28.10.2019

Изучаем цифру 7. Дидактический материал по математике. Цифра «7. II. Актуализация опорных знаний


Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7».

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная, речевая, физическая.

Используемые технологии: ИКТ, палочки Кюизенера.

Задачи:

Образовательная -

Развивать аналитическое восприятие – представление о составе числа 7 из двух чисел – моделирование числа; развивать умение отражать результаты познания в речи, обогащать словарь детей.

Развивающая – развивать умение соблюдать этику общения; развивать первоначальные представления о фольклоре.

Воспитательная – воспитывать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование: колокольчик, карточки с цифрами от 1 до 7, палочки Кюизенера, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Ход НОД.

1. организационный момент: звонит колокольчик.

Воспитатель: Колокольчик зазвонил – в круг собраться пригласил. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Вы стали в круг каждый на своем месте. Цифры на нашей доске не стоят на своих местах в числовом ряду. Расположите цифры по порядку от 1 до 7 (слайд №1).

Воспитатель: давайте назовем цифры. (1 ,2, 3, 4, 5, 6, 7.)

Воспитатель: какая цифра стоит перед цифрой 5?, между цифрами5 и 7?; назовите соседей числа 2?; какая цифра последняя в ряду?

Воспитатель: мы продолжим знакомство с цифрой 7,будем писать цифру 7, моделировать число 7 из двух наименьших чисел при помощи цветных чисел, познакомимся, где встречается число 7.

Воспитатель: На столе лежат объемные цифры 7. Каждый возьмет цифру и обведет ее пальцем. Из каких частей состоит цифра 7? (2 палочки – короткая горизонтальная и длинная вертикальная).

Пишут цифру 7 в воздухе пальцем.

Воспитатель: На что похожа цифра 7? (ответы детей).

Вот семерка – кочерга, у нее одна нога (картинка слайд № 2).

Семь точно острая коса - как коса она остра (картинка слайд № 2).

Цифра 7, мои друзья, словно нос у корабля (корабль слайд № 2).

(проводится работа за столами на листочках - найти и обвести кружком цифру 7).

Воспитатель: сколько цифр обвели? (3).

Воспитатель: Поучимся писать печатную цифру 7 в клеточках. Сначала обведем ее по точкам: начинаем печатать слева направо по верхней стороне клетки, затем ведем вниз к нижней стороне клетки.

Пальчиковая гимнастика.

У Маланьи, у старушки (хлопают в ладоши то правая, то левая сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая избушку)

Семь сыновей (показать 7 пальцев)

Без бровей (очертить брови руками)

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос, подставив ладони одну за другой с растопыренными пальцами к носу)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Они не ели и не пили (одной рукой поднести «ложку», другой рукой – «чашку»)

На Маланью все глядели и делали вот так (держат руки у глаз, хлопают пальцами как ресницами).

Воспитатель: живут здесь герои русской народной сказки.

Ждали они маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же, эти, маленькие «дети», открывшие дверь чужому? (козлята) (слайд №3). Сколько козлят было в сказке?

Воспитатель: Как называется русская народная сказка? («Волк и семеро козлят»).

Воспитатель: «Мама Коза» просит нас помочь быстрее вернуть ей козлят. Мы можем это сделать, если покажем дом, в котором живет коза. Задание « У дома не треугольная крыша и не круглое окно» (каждый находит нужный дом у себя на рисунке).

Воспитатель: Какая крыша у дома? Какое окно? Который по счету этот дом слева направо?

Воспитатель: Сейчас нас ждет новое задание. Нужно составить число 7 из двух меньших чисел. Вспомним, какая палочка соответствует числу (слайд №4):

Какая палочка на третьем месте сверху вниз, какому числу соответствует?

Какая палочка между 3 и 5 сверху вниз, какому числу соответствует?

Какая палочка соответствует числу 7?

Воспитатель: Возьмите палочку, соответствующую числу 7 и составьте ее из двух других палочек, которые образуют число 7.

Воспитатель проверяет полученные результаты (слайд 5).

Воспитатель:7 это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3(слайды № 6, №7).

Физминутка.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Долго, долго отдыхал (выполняются движения в соответствии со словами текста).

Воспитатель: Отгадайте загадку «Братьев этих ровно 7,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Возвращается передний (дни недели).

Воспитатель: игра «Живая неделя». Необходимо взять карточки с цифрами от 1 до 7 и расположить их по порядку (играет 7 детей, остальные проверяют).

Воспитатель: какой день недели сегодня, если он третий по счету слева направо?

Какой был вчера? Который он по счету?

Какой день недели будет завтра?

Воспитатель: число 7 встречается не только в сказках, загадках, стихах, но в поговорках и пословицах. Так о ленивых людях издревле говорили «Семь пятниц на неделе». А еще на Руси говорили:

Семеро одного не ждут.

Семь потов сошло.

Лук от семи недуг.- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Рефлексия. Что было труднее всего? Что запомнили?

Веселые задачи-шутки: слушайте внимательно и считайте, чтобы дать правильный ответ.

1. Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи: еж, барсук, енот, косой, волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог разделить на всех пирог. Помоги ему скорей, посчитай-ка всех зверей. (7).

2. У Сашки в кармашке конфеты в бумажке. Он дал по конфете Свете и Пете, Ирине, Галине, Марине и Нине. И сам съел конфету. А больше их нету. Сколько было конфет? (7).

3.Пять ворон на крышу сели. Две еще к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело сколько всех их прилетело? (7)


Марина Сергеевна Гапоненко
Открытое занятие по ФЭМП на тему «Число 7. Цифра 7» для подготовительной к школе группы

Занятие по ФЭМП

в подготовительной к школе группе

на тему «Число 7 . Цифра 7

Цель : активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности (память, логическое мышление,

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7,

Знание состава числа 7 ,

Закрепить умения называть последующее и предыдущее число цифре 7 , обозначать его цифрой ,

Умение сравнивать цифры между собой ;

Формировать умение называть цифры не по порядку .

Воспитывать интерес к математическим занятиям , дружеские взаимоотношения между детьми.

Приоритетная образовательная область : «Познание»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Труд» .

Виды деятельности : познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление

активизировать словарь детей.

Социализация

воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.

убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

1. сюрпризный момент;

2. художественное слово;

3. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок, толкование пословиц;

4. самостоятельная работа на карточках;

5. индивидуальные и хоровые ответы;

6. счет вслух;

7. работа с пособиями,

8. поощрение и похвала детей

9. показ наглядных пособий в презентации.

Развивающая среда, материал :

Презентация к занятию , иллюстрации с изображением пословиц, чудес света, раздаточный материал (счетные наборы, цифры , карточки трехполосные, фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.

1. Воспитатель :

Сегодня к нам в гости пришла цифра . (слайды с различным изображением цифры 7 ) .

На крыше флаг. Смотрите все!

Ведь он похож на цифру семь (А Тонких, Д Стогова)

Цифра семь ! Цифра семь !

Цифра легкая совсем !

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Семь точно острая коса.

Коси коса пока остра. (Г. Виеру)

Так скажите, на что похожа цифра семь (Ответы детей) .

2. Воспитатель :

Хотите отправиться в путешествие? Путь предстоит нелегкий и на пути вас ждет много интересных заданий. Чтобы нам с вами сегодня отправится в путешествие для поиска Королевы Семерки, надо назвать литературные произведения, фильмы, мультфильмы, в названии которых есть цифра 7 . Побеждает та команда, которая назовет больше.

«Цветик-семицветик» ,

«Сказка о спящей царевне и семи богатырях» ,

«Белоснежка и семь гномов» ,

«Семь Симеонов» ,

«Семеро смелых» ,

«Седьмое путешествие Синдбада» ,

«Волк и семеро козлят» .

Сколько в радуге цветов,

Дней в неделе у китов.

Гномиков у Белоснежки,

Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра (семь)

3. Воспитатель :

Продолжаем наше путешествие! Давайте поиграем в игру, чтобы продолжить наш путь.

Игра «Неделька, стройся!» Дети получают таблички с цифрами от 1до7 .

По команде : «Неделька, стройся!» , дети встают в ряд в порядке дней недели. Проверка построения проверяется по стихотворению М. Погарского, которое рассказывает ребенок.

Вот неделя. В ней – семь дней,

Поскорей знакомься в ней.

Первый день по всем неделькам,

Назовется понедельник.

Вторник – это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка – среда –

Третьим днем была всегда.

А четверг – четвертый день–

Носит шапку набекрень.

Пятый – пятница – сестрица –

Очень модная девица.

А в субботу – день шестой –

Отдыхаем всей гурьбой.

А последний – воскресенье –

Назначаем днём веселья…

Вы отлично знаете дни недели, ребята!

4. Воспитатель :

Следующее задание на пути к Королеве Семерке. Нужно отгадать загадку.

Красивое коромысло над рекою повисло. (Слайд - Радуга)

Сколько цветов у радуги? (7) Назовите их. Давайте выложим кружочки в форме цветка.

Как можно назвать этот цветок? (Цветик – семицветик) .

5. Воспитатель :

Следующее задание такое у нас на пути : показать, как можно получить число 7 (к 6 прибавить 1 (один, от 8 отнять 1 (один) .

Назовите кто соседи цифры 7 (6 и 8) (работа с карточками и счетным материалом) .

Покажите цифру 7 . На столе разные цифры , постарайтесь найти цифру 7 из картинок на столе.

Что вы знаете о числе 7 ?

6. Слайды с изображением Чудес света.

Воспитатель : А теперь нас ждет отдых и интересный рассказ.

7 (семь) считалось магическим числом . Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове.

Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот) .

7 считали священным числом . И на нашей планете в свое время было 7 чудес света. К сожалению, по разным причинам они исчезли с лица земли. Нет прекрасных висячих садов царицы Семирамиды, сгорел Храм Артемиды в городе Эфесе, исчезли скульптура Зевса, гробница царя Мавсола, Колосс Радосский и маяк на острове Фарос.

До наших дней дошло только одно из чудес, над которым, говорят, не властно время. Это пирамиды, которые являются гробницами

египетских царей. (рассказ сопровождается показом фотографий на слайдах) .

7 считалось волшебным числом .

Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света, семь подвигов Геракла.

7. Физминутка. (воспитатель показывает карточки с нужным количеством предметов, дети выполняют движения, посчитав их вслух)

Сколько елочек у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько здесь цветных кругов,

Столько сделаем хлопков.

Если видим семь квадратов

Сделаем мы столько махов.

8. Воспитатель :

Мы часто встречаем число и цифру 7 и в поговорках и пословицах.

В них семь употребляется в значении «все» , то есть предельным числом .

Для того чтобы приблизиться к нашей цели выполняем следующее задание. Рассмотрите пословицы на картинках, объясните, как вы их понимаете? (работа в парах) .

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Семь бед – один ответ.

3. За семью печатями.

4. Семеро одного не ждут.

5. Седьмая вода на киселе.

6. Семеро по лавкам.

9. Воспитатель :

А теперь у нас на пути разные ребусы. Давайте их разгадаем :

7я (семья, 7,Я (семя, в O 7 (восемь) . Мы еще ближе приближаемся к нашей цели.

9. Воспитатель :

Как цифру 7 можно записать по-разному?

А давайте сделаем подружек для Королевы Семерки?

Творческое задание : «Выложи цифру »

Из разного материала выкладывают цифру 7 на листе картона (фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.)

Воспитатель :

Вот мы и пришли к Семерке. Посмотрите, какая она красивая! Она очень рада, что у нее теперь так много друзей. Она благодарит вас за выполненные задания! Спасибо, что вы такие старательные, внимательные и трудолюбивые!

Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали и, что вам понравилось в нашем путешествии.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение ……………………………………………………………….

Из истории числа 7 ……………………………………………………

Тайны числа 7 …………………………………………………………

Число 7 в сказках, пословицах и поговорках……………………….

Число 7 в стихах, загадках, задачах …………………………………

Глава 5.

Головоломка «Танграм» ……………………………………………...

Магия числа 7 …………………………………………………………

Признак делимости на 7 ………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………

Литература …………………………………………………………….

Приложения …………………………………………………………...

Введение

Тема моей работы «Удивительное число 7».

Я выбрала эту тему, потому что меня заинтересовали древние по происхождению натуральные числа, и я решила найти больше информации о числах. Читая книги по занимательной математике, сказки, пословицы, обратила внимание на то, что мне часто встречается число 7. Каждый день на уроках математики мы узнаём о свойствах чисел, решаем с их помощью задачи и уравнения. Большим помощником является учебник, о многом можно узнать из него. Но про то, кем и когда были придуманы числа, для чего они понадобились человеку, какими удивительными свойствами обладают некоторые числа, какие труды по математике дошли до нас, как математику применяют в различных играх и многое другое, можно узнать, если прочитать дополнительную литературу по математике.

Цель моей работы - проанализировать число 7 с математической, философской, магической точек зрения.

Я посетила библиотеки, прочла, как можно больше книг и для достижения цели были поставлены следующиезадачи:

1. Найти интересные факты, задачи, связанные с числом 7.

2. Понять смысл пословиц, поговорок связанных с этим числом.

3. Выявить магическое, философское значение числа 7.

Объектом исследования стало число 7.

Предмет исследования: частота появления числа 7 в математических задачах, головоломках, в различных литературных жанрах.

Гипотеза: ряд интересных фактов даёт возможность предположить, что число 7 является одним из значимых чисел в нашей жизни.

Глава 1. Из истории числа 7

Ряд чисел 1,2,3,4,5,6,7,8,9… называется натуральным. А сами эти числа натуральными. Возник этот ряд в глубокой древности, когда у людей возникла потребность в счете предметов. С появлением натурального ряда был сделан первый шаг к созданию математики. Сейчас все понимают, что натуральный ряд чисел бесконечен. В древности люди этого не знали. Натуральный ряд был очень коротким. Считается, что термин «натуральное число» впервые применил римский государственный деятель, философ, автор трудов по математике и теории музыки Боэций (480 - 524 гг.). Первоначальные представления о числе появились очень давно, в эпоху каменного века, когда люди не только собирали себе пищу, но и стали её активно производить, примерно 100 веков до н. э. Числовые термины тяжело зарождались и медленно входили в употребление.

Росло производство пищи, добавлялись объекты, которые требовалось учитывать в повседневной жизни, в связи, с чем придумывались новые числа: «три», «четыре»… Долгое время пределом познания человека было число «семь». Поговорим о нём. «Что такого интересного в числе семь?» - скажете вы. Число, как число. Однако рассмотрим наиболее интересные факты, связанные с ним. О непонятном говорили, что эта книжка «за семью печатями», знахарки в сказках давали больному «семь узелков с лекарственными травами, которые надо было настоять на семи водах в течение семи дней и принимать каждодневно по семь ложек».

О числах первым начал рассуждать грек Пифагор, который родился на острове Самосе в VI веке до н. э. Сначала он занялся музыкой. Ему удалось установить связь между длиной струны музыкального инструмента и издаваемым им звуком. И тогда Пифагор решил, что не только законы музыки, но и вообще всё на свете можно выразить с помощью чисел. «Числа правят миром!» - провозгласил он.

Пифагорейцы рассматривали число семь как образ и модель божественного устройства и гармонии в природе. Это было число, содержавшее в себе две священные тройки, или «триады», к которым прибавлялась «единица» - божественная монада: 3+1+3.

В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух «жизненных» чисел: три и четыре. Три человека - отец, мать, ребёнок составляют основу жизни; а четыре - это число сторон света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. По утверждению Пифагора, сумма чисел 3 и 4 (символизирующих собой треугольник и квадрат) считалось проявлением законченности и совершенства. Поэтому-то число 7, сумма тройки и четвёрки, воспринималось как священное.

Глава 2. Тайны числа 7

Все мы не задумывались о том, что цифра семь встречается почти на всем пути развития человечества. История числа 7 берет свое начало еще со времен древнего Египта. Именно египтяне выбрали для поклонения 7 богов, основываясь на том, что видели на небе семь планет. И связали всю свою историю и религию с этим загадочным числом, веря в то, что это принесет им вечную и счастливую жизнь. На ночном небе невооруженным глазом видно лишь семь «блуждающих светил» : Солнце, Луна, Марс, Венера, Меркурий, Юпитер, Сатурн. Все непонятные явления природы приписывали богам, и постепенно представление о богах соединилось и с семью «блуждающими светилами» . Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий - богом торговли, Марс - богом войны, Юпитер - богом громовержцем, а Сатурн был богом посева, плюс Солнце и Луна. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя .

В Ветхом Завете написано, что Господь за шесть дней создал землю, море, небо и все, что в них. А на седьмой день отдыхал. И вот с тех пор для всех христиан семь — священное число. А воскресенье — седьмой день недели — выходной, в который, по христианским обычаям, нельзя ничего делать.

Всемирный потоп длился 7 дней .

Великий пост у христиан длится 7недель .

На семи холмах стоит множество городов: Рим, Москва, Стамбул, Ханты-Мансийск, Прага, Киев и Барселона. И это только самые известные и крупные города. А в реальности их гораздо больше. Вообще любой населенный пункт пытаются подвести под эту цифру - 7 холмов. 7 холмов ,на которых построен Рим - это Палатин, Капитолий, Авентин, Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий. В период расцвета Древнего Рима холмы застраивались веками.

7 холмов, на которых построена Москва : Боровицкий (Кремлёвский), Сретенский, Тверской, Трехгорный, Швивая горка, Лефортовский и Воробьевский. Про Москву писали: «Ты стоишь, Москва святая, на семи твоих холмах». В реальности холмов гораздо больше, но для красного слова выделяют семь холмов: у разных исследователей они разные. Но о московских холмах начали упоминать лишь с конца XV века, когда о Москве заговорили как о Третьем Риме.

Семь нот на нотном стане (до, ре, ми, фа, соль, ля, си);

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать семь цветов радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Есть знаменитая фраза: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное, как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Поэтому, цвета радуги по порядку звучат так: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Семь наиболее выдающихся произведений архитектуры и искусства были названы "семьчудес света ": Египетские пирамиды в Гизе; висячие сады Семирамиды в Вавилоне 7 в. до н. э.; храм Артемиды в Эфесе около 550 лет до н. э.; гигантская статуя Зевса в Олимпии около 430 лет до н. э.; Галикарнасский Мавзолей в Малой Азии, середина 4 в. до н. э.; Колосс Родосский (статуя Гелиоса в Родосе), около 292 - 280 до н. э.; Фаросский маяк в Александрийском порту, 143 м, около 280 лет до н. э.

В Христианстве существуют семь смертных грехов — невоздержание, гордыня, зависть, скупость, обжорство, лень, уныние.

7 добродетелей - умеренность, храбрость, мудрость, справедливость, вера, надежда и любовь.

Семь таинств — таинство крещения, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, брак, священство. И число 777 — это число Христианского Триединства.

7 древних наук - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

7 основных порогов на Днепре : "Не спи", "Остров", "Шум порога", "Ненасытец", "Заводь". "Кипящий". "Малый порог".

Древнекитайская мудрость гласит "Для жизни необходимо семь предметов : дрова, масло, соль, соя, уксус, чай и рис".

7 частей тела (голова, шея, туловище, по две ноги и руки).

7 основных жизненных проявлений у клетки (размножение, дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, движение).

7 структурных уровней (атомный, молекулярный, клеточный, тканевый, отдельные органы, системы органов, целостный организм).

Семь типов людей выделяют психологи: доминирующий, аналитический, эстетический, независимый, инертный, стабильный, спутниковый.

По отношению к нововведениям в жизни, людей разделяют на 7 следующих типов: новаторы, энтузиасты, рационалисты, нейтралы, скептики, консерваторы, ретрограды.

В таблице Менделеева семь периодов .

У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников .

7 пар ребер человека достигают его грудины, остальные блуждающие.

7 звезд в созвездии Большой Медведицы - символ Севера.

В Древней Греции почитались 7 мудрецов , живших в VII-VI вв. до нашей эры, которые оставили после себя изречения, основанные на опыте и наблюдениях. Это - Салон, Фалес, Периандер, Клеобулл, Хилон, Биан и Питтак.

Было установлено: период вынашивания потомства у человека длится 280 дней (7х40), у мышей - 21 день (7х3), у зайцев и крыс - 28 дней (7х4), у кошки -56 дней (7х8), у собаки - 63 дня (7х9), у львицы - 98 дней (7х14), у овцы - 147 дней (7х21).

В Исламе число 7 символизирует совершенство . Полагают, что Вселенная состоит из 7 небес, 7 морей, 7 земель, 7 ступеней ведет в ад, а 7 дверей в рай.

Во время ежегодного Хаджа в Мекку паломник должен 7 раз обойти вокруг священного камня Каабы.

Человек воспринимает все окружающие явления - свет, звук, запах, вкус - через семь отверстий в голове: через два глаза, два уха, две ноздри и рот. Более того: людям свойственно усваивать поступающую информацию, если она не превышает 7 категорий. Если число знаков, например, точек на бумаге, меньше семи, то человек, не считая, сразу интуитивно называет число. Если же количество таких точек больше семи, то разум начинает считать.

У многих народов седьмой сын в семье считался будущим чудотворцем. Ему приписывались способности исцелять от ряда болезней одним прикосновением руки. У славян распространялось предание о 7 племенах и 7 родоначальниках (5 братьях и 2 сестрах).

Древние охотники и земледельцы наблюдали за небом. Их внимание привлекло изменение лунного диска. Они заметили, что через 7 дней после новолуния на небе видна половинка этого диска. А ещё через 7 дней вся луна сияет на небе. Проходит ещё 7 дней и опять остаётся половинка диска, а ещё через 7 на ночном небе сияют только звёзды, а Луны совсем не видно. Так пришли они к понятию о лунном месяце, состоящем из четырёх семёрок дней. 7 суток длится одна фаза Луны .

Особенно чтили число семь на Древнем Востоке. Несколько тысячелетий назад между реками Тигром и Евфратом жил народ шумеры. Они обозначали число семь тем же знаком, что и всю вселенную. Некоторые ученые думают, что они выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево, и вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. Так же их внимание на небе привлекали звёзды, в частности созвездие Большая Медведица.

Интересную характеристику числу 7 даёт Х.Э. Керлот: «Семь символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. Заключает в себе союз троичности и четверичности и поэтому наделено исключительной ценностью. Оно соответствует семи направлениям пространства (т. е. шести существующим измерениям: север, запад, юг, восток, верх, низ плюс центр); семиконечной звезде; примирению квадрата с треугольником, посредством наложения последнего на предыдущий (как небо на землю) или путем вписывания одного в другой.

А еще говорят, что у каждого человека есть жизненный цикл, который составляет именно 7 лет. В период своей «семилетки» у каждого человека происходит обновление и преображение его внутреннего мира.

«Семеричность» мира проявлялась, как думали, в семи возрастах человеческой жизни: младенчество - до 7х1 = 7 лет; отрочество - до 7х2 = 14 лет; юношество - 7х3 = 21 год; молодой человек - до 7х4 = 28 лет; мужчина - до 7х7= 49 лет; пожилой мужчина - до 7х8 = 56 лет.

Глава 3. Число 7 в сказках, пословицах и стихах

Математики давно обратили внимание на то, что 7 - это самое большое простое число в первом десятке. Это математическое объяснение проливает свет на древнее обожествление числа семь - самого большого из простых однозначных. Именно с величиной, размером связаны по смыслу многие старинные русские пословицы и поговорки, в которые входит число семь.

В сказке «Семь подземных королей» герои вместе с девочкой Элли помогают жителям волшебной страны избавиться от семи королей, перевоспитав их.

В сказке «Дочь семилетка» девочка семи лет оказалась умнее самого царя и этим смогла помочь своему бедному отцу.

В сказке «Мудрая девица и семь разбойников» молодая девушка спасла от гибели всю свою семью, обманув злых и коварных разбойников.

В сказке «Белоснежка и семь гномов» Белоснежка жила у 7 гномов за 7 горами.

В сказке «Семь Симеонов» семь братьев близнецов владели чудесным ремеслом, путешествовали за дальние моря для того, чтобы привезти невесту для царя.

Это волшебное число широко использовалось в сказках «Волк и семеро козлят», «О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Семеро храбрецов» братьев Гримм, «Цветик - семицветик» В. Катаева, «Семь братьев» в обработке М. Афанасьева, «Семь подземных королей» А. Волкова, «Семилетний стрелок из лука» саамская сказка, «Путешествие за семь морей».

Я думаю в русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли слова «много»: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Чеснок семь недугов изводит», «После хлеба-соли - семь часов отдыхать», «Семеро с ложкой - один с сошкой», «Семеро одного не ждут», «У семи нянек дитя без присмотру», «Семь рек осушила, холста не смочила», «Лиса семерых волков проведёт», «Лук семь недугов лечит», «Семь футов под килем» и т.д.

Поучителен смысл крылатых выражений: «Быть на седьмом небе», обозначающее высшую степень блаженства; «За семью морями» - значит далеко; «Семи пядей во лбу» - очень умный, мудрый выдающийся, талантливый человек; «Седьмая вода на киселе» или «Седьмой квас на гуще», - очень далёкий родственник; «Без году неделя» - недавно; «Семь вёрст до небес» - очень много наобещать, наговорить; «За семь вёрст киселя хлебать» - далеко и попусту идти, ехать, тащиться; «До седьмого колена» - до самых отдалённых поколений; «Семь пятниц на неделе» - образное обозначение человеческого непостоянства; «Семимильными шагами» - очень быстро; «До седьмого пота» - работать, трудиться, до крайнего утомления, полного изнеможения; «За семью печатями» - секретно; «Семь смертных грехов» - плохие, непростительные поступки.

Встречаем число 7 и в стихотворениях:

Цифра семь известна всем.

Что сказать о цифре семь?

Семь исполнилось Сереже.

Стал умнее он и строже.

Пролетит за годом год,

В класс седьмой он перейдет!

Г. Кайтуков

В тесном небе звездной ночью

Я нашел семь ярких точек.

Семь горящих глаз нашел

Называются ковшом

И Медведицей зовут…

Не пойму в чем дело тут?

И ответил мне отец:

Ты сыночек, молодец!

Незаметно год промчится,

И исполнится семь лет -

Будешь в школе ты учиться

И на все найдешь ответ.

Г. Кайтуков

К числу 7 обращаются в своих стихотворениях Мария Конопницкая

Urbs Avinionensis

«Семь - число из самых лучших

Для всего, что сердцу мило.

Авиньон в семерке черпал

Веру, истину и силу.

Семь ворот в стенах имел он,

Семь созвучий в перезвоне.

Семь грехов свершалось за день

В добронравном Авиньоне…»

и Расул Рза

Семь чинар

…Целый край, поля и реки

Осенят в полдневный жар

Семь чинар, семь чинар.

Кто растил деревья эти?

День за днем летят столетья…

И стоит всегда в рассвете

Древо жизни. Жизни дар -

Семь чинар, семь чинар…

Что ты, ветер, так неистов?

Разобьет один удар

Изумруды нежных листьев,

Но не сломит семь чинар…

Глава 4. Число 7 в задачах

Всё сказанное, конечно, интересно для общего развития, но самым главным я считаю не это. Древние римляне говорили: «Слова улетают, написанное остаётся». А уж «что написано пером, того не вырубишь топором». До нашего времени дошли многие рукописи специально посвящённые математике. В папирусе писца Ахмеса, который хранится в Лондоне, даются решения 84 задач на различные вычисления, которые могут понадобиться на практике. Большая часть задач относится к арифметике. Среди них есть задача, связанная с числом 7: «В доме 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышь съедает 7 колосьев, каждый колос даёт 7 растений, на каждом растении вырастает 7 мер зерна. Сколько всех вместе?». По этой задаче видно, что автора не интересует, о каких предметах идёт речь, однородны они или нет - ему важно только общее количество.

Прошло несколько тысячелетий со времён Ахмеса и в XIII веке итальянский математик Леонардо Пизанский, по прозвищу Фибоначчи, привёл в своей книге похожую задачу: «Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осёл несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов?».

И на Руси решались похожие задачи. В XIX веке в деревнях загадывали: «Шли семь старцев. У каждого старца по семи костылей. На каждом костыле по семи сучков. На каждом сучке по семи кошелей. В каждом кошеле по семи пирогов. В каждом пироге по семи воробьёв. Сколько всего?». А ведь это та же задача Ахмеса, которая прожила тысячелетия и дошла до нас.

Меня заинтересовали задачи, в условиях которых используется число 7. В книгах по занимательной математике их много.

Я нашла ещё много задач, задач в стихах, поговорках, загадки.

Нашла семь интересных вопросов, связанных с числом 7:

    Единица измерения времени, равная семи дням? (неделя)

    Как называется мера длины, равная 7 футам? (сажень)

    Ансамбль из семи инструментов? (септет)

    Как называется упряжка из семи лошадей? (семерик)

    В средневековой школе было семь предметов. Их звали «Семь свободных искусств»: грамматика, диалектика, музыка, геометрия, риторика, астрономия, арифметика.

Глава 5. Головоломка «Танграм»

В детстве я увлекалась игрой в пазлы, а сейчас познакомилась с игрой более интересной.

Древние греки занимались геометрией, не только измеряя земельные участки и расстояния до кораблей в море. Они любили геометрические игры. Одна из них называлась «Стомахион». В этой игре надо было из 14 частей квадрата складывать различные фигуры. Этой игрой увлекались настолько, что сам великий ученый Архимед написал о ней сочинение. Похожей игрой развлекались и древние китайцы. Только они делили квадрат не на 14, а на 7 частей и называли свою игру «Чи-чао-тю». Сейчас эту игру называют «Танграм». Первой известной древней книгой по танграму является «Собрание фигур из семи частей» (Китай 1803 г.). Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры танграм. Наиболее распространенной и известной является та, что игра танграм насчитывает около 4000 лет. Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки

Все собираемые фигуры имеют равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что: в каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов; при составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости; элементы фигур должны примыкать один к другому.

Базовым элементом танграма является тан. Таны возможно получить при разрезании квадрата первоначально на два больших равных треугольника, далее согласно рисунка. Встречаются различные задачи, связанные с танграмом.

По мнению М. Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью». Игра «Танграм» развивает логику, мышление, эрудицию. Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций, считал Пифагор. До нас дошла «Пифагорова головоломка», с помощью которой собираются геометрические фигуры из 7 частей.

Глава 6. Магия числа

«Мир построен на силе чисел…»

Числа - это ключ к пониманию человеческого поведения, один из простых методов для изучения и тренировки интуитивных дарований человека и для постижения глубин человеческой личности.

Древние считали, что числа имеют таинственный, магический смысл и влияют на человека и на все, что он делает. У каждого человека есть свои «главные числа». Семерка - символ загадочности и тайны. У людей этого числа повышенная духовность. Им снятся фантастические сны, чудятся неведомые запахи, и все это они толкуют по-своему. Их интересует история, искусство, загадки человеческой души и не волнует заработок. В деле, которым занимаются «семерки», они, как правило, много добиваются. Считается, что число 7 является знаком, родившихся 7-го, 16-го или 25-го числа любого месяца. Семь - это число везения, олицетворения мудрости.

Свойства личности - старательность и поэтическая душа, склонность к аналитическому мышлению и сильная интуиция. Богатая фантазия, живое и яркое воображение. С этим числом рождаются композиторы и музыканты, литераторы и поэты, философы и затворники, мыслители и отшельники. Обладатели 7 талантливы, эмоциональны и любознательны, имеют хорошее чувство юмора и склонность к изобретательству.

Считается, что под знаком числа 7 родились: Чарльз Диккенс, Оскар Уальд, Бред Гарт, Ньютон, Пикассо, Чайковский П.И., Носов Н.Н., Лобачевский Н.И., Вавилов Н.И., Айвазовский И. К., Плющенко Е.И., Никулин Ю.В., Миронов А.А.

Глава 7. Признак делимости на 7

Число делится на 7 тогда и только тогда, когда результат вычитания удвоенной последней цифры из этого числа без последней цифры делится на 7.

Например: 364 делится на 7, так как 36 - (2 × 4) = 28 делится на 7.

Для того, чтобы натуральное число делилось на 7 необходимо и достаточно, чтобы алгебраическая сумма чисел, образующих нечётные группы по три цифры (начиная с единиц) взятых со знаком «+» и чётных со знаком «-» делилась на 7.

Например: число 689255. Первая группа со знаком «+» (689), вторая со знаком «-» (255). Отсюда 689—255 = 434. В свою очередь 434: 7 = 62.

Ещё один признак — берём первую цифру, умножаем на 3, прибавляем следующую (здесь можно взять остаток от деления на 7 от получившегося числа). И далее — сначала: умножаем на 3, прибавляем следующую и т.д. Для 364: 3 * 3 + 6 = 15. Остаток — 1. Далее 1 * 3 + 4 = 7.

Заключение

Итак, получается, число семь преследует нас практически везде. За многие века, у людей выработалась постоянная величина, объем памяти, которые были сконцентрированы именно на семи. Человек мог думать одновременно только о семи вещах и не более. Но это, конечно, только философия. Семерку рассматривали во многих науках, и пришли к более менее приближенному к правде варианту — все связано с фундаментальной математикой с микромиром. На числе семь сфокусировано все внимание и весь смысл. В каждой науке, в каждой области, в каждой сфере деятельности и человеческой жизни есть место семерке — она есть полнота и целостность.

Выполнение этой работы помогло мне сформировать навык творческого подхода к заданиям по математике, разобраться в некоторых методах и способах решения задач, научиться самостоятельно отбирать нужную информацию, делать выводы. Поняла, что математика - это интересная наука о числах и их применении, и согласна с тем, что Пифагор считал - всё на свете можно выразить с помощью чисел.

Объектом исследования было число 7. Я нашла интересные задачи, связанные с ним. Лучше поняла смысл пословиц. Увидела его применение в головоломках и сделала вывод, что для игры Танграм основным требованием к человеку является логическое мышление, а для игры пазл - всего лишь усидчивость и терпение. Теперь мне легче будет учиться дальше и работать с другими числами.

Информация, которая содержится в этой работе, заинтересовала так же моих одноклассников, помогла им открыть для себя новые факты, задачи. Исходя из этой информации, можно сделать вывод: мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что, если бы каждый из учеников уделил ему больше внимания, то нашел бы для себя много полезного и интересного.

В результате исследования подтвердилось магическое и философское значение числа 7.

Все эти факты доказывают значимость числа 7 в подтверждение выдвинутой мной гипотезы. А мне, как ученице, позволяют быть успешной при решении нестандартных задач на уроках математики.

Удивительное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Почитали его много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.

Литература

    Возникновение и развитие математической науки: кн. для учителя. М: «Просвещение», 1987.

    Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М: «Просвещение», 1989.

    Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел. / Книга для учащихся, М: «Просвещение», 1995.

    Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики. М. «Просвещение», 1967.

    Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М: «Просвещение», 1988.

    Нейхардт А. А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.

    Савин А.П., Станцо В.В., Котова А.Ю. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Авторы-составители М.: АСТ, 1998

    Якушева Г.М. и др. Большая математическая энциклопедия. М: «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

Информационные ресурсы:

    http://kod-imeni.ru/

    Сергей Фурс. О геометрических конструкторах. http://www.pxpict.com/

    «Интерактивная математика 5 - 9 класс». Дрофа - ДОС Мультимедиа.

    1С: Образовательная коллекция «Планиметрия 7 - 9».

Приложение 1

Пословицы и поговорки

А ты, седьмой, у ворот постой.

Видно, велик городок, что в нем семь воевод.

Для бешеной собаки семь верст не круг.

Для любимого дружка семь верст не околица.

Дожидай год и семь суббот.

За семь верст киселя хлебать.

За семью печатями.

Лук - от семи недуг.

Макару поклон, а Макар на семь сторон.

Марток одевай семеро парток.

Не велик городок, да семь воевод.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Седьмая вода на киселе.

Семеро ворот и все в огород.

Семеро одного не ждут.

Семеро по зайцам, а шкурки нет.

Семеро по лавкам.

Семи смертям - не бывать, а одной не миновать.

Семь бед - один ответ.

Семь верст до небес и все лесом.

Семь лет - беда, девять лет - несчастье.

Семь мудрецов дешевле одного опытного человека.

Семь потов сошло.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Семь раз поели, а за столом не сидели.

Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Семь футов под килем.

Семь, восемь - лень отбросим.

Тайна за семью печатями.

Три бабы - базар, а семь - ярмарка.

У кобылы хоть семь жеребенков, а ей свой хомут.

У одной овечки семь пастухов.

Всемером пойдём - далеко уйдём.

В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнёт.

Для бешеной собаки и семь вёрст не круг.

Для любимого дружка семь вёрст не околица.

За семь вёрст комара искали, а комар на носу.

Лук - от семи недуг.

Приложение 2

Считалки

Раз пошли ребята к речке,

Два весла несли в руках.

Им навстречу три овечки

И четыре индюка.

Испугались, разбежались.

Весла бросили в кусты,

А найти их должен ты.

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - шли домой.

Вслед за ними плелся пятый,

Впереди бежал шестой,

А седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал:

Где вы? Где вы?

Мы тут рядом… поищи.

Скороговорки

    Сидели, свистели семь свиристелей.

    В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.

    У Степана есть сметана.

Простокваша да творог,

Семь копеек туесок.

Загадки

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом.

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(Дни недели)

Нас отара, семь баранов,

Защищает от буранов.

Приказало солнце: «Стой»,

Семицветный мост крутой.

7 Я. (Семья)

Приложение 3

Задачи в стихах

В небе радуга - дуга

Замыкает берега

Расцветая всё ясней

Чудо - краски светят

Пусть ответит

Сколько красок

В ней играет,

Озаряя моря гладь?

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех окуней,

Рыбак Евсей -

Четырёх карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

У Сашки в кармашке

Конфеты в бумажке.

Он дал по конфете

Свете и Пете,

Ирине и Галине,

Марине и Нине,

И сам съел конфету

А больше нету.

(Сколько было конфет?)

Задача скороговорка

Шел Саша по шоссе

Нес сушки в мешке.

Сушку - Грише,

Сушку - Мише.

Есть сушки Проше,

Васюше и Антоше.

Еще две сушки

Нюше и Петрушке.

(Сколько сушек нес Саша?)

Приложение 4

Задачи с числом 7

Задача 1

Какое натурально число в 7 раз больше цифры его единиц? Ответ: число 35

Задача 2

Как 7 яблок разделить поровну между 12 мальчиками, не разрезая ни одного яблока больше, чем на 4 части?

Задача 3

Колхозница привезла на рынок для продажи корзину яиц. Продавала она их по одной и той же цене. После продажи яиц колхозница пожелала проверить, верно ли она получала деньги. Но вот беда: она забыла, сколько у неё было яиц. Вспомнила она только, что когда перекладывала яйца по 2, то оставалось одно яйцо. Одно яйцо оставалось также и при перекладывании яиц по 3, по 4, по 5, по 6. Когда же она перекладывала по 7, то не оставалось ни одного. Помогите колхознице сообразить, сколько в корзине было яиц. Ответ: 301 яйцо

Задача 4

Из 4 спичек сложено число VII (семь). Как можно переложить две спички так, чтобы получилось число 5?

Задача 5

Бидон, ёмкость которого 10л, наполнен керосином. Имеются ещё пустые сосуды в 7 и 2 л. Как разлить керосин в два сосуда по 5 л каждый?

Решение: Сначала из первого сосуда надо отлить во второй 7л, а затем из второго 2л в третий.

Задача 6

Какой цифрой оканчивается обычная запись числа? Ответ: 3

Задача 7

Между некоторыми цифрами расставь математические знаки и скобки, чтобы получились верные равенства.

7 7 7 7 7 7 7=6 Ответ: (7+7+7+7+7+7):7=6

7 7 7 7 7 7 7=7 (7·7-7·7+7·7):7=7

7 7 7 7 7 7 7=8 777:777+7=8

7 7 7 7 7 7 7=10 7:7+7:7+7:7+7=10

7 7 7 7 7 7 7=49 7+7+7+7+7+7+7=49

7 7 7 7 7 7 7=107 (777-77):7+7=107

7 7 7 7 7 7 7=140 ((7+7):7+7)·7+77=140

Задача 8.

Доказать, что числа вида aba делятся на 7, если a+b делится на 7.

Решение: запишем аbа = 100а + 10b +a = 101a +10b

По условию a+b =7k, где k N. Тогда aba = 91a + 10a + 10b = 91a + 10(a+b) = 91a + 10*7k = 7(13a + 10k), это число делится на 7.

Приложение 5

Как вычислить число человека

Для этого нужно сложить все числа входящие в дату рождения до однозначного числа! К примеру: 26.05.1961. 2+6+5+1+9+6+1=30. 3+0=3.

Теперь можно посмотреть трактовку счастливого числа:

1 - число лидеров, энергичных прямолинейных людей.

2 - число дипломатов. Эти люди мягки и тактичны.

3 - тройка наделяет людей талантом, острым умом, развитой интуицией.

4 - надежные, стойкие, честные люди.

5 - их характеризуют подвижность, свобода, любовь к приключениям и всему необычному.

6 - люди этого числа судьбы честны, откровенны, надежны, добры, жизнерадостны.

7 - они - прирожденные философы, не заинтересованные материальной стороной жизни.

8 - число руководителей, изобретателей, гуманных и сильных людей.

9 - люди этого числа судьбы умны, творчески одарены и обладают сильной волей.

Вот и все!

1 - Солнце

Сила, индивидуальность, созидание. Люди этого числа - прирожденные лидеры. "Единички" активны, агрессивны и амбициозны, всегда стремятся занять первые места, могут быть совершенно безжалостны и способны ради карьеры жертвовать всем, в том числе и отношениями с окружающими. Это число победителей, но и тиранов. Счастливый день недели для числа 1 - воскресенье.

Люди числа 2 как правило мягки, артистичны и обаятельны, могут легко приспосабливаются к обстоятельствам. Часто им свойственна пассивность и отстраненность. Им присущи изобретательность и интуиция, однако они не слишком часто преуспевают в осуществлении своих планов. Они более склонны к размышлениям, нежели к действиям. Эти люди бывают часто подвержены депрессиям. Очень хорошие отношения устанавливаются у них с людьми числа 1. Счастливый день недели для числа 2 - понедельник.

3 - Юпитер

Три - число троицы. Обычно люди этого числа - энергичны, талантливы, дисциплинированны, что почти всегда позволяет им добиваться больших успехов в избранных ими областях деятельности. Как правило, они никогда не удовлетворяются малым. По характеру они очень горды и независимы, им нравится контролировать ситуацию, командовать и приказывать. Чаще всего, наилучшие отношения у них складываются с теми, чье число составляет 3, 6 или 9. Счастливый день для этого числа 3 - четверг.

4 - число времен года, число сторон света, число стихий. Люди этого числа обычно смотрят на вещи со своей особой точки зрения, что позволяет им находить скрытые от остальных детали. Одновременно, это обычно и становится причиной их несогласия с большинством и стычек с окружающими. Они редко стремятся к материальному успеху, будучи не слишком дружелюбными, они часто бывают одиноки. Наилучшие отношения устанавливаются у них с людьми чисел 1, 2, 7 и 8. Счастливый день недели для числа 4 - воскресенье.

5 - Меркурий

5 - число чувств. И люди этого числа действительно крайне чувствительны. Обычно по натуре они очень живые, импульсивные, легкомысленные, склонны к риску, очень ценят удовольствия. Как правило, они легко возбудимы и часто бывают подвержены нервным расстройствам. В бизнесе люди числа 5 как правило преуспевают и очень быстро выправляются после неудач. Наилучшие отношения обычно складываются у них с обладателями того же числа. Удачный день недели для числа 5 - среда.

6 - Венера

6 - число, которое считается одним из наиболее счастливых, поскольку является суммой своих делителей: 6 = 1 + 2 + 3. Люди числа 6 - гармоничны и взвешены, располагают к доверию, хотя, иногда бывают слишком упрямы. Они чаще всего очень романтичны и влюбчивы, интересы их, как правило, сосредоточены на доме и семье. Им присущ хороший вкус, они очень располагают к себе, легко сходятся с другими людьми. Счастливый день недели для числа 6 - пятница.

7 - Нептун

Число семь - сивол удачи и оккультных знаний. Люди этого числа чаще всего становятся философами и мыслителями. Обычно они погружены в собственные мысли и потому несколько оторваны от окружающих. Им также свойственна любовь к разного рода путешествиям. Начинания этих людей чаще всего заканчиваются успешно. Счастливый день недели для числа 7 - понедельник.

8 - Сатурн

8 - самое странное и самое трудное число. С одной стороны его можно представить как сумму 4 + 4, что говорит о том, что характеру его людей вдвойне свойственны качества людей числа 4. С другой стороны, число 8 имеет и свои собственные свойства. Например, оно может означать горе, печаль и, одновременно, успех, иногда - мирового значения. Людей числа 8 отличает большая сила воли и резко выраженная индивидуальность, обычно в общении им свойственна внешняя холодность и отстраненность, хотя, на самом деле они способны на самые горячие чувства. Счастливый день недели для числа 8 - суббота.

Число 9 часто считается главным числом нумерологии, со специальным, иногда даже сакральным значением. Связано это с тем, что при умножении на любое число, девятка воспроизводит себя. К примеру, 9 х 4 = 36 => 3 + 6 = 9. Обычно люди числа 9 - прирожденные борцы, они активны, смелы и целеустремленны, за счет чего как правило и побеждают. Одновременно люди числа 9 часто попадают во всякого рода неприятные ситуации. Эти люди способны на самые лучшие чувства по отношению к близким. Счастливый день недели для числа 9 - вторник.

Математика Тема Число и цифра 7. Знакомство.
Цель: Познакомить с числом и цифрой 7
Задачи:
­Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Умение обозначать количество из семи
предметов цифрой 7, знание состава числа 7
­Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей. Повторить порядковый
счет.
­Развивать математические представления детей. Формировать навыки счета в пределах 7.
­ Развивать речь, мышление на основе анализа веселых задач.
­Воспитывать желание узнавать новый материал, прививать интерес к учебному предмету.
Коммуникативные УД: работа в группах, высказывание своего мнения, выслушивание чужого,
развитие монологической и диалогической речи;
Регулятивные УД: интерес к учебному предмету (игры, сюрприз), планирование и оценивание своей
деятельности;
ПознавательныеУД: анализировать, выделять главное, классифицировать, рассуждать.
Оборудование: ИКТ, рисунок состава числа 7, математический веер, домик, счетный материал,
рабочие листы, линейки.
«Весёлые задачи»
В задании повторяется состав числа 6. Учитель читает стихи, а дети на основе предметных действий
самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
а) Я нашёл в дупле у белки пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит, мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки сосчитай­ка!
Один ребёнок выкладывает на магнитной доске орешки, проговаривая свои действия вслух.
Остальные ­ у себя на столах выкладывают кружки разного цвета: О О О О О + О 5 + 1 = 6
б) Два кубика у Саши, четыре ­ у Паши.
Вы кубики все эти скорей сосчитайте, дети.
На демонстрационной лесенке один ребёнок выставляет кубики разного цвета, комментируя свои
действия. Остальные дети выкладывают кубики LEGO двух цветов (или квадраты) у себя на столе: 2
+ 4 = 6
в) Три больших, три маленьких, маленьких, удаленьких ­
Целая семья опят. Сколько их на пне сидят?
У детей ­ разноцветные кружки, на демонстрационной доске ­ картинки с большими и маленькими
грибами: 3 + 3 = 6
Обобщение: Как можно получить число 6? (5 + 1 или 1 + 5, 2 + 4 или 4 + 2, 3 + 3.)
Пальчиковая гимнастика «В гости» «Паучок»
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно
пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик­малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

Ход урока
1. Организационный момент.
­ Сегодня на уроке у нас гости, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и
покажем, как мы умеем работать на уроке.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного.
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
Все улыбнулись, тем самым пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь
посмотрите на меня. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Я тоже желаю вам
работать дружно, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам
будут: внимание, находчивость, смекалка. Во время урока мы побываем в гостях у изученных чисел и
познакомимся еще с одним из них. А с каким числом, вы узнаете чуть позже. Улыбнулись, в путь!
2.Актуализация знаний
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Сегодня новые задачи будем решать.
Кто хочет получить отметку «пять»?
Тогда устный счет пора начинать.
Работа с числовым рядом. (у каждого набор­ выложить)
Перед вами числа, которые заблудились. Поставьте их в правильной последовательности. (3,2, 1, 4,
6,5). Назовите хором последовательность чисел в прямом и обратном направлении. (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Работа с числовыми веерами.
Покажите число:
«Какое число спряталось»
Стоящее перед 3 (2)
Стоящее слева от 5 (4)
Стоящее справа от числа 2 (3)
Между 4 и 6 (5)
Следующее за 5 (6)
Игра «Засели домик числа».
Вы показали число 6. Давайте зайдем в гости к нему и посмотрим, какие числа с ним живут под одной
крышей. Постучим кулачком в окошко 6 раз. (Стучим 6 раз по столу). А вот и домик. Какие числа
поселились с числом 6? (6­ это 1 да5; 2 да 4; 3да 3.)
3.Работа по теме. Знакомство с новой темой (новыми знаниями)
Образование числа 7
Мы побывали в домике числа 6. А домик какого числа следует за ним? (7)
Чтобы тему урока узнать,
Надо загадку отгадать:(я вам подскажу, но для этого решите задачу­ ниже) слайд 1
Есть пословица у нас
И она известна всем ­
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.

Отрезаешь только раз,
А отмерить надо... (Семь)
Гномиков у Белоснежки,
Братьев­близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… (семь)
Правильно, число 7.
(слайд 2) Сегодня мы с вами и отправимся в гости к новому числу­ 7.
Как вы думаете, что мы будем с вами делать? (считать, писать, играть, изучать состав числа)
А давайте с ним поближе познакомимся. Как же его получить если есть число 6? (к 6+1). Так число 7
по­ отношению к числу 6 является следующим или предыдущим? (Следующим) .Учитель выставляет
карточку с числом 7 в числовой ряд.
Ёж спросил ежа­соседа: Собираю их в лесу:
­Ты откуда, непоседа? Шесть принёс, одно несу.
­Запасаюсь я к зиме. Призадумался сосед:
Видишь, яблоки на мне? Это сколько будет всех?
Один ребёнок выкладывает картинки на магнитной доске, а остальные работают с геометрическим
материалом.
­Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок ёж уже принёс? (6
яблок.) Положите у себя на столах столько же красных кружков.
­Сколько яблок он ещё несёт? (Одно.)
­Что мы должны сделать? (Прибавить ещё одно яблоко.)
О О О О О О + О 6 + 1
­ Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили ещё 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.)
­ Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Ёж принёс ещё 1 яблоко. К 6 яблокам прибавили одно
яблоко ­ получили 7 яблок.) домик
Еще одна загадка, подумайте и решите:
Пять цыплят стоят,
На скорлупки глядят,
Два яйца в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
­Сколько цыплят было сначала? (5)
­Сколько яиц еще лежит? (2)
Сколько будет у наседки цыплят? (7)
Как найдем? (5+2=7)
Еще одна загадка:
Много зверей у Саши живет:
четыре собаки и трое котят.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать!
Сколько собак живет у Саши? (4)
Сколько котят? (3)
Сколько всего зверей живет у Саши?(7)
Как получили 7?(4+3)
Как можем получить 7? (6+1, 5+2, 4+3) домик –на доске (слайд 3)
Знакомство с цифрой 7.
А число 7 обозначают знаком­ цифрой 7.(Учитель показывает новый значок для обозначения числа 7).

Давайте подумаем, а что может обозначать цифра 7?
Кто со сцены нам поёт, знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это ясно всем!
7 нот нотного стана, 7 цветов радуги, 7 дней в недели.
Что сказать о цифре 7?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай ­ ка их живей!
Если в счёте не собьёшься­
Ровно семь получишь дней.
Дети называют дни недели в правильной последовательности. Учитель выкладывает 7 полосок
цветной бумаги ­ по количеству цветов радуги: понедельник ­ красная, вторник ­ оранжевая и т. д. – и
получится радуга.
­ Какой седьмой день недели?
Есть также с цифрой 7 пословица «Семь раз отмерь­ один раз отрежь», также встречается в названии
сказок «Белоснежка и 7 номов», «Волк и 7 козлят».
­ А теперь посмотрите на цифру 7 и скажите, на что она похожа цифра 7? (слайд 4­5)
Вот семёрка­кочерга,
У неё одна нога.
(С. Маршак)
Семь ­ точно острая коса,
Коси, коса, пока, остра.
(Г. Виеру)
Очень похожи,
Семёрки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
2) Работа с числовым рядом.
Посмотрите на новый дом с новым хозяином. Назовите хозяина этого домика.(7)
Какие числа у него живут?
Посмотрите на ленту чисел.
После какого числа при счете идет число 7?
Какое число стоит перед 7?
После какого числа стоит 7?
Кто соседи числа?
Какое число стоит справа числа 6?
Сосчитайте, сколько учеников в классе?
Посчитайте от 1 до 7.
Посчитайте от 7 до 1.
Знакомство с написанием цифры 7.
Мы познакомились с числом 7. Давайте теперь познакомимся с его написанием. Отправляемся к нему
в гости. Но прежде чем отправится в гости к числу 7­ сходят в гости друг другу наши пальчики:
Пальчиковая музыкальная гимнастика «Паучок»
Идем в гости к 7, стучим в дверь, ведь мы гости и должны знать, что придя в гости мы должны сначала
постучать. (стучат по цифре от верха до низа­ у каждого на столе образец написания и по нему
стучат)
Из каких элементов состоит цифра 7? Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой
палочек. А вот и сама цифра 7
Чтоб семёрку написать,
Уголок рисуй опять.
Сверху вниз от уголка
Линию ведёт рука.
До конца её тяни,
Посредине прочеркни.

Эту цифру ­ цифру семь,
Написать легко совсем!
Работа в тетради
Показ написания цифры 7 с помощью видео­ презентации
Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую
линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят её до верхнего правого угла клетки.
Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры два
(движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней
линии клетки, а у семёрки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят
наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная
палочка должна перечёркивать длинную палочку примерно посередине.
А теперь попробуем вместе: с начала воздухе, повторяем все вместе: повернули ручку обратной
стороной и пишем в воздухе.
А теперь напишем цифру 7 на тарелочке (манка).
А теперь работаем самостоятельно: учащиеся работают в тетради­ рабочий лист
Двое два образца обводят, потом самостоятельно, остальные обведут по шаблону­ две строчки
4. Физминутка для глаз «Радуга»
Тут тучка набежала и пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, на небе появилась радуга­ дуга.
Вытянем ручку вперед с указательным пальчиком и проведем по радуге. Наблюдаем за кончиком
пальчика, меняем пальчики.
А сколько цветов у радуги? (Тоже 7). Назовем их.
Я слышала, что если найти, где заканчивается радуга, в этом месте найдешь клад. Давайте и мы с вами
пойдем по радуге дальше и, решив следующее задание, тоже, может быть, найдем клад.
5. Работа по теме (Закрепление)
Игра «Найди цифру»
Карточка «Найди цифру»­ ищут цифру на рабочем листе и обводят. Сколько цифр 7 нашли и обвели в
красный кружок? (7)­ посчитайте
6. Физминутка
Раз –подняться, подтянуться,
Два ­ нагнуться­разогнуться,
Три ­ в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре­ руки шире,
Пять ­ руками помахать,
Шесть – за парту тихо стать,
Семь ­ за парту ­ тихо сесть.
7. Работа по теме (Первичное закрепление)
Игра «Найди пару»
Соотнеси картинки с цифрой. Поставь цифру к тем предметам, количество которых мы можем
обозначить цифрой
(дополнительно) Сложить цифру – картинка разрезана
Пазл­ какой цифрой обозначим, найдите и положите рядом с картинкой
Работа у доски
Игра «Найди пропавшую цифру»

Работа с числовым рядом, доставляют нужную цифру. (у доски) или отгадывают
«Цветик ­семицветик»
На улице весна. Дождик закончился, солнышко пригрело землю и тут появился…. (цветочек). А как
он называется, вы сейчас узнаете, но для этого давайте выполним задание и поможем цветочку
распустить лепесточки. (Дети выполняют задания и вокруг серединки расставляют лепестки).Мы
выполнили задание, что общего у них? (У всех ответ 7).
(Цифра семь­ дописать элемент, двое учеников­ соседи числа, примеры)
Как же называется этот цветочек? (Цветик­ семицветик). А где с ним мы с вами встречались? (В
сказке В. Катаева «Цветик ­ семицветик»)Сколько у него лепестков? (7).
Самостоятельная работа
Карточка с уровнем сложности (выбор, или сам учитель)
1. Дописать цифру до конца в числовом ряду
2. Числовой ряд­ пропущены цифры­ есть в низу для соединения
3.Числовой ряд­ дописать нужное число
Проверка с доской и проговаривание
8. Итог урока. Релаксация.
­ А с каким числом и цифрой мы познакомились на уроке?
­ Как можно получить число 7?
­Какую оценку за урок вы поставите себе?
­Что понравилось делать на уроке?
­Что было трудно?
­ Что интересного вы узнали на уроке?
Если тебе понравилось работать на уроке, то прикрепи луч к солнышку, если трудно, и неинтересно­
капельку дождя.
­ Знания, которые вы получили на этом уроке – это настоящий клад, который останется с вами на всю
жизнь.
Наступила пора расставания,
С миром чисел, чудес и побед.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
С радостью вам говорю:
Все ученики здесь молодцы!
Слайд 5

Знакомимся с числом и цифрой «7» , используем для знакомства различный дидактический материал .

Дидактический материал по математике.

Цифра «7»

Веселые стихи

Цифра семь – подъемный кран –Заглянула в гости к нам.Семь цветов с собой взяла,

В небе радугу зажгла.

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь.

Ручка, чтобы ей писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Я легко смогу отнять

От семи и три, и пять.

Но отнять у Саньки

Не могу я санки.

В. Ланцетти

Над лесами, над рекойСемицветный мост дугой.Если б мог я встать на мост,

Я б рукой достал до звезд.

В деревушке семь избушек,

Семь крылечек, семь старушек,

Семь щенков, семь дымков,

Семь драчливых петухов

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят.

Распустили семь хвостов.

Каждый хвост семи цветов.

А. Стройло

Семь – точно острая коса,

Коси, коса, пока роса.

Г. Виеру

У нее одна нога,

Да и та без сапога!

Загадки

Кнутом не гонят,Овсом не кормят;Когда пашет –

Семь плугов тянет.

(Трактор.)

Что за птицы пролетаютПо семерке в каждой стае?Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели.)

Нас отара, семь баранов,Защищает от буранов.

(Шуба.)

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!».

(Радуга.)

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки.

(Ноты.)

Братцев этих ровно семь.Вам они известны всем.Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

(Дни недели.)

Веселые задачки

Дружно муравьи живутИ без дела не снуют.Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой?

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

Слон, слониха, два слоненкаШли толпой на водопой.А навстречу три тигренка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось друзей?

Дядя ёжик в сад зашел,

Десять спелых груш нашел.

Три из них он дал ежатам,

Остальные же – зайчатам.

(Сколько груш он дал зайчатам?)

На опушке в день весенний

Под кудрявою листвой

К Белоснежке в день рожденья

Собрался народ лесной:

Гном Тихоня, Безбородый,

Мудрый, Рыжий и Ворчун,

Забияка и Молчун.

Сколько было там народа?

В. Усачева

  Наша Маша рано встала,Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки на окошке,

Две Аринки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

(Сколько всех?)

Белка, ежик и енот,

Волк, лиса, малышка крот

Были дружные соседи.

На пирог пришли к медведю.

Вы, ребята, не зевайте:

Сколько всех зверей, считайте

  Мама-белка для детишекСобрала десяток шишек.

Сразу все не отдала,

По одной всего дала.

Старшему – еловую,

Среднему – сосновую,

Младшему – кедровую.

(Сколько шишек осталось у белки?)

К медвежонку в день рожденья

Собрался народ лесной:

Ежик, волк, енот, барсук,

Заяц, лось, лисенок – друг.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех гостей?

  Бабушка МилаЖивотных любила,

Каждое утро ласкала, кормила:

Кошку, корову, овцу, поросенка,

Сколько животных у бабули

в семейке?

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трех окуней.

Рыбак Евсей – четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

  Бабушка Надя в деревне живет,Животных имеет, а счет не ведет.

Я буду, ребята, их называть,

Корова, теленок, два сереньких гуся,

Овца, поросенок и кошка Катуся.

(Сколько животных у бабушки?)

В. Дроздова

Летела стая тетеревов,

Села на рощицу;

По двое на дерево сядут –

Одно дерево лишнее.

По одному сядут –

Один тетерев лишний.

(Ответ: 4 тетерева и 3 дерева.)

Пословицы и поговорки

  • Семь бед – один ответ.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Один с сошкой, семеро с ложкой.
  • Семь пятниц на неделе.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Лук от семи недуг.

Скороговорки

  • Сидели, свистели семь свиристелей.
  • В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
  • У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок.

Физкультминутка

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним поклонов (7).

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков (7).

Сколько вязаных клубков.

Столько сделаем хлопков (7).

Графические задачи

З а д а н и е 1. Раздели утят.

Семь утят в пруду все время ссорятся. Как разделить их тремя линиями, чтобы прекратить ссоры?

З а д а н и е 2. Найди круги.

Найдите в каждой фигуре по 7 кругов.

З а д а н и е 3. Помоги Белоснежке найти путь.

Белоснежка решила угостить семерых гномов, которые работали в лесу. Как пройти к гномам, не заходя к каждому дважды?

Ребус

7 я


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции