03.11.2019

Общие сведения. вызывающее необходимость его социальной защиты. Социальная недостаточность Правовой аспект решения проблем инвалидов


Развенчивание мифа о существовании "нерабочей" группы На самом деле важна не группа, а ОСТ

Довольно давно, ещё 22 августа 2005 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработало, на мой взгляд, очень важный для каждого инвалида документ: КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Через 3 года (!) он даже начал использоваться при разработке ИПР. В новой её форме принято указывать 7 факторов, а не только ОСТ, как до этого. Поскольку в инвалидской среде и не только в ней существует понятие «нерабочая группа» и люди часто даже отказываются от более выгодной группы, чтобы получить «рабочую», воспользуемся языком формальных критериев для того, чтобы наконец что-то реально понять. Сразу должен предупредить - я не юрист , а всего лишь любитель здравого смысла. Так что, милости прошу оценить данные рассуждения юристов-профессионалов. Итак, займёмся наиболее тяжелыми группами.
"Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
способности к самообслуживанию третьей степени;
способности к передвижению третьей степени;
способности к ориентации третьей степени;
способности к общению третьей степени;
способности контролировать свое поведение третьей степени.
14. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
способности к самообслуживанию второй степени;
способности к передвижению второй степени;
способности к ориентации второй степени;
способности к общению второй степени;
способности контролировать свое поведение второй степени;
способности к обучению третьей, второй степеней;
способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней
."
Как видим, способность к трудовой деятельности упоминается лишь в применении ко второй группе. В этой связи я подвергаю сомнению понятие "нерабочая группа". Даже если человеку дали первую группу, это ничего не означает с точки зрения возможности работать .
Если дали вторую, определив при этом ОСТ=3, то смотрим, что это:
3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

Значит, в протоколе МСЭ м.б. запись "противопоказанность трудовой деятельности". Это ведь не невозможность. Человек может сказать: "Хоть противопоказано, но приходится вредить здоровью, иначе моя семья с голоду помрет".
И только если в протокол заседания бюро МСЭ внесена «неспособность к трудовой деятельности», да ещё эта запись попала в ИПР и в розовую справку, тогда действительно инвалид 2 группы, ОСТ=3 устраиваться на работу и предъявлять доказательства того, что он инвалид не очень захочет. На мой взгляд, такая запись бодет появляться только в случаях, когда инвалид полный «овощ» и невозможность работать «так и прёт». Во всех других случаях, подготовленный инвалид может потребовать «правильной» записи.
Кстати, для лучшего понимания предыдущего материала, дам цитату из критериев что такое за понятие «степень» , а попутно «способность» :

Например
способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
И, наконец, королева всех способностей и степеней, во времена Зурабова царствующая безраздельно: способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.
(Всюду убрал определения 1 степени, поскольку оно не важно для понимания остального.) В настоящее аремя именно ОСТ определяет размер пенсии. Добавлено 07.04.09: Поскольку участились случаи резкого понижения ОСТ даже на 1 группе, если человек работает, то актуальной стала отмена ОСТ и она не за горами: обещана г-жой Голиковой с 2010 года.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Право инвалида на медицинскую реабилитацию: законодательство и реальность. Изучение основных задач и направлений социальной защиты инвалидов в РФ. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и представления набора социальных услуг.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2015

    История развития законодательства о социальной защите инвалидов. Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов, права инвалидов по законодательству России. Практика реализации законодательства о социально защите инвалидов в условиях мегаполиса.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2017

    Общая характеристика положения инвалидов в обществе развивающихся стран на современном этапе. Тенденции и основные факторы, повлиявшие на занятость инвалидов в России. Трудоустройство инвалидов и индивидуальная программа реабилитации в любой точке мира.

    реферат , добавлен 22.11.2012

    Понятие, система и нормативно-правовое обоснование организации системы социальной защиты инвалидов. Рекомендации по повышению эффективности системы социальной защиты инвалидов в муниципальном образовании. Условия и доступность получения социальных услуг.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Единая государственная система социального обеспечения граждан. Обеспечение занятости инвалидов. Квотирование и резервирование рабочих мест по профессиям. Основные проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2013

    Нормативно-правовой анализ социальной защиты инвалидов. Понятие инвалидности. Основные законодательные акты, гарантирующие и регулирующие осуществление социальной защиты инвалидов. Состав учреждений, органов и основные меры по реализации их положений.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Современная законодательная база социальной защиты детей-инвалидов в РФ. Практические рекомендации по совершенствованию работы муниципальных органов в деле социализации и интеграции детей-инвалидов в общество, повышения социальных выплат и пособий.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Характеристика особенностей нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Анализ государственной системы льгот и гарантий для работающих инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Рассматривать вопрос о создании банков данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов. При этом необходимо учитывать необходимость защиты личной жизни и свободы личности. Разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затрагивающих жизнь инвалидов и их семей.

Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно. Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных программ для персонала на местах.

Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям. Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как "инвалидность", "инвалид". Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия "инвалидность":

♦ любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

♦ ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

♦ затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности) 1 ..

Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинских аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной принадлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объединений инвалидов предложил такое определение: "Инвалидность" - это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных началах с другими гражданами из-за физических и социальных преград. " Инвалиды" -лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 2 .

Международное общественное мнение все более утверждается в мысли о том, что полноценное социальное функционирование является важнейшей социальной ценностью современного мира. Это находит свое выражение в появлении новых индикаторов социального развития, применяемых для анализа уровня социальной зрелости того или иного социума. Соответственно основной целью политики в отношении инвалидов признается не только наиболее полное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функционированию на равных основаниях с остальными гражданами данного социума, не имеющими ограничений здоровья. В нашей стране идеология политики в отношении инвалидности развивалась аналогичным образом - от медицинской к социальной модели.

В соответствии с Законом "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите" 3 . .Позднее было определено, что инвалид - "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" 4 ..

Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995г. № 59 утверждена Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", состоящая из следующих федеральных целевых программ:

♦ медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

♦ научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов;

♦ разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов.

В настоящее время в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, причем колебания по различным странам достаточно значительны. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения 5

в то время как в США - почти пятую часть всех жителей.

Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определенные социальные льготы и привилегии. Лица с ограниченными возможностями стремятся получить официальный статус инвалидности с его льготами, существенными в условиях дефицита социальных ресурсов; государство же ограничивает число получателей таких льгот достаточно жесткими рамками.

В основе возникновения инвалидности лежит множество разнообразных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы 6 а) наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным поражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет людям жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности - это ведет к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в. они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах 7 причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации 8 . С точки зрения Л. П. Храпылиной, данное определение неоправданно расширяет обязанности общества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов "выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и усилиями" 9 ..К сожалению, этот односторонний акцент сохраняется во всех последующих документах. В 1982г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:

♦ раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

♦ консультирование и оказание помощи в социальной области;

♦ специальные услуги в области образования.

На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым, предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

Глава 1.:Общие положения социальной защиты РФ

В российском законодательстве определение инвалидности дается исходя из признанной государством модели инвалидности.

В советское время понятия «инвалид» и «инвалидность» определялись исходя из экономической модели. Так, согласно ст. 18 Закона СССР «О государственных пенсиях» 1956 г. инвалидность – это постоянная или длительная потеря трудоспособности.

В 90-х годах определение инвалидности в законодательстве меняется в связи с влиянием медико-социальной модели инвалидности. Определение понятия «инвалид» было закреплено в Законе СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» (ст. 2): «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите».

На развитие медико-социальной модели в России оказала влияние опубликованная в 1993 г. обзорная информация М.В. Коробова «Международная классификация нарушений, ограничений трудоспособности и социальной недостаточности и возможности ее использования в практической медико-социальной экспертизе», в которой автор предлагал использовать данную классификацию для уточнения критериев инвалидности, определения потребностей инвалидов в мерах реабилитации и оценки эффективности ее результатов.

Окончательно медико-социальный подход в определении понятия

«инвалид» был закреплен Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В соответствие со ст. 1 данного Закона инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Согласно той же статье ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.



В 1997 г. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Приказом Министерства здравоохранения РФ утверждаются Классификации и временные критерии, используемые при проведении

медико-социальной экспертизы, ставшие базисным документом, обслуживающим Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами».161В основу указанных Классификаций была положена переведенная в 1994 г. на русский язык Международная номенклатура нарушений, ограничений и социальной недостаточности.162В настоящее время действуют Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые были утверждены в 2009 г.163(Классификации и критерии). Они основаны на тех же принципах и подходах, что и предыдущие Классификации. Таким образом, российское законодательство базируется на научно разработанной и принятой международным сообществом медико- социальной модели инвалидности.

После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» было введено новое определение понятия «инвалидность», содержавшееся в принятых в 1997 году Классификациях и временных критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы. Согласно п. 1.1.2. данных Классификаций инвалидность - это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

№ 630 указанные Классификации были отменены, легальное определение понятия «инвалидность» в настоящее время в российском законодательстве отсутствует.

Определение понятия инвалидности в современном законодательстве можно выявить только путем последовательного анализа правовых норм. Из п. 4 ст. 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ следует, что инвалидность – это трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Однако подобное определение не отражает суть инвалидности.

Закрепленное в настоящее время в законодательстве понятие «инвалид» соответствовало существовавшим на момент его введения международным документам, поскольку общей методологической базой для определения этого понятия как в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», так и во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, являлась МКН, принятая в 1980 г. Однако, после принятия МКФ в 2001 г. и Конвенции о правах инвалидов в 2006 г. содержащееся в российском законодательстве определение понятия «инвалид» устарело и перестало соответствовать современным международным актам, поскольку в нем не указывается на такой элемент инвалидности, как неприспособленность к инвалиду внешней среды. В связи с этим в настоящее время весьма актуальна разработка нового определения.

Рассматривая вопрос введения в законодательство нового понятия

«инвалид», необходимо прежде всего остановиться на применяемой терминологии. В России для обозначения лиц с существенными нарушениями здоровья используется латинское слово «инвалид» (invalid), которое в переводе означает «непригодный». В русском языке это слово появилось в XVIII в. применительно к военнослужащим, которым последствия ранений не позволяли содержать и обслуживать себя. В XIX в. к инвалидам стали относить всех лиц, утративших возможность себя содержать и обслуживать в связи с нарушением здоровья.

В современной научной и общественно-политической литературе появилась тенденция не употреблять термин «инвалид» для обозначения людей с нарушениями здоровья, объясняя это этическими соображениями. Существует мнение, что данное слово оскорбляет достоинство, дискриминирует права, внушает мысль о собственной неполноценности и тем самым препятствует нормальному формированию личности. Термин «инвалид» интенсивно заменяется терминами «лицо с ограниченными возможностями» (иногда добавляется «… здоровья»), «лицо с ограничениями жизнедеятельности», «лицо с нарушениями зрения (либо другими нарушениями)» и т.п. Например, Первый Международный Фестиваль молодых инвалидов, проходивший в Москве в 1992 г., предложил термин

«инвалид», заменить понятием «нарушенное состояние», так как не существует людей, именуемых инвалидами, а есть лица с различными физическими, психическими и т.п. состояниями.

Споры о замене слова «инвалид» иными терминами не новы. В 30-е годы советской медицинской общественностью обсуждался вопрос, следует ли применять этот термин, и предлагались такие названия, как «ограниченно трудоспособный», «стойко нетрудоспособный» и т.д.

Поскольку данная тенденция может быть отражена в законодательстве, необходимо более подробно остановиться на употреблении соответствующих терминов.

Термин «лицо с ограниченными возможностями» является русским переводом с английского языка североамериканского термина «people with disabilities». Указанный термин не отражает специфику состояния гражданина, потому что не определяет, в какой же сфере жизнедеятельности у данного лица ограничены возможности (в здоровье, коммерческой деятельности, творчестве, возможности престижного отдыха и т.д.).

Термины «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «лицо с ограничениями жизнедеятельности», «лицо с нарушениями зрения (слуха и т.п.)» отражают специфику состояния гражданина, но латинский термин

«инвалид» позволяет образовывать обобщающее существительное – инвалидность, что невозможно при применении вышеуказанных терминов.

Термин «инвалид» наиболее четко по сравнению с другими терминами в русском языке передает суть явления. Поэтому его замена особенно недопустима в законодательстве, поскольку юридическая техника требует четкости и единообразия используемой терминологии.

Представляется необоснованным предложение Ю.В. Иванчиной исключить из оборота Трудового кодекса РФ термин «инвалид» и заменить его терминами «трудоспособность» и «нетрудоспособность».Во-первых, такое нововведение будет противоречить правилу об использовании в трудовом праве понятий иных отраслей права в том же значении, которое им придается «материнскими» отраслями.

Во-вторых, понятие «нетрудоспособный» шире, чем понятие «инвалид», поскольку оно охватывает как временно нетрудоспособных лиц, так и лиц со стойкой нетрудоспособностью. Непосредственно для инвалидов (которых условно можно отнести к лицам со стойкой нетрудоспособностью) в Трудовом кодексе РФ171 (ТК РФ) предусмотрен ряд льгот (ст. 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224). Использование общего понятия «нетрудоспособный» не позволит выделить данную категорию и придется вводить дополнительные дефиниции (временно нетрудоспособный, постоянно нетрудоспособный и т.п.).

В-третьих, как уже отмечалось выше, неверно ставить знак равенства между инвалидностью и нетрудоспособностью. Не каждый инвалид может быть признан ограниченно трудоспособным. В Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, установлены три степени ограничения способности к трудовой деятельности (пп. «ж» п. 6):

I степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

II степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

III степень – способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

В качестве примера рассмотрим случай определения степени трудоспособности у инвалида с отсутствием нижних конечностей, который имеет профессию «программист». Данный инвалид может работать полную рабочую неделю дома или в офисе и ему не требуются специально созданные условия труда. Поэтому он не может быть признан ограниченно трудоспособным, исходя из указанных Классификаций и критериев, хотя он, несомненно, является инвалидом.

Таким образом, трудовое законодательство должно содержать специальные правовые нормы, обеспечивающие реализацию инвалидами их права на труд (нормы об ограничении привлечения инвалидов к работе в ночное время и сверхурочной работе, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников и т.п.). Исходя из проведенного анализа, не представляется возможным осуществлять дифференциацию правого регулирования труда инвалидов без употребления термина «инвалид».

Понятия - «инвалид» и «инвалидность» нельзя расценивать как равнозначные в связи с тем, что «одно из них характеризует субъект, личность, а второе – особое состояние здоровья или даже социальную категорию». Таким образом в законодательстве должны быть определены оба понятия.

В целях приведения российского законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов, в марте 2014 г. были подготовлены поправки в Закон о социальной защите инвалидов, в соответствии с которыми определение понятия «инвалид» предполагается изложить в новой редакции: «инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, нарушениями анатомического строения организма, его органов и систем, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной

защиты». Однако, предложенные изменения, на наш взгляд, не решают

проблему соответствия рассматриваемого международным документам. Новое легальное понятие «инвалид» должно соответствовать следующим требованиям:

1. В определении должны использоваться термины, содержащиеся в МКФ.

2. В определении должно указываться на то, что нарушение здоровья лица влечет за собой как ограничение его возможностей, так и социальные ограничения, с которыми это лицо сталкивается. Ограничение возможностей целесообразно определить с помощью словосочетание «ограничение жизнедеятельности», а социальные ограничения – с помощью словосочетания «снижение приспособляемости к социальной среде», использование которого указывает на необходимость приспособления к инвалиду окружающей среды.

3. Поскольку с точки зрения права человек становится инвалидом после признания его таковым компетентными специалистами, это также должно быть зафиксировано в определении. На необходимость отражения в определении этого обстоятельство, в частности, указывают С.Ю. Головина 174и В.С. Ткаченко.

С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение: инвалид – это лицо, имеющее установленное заключением медико- социальной экспертизы изменение здоровья вследствие стойкого нарушения функций и систем организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности, выражающемуся в полной или частичной утрате возможности самостоятельно осуществлять бытовую, общественную и профессиональную деятельность, а также к снижению приспособляемости к социальной среде и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Понятие «инвалид» определяет лицо, обладающее определенными свойствами. Понятие «инвалидность» должно отражать свойства лица, определяемого как инвалид. Следовательно, исходя из сформулированного определения «инвалид» для закрепления в нормативно-правовых актах

можно предложить следующее определение «инвалидности»: инвалидность - это изменение здоровья человека вследствие стойкого нарушения функций и систем организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности, выражающемуся в полной или частичной утрате возможности самостоятельно осуществлять бытовую, общественную и профессиональную деятельность, а также к снижению приспособляемости к социальной среде и вызывающее необходимость его социальной защиты.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции