутренние функции. Характеристика основных форм правления государством, распространенность.

Политический режим (от лат. regimen - управление) представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики, государственной службы, реальное участие каждого из субъектов этого процесса отношений как самостоятельную прерогативу и как зависимость от других субъектов; это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества. Можно сказать, что это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.

Условно выделяют три типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный. Главный критерий такого деления - наличие в стране выбора (образа жизни, рода занятий, власти, вида собственности, образовательного учреждения, лечебного заведения и т.д.) и плюрализма (множественности): политического - многопартийность, наличие оппозиции; экономического - существование разных форм собственности, конкуренции; идейного - сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.

1. Демократический режим проявляется в следующих чертах:

Признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

Широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

Реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

Признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ.

Ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

Государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть - общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

Существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества;

Конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни.

3. Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:

Государственная власть концентрируется у незначительной группы лиц и властных структур. Выборы и другие институты демократии, если и существуют, то формально, как декоративное украшение правления;

Государственное управление - сверхцентрализовано, государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия в управлении;

Полное огосударствление общества - этатизм;

Тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

Допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Известно несколько разновидностей тоталитаризма: фашизм, социализм периода «культа личности» и др. Впрочем, политические режимы в «чистом виде», т.е. во всей совокупности своих черт, проявляются нечасто. Жизнь богаче любых схем, и существуют многочисленные разновидности режимов; для их характеристики используются такие варианты в названиях, как:

Либерально-демократический;

Диктаторский (диктатура - режим, опирающийся на насилие);

Деспотический (режим неограниченной диктатуры одного лица, отсутствие правовых и моральных начал в отношениях власти и общества; крайняя форма деспотии - тирания).

В заключение важно отметить, что политический режим не имеет прямой зависимости от форм правления и государственно-территориального устройства. Монархия, к примеру, не противопоставляет себя демократическому режиму, а республика (Советов, например) допускает тоталитарный режим. Политический режим зависит прежде всего от реального функционирования властных структур и должностных лиц, степени гласности и открытости в их работе, процедур отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и правовой культуры, традиций.

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Охарактеризуйте известные вам теории о происхождении и сущности государства.

2. Аргументируйте ваше определение государства, укажите его сущностные черты, важнейшие компоненты.

3. Назовите и раскройте содержание общественных функций государства.

4. Что заключает в себе понятие форма государства?

5. Изложите типологию форм правления, критерии и основные различия типов государств.

6. В чем заключаются принципиальные различия современных республик: президентских, парламентских, смешанных президентско-парламентских?

7. Охарактеризуйте различные формы государственно-территориального устройства, принципы унитаризма, федерализма и конфедерализма.

8. Раскройте понятия и типологию политических режимов.

Понятие и функции режима государственного управления

Каждое государство, на определенном этапе социально-экономического или исторического развития свободно в выборе способов и методов осуществления государственного управления.

Определение 1

Конкретная совокупность приемов, способов и методов осуществления государственного управления, в относительно краткосрочный период, в политологии и юриспруденции получила название государственно-правового или политического режима.

Являясь одной из трех ключевых характеристик государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства, политический режим является характеристикой функциональной стороны государства, а не организационной как первые две характеристики.

Политический режим, помимо прочего отражает те приемы и способы, которые государство использует для решения двух ключевых задач:

  1. Легитимации государственной власти.
  2. Легализации государственной власти.

Процесс легализации государственной власти представляет собой законодательное установление власти в государстве, как правило, основным инстурментом в данном процессе является Конституция.

Легитимация предполагает принятие и поддержку власти со стороны населения, признание ее права на управление обществом, выраженное, в том числе в готовности подчиняться властным велениям государства.

Замечание 1

Зачастую, в государстве складывает ситуация, в которой власть оказывается легальной, то есть осуществляющей государственное управление в силу и на условиях, установленных законом, но не легитимной, то есть не поддерживаемой широкими слоями населения, в силу проблем социально-экономического характера, негативных процессов коррупционного характера, недостаточной гласности в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, и т.д.

Таким образом, представляется наиболее верным понимать режим государственного управления как систему приемов, форм и способов осуществления государственной и политической власти в стране.

Виды режимов государственного управления:

Анализ конкретных совокупностей вышеназванных элементов, позволил выделять четыре основные типа режимов государственного управления:

  1. Демократический режим, характерен для государств с сильной социально-ориентированной экономикой, широко распространенным «средним классом». Государственное управление в рамках данного режима осуществляется с опорой на конституционные положения о приоритете личности, о разделении независимых ветвей власти. В то же время, строго законодательно ограничиваются применение методов принуждения, случаи ограничения прав и свобод личности и т.д.
  2. Авторитарному режиму присуще преобладание методов подавления и принуждения, однако при сохранении отдельных черт демократии в неполитических сферах общественной жизни. В свою очередь, институты политической системы очень ограничены: формально провозглашаемые выборы в различные органы государственной власти на практике носят формальный характер, поскольку, фактически, свобода выбора или реальный политический плюрализм в условиях авторитаризма отсутствуют. Аналогичным образом ситуация состоит с принципом разделения властей, поскольку реальным образом система сдержек и противовесов не достигает стоящих перед ней задач и наблюдается сильный перевес в сторону преобладания роли исполнительной власти в государстве.Глава государства, как правило, фактически несменяем, раз за разом переизбираясь на свою должность
  3. Тоталитарный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения, которое в отличие от авторитарного режима распространяет свое действие на все сферы общественной жизни. Государственное управление находится в руках партийно-государственных органов, постепенно сращивающихся воедино.
  4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции