08.06.2022

Высшая церемониальная магия. Церемониальная магия и волшебство. Отрывок, характеризующий Церемониальная магия


Церемониальная магия , также известная как Высшая магия , является широким термином, используемым в контексте герметизма или Западного эзотеризма для описания различных длительных, тщательно продуманных и сложных магических ритуалов. Церемониальная магия называется так по той причине, что включает в себя церемонии и разнообразные необходимые магические инструменты, призванные способствовать практику в его работе. Церемониальную магию можно рассматривать как расширение ритуальной магии, а в большинстве случаев они являются синонимами. Будучи развитой на основе гримуаров и тайных инструкций Ордена Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалли Орденом Мартинистов Папюса , она была популяризирована Герметическим Орденом Золотой Зари . Церемониальная Магия имеет отношение к таким школам философской и оккультной мысли, как Христианская каббала , Герметическая каббала, Енохианская магия , а также к различным магическим гримуарам , Эзотерическому христианству , Таро .

Магия эпохи Ренессанса

Термин церемониальная магия ведет свое происхождение от Магии эпохи Ренессанса XVI века , и относится к практикам, описанным в различных гримуарах периодов Средневековья и Ренессанса , а также сборниках, подобных сборнику Йоханнеса Гартлиба. Георг Пикториус использует данный термин как синоним Гоетии .

В переводе Джеймса Сэнфорда от 1569 года сочинения Агриппы «О недостоверности и тщетности всех наук » (De incertitudine et vanitate scientiarum ) () говорится: «Частями Церемониальной Магии являются Гоетия и Теургия ». Для Агриппы Церемониальная магия была противоположной естественной магии. Несмотря на свои опасения по поводу естественной магии, которая включала в себя астрологию , алхимию , а также то, что мы рассматриваем теперь как области естествознания, такие как ботаника, он был готов тем не менее признать ее «высшей точкой естественной философии». С другой стороны, Церемониальную Магию, включающую в себя все виды общения с духами, в том числе некромантию и колдовство, он всецело осудил как нечестивое неповиновение Богу .

Возрождение

С момента появления движения Романтизма в XIX веке множество отдельных личностей, а также групп осуществили возрождение Церемониальной Магии.

Фрэнсис Барретт

Среди различных источников по Церемониальной Магии «Маг» (The Magus ) Френсиса Барретта объединяет в себе глубокие знания по алхимии, астрологии, а также Каббале , и является трудом, использовавшимся в Герметическом Ордене Золотой Зари , а также рассматривается некоторыми как наиболее важный источник по данному вопросу.

Идея о написании трактата по магии возникла у Элифаса Леви совместно с его другом Бульвером-Литтоном . Данный трактат появился в 1855 году под названием Dogme et Rituel de la Haute Magie , и был переведен на английский Артуром Эдвардом Уэйтом под названием «Трансцендентальная магия, ее Доктрина и Ритуал».

В 1861 он издал продолжение, «Ключ к Великим Мистериям» (La Clef des Grands Mystères ). Дальнейшие работы по магии Леви включают в себя «Легенды и Символы» (Fables et Symboles ) (1862), а также «Наука о Духах» (La Science des Esprits ) (1865). В 1868 он написал «Великий Аркан, или Разоблаченный Оккультизм» (Le Grand Arcane, ou l’Occultisme Dévoilé ); однако, этот труд был издан только после его смерти, в 1898 году.

Тексты по магии Леви пользовались большим успехом, в особенности после его смерти. Его представления о магии были популярны по обе стороны Атлантики начиная с 1850-х годов. Его магическое учение было свободно от явного фанатизма, несмотря на свою туманность; он не собирался ничего продавать, и не претендовал на титул посвященного в некое древнее или вымышленное тайное общество. Элифас Леви сделал частью своей магической системы карты Таро , и в результате они стали важной частью инструментария приверженцев Западной Магической Традиции. Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари, и по большей части в связи с этим воздействием Элифаса Леви считают одним из ключевых основателей возрождения магии в двадцатом веке.

Свой псевдоним «Папюс» («Врач») доктор Жерар Анкосс заимствовал из «Нуктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви, почитаемого им автора. Папюс является автором более, чем 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Будучи прекрасным компилятором, он составил материалы, включающие в себя ценные сведения по Церемониальной Магии, а также написанные им руководства для приготовления к данным операциям.

По утверждениям Папюса, он имел на руках рукописи Мартинеса де Паскуалли , основателя Ордена Рыцарей-Масонов, Избранных Коэнов Вселенной (Ordre des Chevaliers-Macons Elus-Cohen de L’Univers ), члены которого практиковали Теургические операции , а также экзорцизм , индивидуальный и всеобщий, имеющие целью Всеобщую Реинтеграцию . Кроме того, он являлся преемником одной из линий Мартинизма , исходивших от Луи Клода де Сен-Мартена , и в 1891 совместно с Огюстом Шабосо, с которым они «обменялись преемственностями», создал Орден Мартинистов (Ordre Martiniste ), который, благодаря своему устройству, благополучно пережил Первую и Вторую Мировую Войну.

Герметический Орден Золотой Зари - магический орден, существовавший в конце XIX - начале XX века , члены которого практиковали магические и теургические церемонии, а также духовное развитие. Вероятно, данный Орден можно считать оказавшим крупнейшее влияние на популярный и общедоступный западный оккультизм XX века . Благодаря членам Золотой Зари стало возможным просвещение англо-говорящего общества в отношении теории и практики магии, так как, в частности, ими был произведен обширный труд по переводу на английский язык множества значимых трактатов.

Магические инструменты

Практика Церемониальной Магии требует использования изготовленных, а также освященных специально для данной цели инструментов для отдельного ритуала, или же для ряда ритуалов. Подробно сами инструменты, и ритуалы их освящения описывались сначала в разных средневековых руководствах, затем в книге «Учение и Ритуал Высшей Магии » Элифаса Леви , и после этого - уже у Папюса , Станисласа де Гуайты (книга «Змей Книги Бытия») и в инструкциях ордена Золотой Зари С. Л. МакГрегором Мазерсом .

В книге «Трактат Практической Магии» Папюса (Жерара Анкосса) описывается оборудование для магической лаборатории, которое включает в себя жертвенник, покрытый тонким белым полотном, на котором должен быть изображен Вселенский Пантакль в трех его планах: человеческом, природном и божественном, а также магическое вогнутое зеркало на черном фоне, прислонённые над жертвенником к стене. На

Вне зависимости от того, как людской род относится к церемониальной, или Высшей магии , эта таинственная, потусторонняя область метафизического знания обладает сложной, богатой историей. Уходящая корнями в мистерии и обряды древнейших времён , церемониальная магия представляет собой сложный свод ритуалов , позволявших призывать и контролировать высшие духовные сущности.

Тропой обряда

Являя собой неотъемлемый элемент западной эзотерической традиции , церемониальная магия издавна незримо вилась красной нитью сквозь духовное наследие Древнего Египта, античности, средневековья, эпохи Возрождения … Парадоксально, но факт: невзирая на технологический прогресс, казалось бы, могущий поставить под угрозу само существование сферы магического знания, церемониальная магия расцвела пышным цветом именно в Новое время .

Именно в эту эпоху исследованием специфики Высшей магии активно занялись такие корифеи оккультизма, как Фрэнсис Барретт, Элифас Леви, Папюс , и многие другие. Церемониальной магии уделялось огромное внимание в теоретических и практических изысканиях Герметического Ордена Золотой Зари . Его адепты впервые свели существующие обрывочные сведения о церемониальной магии в единую чёткую систему , впоследствии в дальнейшем и дошедшую в таком виде до наших дней.

Практическая магия

Издавна для всего человечества играла колоссальную роль духовная связь с астральным миром . Ритуалы церемониальной магии, обеспечивая эту связь, апеллируют к призыву высшей сущности (ангела или демона), которая поддалась бы воззваниям мага — и исполнила бы его желания. Подобного рода служебные духи самой природой были предназначены к подчинению. Именно они осуществляют медиаторскую функцию посредничества между человеческим и божественным , связи между горними и дольними мирами.

Овладение навыками, необходимыми для обуздания неудержимой, стихийной природы духа, всегда требовало от мага изнурительной подготовки . В неё входило изучение теургии и техник медитации вкупе с соблюдением строжайшей телесной и духовной дисциплины. Их целью была адаптация разума неофита для последующей гармонизации астрального мира. В процессе данной подготовки маг овладевал знаниями о четырёх стихиях , являющихся базовыми составляющими природы человека.

Повелевать стихиями

Именно в соответствии с данными стихиями адепту рекомендовалось оборудовать церемониальный алтарь , на котором в должном порядке следовало разложить инструменты для церемонии: чашу, жезл, меч, и пентакль . Также символизируя собой стихийные природные начала, эти ритуальные принадлежности использовались в различных магических операциях. Огромную роль в церемониальной магии играла одежда: в рамках ритуала маг был облачён в особую тау-мантию , демонстрирующую на физическом плане его свободу от материальных побуждений и устремлений.

Подчас непосвящённому читателю может показаться, что в церемониальной магии присутствует много театрального драматизма …и ничего больше. Однако, подобное профанное понимание мистических ритуалов служит своеобразным "предохранителем", защищающим сферу сакрального от вторжений со стороны невежд и дилетантов . Подлинная, истинная церемониальная магия представляет собой подобие особым образом запрограммированного кода , при правильном воспроизведении дающего возможность для контакта с неведомым, призрачным миром — и открытия врат, ведущих к глубинному самопознанию .

Добавить в избранное

Папюс

Церемониальная Магия.

Оглавление
Применение намагничивания
Большая операция
Личное приготовление
Режим
Исповедь
Об омовении
Операция
Производство операции
Заклинания духов воздуха
Магическая Лаборатория
Приготовление и сохранение необходимых предметов
Комната
Жертвенник
Магическое зеркало
Вода
Молитва к ундинам
Заклинание воды
Заклинание соли
Заклинание золы
Молитва к гномам
Благовоние и курильница
Заклинание огня
Благовония планет
Составные благовония
О магической курильнице
Магическая лампа
Молитва к саламандрам
Магическое зеркало
Зеркало Сатурна
Зеркало св. Елены
Молитва, чтобы гений (ангел-хранитель) явился в зеркале
Применение намагничивания.
До сих пор мы говорили о подготовительных опытах, которые могут производиться
каждый в отдельности. Теперь мы должны приступить к применению магии, то есть
соединению в несколько обрядов развития человека и различных влияний природы.
Каждый опыт, который мы будем описывать, настолько сложен, что требуется
применение большей части перечисленных нами познаний и серьезного знакомства с
теорией. Итак, если человек, недостаточно подготовленный, приступит к дальнейшим
опытам, то он, в лучшем случае, достигнет лишь самых жалких
результатов.Динамизированная человеческая воля в соединении с астральными
влияниями производит быстрые перемещения сил, позаимствованных по большей
части от живого существа, для каждой операции, к описанию которых мы приступаем.
Это значит, что мы не можем здесь отделить своих чисто человеческих действий от
влияния природы, так как они неразрывно соединены для достижения намеченной
цели. Вот почему мы разделили эту часть нашего труда на 4 главы, соответствующие
преобладающему действию: магнитизировать, сосредоточивать, рассеивать и
соединять, что составляет сущность всех магических операций. Сверх того, мы
составили сборник, заключающий применение практических сведений, указанных в
древних гримуарах к нашей среде. Прогресс материалистических наук дозволяет магу
употреблять орудия более сильные и усовершенствованные, чем описываемые в
“Ключиках”. Здесь-то и будут необходимы глубокие познания теории, потому что
придется ежеминутно решать важные задачи Церемониальной Магии. Не надо
забывать век, в котором мы живем, чтобы не сделать важной ошибки из-за архаизма.
Большая операция
Большая операцияВеликое вызывание духов, для которого маг должен быть всецело
подготовлен, описывается в книге под названием “Ключики Соломона”.Она
составляет эзотерическую часть Практической Каббалы, и мы постараемся ясно
изложить ее поучения, выбирая самые серьезные и наиболее применимые опыты из
различных старинных гримуаров, то есть сборников магических рецептов.Мы уже
сказали, что эта часть соединяет в себе указания для магических опытов, а
находящиеся в “Ключиках” сведения о планетах и их соотношениях будут излишни
для читателя, уже ознакомившегося с этим предметом в первой части этой книги.
Однако, мы изложим здесь вкратце общую теорию невидимого мира под названием:
“Разговоры Соломона с сыном своим Ровоамом” - и сведения эти будут, вероятно,
оценены по их достоинству.
Личное приготовление
Маг может действовать один. В обыкновенном круге он может иметь одного
помощника, но при великом вызывании должно быть трое: маг и два ассистента,
достаточно знающие и посвященные, либо три живые существа, из которых двое
должны быть люди и одна собака, выдрессированная так, чтобы не выходила из круга
ни при каких обстоятельствах; ее можно даже привязать на веревку.Эти помощники
должны быть посвящены и закляты, согласно обыкновенного ритуала: водой,
воздухом, землей и огнем.Они должны быть снабжены каждый талисманом, которые в
этом случае должны заключаться в большом пантакле Соломона.Освящая помощника
водой, надо сказать: “Renovati toti mundati sitis, in nomine sanctae et individuae Trinitati-
Patris et Fili et Spiritu Sancti; ab omnibus peccatis, vestris, verbumque Altissimi descenilat
super vos et maneat semper. Amen”. Перевод. Возобновленные очищающей жаждой, во
имя святой и нераздельной Троицы Отца и Сына и Святого Духа,- от всех
прегрешений ваших, пусть слово Глубочайшего сойдет чрез вас и пребудет с вами
вечно. Аминь.Если ты намерен взять в круг собаку, то ее предварительно надо
погрузить в освященную воду, говоря: “Conjuro te creatura canis, per eum qui te creavit
in nomine sanctissimae alia quam facere intendo, fidelis socius et amicus”. Перевод.
Заклинаю тебя творение, собака, тем, Кто тебя сотворил, во имя Святой Троицы,
чтобы ты была в этом деянии и во всяком другом, какое бы я ни домогалсясделать,-
верным союзником и другом. Окончив эти операции и окуривания благовониями,
помощникам дозволяется войти в место операции, которая в этом случае будет
магическая лаборатория.
Режим
За девять дней до операции все, кто в ней будут принимать участие, должны следовать
строгому вегетарианскому режиму. Сверх того, должна быть произносима общая
молитва: один раз утром и два раза вечером по указанному ритуалу.Три последние дня
режим должен состоять исключительно из хлеба, воды и овощей, варенных в воде.За
два дня до операции или накануне ее каждый участник должен исповедаться.
Исповедь
Исповедую всемогущему Богу неба и земли, видимых и невидимых, и всем святым
ангелам Его и всем тварям на небесах и на земле, перед святым алтарем Твоим и
Твоим величеством, что из грехов я зачат и в грехах, как дикий буйвол, вращался.

Церемониальная магия есть древнее искусство вызывания и контролирования духов научным применением определенных формул. Волшебник, облаченный в священные одежды и держащий в руке жезл с иероглифическими фигурами на нем, мог властью, которой обладают некоторые слова и символы, управлять невидимыми обитателями стихий и астрального мира. В то время как церемониальная магия античности не была необходимо злой, из нее путем извращений возникла черная магия.

Египет, великий центр обучения и место рождения многих искусств и наук, дал идеальные условия для трансцендентального экспериментирования. Здесь черные маги Атлантиды продолжали демонстрировать и совершенствовать свои сверхчеловеческие способности до тех пор, пока полностью не подчинили и не разложили мораль примитивных Мистерий. Жреческая каста, установив свою власть, узурпировала позиции, которые раньше занимали инициированные, и захватила духовное управление. Таким образом, черная магия диктует государственную религию и парализует интеллектуальную и духовную активность индивида, требуя от него полного и безупречного подчинения догмам, сформулированным жречеством. Фараон стал марионеткой в руках Алого Совета — комитета верховных волшебников, приведенных к власти жреческой кастой.

Эти волшебники приступили к систематическому уничтожению всех ключей к древней мудрости, чтобы никто не мог получить доступа к знанию, не будучи членом их Ордена. Они изуродовали ритуалы Мистерий, заявляя, что сохраняют их, так, что, даже когда неофиты проходили через различные степени посвящения, у них не прибавлялось знания, которым они должны были овладевать. Было введено идолопоклонство для того, чтобы поощрить поклонение изображениям, которые вначале мудрецы воздвигли только лишь как символы для изучения и размышления. Эмблемам и фигурам Мистерий была дана ложная интерпретация, и многочисленные разработки теологов были призваны запутывать умы верующих. Массы, лишенные с рождения права понимать и пресмыкающиеся в невежестве, стали жалкими рабами духовных самозванцев. Всюду царили суеверия, и черные маги полностью доминировали в людских делах, в результате чего человечество до сих пор страдает от софистики жречества Египта и Атлантиды.

Полностью убежденные в том, что их Священные Книги санкционируют это, многие средневековые Каббалисты посвятили всю свою жизнь практике церемониальной магии. Трансцендентализм каббалистов основан на древней и магической формуле царя Соломона, который долгое время рассматривался евреями королем церемониальных магов.

Среди каббалистов средних веков было множество черных магов, которые сбились с пуги Сефер Ецира и были вовлечены в демонизм и ведьмовство. Они искали магические зеркала, священные кинжалы и чертили магические круги вокруг гвоздей гроба для того, чтобы заменить всем этим добродетельную жизнь, которая без помощи сложных ритуалов или подземных созданий может безошибочно привести к состоянию истинного индивидуального совершенства.

Те, кто искал контроля над стихийными духами посредством церемониальной магии, делали это с надеждой получить от невидимого мира редкие знания или же сверхъестественную власть. Маленький красный демон Наполеона Бонапарта и знаменитая говорящая голова Медичи являются гибельными примерами позволения стихийным духам диктовать ход человеческого поведения. Хотя образованный и богоподобный демон Сократа был как будто исключением, на самом деле это подтверждает, что интеллектуальный и моральный статус волшебника в реальности имеет много общего с типом стихийного духа, который мог им вызываться. Но даже демон Сократа оставил того после смертного приговора.

Трансцендентализм и все формы феноменальной магии являются тупиковыми путями — практически продолжением волшебства атлантов. Тот, кто свернул с прямого пуги философии, почти неизбежно становился жертвой их бесстыдства. Человек, который не способен контролировать свои собственные аппетиты, не готов управлять огненными и буйными духами стихий.

Многие волшебники потеряли свои жизни в результате открытия такого пути, идя по которому подземные сования могли стать активными участками их дел. Когда Элифас Леви вызывал дух Аполлония из Тианы, на что он надеялся? Является ли удовлетворение любопытства достаточным мотивом для того, чтобы посвятить всю свою жизнь опасному и невыгодному поиску? Если живой Аполлоний отказался открыть свои секреты профанам, есть ли хоть какая-то вероятность того, что он откроет их просто любопытствующим? Леви сам не решился утверждать, что появившийся перед ним дух был действительно великим философом, потому что Леви слишком хорошо понимал склонность стихийных сил к выполнению роли вызываемых духов людей прошлого. Большинство современных привидений в спиритических сеансах являются ничем иным, как стихийными духами, которые маскируются телами, составленными из мысленных субстанций человека, желающего удержать духи вызываемых людей.

Теория и практика черной магии

Некоторое понимание запутанной теории и практики церемониальной магии может быть получено из краткого рассмотрения лежащих в ее основе принципов.

Первое. Видимая вселенная имеет невидимый аналог, высшей плоскостью которого являются добрые люди и прекрасные духи; низшие плоскости, темные и дурные, представляют собой обиталище злых духов и демонов, во главе которых стоят Падший Ангел и его десять князей.

Второе. Посредством секретных процессов церемониальной магии возможно входить в контакт с этими невидимыми созданиями и получать их помощь в некоторых человеческих предприятиях. Добрые духи охотно предлагают свои услуги любому заслуживающему этого предприятию, но злые духи служат тем, кто живет только для того, чтобы извращать и разрушать.

Третье. Возможно заключать соглашения с духами, посредством которых волшебник становится на некоторое определяемое соглашением время властным над стихийными духами.

Четвертое. Истинная черная магия выполняется с помощью демонического духа, который служит волшебнику во время его земной жизни, а после своей смерти волшебник становится слугой этого стихийного духа. По этой причине черный маг идет на все немыслимые меры для того, чтобы продлить собственную физическую жизнь, так как для него нет ничего за могилой.

Наиболее опасной формой черной магии является научное извращение оккультной власти во имя ублажения личных желаний. В менее сложной и более универсальной форме это проявляется в человеческом эгоизме, который представляет собой фундаментальную причину всего мирового зла. Человек обменивает свою вечную душу на временную власть, и в ходе веков действительно был выработан таинственный процесс, который позволяет совершить ему подобный обмен. В своих различных ответвлениях черное искусство включает почти все формы церемониальной магии, не-кроманию, ведьмовство, волшебство и вампиризм. Сюда же относятся месмеризм и гипнотизм, за исключением тех случаев, когда они используются в чисто медицинских целях, но даже и тогда есть большой риск при их использовании.

Хотя демонизм средних веков исчез, есть обильные свидетельства в пользу того, что многие формы современной мысли, особенно так называемой психологии процветания, метафизики "воли-к-власти" и систем или умения продавать товар с "давлением на потребителя", есть метаморфоза черной магии, и хотя название другое, суть при этом сохраняется.

Знаменитым магом средневековья был д-р Иоганн Фауст, известный больше под именем д-ра Фауста. Через изучение магических сочинений он смог поставить себе на службу стихийного духа, который служил ему много лет. Странные легенды ходили о магических силах, которыми обладал д-р Фауст. Однажды философ, будучи в игривом состоянии, накрыл своим плащом на базаре корзину с яйцами, заставив при этом из них вылупиться цыплят. В другой раз, выпав из лодки, он был подобран на ту же лодку, но одежда осталась у него полностью сухой. Но, подобно всем волшебникам, д-р Фауст кончил плохо: однажды он был найден с ножом в спине, и многие верили, что убийцей был его знакомый дух. Хотя Фауст Гете считается вымышленным героем, этот старый волшебник действительно жил в XVI веке. Д-р Фауст написал книгу, описывающую его опыт общения с духом, часть из которой мы приводим ниже.

Извлечение из книги д-ра Фауста, Виттенберг, 1524 год

(Сокращенный перевод с немецкого книги, уничтоженной по приказу)

«С ранней юности я изучал науки и искусства, к которым был влеком, и без устали читал книги. Среди них я обнаружил том, содержащий все виды заклинаний и магических формул. В этой книге я нашел информацию о том, что дух, огненный, земляной, водяной или же воздушный, может исполнять волю волшебника, который умеет его контролировать. Я также открыл для себя, что одни духи имеют власть большую, а другие — меньшую, но что каждый из них способен к некоторым сверхъестественным действиям.

После чтения этой восхитительной книги я сделал несколько экспериментов, желая проверить точность содержащихся в ней утверждений. Сначала я мало верил в то, что там обещалось, но при первом же моем заклинании дух явился предо мной и пожелал узнать, зачем я его вызвал. Его явление столь изумило меня, что я едва ли знал, что тут говорить. Наконец, я спросил его, будет ли он мне служить в моих магических исследованиях. Он ответил, что, если мы сойдемся на определенных условиях, это будет возможно. Условие состояло в том, что я должен подписать с ним пакт. Я не хотел этого делать, но по невежеству своему я не очертил магического крута, тем самым не защитил себя и был в полной зависимости от духа. Поэтому я не смел отказать ему и отдался неизбежности, полагая, что самым мудрым будет плыть по ветру.

Я тогда сказал ему, что, если он будет служить мне в течение некоторого периода времени, я подпишу этот пакт. После того как соглашение было устроено, этот могучий дух, чье имя было Астерот, познакомил меня с другим духом по имени Марбуэль, который и должен был стать моим слугой. Я спросил его, насколько он подходит моим целям, насколько он быстро исполнит мои желания. "С быстротой ветра", — ответил он. "Это меня не удовлетворяет, — сказал я, — ты не можешь быть моим слугой. Уходи туда, откуда явился". Вскоре появился другой дух по имени Анигуэль. Задав ему тот же вопрос, я получил ответ, что он быстр, как птица в воздухе. Я сказал: "Ты слишком медлен для меня. Уходи туда, откуда пришел". В тот же самый момент явился другой дух по имени Асиель. В третий раз я задал тот же вопрос, и он ответил: "Я быстр, как человеческая мысль". "Ты будешь служить мне",- сказал я. Этот дух был верен мне долгое время но сказать, как он мне служил, невозможно в столь маленькой книге, я только укажу, как заклинать духов и как чертить крути для защиты от них. Есть много духов, которые позволяют человеку вызывать себя и становятся его слугами. Из них я упомяну лишь немногих:

Асиель: Самый могучий из всех духов, которые поступают на службу людям. Он появляется в приятном человеческом образе примерно трех футов росту. Его нужно заклинать три раза перед тем, как он появится в заранее очерченном для него круге. Он достает богатства и любую вещь из любого края, согласно пожеланиям волшебника. Он быстр, как человеческая мысль.

Анигуэль: Услужлив и наиболее полезен, появляется в образе десятилетнего мальчика. Его нужно заклинать три раза. Его специальностью является поиск скрытых в земле сокровищ и минералов, которые он предоставляет волшебнику.

Марбуэль: Истинный повелитель гор и быстр, как птица на крыльях. Он противоречивый и беспокойный дух, весьма трудный в управлении им. Он появляется в виде Марса (воин в тяжелом снаряжении). Он способен снабжать волшебника теми вещами, которые растут сверху или находятся под землей. В частности, он повелитель весеннего корня. (Весенний корень есть таинственное растение, возможно красноватого цвета, которому средневековые маги приписывали способность отталкивать или открывать все, чего он коснется. Если его прикладывали к закрытой двери, она отворялась. Герметисты верили, что дятел с красным хохолком имеет способность притягиваться к этому корню. Поэтому нужно было выслеживать гнездо дятла и ждать. Дятел летит в поисках корня и, найдя его, возвращается к гнезду. После этого в гнездо нельзя забраться никому, потому что корень отталкивает любого, будь то человек, зверь или птица. Но волшебник может изъять корень. Волшебники верили, что по своей структуре эфирное тело корня может быть использовано как средство выражения определенных стихийных духов, которые проявляют склонность к открыванию вещей.)

Асиебель: Могучий правитель моря, контролирующий как поверхность, так и глубины моря. Он находит вещи, оброненные в воде: в реках, озерах, океанах; он находит затонувшие корабли и сокровища. Чем более резко заклинать его, тем быстрее он появится.

Махиель: Появляется в облике прекрасной девушки, и с ее помощью волшебник достигает состояния благородного и достойного. Те, кому она служит, делаются богатыми и знатными, добрыми и благодетельными. Она помогает во всех делах суда и справедливости. Она не появляется, если ее не заклинать дважды.

Баруэль: Мастер всех искусств. Он проявляет себя как ремесленник и появляется в рабочем фартуке. Он может научить мага в один момент большему, чем можно научиться от всех мастеров мира за двадцать лет. Его надо заклинать три раза.

Это духи, которые служат людям. Есть еще множество других, но из-за недостатка места я не могу их описать. Теперь, если вы желаете получить от духа помощь, вы должны сначала начертить знак того духа, которого вы вызываете. Знак должен быть как раз перед кругом, очерченным до рассвета, внутри которого вы и ваш помощник стоите. Если вам нужны деньги, вы вызываете Асиеля. Чертите знак перед крутом. Если вам нужно что-нибудь другое, чертите другой знак. На том месте, где вы собираетесь чертить его, вы сначала должны нарисовать большой крест с большим мечом, которым никто не может быть ранен. Затем вы должны сделать три концентрических круга. Внутренний крут должен быть сделан из тонких полос чистого пергамента, которые должны быть подвешены на двенадцати крестах, сделанных из дерева с колючками. На пергаменте нужно написать имена и символы подходящие для того, кого вы вызываете. За пределами этого круга делается второй крут.

Сначала возьмите нить красного шелка, которая закручена не вправо, а влево. Затем положите на землю двенадцать крестов, сделанных из лавровых листьев, и приготовьте новые листы чистой бумаги. Напишите новым пером буквы и символы. Нани-зайте эти листы на шелковую нить и приколите ее на кресты из лавра. Теперь сделайте самый внешний крут, также из чистого пергамента, и развесьте на крестах из священного пальмового дерева. Когда эти три крута сделаны, входите внутрь всех трех и в самом центре начертите пентаграмму, которая должна быть поверх до того начерченного креста. Теперь, чтобы все получилось, исполните все аккуратно по описанию и, когда произнесено заклинание, назовите имя духа, которого вы желаете вызвать. Существенно, чтобы имя произносилось очень отчетливо. Вы должны также заметить день и час, потому что каждый дух вызывается в свое время».

Хотя черный маг во время подписания пакта со стихийным демоном может быть полностью убежден в своей силе и способности контролировать бесконечные силы, которые ему даются в распоряжение, часто мага очень быстро обманывают. Пройдет немного лет, а он уже будет устремлять все свои усилия на самосохранение. Мир ужаса, в который он себя вверг из-за своей жадности, приближается каждый день, и наконец он обнаруживает себя на краю водоворота, ожидая всякий раз, что его поглотит пучина. Боясь умереть, потому что тогда он станет слугой духа, своего собственного демона, маг совершает преступление за преступлением из стремления продлить свое несчатное земное существование. Понимая, что жизнь утверждается с помощью таинственной универсальной жизненной силы, которая является общим свойством всех созданий, черный маг часто становится оккультным вампиром, крадущим энергию у других. Согласно средневековым суевериям, черный маг превращается в оборотня и рыщет ночами, нападая на беззащитные жертвы, охотясь за жизненной силой, которая содержится у них в крови.

Модус операнди заклинателя духов

Ниже приводится небольшой отрывок из древнего манускрипта как типичный экземпляр ритуала в церемониальной магии. Отрывок взят из "Полной книги наук магии", неопубликованной рукописи, хранящейся в Британском Музее, в ней даны цветные магические фигуры, упомянугые Фрэнсисом Барреттом в его работе "Маг".

Открывающая молитва

"Всемогущий и Вечный Боже, кто предписал всем созданиям молиться Тебе и воздавать славу во имя спасения человека, молю Тебя послать мне одного из твоих духов из ордена Юпитера, одного из посланников За-дкиеля, кто помогает Тебе править небесным сводом, чтобы он показал мне охотно, верно и с готовностью то, что я у него испрошу, и чтобы он истинно исполнил мое желание. И все же, о Господи, пусть это будет Твоя воля, а не моя, и свершится она через Иисуса Христа, Твоего Сына, Господи. Аминь".

Заклинание

(Маг, надлежащим образом одетый и имеющий все необходимые вещи под рукой, будучи защищен кругом, призывает духа появиться и вступить в переговоры).

"Духи, чьей помощи я прошу, зрите знак и Священные Имена Бога, наполненные силой. Повинуйтесь силе этого заклинания; выходите из пещер и темных дыр; прекратите свои злые занятия с теми несчастными смертными, которых вы мучаете; выходите на место, где Божественная Доброта соединит нас; будьте внимательны к нашим приказам и выполняйте точно то, что мы просим. Не верьте, что ваше сопротивление заставит нас прекратить наши операции. Ничего не может вас избавить, кроме как повиновение нам, Приказываю вам Таинственными Именами Elohe, Agia Elohim Adonay Gibort. Аминь".

"Я вызываю тебя, Задкиель, во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, благословенной Троицы, невыразимого Единства.

Заклинаю тебя, Задкиель, в этот час прислушаться к словам и мольбам, которые я использую в этот день, Священные Имена Бога Elohe El Elohim El ion Zebaoth Escerehis Iah Adonay Tetragrammaton.

Молю тебя, вызывая тебя, дух Задкиель, этими Святыми Именами Hagios о Theos Iscyros Athatos Paracletus Agia on Alpha et Omega loth Aglanbroth Abiel Anathiel Tetragrammaton. И всеми другими великими и славными, священными и невыразимыми, таинственными и всемогущими, непостижимыми Именами Бога, чтобы ты проникся словами, исходящими из уст моих, и послал мне Пабиеля или какого-нибудь другого слугу, духа, который мог бы показать мне такие вещи, которые я от него потребую во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Заклинаю тебя, Пабиель, всеми Духами Небес, Серафимами, Херувимами, Тронами, Владениями, Свидетелями, Силами, Принципами, Архангелами и Ангелами, святыми, великими и славными Ангелами Orphaniel Tetra-Dagiel Salambla Acimoy pastor poti, чтобы ты появился, показал себя, чтобы мы могли видеть тебя и слышать тебя, говорить с тобой и чтобы ты выполнил наши желания, и твоей звездой, которая Юпитер, и всеми созвездиями Неба, и всем, чему ты повинуешься, заклинаем тебя, буквой твоей, которую ты дал и подтвердил, чтобы ты пришел, согласившись с нашей мольбой и прошением, которые я свершил во Имя Всемогущего Бога, чтобы ты послал мне одного из твоих духов-слуг, который мог бы с желанием, истинно и верно выполнять все мои желания, и чтобы он явился в форме прекрасного Ангела, мягкого, вежливого, приветливого, смиренного, входящего со мной в переговоры, и чтобы он не позволил никакому злому духу приблизиться ко мне с намерением причинить вред, напугать меня, отвлечь или обмануть меня. Добродетелями Господа Нашего ИХ, чьим именем я тебя заклинаю, жду твоего появления. Одобри. Одобри. Одобри. Аминь. Аминь. Аминь".

Допросы

Вызвав духа, волшебник так ведет допрос:

"Пришел ли ты с миром, во Имя Отца, Сына и Святого Духа?"

И дух отвечает: "Да".

"Твое искусство приветствуется, благородный Дух. Как твое Имя?"

И дух отвечает: "Пабиель".

"Я вызывал тебя Именем Иисуса из Назарета, перед Именем которого все падают ниц на земле, на небе, в аду, и всяк язык признает, что нет другого такого Имени, как Имя Иисуса, который отдал силу человеку, и сделал ее послушной, и подчинил все вещи своему Священному Имени, тем, кто верит в свое спасение. Посланник ли ты Задкиеля?"

"Пожелаешь ли ты отдать себя в мое распоряжение и согласен ли ты открыть мне вещи, которые я пожелаю узнать, и научить меня, как можно увеличить знание и мудрость и показать мне все секреты магического искусства и всех свободных наук так, чтобы я мог приумножить успехи во славу Всемогущего Бога?"

И дух отвечает: "Да".

"Тогда я молю тебя, запечатли себя во мне, чтобы всякий раз я мог вызвать тебя трехкратным заклинанием, и также сделай так, чтобы я дал клятву держать завет именем Всемогущего Бога, и буду рад принять тебя всякий раз, когда ты появишься передо мною".

Разрешите удалиться.

"Поскольку ты пришел быстро и с мирными намерениями и ответил на мое прошение, я смиренно и сердечно благодарю тебя за то, что ты появился во имя Всемогущего Бога, чьим Именем я вызывал тебя, и теперь ты можешь удалиться в мире в свои порядки и вернуться в меня снова во время, когда я произнесу клятву или же имя твоего порядка, или же имя дарованного тебе Господом утла, и власть Господа будет со мной и с тобой, и на все воля Божья. Аминь".

"Славен будь, Отец, Сын и Святой Дух".

(Заметка.) "Заклинающему надлежит находиться в круге несколько минут после произнесения разрешения удалиться, и, если операция происходит на открытом воздухе, ему следует уничтожить все следы круга и так далее и быстро вернуться домой. Но если операция проходила в заброшенной части дома и тому подобное, круг должен оставаться, поскольку он сможет служить для будущих операций, но комната или дом должны быть заперты во избежание вторжения посторонних"».

Изложенное выше соглашение является чисто церемониальной магией. В случае черной магии подписывает пакт не дух, а волшебник. Когда волшебник берет на службу себе стихийного духа, начинается битва умов, и демон обычно выигрывает. Своей собственной кровью волшебник подписывает пакт между ним и демоном, потому что в аркане магии написано, что "тот контролирует душу, кто контролирует кровь другого". Пока волшебник не ошибется, стихийный дух будет выполнять букву своего обязательства, но демон всякий раз будет стараться помешать волшебнику выполнить свои обязательства. Когда заклинатель, окруженный магическим кругом, вызывает духа, которого он желает контролировать, и говорит о своих намерениях, дух может ответить примерно так: "Я не могу принять твоего предложения, если ты не обещаешь мне Через пятьдесят лет отдать душу и тело в мое полное распоряжение".

Если волшебник отказывается, начинается обсуждение других условий. Дух может сказать: " Я буду тебе служить, если каждую пятницу ты будешь приходить на главную улицу и раздавать милостыню во имя Люцифера. Как только ты не сможешь сделать этого, ты станешь принадлежать мне".

Если волшебник все еще отказывается, понимая, что демон хочет навязать ему невозможные для выполнения условия, в ход идут другие предложения до тех пор, пока не достигается согласие. Оно может выглядеть так: "Тем самым я обещаю Великому Духу Люциферу, Царю Демонов, что каждый год я буду приносить ему человеческую душу, чтобы он делал с ней, что ему заблагорассудится. В ответ Люцифер обещает предоставить мне сокровища земли и выполнять каждое желание во время моей естественной жизни. Если я не выполню свои обязательства, тогда моя душа будет принадлежать ему. Подпись..." (Заклинатель подписывается собственной кровью).
Пентаграмма

В символизме перевернутая фигура означает всегда извращенную силу. Средний человек даже не подозревает об оккультных свойствах магических фигур. По этому поводу великий Парацельс писал: "Без сомнения, многие будут смеяться над описанными в книгах печатями, их буквами и фигурами и их использованием, потому что им кажется неправдоподобным, что металлы и знаки, которые являются мертвыми, могут оказывать какое-то воздействие на людей. И все же никто не доказал, что металлы и знаки, которые мы знаем как мертвые, на самом деле мертвы: ведь соли, серы и квинтэссенции металлов являются высшими охранителями человеческой жизни и находятся на гораздо более высоком месте, нежели остальные простые вещества".

Черный маг не может использовать символы белой магии без навлечения на себя ее сил, что было бы для него фатально. Он должен так исказить иерограммы, чтобы они типизировали оккультный факт, который сам был бы искажением принципов, изображаемых символами. Черная магия не является фундаментальным искусством. Она является злоупотреблением им. Следовательно, она не имеет собственной символики. Она просто берет эмблемы белой магии и, перевертывая и обращая их, делает их эмблемами левой руки.

Хорошим примером такой практики является пентаграмма, или пятиконечная звезда, образованная пятью соединенными прямыми. Эта фигура является давно почитаемым символом магических искусств и означает пять свойств Великого Магического Агента, пять чувств человека, пять элементов в природе, пять конечностей человеческого тела. Посредством пентаграммы внутри своей собственной души человек может не только управлять всеми созданиями, более низкими по сравнению с ним, но и выдвигать требования к более высоким созданиям.

Пентаграмма довольно широко применяется и в черной магии, но тут ее использование отличается в трех аспектах: звезда может быть разорвана в одной точке, так что линии не позволено замкнуть фигуру. Она может быть перевернута, так что одна вершина смотрит вниз, а две — вверх.

Церемониальная магия , также известная как Высшая магия , является широким термином, используемым в контексте герметизма или Западного эзотеризма для описания различных длительных, тщательно продуманных и сложных магических ритуалов. Церемониальная магия называется так по той причине, что включает в себя церемонии и разнообразные магические инструменты, призванные способствовать практику в его работе. Церемониальную магию можно рассматривать как расширение ритуальной магии, а в большинстве случаев они являются синонимами. Будучи развитой на основе гримуаров и тайных инструкций Ордена Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалли Орденом Мартинистов Папюса , она была популяризирована Герметическим Орденом Золотой Зари . Церемониальная Магия имеет отношение к таким школам философской и оккультной мысли, как Христианская каббала , Герметическая каббала, Енохианская магия , а также к различным магическим гримуарам , Эзотерическому христианству , Таро .

Магия эпохи Ренессанса

Термин церемониальная магия ведет своё происхождение от Магии эпохи Ренессанса XVI века , и относится к практикам, описанным в различных гримуарах периодов Средневековья и Ренессанса , а также сборниках, подобных сборнику Йоханнеса Гартлиба. Георг Пикториус использует данный термин как синоним Гоетии .

В переводе Джеймса Сэнфорда от 1569 года сочинения Агриппы «О недостоверности и тщетности всех наук » (De incertitudine et vanitate scientiarum ) () говорится: «Частями Церемониальной Магии являются Гоетия и Теургия ». Для Агриппы Церемониальная магия была противоположной естественной магии. Несмотря на свои опасения по поводу естественной магии, которая включала в себя астрологию , алхимию , а также то, что мы рассматриваем теперь как области естествознания, такие как ботаника, он был готов тем не менее признать её «высшей точкой естественной философии». С другой стороны, Церемониальную Магию, включающую в себя все виды общения с духами, в том числе некромантию и колдовство, он всецело осудил как нечестивое неповиновение Богу .

Возрождение

С момента появления движения Романтизма в XIX веке множество отдельных личностей, а также групп осуществили возрождение Церемониальной Магии.

Фрэнсис Барретт

Среди различных источников по Церемониальной Магии «Маг» (The Magus ) Френсиса Барретта объединяет в себе глубокие знания по алхимии, астрологии, а также Каббале , и является трудом, использовавшимся в Герметическом Ордене Золотой Зари , а также рассматривается некоторыми как наиболее важный источник по данному вопросу.

Элифас Леви

Идея о написании трактата по магии возникла у Элифаса Леви совместно с его другом Бульвером-Литтоном . Данный трактат появился в 1855 году под названием Dogme et Rituel de la Haute Magie , и был переведен на английский Артуром Эдвардом Уэйтом под названием «Трансцендентальная магия, её Доктрина и Ритуал».

В 1861 он издал продолжение, «Ключ к Великим Мистериям» (La Clef des Grands Mystères ). Дальнейшие работы по магии Леви включают в себя «Легенды и Символы» (Fables et Symboles ) (1862), а также «Наука о Духах» (La Science des Esprits ) (1865). В 1868 он написал «Великий Аркан, или Разоблаченный Оккультизм» (Le Grand Arcane, ou l’Occultisme Dévoilé ); однако, этот труд был издан только после его смерти, в 1898 году.

Тексты по магии Леви пользовались большим успехом, в особенности после его смерти. Его представления о магии были популярны по обе стороны Атлантики начиная с 1850-х годов. Его магическое учение было свободно от явного фанатизма, несмотря на свою туманность; он не собирался ничего продавать, и не претендовал на титул посвященного в некое древнее или вымышленное тайное общество. Элифас Леви сделал частью своей магической системы карты Таро , и в результате они стали важной частью инструментария приверженцев Западной Магической Традиции. Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари, и по большей части в связи с этим воздействием Элифаса Леви считают одним из ключевых основателей возрождения магии в двадцатом веке.

Папюс

Свой псевдоним «Папюс» («Врач») доктор Жерар Анкосс заимствовал из «Нуктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви, почитаемого им автора. Папюс является автором более, чем 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Будучи прекрасным компилятором, он составил материалы, включающие в себя ценные сведения по Церемониальной Магии, а также написанные им руководства для приготовления к данным операциям.

По утверждениям Папюса, он имел на руках рукописи Мартинеса де Паскуалли , основателя Ордена Рыцарей-Масонов, Избранных Коэнов Вселенной (Ordre des Chevaliers-Macons Elus-Cohen de L’Univers ), члены которого практиковали Теургические операции , а также экзорцизм , индивидуальный и всеобщий, имеющие целью Всеобщую Реинтеграцию . Кроме того, он являлся преемником одной из линий Мартинизма , исходивших от Луи Клода де Сен-Мартена , и в 1891 совместно с Огюстом Шабосо, с которым они «обменялись преемственностями», создал Орден Мартинистов (Ordre Martiniste ), который, благодаря своему устройству, благополучно пережил Первую и Вторую Мировую Войну.

Герметический Орден Золотой Зари - магический орден, существовавший в конце XIX - начале XX века , члены которого практиковали магические и теургические церемонии, а также духовное развитие. Вероятно, данный Орден можно считать оказавшим крупнейшее влияние на популярный и общедоступный западный оккультизм XX века . Благодаря членам Золотой Зари стало возможным просвещение англо-говорящего общества в отношении теории и практики магии, так как, в частности, ими был произведен обширный труд по переводу на английский язык множества значимых трактатов.

Магические инструменты

Практика Церемониальной Магии требует использования изготовленных, а также освященных специально для данной цели инструментов для отдельного ритуала, или же для ряда ритуалов. Подробно сами инструменты, и ритуалы их освящения описывались сначала в разных средневековых руководствах, затем в книге «Учение и Ритуал Высшей Магии » Элифаса Леви , и после этого - уже у Папюса , Станисласа де Гуайты (книга «Змей Книги Бытия») и в инструкциях ордена Золотой Зари С. Л. МакГрегором Мазерсом .

В книге «Трактат Практической Магии» Папюса (Жерара Анкосса) описывается оборудование для магической лаборатории, которое включает в себя жертвенник, покрытый тонким белым полотном, на котором должен быть изображен Вселенский Пантакль в трех его планах: человеческом, природном и божественном, а также магическое вогнутое зеркало на черном фоне, прислонённые над жертвенником к стене. На жертвеннике размещаются курильница и магическая лампа. Жертвенник представляет собой новый глиняный очаг, а магическая лампа составляется из семи цветных стекол, соответствующих цветам семи древних планет.

Для сохранения различных магических инструментов Папюс предлагает использовать маленький шкаф, покрытый внутри белой материей, установленный по левую сторону от алтаря, «всегда закрытый от нескромных взглядов ».

Гримуары

Зачастую маги подвергались преследованию христианской церкви, и потому их записи хранились в тайне, чтобы их владелец не был сожжен на костре. Такие книги содержат астрологические соответствия, классификации ангелов и демонов , указания по использованию магических формул и заклинаний, сведения по изготовлению микстур, вызову астральных сущностей, а также изготовлению талисманов . Магические книги в любом контексте, а в особенности книги магических заклинаний, также называются гримуарами.

Енохианская Магия

Организации

См. также

Напишите отзыв о статье "Церемониальная магия"

Примечания

Ссылки

  • в России

Отрывок, характеризующий Церемониальная магия

Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
– Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
Он невольно оглянулся на адъютанта.
– Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции