20.09.2019

С чем связан трагизм любовной лирики тютчева. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева


Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Тютчева самобытна, эмоциональна, насыщена глубокими мыслями и яркими образами. Поэт - страстная, увлекающаяся , человек с «горячим» сердцем. Тема любви не могла не найти отражения в его .

В 1836 году он создал одно из лучших любовных стихотворений: «Люблю глаза твои, мой друг…» Это - признание в любви, в любви… глазам.

Глаза возлюбленной всегда воспевали поэты. И лирический герой в стихотворении Тютчева прямо говорит: «Люблю глаза твои, мой друг…» четко делится на две части. В первой описываются сверкающие глаза любимой. Они сравниваются с «молнией небесной».

Чувства восторга, страстного преклонения передает и метафора. Глаза покоряют «игрой пламенно-чудесной». Союз «но» не только делит стихотворение на две части. Он способствует созданию контраста.

Лирический герой без памяти от прекрасного взгляда, но для него «сильней очарованья» «глаза, потупленные ниц». «Опущенные ресницы» в «минуту страстного лобзанья» - такую красивую картину рисует поэт. В следующих строках «настораживает» метафора «угрюмый огнь желанья». Ее расшифровать достаточно сложно. Необходимо вспомнить обстоятельства, при которых создано стихотворение. Личная жизнь поэта была бурной, его любовь для многих оказывалась роковой, губительной силой.

По Тютчеву, любовь - это не только одно из самых глубоких наслаждений в жизни, но и источник страданий. Связь с поэтом приносила женщине и , и муки. Поэтому эпитет «угрюмый» точно передает мысль о двойственной природе любви.

Это чувство в стихах поэта - почти всегда губительная страсть. Он настойчиво повторяет эпитет «роковой»: «встреча роковая», «роковое слиянье», «поединок роковой», «страсти роковые», «взор, как страданье, роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной». Именно в стихах, посвященных Елене Александровне Денисьевой, раскрывается «блаженно-роковая» любовь поэта. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…

» написано в первой половине 1851 года. Прием кольцевой композиции усиливает мысль об убийственной силе любви. Обрамление из двух одинаковых строф напоминает траурную рамку; в словах поэта звучит страшное предсказание - о гибели любимого человека. Внутри своеобразной трагической рамки - повествование о последствиях «буйной слепоты страстей».

Строки, создающие обрамление, стали афоризмом. Они существуют вне стихотворения, потому что в них заключена глубокая скорбная мысль, а выражена она с невероятной силой: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашем}’ милей! Восклицательный знак в конце строфы - не только средство выражения экспрессии, он еще указывает на неизбежность гибели глубокой, самоотверженной, страстной любви. Лирический герой неимоверно страдает, ведь Алл Соч. РУ 2005 он стал палачом для любимой женщины. Риторические вопросы и восклицания - яркое художественное средство, способное передать сильнейшие изменения, которые произошли с женщиной, посмевшей так полюбить!

Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Слова «уста», «ланиты», «очи», «пепл», составное прилагательное «младенчески-живой смех» несут торжественный и книжный оттенок, придают образу возлюбленной-возвышенность. Лирический герой преклоняется перед красотой женщины и перед силой ее страсти. Риторическое восклицание «Жизнь отреченья, жизнь страданья!

» заключает в себе мысль о роковой судьбе женщины. Эти строки тоже стали крылатыми, в них заключен глубокий обобщающий смысл. Также в стихотворении Тютчев использует излюбленный прием противопоставления. С одной стороны, - яркая личность, способная на глубокое чувство, а с другой, - «толпа», которая «топчет» прекрасные душевные движения. «Толпа» - света, общественного мнения.

Именно «толпа» выносит «ужасный приговор», вторгается в святое, клеймит «незаслуженным позором» и обрекает человека на «долгие мученья». Повтор слова «боль» определяет то состояние любимой женщины, из которого ей уже не выйти: Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! Лирический герой испытывает неутихающее чувство вины перед возлюбленной за их «роковую встречу», за то, что он невольно стал палачом, слепым орудием судьбы. Драматическая любви в этом произведении стала не только отражением частной жизни Тютчева. Поэтический дар лирика расширил границы любовного романа.

Тонкий психологизм, сильные мысли сделали это стихотворение достоянием внутренней жизни каждого читателя. В последние годы жизни в лирике Тютчева утверждается мысль о том, что любовь, даже трагическая, - символ подлинного человеческого существования. Без любви немыслима жизнь. В 1870 году поэт написал стихотворение «Я встретил Вас - и все былое…

» По жанру это элегия. Тютчев воссоздает былую любовную атмосферу, когда герой и были молоды, когда оба были полны здоровьем, когда весна наполняла их души. В стихотворении Тютчев использует знаменитые образы из пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье

»: «упоенье», «милые черты». Оба произведения объединяет мотив воспоминания и мотив возрождения. Отсылка к Пушкину - это возвращение к истинно прекрасному и вечному.

Для Пушкина любовь - источник вдохновения, неумирающее блаженство, а для Тютчева - «время золотое», тоже самое лучшее, что может пережить человек. И, как у Пушкина, такова сила любви, что она способна разбудить даже «отжившее сердце»: Как после вековой разлуки, Гляжу на Вас как бы во сне, - И вот - слышнее стали звуки. Не умолкавшие во мне… Воспоминание исчезло, вместо него поэт ощутил прежнюю полнот}’ жизни, прежний рас цвет полнокровных и глубоких чувств.

Жизнь стала равном любви или любовь стала равной жизни. Они слились, и это состояние означает полноту существования: И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Стихотворение-признание заканчивается ключевым словом «любовь». По Тютчеву, только любовью можно спастись и в «старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца.

Очень точно о поэте сказал А. И.Георгиевский: «Да, он умел любить, как редко любят в наши дни, и, как редко кто, умел выражать свои чувства…»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева . Литературные сочинения!

Какой предстает любовь в поэзии Ф.И. Тютчева?

Любовь в лирике Тютчева - это всепоглощающее, силь­ное чувство, нередко несущее героям погибель. Никогда не изображает поэт это чувство легким, безмятежным, у героев его нет ощущения счастья, радости, полноты жизни. Напро­тив, любовь у Тютчева - это борьба, «поединок роковой». Это чувство парадоксально, любовь поглощает душевные силы героев, забирает их жизни. Она требует от них жертвы - отре­чения, страдания, душевной стойкости.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

(«О, как убийственно мы любим….»)

Любовь окружена человеческим судом, поэтому она тра­гична, мучительна для героев:

Чему молилась ты с любовью,

Что как святыню берегла, -

Судьба людскому суеслонью На поруганье предала,

Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась И тайн, и жертв, доступных ей…

(«Чему молилась ты с любовью…»)

В отношениях героев у поэта нет гармонии. Любовная тема неразрывно связана у Тютчева с мотивом судьбы, рока. Страсть нередко становится роковой:

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

(«Предопределение»)

В этом слиянии и противоборстве чувство героини оказы­вается более чистым, цельным и естественным, чем любовь героя. Он осознает безусловное превосходство своей возлюб­ленной. Женщина у Тютчева находит в себе силы и для нерав­ного поединка с обществом, и для борьбы за свою любовь, демонстрируя душевную стойкость и внутреннюю силу.

Любовь у поэта не вечна, а преходяща, как и сама жизнь: «Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье». Поэтому человек должен смириться со своей участью:

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек…

(«В разлуке есть высокое значенье»)

Значим в лирике Тютчева мотив уходящей любви, ос­тавшейся в прошлом («Я помню время золотое», «Я встре­тил вас - и все былое…», «Она сидела на полу..»), мотив по­следней любви («Последняя любовь»).

Большой цикл стихотворений поэт посвятил своей возлюб­ленной, роман с которой длился около 15 лет. На 47-м году жизни Тютчев, будучи во втором браке и имея четырех дочерей и двух сыновей, влюбился в Елену Александровну Денисьеву, которая была намного моложе его. У них родилось трое детей. Связь эта осуждалась обществом, и Тютчев испытывал глу­бокое чувство вины, горечи, стыда. И эти чувства поэт выра­зил в своих стихах. В «денисьевском цикле» любовь предстает как мучение, «борьба неравных двух сердец», борьбаженщи- ны со светом, с собственной судьбой. И здесь впервые в рус­ской поэзии главная роль в любовных отношениях отдана женщине, запечатлена сила ее духа и характера.

Шедеврами «денисьевского цикла» являются стихотворе­ния «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу..», «Весь день она лежала в забытьи…», «Есть и в моем страдаль­ческом застое…», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло».

По страстности, смятенности своих чувств Елена Денись­ева напоминала героинь романов Ф.М. Достоевского. Она страдала, оттого что Тютчев не мог порвать со своей законной семьей, что положение ее в обществе было двусмысленным. Денисьева умерла от чахотки, роковая страсть сгубила ее.

Любовь в лирике Ф. И. Тютчева

1. Роковой поединок душ.

2. Испепеляющее чувство.

3. Последствия любви.

Лирику Ф. И. Тютчева считают философской и находят в ней отражение насущных проблем, которые в своем описании приобретают бытийное звучание. Исследователи отмечают, что драматизмом наполнены многие его стихотворения. Подобная тональность сохраняется и в любовной лирике. В зрелые годы, замечают критики, он «не переставая быть поэтом мысли... все настойчивее ищет пути выражения чувств». В центре такого внимания поэта - глубокие переживания и настроения. Только их многообразное проявление, растворенное в стихотворениях Тютчева, помогает нам понять все оттенки любовного чувства в его лирике.

Невольно или случайно, но в его стихи вторгается грусть, которая начинает диктовать свои права. Лирический герой страдает и грустит. Хотя при этом его стихам не чужд и восторг. «Влечение, таящее где-то в недрах души, прорывается взрывом страсти», - писали критики Л. Н. Кузина, К. В. Пи-гарев. А страсть возможна только при глубокой и истинной любви. Она открывает любящим сердцам неисчерпаемый и волшебный мир. Но это светлое чувство постепенно превращается в «поединок роковой». Союз душ оказывается борьбой. «Любовь, любовь - гласит преданье - / Союз души с душой родной / Их съединенье, сочетанье, / И роковое их слиянье. / И поединок роковой...» («Предопределение»). Поединок, который рождается в любящих душах, несет отрицательные последствия. Ведь нежное и ранимое сердце со временем от такого обращения начинает чахнуть. И потом оно вполне может погибнуть: «И чем одно из них нежнее... / Тем неизбежней и вернее, / Любя, страдая, грустно млея, / Оно изноет наконец...»

Любовь в лирике Тютчева заиграла новыми гранями. Она осветила новые оттенки этого прекрасного и неземного чувства. И порой кажется, что любовь не может быть последней, ведь она таится в сердце каждого человека. Только вот не каждый может найти к ней тропинку. «Пускай скудеет в жилах кровь, / Но в сердце не скудеет нежность... / О ты, последняя любовь! / Ты и блаженство, и безнадежность» («Последняя любовь»).

Не только в этих двух стихотворениях, но и во многих других звучит какая-то обреченность и безнадежность. Любовное чувство, возможно, как и человеческое существование, конечно. Об этом часто пишет в своих философских стихах поэт.

Возможно, оттенок такого настроения в стихах является последствием душевных травм поэта. Смерть первой жены глубоко потрясла Тютчева. Слабое здоровье Элеоноры не выдержало, так как было подорвано пережитой страшной ночью на пароходе, где разгорелся пожар. И не только в стихах снова и снова поэт обращается к своей трагедии. «Это был самый ужасный день в моей жизни, - писал поэт в пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры, - и не будь тебя, он был бы, вероятно, и последним моим днем». Этот милый образ навсегда остается в его памяти, хотя он постоянно ускользает от него. И кажется, что возлюбленная превратилась в звездочку, которая всегда будет, если не согревать, то хотя бы освещать путь. «Твой милый образ, незабвенный, / Он предо мной везде, всегда, / Недостижимый, неизменный, / Как ночью на небе звезда».

Но любви, наверное, слишком много в сердце поэта. И он выплескивает ее в новых поэтических строчках. На этот раз причиной послужил новый образ - вторая жена Эрнестина Дёрнберг. «1-ое декабря 1837» - одно из немногих стихотворений, посЬященных Эрнестине. И даже в этом стихотворении лирический герой констатирует то, что все происходящее испепелило душу возлюбленной. И получается, что лирический герой своей любовью только губит героиню. Его любовь не приносит ей никакого счастья. «Прости всему чем сердце жило, / Что, жизнь твою убив, ее испепелило / В твоей измученной груди!...» Но даже такая сжигающая любовь оставит память о себе на многие годы. И поэтическую картину, которую рисует лирический герой, совершенно нельзя согреть вечным холодным блеском и бледными розами. Они безжизненны, как «бездыханен» один из героев. Иногда кажется, что любит по-настоящему только прекрасная половина. Поэтому она больше всех страдает от своего безумного чувства.

Наиболее ярко проявляется это в стихах, посвященных еще одной возлюбленной Тютчева - Е. А. Денисьевой. Поэт передает право самой героине высказаться в стихотворных строках («Не говори: меня он, как прежде, любит...»). Произведение наполнено противоречиями. Лирическая героиня убеждает всех, что он ее, как и прежде любит. Но иногда складывается впечатление, что она пытается убедить в этом не других, а себя, так как сама понимает безысходность своего положения. Но надежда, подпитывавшаяся огнем любви, остается все равно: «О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, / Хоть вижу, нож его в руке дрожит». Она просто не может без него. Именно им и только в нем она все еще живет. Даже не упоминавшийся в этом стихотворении роковой поединок, он все равно вроде бы негласно присутствует. Но здесь идет борьба не двух душ. Поединок идет глубоко в сердце самой героини. И, возможно, здесь победителей не будет, так как придется душе расколоться на части. Поединок в данном стихотворении сохраняет лишь свое дыхание, так как жизни уже просто нет. «Ох, я дышу еще болезненно и трудно, / Могу дышать, но жить уж не могу».

Сам поэт осознает, что его любовь приносит только горе и несчастье любящему нежному и ранимому сердцу. Недаром поэт сравнивает ее с убийством. «О как убийственно мы любим...» - восклицает он в одноименном стихотворении. И здесь уже представлен не поединок, а результат этого действа. И плохо он сказывается именно на образе возлюбленной. «Куда ланит девались розы, / Улыбка уст и блеск очей? / Все опалили, выжгли слезы / Горючей влагою своей». Да и от любимого образа оставались только «вспоминанья», которые тоже со временем изменились.

В этом стихотворении появляется еще один неотъемлемый компонент - толпа. Она активно вмешивается в отношения, но этим губит только ее чувство: «Толпа, нахлынув в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело». Он не смог защитить ее от «нашествия». Возможно, поэтому столько грусти и горечи в этих строках.

Любовь в лирике Тютчева , словно алмаз, имеет множество граней, и все они наполнены своим неповторимым оттенком. Любовь - это всегда поединок, борьба. И это положение губит в основном сердце ранимой возлюбленной. Однако она в его любви никогда не сомневается. Хотя, когда любишь, желаешь любимому счастья и благополучия, а не терзания, какие мы видим с стихотворениях.

Многие из произведений Тютчева о любви носят оттенки грусти и печали. И заметим, что в них совершенно нет природы, которая, как правило, становится отражением душевных волнений героев. Однако это совершенно неважно. Мастерство Тютчева и заключается в том, чтобы лишь словесно выразить все колебания душ влюбленных. Восклицания и многоточия создают при этом определенные интонации. И мы, читая эти строки, словно становимся свидетелями рокового поединка.

2. Испепеляющее чувство.

Любовь… Это слово чувственно замирает на языке. От него веет сладостью, негой. Оно вдохновляет, воодушевляет и будто бы воскрешает всё лучшее, что есть в душе человеческой. Считается, что Гении особенно тонко чувствуют всё, что происходит вокруг. Их мироощущение в тысячу раз более обострено, чем у обывателя. Поэты же, как звёздочки из плеяды Гениев, как нельзя больше нуждаются в чувствах, в эмоциях, которые позже выльются на бумагу в виде написанных дрожащей от волнения рукой строчек, с прыгающими буквами, с кляксами чернил на листках…

Любовь - то удивительно чистое, прекрасное чувство, без которого не может жить человек - он лишь существует. Именно поэтому не найдётся, пожалуй, ни одного поэта (даже у строгих классицистов) в лирике которого отсутствовала бы тема любви. Разумеется, у каждого стихотворца она своя: у Лермонтова, к примеру, неразделённая, болезненная, жестокая, а у Некрасова - сложная и многообразная.

Абсолютно всегда любовная лирика связана с моментами биографии поэта. Его личные переживания, эмоции находят выражение в стихотворениях.

Федор Иванович Тютчев, как его называли, «певец природы», не был чужд влюблённости. Этот человек, видимо, как и А.С. Пушкин, нуждался в любви. Однако если «солнцу русской поэзии» важно было именно ощущать любовь в своём сердце, то Тютчев находил упоенье лишь в ответных чувствах зазнобы. В его жизни было четыре женщины, в которых он был безумно влюблён. С двумя из них он связал себя узами брака. Любовь к Тютчеву оборачивалась трагедией для трёх из них, но их жертва оказалась не напрасной - благодаря этому были созданы удивительные в своей красоте и тонкости произведения, которыми зачитывались современники поэта и которыми продолжают восхищаться потомки.

В Мюнхене Фёдор Иванович знакомится с красавицей Амалией фон Лерхенфельд. Молодой Тютчев горячо влюбляется в девушку и даже предлагает ей стать его женой, однако её родственники отказывают дипломату и выдают Амалию замуж за другого. Пламенная страсть проходит у обоих. Поэт посвящает Амалии стихотворения, самым известным из которых становится «Я помню время золотое…». Бывшие влюблённые навсегда сохранят дружеские отношения. К сожалению, это будет единственная женщина в жизни Тютчева, которая не пострадала от его любви. Будучи уже пожилым человеком, он вновь встречает Амалию в Карлсбаде. В его душе оживают воспоминания о прекрасных чувствах, и он создаёт бессмертное «Я встретил вас - и всё былое…». Это удивительное по силе и красоте стихотворение, в котором проскальзывает нотка о быстротечности жизни, о сладости и чистоте любви. Лирическая героиня и вовсе предстаёт в стихотворении как неземное существо - пожалуй, как Анна Керн, однажды воскресившая душу поэта, находящегося в ссылке в Михайловском.

В дальнейшем тютчевская лирика будет всё чаще приобретать минорную тональность. Своей первой супруге, Элеоноре Петерсон, он посвятит не так уж много произведений - и все они будут написаны лишь после трагической гибели супруги, не сумевшей справиться с нервным потрясением, которое она получила, спасая детей во время кораблекрушения. К десятилетию её кончины он напишет:

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…

Элеонора Тютчева вынуждена была погибнуть от любви - да-да, именно так. Она с трудом перенесла предательство мужчины, которого любила всем сердцем, матерью троих дочерей которого она стала. Измены подкосили её здоровье, а продолжающийся на стороне роман окончательно добил слабую влюблённую женщину. Сложно сказать, был ли Тютчев влюблён в супругу. Однако он уважал силу её духа, её невыразимое достоинство, гордость. Своим родным он напишет: «Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… Не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» (по В. Кожинову). Эти слова окажутся страшным пророчеством: первая супруга поэта попытается свести счёты с жизнью, ударив себя кинжалом, чтобы не мучиться самой и, главное, позволить мужу быть счастливым с другой женщиной.

Вторая супруга Тютчева, Эрнестина, повторит судьбу Элеоноры Тютчевой. Выйдя замуж за горячо любившего её поэта, первые годы она будет купаться в его любви, но после в их жизни появится молодая Елена Денисьева, которой, впрочем, Тютчев так и не подарит радостей супружества.

Эрнестине посвящено множество стихотворений. Поэта восхищала красота супруги. Он писал:

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Однако сладость супружеской жизни в его лирике вскоре уступит чувству вины. В период страшного духовного метания между двумя любимыми женщинами, Еленой Денисьевой и законной супругой Эрнестиной, будут созданы стихотворения, в которых любовь по Тютчеву становится страшным пороком, греховной страстью. Фёдор Иванович осознаёт, какую боль он причиняет и себе, и любимым, поэтому разделённая любовь для него есть проклятие. Он также ощущает безмерную вину перед Эрнестиной и чувствует благоговейный трепет перед её смирением и терпеньем. После его смерти в гербарии она найдёт написанное для неё стихотворение, в котором будут следующие строки:

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе-
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…

Наибольшую известность получил так называемый «Денисьевский цикл» стихотворений, посвящённых любовнице пожилого поэта, своеобразная стихотворная летопись их отношений - и зашифрованный личный дневник Тютчева. В этом цикле остро проявляется двоякое отношение автора к любви: с одной стороны это сладость отношений с возлюбленной, но с другой - безмерное страдание, осознание неправильности происходящего - и болезненная невозможность отказаться от этих чувств. Поэт тяжело переживает жертву, на которую идёт Денисьева: от неё отворачивается отец, ей приходится забыть о карьере фрейлины, а многие светские дома демонстративно закрывают перед ней свои двери. Но несмотря на ужасающую в своей жестокости травлю красавица Елена отказывается от всех жизненных благ ради любви к поэту, ради счастья которого она так легко готова положить на алтарь собственную жизнь. Страдая, Фёдор Иванович посвятит Денисьевой следующие строки:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

К тому же он остро ощущает окончание своей жизни. Его и пугает, и радует то, что отжившее, как могло показаться, сердце к концу жизненного пути вновь воскресает, может чувствовать. Этой теме посвящено произведение «Последняя любовь».

Елена Денисьева в произведениях Ф.И. Тютчева всегда представлена в обожествлённых образах: она то мученица, с достоинством несущая незаслуженный крест, то ангел, херувим, своей чистотой и невинностью спасающая лирического героя его стихотворений. Благодаря этому отношению к возлюбленной и создаётся такая невероятная одухотворённость и лёгкость любовной лирики Тютчева.

Любовь у Фёдора Ивановича - минорное настроение. Любовь - разрушительная, но притягательная стихия, в которой не получается не погибнуть. Она - борьба, безнадёжность и мучение. Любовная лирика у поэта невероятно трагична - и она не имеет аналогов ни в русской, ни даже в мировой литературе. Несмотря на то, что выхода из трагедии Тютчев так и не находит, его сердце остаётся открытым для чувств, для внутреннего горения. А память о своих возлюбленных он и вовсе пронесёт через всю жизнь.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции