26.01.2022

Отечественная цифровая камера. В России возродят легендарные фотоаппараты "Зенит": мнения экспертов


Возможный запуск в серийное производство камеры, в разных модификациях производившейся на Красногорском механическом заводе с 1952 по 2005 год, анонсировал ещё в 2014 году премьер Дмитрий Медведев. Теперь проект одобрили в Ростехе, не называя конкретных деталей, лишь уточнив, что фотоаппарат сделают люксовым, а не массовым. В качестве альтернативы на рынке назвали самую известную марку в своём ретроклассе – немецкую Leica.

Кирилл Кучеров, директор департамента телекоммуникационных технологий J"son & Partners Сonsulting

– Надо начать с того, что по факту возрождать ничего не надо – бренд продолжает своё существование, под ним выпускаются зеркальные камеры. Если же речь идёт о том, чтобы наладить выпуск цифровых аппаратов премиального сегмента, то такой бизнес-проект имеет право на жизнь, но вряд ли имеет шансы стать экономически прибыльным. Во-первых, технологическое отставание в элементной базе, в особенности в области ПЗС-матриц заставит использовать импортную электронную базу, что само по себе удорожает выпускаемую продукцию. Во-вторых, придётся или самостоятельно разрабатывать микропрограммное обеспечение, отвечающее за обработку изображения и алгоритмы съемки, или заказывать его разработку (в первом случае – увеличение срока выхода на рынок, во втором – удорожание). В-третьих, в отсутствии продолжительной истории НИОКР на заводе по этой теме, ликвидировать многолетнее отставание от той же Leica или Hasselblad – задача почти нерешаемая. Побороться же за рынок с более демократичными брендами, выпускающими профессиональные и полупрофессиональные камеры (Canon, Nikon, Sony) Зенит не сможет из-за несопоставимой «маркетинговой мощи». Единственный доступная Зениту тактика, которая может сработать, – поиск узкой ниши, в которой он может стать лидером, но в этом случае речь совершенно точно не идет о позиционировании в люксовом сегменте.

Дмитрий Рябинин, руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru

– Сомнительно, что из этой затеи что-то получится. «Зенит» – дешёвый фотоаппарат, который на Западе помнит поколение 40-летних и старше. При этом на западном рынке в премиум-сегменте есть из чего выбрать – это не только Leica, но еще Hasselblad, Mamiya, Rollei и другие. Думать, что в этом разнообразии вдруг все кинутся покупать «Зенит», мягко говоря, наивно. Что касается России, здесь поклонниками марки в основном являются любители ломографии. С учетом кризисных явлений в экономике рассчитывать на сколько-нибудь заметные продажи премиум-фотоаппаратов не приходится. Отдельный вопрос, как они будут делать новый современный «Зенит», ведь целая индустрия осталась в прошлом. Скорее всего, при производстве будут использоваться китайские комплектующие со всеми вытекающими. Очевидно, что бизнес-составляющая этого проекта не является превалирующей, как это часто бывает с амбициозными российскими идеями.

Денис Шейбаль, директор по региональному развитию ритейлера «Связной»

Сравнивать фотоаппараты «Зенит» с самыми популярными брендами сегодня сложно. В России уже выросло поколение, которое не один год пользуется фототехникой других брендов - Canon, Nikon, SONY, Olympus. Для них многих из них сила бренда «Зенит» сейчас будет неочевидной, пока это скорее марка из прошлого, которой пользовались родители, бабушки, дедушки. Одновременно, нельзя не отметить, что рынок фототехники в России сокращается на 40-50% в зависимости от категории, потому что часть функционала «забирают» себе смартфоны. Однако, категории техники, рассчитанные не на массового потребителя, а на особые категории пользователей, сохраняют устойчивость. Таким образом, при правильном позиционировании - и с точки зрения цены и с точки зрения продвижения - устройства могут иметь успех, как нишевые, особенно если вокруг них создадут сообщество любителей, как произошло в свое время с «ЛОМО» и возникшим вокруг него международным движением «ломографии». Что касается интереса крупных сетей к технике «Зенит», его проще будет оценить, когда появится информация о модельном ряде и ценах на него. Тогда станет понятнее, на каких потребителе

Орегонец 11-11-2009 17:38

Вопрос. А Росиийского производства есть цифровые апараты? И как вообще обстоят дела с отечественной фототехникой?
Буду очень признателен за ответы.

Куш-тэнгри 11-11-2009 18:19

У нас, увы, технологии не позволяют. А "высокие" технологии нам до сих пор запрещено продавать... Да и не надо это никому из "наших олигархов"... Вон, даже Коника-Минольта и та разорилась, а это действительно был один из Брендов. Последнее, на что наши "разорялись" - это был Ломо, еще пленочный. Сейчас даже супер-мощным компаниям выживать тяжело на этом рынке. А торговать чужой мелочью под своим "именем" - действительно мелко, и не стоит выделки.

Konun3G 11-11-2009 20:49

Юмор на эту тему, но иначе как черным его назвать сложно ))

Pragmatik 12-11-2009 13:28

quote: Originally posted by Куш-тэнгри:
А "высокие" технологии нам до сих пор запрещено продавать...

Еще лет 5-10 экспериментов с высшей школой, с внедрением ЕГЭ, возможностью абитуриентам поступать в неограниченное число ВУЗов на неограниченное число отделений - и высоких технологий у нас не останется совсем. Доедаем то, что осталось от СССР... ((Уже мрачно шутим - комплекс С-600 будут разрабатывать китайцы... ((

Самое паскудное - у нас были технологии, позволяющие с орбиты почти что читать газеты... А толку...
Красногорский завод мог бы выйти на новые позиции - кризис 98-го года возможность такую давал (ведь выкинули же тогда отечественные производители продовольствия разных поляков с нашего рынка). Но красногорцы решили, что им военных заказов достаточно (предлагая военным оптические прицелы по та-аким ценам, что... )

Орегонец 12-11-2009 17:24

значит как я понял что только Зенит есть цыфровая камера. А какие пленочные камеры сейчас выпускают??

Konun3G 12-11-2009 17:36

Нет-нет, боюсь, что приведенный пример с Зенитом есть не более чем первоапрельский коллаж, распростарнившийся по интернету. Подтвережения существования этой камеры очень сомнительны.

Автолюбитель 13-11-2009 03:14


фотоаппарат vs. отечественное

minorite 13-11-2009 04:19

quote: Originally posted by Автолюбитель:

А главное, что всегда есть выбор: купить фотоаппарат или купить отечественное...


Ну Вы и ссылки приводите
Бесса ломается не хуже "отечественного".

Pragmatik 13-11-2009 12:43

quote: Originally posted by Орегонец:
значит как я понял что только Зенит есть цыфровая камера. А какие пленочные камеры сейчас выпускают??

Ни разу не встречал упоминания про выпуск цифровых камер в России. А я энтим делом зело интересуюсь.
Из пленочных - мабуть, Зенит только и выпускается. Выпускалась оптика - те же красногорцы, в Лыткарино делали когда-то ("Юпитер-9"), как сейчас - не знаю. Когда-то журнал "Фотомагазин" (в то время еще действующий) сказал: красногорцы - это такое болото... К сожалению, вынужден согласиться. Люди упустили возможность. Теперь поезд для них ушел. Не представляю, КАКУЮ продукцию они смогут предложить сейчас рынку, чтоб это было рынком востребовано...
Никто не ешал красногорцам в кризис 98-го выпустить механическую зеркалку с НОРМАЛЬНЫМ механическим затвором. Это смог сделать даже Солигор (не говоря про прочие Вивитар"ы). И тогда огромное количество небогатых российских фотографов, особенно не из Москвы и Питера, смогли бы нормально снимать на имеющейся у них отечественной оптике. Завод - не захотел... Ну, их дело... Наверное, выгоднее делать оптические прицелы по немаленьким ценам...

ilipin 13-11-2009 15:17

Про российских производителей не знаю, но вот в Киеве заводик работает, делает (вернее, модернизирует уже сделанныеы) среднеформатные камеры и объективы.

minorite 16-11-2009 17:12

quote: Originally posted by Pragmatik:

Да и как-то давно не встречался любимый Ilford Microfen


А какое отношение он имеет к печати?

зы он вроде один из самых распространенных в продаже.

Германия дала нам марки Leica, Zeiss, Voiglander и Rollei. В Швеции есть Hasselblad. В Японии - Canon, Nikon, Pentax, Sony и Olympus. Если вы фотограф, вам известны эти марки. Скорее всего, у вас есть камера или линзы одного или нескольких из этих производителей. Но в мире камер есть и темная лошадка: Россия и бывшие страны Советского союза производили и производят хорошие камеры. Интригующе! Эта продукция может принести невероятную пользу.

В этом уроке я приведу краткую историю камер, опишу главные доступные сейчас марки, а также расскажу об объективах.

Фотография ниже сделана на фотоаппарат Зоркий 4К. Не волнуйтесь, я расскажу ниже, что это такое.

Краткая история

Сперва я уточню, что слово «российский» я использую для обозначения всего разнообразия камер, производившихся в России и СССР, а затем в странах бывшего СССР после его распада в 1991 году. Слово это использую для удобства, не вдаваясь в большие подробности.

Итак, большая часть производства российских камер появилась после Второй Мировой Войны. Германия - центр производства фототехники - раскололась на части. Одна из них была под контролем России. Множество немецких компаний принудили отказаться от своих патентов и разработок. Поэтому в России начали производить копии известных немецких камер или их аналоги. Некоторые из них были великолепны, другие - наоборот, из-за недостаточного контроля качества.

Преимущества знакомства с российскими камерами

Первое, что заметно на рынке этих камер, что в первую очередь привлекает в них - это цена. Они невероятно доступны. Камера марки Leica 1960 года может стоить 600$, Зоркий или ФЭД того же периода - 80$. То же относится и к объективам.

Сначала я хотел приобрести камеру с дальномером, но Leica, Contax, Zeiss и даже новая Voigtlander очень дороги. Поискав в интернете, я наткнулся на широкий выбор камер, о которых я раньше даже не слышал. Так началось мое знакомство российской фототехникой.

Я всегда ищу пользу и выгоду. Хочу заявить: некоторые из российских фотоаппаратов - лучшие в мире! Фотография, представленная ниже, сделана с помощью Ломо ЛК-А.

Марки

Существует множество типов и марок российских камер и объективов. Все они - пленочные. Но продолжайте читать, любители цифровых технологий. Многие люди пользуются объективами из России с адаптерами для своих цифровых камер, потому что объективы эти уникальны.

Помните: марка - не то же самое, что производитель. Несколько марок, которые я приведу ниже, произведены одним предприятием. Иногда одно предприятие производит только одну марку.

Зенит

Зенит - 35 миллиметровая SLR камера; о Зените слышали многие. Зенит производится на Красногорском Механическом заводе имени С.А.Зверева, как и некоторые другие марки, о которых я расскажу. Позже эта марка перешла к БелОМО. Информацию о ней трудно найти на английском, но купить продукцию можно.

Старые Зениты очень тяжелые и очень просто сделаны. В России большое внимание уделяют простоте ремонта, предпочитая ее первоначальному качеству. Не могу говорить за всех, но, по моему мнению, надежность многих камер представляет большую проблему. У Зенита много вариантов, самый известный - Зенит Е, произведен в 12 миллионах экземпляров. Позже для Зенита использовали крепление для объективов Pentax-E.

Зоркий

Зоркий, особенно модель 4К - мой любимая камера из России. Классический дизайн и очевидная высокая надежность делают Зоркий победителем в моем списке. Он также производился на КМЗ и изначально представлял собой непосредственную копию Leica II, вплоть до событий Второй Мировой Войны, о которых шла речь выше. Но Зоркий продолжали производить и разработали его собственные уникальные разновидности.

Как и Leica, Зоркий - это дальномерные камеры. Первые Зениты SLR были подобием Зоркого. Его больше не производят, но купить можно в интернете всего за 30$. При съемке слышен неповторимый звук из-за резинового затвора; большинство камер в то время были с тканевым затвором.

ФЭД

ФЭД - дальномерный фотоаппарат, также изначально бывший копией Leica II. Но у ФЭД было свое предприятие, производившее технику еще до начала Второй Мировой войны. История его очень интересна: основано оно было на территории современной Украины и в тридцатые годы двадцатого века производило ограниченную серию камер для секретных агентов Сталина.

У ФЭД и у Зоркого крепление для объектива М39, известное как резьбовое соединение Leica или LTM. Теоретически,и для ранних Leica, и для ФЭД, и для Зоркий подходят одни и те же объективы. Я говорю теоретически, так как контроль качества в СССР был настолько слабым, что иногда камера и объектив просто не подходили друг другу.

Москва

Москва - также продукция Красногорского Механического Завода. Москва отличается от вышеописанных фотоаппаратов, так как использует среднеформатную пленку. На такую камеру очень хорошо снимать, если пленка среднеформатная. Многие модели Москвы имеют дальномер и позволяют снять негатив размером 6х9см. Такой тип фолдинг-камеры был очень популярен, производили его многие компании, так появились знаменитые Zeiss Nettar и Kodak Autographic.

Самая большая проблема таких фотоаппаратов - мехи. Эта деталь очень хрупкая, независимо от производителя. Жара, влажность длительное использование портят их. Проверить на наличие дыр и потертостей мехов можно светом вспышки в темной комнате.

Москва - мобильный и легкий в использовании фотоаппарат, а некоторые фотографии в формате 6х9 см побьют своим разрешением многие цифровые камеры. Складная камера - моя любимая вещь для съемки на среднеформатную пленку.

Горизонт

Горизонт - один из немногих пленочных фотоаппаратов, умеющий делать то, что цифровые камеры только имитируют и делают это плохо. Горизонт - камера с вращающимся объективом, произведено много его моделей. Он делает панорамные фотографии: объектив вращается и сканирует кадр через щель. Результаты потрясающие.

Вариантов этой камеры больше 120, но КМЗ сейчас производит всего 2 модели. В США доступны Горизонт Компакт и Горизонт Перфект. Модели более старые сделаны из металла и имеют те же качества, как и другие камеры (преимущество простоты над качеством). Современные модели изготовлены из пластика, но более надежны.

ЛОМО

Предприятие ЛОМО пользовалось популярностью благодаря Ломографическому обществу, которое продавало большое разнообразие камер по всему миру. Предприятие ЛОМО все еще существует в Санкт-Петербурге, но производит в основном военное и медицинское оптическое оборудование.

Камеры марки Ломо, такие как ЛК-А, часто производились в Китае Ломографическим обществом, работающим близко с самим ЛОМО. Самые популярные камеры - Ломо Компакт-Автомат и Любитель, двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Обе модели производятся Ломографическим обществом.

Мне кажется, Ломо Компакт-Автомат - забавная, качественная и уникальная камера. С ее помощью можно добиться профессиональных результатов, но почти полностью пластмассовая конструкция немного пугает.

Киев

Киев - марка фотоаппаратов, производившихся объединением «Арсенал» в Киеве, Украина. Это объединение просуществовало 245 лет, пока тихо не закрылось в 2008 году. Камеры и объективы до сих пор продаются через старого дистрибьютора, но, похоже, это старые запасы, а не производство новых.

Существуют три важных модели фотоаппаратов Киев. Первая - Киев-88, среднеформатный зеркальный фотоаппарат, смодулированный после первых Hasselblad. Киев-60 тоже среднеформатная зеркалка, но выглядит как большая традиционная зеркальная камера. Наконец, Киев-4 - 35-милиметровый дальномерный фотоаппарат, но это скорее копия Contax, чем копия Leica.

«Киев» производил много других 35-миллиметровых зеркальных фотоаппаратов с дальномерами. Киев-88 особенно страдает от недостаточного контроля качества и часто продается компаниями предварительно отремонтированным за 500$. Говорят, фотоаппараты марки Киев изготавливались как предварительно собранные модели, над которыми еще нужно было хорошо поработать: это не те готовые изделия для потребителей прямо из коробки, к которым мы привыкли.

Объективы

Существует очень много российских объективов. Почти каждое предприятие в России, производившее камеры, производило и собственные объективы. Хотя ими пользуются в основном поклонники фотопленки, объективы со специальными адаптерами покупают и для цифровых зеркальных фотоаппаратов. Низкая цена и часто превосходное качество объективов делают их чудесной альтернативой тратам на дорогие аналоги.

КМЗ производил объективы Юпитер для своих дальномерных фотоаппаратов, самые известные - Юпитер 8 (50мм f/2). Также для Зенита существовали объективы Гелиос, самый невероятный из них - Гелиос 40 (85мм f/1.5). ФЭД делал Индустар. Индустар 22/50, разборный объектив, держащий марку перед соперниками.

Наконец, киевский «Арсенал» производил Арсат. Их 35миллиметровый f/2.8 шифт-объектив - очень недорогая альтернатива современным шифт-объективам. Фотография ниже сделана с использованием Индустар.

Заключение

Надеюсь, сегодня вы узнали что-то новое. Но как любитель камер из России, прошу вас, не рассказывайте о них всем своим друзьям, чтобы они не бросились покупать и не подняли бы тем самым цены.

Фототехника в России производилась с совершенно другими приоритетами, нежели у большинства компаний. Найдите ту технику, которая будет работать, а это случается чаще, чем кажется - и она будет работать вечно.

Даже если вы откажетесь от пленки в пользу цифровых технологий, объективы - прекрасная идея, и, по доброй русской традиции, всегда можно взять дело в свои руки и отремонтировать их при поломке. Попробуйте!

Поделитесь публикацией

Правовая информация

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале публикации.

У Германии есть Leica, Zeiss, Voiglander и Rollei. У Щвеции есть Hasselblad. У Японии есть Canon, Nikon, Pentax, Sony и Olympus. Если вы фотограф, то вы наверняка знаете эти марки. У вас, вероятно, есть фотоаппараты и объективы одной или более из этих компаний. Но и в мире фотоаппаратов есть своя темная лошадка, Россия и страны бывшего Советского Союза также производили замечательные фотоаппараты и до сих пор производят. Эта часть фотографирования очень увлекательна и содержит в себе много ценного.

В данном материале я представлю вам краткую историю о российских фотоаппаратах, охвачу большинство из доступных марок и поговорю о замечательных объективах, сделанных для этих фотоаппаратов!

Каждые несколько недель мы возвращаемся к излюбленным статьям наших читателей из всех материалов сайта. Этот материал был впервые опубликован в сентябре 2010 года.

Это фото было сделано фотоаппаратом Зоркий 4К. Не волнуйтесь, мы к нему еще вернемся!

Краткая История

Для начала я должен сказать, что словом "российский" обозначались все фотоаппараты, сделанные в России и в СССР, а также в странах бывшего Советского Союза после развала СССР в 1991 году. Я использую термин "российский" из удобства и ничего конкретного не подразумеваю.

Большая часть производства российских фотоаппаратов началась после Великой Отечественной войны. Германия, силовая станция по разработке фотоаппаратов, разделилась на части. Одна из них была под контролем России. Также очень много немецких компаний принудительно отказались от своих патентов и дизайнов. Российские компании начали производство копий или схожих фотоаппаратов и объективов известных немецких моделей. Некоторые из них были отличного качества, а некоторые - не очень.


Польза Изучения Российских Фотоаппаратов и Объективов

Первое, что вы заметите и первое, что привлекает людей в российских фотоаппаратах, это их цена. Они невероятно доступны. Leica 1960 года обойдется вам в $600, Зоркий или ФЭД того же года - в $60. Та же цена касается и объективов.

Изначально я искал дальномерный фотоаппарат. В то время Leica, Contax, Zeiss и даже новый Voigtlander фотоаппараты были слишком дорогими. Во время поиска в интернете я наткнулся на большое количество фотоаппаратов, о которых я никогда не слышал. Так началось мое путешествие. Если вы читали мои предыдущие статьи, то знаете, что я ищу выгодные сделки. И вот что я вам скажу, некоторые российские фотоаппараты самые лучшие во всем мире по своей цене. Это фото было снято фотокамерой Ломо ЛК-А.


Марки

Не забывайте о том, что марки и компании отличаются друг от друга. Некоторые из указанных ниже марок изготовлены одной и той же компанией. Иногда одна компания выпускает всего одну марку. Но это просто примечание.

Самое важное это то, что каждый значительный вид фотоаппаратов был произведен в той или иной мере российской компанией. Если вы ищете дальномерный фотоаппарат, однообъективный зеркальный фотоаппарат, среднеформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, складной фотоаппарат или двухобъективный зеркальный фотоаппарат, то они все здесь.

Зенит

Зенит - это марка 35мм однообъективного зеркального фотоаппарата, о которой многие слышали. Зенит был выпущен на КМЗ, который также произвел много различных марок, о которых я буду здесь говорить. Далее эта марка выпускалась производителем БелОМО. На сегодняшний день найти информацию о данной марке на английском языке очень сложно, но есть несколько веб сайтов, где можно купить новый фотоаппарат этой марки.

Старые Зениты были очень тяжелыми и в то же время очень легко собирались. Люди говорят, что российское производство делает акцент на более легком исправлении, нежели на первоначальном качестве. Я не богат личным опытом в данном вопросе, но, исходя из моих исследований, могу сказать, что прочность некоторых фотоаппаратов вызывает беспокойство. Можно найти несколько видов фотоаппарата Зенит, но Зенит-Е является самым известным и был выпущен в более чем 12 млн экземплярах. Позже Зенит употреблял Pentax K-mount для своих объективов.


Зоркий

Зоркий, в особенности модель 4К, мой любимый российский фотоаппарат. Его классический дизайн и, очевидно, прочность делают его победителем в моем списке. Зоркий был также выпущен на КМЗ и первоначально был непосредственной копией фотоаппарата Leica II исходя из обстановки во время Второй Мировой войны, о которой я писал выше. Но Зоркий пошел дальше, разработав свои уникальные вариации.

Подобно фотоаппаратам Leica, они также являются дальномерными. Исходные однообъективные зеркальные Зениты были переделанными фотоаппаратами Зоркий. Фотоаппараты Зоркий больше не выпускаютя, но их можно купить онлайн всего за $30. Из-за резинового затвора они издают очень уникальный звук, большинство фотокамер того времени имели матерчатый затвор.


ФЭД

ФЭД также является дальномерным фотоаппаратом и также был копией Leica II. Компания ФЭД выпускала фотоаппараты еще до Второй Мировой войны. История компании очень интересная. Она была основана на территории современной Украины и даже выпускала фотоаппараты для секретной службы Сталина в 1930 году.

Оба фотоаппарата ФЭД и Зоркий использовали резьбовое соединение M39 - также известное как Leica Thread Mount или LTM. В теории первые фотоаппараты Leica с резьбовым соединением и фотоаппараты ФЭД и Зоркий могли использовать одинаковые объективы. Я говорю в теории потому, что качество российских фотоаппаратов и объективов очень часто был настолько низким, что отдельные части не соответствовали друг другу.


Москва

Фотоаппарат Москва также был выпущен на КМЗ. Он отличается от предыдущих фотоаппаратов тем, что является среднеформатным фотоаппаратом и использует раннюю технологию мехов. Этот фотоаппарат является отличным способом получения снимков среднего формата. Большинство фотоаппаратов Москва являются дальномерными и имеют размер кадра 6x9 см. Этот вид складных фотоаппаратов был произведен многими компаниями, включая такие известные, как Zeiss Nettar и Kodak Autographic.

Большое беспокойство по поводу этих фотоаппаратов вызывают мехи. Мехи очень хрупкие вне зависимости от того, кто их сделал. Жара, влажность и длительное использование их изнашивает. В темной комнате при свете фонаря вы можете проверить, есть ли в них дыры.

Фотоаппарат Москва является портативным и очень удобным для использования, некоторые снимки в формате 6x9 см могут побить разрешение многих современных цифровых фотоаппаратов. Складные фотоаппараты мои любимые для снятия снимков среднего формата.


Горизонт

Фотоаппарат Горизонт один из тех пленочных фотоаппаратов, который делает то, что цифровые фотокамеры всего лишь имитируют, при этом имитируют очень плохо. Горизонт является панорамным фотоаппаратом и был выпущен в различных моделях. За счет вращающегося объектива получаются длинные и панорамные фотографии. Результат просто ошеломляющий.

Есть более 120 версий этого фотоаппарата, но КМЗ еще выпускает пару моделей. В Соединенных Штатах можно найти Горизонт-компакт и Horizon Perfekt. Более старые модели были металлические и имели те же производственные качества, что и другие российские фотоаппараты (акцент делался на простоту, нежели на качество). Современные модели сделаны из пластика, но кажутся более надежными.


Ломо

Компания Ломо была на пике популярности благодаря Ломографическому Сообществу и продавала множество фотоаппаратов по всему миру. Первоначальная компания Ломо существеут по сей день в Санкт-Петербурге, но в основном производит военное и медицинское оптическое оборудование.

Фотоаппараты ЛК-А компании Ломо чаще всего выпускаются в Китае Ломографическим Сообществом, которое работает совместно с компанией Ломо. Самыми популярными являются компактный фотоаппарат ЛК-А и двухобъективный зеркальный фотоаппарат Любитель. Оба до сих пор выпускаются Ломографическим Сообществом.

Я лично считаю что ЛК-А забавный, очень прочный и оригинальный фотоаппарат. Любитель дает очень профессиональный результат, но пластиковая конструкция все же вызывает беспокойство.


Киев

Фотоаппараты Киев выпускались на киевском заводе Арсенал на Украине. Завод работал в течение 245 лет, после чего закрылся в 2008 году. Фотоаппараты и объективы до сих пор продаются через дистрибьюторов, но очевидно не являются новыми и исходят из резервов.

Есть три важных фотоаппарата Киев. Первый - это среднеформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат Киев 88, смоделированный по типу первого Hasselblad. Киев 60 также является среднеформатным однообъективным зеркальным фотоаппаратом, но выглядит более как большой стандартный однообъективный зеркальный фотоаппарат с фиксированной задней стенкой. И, наконец, Киев 4 - 35мм дальномерный фотоаппарат, который, скорее всего, является копией Contax, чем копией фотоаппарата Leica.

Были также выпущены и другие 35мм однообъективные зеркальные и дальномерные фотоаппараты. Киев 88 пострадал от критики по поводу плохого качества и в основном продается компаниями предварительно отремонтированным за $500. Говорят, что Киев являются предварительно собранными, требующими много работы фотоаппаратами, а не уже готовыми к использованию, как мы привыкли.


Объективы

Существеут такое многочисленное количество объективов российского производства, что их все невозможно сразу использовать. Практически каждая российская компания выпустила свою собственную марку объективов. В то время как любители пленок используют объективы, они также покупаются и монтируются, используя адаптеры, в цифровые однообъективные зеркальные фотоаппараты. Низкая цена и иногда высокое качество этих объективов делает их альтернативным решением для того, чтобы не тратить сотни долларов на новые дорогие объективы.

КМЗ выпустил серию объективов Юпитер для дальномерных фотоаппаратов и известный объектив Юпитер-8 50мм f/2. Они также произвели объективы Гелиос для фотоаппарата Зенит и известный объектив Гелиос-40 85мм f/1.5. Компания ФЭД выпустила объективы Индустар. Складной объектив Индустар 22/50 может выдержать конкуренцию наравне с другими объективами того же времени.

И, наконец, шифт-объективы Арсат, производимые компанией Киев, и их 35мм f/2.8 шифт-объектив являются не дорогой альтернативой в сравнении с современными шифт-объективами. Эта фотография была снята объективом Индустар:


Заключение

Я надеюсь, что сегодня вы узнали что-то новое для вас. Но, как любитель российских фотоаппаратов, я бы хотел попросить вас не рассказывать о них вашим друзьям! Я бы не хотел, чтобы из-за них поднялись цены в интернете...

Приоритеты компаний, производящих российские фотоаппараты, отличаются от приоритетов современных производителей. Если вы найдете фотоаппарат, который действительно работает, что случается чаще, чем вы думаете, то он будет работать всегда.

Даже если вы перешли от пленки к цифровым фотокамерам, объективы всегда будут невероятной находкой и, как это принято, вы можете приобрести их отдельно и, если будут какие-то проблемы, сами их починить. Попробуйте сделать это с 70-200мм f/2.8 стабилизирующим изображение объективом!


Коллекционирование советских камер - увлечение через которое проходит почти каждый фотограф.
Но для одних - это как легкое "недомогание", типа свинки или коклюша в детстве, для других - страсть на всю жизнь.
Камеры выставляются на сайте в произвольном порядке, по мере кратковременных побед автора над ленью. Продолжение страницы по адресу http://leica.boom.ru/RusCamera2.htm
Некоторые предметы, тематически не нашедшие места на этом сайте, можно найти по адресу: http://www.antique.boom.ru/other.html

Copyright c Alexander Bronstein


ФЭД "Red Flag" Отчего такое название? На крышке только этой партии была надпись типа: "НКАП Ордена Трудового Красного Знамени завод имени ФЭДзержинского." Аббревиатура НКАП - Народный Комиссариат Авиационной Промышленности. Выпускался в военные годы и сразу после войны в эвакуации в городе Бердск.




Киев со стерео объективом. Было выпущено много стерео насадок/призм к Зоркому и Киеву. Этот объектив, типа лейцовского STEMARа, и в комплеке с призмой нечто действительно редкое. На моем надпись СН-5 и номер 00004. Год выпуска 1952.




УФА - кажется первая камера, выпущенная для КГБ. Объектив 2,7/20(?) мм с фиксированным фокусом. Диафрагмы 2,7; 4; 5,6; 8. Выдержки: 1/10, 1/20, 1/50 и 1/100. Формат кадра: 10,5 х 15 мм. 16 мм пленка на 20 кадров в специальных кассетах - приемная и подающая. Обратной перемотки нет. Спуск затвора с одновременной перемоткой - электрические. Блок питания и кнопка спуска - выносные. Оригинальной конструкции откидной прижимной столик. На нижней крышке - оттягивающийся фиксатор приемной кассеты. Габариты камеры: 90 х 57 х 31 мм. Номер моей камеры 450200. Или по советской традиции это должна быть камера № 200, год выпуска - 1945. И обязательно хочу вспомнить предыдущего владельца этой камеры. Это замечательный человек и талантливый оператор Сурэн Шахбазян.



ФТ-3 Панорамный фотоаппарат Токарева. Довольно редкая модель, в отличие от более распространенного ФТ-2




ФЭД-С, или "командирский ФЭД" Основные отличия от стандартной модели - выдержка 1/1000 и объектив 50мм f/2




Уже до войны ГОМЗ выпускал бакелитовую камеру СМЕНА.




"Репортер" - первая советская камера для профессионалов. Выдержки 1/5 - 1/1000 сек. Шторный затвор. Изготовлено менее 1000 шт с 1937 по 1940 годы. На государственном оптико-механическом заводе им. ОГПУ работали до войны два талантливых конструктора, два брата - Баграт и Андраник Иоаннисиани. Младший, Андраник, ведущий конструктор КБ фотоаппаратуры ГОМЗа, разработчик фотокамеры РЕПОРТЕР. Вот письмо А. К. Иоаннисиани редактору "Ленинградской правды", написанное им в сентябре 1937 года: "На Ваше письмо, направленное мне редакцией "Ленинградской правды", отвечаю краткой характеристикой камеры Репортер, которая, очевидно, исчерпает все Ваши вопросы. Камера эта предназначена в основном для квалифицированного фоторепортера, но, очевидно, будет так же отвечать вкусам высокоразвитого фотолюбителя. Допускает производство снимков любого характера, кроме репродукции, и представляет собой ручную клап-камеру, имеющую преимущества в части удобства обращения и быстроты съемки, столь необходимых при быстром репортаже. Формат кадра выбран 6,5 х 9 как допускающий и непосредственную (контактную) фотопечать, так и увеличение до большого формата. Затвор щелевой (шторный) с автоматическими скоростями от 1/5 до 1/100 и К и Д выдержками. Наводка осуществляется по матовому стеклу и шкале дистанции, а так же специальным, вделанным в камеру и механически связанным с объективом дальномером (вроде Лейки), что гарантирует быстроту и точность наводки на резкость. Объективы в быстросъемных оправах, причем как основной Индустар-7 1:3,5 F = 10,5 см. И предполагается, как дополнительные, 1 светосильный 1:2,8, 1 широкоугольный и 1 телеобъектив (остроугольный). Видоискатель типа Ньютон, причем дана возможность быстрой установки разнообразных приспособлений и визиров на разные фокусные расстояния добавочных объективов. Камера цельнометаллическая, оклеенная кожей. Приспособления и объективы к ней предполагаются к выпуску в продажу отдельно." 2 июля 1941 года Андраник Константинович был мобилизован на оборонные работы и погиб. Из статьи в журнале "ФОТОмагазин" 12"2000г. В фундаментальном справочнике "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, указаны два конструктора данной камеры. Кроме Иоаннисиани - А.А.Ворожбит. На основании информации, любезно предоставленной мне сотрудниками ЛОМО, можно сделать вывод, что Александр Ворожбит разрабатывал лишь затвор камеры, а основным конструктором был Иоаннисиани. У меня создалось впечатление, что выпустив камеру, завод так и не решил проблемы расчета и производства оптики к ней. Судите сами, в качестве нормального объектива использован, предназначенный для дешевой бакелитовой клап-камеры ТУРИСТ, объектив Индустар-7 (хоть и в лучшем исполнении). За 4 года производства РЕПОРТРЕРа так и не была налажен выпуск сменной оптики. Не думаю, что виной всему война. Производство камеры прекращено в 1940 году и причины могут быть разными. Иногда кажется, что к массовому производству сложной фототехники и оптики советские заводы оказались готовыми (исключение - феномен ФЭДа) лишь после войны, когда было задействовано вывезенные из Германии оборудование, частично технологии и детали готовых изделий.




СМЕНА-СТЕРЕО Небольшая партия была выпущена в 1970 году. Объектив f4/40mm. Выдержки 1/15 - 1/250 сек.




F-21 Миниатюрная камера, выпущенная для нужд КГБ. На фото камера с маскирующей насадкой, имитирующей пуговицу. Выпускалась с 1951 года.




ФЭД № 180 000. У фирмы Leitz, например, известны первые владельцы всех камер с "круглыми" номерами. Так Лейка №500000 подарена господину Ernst Leitz II и находится сейчас в музее Leitz. Камера №750000 в 1955 году досталась гениальному Картье-Брессону, никогда не изменявшему Лейке. Лейку 1111111 в 1965 году получил Шеф-фотограф журнала "Look" - A.Rotstein; 980000 - President Eisenhower в 1960 году... Хорошо было бы проследить судьбу советских камер с "нолями".




ФЭД первой модели с трехзначным номером. Верхняя крышка оцинкована. На задней стенке отверстие с заглушкой для юстировки оптики. В дополнение к общеизвестной информации о истории ФЭДа следующая цитата из книги 1933 года "Карманный справочник по фотографии" доктора Э.Фогеля в редакции профессора Ю.К.Лауберта: Экспериментальной лабораторией украинской деткоммуны изготовлен аппарат типа "Лейка". Экспертиза, произведенная группой участников Менделеевского съезда, признала, что пленочные аппараты с щелевым затвором и объективами со светосилой F:3,5 "изготовлены целиком из отечественных материалов и задача конструирования и изготовления в серийном масштабе разрешена вполне хорошо" и что "объектив, впервые изготовленный в СССР (в Ленинграде), рассчитан советскими специалистами".



ФКП 2-1 Эта камера устанавливалась на самолете для фиксации поражения целей. ФКП - "ФотоКиноПулемет" Хотелось бы знать, когда,сколько штук, на каком заводе и в каких годах было выпущено?



Экспонометр ЭП-4. Вообще-то я не собирался помещать экспонометры на этой странице, но ЭП-4, на мой взгляд, был вполне профессиональным прибором для своего времени и достоин отдельного упоминания. Верхняя часть прибора, в которой расположен элемент, поворачивается относительно нижней. Перед фотоэлементом - ирисовая диафрагма, позволяющая увеличить диапазон измерений в 2; 10; 20; 50; 200 раз. Замер освещенности производится через матовое стекло, яркости - через сотовую решетку с линзовым растром. Разработан в НИКФИ, выпускался заводом МКИП в 1954 году. Упоминается практически во всей фото литературе 50 годов. О некоторых фото книгах на моей полке смотри на странице http://www.antique.boom.ru . Об экспонометрах постараюсь написать подробно на http://www.leica.boom.ru/photometry.htm



Камера Торгового дома Стеффенъ в С. Петербурге. Я считаю все камеры выпущенные и проданные российскими торговыми домами, как то Стеффен, Йосиф Покорный и др., вполне российскими камерами, даже если комплектующие к ним поставлялись из-за границы. Так например телевизор выпущенный в России, несмотря на японский кинескоп, будет считаться российским до тех пор, пока выпускается под отечественной маркой.



Фотоаппарат "АРФО-2" 9 х 12. Одинарное растяжение меха. Объектив "Перископ АРФО" 15 см. Вообще в описаниях камеры АРФО у уважаемых мною авторов имеет место изрядная путаница. Перископ упоминается с фокусным расстоянием 13,5 см, однако на камере стоит Перископ 15см; затвор на АРФО-3 описывается со скоростями 1/25 - 1/100, а на моей камере стоит импортный 1/2 - 1/100.



"АРФО - 3", формат - 9 х 12, объектив - Анастигмат АРФО 13,5 см, f - 1/4,5. Двойное растяжение меха.



"АРФО" 6 х 9 Тут все "как в книжках". Объектив "Анастигмат АРФО" 1:4,5 - F=12 см. №03991 Двойное растяжение меха. Хотя камер АРФО (производство московской артели "Фототруд" переименованной кажется в дальнейшем в Арфо) и было выпущено более 100000 шт., быстро достать их в коллекцию относительно сложно. Чем активней я стараюсь разобраться в истории российского и советского фотоаппаратостроения, тем больше неясностей и противоречий обнаруживаю. Так первым советским/российским объективом предлагают считать "Перископ", установленный на первых камерах ЭФТЭ в 1932 году, причем камера изготавливалась с 1929 года (Ю.Рышков, Краткая история советского фотоаппарата). Н.Я.Забабурин в своей книге "Портретная фотографическая оптика" пишет, что первые объективы ОРТАГОЗ выпущены ВООМПом в 1929 году, и там же сообщает, что уже в начале 20 века оптическим заводам "Фос" (фирма Александр Гринберг и Ко в Варшаве) выпущены первые русские фотографические объективы анастигматы, под наименованием "Планастигматы ФОС". Такого рода противоречий в небольшом списке литературы по истории русской/советской фототехники много. Так что разбираться в этой самой истории всем вместе нам предстоит основательно!




Камеры "Лилипут" и "Малютка". Симпатичные бакелитовые камеры, больше похожие на игрушку. "Лилипут" выпускался с 1937 по 1940 годы в нескольких модификациях: надпись впереди или сзади, бакелит разного цвета. Камера является копией фотоаппаратов Siga и Siga Extra, выпускавшихся в 1936 - 1938 годах. Фотоаппарат "Малютка" выпускался пару лет, начиная с 1939 года.



Репродукционная установка С-64 так и осталась бы в ряду других спец. камер, выпущенных советской "оборонкой", если бы не почти детективная история появления ее на рынке. Отдаленное сходство с Лейкой 250 "Reporter" дало толчок воображению московским "экспортерам" фотоаппаратов и была создана Легенда. Камера естественно отсоединялась от штатива и всех остальных "разоблачающих" деталей, получила кодовое имя "Елочка" и как русский "Reporter" в таком виде впаривалась доверчивым как дети иностранцам за четырехзначные суммы в конвертируемой американской валюте. Я свою купил приблизительно за 10% от первоначально запрошенной суммы, зато избавил продавца от необходимости разбирать установку. Кстати у меня по сей день остались самые теплые воспоминания о людях, положивших начало созданию в Москве, а от нее и во всей стране, рынка антикварных фотоаппаратов. Надеюсь еще найдется историк фотографии, который опишет и этих энергичных и талантливых людей, и это неповторимое время - фото-коллекционный Клондайк 80 - 90 годов прошлого столетия




Считается, что камеры ФК форматом 13х18 см выпускались на "ГОМЗ", мастерскими "Кубуч", Ленинградским фототехникумом, и на Харьковской фотофабрике. Куда отнести в этом случае "Опытные кино-фото производственные мастерские. СОЮЗКИНО. Ленинград", изготовившие имеющуюся у меня камеру? Вполне может быть, что это синоним одной из вышеперечисленных организаций. Какой именно?



Если об объективе Стефана Дубинского из Киева (http://leica.boom.ru/OldLens.htm) мы могли только предполагать, что он изготовлен специально по заказу фотографа, то на этой линзе прямо указано: «Изготовлено для Анатолия Вернера из Харькова». То есть можно утверждать, что практика заказа российскими фотографами камер и оптики прямо от изготовителя была общепринята.



Камера МОМЕНТ. Считается копией фотоаппарата POLAROID 95, выпущенного в 1948 году. МОМЕНТ - первая советская камера одноступенчатого процесса. Пара таких камер у меня есть, много больше мне встречалось и почти все они были в идеальном состоянии. Скорее всего особенно попользоваться ими владельцем не удалось: то ли пленки не продавали, то ли фотографии на ней не получались, а может быть просто аккуратным людям достались… Вы наверное заметили, что я представляю камеры не системно. Не описываю также, как правило, технические данные камер и объективов. Я вообще не ставил себе целью показать всю историю русской/советской фото-промышленности. Это уже блестящим образом сделано на сайте Георгия Абрамова (ссылка на главной странице). Просто несколько камер из моей коллекции и комментарии к ним в достаточно свободной форме.




ФОТОН - вторая советская камера одноступенчатого процесса. Как на мой вкус - пластиковый ФОТОН - шаг назад, по отношению к добротному металлическому МОМЕНТУ. В классической книге "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, упоминается 4 модели данной камеры: "ФОТОН", "ФОТОН - М", "ФОТОН - 2" и "ФОТОН - 3". Всех четырех мне собрать не удалось.




ФотоСнайпер ГОИ №1585. Подозреваю, что в таком количестве эти камеры выпущены не были. Может быть была продолжена нумерация камер ВООМП, производства того же ГОИ? В любом случае замечательно, что уже до войны, в 1937 году, сподобились изготовить такую прекрасную камеру. Поверьте мне на слово, что сидит в руках, как влитая. Корпус камеры - ФЭД. Крепление камеры, как у приставных кассет - одно нажатие кнопки и камера отстегнута. Нажатие на курок поднимает зеркало и спускает затвор. Выпускались эти камеры двух цветов: черного и защитно-зеленого. В конце войны партию идентичных камер выпустил Красногорский Механический завод. Маркированы они были, кроме номера камеры, Серпом&Молотом, звездой, красногорским "гробиком" и годом выпуска.



В Эстонии, в городе Нымме, на улице Валдеку, 29а жил молодой человек Вальтер Цапп. В то время самые передовые достижения Эстонии были в области оптики, поэтому не удивительно, что Вальтер увлекся фотографией. В 1930-х годах ему пришла в голову идея новой миниатюрной фотокамеры, которой нет еще на свете. Парень он был толковый, но в одиночку не пробьешься, поэтому он сколотил творческий коллектив. В него вошли часовщик (точный механик) Ханс Эпнер, оптик Карл Индус. Текущие расходы согласился покрывать их приятель Рихард Юргенс. И к августу 1936 года создали-таки новый аппарат. Поскольку он был совершенно новый, то и название ему нужно было дать соответствующее. С этим справился приятель Цаппа - фотограф Николай Нюландер. Он-то и назвал его "Минокс". Затем стали искать фабрику, которая внедрила бы аппарат. Рихард Юргенс обратился к немецкой фирме "Агфа". И был отвергнут. Тогда Рихард вспомнил о своем друге - начальнике эстонского филиала рижского завода ВЭФ. Старая дружба не ржавеет - и вскоре из Риги пришло приглашение показать новшество. Цапп и Юргенс прибыли в Ригу и встретили там весьма радушный прием. Правда, рижане не скрывали некоторых сомнений - мол, не отретушированы ли снимки? И тогда директор ВЭФа Теодор Витолс предложил прямо на месте сделать новые снимки. Они всех убедили, и 6 октября 1936 года был составлен договор. Пока уточняли его детали и подписывали окончательный текст, директор "Агфы" передумал и по телеграфу прислал авторам приглашение в Берлин. Но было уже поздно. (Интересно, как сложилась бы судьба изобретения, если бы он сразу отреагировал положительно?) В ноябре 1936 года Вальтер Цапп переехал в Ригу и стал главным конструктором специально созданной на ВЭФе группы. Там были внесены последние усовершенствования, и в апреле 1938 года камера была запущена в серию, как раз к 100-летнему юбилею фотографии. ВЭФ уже стал подумывать о постройке специального завода, но тут началась война. И 1 июля 1941 года немцы захватили Ригу. На складах ВЭФа они обнаружили множество готовых фотоаппаратов. Рейхсмаршал Геринг стал выдавать "Миноксы" в качестве бесплатного и почетного приложения всем кавалерам Рыцарского креста. Изобретатель Цапп не дождался этого, он уже в марте 1941 года удрал в Германию. Финансист Юргенс сделал то же самое, но позже - в 1945 году. Там приятели, естественно, встретились и основали компанию "Мinox Gmbh wetzlar". За два года они существенно улучшили характеристики аппарата. К тому времени фотокамер было выпущено уже около 3,6 миллиона штук. Теперь же массовую серию производили более тысячи рабочих. Предприятие разрослось. И тут интересы изобретателя Цаппа и бизнесмена Юргенса столкнулись. Финансист организовал новое правление фирмы, и автора идеи оттуда попросту выпихнули. Смертельно оскорбленный Вальтер Цапп уехал в Швейцарию, где стал "свободным художником" (конструктором). 4 сентября 1997 года ему исполнилось 95 лет. Теперь идея Цаппа принадлежит концерну "Лейка", который продолжает выпускать все новые модификации легендарного фотоаппарата. История "Минокса" увлекательна и поучительна. (Данный текст найден на странице: http://www.infonet.ee/~dd/18-1.html без подписи).



Стереокомплекты к камерам Киев и Зоркий. Оба 1957 года. Незначительные отличия: Зоркий - специальный видоискатель, Киев - приставная рамка к видоискателю камеры. Различна конструкция стереоскопов - один настольный, а второй ручной. В сумочке стереонасадки для Зоркого предусмотрено также место для камеры и видоискателя.



Приставка к микроскопу МФН-1. Кадр 6х9, плоские кассеты, выпуск 1949 года. №0277.




Приставка к микроскопу МФН-12 №700278 производства ЛОМО. Выпущена в 1970 году. Продавалась в фанерном ящике. В комплект к приставке входили: камера Зоркий 4, цветные и серые фильтры, сменные окуляры, удлинительный тубус.



На фото линейка объективов и принадлежности, которые выпускались к довоенному ФЭДу. 1 - ФЭД 3,5/50мм MACRO (съемка в масштабе 1/2, не сопряжен с дальномером) 2 - ФЭД 6,3/100мм (четыре линзы склеенные а два компонента) 3 - ФЭД 2/50мм (шестилинзовый анастигмат) 4 - ФЭД 4,5/28мм 5 - ФЭД ФЭД 3,5/50мм (Выпускались двух типов, с разной разбивкой шкалы расстояний) 6 - ФЭД Угловой видоискатель 7 - ФЭД Автоспуск 8 - ФЭД Видоискатель 100мм Отсутствуют на фото следующие принадлежности к ФЭДу: Рамочный универсальный видоискатель (28,50,100мм); Экспонометр селеновый (круглый); Масляный автоспуск; насадочные линзы; светофильтры желтые №1,№2,№3,№4; Шаблон для подрезки концов пленки; увеличители У-0, У-100, У-200. Выпущена была так же небольшая партия объективов 100мм с обозначением светосилы 1/5,9. Однако при такой светосиле объектив не покрывал резко весь кадр, вследствие чего было принято решение снизить светосилу до 1/6,3.




ТСВВС - одна из самых загадочных советских камер. Я даже не уверен, что ее правильно называют. Табличка с дарственной надписью гласит: "Полковнику Максимову ЛК за долгую и безупречную службу в частях ВТС С.А. от Начальника В.Т.С. 9 декабря 1957 г." Отсюда возникает неожиданное предположение, что название камеры следует читать по кругу, как собственно и было принято в России, и звучать оно, быть может, должно не ТСВВС, от Топографическая Служба Военно Воздушных Сил, а ВТСВС? Кто теперь знает!? Камера представляет собой странный гибрид корпуса типа Лейка/ФЭД и объектива Зоннар с цейсовским байонетом. Выпускалась кажется в Харькове, на заводе ФЭД. Появление данной камеры можно предположительно объяснить тем, что в руки военных попала партия трофейных Зоннаров и возникла идея создать особо качественную камеру. Если ФЭД-С называли "командирским", то данную камеру уже "генеральской". И судя по тому, что мой экземпляр вручили через 7 лет после изготовления, раздавать маленькую партию престижных камер не спешили.




Зенит 7 - довольно редкая камера. Всего было изготовлено чуть больше 3000 шт. Я различаю 3 модели данной камеры: точно такого дизайна, как на этом фото, но с автоспуском и двумя синхроконтактами, затем такие, как эта моя камера, и наконец камеры, где "Зенит 7" написано на черном щитке над объективом. Объектив Гелиос 44-7 2/58мм. Крепление объектива - резьба 42х1. При этом вкручивается объектив не прямо в камеру, а в переходник М42/байонет. В паспорте к камере указано, что в комплект входили так же переходник на М39 и удлинительное кольцо с байонетным креплением. Номер моей камеры 6901590, объектива - 001466.




Я не раз спрашивал себя: Отчего ФЭД-Зоркий, а не просто Зоркий? Ответ пришел сам собой, когда в одной из старых книг увидел фотографию камеры ФЭД, под которой было подписано "Лейка". Конечно же, все первые ФЭДы были "нашими Лейками", а первые Зоркие -"красногорскими ФЭДами". Как до сих пор все копировальные машины - Ксероксы. Традиция! Выпущено этих фотоаппаратов около 5500 шт., так что мой - №5436 - один из последних. В известной мне литературе ФЭД-Зоркий 1949 года не упомянут.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции