29.06.2020

Развитие зуба поздняя стадия гистология. Гистология органов ротовой полости. Гистогенез зуба. Особенности развития тканей зуба (дентиногенез и энамелогенез). Обызвествление дентина и эмали. Развитие пульпы. Разновидности, значение и функции


Тема. Анатомическое и гистологическое строение и эмбриогенез зубов. Парижская анатомическая номенклатура в стоматологии . Зубная формула.
Цель. Ознакомить студентов с анатомическим и гистологическим строением и эмбриогенезом зубов, с Парижской анатомической номенклатурой; научить студентов заполнять клиническую зубную формулу и зубную формулу по ВОЗ.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для обследования полости рта, слайды.

Учебные пособия: слайды, таблицы, отражающие анатомическое и гистологическое строение твердых тканей зубов, стадии эмбриогенеза зубов, фантомы головы и челюстей с искусственными зубами , муляжи зубов, естественные удаленные зубы, медицинская документация (медицинская карта стоматологического больного – ф. № 043-У).

Средства контроля: контрольные вопросы и задачи, ситуационные задачи, тестовые вопросы, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые
для данного занятия
. Анатомия зубов (кафедра нормальной анатомии), гистология зубов (кафедра гистологии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Анатомия, гистология и эмбриология зубов. Изучение по таблицам и слайдам гистологического строения твердых тканей зубов. Знакомство с Парижской анатомической номенклатурой в стоматологии, с клинической зубной формулой и зубной формулой по ВОЗ. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом проведения клинического осмотра полости рта пациента с использованием инструментария и объяснением функционального назначения, оформление медицинской карты стоматологического больного с заполнением зубной формулы. Рабочие позиции врача при различных манипуляциях на верхней и нижней челюстях.

4. Самостоятельная работа студентов. Осмотр полости рта студентами друг у друга. Позиция врача и пациента. Оформление истории болезни с заполнением клинической зубной формулы.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Анатомическое строение зубов

Зуб является очень плотным полым удлиненным органом, служащим для откусывания, раздавливания, измельчения и растирания твердой пищи. В нем различают утолщенную часть, выступающую в полость рта, – коронку зуба , прилегающую к ней суженную часть, окруженную десной, – шейку зуба , и часть, расположенную внутри лунки челюсти, – корень зуба , оканчивающийся верхушкой . Разные в функциональном отношении зубы имеют неодинаковое число корней.

Внутри зуб имеет полость, в которой расположена пульпа зуба. Полость зуба делится на две части – коронковую, в ней расположена коронковая пульпа, и корневые каналы, которые содержат корневую пульпу.

В коронке зубов различают пять поверхностей. Поверхности коронок в зависимости от их групповой принадлежности носят различные названия.

Поверхность всех зубов, обращенная в сторону преддверия полости рта, носит название вестибулярной поверхности (facies vestibularis). У группы резцов и клыков иногда эти поверхности называют губной (facies labialis), а у премоляров и моляров – щечной (facies buccalis) поверхностями.

Поверхность всех зубов, обращенную в сторону полости рта, называют оральной (facies oralis), язычной (facies lingualis) – у зубов нижней челюсти, небной (facies palatinalis) – у зубов верхней челюсти.

Лимфатические сосуды пульпы продолжают оставаться объектом исследования. Отток лимфы из пульпы осуществляется экстраваскулярно, т. е. по межклеточным пространствам. Имеются данные, подтверждающие наличие приводящих и отводящих лимфатических путей. Выходя через верхушечные отверстия верхних зубов, лимфатические сосуды отводят лимфу через нижнечелюстное отверстие к подчелюстным узлам, а на нижней челюсти – в глубокие лимфатические узлы у внутренней яремной вены.
Эмбриогенез зубов

В процессе развития зубов выделяют три периода:

1. Образование зубных зачатков.

2. Дифференцировка зубных зачатков.

3. Гистогенез зубных тканей.

Образование зубных зачатков начинается на 6-7 неделе внутриутробного развития зародыша. Из многослойного плоского эпителия ротовой ямки образуется утолщение в виде эпителиального тяжа, который, погружаясь в мезенхиму, расщепляется на две пластины: щечно-губную и зубную. На щечно-губной поверхности зубной пластинки, вдоль ее нижнего края, образуются колбообразные выпячивания, по 10 колпачков, соответственно числу временных зубов на каждой челюсти.

Эти выпячивания называются эмалевыми органами . В каждый эмалевый орган вдается мезенхима, получившая название зубного сосочка . Уплотненная мезенхима, окружающая эмалевый орган и зубной сосочек, именуется зубным мешочком . Эмалевый орган, зубной сосочек и зубной мешочек образуют зачаток зуба. В процессе дальнейшего развития из эмалевого органа образуются эмаль и кутикула зуба, из зубного сосочка – дентин и пульпа зуба, а из зубного мешочка – цемент и пародонт.

Период дифференцировки происходит на 3-4 месяцах эмбрионального развития. Он начинается с дифференцировки эмалевого органа.

Эпителиальный зубной зачаток, состоящий из однородных эпителиальных клеток, разделяется на отдельные слои:

1) наружные эмалевые клетки находятся на границе с мезенхимой зубного мешочка;

2) пульпа эмалевого органа – звездчатые эпителиальные клетки, соединенные цитоплазматическими мостиками, образованные в результате раздвигания клеток накапливающейся белковой жидкостью. Часть клеток пульпы эмалевого органа образуют слой промежуточных клеток из которого формируется кутикула зуба;

3) внутренние эмалевые клетки – слой высоких, цилиндрической формы клеток, расположенных на границе с мезенхимой зубного сосочка. Из них в дальнейшем образуются энамелобласты, образующие эмаль.

Гистогенез – заключительный этап эмбрионального развития зуба, начинается с появления дентина. Его образуют одонтобласты. Сначала образуется плащевой дентин, затем околопульпарный. В плащевом дентине коллагеновые волокна идут радиально, в околопульпарном – тангенциально. К концу 5-го месяца эмбрионального развития начинается обызвествление дентина. Процесс минерализации дентина происходит медленно и не всегда равномерно. Соли кальция, фосфора и других минеральных веществ откладываются в виде субмикроскопических глыбок или кристаллов, которые объединяются в глобулы или калькосфериты.

Развитие эмали начинается вскоре за началом гистогенеза дентина. После образования тонкого слоя дентина на вершине зубного сосочка питание внутренних эмалевых клеток эмалевого органа нарушается. Происходит изменение их полярности (инверсия ядра и органоидов). Ядра перемещаются в апикальную часть клетки, органеллы – в базальную. Они как бы меняются местами. Наружная поверхность эмалевого органа становится складчатой. К этому времени вершина зубного сосочка, покрытая слоем дентина, глубоко внедряется в эмалевый орган. В связи с этим энамелобласты почти вплотную соприкасаются с наружными клетками эмалевого органа. Пульпа эмалевого органа при этом оттесняется в вентролатеральном направлении .

В образовании эмали различают две фазы:

1. Образование органической основы эмалевых призм и их первичное обызвествление.

2. Созревание эмали (окончательное обызвествление эмали).

Эмалевая призма – структурная единица эмали. Процесс образования эмалевых призм до конца не изучен. Наиболее распространенным является утверждение, что каждый энамелобласт дает одну эмалевую призму.

Корни молочных зубов формируются на пятом месяце постэмбрионального развития перед прорезыванием молочных зубов. В образовании корня зуба большая роль принадлежит двухслойному эпителиальному влагалищу Гертвига. Это нижний край редуцированного эмалевого органа, который врастает в подлежащую мезенхиму. Состоит из двух рядов эпителиальных клеток, которые непосредственно соприкасаются между собой, и определяет форму и количество будущих корней. Влагалище Гертвига отграничивает тот участок мезенхимы, из которого образуется дентин корня и пульпа корневой части полости зуба. Мезенхимные клетки, прилегающие изнутри к гертвиговскому влагалищу, дифференцируются в одонтобласты. В дальнейшем влагалище Гертвига рассасывается. Мезенхимные клетки зубного мешочка, вступившие в контакт с дентином корня, превращаются в цементобласты. Они продуцируют цемент на поверхности дентина. Остальная часть мезенхимы зубного сосочка в области корня дает начало периодонту.

Гистогенез пульпы зуба тесно связан с гистогенезом дентина. Процесс этот начинается с верхушки зубного сосочка, где раньше всего появляются одонтобласты, и заканчивается у его основания . К началу образования дентина в зубной сосочек врастает большое количество кровеносных сосудов и нервных волокон. Мезенхимные клетки центральных отделов зубного сосочка увеличиваются в размерах и отодвигаются друг от друга в результате появления между ними основного аморфного вещества и тонких преколлагеновых волокон. Постепенно мезенхима зубного сосочка преобразовывается в рыхлую соединительную ткань пульпы зуба, богатую кровеносными сосудами и клетками типа фибробластов и гистиоцитов.
Парижская анатомическая номенклатура
в стоматологии

На VI Международном конгрессе анатомов в Париже в 1955 году была принята Международная анатомическая номенклатура на латинском языке, доработанная и дополненная на последующих международных конгрессах.

В разделе «Спланхнология (учение о внутренностях). Пищеварительная система» Международной анатомической номенклатуры для обозначения зубов приведены следующие термины:

Коронка зуба Corona dentis

Острие зуба Cuspis dentalis

Верхушка острия Apex cuspidis

Бугорок зуба Tuberculum dentale

Клиническая коронка Corona clinica

Шейка зуба Cervix dentis

Корень зуба Radix dentis

Верхушка корня зуба Apex radicis dentis

Клинический корень Radix clinica

Поверхность смыкания Facies occlusalis

Вестибулярная (лицевая) поверхность Facies vestibularis (facialis)

Язычная поверхность Facies lingualis

Контактная поверхность Facies contactus

Медиальная поверхность Facies mesialis

Дистальная поверхность Facies distalis

Режущий край Margo incisalis

Полость зуба Cavitas dentis (pulparis)

Полость коронки Cavitas coronalis

Канал корня зуба Canalis radicis dentis

Отверстие верхушки зуба For. apicis dentis

Пульпа зуба Pulpa dentis

Пульпа коронки Pulpa coronalis

Пульпа корня Pulpa radicularis

Сосочек зуба Papilla dentis

Дентин Dentinum

Эмаль Enamelum

Цемент Cementum

Периодонт Periodontium

Верхняя зубная дуга Arcus dentalis superior

Нижняя зубная дуга Arcus dentalis inferior

Резцы Dentes incisivi

Клыки Dentes canini

Малые коренные зубы (премоляры) Dentes premolares

Большие коренные зубы (моляры) Dentes molares

Зуб мудрости (третий моляр) Dens serotinus (molaris tertius)

Молочные зубы Dentes decidui

Постоянные зубы Dentes permanentes

Диастема Diastema

Зубная формула

В клинике формула зубов постоянного прикуса отмечается арабскими цифрами:



Горизонтальная линия указывает на принадлежность зубов к верхней или нижней челюсти, вертикальная – условно делит зубы на правую и левую стороны.

Клиническая формула временных зубов записывается так же, как и постоянных, но римскими цифрами:


V IV III II I | I II III IV V

V IV III II I | I II III IV V

При заполнении истории болезни, описывая один или несколько зубов, зубная формула полностью не пишется, а обозначается только конкретный зуб с указанием челюсти и стороны, к которой он принадлежит по отношению к пациенту.

Например: правый первый верхний моляр будет иметь клиническую формулу 6 |, нижний левый клык – |3 и т. п.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена несколько иная запись формулы зубов. Помимо того, что каждый зуб имеет свое цифровое обозначение, цифрами обозначены также и каждая половина верхней и нижней челюстей, причем возрастание числового значения расположено по часовой стрелке.

Формула зубов постоянного прикуса по ВОЗ:
1 2

8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8

4 3
При записи формулы зуба этим способом не ставится значок, отмечающий ту или иную половину челюсти (что весьма важно при печатании на машинке), а ставится соответствующая той или иной половине челюсти цифра. Так, например, чтобы записать формулу второго моляра нижней челюсти слева, ставится обозначение 37 (3 – формула левой половины нижней челюсти, 7 – формула второго моляра).

Запись зубов временного прикуса, согласно формуле ВОЗ, ведется также арабскими цифрами:


5 6

5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5

5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5

8 7
Буквенно-цифровой формулой удобно пользоваться при записи зубной формулы у детей , у которых происходит процесс смены зубов, когда наряду с временными зубами наблюдаются постоянные. Например, полная формула зубов 10-летнего ребенка может быть следующая:
m 2 M 1 P 1 c I 2 I 1 | I 1 I 2 c P 1 M 1 m 2

m 2 M 1 P 1 c I 2 I 1 | I 1 I 2 c P 1 M 1 m 2

В групповой зубной формуле можно использовать начальные буквы латинских наименований зубов: I – резцы, C – клыки, P – премоляры, M – моляры. Постоянные зубы обозначают прописными, молочные – строчными буквами.
Схемы ориентировочной основы действия


Последовательность действий

Средства

Критерий самоконтроля

1

2

3

I . Анатомия зубов и Парижская анатомическая номенклатура

1. Наденьте медицинскую форму, подготовьте тетрадь, займите рабочие места

Оборудованный терапевтический кабинет, наличие тетрадей

Исходные знания анатомии зубов. Знание уставных и кафедральных требований

2. Внимание обращено на информацию преподавателя об анатомическом строении зубов


Внимание к информации преподавателя. Исходные знания

3. Укажите и назовите анатомические образования зубов различной групповой принадлежности, используя специальную терминологию Парижской анатомической номенклатуры

Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, муляжи зубов

Исходные знания, методические рекомендации. Тетради с выполненным домашним заданием

1

2

3

II. Гистология и эмбриология твердых тканей зуба,
пульпы и периодонта

1. Внимание обращено на информацию преподавателя о гистологическом строении твердых тканей зуба и пульпы, эмбриогенезе зубов

Стенды, схемы, таблицы, слайды

Исходные знания, методические рекомендации. Тетради с выполненным заданием

III. Клиническая зубная формула и зубная формула по ВОЗ

1. Внимание уделено информации преподавателя о клинических формулах и зубных формулах по ВОЗ постоянного и временного прикусов

Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы естественных зубов

Исходные знания по написанию клинической зубной формулы и формулы по ВОЗ. Методические указания. Тетради для практических занятий

2. Отобразите клинической формулой и формулой по ВОЗ зубы: второй верхний правый моляр – постоянный и молочный; боковой левый резец верхней челюсти – постоянный и молочный; верхний правый клык – постоянный и молочный; второй левый премоляр нижней челюсти и др.


Исходные знания. Методические рекомендации. Тетради для практических занятий. Правильно отображенные клинические формулы и формулы зубов ВОЗ, предложенных ассистентом зубов

3. Напишите, какому зубу соответствуют следующие числа: 15, 23, 34, 46

Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы удаленных естественных зубов

Исходные знания по анатомии зубов и написанию зубных формул. Тетради для практических занятий. Верно указанные зубы, соответствующие предложенным ассистентом формулам

1

2

3

IV. Рабочие позиции врача и пациента
при различных манипуляциях на верхней и нижней челюстях

1. Зафиксируйте голову пациента для выполнения манипуляций на верхней челюсти


Подголовник стоматологического кресла фиксирован так, чтобы голова пациента была запрокинута назад. Врач расположен справа от пациента

2. Расположите голову пациента в подголовнике стоматологического кресла для выполнения манипуляций на нижней челюсти

Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла

Подголовник стоматологического кресла установлен так, чтобы подбородок пациента был опущен к груди. Врач расположен справа от пациента

V. Клинический осмотр полости рта пациента,
оформление медицинской карты с заполнением зубной формулы

1. Расположите пациента в стоматологическом кресле, зафиксируйте его голову в подголовнике

Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла

Пациент в стоматологическом кресле, голова зафиксирована в подголовнике

2. Вымойте руки; возьмите лоток с набором стоматологических инструментов

Раковина для мытья рук. Наборы стоматологических инструментов

Руки вымыты. Лоток с набором стоматологических инструментов на прикресельном столике врача

3. Проведите осмотр зубов с помощью зеркала и пинцета в определенной последовательности: сначала осмотрите зубы верхней челюсти справа налево, затем – зубы нижней челюсти – слева направо

Зеркало, пинцет

Зубы и зубные ряды осмотрены сначала на верхней челюсти справа налево, а потом на нижней челюсти в обратном порядке

4. Внесите паспортные данные пациента в медицинскую карту стоматологического больного; заполните зубную формулу

Набор стоматологических инструментов. Медицинская карта стоматологического больного (учетная форма №  043-У)

Медицинская карта заполнена с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, места работы и адреса пациента. Клиническая зубная формула заполнена с использованием специальных обозначений

Контрольные вопросы

1. Перечислите по-латински в соответствии с Парижской анатомической номенклатурой все группы зубов, их поверхности и анатомические образования.

2. Приведите описание зубной формулы (клинической и предложенной ВОЗ) для постоянных и молочных зубов.

3. По каким признакам определяется принадлежность зуба к той или иной стороне? Дайте формулировку каждого признака.

4. Гистологическое строение эмали.

5. Гистологическое строение дентина.

6. Что представляют из себя дентикли, прозрачный дентин и «мертвые пути»?

7. Какие виды дентина образуются при нормальной функции пульпы и при патологических процессах?

8. Состав цемента зубов. Какое он имеет гистологическое строение?

9. Гистологическое строение пульпы зуба. Назовите различия в строении коронковой и корневой пульпы.

10. Какие периоды различают в процессе развития зуба? Опишите каждый из них.
Контрольные задачи

Задача 1

Задача 2

Соотнесите:

А. | 6 1. Латеральная поверхность.

Б. 3 | 2. Задняя.

В. 7 | 3. Режущий край.

Г. | 1 4. Жевательная поверхность.

Задача 3

Что это значит? Соотнесите:

3 2 1 | 1 2 Клиническая формула
(постоянных, молочных зубов).

8 7 6 5 4 3 2 1| Зубная формула ВОЗ
постоянных и молочных зубов.

42, 35, 54, 61, 84, 75
Задача 4

Соотнесите:



Ткань зуба

Гистологические структуры

А. Эмаль

1. Первичный дентин

Б. Дентин

2. Зернистый слой

В. Цемент

3. Диазоны

4. Линии Гунтера-Шрегера

5. Корфовские волокна

6. Бесклеточный цемент

7. Цементоциты

8. Прозрачный дентин

9. Шарпеевские волокна

Задача 5

Какому зубу соответствует формула?


Формула зуба

Зубы

23

1. Постоянный первый моляр нижней челюсти слева

51

2. Нижний правый первый молочный моляр

84

3. Верхний правый молочный моляр

| 6

4. Боковой молочный резец нижней челюсти слева

V |

5. Верхний левый клык постоянный

II

6. Верхний центральный молочный резец справа

Задача 6

Каким зубным тканям дают начало элементы эмалевого органа?


Задача 7

Соотнесите:



Сроки закладки и развития зубных зачатков

Периоды развития зубов

6-7 недель эмбрионального развития

1. Дифференцировка зубных зачатков

3-4 месяца эмбрионального развития

2. Гистогенез зубных тканей

4-5 месяцев эмбрионального развития

3. Формирование корней молочных зубов

5 месяцев постэмбрионального развития

4. Образование зубных зачатков

Задача 8

Соотнесите:



Слои пульпы

Структурные элементы

А. Периферический

1. Кровеносные сосуды и нервные элементы

Б. Промежуточный

2. Фибробласты

В. Центральный

3. Одонтобласты

4. Макрофаги

5. Плазматические клетки

6. Пульпоциты

7. Адвентициальные клетки

8. Гистиоциты

Задача 9

Соотнесите:



Названия зубов и их образований

Термины

foramen apicis dentis

dentes decidui

dens serotinus

1. Зуб мудрости

2. Отверстие верхушки зуба

3. Молочные зубы

Задача 10

Как называются сошлифованные участки призм?


Ситуационные задачи

Учебные

1. Эмаль зуба состоит из эмалевых призм, которые, связываясь в пучки (3-5 штук), идут от эмалево-дентинного соединения S-образно до поверхности эмали. Правильно ли это?

2. Различают три слоя пульпы – периферический, или одонтобластический; промежуточный, или субодонтобластический и центральный. Кратко опишите каждый слой.

3. Эмаль зуба развивается из наружных эпителиальных клеток эмалевого органа. Верно ли это?

4. При микроскопическом исследовании шлифа зуба с патологической стираемостью, удаленного по показаниям, некоторые участки дентина выглядят черными. Объясните это явление.

5. В женской консультации наблюдается женщина в период второго триместра беременности с выраженным гестозом (рвота с явлениями обезвоживания). Какие изменения в зубочелюстной системе будущего ребенка можно прогнозировать?

6. Бесклеточный цемент покрывает верхушку корня зуба, а клеточный расположен в начальной части корня и в области бифуркаций корней многокорневых зубов. Верно ли это утверждение?

7. На передней поверхности правого верхнего второго премоляра расположена кариозная полость с поражением средних слоев дентина. Найдите ошибку в описании объективных данных .

8. В медицинской карте стоматологического больного первый моляр левой половины нижней челюсти обозначен 36. Правильно ли это обозначение ?

9. Эмалевый орган состоит из трех слоев. Назовите каждый слой и дайте их краткое описание.

10. При гнойных воспалительных заболеваниях пульпы и периодонта зубов верхней челюсти какие региональные лимфатические узлы могут быть увеличены и болезненны?
Контрольные

1. Дентинные трубочки проходят, S-образно изгибаясь, от границы с пульпой к наружной поверхности дентина, содержат отростки одонтобластов. Правильно ли это?

2. Дентин подразделяют на первичный, вторичный и третичный. Какие названия еще имеют эти виды?

3. Дентин зуба развивается из внутренних эпителиальных клеток эмалевого органа. Верно ли это заключение?

4. При микроскопическом исследовании поперечного среза коронки зуба выявляются линии, расположенные в виде концентрических колец. Назовите эти линии и объясните их подобное расположение.

5. В отделение патологии беременных поступила женщина со сроком беременности 6 недель с явлениями токсикоза первой половины. Как это может отразиться на развитии зубов плода?

6. Эмалевые пластинки являются колбообразными утолщениями отростков одонтобластов, пересекающих эмалево-дентинное соединение. Верно ли это утверждение?

7. На дистальной поверхности нижнего бокового резца справа кариозная полость с поражением угла и режущего края. Найдите ошибку в описании объективных данных.

8. При заполнении медицинской карты стоматологического больного постоянный первый верхний моляр обозначен 26. Верно ли это обозначение?

9. Эмаль является самой твердой и, в то же время, самой хрупкой тканью организма. Чем обусловлены эти свойства эмали?

10. При препарировании кариозной полости болезненность возникает в области дентиноэмалевой границы. Чем объясняется болезненность в этом участке кариозной полости?

Тестовый контроль знаний

1. Какая ткань покрывает коронку зуба?

б) дентин;

в) цемент.

2. Какая клиническая формула соответствует молочному прикусу?

а) 4 3 2 1 | ;

б) V IV III II I | ;

в) 4 3 1 2 ;

г) 3 2 1 2 ;

3. Химический состав дентина:

а) 95% неорганических веществ, 2% органических, 3% воды;

б) 68% неорганических веществ, 32% органических, из них 15% воды;

в) 97% неорганических веществ, 3% органических;

г) 70-72% неорганических веществ, 28-30% органических, из них 10% воды;

д) по 50% органических и неорганических веществ.

4. Какая ткань развивается из зубного сосочка?

б) дентин;

в) пульпа;

г) цемент;

д) периодонт.

5. Какие функции выполняет цемент?

а) пластическая;

б) сенсорная;

в) трофическая;

г) защитная;

д) репаративная;

е) удерживающая.

6. Какое количество зубов в молочном прикусе?


в) 10;
д) 24;
7. Топография клеточного цемента:

а) покрывает боковые поверхности корня;

б) прилежит к дентину;

в) покрывает большую поверхность корня;

г) покрывает апикальную часть корня.

а) преобладание тангенциальных волокон Эбнера;

б) преобладание прободающих шарпеевских волокон;

в) хаотичное расположение волокон;

г) преобладание радиальных волокон Корфа.

9. Основной структурный элемент эмали:

а) эмалевая пластинка;

б) эмалевая призма;

в) эмалевое веретено;

г) эмалевые пучки.

10. Проницаемость эмали повышается в присутствии:

а) ортофосфорной кислоты;

б) фтористого натрия;

в) физиологического раствора;

г) молочной кислоты;

д) глюконата кальция;

е) ферментов.


Домашнее задание:

а) дать перечень основной стоматологической номенклатуры в латинской транскрипции;

б) нарисовать продольный срез зуба, отобразить примерную толщину эмали, дентина, цемента, в эмали показать ход и направление линий Ретциуса, Гунтера-Шрегера;

в) написать клиническую зубную формулу и формулу зубов по ВОЗ.


Литература

Основная

Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-768 с.

Пропедевтическая стоматология: ситуационные задачи: учеб.

пособие / под общ. ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР –

Медиа, 2009 - 224 с.

Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.И. Булгакова, А.Ш. Галикеева, И.В. Валеев и др. /под ред. А.И. Булгаковой.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-128 с.

Дополнительная

1. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: учеб. пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 8 изд., доп. и перераб. – М., 2008. – 948 с.


  1. Курякина Н.В., Омаров О.Г. Практикум по фантомному курсу терапевтической стоматологии. – Москва: Мед. книга, 2007

  2. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология. – М.: Медицина, 2004. – 304 с.

  3. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение: учеб. пособие / И.Я. Поюровская. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-185 с.

  4. Пропедевтика терапевтической стоматологии. Часть I. Кариесология: одонтопрепарирование и пломбирование кариозных полостей: практическое руководство/под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – 2- е изд., перераб. и доп. – Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2010 – 408 с.

  5. Стоматологическое материаловедение: учеб. пособие / В.А. Попков и др. – 2 изд., доп. - М.: Медпресс-информ., 2009 – 400с.

  6. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов/Под ред. Е.В. Боровского.– М.: «Медицинское информационное агентство», 2011.- 840 с.

  7. Терапевтическая стоматология: Нац. руководство / Под ред. Л.А. Дмитриевой, Ю.М. Максимовского. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 - 912 с.

  8. Тестовые задания по пропедевтике терапевтической стоматологии: учеб. - метод. – пособие / Под. ред. Н.Н. Гаража.- Ставрополь: СтГМА 2009. – 43 с.

  9. Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса: учебник / В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Л.М. Мишнев, под ред. В.Н. Трезубова. – 4 изд. - М.: Медпресс-информ., 2011, - 416 с.

Практическое занятие № 3

Зубы – важный орган человека. С их состоянием связано здоровье всего организма – нет ни одной системы, на которую бы зубные болезни не оказывали пагубного влияния. Вот почему важно, чтобы развитие зубов у детей шло благополучно.

Необходимо поддерживать их здоровье и в течение всей жизни, а для этого очень пригодятся знания не только о гигиене ротовой полости, но и о гистологическом строении зуба. О нем мы и поговорим в нашей статье.

Из чего состоит человеческий зуб?

Человеческий зуб удивителен и сложен в строении. У него интересная анатомия и гистология, которую мы сейчас и постараемся изучить. Начнем по порядку.

У зуба 2 части – наружная и внутренняя (подробнее в статье: внутреннее и внешнее строение зуба). Наружная - это то, что мы видим, открывая рот (то есть коронка). Другая часть расположена в углублении челюстной кости и скрыта десной, поэтому ее называют корнем. Часть под краем десны, на которой эмаль граничит с цементом, называется шейкой. Также есть такое понятие, как поддерживающий аппарат жевательных органов.

Поверх коронки расположена эмаль – очень твердый слой. Под эмалью расположен многослойный дентин светло-желтого цвета. Его толщина - 2-6 мм. Под ним находится пульпа. Эта мягкая ткань зуба заполняет полости коронки и корня.

Отдельно стоит упомянуть про фиссуры - бороздки и канавки, имеющиеся на поверхности. Они бывают разной глубины и толщины. В фиссурах скапливается налет, а прочистить их обычной щеткой при утренних и вечерних гигиенических процедурах практически невозможно. Вследствие этого на поверхности образуется кислота, чье пагубное влияние очевидно. Этот химический процесс способствует появлению кариеса. Одним из современных решений этой проблемы, предложенных учеными, является герметизация фиссур с использованием специальных препаратов.


В зубном корне расположен канал. Через него проходят нервы, артерии, вены и лимфососуды, которые затем переходят в пульпу. Нижние точки корня – это верхушки, а места на них, через которые протянуты сосуды и нервы, - апикальные отверстия.

Поддерживающий аппарат зуба представляют челюсть и десна. В челюсти расположена альвеолярная лунка – это лунка в кости, где крепятся корни. Под альвеолой проходит пучок сосудов и нервов.

В местах, где коронка прилегает к десне, образуются щели, называемые десневыми желобками. Десна же имеет слизистые сосочки – точки на возвышении десны, прилегающие к поверхности коронки.

Таково гистологическое строение наших жевательных органов. В следующей главе мы поговорим о стадиях развитии зубов, а также рассмотрим такое понятие, как гистогенез тканей зуба.

Каким образом происходит формирование жевательных органов?

Жевательные органы начинают формироваться у детей еще в материнской утробе, причем не только молочные, но и постоянные. Как это происходит? Формирование зуба берет начало с эмалевого органа на слизистой оболочке рта. Затем формируются дентин, пульпа и цемент, окруженные пародонтом - твердыми и мягкими тканями зуба.

Стадий развития зуба четыре:

  • формирование зубного зачатка;
  • дифференцировка зачатка зуба;
  • образование зуба;
  • замена молочных постоянными.

Началом развития зубов считается 6-7 неделя жизни эмбриона. Первым делом образуется зубная пластинка. Впоследствии на ней появляются эмалевые органы. В будущем они станут молочными зубками. 10 неделя – время образования зубных сосочков. Каждый эмалевый орган отделяется, а в его окружности образуется зубной мешочек, когда малышу становится около 3 месяцев.

На следующем этапе развития зубов изменяется и зубной зачаток, и мешочек. У зачатка начинает формироваться пульпа в середине эмалевого органа, в него же врастает и постепенно увеличивается зубной сосочек. У зубного зачатка развиваются сосуды и нервные окончания. Теперь зубные зачатки развиваются самостоятельно от зубной пластинки, а между мешочками появляются костные перекладины. Из них затем формируются альвеолы.

Конец 4 месяца – время развития зубных тканей – дентина, пульпы и эмали. Дентин образуется благодаря росту одонтобластов. Сначала из них нарастают волокна, которые затем образуют разные слои дентина и предентина. Обызвествляется эмаль вплоть до прорезывания зуба. Корень вырастает уже после появления ребенка на свет. Из зубного мешочка образовывается цемент и периодонт.

Прорезывание начинается, когда ребенку исполняется около полугода после рождения, и заканчивается примерно в 2-2,5 года. На этой стадии у малыша должно быть 20 молочных зубов – по 10 вверху и внизу.

Постоянные жевательные органы начинают развиваться с 5 месяца. Они формируются позади зачатков молочных. Стадии формирования, строение зубов и структура тканей зубов аналогичны молочным.

Гистологическое строение, функции и разновидности дентина

Дентин – это основа жевательного органа. В разных местах толщина этой твердой ткани зуба составляет от 2 до 6 мм (это заметно на шлифе зуба). В коронке дентин закрывает эмаль, а на корне – цемент. Если говорить о составе дентина, то основная его часть – это неорганические вещества (около 70%), 20% - органика и всего 10% - вода. Иными словами, дентин - это обызвествленный слой с коллагеновыми волокнами. Весь слой дентина зуба пронизан тонкими трубками – канальцами. В них расположены отростки одонтобластов – клеток пульпы.

Дентин – сложное вещество, состоящее из нескольких слоев. Опишем их:

  1. Предентин. Пористый эластичный слой, образованный большим количеством одонтобластов. Предентин защищает и питает пульпу. Он имеет еще одно значение - отвечает за чувствительность.
  2. Интерглобулярным дентином заполнено пространство между канальцами. Интерглобулярная ткань подразделяется на околопульпарный и плащевой дентин. Околопульпарный расположен вокруг пульпы, а плащевой примыкает к эмали. В плащевом дентине меньше коллагеновых волокон, чем в околопульпарном.
  3. Канальцы. Тонкие трубочки, по которым поступают необходимые вещества, что обеспечивает способность дентина обновляться.
  4. Перитубулярный дентин. Плотное вещество, которым покрыты стенки канальцев.
  5. Склерозированный (прозрачный) дентин. Когда в канальцах скапливается перитубулярное вещество, они сужаются, так как образуется склерозированный дентин, который утолщает стенки канальцев. Это возрастные изменения. Склерозированный – характерное явление при хроническом кариесе.

Одно из важных свойств дентина – способность расти и восстанавливаться за счет одонтобластов (гистогенез). Здесь выделим 3 разновидности дентина:

Эмаль - ее состав и роль в организме человека

Зубная эмаль – это то, что мы видим на поверхности зуба. Она покрывает коронку. Слой ее на разных участках различный. В наиболее уязвимых местах это 2 мм (чтобы это увидеть, можно снова обратиться к шлифу зуба). К закрытой десной части эмаль постепенно истончается и возле корня ее граница заканчивается.

Эмаль – самая твердая ткань не только в зубе, но и во всем организме. Ее прочность обеспечивается большим содержанием неорганических веществ – около 97%. Процент воды в ее составе небольшой – 2-3.

Почему стоматологи говорят о важной роли этой зубной ткани? Не зря сама природа обеспечила ее повышенной прочностью. Эмаль создана для защиты от внешнего воздействия остальных тканей зуба, ведь дентин и цемент уступают эмали в прочности (см. также: ). В то же время, она очень хрупкая и поэтому подвергается растрескиванию под воздействием множества факторов (механического воздействия, влияния кислот и других агрессивных веществ, постепенного стирания и т. д.).

Что представляет собой цемент и зачем он нужен?

Если эмаль покрывает зуб в наружной части, то на корне эту роль выполняет цемент. Он не настолько прочный, как эмаль, но и защищен десной от внешних факторов. Неорганических составляющих в его химическом составе намного меньше – около 70%, остальные 30% составляет органика. Там, где цемент граничит с эмалью, есть специальные неровности, обеспечивающие плотное и надежное прилегание одного слоя к другому.

Основное назначение цемента – прочно закреплять зубы в кости челюсти. Для этой цели природа создала 2 вида этого материала – первичный и вторичный. Первичный (бесклеточный) прикреплен к дентину и защищает боковые части корня. Вторичным (клеточным) покрыта верхняя треть корня. Как другие слои, цемент начинает формироваться при развитии жевательных органов и служит в течение всей жизни.

Функции и особенности строения пульпы

Полость коронки выстилает соединительная ткань зуба – пульпа. Структура у нее пористая и волокнистая. Она обогащена нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами, поэтому болевые ощущения исходят именно из этой части жевательного органа.

Мягкой тканью зуба заполнена пульпарная камера. Эта полость имеет такие же очертания, как коронка. Пульпарная камера состоит из:

У пульпы есть две важные функции. Во-первых, она защищает канал и препятствует тому, чтобы микробы и вредоносные микроорганизмы проникали из кариозной полости в периодонт. Во-вторых, пульпа стимулирует процесс восстановления дентина при развивающемся кариесе. Поскольку в ней находятся кровеносные сосуды и нервные окончания, зуб получает необходимые вещества для поддержания жизнедеятельности и регенерации. После удаления нерва из канала этот процесс невозможен. Перед учеными стоит непростая задача – найти способ лечения без удаления нерва, чтобы дентин сохранял способность к самовосстановлению.

Гистология периодонта и его функции

Периодонтом называют место, состоящее из нескольких слоев. Расположен периодонт между цементом и стенками альвеолы. В среднем его ширина – около 0,2 мм. Наиболее тонкий слой – в средней части корня, в других участках он немного шире.

Слои периодонта развиваются тогда, когда происходит формирование и прорезывание жевательных органов. Когда формируется корень, одновременно начинается процесс образования периодонта. Волокна растут с двух сторон - около цемента и альвеолярной лунки. Заканчивается образование периодонта при прорезывании.

По большей части периодонт состоит из соединительного вещества. Структура у него волокнистая. Благодаря коллагеновым волокнам цемент зуба прочно соединяется с костью альвеолы. Одна из главных особенностей периодонта – обновление с высокой скоростью.

Периодонт выполняет важные функции и в дальнейшем. Перечислим их:

  • надежно удерживать зуб в альвеоле;
  • равномерно распределять нагрузку при жевательном процессе;
  • обеспечивать своеобразную защиту окружающих твердых и мягких тканей зуба;
  • поддерживать структуру и восстановление как окружающего пространства, так и периодонта;
  • осуществлять питание через кровеносные сосуды и нервные окончания;
  • выполнять сенсорную функцию.

Область стоматологии – одна из самых сложных в анатомии. Несмотря на то, что изучается она давно и основательно, есть вопросы, которые еще остаются неясными. Например, для чего нужны так называемые зубы мудрости, которые практически нефункциональны, но доставляют массу неудобств? С чем связаны явления ретенции и дистопии? Об этом и многом другом вы найдете информацию в других статьях нашего сайта.

Зубы участвуют в механической обработке пищи : плоские резцы и клыки конической формы откусывают пищу, малые и большие коренные зубы с коронками кубической формы и жевательными буграми перетирают ее при еде. Зубы имеют важное значение для артикуляции.

Гисто- и органогенез зубов . У человека различают две смены зубов - выпадающие, или молочные (20), и постоянные (32). Развитие молочных зубов начинается в конце 2-го месяца эмбриогенеза. В это время эпителий ротовой полости врастает в виде зубной пластинки в подлежащую мезенхиму. На передней поверхности зубной пластинки возникают эпителиальные зубные почки по числу закладок зубов, вокруг которых возникает уплотнение мезенхимных клеток - зубные мешочки.

Взаимодействие двух эмбриональных зачатков приводит к изменению формы зубной пластинки - она постепенно трансформируется в структуру в виде бокала, внутри которого концентрируются мезенхимные клетки в форме сосочка. Последний оказывает индуктивное влияние на дифференцировку клеток эпителиального зубного бокала, в котором топографически выделяются внутренний и наружный эмалевый эпителий и клетки промежуточного слоя. Внутренний эмалевый эпителий обращен к мезенхимному сосочку, наружный образует "стенку" зубного бокала и тонкой клеточной ножкой остается некоторое время связанным с эпителием ротовой полости; клетки промежуточного слоя располагаются между двумя первыми, приобретают звездчатую форму и оттесняются друг от друга накапливающейся здесь жидкостью.

Внутренний эмалевый эпителий отделяется от мезенхимного сосочка базальной мембраной. Его клетки дифференцируются в энамелобласты (амелобласты) - клетки-образователи эмали. Образование базальной мембраны индуцирует дифференцировку расположенных рядом мезенхимных клеток в одонтобласты (дентинобласты). Последние, в свою очередь, влияют на развитие энамелобластов.

Энамелобласты имеют вытянутую цилиндрическую форму, в них постепенно происходит перемещение ядер из базальной части клеток в апикальную, поскольку в базальных частях клеток формируются эмалевые призмы, слой которых составляет эмаль зуба. Начинается кальцинация эмали. Каждый энамелобласт вырабатывает одну эмалевую призму.

Клетки, прилежащие к энамелобластам , - одонтобласты - начинают секретировать дентин во встречном с образованием эмали направлении. По мере развития зуба массы эмали и дентина увеличиваются, и ряды клеток удаляются друг от друга. Энамелобласты при этом отодвигаются наружу, а одонтобласты - внутрь развивающегося зуба. К моменту прорезывания молочных зубов ядросодержащие части энамелобластов редуцируются, остаются лишь тесно прилежащие друг к другу эмалевые призмы, покрытые кутикулой, образованной остатками промежуточных звездчатых клеток и наружного эмалевого эпителия. Последние постепенно уменьшаются в размерах и дегенерируют; клеточная ножка, связывающая зачаток зуба с эпителием полости рта, фрагментируется и полностью исчезает.

Зубной зачаток оказывается погруженным в костную ткань челюсти. Формирование эмали и дентина распространяется от вершины будущего зуба к боковым поверхностям. Клетки зубного мешочка дифференцируются в цементобласты, и незадолго до прорезывания зуба в области будущих корней формируют цемент. Клетки центральных участков мезенхимных сосочков образуют пульпу зуба - внутреннюю рыхлую соединительную ткань зуба, богатую сосудами. Из клеток наружного слоя мезенхимного зубного мешочка образуется зубная связка (периодонт), соединяющая зуб с альвеолой челюсти. Зубные альвеолы формируются из окружающей зубные зачатки мезенхимы параллельно с формированием зубов. Таким образом, в составе зуба эмаль имеет эпителиальную природу.

Все остальные части зуба (дентин, цемент, пульпа зуба), а также связочный аппарат - это производные мезенхимы.
Закладка постоянных зубов происходит на 4-5-м месяцах эмбриогенеза, когда от зубной пластинки начинают формироваться вторые эмалевые зачатки. Развитие их происходит принципиально так же, как и молочных зубов.

Зубы являются производными слизистой оболочки ротовой полости зародыша. Из эпителия этой слизистой оболочки развивается эмаль зубов. Дентин, цемент, пульпа зуба, а также околозубные ткани (периодонт) являются производными мезенхимы. Развитие зубов является сложным и длительным процессом, который начинается на ранних стадиях эмбриогенеза и продолжается до 18-20 лет постнатальной жизни, а последние большие коренные зубы (зубы мудрости) прорезываются в возрасте 23 и даже 25 лет.

Принципиальная схема развития молочных и постоянных зубов одинакова, но сроки их формирования, прорезывания и смены различны, они являются важным критерием для суждения о физическом развитии и здоровье ребенка.
Р а з в и т и е м о л о ч н ы х з у б о в. Начальные признаки появления зачатков зубов у человека относятся к концу второго месяца зародышевой жизни, когда полость рта еще не обособилась и не образовалось преддверие полости рта. Первые этапы развития зубов протекают параллельнос обособлением полости рта, с образованием преддверия полости рта. В развитии молочных зубов можно выделить три основных периода. Первый период - закладка и образование зубных зачатков.
Второй период - дифференцировка зубных зачатков. Третий - период гистогенеза зубных тканей.

Период закладки и образования зубных зачатков. Начало развития молочных зубов у зародышей человека относится к 6-8 неделям внутриутробной жизни. Многослойный плоский эпителий, выстилающий ротовую ямку, образует утолщение, располагающееся вдоль верхнего и нижнего края первичной ротовой щели. Возникшее утолщение постепенно врастает в подлежащую мезенхиму, формируя эпителиальную пластинку, которая расщепляется на две части: на переднюю, или щечно-губную, пластинку и расположенную к ней под прямым углом зубную пластинку. Передняя, или щечно-губная, пластинка затем расщепляется, превращаясь в желобок, отделяющий закладку губ и щек от зачатков десен, т.е. дает начало преддверию рта. Появление в этой эпителиальной пластинке щелевидной полости означает выделение впереди нее зачатка или губы или щеки, а сзади располагаются зачатки верхней или нижней челюстей.

Зубная пластинка постепенно приобретает форму дуги, заложенной в мезенхиме верхней и нижней челюстей. Она представляет собой эпителиальный тяж, начинающийся или от задней поверхности щечно-губной пластинки и растущий кзади в подлежащую мезенхиму, или непосредственно от эпителия, покрывающего верхнюю или нижнюю челюсть. Разрастаясь сначала кзади в горизонтальном направлении, зубная пластинка затем поворачивает книзу и принимает более вертикальное положение. Её форма соответствует форме нижней или верхней челюсти и она образуется на всем протяжении зачатков челюстей.

На передней поверхности зубных пластинок, обращенных к губе или щеке, вблизи свободного края возникают разрастания, имеющие вид колбоидных выпячиваний, связаннеых с краем зубной пластинки при помощи тонких эпителиальных перемычек, которые называют зубными почками. В каждой челюсти появляется по 10 таких зубных почек, соответствующих числу будущих молочных зубов. На 9-10 неделе внутриутробной жизни в каждую зубную почку снизу врастает мезенхима, образуя зубной сосочек. В результате этого зубные почки превращаются в зубные, или как их часто называют, эмалевые органы, которые имеют вид колпачков или двустенных бокалов. По мере дальнейшего роста зубные органы постепенно обособляются от зубных плоастинок, оставаясь соединенными с ними только тонкими тяжами эпителиальных клеток, которые называют шейками зубного органа. Одновременно с обособлением зубных зачатков вокруг каждого из них за счет уплотнения мезензхимы формируется так называемый зубной мешочек. Таким образом, в течение первого периода развития молочных зубов происходит образование зубных зачатков, состоящих из зубного, или эмалевого органа, имеющего эпителиальное происхождение, а также зубного сосочка и зубного мешочка - производных мезенхимы.

Период дифференцировки зубных зачатков. Второй период развития молочных зубов у зародышей человека характеризуется рядом сложных преобразований, происходящих как в самих зубных зачатках, так и в окружающих их тканях и связанных с типичными проявлениями дифференцировки. В зубном, или эмалевом, органе эти изменения выражаются в том, что вместо однородных клеточных элементов здесь появляются различные по форме и функции клетки. Так, по наружной поверхности каждого зубного органа теперь располагаются уплощенные наружные эпителиальные клетки. Высокую цилиндрическую форму приобретают внутренние клетки зубного органа, расположенные на границе с зубным сосочком. В результате накапливания жидкости белкового характера между эпителиальными клетками центрального эмалевого органа эти клетки становятся по своей форме звездчатыми, отодвигаются друг от друга и соединяются между собой при помощи длинных цитоплазматических отростков. Формируется пульпа зубного органа. Часть пульпы, прилежащая непосредственно к внутренним клеткам, составляет так называемый промежуточный слой, где плоские или кубические клетки располагаются в 2-3 ряда и между ними имеются небольшие межклеточные пространства. Для этих клеток характерна высокая митотическая активность.

Электронномикроскопические исследования показали, что в цитоплазме наружных клеток эмалевого органа обнаруживается хорошо развитый пластинчатый комплекс, гранулярная цитоплазматическая сеть и содержится небольшое количество митохондрий. На границе этих клеток с окружающей тканью зубного мешочка располагается базальная мембрана толщиной около 10-22 нм. В цитоплазме клеток пульпы зубного органа выявляется пластинчатый комплекс, состоящий из небольших пузырьков и цистерн, канальцы зернистой цитоплазматической сети. Установлено, что наружные клетки и клетки пульпы зубного органа соединяются между собой при помощи типичных десмосом. Внутренние клетки зубного органа на ранних стадлиях дифференцировки содержат слаборазвитую цитоплазматическую сеть и довольно большое количество свободжных рибосом. Их пластинчатый комплекс мал и состоит из небольших пузырьков. Митохондрии рассеяны по всей цитоплазме клеток. Внутренние клетки располагаются в один ряд на базальной мембране, которая отделяет их от ткани зубного сосочка и имеет толщину около 30 нм.

Гистохимические исследования показывают, что на ранних стадиях развития клетки зубных органов содержат большое количество гликогена, а клетки промежуточного слоя отличаются, кроме того, высокой ферментативной активностью (кислая фосфатаза, сукцинатдегидрогеназа и др.).

Дифференцировка мезенхимного зубного сосочка выражается в том, что он значительно увеличивается в размерах и ещё глубже выпячивается в зубной или эмалевый, орган. В сосочек врастает большое количество мелких кровеносных сосудов и нервы. На поверхности сосочка из клеток мезенхиммы образуется несколько рядов удлиненных клеток. В их резко базофильной цитоплазме выявляется хорошо развитый пластинчатый комплекс, цитоплазматическая сеть и многочисленные митохондрии. В клетках обнаруживается активность щелочной фосфатазы. Эти клетки получили название одонтобластов, так как они принимают участие в образовании дентина.

Рост и дифференцировка зубных зачатков сопровождаются увеличиением размеров зубных мешочков и их определенной дифференцировкой.

Период гистогенеза зубов. Период дифференцировки зубных зачатков в конце 4-го месяца внутриутробной жизни сменяется периодом гистогенеза, в течение которого возникают дентин, эмаль и пульпа коронок молочных зубов. Развитие корней молочных зубов происходит в постэмбриональном периоде и совпадает во времени с началом прорезывания зубов. Первой тканью, которая образуется в процессе гистогенеза зуба, является дентин. Считается, что исходные компоненты для построения волокнистых структур дентина секретируются одонтобластами, а формирование фибрилл соверается вне цитоплазмы клеток. Непосредственно перед образованием дентина структура одонтобластов претерпевает ряд изменений. Так, ядро одонтобласта перемещается в базальную часть клетки. Цитоплазматическая сеть усложняется и приобретает вид извитых канальцев. Эта органелла вместе с пластинчатым комплексом располагается над ядром. Признаком начала дентинообразовательной деятельности одонтобластов является появление вблизи этих клеток тонких преколлагеновых волоконец, имеющих радиальное направление. Эти волоконца включаются в основное вещество необызвествленного дентина, или предентина.
В дальнейшем тонкие преколлагеновые волоконца постепенно превращаються в более толстые коллагеновые волокна (так называемые волокна Корфа). Когда слой предентина с радиальными волокнами достигает толщины 60-80 микрометров, начинается образование новых слоев предентина, в которых волокна имеют уже не радиальное, а тангенциальное направление, т.е. идут параллельно поверхности зубного сосочка. Это так называемые волокна Эбнера.

В отличие от волокон Корфа волокна Эбнера не проходят в своем развитии преколлагеновой стадии, а возникают сразу как коллагеновые волокна. Особенностью развития дентина является и то, что уже на первых стадиях его образования у одонтобластов появляются цитоплазматические отростки, которые внедряются в основное вещество необызвествленного дентина и постепенно замуровываются в нем в так называемых дентинных канальцах. Сами же одонтобласты постоянно остаются в наружных отделах зубного сосочка. Минерализация дентина начинается в конце 5-го месяца внутриутробной жизни. В процессе обызвествления дентина важная роль принадлежит одонтобластам, участвующим при помощи своих отростков в транспорте минеральных веществ из крови в основное вещество дентина. Неорганические соли в виде кристаллов гидроксиапатита откладываются в основном веществе дентина по ходу коллагеновых волокон. Кроме того, часть кристаллов откладываетися в виде шаров или Алькосферитов. Эмаль начинает развиваться вскоре после начала образования дентина, но перед началом развития эмали во внутренних клетках зубного органа, которые называют теперь энамелобластами или адамантобластами, происходит ряд изменений. В этих клетках становятся очень хорошо развитыми цитоплазматическая сеть и пластинчатый комплекс. В их цитоплазме обнаруживается много свободных рибосом. Все эти органеллы перемещаются к тому полюсу клетки, который ранее был базальным и обращен к слою формирующегося дентина. Этот полюс клетки становится теперь апикальным. Ядро клетки смещается к противоположному полюсу, который становится теперь базальным. Изменение морфологической и физиологической полярности энамелобластов связано, в частности, с тем, что эти клетки после начала дентиногенеза могут получать необходимые для построения эмали материалы только из кровеносных сосудов внутреннего слоя зубного мешочка. После этой инверсии апикальный полюс каждого энамелобласта вытягивается и образует пальцеобразный отросток, так называемый отросток Томса. Перед началом образования эмали в этих отростках накапливаются округлые или овальные гранулы, окруженные оболочкой и содержащие электронноплотное вещество. Появление гранул, видимо, является началом продукции обычного вещества эмали. Согласно современным научным данным, образование эмали происходит путем секреции энамелобластами содержимого этих гранул в межклеточное пространство. Процесс секреции протекает по микромерокриновому типу. По мере накопления основного вещества эмали энамелобласты отодвигаются к периферии. Обызвествление основного вещества эмали происходит сразу же после появления его первых порций. Соли кальция откладываются в эмали в виде кристаллов гидроксиапатита, имеющих вначале форму тонких пластин. Эти пластины по мере роста объединяются в призмы. Существовавшее ранее мнение о том, что каждый энамелобласт превращается в эмалевую призму, не нашло подтверждения в электронномикроскопических исследованиях. После завершения образования эмали энамелобласты редуцируются. Появление эмали приводит обычно к частичной резорбции дентина в том месте, где эти две ткани зуба контактируют друг с другом. Это, по-видимому, способствует усилению минерализации эмали и ее более прочному соединению с дентином.

Одновременно с развитием дентина и эмали идет процесс формирования пульпы молочных зубов. Мезенхима каждого зубного сосочка постепенно преобразуется в рыхлую соединительную ткань, богатую клеточными элементами типа фибробластов, макрофагов и др., между которыми появляются преколлагеновые и коллагеновые волокна. Гистохимически в периферических отделах развивающейся пульпы зуба обнаруживаются дыхательные ферменты цикла Кребса и ферменты, гидролизирующие фосфатные соединения, благодаря которым происходит минерализация дентина и эмали. Усложняется сосудистая сеть и нервный аппарат развивающейся пульпы зуба.

Развитие корней молочных зубов у человека начинается незадолго до их прорезывания, т.е уже в постэмбриональном периоде. К этому времени коронки молочных зубов оказываются почти полностью сформированными. Каждая коронка снаружи покрыта кутикулой, которая представляет собой остатки зубного органа, состоит из нескольких рядов плоских эпителиальных клеток и отделяет коронку зуба от окружающих тканей. Редуцированный эпителий зубного органа сохраняется на поверхности коронки зуба вплоть до его прорезывания и, видимо, предотвращает резорбцию эмали и отложение на ее поверхности цемента (Орбан,1953).

Края зубного органа, т.е.его участки, где внутренний плоский эпителий переходит в слой наружных плоских эпителиальных клеток, к моменту развития корня зуба интенсивно разрастаются и внедряются в подлежащую мезенхиму, образуя так называемое эпителиальное корневое влагалище Гертвига. Это эпителиальное влагалище как бы ограничивает тот участок мезенхимы, который пойдет на образование корня зуба, и определяет будущую форму корня. В ходе дальнейшего развития из мезенхимных клеток зубного сосочка, прилежащих изнутри к эпителиальному корневому влагалищу, образуются одонтобласты, которые начинают продуцировать дентин корня. После образования первых слоев дентина эпителиальное влагалище прорастает мезенхимными клетками внутреннего слоя зубного мешочка. В результате этого эпителиальное влагалище распадается на ряд эпителиальных островков, большая часть из которых затем исчезает. Из мезенхимных клеток внутреннего слоя зубного мешочка дифференцируются цементобласты, которые на наружной поверхности дентина корня начинают откладывать цемент.

Образование цемента происходит по типу периостального остеогенеза. За счет наружного слоя зубного мешочка образуется периодонт, благодаря которому корень зуба прочно прикрепляется к стенке костной альвеолы.

Прорезывание молочных зубов. Теории прорезывания зубов. Как уже отмечалось, развитие корней молочных зубов у человека совпадает по времени с их прорезыванием. Первые молочные зубы у ребенка прорезываются на 6-7 месяце постнатального развития.

В начале прорезывания зуб сдавливает вершиной своей коронки ткани десны, что, естественно, ведет к атрофии десны в этом участке. При этом кутикула эмали, покрывающая снаружи коронку зуба и представляющая собой остатки эпителия зубного органа, вступают в контакт с эпителием десны. Вскоре над вершиной коронки зуба происходит прорыв эпителия десны, и зуб показывается в полости рта. По мере того, как коронка зуба выдвигается в полость рта, эпителий десны как бы соскальзывает с нее и лишь в области шейки зуба он плотно соединяется с кутикулой эмали (насмитовой оболочкой). Это соединение сохраняется на всю жизнь, образуя дно так называемого десневого кармана. В отношении самого механизма прорезывания зубов существует несколько теорий. Согласно одной из них, прорезывание зубов связывается с ростом корней. Однако, имеется ряд наблюдений, которые не могут быть объяснены с позиций этой теории (например, существование ретинированных, то есть непрорезавшихся зубов с полностью сформированными корнями).

Большинство ученых придерживается теории, предложенной Г.В. Ясвоиным (1929, 1936). Согласно этой теории, прорезывание зубов связано с дифференцировкой мезенхимы зубного сосочка, в ходе которой образуется большое количество основного вещества, что влечет за собой увеличиение давления внутри зубного зачатка. Это давление заставляет зуб двигаться к свободному краю десны. Момент полного прорезывания коронки зуба совпадает с той стадией развития зубного зачатка, когда в нем полностью расходуется запас недифференцированной мезенхимы.

Многие исследователи считают, что важную роль в прорезываниии зубов играет перестройка костной альвеолы. Наиболее четко эта точка зрения была сформулирована А.Я.Катцем (1940). Согласно его мнению прорезывание зубов сопровождается резорбцией (рассасыванием) костной авльвеолы в тех участках, где коронка растущего зуба оказывает давление, и новообразованием костной ткани в области дна альвеолы. Таким образом, сочетание процессов резорбции и новообразования костной ткани является главенствующим фактором в механизме прорезывания зубов.

Постоянные зубы.

Развитие и прорезывание постоянных зубов. В развитии 32 постоянных зубов человека можно выделить те же три основных периода, что и в развитии молочных зубов. Источником образования зубных или эмалевых органов являются те же зубные пластинки, из которых развивались зубные органы 20 молочных зубов. В конце 4-го и в начале 5-го месяца внутриутробной жизни вдоль края зубной пластинки позади каждого зачатка молочного зуба образуются соответствующие зубные органы постоянных зубов (резцов, клыков и малых коренных зубов). У ребенка, как известно, нет малых коренных зубов, поэтому постоянные малые коренные зубы приходят на смену молярам молочного прикуса. Что касается больших коренных зубов, то их закладки появляются в более поздние сроки. Так, зачаток первого большого коренного зуба появляется на 5-м месяце внутриутробной жизни, зачаток второго большого коренного зуба - в середине первого года жизни ребенка, а зачаток третьего большого коренного зуба ("зуб мудрости") - на 4-м и даже на 5-м году жизни. Такая поздняя закладка больших коренных зубов связана с тем, что для них не хватает места в развивающихся челюстях плода. Условия появления закладок этих зубов возникают только тогда, когда происходит интенсивный рост челюстей кзади и когда кзади прорастают зубные пластинки.

Общая структура зачатка постоянных зубов не отличается от соответствующих зачатков молочных зубов. В таком зачатке имеются эпителиальный зубной орган, мезенхимные зубной сосочек и зубной мешочек. Развитие тканей постоянных зубов происходит в той же оследовательности, как и у молочных, т.е. сначала образуется дентин, а затем эмаль и пульпа. Значительно позже формируется корни зубов, отличие заключается лишь во времени прохождения отдельных стадий и в большей длительности развития постоянных зубов. Зачаток постоянного зуба и корень соответствующего молочного зуба находятся в общей костной альвеоле и разделены костной перегородкой. В процессе своего роста зачаток постоянного зуба начинает давить на эту перегородку и на корень молочного зуба. Одновременно в окружающей соединительной ткани появляются остеокласты, которые разрушают костную перегородку и начинают постепенно разрушать корневую часть молочного зуба. Процесс резорбции корней молочных зубов начинается задолго до прорезывания соответствующих постоянных зубов и идет очень медленно. В конце концов от молочного зуба остается пустая коронка, которая легко выпадает, а на ее месте постепенно появляется растущий постоянный зуб. Прорезывание больших коренных зубов, не имеющих предшественников, происходит так же, как и прорезывание молочных зубов. Прорезывание постоянных зубов начинается в возрасте 6-8 лет.

У детей 6 месяцев на корнях зачатков молочных зубов и межкорневых сводах появляется цемент. К 1,5-2 годам корневая часть зуба в области шейки и верхние две трети его уже покрыты бесклеточным цементом, а нижняя часть корня и межкорневой свод - первичным клеточным цементом. Наслоение вторичного бесклеточного цемента на первичный клеточный цемент сопровождается резорбцией последнего цементокластами. К 4 годам процесс резорбции заметно усиливается и к 5-6 годам на боковых поверхностях корней зубов образуются глубокие ниши, частично заполненные цементом. Распространение процесса резорбции ведет к укорочению зубных корней и нарушению связи зуба с периодонтом. Одновременно резорбируется перегородка между молочным и постоянным зубами. Таким образом создается предпосылка для выпадения молочных зубов.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции