23.05.2021

Рассказ юшка краткое содержание для читательского дневника. Пересказ и краткая характеристика произведения "Юшка" Платонова А.П. Пересказ и краткая характеристика произведения


«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге... подручным помощником у главного кузнеца...»

Подслеповатый и слабосильный, он носил воду, уголь, раздувал мехи - словом, куда пошлют.

Звали его Ефимом, но люди называли его Юшкой.

Жил он на квартире у кузнеца, кормили его хлебом, щами и кашей. Платили ему и жалованье, чтобы он покупал себе сахар, чай и одежду. Но Юшка пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены, черную и закопченную от работы. Летом босой, зимой в одной и той же паре валенок.

На работу он шел рано - по нему старики будили молодых, а возвращался поздно - идет Юшка с работы, значит, всем спать пора.

Дети дразнили Юшку, кидали в него палки и комья земли и сердились, что он не гонится за ними и не бранит их.

Странно он отвечал им:

Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Непослушным детям родители говорили: «Вырастешь - будешь такой, как Юшка».

Взрослые люди тоже обижали Юшку, а напившись пьяными, даже били его.

Дочь кузнеца поднимала его с дороги и говорила:

Лучше бы ты умер Юшка.

Но Юшка не хотел умирать - раз уж он родился жить. И еще он полагал, что его народ любит, только без понятия любит.

В июле или августе Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из города. Он любовался небом, травой, целовал цветы и гладил деревья. На природе его недуг - чахотка - отступал.

«Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В -одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно, вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, веселее стало бы без тебя, а то я боюсь соскучиться...

А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!»

Этот прохожий осерчал на Юшку, толкнул его в грудь. Тот упал на дорогу - и больше не встал.

Помер, - вздохнул столяр. - Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..

К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни.

Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»,

А через некоторое время в эту местность пришла юная девушка и рассказала, что Юшка (она называла его Ефимом Дмитриевичем) совершенно чужую ему сироту поместил в пансион и раз в год приходил к ней в Москву проведать ее и приносил деньги, заработанные за год.

На кладбище «девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...

С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд.

Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Год: 1935 Жанр: повесть

Главные герои: Юшка - старик, Даша - врач.

1935 год. Андрей Платонов пишет повесть «Юшка». Суть сюжета классического текста в том, что Юшка – главный герой работает помощником кузнеца. Он болен чахоткой. Он приютил сироту Дашу. В один прекрасный день Юшку толкнули в грудь, и он скончался. Даша хотела вылечить Юшку от болезни, да не успела – умер он.

Главная мысль бессмертного произведения «Юшка» в том, что Платонов Андрей заостряет внимание читателя на внутреннем содержании текста, а именно на проблеме доброты, бескорыстия. Платонов акцентирует внимание читателя на том, что доброта слепа в душах людей. А когда проходит время, то становится поздно. Вспомнишь пословицу: «Что имеем не храним – потерявши плачем.»

Читать краткое содержание Юшка Платонова

Читатель знакомится с героем текста – старичком преклонного возраста. Этот старичок «работал» помощником у кузнеца. Он был практически слеп, обессилен, к тому же страдал туберкулезом. Настоящее имя его было Ефим, но все в округе звали его Юшкой.

Платонов дает портрет героя: описывает его седые волосы, реденькую бороденку, белые, как у слепца, глаза. Также автор говорит о невысоком росте Юшки и его худобе. Также повествуется о жизни Юшки у хозяина, о том, что его кормили за выполненную работу, что платили ему жалование 7 рублей 60 копеек. Также автор обращает внимание, что Юшке ничего избыточного было не нужно, а одежда его – это наследств от отца.

Рассказывается о том, что соседи брали пример с Юшки, то есть утром, как и он, шли на работу, а вечером отходили к сну рано. Платонов обращает внимание читателя, что Юшку обижали, кидали в него камушки и землицу. Это делали в основном дети и подростки. И эти же люди поражались беззлобности и терпению Юшки. Это спокойствие Юшки злило окружающих и тогда они еще больше дразнили старика. Н он был невозмутим.

Описаны внутренние переживания Ефима. А именно то, что ему нравились нападки его «мучителей». Он считал, что раз такие знаки внимания по отношению к нему, то это значит, что его любят, только правильно проявить свои чувства не умеют. Родители ребятишек пугали своих чад тем, что, если учиться они не будут, то станут такими же, как Ефим. Взрослым тоже доставляло удовольствие побить Юшку. Юшка не давал отпора никому. Когда его сильно избивали, то он подолгу лежал на земле, пока Даша, дочь кузнеца, не придет за ним.

Юшка отлеживался после побоев, но умирать не смел, потому что в кузнице не будет помощника. Когда наступало лето, Юшка уезжал примерно на месяц «подышать воздухом», потому что его с малости мучил туберкулез. Он был забывчивый и всем говорил разное по поводу поездок: то он едет к сестре, то к племяннице, то в Москву, то в село, то вообще куда глаза глядят.

Люди по углам перешептывались, что Даша, дочь кузнеца, отшельница, как и Юшка. Юшка же во время своего отъезда «расцветал душой», ему легко дышалось. Он умел наслаждаться красотой природы и жизни. Он вспоминал о своем настоящем возрасте. Ему было-то всего-навсего 40 лет. К сожалению, болезнь подкосила его состояние.

Походил месяц. Юшка возвращался из поездки. Его снова дразнили и обижали. Юшка чувствовал, что с каждым разом ему становится все хуже… Однажды Юшке некий мужчина предложил помочь побыстрее умереть. Юшку возмутило такое высказывание. Это возмущение Юшки породило гнев человека, и он толкнул изо всей мочи Юшку в грудь. Юшка ничком упал на землю.

Шел человек и увидел, что Юшка истекает кровью. Он наклонился к нему, хотел помочь, и понял, что Ефим умер. Юшку схоронили. Все жители деревни радовались поначалу, а потом поняли, что им не на ком срывать обиду, боль и злость. Спустя некоторое время в деревню приехала девушка и стала справляться о Юшке. Ей объяснили, что Юшка покоится с миром. Тогда она рассказала, что когда-то Юшка ее приютил и помогал учиться. Ее провожают на могилу к Юшке.

Даша навзрыдок плачет на могиле Юшки, потому что она выучилась на врача только ради того, чтобы излечить Ефима. Тогда она принимает решение остаться в деревне и бескорыстно лечить страждущих. Люди гордятся, что Юшка смог воспитать такую дочь. Уже все забыли о том факте, что Даша – это сиротка не родная Юшке.

Картинка или рисунок Юшка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Исповедь Аврелий Августин

    «Исповедь» - это произведение, которое стало самой первой автобиографией в литературы Европы. На протяжении многих лет оно было образцом для христианских писателей. Произведение охватывает только часть жизни Августина Аврелия

    Господин из Сан-Франциско, чьего имени никто не мог запомнить, отправился в путешествие в Европу со своей женой и дочерью. Всю жизнь он усердно трудился, мечтая о счастливом будущем, и теперь решил взять отдых. Люди, на которых он раньше равнялся

Название произведения: Юшка

Год написания: 1935

Жанр: повесть

Главные герои: Юшка - старик, Даша - врач.

Проникновенная и грустная история не умещается в краткое содержание повести «Юшка» для читательского дневника, но хорошо показывает ее суть.

Сюжет

Юшка - маленький и хилый крестьянин с седой головой. Он едва видит и страдает туберкулезом. Старик работает в кузнице помощником и зарабатывает себе на хлеб, большего ему и не надо. Каждый день в деревне над ним смеются и издеваются, потому что он никогда не отвечает и не дает сдачи. Дети и взрослые любят потешиться над Ющкой, а иногда даже избить его или дразнить. Старичок терпеливо сносит обиды и видит в односельчанах добро - дескать, они на самом деле любят его, но не умеют выражать чувства. Раз в году Юшка отправляется на отдых подышать воздухом. На отдыхе он вспоминает свою молодость. На самом деле ему 40 лет, но туберкулез состарил его. Вернувшись в деревню, он умирает. В деревню приезжает Даша - ее воспитал Юшка. Она обучилась на врача, чтобы вылечить его. Даша оплакивает наставника и остается в деревушке помогать больным и нуждающимся.

Вывод (моё мнение)

Нельзя обижать слабых, которые не могут защитить себя. Беспомощные люди имеют сильный и высокий дух, они не так примитивны, как решающие проблемы силой. Юшка был богат душой и заслуживал уважения и внимания, однако только один человек знал об этом - его ученица Даша. Таких людей нужно беречь, а не губить.

1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа. Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может.быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро ’побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки. Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдае т от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» простоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юпжа куда-то уходит на’ месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, - своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали жители слободы и я. А по праздникам устраивали кровавые драки. Бились до смерти, лишь изредка кричали: «Дай дух!» То есть если ты стукнул кого-то в печенку или под сердце и он, бледный, умирающий, медленно оседал на землю, то после твоего крика люди расступались, чтобы дать ходу ветру и прохладе. А потом снова начиналась драка.

Вскоре для меня наступило время учебы. Потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я - старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую ораву.
И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно мое сердце.
Я двадцать лет проходил по земле и не встречал того, о чем вы говорите, - красоты. Я не думаю, что если я ее не встречал, то ее самой по себе не существует.
Я - человек, я живу на прекрасной живой земле. О чем вы меня спрашиваете, о какой красоте? О ней может спросить только дохлый, для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня - это редкость и праздник».

Важной мыслью Платонова является то, что задача каждого человека - не только уменьшить горе другого, но и по возможности открыть ему доступное счастье. И с этой мыслью мы попробуем обратиться к анализу рассказа «Юшка».

Обратим внимание на подобранные возможные эпиграфы (их пять). Ваша задача - выбрать из них тот, который кажется вам наиболее подходящим к теме нашего урока и рассказу «Юшка».

1. Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Н. Рубцов

2. Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак

3. Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья.
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

М.Ю. Лермонтов

4. Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.

Иван Суриков

5. А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

М.Ю. Лермонтов

Подумайте и выберите наиболее подходящий эпиграф, с вашей точки зрения.

Рассказ Платонова начинается в сказовой манере. «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы». Позже мы узнаем, что Юшка был не очень силен, так как долгие годы болел туберкулезом.

«Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Обратите внимание, что главным при описании является изображение глаз. Глаза - зеркало души и если глаза всегда плачут, значит, и душа человека плачет. Страдаем любим и ненавидим мы душой, а мыслим разумом.

«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером -обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье - семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару». Такое описание отличает Юшку от всех остальных людей, и они считают его не просто особенным, а лишним на этой земле. И поведение Юшки, и его жизнь становятся предметом насмешек и издевательств. Посмотрим, каково отношение детей к Юшке.

«А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:
- Вон Юшка идет! Вон Юшка!
Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
- Юшка! - кричали дети. - Ты правда Юшка?
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.
Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:
- Юшка, ты правда или нет?
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали - вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.
Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, - пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
- Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.
Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Подумайте, правильно ли выражение, что дети издеваются над Юшкой потому, что его любят. Не всегда любовь проявляется в таком поведении, и любовь в первую очередь - это сострадание, понимание, но уж точно не издевательства.

«Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!» Юшку приводили в качестве отрицательного примера будущей жизни. Как же сами взрослые относились к Юшке?

«Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Выходит, что взрослые не менее грубы по отношению к Юшке. Вот один из случаев.

«И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Достаточно интересно автор поясняет читателю жестокость людей, почему они так поступали.

«Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой». Еще один важный вопрос состоит в том, можно ли, совершая жестокость, унижая другого, проявляя грубость по отношению к нему, самому избавиться от своей грусти и стать счастливым. Также важен для понимания образа Юшки диалог между ним и дочкой кузнеца. В этом диалоге можно увидеть непонимание по той причине, что Юшка оказывается выше дочки кузнеца и его духовное превосходство в этом общении неоспоримо. И именно по этой причине они не понимают друг друга.

«- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..
- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.
- Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету».

«По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.
Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец». Если мы посмотрим на жизнь Юшки, то можно подумать, что она была достаточно страдальческая, но, несмотря на это, в его жизни были и счастливые моменты. К таким моментам можно отнести общение героя с природой.

«В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом». Именно общение с природой делает нашего героя счастливым. Когда мы читаем рассказ, то складывается впечатление, что Юшка дряхлый старик и люди именно так к нему и относятся, но вдруг появляется такая запись: «Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим».

«Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
- Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ - должно быть, первый раз в жизни.
- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
- Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
- Я не равняю, - сказал Юшка, - а по надобности мы все равны...
- Ты мне не мудруй! - закричал прохожий. - Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
- Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» (Рис. 2.)

Рис. 2. Юшка и прохожий ()

Тихий и терпеливый Юшка уходит из жизни незамеченным, умирает, так и не понятый черствыми людьми. Поражает жестокость, с которой относились к Юшке при его жизни. Но первая фраза, которая звучит после его смерти: «- Помер, - вздохнул столяр. - Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!...» Только после смерти люди начинают жалеть героя и чувствовать к нему сострадание. Но это происходит лишь вначале, потом они перестают скучать по нему. «К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни».

Без Юшки людям стало жить хуже, и автор объясняет, что является причиной. «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». После смерти Юшки в деревне появляется девушка, и читателю становится ясно, куда герой уходил каждое лето.

«- Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, - он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...». В то время как девочка-сиротка росла и обучалась, имела возможность пить чай с сахаром, Юшки пил лишь воду. Юшка - человек, кормивший ее всю жизнь, ни разу не ел сахара для того, чтобы она смогла его есть. И когда она окончила обучение на врача, то приехала лечить того, кто был ей дорог больше, чем все на свете.

Героиня стала работать в больнице для чахоточных, принося добро окружающим так, как это делал Юшка. «Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Нужно сказать, что рассказ Платонова «Юшка» вызывает не только чувство жалости и сострадания к герою, а и возмущает жестокостью и равнодушием людей, которым были недоступны чувства доброты, внимания, сострадания к тем, кто живет рядом. И закончим наш урок словами А.П. Чехова. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Вспомним, что в начале урока мы выбирали возможные эпиграфы. Можно было выбрать слова Рубцова - первый эпиграф потому, что Юшка любил свою родину. Слова Б. Пастернака также подходят, своим добром Юшка одолел силу подлости и злобы. Третий и четвертый эпиграфы подходят к рассказу, так как Юшка был готов помогать другим, например его помощь девушке-сироте. И последний эпиграф - слова Лермонтова - не подходят для описания тихого и безобидного героя.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Дмитровская М.А. Язык и миросозерцание А. Платонова: Дис. канд. фил. наук. - М., 1999.
  3. Воложин С. Тайна Платонова. - Одесса, 2000.
  1. Iessay.ru ().
  2. 900igr.net ().
  3. Vsesochineniya.ru ().

Домашнее задание

  • Напишите характеристику главного героя.
  • Ответьте на вопросы:

1. Что значит эти слова Платонова? «Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики».
2. Куда герой уходил каждое лето?
3. Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?
4. Почему Юшку можно назвать бескорыстным и готовым к самопожертвованию?
5. Как вы понимаете слова автора: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»?

6. Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои?

  • Напишите сочинение «Что значит «слепое сердце?».

© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции